История военной подготовки доклад

Обновлено: 02.07.2024

В истории нашей страны отношение к обязательной подготовке граждан к военной службе неоднократно менялось. Она то отменялась, то вводилась вновь.

В мае 1918 г. был принят Декрет о всеобщем военном обучении (Всевобуч) трудящихся без отрыва от производства. К обучению привлекались все мужчины в возрасте от 16 до 40 лет. Это позволило создать многочисленную армию, подготовить хорошие резервы для нее.

К началу 1941 г. только в учебных центрах, стрелковых, кавалерийских, морских, артиллерийских и других школах ОСОАВИАХИМа обучались более 2600 тысяч человек. За время Великой Отечественной войны военные специальности получили более 9 миллионов человек.

В обязательную подготовку гражданина к военной службе входят: получение необходимых знаний в области обороны, медицинские обследования и освидетельствования, а при необходимости, но с согласия гражданина, — проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

•S знакомятся с организацией системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций;

S изучают основы здорового образа жизни;

S получают необходимые знания об обороне государства и о воинской обязанности;

У приобретают практические навыки по гражданской обороне.

Подготовку по основам военной службы проходят все граждане мужского пола; она включает основы военной службы в государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных средних учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения. Эта подготовка проводится штатными преподавателями в соответствии с государственным образовательным стандартом, который предусматривает:

•S получение гражданами знаний основных положений статей Конституции и Законов Российской Федерации об основах обороны государства и военной службы, об основных требованиях уставов Вооруженных сил;

S знакомство с образцами вооружения и военной техники, размещением и бытом личного состава воинских частей, их боевыми традициями;

•S приобретение необходимых знаний и практических навыков по гражданской обороне и оказанию первой медицинской помощи.

Граждане, достигшие возраста 16 лет, работающие в организациях и не прошедшие подготовку по основам военной службы в учебных заведениях, привлекаются к занятиям по основам военной службы на учебных пунктах организаций, а также на объединенных районных или городских учебных пунктах. Здесь по направлениям военных комиссариатов обучаются также граждане, которые нигде не учатся и не работают и не прошли подготовку по основам военной службы.

Учебные пункты создаются решением органов местного самоуправления. Они должны иметь кабинеты.

оборудованные специальными пособиями по основам военной подготовки.

Подготовка по основам военной службы завершается проведением учебных сборов.

Подготовка по военно-учетным специальностям проводится в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования с гражданами мужского пола, достигшими возраста 17 лет.

Задачи подготовки по военно-учетным специальностям включают:

S воспитывать в юношах, подлежащих призыву на военную службу, готовность защищать Отечество, безупречно выполнять воинский долг;

¦S знакомить их с вооружением, военной техникой и прививать практические навыки в самостоятельной работе с ними;

S совершенствовать знания по основам воинской службы, полученные в общеобразовательных средних учебных заведениях.

Основная нагрузка по подготовке граждан по военно-учетным специальностям лежит на Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО), в образовательных учреждениях которой такую подготовку получает около трети всего пополнения, ежегодно поступающего в войска.


ц—щ В РОСТО функционируют 518 образовательных учреждений, 167 авиационно-спортивных организаций, свыше 1500 спортивно-технических клубов, более 90 детско-юношеских спортивно-технических школ. Здесь ежегодно готовятся десятки тысяч специалистов более чем по 40 военно-учетным специальностям.

Число граждан, проходящих подготовку по военноучетным специальностям, определяется Министерством обороны Российской Федерации (РФ). Юноши,

овладевшие этими специальностями, при призыве на военную службу вправе выбрать вид и род войск Вооруженных сил РФ. Решение о направлении юношей на военную службу в соответствии с полученной подготовкой выносит призывная комиссия.

Медицинское освидетельствование и обследование, проведение лечебно-оздоровительных мероприятий возлагаются на органы управления и учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения, которые работают во взаимодействии с военными комиссариатами. К сожалению, сейчас каждый четвертый освидетельствованный при постановке на воинский учет по имеющимся заболеваниям не годен к военной службе.


jr~ц Причинами освобождения граждан от призыва на военную службу чаще всего становятся болезни внутренних органов— (26%), хирургические болезни — (23%), болезни нервной системы — (14%) и психические расстройства— (13%). До 15% призывников имеют дефицит веса. Большое их число страдают социально опасными заболеваниями, в ряду которых первыми стоят туберкулез, сифилис, алкоголизм, наркомания и токсикомания. Причем количество молодых людей с такими заболеваниями растет. Почти половина призывников, пришедших только в сухопутные войска в 1996 г., до призыва употребляли спиртные напитки, причем 12% регулярно, а 8% — пробовали наркотики.

При этом почти половина молодых граждан, подлежащих призыву на военную службу, рассматривает ее как неприятную неизбежность, пугающую повинность, которую необходимо выполнять лишь из страха неминуемого уголовного наказания. Молодые люди, желая избежать военной службы, отказываются от своевременного лечения некоторых заболеваний, являющихся основанием для освобождения или отсрочки от призыва.

Освобождения и отсрочки даются в связи с очень серьезными заболеваниями, и если своевременно не заняться их лечением, можно окончательно потерять здоровье и остаться инвалидом на всю жизнь.

Лечебно-оздоровительные мероприятия включают:

S проведение до первоначальной постановки на воинский учет ежегодных углубленных профилактических медицинских осмотров, лечения, диспансерного наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием допризывников;

S проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий с гражданами после первоначальной постановки на воинский учет, а также с признанными при призыве временно не годными к военной службе.

У обязательной подготовки к военной службе большая история. Она то отменялась, то вводилась вновь.

В январе 1918 г., выдвинув лозунг "защиты социалистического Отече­ства", советское правительство активно повело массовую работу по воен­ному обучению населения. В мае 1918 г. был принят Декрет о всеобщем военном обучении (Всевобуч) трудящихся без отрыва от производства.

К обучению привлекались все мужчины в возрасте от 16 до 40 лет. Это позво­лило создать многочисленную армию, подготовить хорошие резервы для нее.

К началу 1941 г. только в учебных центрах, стрелковых, кавалерийс­ких, морских, артиллерийских и других школах ОСОАВИАХИМа обуча­лись более 2 миллионов 600 тысяч человек. По новым программам было подготовлено около 400 тысяч летчиков, парашютистов, связистов и дру­гих военных специалистов. За время Великой Отечественной войны воен­ные специальности получили более 9 миллионов человек.

Широко велась военная подготовка и в послевоенное время. Первая от­мена НВП (1960 — 1967 гг.) была вызвана прежде всего демографическим кризисом, который привел к снижению количества призывного контин­гента. Сказалась и всеобщая разоруженческая волна начала 60-х годов. С принятием нового Закона СССР "О всеобщей воинской обязанности" на­чальная военная подготовка в 1967г. была возрождена. По 1980г. она про­водилась с учащимися 9-10-х классов общеобразовательных школ, а так­же в образовательных учреждениях начального профессионального и сред­него профессионального образования. Затем постановлением Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. № 253 начальная (допризывная) подготовка учащейся мо­лодежи была практически упразднена. С принятием в 1998 г. Закона "О воинской обязанности и военной службе" обязательная подготовка к военной службе вновь восстановлена.

Содержание обязательной подготовки к военной службе.

В настоящее время обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

получение начальных знаний в области обороны;

подготовку по основам военной службы в государственном, муниципаль­ном или негосударственном образовательном учреждении среднего (пол­ного) общего образования, образовательном учреждении начального про­фессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций, военно-патриотическое воспитание;

подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сер­жантов и старшин по направлению военного комиссариата;

медицинское освидетельствование и медицинское обследование;

проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Рассмотрим данные направления.

Получение начальных знаний в области обороны

Получение гражданами начальных знаний в области обороны осуществ­ляется в образовательных учреждениях основного общего образования в соответствии с государственным образовательным стандартом в ходе изу­чения курса "Основы безопасности жизнедеятельности". На занятиях уча­щиеся знакомятся с организацией системы защиты населения от послед­ствий чрезвычайных ситуаций, получают необходимые знания по основам здорового образа жизни, об обороне государства и о воинской обязаннос­ти, приобретают практические навыки по гражданской обороне.

Курс "Основы безопасности жизнедеятельности" является обязательным предметом обучения, независимо от вида образовательного учреждения общего образования.

Подготовка по основам военной службы

До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят под­готовку по основам военной службы в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профес­сионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения. Эта подготовка проводится штатными препода­вателями в соответствии с государственным образовательным стандартом, который предусматривает: получение гражданами знаний положений ста­тей Конституции и Законов Российской Федерации "Об обороне", "О воин­ской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих" об ос­новах обороны государства и военной службы, об основных требованиях уставов Вооруженных Сил; знакомство с образцами вооружения и воен­ной техники, размещением и бытом личного состава воинских частей, их боевыми традициями; приобретение необходимых знаний и практических навыков в объеме подготовки молодого воина по гражданской обороне, ока­занию первой медицинской помощи.

Граждане, достигшие возраста 16 лет, работающие в организациях и не прошедшие подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях, привлекаются к занятиям по основам военной службы на учебных пунктах организаций, а также на объединенных районных или городских учебных пунктах. Здесь по направлениям военных комиссари­атов обучаются также граждане, которые нигде не учатся и не работают и которые не прошли ранее подготовку по основам военной службы.

Учебные пункты создаются решением органов местного самоуправле­ния. Они должны иметь оборудованные кабинеты по основам военной под­готовки, военное имущество, технику, уставы, учебные пособия и другую необходимую учебно-материальную базу.

Военно-патриотическое воспитание

Военно-патриотическое воспитание — это многоплановая, системати­ческая, целенаправленная и скоординированная деятельность государ­ственных органов, общественных объединений и организаций по форми­рованию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к его защите, соответству­ющих морально-психологических качеств, практических и физических на­выков, необходимых для военной службы.

Анализ военно-патриотической работы школы.

Подготовка по военно-учетным специальностям

Такая подготовка осуществляется в соответствии с Законами Российс­кой Федерации "Об обороне" и "О воинской обязанности и военной служ­бе", а также Положением о подготовке граждан к военной службе, поста­новлениями Правительства РФ. Она проводится в общественных объеди­нениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования с гражданами мужского пола, достигшими возраста 17 лет.

Задачами подготовки по военно-учетным специальностям являются:

воспитание юношей, подлежащих призыву на военную службу, в духе готовности к защите Отечества, к безупречному выполнению воинского долга;

приобретение твердых знаний устройства вооружения, военной тех­ники и практических навыков в самостоятельной работе на них;

совершенствование знаний по основам воинской службы, полученных в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

Основная нагрузка по подготовке граждан по военно-учетным специаль­ностям лежит на Российской оборонной спортивно-технической организа­ции, в образовательных учреждениях которой такую подготовку получает около трети всего пополнения, ежегодно поступающего в войска. В РОСТО функционируют 518 образовательных, 167 авиационно-спортивных орга­низаций, свыше 1500 спортивно-технических клубов, более 90 детско-юно­шеских спортивно-технических школ. Здесь ежегодно готовятся десятки тысяч специалистов более чем по 40 военно-учетным специальностям.

Количество граждан, подлежащих подготовке по военно-учетным спе­циальностям солдат, матросов, сержантов и старшин, определяется Ми­нистерством обороны Российской Федерации. Юноши, овладевшие этими специальностями, при призыве на военную службу вправе выбрать вид и род войск Вооруженных Сил РФ, другие войска, воинские формирования и органы с учетом реальной потребности в таких специалистах. Решение о направлении юношей на военную службу, в соответствии с полученной подготовкой, выносит призывная комиссия.

Медицинское освидетельствование и медицинское обследование

При первоначальной постановке на воинский учет гражданин подлежит медицинскому освидетельствованию врачами-специалистами

Организация и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий

Организация и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий воз­лагаются на органы управления и учреждения государственной и муни­ципальной систем здравоохранения, которые работают во взаимодействии с военными комиссариатами.

Лечебно-оздоровительные мероприятия включают:

проведение гражданами, до первоначальной постановки их на воинский учет, ежегодных углубленных профилактических медицинских осмотров, лечения, диспансерного наблюдения за состоянием их здоровья и физи­ческим развитием;

проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий с гражданами после первоначальной постановки на воинский учет, а также с признанными при призыве временно не годными к военной службе.

Данные мероприятия проводятся на основе разрабатываемых планов, которые утверждают главы местных администраций

всеобуч ВОВ

Важнейшее условие обеспечения обороноспособности страны это подготовка граждан к защите своей Родины.

Сразу после Октябрьской революции большевики перешли к построению территориально-милиционной модели армии — территориальных войск (ополчения). Ведь в последующем они планировали строить государство без армии как таковой в мирное время, но способное развернуть необходимое количество войск по территориальному принципу.

Для данной модели необходимо было заблаговременно готовить все население военному делу, причем заблаговременно и эффективно.


В 1920-е годы проведение военной подготовки трудящихся и молодежи допризывного возраста осуществлялось в форме вневойскового обучения, а также в период проведения краткосрочных сборов при воинских частях РККА. Всевобуч формировался одновременно с системой воинского учета и граждан и вместе они являлись основным содержанием работы военных комиссариатов того времени.

В 1920-х годах у большевиков укрепляется понимание важности постоянной кадровой армии, но остается милиционная часть армии. При этом всеобщее военное обучение было признано эффективной и необходимой мерой в молодой республике.

Для популяризации военно-технических знаний и содействия военной подготовке граждан, привлечения широких масс населения РСФСР к военной подготовке, в 1020-е годы создается ряд общественных организаций: Военно-научное общество (1920); Добровольное общество друзей химической обороны и промышленности (ДОБРОХИМ, 1924); Общество содействия авиационному и химическому строительству СССР (АВИАХИМ СССР,1925); Общество содействия обороны СССР (ОСО, 1926). 23 января 1927 года произошло объединение ОСО СССР и АВИАХИМ СССР в единую организацию под названием ОСОАВИАХИМ (Общество содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР).

С середины 1930-х годов Красная армия постепенно переходит на кадровую основу путем постепенного уменьшения количества территориально-милиционных частей и соединений.

С 1937 года и до начала Великой Отечественной войны в СССР система военного обучения гражданского населения и допризывной молодежи предполагала решение следующих задач:

1. Подготовку гражданского населения к обороне на случай возможной войны;

2. Предварительную подготовку граждан для последующего укомплектования РККА хорошо подготовленными военнослужащими.

Создаваемая система военного обучения была рассчитана на два вида подготовки: добровольную и обязательную.


Принятие Закона о всеобщей воинской обязанности увеличивало сроки проводимых в войсках учебных сборов военнообязанных, что способствовало повышению качества их подготовки.

Программы начальной и допризывной подготовки готовились по линии Общества содействия обороне и авиационно-химическому строительству, по линии Отдела военно-технической пропаганды начальника вооружений РККА и ряда инстанций НКО.

1941-1945 года

С началом Великой Отечественной войны актуальность всевобуча значительно возросла.

В соответствии с этим Постановлением к военной подготовке привлекались мужчины в возрасте от 16 до 50 лет. В первую очередь к обучению привлекалась молодежь призывного возраста и военнообязанные запаса.

Обучение граждан в системе всевобуча осуществлялось без отрыва от производства (а в сельской местности с отрывом на 15 — 20 дней), по определенному графику. Для руководства всеобщим военным обучением трудящихся было создано Главное управление Всевобуча в составе Наркомата обороны. В областных, краевых и республиканских военкоматах были образованы отделы Всевобуча. А в районных военкоматах вводились должности инструктора всевобуча, чаще всего по 1 в сельских районах и 2 в городе.


В ведении отделов Всевобуча была организация и руководство военным обучением, организация и руководство допризывной военной подготовки учащейся молодежи и т.д.

Учащиеся организовывались в отделения, взводы, роты и батальоны. Занятия проводились по 110-часовой программе, которая давала начальные военные знания и практические навыки в объеме подготовки одиночного бойца. Из числа лиц, прошедших обучение по данной программе, готовились бойцы-специалисты: истребители танков, снайперы, автоматчики, пулеметчики, минометчики, танкисты. Прошедшим обучение по программе военнообязанным запаса делалась отметка в военном билете, а допризывникам выдавалось соответствующее удостоверение, и их ставили на учет в военкоматах.

Перед началом всевобуча были проведены организационно-методические мероприятия с командно-начальствующим составом, участвующим в процессе военной подготовки гражданского населения.

В конце1941 г. приказами начальников гарнизонов воинские части и учебные заведения были закреплены за учебными пунктами Всевобуча.

Занятия 1-й очереди начались 1 октября 1941 г. и продолжались до 1 марта 1942 г. и в целом имели 90% посещаемости.

В ходе всевобуча предусматривались занятия по тактической, огневой, саперной, строевой, химической, санитарной и физической подготовке, а также изучение воинских уставов.

По программе огневой подготовки требовалось, чтобы обучающиеся приобрели знания материальной части стрелкового оружия, практические навыки ухода за ним и умение содержать его в постоянной боевой готовности. Каждый боец должен был научиться вести меткий огонь из винтовки, уметь при наступлении и обороне метать ручные и противотанковые гранаты, бутылки с зажигательной смесью, владеть ручным пулеметом.

Предполагалось как можно чаще проводить занятия на местности в любых погодных условиях.

Вместе с тем следует отметить, что в ходе первой очереди обучения комиссиями штабов был выявлен недостаточный контроль некоторых военкомов за ходом всевобуча в районах и непосредственно в учебных пунктах.

В связи с выявленными недостатками необходимо было срочно решить вопрос о способе проведения занятий второй очереди в сельских районах. Наиболее приемлемым методом стало обучение с отрывом от производства, т.к. в населенных пунктах, расположенных на большом расстоянии друг от друга, к следующей очереди обучения можно было призвать от 1 до 5 чел.

Начиная с 1943 г. в подготовке боевых резервов происходят изменения, связанные с новыми потребностями, вызванными войной. В начале 1943 г. в отделения Всевобуча поступила новая Программа начальной подготовки бойца-стрелка. По этой программе на огневую подготовку отводилось 20 часов, на самоокапывание — 20 часов, тактическую подготовку — 20 часов, строевую подготовку — 20 часов, подготовку к рукопашному бою — 10 часов, на изучение уставов — 7 часов, на гигиену бойца — 2 часа, все эти занятия должны были проводиться с учетом наступательного опыта советских воинов.

После прохождения всевобуча по истечении определенного времени происходила переподготовка населения, чаще всего по выборочным дисциплинам.

Дополнительно, в целях повышения качества всеобуча, увеличена интенсивность и качество допризывной подготовки школьников. Эта работа проводилась силами комиссованных после ранений офицеров и красноармейцев.

Доводы о том, что система всевобуча была неэффективной, имеют место в связи с относительно малым сроком обучения, изношенной материально-технической базой и неизбежным отрывом граждан от труда. Однако главные задачи всевобуча были выполнены: подготовка большого количества военных специалистов позволила ускорить процесс обучения новобранцев в армии.

Подготовка СССР к мировой войне была всесторонней: развивали народное хозяйство, повышали возможности Вооруженных сил, создавали новые образцы оружия, проводили массовую воспитательную патриотическую работу. Советское государство быстрыми темпами наращивало своё могущество. В причинах Победы нельзя недооценивать масштабность и огромное значение просто титанической работы, проделанной народами СССР в предвоенные годы. Первая (1929-1932 гг.) и вторая (1933-1937 гг.) пятилетки вывели страну в ряды мощнейших индустриальных держав планеты. Были построены гигантские предприятия черной и цветной металлургии, химической промышленности, машиностроения, энергетики, фактически созданы новые отрасли промышленности.

Взлёт был просто удивительным, в 20-е годы страна была отсталым государством, которое потеряло даже то, что было в 1913 году, преимущественно аграрного характера. То, на что другим странам потребовалось десятилетия и даже столетия, Советский Союз сделал за годы.


В 1930 году на XVI съезде партии было принято решение о создании новой металлургической базы на востоке страны, в недосягаемости от авиации противника, это решение фактически спасло наше государство от катастрофы – в начале войны почти вся металлургия Юга и Центра была или утеряна, или вывезена и ещё не приступила к работе на новых местах. Если бы не создали мощности на востоке страны в предвоенный период, для компенсации потерянных мощностей понадобилось бы несколько лет, война была бы ещё более длинной и кровопролитной.

XVIII съезд партии, прошедший в марте 1939 года, решил, что главным направлением развития экономики по-прежнему является рост тяжелой промышленности, большое внимание должно быть уделено созданию мощной промышленности на востоке СССР. В 1939 году было принято решение о строительстве и реконструкции в 1940-1941 гг. авиазаводов. После неё мощность советских авиационных заводов должна была примерно в полтора раза превзойти мощности германских авиазаводов. Кроме того, создавали новые истребители, бомбардировщики, штурмовики, не уступавшие мировым аналогам.


Производство танков Т-34-76. На переднем плане 76,2-мм пушки Ф-34 образца 1940 года.
Цех Челябинского Кировского завода, 1943 год.

Большая работа была проделана в танковой промышленности, к лету 1941 года её производственные мощности также должны были превзойти германские в полтора раза. Началось серийное производство новых танков КВ и Т-34, Германия ещё не имела подобных машин. Развивали артиллерийскую промышленность, с мая 1940 года к началу войны орудийный парк был увеличен в полтора раза. Созданы мобилизационные запасы всех видов. За годы третьей пятилетки рост военной продукции ежегодно составлял 39%, при росте всей промышленности в 13%. К началу войны фактически создана новая танковая промышленность, качественно перестроена авиационная отрасль. Созданы основы для качественного обновления и роста производства стрелкового вооружения, артиллерии. ВМФ регулярно пополнялся новыми боевыми кораблями и подлодками.

Подготовка Вооруженных сил: в 1939 году завершен переход на кадровую систему комплектования на основе всеобщей воинской повинности. С августа 1939 года по июнь 1941 года армия выросла более чем в два с половиной раза - до 5,4 млн. человек. В 1940 году создали 9 механизированных корпусов, проводилась реорганизация ВВС – к войне создали 75 дивизий и 5 бригад, из них 25 дивизий находились на стадии формирования. Армию быстро перевооружали.

Общество было подготовлено к войне – год за годом шла работа по патриотическому воспитанию детей, молодежи, всего населения в целом.

В итоге, можно сказать, что, несмотря на ряд ошибок, основы экономики, развития ВС, воспитания населения были заложены своевременно и правильно. И это в кратчайшие сроки. Это подтвердила и Великая Отечественная война, СССР и его народы с честью выдержали страшнейшую за всю историю человечества войну, не только победили, но стали ещё сильнее. А этого не ожидал никто, считалось, что если СССР и победит, то будет настолько ослабленным, что долгие десятилетия не сможет влиять на мировые процессы. СССР и его народы совершили три титанических подвига всего за два десятилетия: подготовились к мировой войне, смогли в ней победить и восстановили страну, став ещё сильнее. В мировой истории нет ничего подобного.


Цех по производству самолетов-штурмовиков Ил-2 на заводе №18 в городе Куйбышев

Читайте также: