Доклад на тему кубизм

Обновлено: 02.07.2024

Введение: революционное абстрактное искусство

В значительной степени это тип полуабстрактного искусства – хотя порой оно приближается к полномасштабному необъективному искусству – кубизм традиционно делится на три этапа:

Помимо Бракa и Пикассо, в число других известных художников, тесно связанных с этим движением, входят художники Хуан Гри (1887–1927), Фернан Леже (1881–1955), Роберт Делоне (1885–1941), Альберт Глайз (1881–1953), Андре Лоте (1885-1962), Роджер де ла Фресне (1885-1925), Жан Метцингер (1883-1956), Фрэнсис Пикабиа (1879-1953), художник-универсал Марсель Дюшан (1887-1968) и скульпторы Жак Липчиц (1891–1973), Александр Архипенко (1887–1964). (См. Художники-кубисты и Скульпторы 20-го века.) Кубизм был отправной точкой или существенным элементом ряда других движений современного искусства, включая футуризм (1909–14), орфизм (1910–13), ворцизм (1914-15), русский конструктивизм, (c.1919-1932) и дада (1916-1924).

Каковы были истоки кубистского искусства?

После трех десятилетий вдохновленного импрессионистами искусства, кульминацией которого стало фовистское колористское движение (членом которого, кстати, был Брак), Пикассо начал беспокоиться о том, что этот тип живописи является тупиком с все меньшим потенциалом для интеллектуального исследования. В этом умонастроении он познакомился с африканским племенным искусством, в то время как в Испании он начал рисовать Les Demoiselles D’Avignon (1907, MoMA, Нью-Йорк), его новаторский шедевр, плоские расколотые плоскости заменили традиционную линейную перспективу, что сигнализировало о его разрыве с натуралистическими традициями западного искусства. В то же время, Жорж Брак, бывший студент престижной Школы изящных искусств в Париже, был ошеломлен выставками картин Сезанна 1907 года в парижском Салоне д’Отом и в галерее Бернхейм-Жюна . Особенно его вдохновили Большие купальщицы (Les Grandes Baigneuses) (1894-1905). Затем они познакомились в октябре 1907 года и в течение следующих двух лет разработали так называемый кубизм – совершенно новый метод изображения визуального мира.

Как понять кубизм

Во-первых, очень трудно оценить кубизм без изучения его картин. Хорошее начало – сравнить ранние кубистские натюрморты с традиционными натюрмортами, скажем, из барочных или голландских реалистических школ. Кроме этого, вы по достоинству оцените радикальную природу кубизма по сравнению с традиционным западным искусством. Отметим также, что кубизм не был единственным стилем живописи: аналитический кубизм полностью отличается от более позднего синтетического кубизма . Первый – касается структуры – как картина должна изображать объект; второй касается исключительно поверхности изображения и того, что может быть включено в него. Последний совет: не отчаивайтесь из-за его странности. Кубизм символичен, сложен и полон идей, но это не очень красивая форма визуального искусства.

Каковы характеристики кубизма?

Со времен Ренессанса, если не раньше, художники писали картины с единой фиксированной точки зрения, как будто они делали фотографии. Иллюзия глубины фона создавалась с использованием стандартных условных обозначений линейной перспективы (например, объекты показывались меньшими по мере отступления) и путем рисования фигур и объектов с закругленными затененными поверхностями для создания трехмерного эффекта. Кроме того, сцена или объект изображались в определенный момент времени.

Напротив, Брак и Пикассо считали, что полное значение объекта можно уловить, только показав его с нескольких точек зрения и в разное время. Таким образом, они отказались от идеи единой фиксированной точки и вместо этого использовали множество точек зрения. Затем объект повторно собирался из фрагментов этих различных видов, как сложная головоломка. Таким образом, много разных видов объекта были одновременно изображены на одном и том же изображении. В некотором смысле это все равно, что сделать 5 разных фотографий (в разное время) одного и того же объекта, затем разрезать их и заново собрать на плоской поверхности.

Такая фрагментация и перестановка формы означали, что картину теперь можно рассматривать не как своего рода окно в мир, а скорее как физический объект, на котором создается субъективная реакция на мир. Что касается художественной техники, кубизм показал, как можно создать чувство солидности и изобразительной структуры без традиционной перспективы или моделирования.

Таким образом, стиль фокусировался на плоской, двумерной поверхности плоскости изображения и отвергал традиционные условные обозначения пространства и техники линейной перспективы, кьяроскуро (использование затенения, чтобы показать свет и тень) и традиционные идеи подражания природе. Вместо создания естественных трехмерных объектов, художники-кубисты предложили совершенно новый набор изображений, собранных из двумерных фрагментов, на которых объекты были видны с нескольких сторон одновременно. Если фовисты и импрессионисты стремились выразить свое личное ощущение определенного объекта или сцены, кубисты стремились изобразить интеллектуальную идею или форму объекта и его связь с другими предметами.

Другие важные стилистические тенденции, подобные кубизму, ищите в разделе Художественные движения, периоды, школы (примерно с 100 г. до н.э.).

Кубистские выставки

Кубизм имел две идентичности: публичную и частную. Стиль был разработан совместно Пабло Пикассо и Жоржем Браком на основе наблюдений, полученных от Сезанна, а также, в некоторой степени, от этнографического примитивизма, подобного тому, который исследовал Пикассо в период его интереса к африканскому искусству. Брак дебютировал с персональной выставкой, организованной Канвайлером в ноябре 1908 года. Но после этого он и Пикассо более или менее пошли на попятную, но знамя кубизма было поддержано другими – так называемыми "салонными кубистами", это Роберт Делоне, Альберт Глейз, Фернан Леже, Анри Ле Фоконье и Жан Метцингер в Салоне Независимых в 1911 году.

Примерно в начале 1912 года Пикассо и Брак перешли от аналитического кубизма, с которого они начали, к синтетическому кубизму – новому, более декоративному и ориентированному на поверхность стилю, созданному с использованием новых техник, таких как коллаж и папье-колли. Включение детрита в их картины можно рассматривать как начало искусства барахла (джанк-арт). На этом этапе к ним присоединился Хуан Гри.

Во время Первой мировой войны вынужденный отъезд Даниэля-Генри Канвайлера привел к тому, что Леонс Розенберг (1879-1947) стал главным дилером художников-кубистов в Париже. Его брат Пол Розенберг (1881-1959) был главным дилером Пикассо в межвоенные годы.

Символ художественной и интеллектуальной моды

Кубизм был стилем с претензией. Это было иконоборчество, вызов. Он был сосредоточен на идеях, а не на красивых картинках. Но он захватил дух эпохи – эпохи сложных французских музыкантов Клода Дебюсси (1862-1918), Эрика Сати (1866-1925) и Мориса Равеля (1875-1937), и аналитический кубизм, в частности, соответствовал идеям французского философа Анри Бергсона (1859-1941), чья концепция одновременности утверждала, что прошлое перекликается с настоящим, которое впадает в будущее. Между тем изобразительное искусство находилось на распутье. Импрессионизм был вчерашней модой, Belle Epoque парижского плаката закончилась, Тулуз-Лотрек был мертв, модерн находился в упадке и даже красочный фовизм иссякал. В то же время политическая температура в Европе повышалась, открывая ужасные стороны войны и хаоса. В своем нападении на старые черты искусства эпохи Возрождения, кубизм отражал призывы к переменам во многих других дисциплинах, а также в мире в целом. Объяснение некоторых великих кубистских работ Пикассо и других: Анализ современной живописи (1800-2000).

Кубистская скульптура

Известные произведения в стиле кубизм

Пикассо (1881-1973)
Голова женщины (1909) МоМА, Нью-Йорк.
Гитара (1912) Музей Пикассо, Париж.

Раймонд Дюшан-Виллон (1876-1918)
Большая Лошадь (1914) Национальный музей современного искусства, Париж.

Анри Лорен (1885-1954)
Голова женщины (1915) МоМА, Нью-Йорк.

Александр Архипенко (1887-1964)
Ходьба женщины (1912) частная коллекция.
Походный солдат (1917) частная коллекция.

Наум Габо (1890-1977)
Голова женщины (1917-20) МоМА, Нью-Йорк.

Жак Липчиц (1891-1973)
Человек с гитарой (1915) МоМА, Нью-Йорк.
Матрос с гитарой (1915) Национальный музей современного искусства, Париж.
Купальщики III (1917) Фонд Барнса.

Кубистский дизайн в Чехословакии

Чешские художники, скульпторы, дизайнеры и архитекторы с энтузиазмом восприняли кубистские теории дизайна, которые перевели характеристики кубистской живописи (упрощенные геометрические формы, контрасты света и темноты, призматические грани, угловые линии) в архитектуру и декоративное искусство. В том числе мебель, ювелирное искусство, посуду, керамику и ландшафтный дизайн. Самыми заметными были члены группы художников-пластиков , которая была основана в 1911 году Филлой, чтобы сосредоточиться на кубизме. Группа работала в Праге до 1914 года и включала в себя скульпторов Филлу и Гутфройнда, а также архитекторов и дизайнеров Павла Янака, Йозефа Гокара (1880-1945), Йозефа Хохоля (1880-1956), Власлава Хофмана (1884-1964) и Отокара Новотны. Гутфройнд публиковал влиятельные статьи в ежемесячном журнале группы.

Дом Черной Мадонны (1911-12), универмаг, спроектированный Гокаром, был первым произведением кубистской архитектуры. Расположенный на первом этаже Grand Cafe Orient с кубистским интерьером и кубистскими светильниками, он быстро стал местом встречи авангарда вплоть до его закрытия в середине 1920-х годов. В настоящее время здание является частью Чешского музея изобразительных искусств. Здесь находится Музей чешского кубизма, который был открыт в 1994 году и содержит постоянную выставку картин, мебели, скульптур и фарфора. Чешский музей кубизма также содержит выставку коллажей чешского художника и поэта Иржи Колара, который также работал во Франции. Его идеи позже представили коллаж в более широком контексте. Париж, возможно, был местом рождения кубизма, но именно в Праге его возможности были исследованы наиболее полно.

Наследие

Величайшие кубистские картины

Пабло Пикассо
Дома на холме (1909) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Женщина с веером (1909) Музей Пушкина.
Портрет Амбруаза Воллара (1910), Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Девушка с мандолиной (Фанни Телье) (1910) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Натюрморт с креслами-стульями (1911-12) Музей Пикассо, Париж.
Три музыканта (1921) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Герника (1937) Музей королевы Софии, Мадрид.
Плачущая женщина (1937) Коллекция Тейт, Лондон.

Жорж Брак
Дома в L’Estaque (1908) Kunstmuseum, Берн.
Large Nude (1908) Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду.
Натюрморт с сельдями (1909-11), МоМА, Нью-Йорк.
Португалия (1911) Художественный музей, Базель.
Фруктовое блюдо и бокал (1912) частная коллекция.

Хуан Гри (1887-1927)
Портрет Мориса Райнала (1911) частная коллекция.
Портрет Пабло Пикассо (1912) Художественный институт Чикаго.
Скрипка и гитара (1913) частная коллекция.
Натюрморт с фруктами и бутылкой воды (1914) Музей Кроллера-Мюллера, Оттерло.
Упаковка кофе (1914) Музей Ульмера, Ульм.

Фернан Леже (1881-1955)
Обнаженная в лесу (1909-11) Кроллер-Мюллер, Оттерло.
Свадьба (1911) Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду.
Солдаты за игрой в карты (1917) Государственный музей Кроллера-Мюллера, Оттерло.

Марсель Дюшан (1887-1968)
Обнаженная, спускающаяся по лестнице (№2) (1912) Филадельфийский художественный музей.
Король и королева перед быстрым обнаженным на высокой скорости (1912) Филадельфия.

Робер Делоне (1885-1941)
Окно (1912) Коллекция Мортона Дж. Неймана, Чикаго.
Круговые формы: Солнце и Луна (1912) Kunstmuseum, Цюрих.

Фрэнсис Пикабиа (1879-1953)
Удни, молодая американская девушка (1913) Национальный музей современного искусства.

Альберт Глезес (1881-1953)
Портрет Жака Найрала (1911) Тейт Модерн, Лондон.
Женщина с животными (1914) Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция.

Жан Метцингер (1883-1956)
Время чая (Женщина с чайной ложкой) (1911) Филадельфийский художественный музей.
Танцор в кафе (1912) Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало.

Лионель Фейнингер (1871-1956)
Францисканская церковь (1924) Staatsgalerie, Штутгарт, Германия.

Роджер де ла Фресне (1885-1925)
L’Artillerie (1911, Музей Метрополитен, Нью-Йорк).

Мертвые птицы


Пабло Пикассо, "Мертвые птицы", 1912

"Все имеют право меняться, даже художники" Пабло Пикассо

Куби́зм (фр. Cubisme) — художественное движение в изобразительном искусстве в начале XX века зародившееся во Франции. Это модернистское направление представляло собой революцию в живописи и скульптуре. Влияние кубизма ощущалось также в области литературы, особенно в трудах Гертруды Стайн, Джеймса Джойса и Уильяма Фолкнера, которые применяли принципы абстрактного языка, повторения и использования нескольких повествователей. А в музыке композитор Игорь Стравинский приписывал кубизму влияние на свое творчество.

Что такое кубизм

Художники-кубисты отвергли унаследованную концепцию о том, что искусство должно копировать природу или что художники должны принять традиционные методы перспективы, моделирования и ракурса. Они разрушили традиционную перспективу и моделирование в круглой форме, чтобы подчеркнуть двумерную плоскость изображения.

Они уменьшали и дробили объекты в геометрические формы, а затем перестраивали их в пределах неглубокого, похожего на рельеф пространства. Они также использовали множественные или контрастные точки обзора.

Приняв эти меры, они отказались от традиционного "иллюзионизма" в живописи и радикально изменили наш взгляд на мир.

"Кубизм – самая полная и радикальная художественная революция со времен Ренессанс" Джон Голдинг

История

На картине изображены пять обнажённых девиц легкого поведения, написанных в разной манере.

"От прежней живописи кубизм отличает то, что он не является искусством, основанным на имитации, но – на концепции, и стремится возвыситься до созидания" Гийом Аполлинер

Ответом Брака на первоначальную работу Пикассо была его картина 1908 года "Большая обнаженная", отмеченная включением методов Поля Сезанна в качестве отрезвляющего влияния. Так началась первая эпоха кубизма, известная как аналитический кубизм, который определялся изображениями предмета сразу с нескольких точек зрения, создавая раздробленный, многомерный эффект, выраженный через ограниченную палитру цветов.

Поль Брак. Большая обнаженная


Поль Брак, "Большая обнаженная", 1908

Термин кубизм впервые был использован французским критиком Луи вокселем в 1908 году для описания пейзажных картин Брака. Художник Анри Матисс ранее описывал их Воксселю как состоящие из кубиков. Этот термин не был широко использован, пока пресса не приняла его для описания стиля в 1911 году.

Позже к одному из самых влиятельных художественных течений начала ХХ века - кубизму присоединились Жан Метцингер, Альберт Глейзес, Робер Делоне, Анри Ле Фоконье, Фернан Леже и Хуан Гри.

Жорж Брак, Бутылка


Жорж Брак, "Бутылка", 1914

Жорж Брак, Бутылка


Хуан Гри, "Груши и виноград на столе", 1913

Фернан Леже, Типограф


Фернан Леже, "Типограф", 1919

Фазы развития кубизма

Сезанновский кубизм

Первый этап, который также был известен как докубизм, он находится под сильным влиянием французского живописца Поля Сезанна и его знаменитой манере воспроизведения природы в картинах с использованием цилиндров, сфер и конусов. Художники не удовлетворились попытками отречения от перспективы и стали стремиться свести изображение к фундаментальным геометрическим формам.

Вторая фаза кубизма-аналитический кубизм

Аналитический кубизм считается одной из основных ветвей кубизма. На этом этапе кубисты “анализировали " естественные формы и сводили их к основным геометрическим частям, чтобы создать двумерную плоскость изображения.

В этой фазе цвет практически отсутствовал, за исключением случаев, когда художники использовали монохроматические схемы, включавшие синий, серый и охристый цвета. Аналитические кубисты больше фокусировались на таких формах, как сферы, цилиндры и конусы, чтобы представлять естественный мир. Из-за этих особенностей произведения, созданные Пикассо и Браком, имели стилистическое сходство.

Жорж Брак, Скрипка и кувшин


Жорж Брак, "Скрипка и кувшин", 1910

Третий этап кубизма-синтетический кубизм

Впервые элементы синтетического кубизма появились в работах испанского художника и скульптора Хуана Гриса. Это движение кубизма было охарактеризовано введением различных поверхностей, текстур, папье-колле, элементов коллажа и большого разнообразия слитой предметной области. Это было первое введение коллажных материалов в качестве важного компонента изобразительного искусства. Синтетический кубизм фактически сталкивает несколько объектов вместе.

Пабло Пикассо, Натюрморт с мандолиной и гитарой


Пабло Пикассо, "Натюрморт с мандолиной и гитарой", 1924

Хуан Грис. Рюмки, газета и бутылки вина, 1913


Хуан Грис, "Рюмки, газета и бутылки вина", 1913

Каковы наиболее важные характеристики кубизма?

В кубизме не соблюдены пропорции, органическая целостность материальных объектов. Полотно художника больше напоминало поле битого стекла, говорили некоторые критики.

Кубизм считает” целостный " образ, воспринимаемый сетчаткой глаза, искусственным и условным, основанным на влиянии прошлого искусства. Кубизм отвергает эти образы и признает, что перспективное пространство является иллюзорным и рациональным изобретением или знаковой системой, которая исходит из искусства Возрождения.

"Предмет, писанный по принципу кубизма, может считаться законченным тогда, когда исчерпаны диссонансы его" Казимир Малевич

В работах кубистов вместо образа внешнего мира нам дается свой собственный мир, аналогичный природе, но построенный на иных принципах. Кубисты стремятся воспроизвести различные точки зрения одновременно, они пытаются имитировать способность разума абстрагироваться и синтезировать свои различные впечатления о мире в новые целостности.

Портрет философа, Любовь Попова


Любовь Попова, "Портрет философа", 1915

Влияние кубизма

Кубизм в живописи

Пионерами кубизма были Пабло Пикассо и Жорж Брак, но движение было принято и далее развивалось многими художниками, такими как Фернан Леже, Хуан Грис, Марсель Дюшан, Роберт и Соня Делоне, Альберт Глейзес, Роже де ла Френе и Жан Метцингер.

Художники-кубисты придерживались концепции, что искусство не должно копировать природу и что они не должны принимать традиционные методы моделирования, перспективы и ракурса. Художники хотели подчеркнуть двухмерность холста, поэтому они дробили и уменьшали объекты в геометрические формы, а затем перестраивали их в мелком, рельефном пространстве. Специфической особенностью также было использование нескольких или контрастных точек обзора.

Богумил Кубишта, Пьеро


Богумил Кубишта, "Пьеро", 1911

Кубизм в скульптуре

Хотя кубизм был в первую очередь связан с живописью, это направление также оказало большое влияние и на скульптуру 20-го века. Наиболее важными скульпторами-кубистами были Раймон Дюшан-Вийон, Александр Архипенко и Жак Липшиц.

Александр Архипенко, Идущая Женщина


Александр Архипенко, "Идущая Женщина", 1912

Александр Архипенко, Царь Соломон


Александр Архипенко, "Царь Соломон", 1963

Пабло Пикассо, Голова женщины


Пабло Пикассо, "Голова женщины", 1908

Кубизм в архитектуре

Источником, вдохновившим Янака, был природный процесс кристаллизации. Суть его теории сводилась к тому, что в природе есть сила, которая заставляет материю изменяться и принимать геометрическую форму.

В начале 1910-х Прага была вторым по значению – после Парижа – центром этого художественного направления в Европе.

Дворец Ассамблеи


Дворец Ассамблеи, Чандигарх, Индия. 1951-1962, архитектор Ле Корбюзьеи

Кубизм художники

Пабло Пикассо

Пабло Пикассо

"Бог - такой же художник, как другие художники. Он создал слона, жирафа и кошку. У него нет настоящего стиля, но он придерживается новых идей" Пабло Пикассо

Пабло Пикассо


Пабло Пикассо. Три музыканта, 1921

Пабло Пикассо


Пабло Пикассо. Кирпичный завод в Тортосе, 1909

Пабло Пикассо


Пабло Пикассо. Композиция. Ваза фруктов и разрезанная груша 1913 - 1914

Жорж Брак

Жорж Брак и Пабло Пикассо


Жорж Брак и Пабло Пикассо, 1950 год

"В картине объект разлагается на многие углы зрения в стремлении довести до зрителя самую полную информацию. Он объединяет разные углы зрения, например, прямой с боковым, вид сверху, снизу, и разъясняет очертания, скрытые от зрителя. В основном, преобладает многоцветность, отсутствуют свет и атмосфера – аналитический кубизм" Жорж Брак

Жорж Брак (1882 - 1963) — французский художник, скульптор, коллажист, гравер, график, сценограф и декоратор. Работал вместе с Пикассо над теоретическим обоснованием кубизма и стал одним из основателей этого течения.

Гитара, фрукты и кувшин


Жорж Брак, "Гитара, фрукты и кувшин", 1928

Жорж Брак и Пабло Пикассо


Жорж Брак, "Бутылка и рыбы", 1910-12

Жорж Брак, Дом в Эстаке


Жорж Брак, "Дом в Эстаке", 1908

Хуан Грис

Хуан Грис

"Кубизм есть только новый способ представления вещей" Хуан Грис

Хуан Грис, Портрет Пикассо


Хуан Грис, "Портрет Пикассо", 1912

Хуан Грис, Человек в кафе


Хуан Грис, "Человек в кафе", 1912

Альбер Глез

Альбер Глез

Альбер Глез (1881 — 1953) — французский художник, философ и теоретик кубизма. Альберт Глейз и Жан Метцингер написали первый крупный Трактат о кубизме, Du "Cubisme", 1912.

Жан Метценже

Жан Доминик Антони Метценже

Жан Доминик Антони Метценже (1883 – 1956) был крупным французским художником XX века, теоретиком, писателем, критиком и поэтом, который вместе с Альбертом Глейзсом написал первую теоретическую работу по кубизму.

Влияние кубизма на современное искусство

Кубизм далек от того, чтобы быть художественным движением, ограниченным историей искусства, его наследие продолжает вдохновлять творчество многих современных художников

Никас Сафронов, Путин в кубизме


Никас Сафронов, "Путин в кубизме", 1999

Никас Сафронов, Отдыхающая на белой ткани на фоне природы


Никас Сафронов, "Отдыхающая на белой ткани на фоне природы"

Георгий Курасов


Георгий Курасов

Андрей Саратов,


Андрей Саратов, "Женщины Шарлотенбурга", 2016

Андрей Саратов,


Андрей Саратов, "Аннушка", 2016

Ирина Ласкинa, Still Life-cubism


Ирина Ласкинa, "Still Life-cubism", 2015

Ия Саралидзе, Тореадор


Ия Саралидзе, "Тореадор", 2014

Манипуляции с геометрией

Можно ли так представить, например, живое существо? С точки зрения кубистов — да! На их полотнах объекты и персонажи представляют собой соединение отдельных геометрических фрагментов: кубов, овалов, треугольников и так далее. Только так, по мнению кубистов, можно было постичь суть изображаемых людей и предметов: разбивая их на части и анализируя.

Окончательно сформироваться новому стилю помогло знакомство Пикассо с художником Жоржем Браком. Позже к двум соавторам присоединились и другие единомышленники.

Аналитический и синтетический кубизм:1909–1914 годы

Художники-кубисты — Пабло Пикассо , Жорж Брак , Хуан Грис — постепенно продвигались в своих экспериментах все дальше. На ранних картинах кубистов связь с действительностью еще не утрачена: на них вполне возможно разглядеть предметы и лица сквозь геометрические формы.

На этом, однако, история развития кубизма не закончилась: творцы продолжали свои игры с объемом и формой, окончательно отдаляясь от традиционного изобразительного искусства. Пикассо и его соратники наклеивали на холсты куски газет и вырезанные из бумаги фигуры, спички и другие мелкие предметы, пытаясь создавать из них некие целостные образы, вызывающие определенное впечатление у зрителя.

Но вскоре они прекратили подобные опыты. Художники пришли к выводу, что истинному мастеру все эти дополнения ни к чему, достаточно лишь красок и кистей. И хотя в 1920-е годы начался постепенный закат кубизма, его влияние ощущалось в живописи еще долгие годы.

Русский кубизм

В России кубизм как самостоятельный стиль не получил распространения, однако существовал как переходная стадия к другим новаторским течениям в живописи, в частности к кубофутуризму. Элементы кубизма обнаруживаются на картинах Н. И. Альтмана (1889–1970), А. В. Лентулова (1882–1943), Р. Р. Фалька (1886–1958).

В некотором смысле близок кубизму советский конструктивизм в архитектуре, предполагавший использование строгих геометрических функциональных схем и полный отказ от украшательства.

Гост

ГОСТ

Кубизм в живописи

Кубизм – это значимое направление в искусстве, зародившееся в начале 20-го века во Франции. Является частью модернизма.

Ключевая идея кубизма заключается в стремлении художника разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его на холсте в двумерном формате. Это позволяет живописцу отобразить объект одновременно с разных сторон, подчеркнув его свойства, которые зритель не замечает при классическом воспроизведении объекта с одной стороны.

Ещё раз нужно подчеркнуть, что идеи Сезанна оказали большое влияние на изобразительно искусство 20-го столетия. В своём творчестве он специально искажал перспективу, чтобы получилось воспроизвести больше граней объекта (этот художественный приём, по сути, является основой кубизма). Кроме всего прочего, этот живописец в своих работах часто упрощал объекты до простых геометрических фигур.

Кубизм, в процессе своего развития прошёл несколько периодов:

Сезанновский кубизм. Название этого этапа связано с французским художником, предшественником и идейным вдохновителем течения. На данной фазе представители кубизма стремились отдалиться от передачи истинного вида, старались разложить изображаемые объекты на отдельные геометрические фигуры и формы. Такое разложение привело к возникновению закономерности в использовании цветов. Элементы переднего плана картины зачастую стали окрашиваться в тёплые тона, а составляющие части на заднем плане окрашивали холодными цветами.

Аналитический кубизм. Данный этап развития течения можно охарактеризовать стиранием границ между пространством и формой. Возникают переливчатые цвета в полупрозрачных пересекающихся плоскостях. Отныне художники располагают формы в хаотичном порядке. Взаимодействие между пространством и формой – главное достижение на данном этапе развития течения.

Синтетический кубизм. Элементы такового впервые появляются в творчестве Хауна Гриса с 1911. Важно, что Грис, наряду с Пикассо и Браком, считается основателем течения. Можно сказать, что синтетический кубизм стремился к обогащению действительности за счёт объектов эстетики. Для конструирования объекта применяется фактура поверхности, линии и узоры. В данном периоде живописцы применяли аппликации для конструирования самодостаточного объекта. Но позднее кубисты отказались от такого метода, как аппликация, потому что решили, что получить полноценную комбинацию можно без бумаги.

Готовые работы на аналогичную тему

Ключевые представители течения:

  • Пабло Пикассо;
  • Жорж Брак;
  • Хуан Грис;
  • Фернан Леже;
  • Андре Маре.

Кубизм в архитектуре

Специалисты называли столицу Чехии самым главным центром кубистского искусства. Архитектура в этом стиле и авангардна, то есть самая прогрессивная и передовая для своего времени, и в то же время традиционна. В ней можно увидеть те же элементы, что мы привыкли видеть в традиционном зодчестве и градостроительстве: фронтоны, люкарны, симметричные фасады, порталы.

По окончании Первой мировой войны, архитекторы Чехословацкой республики вернулись к своему делу, но строения стали уже другими. Треугольники, популярные в 20-е годы, сменились полукругами и цилиндрами. Зарождается новое течение, под названием рондокубизм. В Праге и Роттердаме 20-го столетия были возведены строения и здания, создатели которых смогли по-своему воплотить одно из самых интересных и креативных решений в кубизме архитектуры.

Самыми прославленными и талантливыми мастерами кубизма в архитектуре были:

  • Йозеф Гочар;
  • Павел Янак;
  • Властислав Гофман;
  • Йосеф Хохол;
  • Эмиль Краличек.

Читайте также: