Рассмотрение и анализ текстов договоров россии со странами снг доклад

Обновлено: 25.06.2024


Выполнил студент:
Группы АТМ-11
Коноплянкин Д.А.
Проверил преподаватель:
Макарова Н.Н.
Шифр АТМ-161-Н-К-87г. Новоалтайск 2017г.

Практическая работа №3

1. Постсоветское пространство
Постсоветское пространство рассматривается не как совокупная территория новых независимых государств, образовавших­ся после ликвидации СССР, а как политическая, экономическая, гуманитарная и культурно-историческая общность. Население боль­шинства стран данного региона связываетопыт совместной жизни в Советском Союзе и восходящие к совместному прошлому активные и взаимные связи. Взаимодействие этих стран имеет свою политико-организационную базу, которая постепенно укрепляется, хотя, по сравнению с ЕС в данном отношении выглядит пока весьма аморф­ным. При этом включение бывших прибалтийских республик СССР (Литва, Латвия, Эстония), ныне членов ЕС и НАТО, в постсоветскоепространство было бы неправомерным, поскольку там элита и населе­ние мыслят себя и реально являются частью пространств европейской интеграции и трансатлантического, но никак не постсоветского.
Постсоветское пространство образуют, прежде всего, страны — участницы Содружества независимых государств. Это Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Тад­жикистан, Узбекистан иУкраина, а также Туркмения. Последняя име­ет в данной организации статус наблюдателя, однако, что значительно серьезнее, ориентируется на экономическое и гуманитарное взаимо­действие именно с бывшими союзными республиками. Фактически, хотя институционально это никак не оформлено, в постсоветское про­странство можно включить Абхазию и Южную Осетию. Эти молодые государства, так или иначе,входят в него черезпосредство России.
Отдельно следует сказать несколько слов о Грузии. Как известно, Тбилиси заявил о выходе своей страны из СНГ после августовских событий 2008 г., а год спустя (18 августа 2009 г.), после завершения соответствующих процедур, Грузия официально его покинула. При этом грузинские власти выразили намерение сохранить ряд договоров в фор­мате СНГ, а эксперты государств Содружества не нашли для этогопра­вовых препятствий. Речь идет о единых транспортных, технических, гу­манитарных стандартах, авиационной безопасности и т.д. Кроме того, Грузия де-факто остается тесно связанной со многими бывшими рес­публиками СССР (прежде всего это Украина, Молдавия, Азербайджан, Армения и др.). Пространственное положение этого государства остает­ся неопределенным, а дальнейший ход событий будет зависеть не толь­коот внутренних, но и от внешних факторов.
Между тем пребывание в постсоветском пространстве не зависит от субъективной воли какого-то отдельного государства. Оно в реша­ющей степени определяется объективными обстоятельствами, кото­рые невозможно изменить одномоментно. Политического решения со стороны национального руководства здесь недостаточно. Нужны радикальные.

Изучение договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Арменией. Рассмотрение особенностей соглашения Украины об ассоциации с Евросоюзом. Характеристика основ договора о создании Союзного государства России и Беларуси.

Рубрика Международные отношения и мировая экономика
Вид практическая работа
Язык русский
Дата добавления 06.11.2013
Размер файла 14,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Тема: Рассмотрение и анализ текстов договоров России со странами СНГ и вновь образованными государствами с целью определения внешнеполитической линии РФ

договор сотрудничество ассоциация украина

Цель: Анализировать договоры России со странами СНГ.

Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и Арменией.

Да, потом были повышения цен для Грузии, Азербайджана и даже Белоруссии. Но, как говорится, осадок остался. Тем более, что надо принимать во внимание асимметрию в двусторонних отношениях. Что для Москвы мелочь, то для Еревана воспринимается как ощутимые потери.Третья причина -- это роль России в карабахском урегулировании. Точнее, стремительное снижение этой роли. Российский бизнес в НКР практически отсутствует -- в отличие от американского, европейского и даже австралийского. Россия не стремится расширить формат переговоров по урегулированию конфликта с привлечением НКР как реального участника противоборства, ограничиваясь контактами с Арменией. Между тем, позиции официального Еревана и непризнанного Степанакерта не всегда и не во всем совпадают. России нужны стабильные отношения с Азербайджаном, спору нет. Но ведь признание НКР в качестве участника переговоров -- это всего лишь признание политической реальности, а не признание самопровозглашенного государства.И четвертая причина -- это возраставший в последние годы информационный резонанс вокруг межэтнических конфликтов в столице и других российских городах. Эти противоречия особенно заметны в Краснодарском крае, где есть многочисленная и активная армянская диаспора.

Договор о создании Союзного государства России и Беларуси

Договор о создании Союзного государства Российская Федерация и Республика Беларусь, руководствуясь волей народов России и Белоруссии к единению и опираясь на общность их исторических судеб, заботясь о жизненных интересах своих граждан; будучи убеждены в том, что образование Союзного государства позволит объединить усилия в интересах социального и экономического прогресса обоих государств; движимые стремлением продолжить развитие интеграционных процессов, заложенных Договором об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 года, Договором о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года, Уставом Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 года, а также реализуя положения Декларации о дальнейшем единении России и Беларуси от 25 декабря 1998 года; подтверждая приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций и желание жить в мире и добрососедстве с другими государствами; действуя в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного прав.

Соглашение Украины с ЕС может изменить всю систему отношений на постсоветском пространстве

"Подписание Украиной соглашения об ассоциации с Евросоюзом может вызвать окончательное изменение системы отношений на постсоветском пространстве", - такое мнение в интервью корреспонденту ИА REGNUM высказал 29 августа эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии Денис Кирюхин.

Эксперт отметил, что Украина по-прежнему пытается дружить и с Россией, и с Евросоюзом. Однако ни Москву, ни Брюссель такой вариант не устроит. И если все же, когда Украина подпишет соглашение об ассоциации с ЕС, тогда можно ожидать перестройки системы международных отношений на постсоветском пространстве.

"У Украины вызывает беспокойство позиция России, но мнения о необходимости подписания соглашения об ассоциации с ЕС власть, очевидно, не поменяла. Украина пытается вопреки позиции России настоять на своих правилах игры, а именно, что Киев идет на подписание Соглашения об ассоциации. Вероятность этого очень высока и Евросоюз это подтверждает", - заявил эксперт. "С другой стороны, Украина рассчитывает сохранить особый формат отношений с РФ и странами СНГ. Нынешние заявления премьера Украины Азарова - это свидетельство сохранения этой позиции на шпагате между Россией и Евросоюзом. Украина посылает позитивные сигналы и в адрес России, и в адрес ЕС. Россию такая позиция не устраивает, тем не менее официального изменения украинской позиции нет. Эти заявления базируются на реалиях экономического развития - 40% продукции идет прежде всего на российский рынок. Пока непонятно, сможет ли Украина сохранить хорошие отношения с Россией и с Европой. Очевидно, что Украина хочет сохранить эти отношения, но очевидно и то, что подписание соглашения об ассоциации будет негативно воспринято в России как свидетельство окончательного поворота от добрососедских отношений", - отметил эксперт.Напомним, 27 августа в Брюсселе во время встречи с Еврокомиссаром по вопросам расширения и политики добрососедства Штефаном Фюле секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрей Клюев заявил, что Украина будет работать над углублением евразийской интеграции одновременно с подписанием соглашения об ассоциации с ЕС. А во время заседания Кабинета министров Украины премьер-министр Украины Николай Азаров поручил своим подчиненным разработать алгоритмы сотрудничества с Таможенным союзом в рамках Ассоциации с ЕС.

Подобные документы

Договор о создании союзного государства - основа Союза России и Беларуси. Органы и акты союзного государства. Создание единого экономического пространства. Проблемы соотношения конституции РФ и союзных документов России и Беларуси.

курсовая работа [34,4 K], добавлен 06.02.2007

Потребительский рынок союзного государства. Динамика и структура импорта из России в Беларусь. Важность создания Союзного государства. Международно-правовая регламентация интеграционных процессов Беларуси и России. Анализ импортных операций из России.

реферат [28,4 K], добавлен 23.09.2010

Анализа основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых потоков. Экономико-статистический анализ взаимной торговли между Российской Федерацией и основными странами-партнерами Германией, Нидерландами, Италией и Китаем. Причины сокращения экспорта.

курсовая работа [50,5 K], добавлен 23.10.2013

Правовые аспекты развития экономических отношений России и США: заключение договора о развитии торговли, содействии капиталовложениям, сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных вопросах. Международная специализация и показатели развития экономики США.

реферат [219,6 K], добавлен 15.07.2012

Предпосылки и история формирования союза России и Белоруссии. Нормативно-правовая база союза РФ и РБ. Основные положения Договора "О создании Союзного государства". Основные направления сотрудничества и перспективы развития союза России и Белоруссии.


Распад Советского Союза в 1991 г. стал окончанием почти 500-летнего периода в российской истории, когда содержанием, а долгое время и формой российской государственности была империя. Эта перемена состояний имела огромные последствия в том числе для внешней политики.

Распад Советского Союза в 1991 г. стал окончанием почти 500-летнего периода в российской истории, когда содержанием, а долгое время и формой российской государственности была империя. Эта перемена состояний имела огромные последствия в том числе для внешней политики.

Вопреки надеждам одних и страхам других, за распадом СССР, в отличие от крушения Российской империи в 1917 г., не последовал процесс имперской реставрации в новом обличье. Два десятилетия спустя все бывшие советские союзные республики не только сохранили свою государственность, но сумели вписаться в мировое сообщество.

Выход из имперского существования – всегда длительный и болезненный процесс. Необходимость выстраивать отношения с бывшими колониями или имперскими окраинами – сложный вызов для бывших метрополий. Применительно к Российской Федерации ряд факторов облегчают эту задачу, но ряд других делают ее более сложной.

Распад СССР произошел мирно и добровольно. Представители республик, составивших в 1922 г. Советский Союз, договорились в Беловежской пуще о роспуске союза. Президент СССР вскоре после этого добровольно подал в отставку. Он передал символы верховной власти – ядерный чемоданчик и Кремлевскую резиденцию - президенту России. Особо следует выделить роль командования Вооруженных Сил СССР, согласившегося с роспуском Союза и разделом армии и флота.

Российская Федерация с самого начала признала новые государства в границах, совпадавших с административными границами союзных республик – несмотря на то, что за пределами этих границ оказалось около 25 млн. этнических русских, в ряде случаев проживавших компактно на обширных территориях. Особенно тяжело стояли вопросы об Украине, Крыме, Севастополе, Черноморском флоте. Российское руководство воздержалось от претензий в отношении Украины, чтобы избежать конфликта с республикой, еще обладавшей частью советского ядерного арсенала.

В первое десятилетие становления новой России (1990-е гг.) страна была сосредоточена на решении своих внутренних проблем, а во внешней политике – на выстраивании отношений с Западом. Российской Федерации было крайне важно сохранить правопреемство по отношению к СССР (и Российской империи), место в Совете Безопасности ООН, полный контроль над ядерным потенциалом СССР. Для того, чтобы занять на международной арене нишу бывшего СССР, Москва приняла на себя ответственность за долги Союза и взяла под контроль его активы и воинские формирования, расположенные за рубежом.

Созданное в момент роспуска СССР Содружество независимых государств (СНГ) с самого начала стало не площадкой для реинтеграции новых государств вокруг бывшей метрополии, а, наоборот, инструментом совместного выхода из имперского состояния и фактором становления новых государств, укрепления их независимости. Согласившись на формат равноправного тесного общения без жестких обязательств, Россия фактически помогла новым государствам встать на ноги.

СНГ способствовал смягчению – в том числе в общественном сознании – шока от распада СССР. Между бывшими республиками сохранялась открытость границ. Вплоть до 1993 г. денежной единицей стран СНГ являлся российский рубль. Сохранялись значительные российские дотации на энергоносители и сырье, поставляемые новым независимым государствам. Россия использовала механизмы СНГ для тушения – силами российской армии и усилиями российской дипломатии - этнических конфликтов, вспыхнувших в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии, Карабахе, в Таджикистане. В то же время эффективность собственно структур СНГ, исполняемость решений организации оставались крайне низкими.

Знаковым событием в этом смысле стало прекращение в 2005 г. дотирования поставок российских энергоносителей в страны СНГ.

При внешнем сходстве между двумя этими понятиями существуют важные отличия. Если империя – как Российская, так и советская – заботилась не столько о процветании метрополии (ее как таковой в России не было, если не считать столицы – Петербург, а затем Москву), сколько о поддержке и развитии окраин и подконтрольных стран, то великая держава сосредоточена прежде всего на укреплении собственной мощи и влияния во внешнем мире.

Несмотря на безусловное признание независимости бывших окраин и первостепенное внимание к экономическим вопросам, российское руководство стремилось исключить где-либо на пространстве СНГ преобладающее влияние третьих держав.

Наиболее серьезным испытанием для российской внешней политики в странах СНГ в 2000-е гг. стали цветные революции в Грузии, Украине и Киргизии.

Нового противостояния, однако, не последовало. В сентябре 2008 г. мировой финансово-экономический кризис переключил внимание всех государств на проблемы экономики. На президентских выборах в США в ноябре победил кандидат демократов Барак Обама, резко критиковавший внешнюю политику Дж.Буша. В 2009 г. в российско-американских отношениях произошла т.н. перезагрузка, позволившая ослабить напряженность и перейти к практическому сотрудничеству в зонах совпадающих интересов. Ситуацию на Кавказе, где Москва вскоре после войны с Грузией признала независимость Абхазии и Южной Осетии, удалось вывести за скобки в отношениях между РФ, с одной стороны, и США, НАТО и ЕС, с другой. В Украине на президентских выборах 2010 г. победил кандидат Партии регионов Виктор Янукович, который в законодательном порядке закрепил внеблоковый статус Украины. Как и в отношении Грузии после войны 2008 г., вопрос о членстве Украины в НАТО утратил актуальность.

В начале третьего десятилетия (2010-е гг.) руководство России сочло возможным перейти к шагам по реальной интеграции с отдельными странами СНГ. В 2010 г. заработал Таможенный союз трех стран – Белоруссии, Казахстана и РФ. С 2012 г. экономики этих стран образуют Единое экономическое пространство. Интеграционные усилия в рамках ТС оказались не бесплодными, так как основываются на реальных экономических интересах. Создание ЕЭП, однако, предполагает такую степень открытости национальных экономик, свободы передвижения капиталов и гарантий прав частной собственности, которая до сих пор отсутствует в Белоруссии. Это обстоятельство может стать серьезным тормозом или даже непреодолимым препятствием в процессе интеграции Белоруссии в ЕЭП.

В России существуют планы еще более глубокой интеграции – формирования на базе ТС и ЕЭП Валютного союза, в рамках которого российский рубль становился бы региональной валютой, обслуживающей огромное пространство между Евросоюзом и Китаем.

Перспективы Евразийского союза зависят от того, удастся ли его инициаторам и создателям избежать соблазна забегания вперед.

Осенью 2011 г. Владимир Путин выдвинул идею т.н. Евразийского союза. Речь идет о создании на большей части пространства СНГ центра силы с интегрированной экономикой, единой системой обороны и безопасности и общим гуманитарным пространством. Моделью Евразийского интеграционного проекта называется Европейский союз. В этой связи планируется создание наднациональных органов управления, начиная с экономической области.

Перспективы Евразийского союза зависят от того, удастся ли его инициаторам и создателям избежать соблазна забегания вперед. Экономическая интеграция в рамках Таможенного союза является успешной и может стать основой для начала формирования Единого экономического пространства. Но уже на этой стадии необходимо иметь в виду: создание ЕЭП с полноценным участием Белоруссии невозможно в условиях существующего политического режима в Минске. Еще больше проблем с Валютным союзом. Не ясно, идет ли речь о рубле как об общей валюте участвующих в союзе стран, наподобие евро, или же о придании российскому рублю функции общей валюты, наподобие доллара. Соответственно, непонятно, кто будет обладать правом эмиссии денег в рамках ВС.

Поспешное расширение зоны экономической интеграции может не только создать трудности для стран-основателей ТС и ЕЭП, но и подорвать доверие ко всему проекту. Очевидно, что Киргизии и Таджикистану предстоит пройти большой и трудный путь, чтобы обеспечить экономические и политические условия, сопоставимые с казахстанскими. Еще более разрушительным может стать стремление во что бы то ни стало включить в интеграционный процесс Украину. Для любой конфигурации власти в Киеве интеграция с Россией – это, в конечном счете, подчинение Москве. Даже если то или иное украинское правительство согласится – по тактическим соображениям – присоединиться к евразийскому интеграционному проекту, такое решение может быть оспорено и изменено следующим правительством.

Таким образом, геополитические амбиции не должны игнорировать экономические интересы и политические реалии. Российская Федерация стремится – посредством интеграции – обрести новое равновесие и занять более высокое место на ставшей уже глобальной арене. Другие государства и их элиты преследуют свои цели, отчасти идущие в русле российских, отчасти нет. Поэтому, встав на путь интеграции, необходимо помнить о двух вещах. Во-первых, в любом интеграционном проекте должен быть донор, и в Евразийском проекте таким донором является Россия. Во-вторых, для каждого из государств СНГ независимость означает, прежде всего, независимость от России. И ей они не готовы поступиться.

Из сказанного следует необходимость поддержания баланса между амбициями и ресурсами, вложениями и приобретениями. Критерием при этом могут служить лишь национальные интересы самой РФ. Главное для России в начале XXI столетия – это не создание геополитической конструкции, а преодоление собственной отсталости, запуск успешной национальной модели развития. Очевидны в этой связи первостепенная значимость внешних ресурсов модернизации и неуклонное следование принципу стратегической самостоятельности. Интеграция со странами СНГ может принести существенную экономическую выгоду; а необходимость надежного обеспечения безопасности по периметру границ РФ – прежде всего от новых вызовов - очевидна.

Традиционный территориальный императив – поиск геополитических балансов с соседями и конкурентами - требует переосмысления.

Помимо полноформатной интеграции со странами СНГ, России требуются экономическая интеграция с Европейским союзом, политическое сотрудничество с ним, а также формирование единого пространства безопасности в Евро-Атлантике, т.е. прежде всего демилитаризация отношений с США, тесное и сбалансированное сотрудничество с Китаем и реализация себя в качестве Евро-Тихоокеанской державы. В XXI веке у российской внешней политики много дел.

Читайте также: