Употребление обращений и приветствий доклад

Обновлено: 13.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Речь – одна из главных характеристик, по которым можно определить степень образованности человека, его причастность к той или иной культуре. По тому как человек общается можно определить уровень его самооценки, понять, как он себя позиционирует в обществе, как относится к окружающим его людям. Подобная совокупность правил поведения, которые касаются внешнего проявления отношения к людям (т.е. поведение в обществе, внешний вид человека, то как он обходится с другими, манеры и т.д.) называется этикетом. Именно этикет определяет то, как ведёт себя человек.

Общение является одной из наиболее важных сфер деятельности человека. Именно при общении в первую очередь учитываются особенности речевого этикета, который незримо, но все же оказывает сильное влияние на наши жизни. Речевой этикет представляет собой выработанные правила речевого поведения, системы речевых формул общения.

При подготовке реферата моей целью было выяснить, какие именно формулы лежат в основе речевого этикета. Исходя из поставленной цели, я вывела для себя несколько задач:

- выявить какие факторы определяют формирование и использование речевого этикета;

- рассмотреть проблему культуры общения и обозначить основные формулы речевого этикета;

- подробно ознакомиться с видами речевого этикета.

Сегодня считается, что красивая грамотная речь не является обязательным атрибутом в жизни каждого из нас, поэтому проблему речевого этикета я считаю особенно актуальной в XXI веке, когда чтение книг и упражнения в красноречии становятся всё менее популярны.

Одним из важнейших достоинств быть человеком является возможность общения с себе подобными. Концепция культуры общения, культуры речевого этикета входит в состав понятия о культуре в целом.

Правила речевого поведения регулируются речевым этикетом, охватывающим все способы выражения доброжелательного отношения к собеседнику. Богатство языковых средств позволяет выбрать ту форму общения, которая наилучшим образом подходит для той или иной речевой ситуации, помогает задать дружеский или формальный тон беседы.

Выражение речевого этикета приятно каждому из нас так же как оскорбительно его несоблюдение. Но почему так происходит? Попробуем разобраться вы признаках речевого этикета, которые объяснят его социальную значимость:

1. Первый признак. Общество негласно требует исполнения предписаний этикета. Социальная заданность ритуалов вежливости воспитывается в людях с самого детства. А если человек хочет принадлежать к какой-либо социальной группе, ему следует примерить на себя модель поведения, обязательную для того или иного сообщества.

3. Третий признак. Некоторые действия невозможно выполнить молча. У человека получится без слов погулять или поплавать без слов, но пообещать, попросить или спросить что-то, не привлекая такой инструмент речи как язык, он не сможет.

4. Четвертый признак. Речевой этикет тесно связан с категорией вежливости. Обходительность и почтительность нужно обязательно выражать, чтобы показать другому человеку ваше хорошее отношение. Для этого следует прибегать в речи, не забывая о речевом этикете. В противном случае, вся уважительность останется нереализованной.

Рассмотрим основные факторы, влияющие на формирование речевого этикета:

1. Особенности сотрудничества. В общении могут прослеживаться различия в речевом этикете у людей разных возрастов, социальных статусов и пр. Во внимание следует брать и национальность, и профессию, и религию, и характер собеседника.

2. Ситуация, при которой происходит общение. Это также влияет на формирование речевого этикета. Во каждой культуре имеется собственная структура нормативного общения. Речевой этикет – важный элемент культуры нации, он является составной части культуры поведения и общения. Являясь частью культуры, речевой этикет каждого народа несет в себе определенный национальный смысл.

Таким образом, речевые особенности учитывают факторы, определяющие формирование речевого этикета, которые, в своём большинстве, уникальны, но сходятся в одном – знания и соблюдения норм общения помогают установить с разными людьми одинаково тёплые дружеские или формальные отношения. Речевой этикет - важный элемент всякой национальной культуры.

Формулы речевого этикета разделяют на три основные группы:

- речевые формулы, относящиеся к началу беседы, знакомства, приветствия;

- речевые формы основной части разговора;

- речевые формулы, завершающие беседу.

Часть 1. Начало беседы, знакомство, приветствие.

Согласно этикету, младшие первыми здороваются со старшими, мужчины первыми приветствуют женщин.

Термин этикет, т.е. установленные правила поведения, формы обхождения, принятые в обществе или в какой-либо части его, перешел к нам из французского языка. Корень же этого слова, - греческий (в переводе – обычай), от него происходит слово этика, означающее:
1) философское учение о нравственности, морали;
2) нормы поведения, совокупность правил, принятых среди членов общества, какой-либо социальной или профессиональной группы и т.п.

Содержание

Введение . 3
Этикет представления. 4
Знакомство и представление. 4
Порядок представления. 5
Если Вы представляете другого. 5
Представление на работе. 6
Представление в обществе. 7
Этикет приветствия………………………………………………….8
Порядок приветствия………………………………………………. 8
Рукопожатие…………………………………………………………. 9
Снятие головного убора и поклон…………………………………10
Объятия, поцелуи, целование руки……………………………….11
Слова…………………………………………………………………..12
Знакомый и незнакомец…………………………………………….12
Если Вы не можете вспомнить имя……………………………….13
Заключение. 15
Список литературы. 16

Вложенные файлы: 1 файл

этикет.docx

  1. Этикет представления. . . 4
    1. Знакомство и представление. . . 4
    2. Порядок представления. . . 5
    3. Если Вы представляете другого. . ..5
    4. Представление на работе. . . 6
    5. Представление в обществе. . . 7
    1. Порядок приветствия………………………………………………. ..8
    2. Рукопожатие………………………………………………… ………. 9
    3. Снятие головного убора и поклон…………………………………10
    4. Объятия, поцелуи, целование руки……………………………….11
    5. Слова………………………………………………………………… ..12
    6. Знакомый и незнакомец…………………………………………….12
    7. Если Вы не можете вспомнить имя……………………………….13

    Список литературы. . . . 16

    Быть культурным и воспитанным – право и обязанность каждого человека. Пренебрежение правилами этикета, равно как и незнание элементарных его требований, не только значительно усложняет общение, но и наносит непоправимый вред деловым отношениям.

    Термин этикет, т.е. установленные правила поведения, формы обхождения, принятые в обществе или в какой-либо части его, перешел к нам из французского языка. Корень же этого слова, - греческий (в переводе – обычай), от него происходит слово этика, означающее:

    1) философское учение о нравственности, морали;

    2) нормы поведения, совокупность правил, принятых среди членов общества, какой-либо социальной или профессиональной группы и т.п.

    Этикет – большая и важная часть общечеловеческой культуры, выработанной на протяжении многих веков всеми народами, впитавшая в себя представления народов о добре, справедливости, человечности, красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности.

    1. Этикет представления.
      1. Знакомство и представление.

      С представления начинается знакомство людей, поэтому этот момент очень важен с психологической точки зрения. Неловкости или ошибки при знакомстве могут осложнить беседу, а то и вызвать раздражение. В зависимости от того, как человек будет представлен, он может стать своим или быть отвергнут обществом.

      Представление обязательно перед служебным или деловым разговором в том случае, если люди незнакомы. Представление не требуется, если вы обращаетесь на улице к случайному прохожему с вопросом, как пройти куда-либо, или к продавцу магазина. Однако, если вы являетесь постоянным покупателем маленького магазинчика, вы можете представиться.

      При представлении следует исходить из двух основных принципов:

      - четко произносить имя, фамилию и другую информацию, которую вы намерены сообщить;

      - использовать формы представления в соответствии с ситуацией.

      Четкость при произнесении имени избавит от необходимости переспрашивать, а также убережет от досадных недоразумений, связанных с ошибками в дальнейшем. Следование второму принципу подразумевает, что в современном мире правила знакомства и представления стали более демократичными и допускают ряд вольностей. Так, в компании подростков вряд ли будет уместным официальное представление нового члена. Достаточно ограничиться только именем – Петр, далее можно добавить будет учиться в нашей школе или переехал в соседний дом. Напротив, на приеме необходимо следовать более традиционным правилам представления и учитывать такие моменты, как: порядок представления, использование официальных титулов и званий, приветствие при представлении.

      Нет необходимости представлять идущего вместе с вами человека, если вы встретили своего знакомого на улице и остановились, только чтобы поприветствовать его.

      Согласно строгим канонам этикета:

      - младшие по возрасту представляются сначала старшим;

      - лица, занимающие более низкую ступень в общественном положении, представляются тем, кто находится выше их в социальной иерархии;

      - мужчина представляется женщине первым;

      - один человек представляется группе (даже состоящей из двух лиц) первым;

      - женщина не представляется сама.

      При равенстве по одним условиям представления во внимание принимаются другие. Например, при равном общественном положении более молодой человек представляется более пожилому.

      А как быть, например, если надо представить молодую студентку мужчине- профессору? В таких случаях необходимо учитывать ряд ситуативных и психологических моментов. На официальных мероприятиях или в случае, если студентку знакомят для дальнейшей работы с профессором, ее представляют первой. Если же встреча происходит в дружеском кругу, к тому же профессор не желает подчеркивать свой возраст и положение, первым представляют его. В целом же, как правило, мужчину представляют первым при других условий.

      Трудности при представлении возникают также, если неизвестен, например, социальный статус человека. Подобных ситуаций следует избегать на официальных мероприятиях – там заранее должен быть известен список приглашенных. В иных же случаях следует ориентироваться на те параметры, которые очевидны – пол или возраст представляемых.

      Современные правила этикета допускают самостоятельное представление женщины. Особенно на деловых встречах.

      При представлении двух незнакомых людей друг другу их называют согласно порядку представления. Так, представляя женщину мужчине, следует

      сказать, например: Ирина Сергеевна, разрешите вам представить Ивана Матвеевича. При официальном представлении необходимо назвать титулы и звания представляемых.

      В неофициальной обстановке современный этикет позволяет пользоваться более простыми формулами без слов разрешите или позвольте представить, а также титулов и званий, например, это Николай Иванович – наш сосед. Однако в любом случае невежливо просто подвести двух незнакомых людей друг к другу с просьбой познакомиться.

      Если вы представляете людей одного возраста, статуса и пола, то сначала представляете менее знакомого вам человека более знакомому.

      Членов своей семьи представляют без указания фамилии, например, мой сын Сергей. Следует помнить, что принято представлять детей и супругов знакомым, но знакомых – родителям.

      Существует односторонний порядок представления. Так, оратора представляют аудитории. Односторонний порядок представления используется вообще при представлении одного человека большой группе людей.

      В гостях или на приеме в одну из обязанностей хозяина или хозяйки входит представление приглашенных. Конечно, если приглашено слишком много народу, не следует ожидать, что все будут представлены друг другу. В этом случае особое внимание необходимо уделить наиболее почетным гостям. Следует избегать ситуации, когда один из гостей может оказаться в одиночестве. В этом случае хозяину или хозяйке следует представить его другим гостям.

      Служебный этикет предполагает, что, прежде чем вы обратитесь лично или по телефону с просьбой или вопросом в какую-либо организацию, вы должны обязательно представиться. При этом следует назвать себя, свою должность и организацию, в которой вы работаете.

      Если в офис входит посетитель и представляется, секретарь не обязан вставать. Достаточно улыбки и слов приветствия. Далее следует ответ на

      вопрос или просьбу посетителя.

      При представлении в офисе нового должностного лица, занимающего руководящий пост (например, председателя правления, президента компании), служащие, в том числе и секретарь, должны встать. Это знак внимания к просьбам и пожеланиям нового руководства.

      В обязанности руководства входит представление нового сотрудника его коллегам. Руководитель называет его имя, фамилию, должность, а также титулы и звания, если они имеются. Несколько слов говорится о его прежней работе и заслугах. Если человек назначается на руководящую работу, то ему представляются его заместители и ближайшие помощники с называнием должностей и направления их работы, например, проректор по учебной работе.

      Если вы находитесь в обществе знакомых лиц и к вам обратились с предложением представить другое лицо, прежде всего следует, если вы разговаривали с кем-то, извинившись, прервать беседу.

      Мужчины обязательно встают, если они сидели, независимо от того, представляют им мужчину или женщину. Женщина встает только в тех случаях, когда она знакомится с более старшей по возрасту женщиной или весьма почтенным мужчиной. В остальных случаях достаточно улыбки и дружеского кивка. Современные правила этикета предоставляют женщине право самой решать, когда вставать, а когда нет. При этом она должна исходить и из того, чтобы не обидеть человека, подчеркнув вставанием его возраст.

      В гостях, на приемах лучше, если вас представит хозяин дома или общий знакомый. Однако, если вы оказались в ситуации, когда необходимо начать разговор, а представить вас некому, надо это сделать самому. Напомним: женщина также может представиться сама.

      После того, как люди представлены друг другу, они обмениваются словами приветствия и рукопожатием. На сугубо официальных встречах при представлении можно использовать в качестве ответа выражения типа очень приятно, очень рад, в менее официальных – вполне достаточно ограничиться

      1. Этикет приветствия
        1. Порядок приветствия

        Во всех странах мира, в цивилизованном обществе люди при встрече приветствуют друг друга, выражая этим симпатию и доброжелательность. После приветствия обычно следует непродолжительная беседа. Приветствие сопровождается словами и действиями – рукопожатием, поклоном, целованием руки, снятием шляпы.

        Согласно существующему этикету, первым приветствует:

        - молодой человек – более пожилого;

        - человек, занимающий более низкую ступень в общественной иерархии, – того, кто находится на более высокой ступени.

        Если встречаются две женщины, одна из которых находится в обществе мужчины, а другая одна или в обществе другой женщины, то согласно этикету вначале здоровается первая. Женщина также первой приветствует мужчину, если она его обгоняет. При встрече супружеских пар первыми здороваются женщины, потом мужчины приветствуют женщин, а после этого – друг друга.

        Если к сидящему мужчине подходит женщина или старший по возрасту мужчина, то сидящий должен встать, приветствуя их. Однако, если они проходят мимо, достаточно лишь чуть приподняться.

        Тот, кто подходит к стоящему, приветствует его первым. Первым также приветствует общество опоздавший, даже в том случае, если это женщина. На официальных приемах, в гостях прежде всего приветствуют хозяйку и хозяина.

        Очень неловко выглядит долгая пауза при встрече. Поэтому не следует слишком много времени тратить на оценку различий в возрасте или в социальном статусе человека, особенно, если они не очевидны. Не надо бояться поздороваться первым. Следуйте в таких ситуациях известному афоризму: первым здоровается тот, кто лучше воспитан.

        У разных народов существуют особенности в порядке приветствия. Так, в мусульманских странах мужчина не должен первым приветствовать красивую женщину. Если у вас нет возможности подробно познакомиться с обычаями того или иного народа, следуйте общепринятым нормам.

        Хорошо воспитанный человек эффективно взаимодействует с окружающими. Он уверен в себе, при разговоре соблюдает правила вежливости. Этикет приветствия поможет получить от общения исключительно положительные эмоции.

        Приветствие

        Варианты приветствий

        Самые распространенные варианты приветствий — это слова и рукопожатия. В отдельных случаях здороваются кивком головы или прикладывают руку к головному убору (при несении воинской службы).

        Слова

        1. Утро начинается в 6:00 и продолжается до 12:00.
        2. День длится с 12:00 до 18:00.
        3. Вечер — с 18:00 до 00:00.
        4. Ночь — с 00:00 до 6:00.

        Рукопожатие

        Это признак доверия и положительного настроя на общение. Рукопожатие позволяет установить деловой контакт, выразить благодарность за встречу. При таком приветствии невежливо сжимать руки. Когда человек кладет на кисть собеседника обе руки, это считается признаком дурного тона.

        Первым должен подавать руку тот, кто старше или занимает более высокую должность. Нельзя протягивать ее через кого-либо или препятствия (стол, стул, полку).

        Тактильное приветствие должно быть коротким, формальным, большой палец следует отвести в сторону. Если руки влажные, надо незаметно вытереть их.

        Кто здоровается первым

        В помещении могут присутствовать несколько человек разного возраста, пола и социального статуса.

        Когда гость входит в комнату, где находятся люди, он должен первым с ними поздороваться, используя слова:

        Слова следует произносить отчетливо, не слишком громко.

        Старший или младший

        По нормам этикета тот, кто младше, здоровается первым, но не протягивает руку. Но если хозяйка дома принимает гостей, то при встрече она должна поприветствовать их первой (в этом случае тоже можно обойтись без рукопожатия).

        Начальник или подчиненный

        Мужчина или женщина

        Первым должен здороваться мужчина. Если он сидит и к нему подходит женщина, по этикету нужно встать. Этим жестом мужчина проявляет уважение к даме, показывает, что хорошо воспитан. Когда девушка встречает знакомого, который намного старше нее, она должна поздороваться первой.

        Мужчина здоровается с девушкой

        Гость или хозяин

        Когда гости первые здороваются с хозяйкой, они не должны протягивать ей руку. Если случилось так, что гостья опоздала на встречу и вошла в дом, когда все уже собрались за столом, вначале ей надо поприветствовать женщин, а потом мужчин. Человек, пришедший вовремя, вначале здоровается с хозяином дома, а затем с пожилыми людьми (в первую очередь с женщинами).

        Продавец или покупатель

        Покупатель заходит в магазин, соответственно, ему следует поздороваться с продавцом. Если эти люди знакомы, приветствия выражают исходя из возраста и пола.

        Ребенок или взрослый

        Младший здоровается со старшим. Но завучи, педагоги, директора по этикету первые приветствуют детей в учебных заведениях.

        Особенности светского общества

        В светском обществе следует вести себя тактично. Представления, знакомства должны быть короткими, а не переходить в рассказ о жизни.

        Следует правильно вести себя за столом. Вначале нужно спросить, из каких ингредиентов приготовлено блюдо, после — узнать, как правильно его есть.

        Некоторые блюда японской кухни едят палочками, а не привычными столовыми приборами.

        Чтобы поддержать светскую беседу, можно спросить, какие страны посетил гость. Важно правильно держать бокал. Можно хорошо проявить себя, если продемонстрировать знания о вине, чае, сортах кофе или расспросить гостей об их коллекциях.

        Когда разговор заходит о покупках, не следует упоминать адреса, торговые марки, цены. Достаточно спросить, доволен ли человек приобретением. Это правило также касается отдыха. Не надо упоминать гостиницы, категории номеров, стоимость поездки.

        В высшем обществе не принято говорить о диетах, заболеваниях, здоровом образе жизни. Вопросы на эти темы покажутся бестактными. Нельзя хвастаться подарками перед гостями. Можно обсуждать искусство.

        Взгляд человека, который задает вопросы, должен быть заинтересованным.

        Чтобы хорошо проявить себя в светском обществе, надо соблюдать и другие правила:

        1. Держать осанку. Благодаря этому человек демонстрирует ощущение собственного достоинства.
        2. Быть сдержанным. Гримасы, громкий смех, размахивание руками недопустимы.
        3. Контролировать эмоции. Культурный гость не трогает волосы, воротник или затылок, когда ведет дискуссию.
        4. Следить за речью. Она должна быть чистой, внятной, без повышенных тонов, криков и грубых выражений. Не следует вести пустые разговоры, “подкалывать” собеседников, делать им замечания, плохо отзываться о тех, кто не присутствует на мероприятии. Лучше не отходить от заданной темы и быть не слишком разговорчивым.

        В светском обществе люди уважают мнение других, даже если чем-то недовольны. Когда возникает сложная ситуация, нельзя переходить на личности. При разговоре не стоит отвлекаться, заниматься посторонними делами.

        Следует знать меру в комплиментах. Воспитанный человек не скупится на лестные высказывания, но и не злоупотребляет ими. Искренний уместный комплимент всегда порадует собеседника. В высшем обществе никогда не срываются на окружающих, дамы не разводят сплетни и не плетут интриги.

        Общение

        Можно ли здороваться через порог

        По правилам этикета это не запрещено, но есть приметы, согласно которым дверной проем с порогом является гранью между 2 мирами (живых и ушедших). Поверья запрещают пожимать руки через порог: в дом могут попасть злые духи.

        Когда человек заходит в свое жилище и выходит из него, он путешествует в 2 измерениях. Чтобы обезопасить дом от негативной энергии, эзотерики советуют соблюдать приметы. В соответствии с поверьями приветствия и прощания через дверь предвещают ссору.

        Перед тем как поздороваться с человеком, желательно пустить его в свое жилище. Тогда порог выступит в качестве энергетического фильтра и предотвратит появление негатива. Рукопожатие через порог отрицательно сказывается на ауре хозяина.

        Через порог

        Вежливость в особых ситуациях

        Жизненные ситуации бывают разными, но этикет не меняется. Вежливое отношение предполагает тактичность. Эта модель поведения ценится в любом обществе. Официальная вежливость включает правила речевого этикета, которые соблюдает человек в процессе коммуникации.

        Ритуально-обрядовое общение предполагает уместные приветствия на торжественных мероприятиях. Здороваясь, человек сильнее выражает эмоции, чем в первом случае.

        Он проявляет такие личностные качества:

        • приветливость;
        • добродушие;
        • тактичность.

        Гость произносит фразы, соответствующие типу торжества.

        Воинское приветствие символизирует сплоченность служащих и является признаком взаимного уважения. Служащие выражают приветствия, соблюдая правила, указанные в уставе Вооруженных Сил РФ.

        Военный, младший по званию, первым выражает приветствие. Если у служащих равное положение, не имеет значения, кто первый здоровается.

        Они отдают дань уважения:

        • Могиле Неизвестного Солдата;
        • братским могилам воинов, которые воевали за свободное существование Родины;
        • флагу — символу России;
        • похоронным процессам при сопровождении воинских подразделений.

        Приветствие военных

        В каких случаях приветствие можно опустить

        Процедура прощания

        Бывает так, что гость вечеринки беседует с кем-то, а ему срочно нужно уехать. Резко прерывать диалог невежливо. По возможности надо уходить, когда и другие гости расходятся. Необходимо попрощаться с другими.

        Когда человек собирается уехать в другой город (страну), он встречается с друзьями или коллегами. Для этого лучше выбрать красивое место, завести приятные разговоры, вспомнить радостные события.

        Не принято обращаться с порога. Если друг не в восторге от переезда, не надо задавать ему много вопросов на эту тему, а в пожеланиях важно быть искренним.

        Правила хорошего тона никого еще не подводили. Благодаря им человек проявляет свои лучшие качества и устанавливает доверительные отношения с окружающими.

        Трудно представить себе человека, который не хотел бы держаться уверенно, раскованно, свободно в любом обществе и компании. Каждый мечтает нравиться, привлекать к себе окружающих манерами, внешностью, умением чувствовать себя свободно в самой сложной ситуации. Как добиться этого? Очень просто - овладеть искусством этикета общения.

        Как обращаться к людям

        Есть три вида обращения:

        1. Официальное (гражданин, господин);
        2. Дружеское (уважаемый коллега, старина, дорогой друг);
        3. Фамильярное, допустимое только среди самых близких друзей.

        Общие правила приветствия при встрече.

        Первыми приветствуют младшие старших, мужчины - женщин, женщина приветствует мужчину, который намного старше ее. Исключения из этого правила: вошедший в комнату, будь то мужчина или женщина, первым здоровается с присутствующими, уходящий - первым прощается с остающимися.

        В случае, когда в комнате несколько человек, здороваются сначала с хозяйкой дома, затем с другими женщинами, затем - с хозяином дома и мужчинами.

        Здороваясь с мужчиной, женщина должна первая подать руку. Если она ограничивается поклоном - мужчине не следует протягивать ей руку. То же - между старшими и младшими мужчинами.

        Мужчина всегда встает (за исключением очень пожилых и больных, которым трудно подниматься), здороваясь и с женщинами, и с мужчинами. Женщина, здороваясь с мужчиной, не встает. Мужчина, здороваясь с женщиной, встает.

        Исключения: хозяйка дома, принимая гостей, всегда встает, здороваясь с ними; в служебной обстановке мужчина может не вставать, приветствуя женщину. Женщины встают также, здороваясь с очень пожилыми мужчинами.

        Поздоровавшись со своим сверстником, мужчина может сесть. Если же он здоровается с более пожилым мужчиной или с женщиной, то он может сесть лишь после того, как сядут они, или по их позволению. Если хозяйка дома предлагает сесть, а сама продолжает стоять - садиться не следует.

        Приветствуя даму, мужчина может поцеловать ей руку. Однако, делать это можно только в помещении!

        Не принято здороваться через порог, через стол, через какую- либо перегородку.

        Более сложные ситуации

        С чего начинается общение

        Любое знакомство, да и вообще любое общение начинается с приветствия. Каким оно должно быть?

        По этикету, приветствовать человека нужно словами:

        Что важно в приветствии

        Интонация. Очень важный элемент приветствия! Приветствие, высказанное грубым или сухим тоном, может обидеть человека, с которым вы здороваетесь. Приветствовать людей нужно тепло и дружелюбно.

        Жесты. Приветствие принято сопровождать поклоном, кивком головы, рукопожатием, объятиями, поцелуем руки.

        Мужчине во время приветствия нужно снять шляпу. Зимнюю шапку, берет, кепку снимать не обязательно!

        Во время приветствия не следует опускать глаза, нужно встретиться взглядом с тем, кого вы приветствуете.

        Во время приветствия неприлично держать руки в карманах и сигарету во рту.

        Более сложные этикетные ситуации

        Рукопожатия

        1. Первыми подают руку старшие младшим, а не наоборот.
        2. Среди ровесников первыми подают руку женщины мужчинам.
        3. Если встречаются две супружеские пары, то сначала здороваются друг с другом женщины, затем мужчины приветствуют женщин, после этого мужчины здороваются между собой.
        4. Перед рукопожатием мужчина должен обязательно снять перчатку. Женщине это делать не обязательно. Однако, приветствуя более старших по возрасту, перчатку должны снимать все.

        Как отвечать на приветствия

        Если вас поприветствовали, нужно обязательно ответить на это приветствие.

        Если приветствуют сопровождающее вас лицо, нужно ответить на это приветствие даже незнакомому человеку.

        Читайте также: