Управление индивидуальным поведением в организации доклад

Обновлено: 30.06.2024

Реализация целей деятельности организации предполагает разработку определенной системы воздействия на сотрудников, т. е. управление их поведением.

Управление поведением – система мер для формирования принципов, норм поведения людей в организации, которая позволяет организации достичь поставленных целей в заданные сроки и с допустимыми затратами.

Модели поведения персонала – формы (образ) поведения сотрудников для достижения организацией поставленных целей.

Управление поведением осуществляется в несколько этапов (рис. 12.3.1).

На первом этапе осуществляется выявление форм поведения, связанных с трудовой деятельностью, необходимых для реализации принятой стратегии деятельности: определяются ключевые формы поведения, которые оказывают существенное воздействие на деятельность организации.

Модели эффективного поведения создаются в соответствии с принятой стратегией управления организацией. На первом этапевыявляются основные формы поведения, которые оказывают существенное воздействие на деятельность всей организации, определяются 15-20 % поведенческих событий, которые в данной сфере деятельности обеспечивают 70-80 % результатов работы. Анализ целей деятельности организации, способов их реализации, возможностей персонала позволяет сформулировать модели привлекательного поведения.

Второй этап – аудит поведения. Поведенческий аудит – анализ каждого вида деятельности по количественным и качественным составляющим элементам. Рассматриваются только те формы поведения индивида, которые напрямую связаны с его трудовой деятельностью:

медлительность или сноровка, отсутствие на рабочем месте или активная деятельность;

конструктивные предложения или жалобы и др.

Личностные характеристики не рассматриваются.

Цель этапа – предоставить объективную информацию о ключевом поведении, наличии функциональных форм поведения, частоте появления дисфункционального поведения.

Функциональные виды поведения требуют положительного подкрепления, а дисфункциональные – негативного подкрепления или наказания.


Рис. 12.3.1.Механизм формирования поведения

Выявляются ключевые элементы поведения, характерные для конкретного вида деятельности (например, навыки продаж, уровень владения компьютером).

Дисфункциональные виды поведения – формы поведения, которые не способствуют эффективной деятельности организации, предполагают воздействия на работников для их предотвращения (например, количество допустимых ошибок при составлении документов, длительность отсутствия на рабочем месте.

Измерение поведенческих элементов у сотрудников, выполняющих соответствующие виды деятельности – определение величины поведенческих элементов. В поведении выделяют элементы, которые можно измерить, оценить количественно: выполнение определенных операций, отсутствие на рабочем месте, задержка на перерыве, перекуры, разговоры с коллегами.

На третьем этапе осуществляется разработка стратегии интервенции, т. е. разрабатывается перспективный план формирования требуемого поведения сотрудников. Задачей интервенции является упрочение и повышение частоты функциональных форм поведения и уменьшение дисфункциональных. Комплексное воздействие на сотрудников включает систему мер воздействия, которые раскрыты более подробно в других главах этого учебника:

способы изменения установок личности – в главе 3;

применение различных систем мотивации – в главе 4;

методы воздействия на поведение групп – в главе 5;

проведение всевозможных тренингов для отработки навыков работ у специалистов и руководителей;

• управление карьерой специалиста – в главе 11 – система перемещения специалиста в организации в соответствии с его целями, способностями и желаниями и с учетом целей, задач организации;

• организационное регламентирование – четкое формулирование должностных обязанностей и др.

Обобщающим способом воздействия на сотрудника выступает возможность предоставления ему большего доверия как основы создания системы ценностей в организации.

Регламентация деятельности личности осуществляется рядом документов, основными из которых являются должностная инструкция, контракт.

Краткое содержание главы

Поведенческий маркетинг представляет собой изучение рынка поведения, исходя из выработанной в организации стратегии развития и в соответствии с моделями поведения для адаптации организации к изменениям внешней среды. Он базируется на изучении поведения сотрудников, клиентов, поставщиков, акционеров. Поведение сотрудников выступает определяющим в деятельности организации и входит составной частью в такой обобщающий показатель деятельности, как компетенция персонала.

Компетенция представляет собой совокупность: знаний (результатов образования личности), профессиональных навыков (результатов опыта работы и обучения), навыков поведения и общения персонала (умения вести себя в организации, общаться с людьми и работать в группе).

Обладание компетенцией не является застывшим, законченным процессом, требуется постоянное обновление имеющихся знаний и навыков и приобретение новых, поскольку компетенция имеет определенный жизненный цикл.

При управлении поведением индивида используют ряд теоретических подходов по научению поведению, изменению моти-вационных установок. Управление поведением – система мер по формированию принципов, норм поведения людей в организации, которая позволяет организации достичь поставленных целей в заданные сроки и с допустимыми затратами. В центре внимания находятся элементы поведения сотрудников, связанные с внешней средой, прошлым опытом сотрудника, последствиями поведения и их влиянием на эффективность деятельности организации в целом.

Управление поведением осуществляется в несколько этапов: выявление форм поведения, связанных с трудовой деятельностью, необходимых для реализации принятой стратегии деятельности; проведение функционального анализа поведения; измерение исходной частоты соответствующих поведенческих событий; разработка стратегии интервенции, упрочение и повышение частоты функциональных форм поведения и уменьшение дисфункциональных форм поведения.

В современной, постоянно изменяющейся обстановке одним из главных конкурентных преимуществ любой организации является персонал. Это вызывает необходимость нового видения управленческих отношений, основанного на организационной психологии управления, которая ориентирована на изучение, раскрытие и использование личностного потенциала сотрудников организации. Исследование социально-психологических основ управления, формирование знаний и навыков в области человеческого менеджмента, как показывает практика, оказывает большое влияние на повышение эффективности управления организацией

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты организационного поведения и основные этапы его развития
1.1 Организационное поведение как наука и учебная дисциплина
1.2 История развития науки организационного поведения
1.3 Подходы к изучению организационного поведения
2. Особенности индивидуального и группового организационного поведения
2.1 Место личности в организации. Типы индивидуального поведения
2.2 Групповое поведение в организации
2.3 Методы управления людьми в организации
3. Особенности современных организационных отношений
Заключение
Список использованной литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

20-1.rtf

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Курсовая (контрольная) работа по дисциплине:

Работу выполнил студент

Номер зачетной книжки_____

Проверил: ученая степень,

Н.Новгород, 2014 г.

1. Теоретические аспекты организационного поведения и основные этапы его развития

1.1 Организационное поведение как наука и учебная дисциплина

1.2 История развития науки организационного поведения

1.3 Подходы к изучению организационного поведения

2. Особенности индивидуального и группового организационного поведения

2.1 Место личности в организации. Типы индивидуального поведения

2.2 Групповое поведение в организации

2.3 Методы управления людьми в организации

3. Особенности современных организационных отношений

Список использованной литературы

В современной, постоянно изменяющейся обстановке одним из главных конкурентных преимуществ любой организации является персонал. Это вызывает необходимость нового видения управленческих отношений, основанного на организационной психологии управления, которая ориентирована на изучение, раскрытие и использование личностного потенциала сотрудников организации. Исследование социально-психологических основ управления, формирование знаний и навыков в области человеческого менеджмента, как показывает практика, оказывает большое влияние на повышение эффективности управления организацией. Одним из важных элементов социально-психологической сферы менеджмента являются факторы, формирующие организационное поведение сотрудников.

Организационное поведение - это наука об индивидуальных и групповых законах жизни и деятельности людей, объединенных какой-либо организацией. Основой организационного поведения является антропоцентрический принцип: постоянное стремление к тому, чтобы структура и правила функционирования организации соответствовали природе человека, благоприятствовали развитию личности. Только на этой основе возможны развитие организации и повышение ее эффективности.

С точки зрения человеческого фактора организационное поведение - это комплекс поступков и действий человека, отражающих реакцию на все обстоятельства его существование в организации, в любой социальной системе.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью постоянного изучения и обобщения материалов исследований в области организационного поведения и организационных отношений для выработки наиболее оптимальной модели поведения в организации. Проблема поведения персонала организаций начала приобретать все больший научный и практический интерес благодаря развитию рыночных отношений вызвавших резкий переход от трудового поведения в организациях планово-административной экономики к экономическому поведению в организациях частного бизнеса.

На поведение любого сотрудника в организации влияет множество разнообразных факторов, таких как:

· личностные особенности человека;

· комплекс событий, характеризующих функционирование и развитие организации;

· объем, ценность и структура информации, получаемой сотрудником;

· межличностное общение и его характер;

· комплекс социальных и организационных нормативов;

· уровень культуры личности.

Знание факторов влияющих на организационное поведение человека и умение правильно ими манипулировать крайне необходимо для успешной работы организации.

Объектом исследования в данной работе является организация как сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей.

Предмет исследования - управление индивидуальным и групповым поведением в организации.

Целью данной работы является анализ теории поведения человека в организации, а также рассмотрение специфических особенностей человеческих организационных отношений.

Исходя из поставленной цели, при выполнении работы решались следующие задачи:

1. Рассмотрение понятия и истории развития организационного поведения как науки.

2. Ознакомление с основными подходами к изучению организационного поведения.

3. Характеристика типов индивидуального и группового поведения в организации.

4. Описание особенностей организационных отношений в современных организациях.

При решении задач были использованы такие методы, как научный анализ, метод интерпретации, сравнительно-исторический метод, метод научного синтеза и обобщения.

В настоящее время управления организационным поведением человека исследуется наряду с экономикой такими науками, как психология, социология, теория управления, конфликтология и другие. К известным авторам школы поведенческих наук относятся К. Арджирис, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт, Д. МакГрегор, П. Сорокин. При этом экономические аспекты организационного поведения остаются самыми малоизученными, а в экономике труда отсутствует такое направление, как управление организационным поведением персонала.

Основы изучения организационного поведения, заложенные в трудах В.И. Верховина, получили развитие в социально-экономических исследованиях А.С. Афонина, К.А. Тихонравова, Н.В. Черниной. Из зарубежных ученых социально-экономическими вопросами поведения занимались П. Бурдье, М. Вебер, Т. Веблен, Г. Зиммель, В. Зомбарт, Д. Канеман, Т. Парсонс, Н. Смелсер, Й. Шумпетер.

1. Теоретические аспекты организационного поведения и основные этапы его развития

1. Организационное поведение как наука и учебная дисциплина

Организационное поведение - это изучение поведения людей (индивидов и групп) в организациях и практическое использование полученных знаний. Исследования организационного позволяют определить пути повышения эффективности трудовой деятельности человека. Организационное поведение - научная дисциплина, в которой к основному массиву знаний постоянно добавляются результаты новых исследований и концептуальных разработок. И в то же время это - прикладная наука, благодаря которой информация об удачах и фиаско компаний распространяется в других организациях.

Организационное поведение - системная наука, опирающаяся на результаты исследований и концептуальные разработки, которые, как и все естественные и общественные науки, опираются на философский фундамент концепций, базируясь на ряде идей о природе человека: индивидуальные особенности, восприятие, целостность личности, мотивационное поведение, стремление к соучастию, ценность личности; и организации: социальные системы, общность интересов, этические принципы, иерархия, стремление к соперничеству, ценность общности.

Выделяются три уровня рассмотрения проблем поведения: личностный, групповой, организационный. Поведение человека определяется его собственными свойствами, влиянием условий формирования индивидуальной деятельности, особенностями группы, в которую он включен, и условиями совместной деятельности, особенностями организации и страны, в которых он работает. Можно представить основные проблемы организационного поведения и уровни их рассмотрения.

Например, проблема принятия решений на уровне индивида - это исследование индивидуальных особенностей, способностей, умений, навыков и ограничений, свойственных лицам, принимающим решения. Уровень индивидуальной деятельности - это проблемы моделей принятия решения, ловушек неэффективных решений и т. д. Уровень группы же предполагает анализ особенностей принятия решений в зависимости от характеристик группы (размер, однородность, тип группы) и ситуации. На уровне совместной деятельности - проблемы роли отдельных членов и лидера в процессе решения, методы групповых решений и т. п., а на уровне организации - организационные стандарты и нормы, требования к решениям, закрепленные в рамках организационной культуры. На последнем уровне рассматриваются особенности принятия решения, связанные со спецификой конкретной страны.

1.2 История развития науки организационного поведения

Изучение теорий организационного поведения требует рассмотрения истории развития науки в целом, которая вместе с обществом прошла путь эволюции - поступательного развития и последовательного совершенствования. Именно такая естественная форма становления науки подтверждает ее жизнеспособность.

В развитии науки организационного поведения следует выделить два этапа: эмпирический и научный.

Первые попытки осмыслить поведение человека возникли в глубокой древности на эмпирической основе. Фундаментальные проблемы личности были сформулированы в трудах великих древнегреческих мыслителей Сократа, Платона, Аристотеля и других философов в IV-V вв. до н.э. Они впервые в истории европейской общественной мысли поставили проблему взаимоотношений личности и общества, социальной среды, соотношения индивидуализма и коллективизма.

Вопросы поведения личности в окружающей среде рассматривались также в различных религиозных учениях. В частности, идея примата коллектива над личностью питала раннее христианство и вместе с православием пришла на Русь. Православию присущи особый духовный настрой, чувство сопричастности и единения, сопереживания, взаимной любви и жертвенности.

Предпосылками становления научной концепции организационного поведения можно считать идеи свободы, равенства и братства французских просветителей (Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, П.А. Гольбах), социалистов-утопистов (Т. Мор, Т. Кампанелла, Р. Оуэн) в середине XVIII в., классовое учение (К. Маркс), психологию народов (В. Вундт) в Германии в середине XIX в.

На научной основе организационное поведение развивалось с середины XIX в. В рамках следующих учений:

1. Детерминизм - учение о причинной обусловленности и закономерности всех явлений - сформировался в середине XIX в. Он имеет две формы: механистическую и биологическую.

Механистический детерминизм основан на достижениях естествознания и техники. Этот подход предполагал жесткую детерминацию, строго однозначный характер всех связей и зависимостей. Поведение человека в организации трактовалось по типу взаимодействия физических тел. Он отразился в рационалистическом подходе к управлению, разработанном Ф. Тейлором, Г. Гантом, Г. Эмерсоном, А. Файолем и др.

Биологический детерминизм основан на теории эволюции Ч. Дарвина. На общество были перенесены принципы биологической жизни: естественный отбор, борьба за выживание. Поведение человека рассматривалось как производное от определяющих его факторов внешней и внутренней среды, прежде всего биологических.

2. Бихевиоризм - ведущее направление американской психологии начала XX в. (Дж. Уотсон, Э. Торндайк; в России связан с трудами известного физиолога И.П. Павлова).

Управление индивидуальным поведением сотрудников , слайд №1
Управление индивидуальным поведением сотрудников , слайд №2
Управление индивидуальным поведением сотрудников , слайд №3
Управление индивидуальным поведением сотрудников , слайд №4
Управление индивидуальным поведением сотрудников , слайд №5
Управление индивидуальным поведением сотрудников , слайд №6
Управление индивидуальным поведением сотрудников , слайд №7
Управление индивидуальным поведением сотрудников , слайд №8
Управление индивидуальным поведением сотрудников , слайд №9
Управление индивидуальным поведением сотрудников , слайд №10
Управление индивидуальным поведением сотрудников , слайд №11
Управление индивидуальным поведением сотрудников , слайд №12
Управление индивидуальным поведением сотрудников , слайд №13
Управление индивидуальным поведением сотрудников , слайд №14
Управление индивидуальным поведением сотрудников , слайд №15
Управление индивидуальным поведением сотрудников , слайд №16
Управление индивидуальным поведением сотрудников , слайд №17
Управление индивидуальным поведением сотрудников , слайд №18
Управление индивидуальным поведением сотрудников , слайд №19
Управление индивидуальным поведением сотрудников , слайд №20
Управление индивидуальным поведением сотрудников , слайд №21
Управление индивидуальным поведением сотрудников , слайд №22
Управление индивидуальным поведением сотрудников , слайд №23
Управление индивидуальным поведением сотрудников , слайд №24
Управление индивидуальным поведением сотрудников , слайд №25
Управление индивидуальным поведением сотрудников , слайд №26
Управление индивидуальным поведением сотрудников , слайд №27

 Управление индивидуальным поведением сотрудников РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. И. ГЕРЦЕНА Кафедра управления образованием

Слайд 1

Управление индивидуальным поведением сотрудников РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. И. ГЕРЦЕНА Кафедра управления образованием

Управление индивидуальным поведением сотрудников , слайд №3

Слайд 3

 Личность понятие, отражающее общие и уникальные характеристики (внутренние и внешние) человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления, поведения и могут быть использованы для самопознания, сопоставления, воздействия, понимания отдельных людей в их взаимодействии с ситуациями.

Слайд 4

Личность понятие, отражающее общие и уникальные характеристики (внутренние и внешние) человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления, поведения и могут быть использованы для самопознания, сопоставления, воздействия, понимания отдельных людей в их взаимодействии с ситуациями.

 Цель управления личностью повышение эффективности организационной деятельности, которая ведет к достижению поставленных перед менеджером задач.

Слайд 5

Цель управления личностью повышение эффективности организационной деятельности, которая ведет к достижению поставленных перед менеджером задач.

 Детерминанты личности- факторы, предопределяющие формирование и развитие личности. Наиболее исследованные - биологические, социальные и культурные.

Слайд 6

Детерминанты личности- факторы, предопределяющие формирование и развитие личности. Наиболее исследованные - биологические, социальные и культурные.

Управление индивидуальным поведением сотрудников , слайд №7

Слайд 7

 Большая пятерка OCEAN (по Первин Л., Джон О)

Слайд 8

 Нейротизм черта личности, характеризующаяся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, иногда — вегетативными расстройствами. В широком смысле нейротизм можно определять как неспособность эффективно регулировать негативные эмоции (van Egeren, 2009). Н егативные эмоции склонны возникать, когда люди полагают, что они плохо справляются с достижением своих целей (Carver & Scheier, 1990).

Слайд 9

Нейротизм черта личности, характеризующаяся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, иногда — вегетативными расстройствами. В широком смысле нейротизм можно определять как неспособность эффективно регулировать негативные эмоции (van Egeren, 2009). Н егативные эмоции склонны возникать, когда люди полагают, что они плохо справляются с достижением своих целей (Carver & Scheier, 1990).

 Тип личности набор у индивида определенных характеристик, совокупность которых позволяет отнести его к определенному типу.

Слайд 10

Тип личности набор у индивида определенных характеристик, совокупность которых позволяет отнести его к определенному типу.

 Типы деловых партнеров Квадрат Треугольник Круг Зигзаг Прямоугольник

Слайд 11

 Индикаторы (показатели) Речь (вербальные характеристики) Язык тела (невербальные характеристики) Жизненные позиции (установки) Имидж

Слайд 12

Индикаторы (показатели) Речь (вербальные характеристики) Язык тела (невербальные характеристики) Жизненные позиции (установки) Имидж

 Сенсити́вность, сензити́вность или чувстви́тельность (лат. sensus — чувство, ощущение) характерологическая особенность человека, способность его ощущать, различать и реагировать на внешние раздражители. Количественно различают повышенную и пониженную сенситивность (чувствительность).

Слайд 13

Сенсити́вность, сензити́вность или чувстви́тельность (лат. sensus — чувство, ощущение) характерологическая особенность человека, способность его ощущать, различать и реагировать на внешние раздражители. Количественно различают повышенную и пониженную сенситивность (чувствительность).

 темперамент Сангвиник - пониженная сензитивность, высокая активность, уравновешенность, пластичность, экстравертированность, повышенная эмоциональная возбудимость. Противопоказания: монотонная работа, однообразная, индивидуализированная, размеренная профессиональная деятельность. Хорошо: работа, предполагающая переход от одного ритма к другому.

Слайд 14

темперамент Сангвиник - пониженная сензитивность, высокая активность, уравновешенность, пластичность, экстравертированность, повышенная эмоциональная возбудимость. Противопоказания: монотонная работа, однообразная, индивидуализированная, размеренная профессиональная деятельность. Хорошо: работа, предполагающая переход от одного ритма к другому.

 темперамент Холерик- пониженная сензитивность, высокая реактивность, экстравертированность, ускоренный темп реакций, повышенная возбудимость. Противопоказания: монотонная, однообразная работа, исполнительская деятельность. Хорошо: организаторская работа, лидерство, борьба с неформальным лидерством (но следует учитывать, что он умеет подавлять инициативу других).

Слайд 15

темперамент Холерик- пониженная сензитивность, высокая реактивность, экстравертированность, ускоренный темп реакций, повышенная возбудимость. Противопоказания: монотонная, однообразная работа, исполнительская деятельность. Хорошо: организаторская работа, лидерство, борьба с неформальным лидерством (но следует учитывать, что он умеет подавлять инициативу других).

 темперамент Флегматик- пониженная сензитивность, низкая реактивность, высокая активность, интровертированность, пониженная эмоциональная возбудимость. Противопоказания: разнородная, аритмичная работа, срочная работа. Хорошо: монотонные, размеренные, однообразные задания.

Слайд 16

темперамент Флегматик- пониженная сензитивность, низкая реактивность, высокая активность, интровертированность, пониженная эмоциональная возбудимость. Противопоказания: разнородная, аритмичная работа, срочная работа. Хорошо: монотонные, размеренные, однообразные задания.

 темперамент Меланхолик- повышенная сензитивность, невысокие активность и реактивность, интровертированность, повышенная возбудимость, замедленный темп реакций. Противопоказания: темповая, опасная, срочная работа, монотонная и требующая разнообразных контактов. Хорошо: работа, исключающая стрессовые нагрузки, а также интенсивность общения.

Слайд 17

темперамент Меланхолик- повышенная сензитивность, невысокие активность и реактивность, интровертированность, повышенная возбудимость, замедленный темп реакций. Противопоказания: темповая, опасная, срочная работа, монотонная и требующая разнообразных контактов. Хорошо: работа, исключающая стрессовые нагрузки, а также интенсивность общения.

 Формула поведения индивида в организации Поведение = особенности индивида + окружающая среда

Слайд 19

 Переменные – изменяемые в процессе целенаправленного воздействия категории, которые влияют на поведение индивида в организации.

Слайд 20

Переменные – изменяемые в процессе целенаправленного воздействия категории, которые влияют на поведение индивида в организации.

Управление индивидуальным поведением сотрудников , слайд №21

Слайд 21

 Золотое правило формирования установок Адекватные организационным нормам поведения установки формируются только на основе положительного или отрицательного опыта взаимодействия личности с явлением окружающей действительности.

Слайд 22

Золотое правило формирования установок Адекватные организационным нормам поведения установки формируются только на основе положительного или отрицательного опыта взаимодействия личности с явлением окружающей действительности.

Управление индивидуальным поведением сотрудников , слайд №23

Слайд 23

 Какие факторы будут влиять на изменение установок личности в организации? справедливое оценивание; эмоциональный отклик; заработная плата; природа работы; возможность роста в организации; стиль руководства; коллеги по работе и уровень взаимоотношений с ними.

Слайд 24

Какие факторы будут влиять на изменение установок личности в организации? справедливое оценивание; эмоциональный отклик; заработная плата; природа работы; возможность роста в организации; стиль руководства; коллеги по работе и уровень взаимоотношений с ними.

 Когда формируем положительные установки в процессе мотивирования индивида и группы; в процессе формирования и управления групповой работой; в процессе управления внутрифирменными коммуникациями; в процессе делегирования полномочий и распределения обязанностей; в процессе внедрения изменений в организации

Слайд 25

Когда формируем положительные установки в процессе мотивирования индивида и группы; в процессе формирования и управления групповой работой; в процессе управления внутрифирменными коммуникациями; в процессе делегирования полномочий и распределения обязанностей; в процессе внедрения изменений в организации

 Когда формируем негативные установки? в процессе управления конфликтных ситуаций (для их минимизации); в процессе управления девиантным поведением сотрудников (неадекватное принятым организационным правилам); в процессе управления манипуляциями сотрудников

Слайд 26

Когда формируем негативные установки? в процессе управления конфликтных ситуаций (для их минимизации); в процессе управления девиантным поведением сотрудников (неадекватное принятым организационным правилам); в процессе управления манипуляциями сотрудников


Управление поведением – система мер для формирования принципов, норм поведения людей в организации, которая позволяет достичь поставленных целей в заданные сроки и с допустимыми затратами.

Актуальной является разработка современных подходов при работе в изменяющихся условиях с таким важнейшим ресурсом организации как люди. Это означает разработку доступных, понятных и применимых методов, использование которых в управлении людьми позволит организации достигать своих целей с максимальной пользой.

Цель работы. Проанализировать современные подходы к управлению поведением организацией, выделить среди них те, которые применимы в настоящее время в российских компаниях.

Метод исследования представляет собой обзор литературных источников и периодических изданий, материалов интернет, пассивный эксперимент.

Для управления поведением основополагающими являются вопросы формирования установок личности. Установка приводит к намерению повести себя каким-либо образом. Это намерение может быть исполнено или не исполнено при данных обстоятельствах. Установки личности являются базисом управления поведением для эффективного функционирования организации. А такие важные элементы как мотивация/стимулирование, лидерство, формирование группового/командного поведения, корпоративная культура, делегирование полномочий являются источниками формирования установок личности, т.е. средством управления поведением организации. Важнейшими установками на работе являются: удовлетворенность трудом, приверженность организации, вовлеченность в работу, установка на совместную деятельность.

Удовлетворённость трудом – это приятное позитивное эмоциональное состояние, проистекающее из оценки своей работы или производственного опыта, которое является результатом восприятия самими работниками того, насколько хорошо работа обеспечивает важные, с их точки зрения, потребности.

Приведем основные факторы, влияющие на чувство удовлетворенности работой.

1. Оплата труда, воспринимаемая с учетом социальной справедливости (соотнесенная с вознаграждениями других работников) и соответствующая персональным ожиданиям.

2. Выполняемая работа (собственно работа, интерес к ней)

3. Личностный интерес к работе как таковой. Труд как осознанная и желаемая форма существования человека.

4. Возможности продвижения по службе.

5. Стиль руководства, лидерства. Способность руководителя создавать обстановку вовлеченности сотрудников в рабочий процесс.

6. Коллеги, сослуживцы по работе.

7. Условия работы, сравнимые с индивидуальными физическими потребностями,

Как правило, чем больше человек увлечен своим делом, тем более он удовлетворен своим положением в организации.

Вовлеченность в работу – желание индивида усердно работать и прилагать усилия сверх того, что ожидается от обычного работника.

Вовлеченность в работу зависит от некоторых факторов:

Личностных – возраст, потребности в профессиональном росте и развитии и т.п.

Социальных – работа в группах/командах или в одиночку, участия в принятии решений, насколько персонал поддерживает организационные цели и т.п.

Приверженность работников своей организации является психологическим состоянием, которое определяет ожидания, установки работников, особенности их рабочего поведения и то, как они воспринимают организацию. Приверженные работники в большей степени склонны к проявлению творчества и инициативы, что часто имеет решающее значение для сохранения конкурентоспособности организации.

Приверженность организации слагается из следующих компонентов:

а) принятия организационных ценностей и целей;

б) готовности прилагать усилия ради организации;

в) сильного желания оставаться членом коллектива организации.

Индивидуальные характеристики работников, оказывающие влияние на степень их приверженности организации:

мотивы выбора работы (главный мотив – содержание работы, а не заработок);

мотивация труда и трудовые ценности (совпадение ожиданий потребностям);

особенности трудовой этики (ориентация на работу как основную сферу самореализации, ответственность за результаты выполняемой работы);

уровень образования (выше уровень образованности – ниже привязанность);

возраст (чем человек старше, тем выше его приверженность организации);

семейное положение (семейные люди более привержены организации);

удаленность места жительства от места работы.

Как уже упоминалась ранее, управление компанией осуществляется через управление поведением людей. Поведение сотрудников непосредственно связано с результатами деятельности компании. Организации с высоким уровнем вовлеченности сотрудников показали тенденцию к повышению своих финансовых результатов относительно своих конкурентов [7, 8].

Среди всех способов изменения поведения персонала для российских компаний актуально использование ниже приведённых методов.

Вовлечение через формирование миссии [9]. К миссии должен быть причастен каждый сотрудник организации, а не только стратеги из высшего управленческого звена – компания принадлежит рабочим, а не только небольшой группе руководителей.

Миссия организации, если она действительно отражает разделяемые каждым ее членом видение и ценности, рождает великое единение и необычайное чувство приверженности. Они проникаются теми неизменными ценностями, которые составляют суть, ядро организации. Это есть построение корпоративной культуры основанной на доверии и уважении к каждому.

Лидерство [8, 9]. В компаниях следует ввести практику постоянного выявления лидерства. Компании должны постоянно выявлять людей, обладающих лидерскими качествами и перемещать их на руководящие должности всех уровней. Руководство компании должно обладать способностью управлять людьми вдохновляя, ведя их за собой.

Использование внутреннего потенциала сотрудников [10]. Необходимо использовать результаты аттестации персонала не для того, чтобы уволить или наказать работника, а для того, чтобы перемещать людей внутри компании на места соответствующие их способностям. Предприятиям следует публиковать объявления о вакансиях внутри компании от чего можно получить двойную выгоду: человек обычно находит работу, которая больше его удовлетворяет. Сотрудникам лучше всего удаются те виды деятельности, которые они делают с удовольствием и к которым у них есть выраженные способности. И в то же время отдел кадров может выявить руководителей, от которых подчиненные стремятся уйти. Неиспользованный внутренний потенциал сотрудников является восьмым видом потерь в системе Бережливого производства.

Организационное поведение: учебник для вузов / под ред. Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2008. — 461 с.

Начало мотивации: как в компании Travelocity пробуждают энтузиазм сотрудников // PR в России. - 2007. - N 12. - С. 32

Делегирование – способ повышения эффективности труда/ Иголкина Инна Николаевна // Менеджмент сегодня. - 2013. - № 2. - С. 102-109

Асаул А.Н. и др. Культура организации: проблемы формирования и управления/ Асаул А.Н., Асаул М.А., Ерофеев П.Ю., Ерофеев М.П. — СПб.: Гуманистика, 2006. — 203 с.

Проблемы формирования организационной культуры в компаниях, находящихся в стадии бурного роста / Селиванов Игорь Андреевич // Менеджмент сегодня. - 2013. - № 2. - С. 110-116

Управление качеством услуг: Метод Human Sigma / Джон Флеминг, Джим Асплунд; пер. с англ. – М.:Альпина Бизнес Букс, 2009, - 218 с.

Клок, Кеннет. Конец менеджмента и становление организационной демократии : пер. с англ. / К. Клок, Д. Голдсмит. — СПб. : Питер, 2004. — 368 с.

Морита, Акио. Sony. Сделано в Японии : пер. с англ. / А. Морита при участии Э. М. Рейнголда и М. Симомуры. — 2-е изд. — М. : Альпина Бизнес Букс, 2007. — 290 с.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Человек в организации и управление индивидуальным поведением. (Тема 4). Презентация на заданную тему содержит 40 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ Человек - единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного; существо, наделенное разумом, духом, обладающее мышлением, речью. Индивид – это единичное природное существо, представитель вида, продукт единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных черт, имеющий общебиологические свойства: пол, возраст, тип, конституция. Субъект – это совокупность характеристик человека как распорядителя собственных сил, способностей, как активного пользователя социальной среды.

ПОВЕДЕНИЕ РАБОТНИКА Поведение работника – это совокупность осознанных, социально значимых действий, обусловленных занимаемой в организации позицией, определяющая отношение к организационным ценностям и нормам.

2. ВОСПРИЯТИЕ И АТРИБУЦИЯ Восприятие – это сложный опосредующий когнитивный процесс, с помощью которого человек придает значение элементам и явлениям окружающей среды. Атрибуция – процесс восприятия причин поведения и его результатов, позволяющий человеку придать смысл окружающему.

3. СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ Способности – это индивидуально-психологические особенности, которые являются субъективными условиями для успешной деятельности. - элементарные и сложные; - общие и специальные; - теоретические, учебные и творческие; коммуникативные и предметно-деятельностные.

4. ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ Ценности – осознанные и принятые человеком общие компоненты смысла его жизни: физические; эмоциональные; интеллектуальные.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕРСОНАЛА Уровень развития компетенции приобретение использование устаревание

ПОТРЕБНОСТЬ, МОТИВ И ИНТЕРЕС Потребность – это вид функциональной и психологической нужды или недостатка чего-либо для поддержания жизнедеятельности индивида. Мотив – актуализированная потребность; своеобразный механизм, вызывающий активность и определяющий направление и содержание поведения человека. Интерес – конкретное выражение осознанных потребностей.

Читайте также: