Доклад задачи бухгалтерского учета

Обновлено: 13.05.2024

3. План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению, утверждённые приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н (с дополнениями и изменениями от 7 мая 2003 г. № 38н).

Понятие бухгалтерского учета, его сущность и роль в деятельности организации

Учет ведут специалисты разных профессий, – врач, астроном, космонавт, астролог, автоинспектор, метеоролог и другие. В деятельности специалиста всегда присутствуют такие элементы как наблюдение, измерение, регистрация и обобщение данных, которые являются слагаемыми любого вида учета (Рис.1). Они позволяют осуществлять контроль за состоянием определенного самостоятельно функционирующего субъекта. В дальнейшем с их помощью создается информация об этом субъекте, которая в свою очередь является основанием для принятия решения.

Рис. 1. Слагаемые учета

В организации осуществляется хозяйственная деятельность – производственная, торговая, заготовительная, сбытовая и др., поэтому такую организацию принято называть хозяйствующим субъектом.

Хозяйственный учет, его виды

Хозяйственный учет возник и развивался одновременно с появлением и развитием человеческой цивилизации. Потребность в учете, контроле и руководстве хозяйственными процессами возникла на самых ранних ступенях человеческого развития и существовала в различных общественно-экономических формациях. Хозяйственный учет является составной функцией управления хозяйствующего субъекта в условиях определенного уровня развития.

В составе хозяйственного учета выделяют оперативный (внутрихозяйственный), статистический и бухгалтерский учет, который включает в себя финансовый, управленческий и налоговый учет (Рис.2). Все эти виды хозяйственного учета взаимосвязаны, дополняют и контролируют друг друга, и часто используют одну и ту же информацию.

Рис. 2. Виды хозяйственного учета

Оперативный учетиспользуется для наблюдения за отдельными явлениями хозяйственной жизни с целью оперативного получения информации, необходимой для осуществления текущего управления организации. Оперативный учет обеспечивает управленческий персонал информацией о движении материальных ресурсов, об объемах выпущенной, отгруженной и реализованной продукции, наличии материально-производственных запасов и т.п. Источниками информации выступают первичные документы, сведения полученные по телефону, факсу, электронной почте, в устной форме.

Статистический учет применяется при изучении явлений и процессов, которые носят массовый характер в производственной деятельности общественной жизни. Данные статистического учета используются для экономического анализа и прогнозирования на текущий и перспективные периоды в масштабах отдельных организаций, районов, субъектов и страны в целом, причем количественные характеристики рассматриваются в неразрывной связи с качественными с целью раскрытия закономерностей развития явлений (объем производства, себестоимость, производительность труда, использование рабочего времени и т.д.). В статистическом учете применяются специфические способы и приемы получения и обработки данных: наблюдение, группировка, сравнение, индексы, средние величины и др.

- Бухгалтерский учет применяется в организациях и охватывает хозяйственные процессы, связанные с движением имущества и обязательств хозяйствующего субъекта. Объектами наблюдения бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе деятельности. Каждый факт хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете оформляется документом, который имеет правовую основу. В бухгалтерском учете используются особые приемы и способы получения и обработки данных (счета бухгалтерского учета, двойная запись, балансовое обобщение информации и др.).

Для отражения количественных и качественных показателей хозяйственных процессов и фактов хозяйственной деятельности в хозяйственном учете три вида измерителей: натуральные, трудовые и денежные. (Рис.3).

Учетные измерители – единицы измерения, при помощи которых формируются показатели для различных нужд деятельности организации.

Натуральные измерители используются для контроля за сохранностью имущества и служат для отражения в учете количественной информации об имуществе, обязательствах и хозяйственных процессах в натуральном выражении посредством их подсчета, измерения, взвешивания и т.п.

С помощью трудовых измерителей отражаются затраты времени и труда на изготовление продукции, ее трудоемкость, производительность труда (выпуск продукции в единицу времени, выработка за день), начисленная заработная плата. Трудовые измерители в большинстве случаев применяются в сочетании с натуральными.

Универсальным, обобщающим учетным измерителем являются денежные измерители. Денежные измерители применяются для обобщения и отражения стоимостной оценки имущества, обязательств и хозяйственных процессов и выражаются в национальной валюте России - в рублях и копейках. С помощью денежных измерителей ведется обобщенный учет имущества и обязательств, исчисляются затраты на производство продукции, определяются результаты хозяйственной деятельности (прибыль или убыток), составляется и анализируется бухгалтерская отчетность и т. д.

Цели, задачи и функции бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет – формирование в соответствии с установленными требованиями документированной систематизированной информации об объектах учета и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Целью бухгалтерского учета является формирование своевременной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации и составление достоверной отчетности для осуществления процесса управления и принятия управленческих решений.

Основнымизадачами бухгалтерского учета являются:

1.Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении, необходимой как внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организаций, так и внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

2.Обеспечение контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций, их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

3.Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Система управления любой организации неразрывно связана с бухгалтерским учетом. В системе управления бухгалтерский учет выполняет ряд функций, основными из которых являются информационная, контрольная, аналитическая, обратной связи, оценочно-сравнительная, прогностическая и др. (Рис.4).

Рис. 3. Функции бухгалтерского учета

Информационная функция определяется тем, что бухгалтерский учет является основным поставщиком информации, так как фиксирует и накапливает информацию о состоянии и движении имущества (активов), источников образования имущества (капитала и обязательств) и результатах хозяйственной деятельности организации. На долю бухгалтерской информации приходится более 71 % общего объема экономической информации.

Данные бухгалтерского учета применяются в статистическом и оперативном учете, при планировании, прогнозировании, анализе процессов с целью выработки управленческих решений и стратегии деятельности организации.

Контрольная функция бухгалтерского учета предусматривает оценку степени достижения предприятием своих целей, уточнение этих целей, выявление отклонений, причин, вызывающих отклонения, разработку и реализацию мероприятий по их устранению.

Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией поставленных целей и выполнения задач финансово-хозяйственной деятельности. Одной из важнейших причин необходимости осуществления контроля является то, что любая организация обязана обладать способностью вовремя находить свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации. Сопоставляя реально достигнутые результаты с запланированными, организация получает возможность выявить, где достигнуты успехи, а где организация потерпела неудачу. Таким образом, возможности контроля позволяют выявить проблемы и скорректировать деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис.. По времени осуществления контроль делится на предварительный (до совершения), текущий (во время осуществления) и последующий (после совершения) хозяйственной операции.

Функционирование системы управления невозможно без выполнения бухгалтерским учетом функцииобратной связи. С помощью бухгалтерской информации обратная связь используется для осуществления контроля за результатами плановых показателей, выявления неиспользованных резервов производства, установления и устранения различных недостатков, выбора различных альтернатив, принятия управленческих решений.

Аналитическая функция бухгалтерского учета заключается виспользовании бухгалтерской информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности организации. В процессе анализа выявляют влияние различных факторов на эффективность использования производственных ресурсов, прибыльность продукции, окупаемость затрат и т.п. Кроме того, аналитическая функция проявляется при обосновании и принятии эффективных управленческих решений, а также при составлении планов и прогнозов развития организации.

Все функции бухгалтерского учета взаимосвязаны и взаимообусловлены с функциями управления, методическими приемами бухгалтерского учета, поэтому совершенствование управления напрямую связано с развитием системы бухгалтерского учета.

Виды бухгалтерского учета

В условиях рыночной экономики система управления эффективностью производства предполагает постоянное совершенствование бухгалтерского учета. В современных условиях потребности пользователей в информации бухгалтерского учета различны, для системы управления требуется информация нового качественного содержания, поэтому возникает необходимость дифференциации системы бухгалтерского учета на три подсистемы: финансовый учет, управленческий учет и налоговый учет. Назначение этих подсистем отражено на рис.5.

Финансовый учетохватывает информацию об имуществе и обязательствах организации, ее собственном капитале, о хозяйственных процессах (снабжение, производство, продажа), о доходах и расходах, финансовых результатах деятельности организации.

Информация финансового учета используется как для внутренних, так и для внешних пользователей. По данным финансового учета составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность, показатели которой используются для анализа и оценки финансового состояния организации.

Рис. 5. Назначение подсистем бухгалтерского учета

Управленческий учет охватывает все виды учетной информации, которая используется для планирования, прогнозирования, контроля, анализа, принятия управленческих решений в пределах самой организации.

Информация управленческого учета используется внутренними пользователями в управлении организацией и ее структурными подразделениями. Частью управленческого учета является учет производственных затрат, т.е. учет издержек производства и анализ экономии или перерасхода по сравнению с установленными нормами и предыдущими периодами.

Объем, характер внутренней информации, порядок отражения внутрихозяйственных операций и составления отчетов регламентируются самой организацией. Информация предназначена для ограниченного круга лиц и носит закрытый характер.

Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по различным налогам на основе первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренный Налоговым кодексом. Порядок ведения налогового учета налогоплательщик устанавливает самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя организации. Данные налогового учета отражают порядок формирования доходов и расходов организации, определяют налогооблагаемую базу и суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет. Информация налогового учета используется как внутренними, так и внешними пользователями.

Бухгалтерский учет — это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерский учёт в соответствии с законом о бухгалтерском учёте может вестись: главным бухгалтером, принятым на предприятие по трудовому договору, генеральным директором при отсутствии бухгалтера, бухгалтером, не являющимся главным, либо сторонней организацией (бухгалтерское сопровождение).

Объекты бухгалтерского учета

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Основные задачи бухгалтерского учета

Основной задачей бухгалтерского учёта является формирование полной и достоверной информации (бухгалтерской отчётности) о деятельности организации и её имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности— руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности, на основании которой становится возможным:

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации;

выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации;

контроль соблюдения законодательства при осуществлении организацией хозяйственных операций;

контроль целесообразности хозяйственных операций;

контроль наличия и движения имущества и обязательств;

контроль использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

контроль соответствия деятельности утверждённым нормам, нормативам и сметам.

Основные элементы метода бухгалтерского учета

Задачи бухгалтерского учёта решаются посредством использования различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учёта, который включает в себя следующие основные элементы:

- документирование - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета;

- оценка – способ выражения денежных средств и их источников в денежном измерении;

бухгалтерские счета- способ группировки текущего отражения имущества, обязательств и операций;

- двойная запись - взаимосвязанное отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, когда каждая операция одновременно записывается по дебету одного счета и кредиту другого счета на одинаковую сумму ;

- инвентаризация – проверка наличия числящегося на балансе организации имущества, проводимая путем подсчета, описания, взвешивания, взаимной сверки, оценки выявленных средств, и сравнении полученных данных с данными бухгалтерского учета;

- калькулирование – исчисление себестоимости единицы продукции, работ, услуг в денежном выражении, то есть расчет себестоимости ;

- бухгалтерский баланс - является источником информации и представляет собой способ экономической группировки имущества организации по составу, размещению и источникам формирования, выраженный в денежной оценке и составленный на определенную дату;

- бухгалтерская отчетность – совокупность показателей учета, отраженных в форме определенных таблиц и характеризующих движение имущества, обязательств и финансовое положение организаций за отчетный период.

Основные принципы бухгалтерского учета

Основными принципами бухгалтерского учета можно считать следующие принципы:

Принцип автономности – любая организация существует как самостоятельное юридическое лицо. В бухгалтерском учете отражается только то имущество, которое признано собственностью данной конкретной организации или предприятия.

Принцип двойной записи — все хозяйственные операции отражаются одновременно по дебету одного бухгалтерского счета и кредиту другого счета на одинаковую сумму.

Принцип действующей организации организация функционирует и планирует сохранять свои позиции на экономическом рынке в будущем, в указанные сроки и в установленном порядке погашая обязательства перед своими партнерами.

Принцип осмотрительности предполагает определённую степень осторожности в процессе формирования суждений, необходимых при расчётах, производимых в условиях неопределённости, позволяющую избежать завышения активов или доходов, и занижения обязательств, или расходов. Соблюдение принципа осмотрительности предотвращает возникновение скрытых резервов и чрезмерных запасов, сознательное занижение активов или доходов, либо преднамеренное завышение обязательства, или расходов.

Принцип начислений — все операции записываются по мере их возникновения, а не в момент оплаты, и относятся к тому отчётному периоду, когда была совершена операция. Этот принцип условно можно разделить на:

принцип регистрации дохода (выручки) — доход отражается в том периоде, когда он получен, а не когда произведена оплата;

принцип соответствия — доходы отчётного периода должны быть соотнесены с расходами, благодаря которым эти доходы были получены.

Принцип периодичности регулярное составление бухгалтерского баланса и отчетности за следующие периоды: год, полугодие, квартал, месяц. Этот принцип обеспечивает сопоставимость отчётных данных, позволяет по истечении определённых периодов времени исчислить финансовые результаты.

Принцип конфиденциальности. Содержание внутренней учётной информации — коммерческая тайна организации, за разглашение и нанесение ущерба её интересам предусмотрена установленная законодательством ответственность.

Принцип денежного измерения - единицей количественного денежного измерения фактов хозяйственной деятельности выступает валюта страны.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

. дефектного. Как в налоговом и бухгалтерском учете отразить операции по замене оборудования . . Как в налоговом и бухгалтерском учете отразить операции по замене оборудования . 2 ст. 513 ГК РФ). Бухгалтерский учет Бухгалтерский учет представляет собой ( ч. 2 ст . основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: факты хозяйственной . доходов и расходов в бухгалтерском учете. Для целей ведения бухгалтерского учета доходами организации признается .

. имущества? Какие записи формируются в бухгалтерском учете у управляющей организации при начислении . факта формирования резерва. Порядок организации бухгалтерского учета зависит от того, какие средства . (резерва) на проведение текущего ремонта. Бухгалтерский учет. У управляющей организации при выполнении . названных пяти условий, то в бухгалтерском учете признается кредиторская задолженность, а не . будущем). В описанной ситуации в бухгалтерском учете УК отражаются следующие записи: Содержание .

. следующей позиции: Законодательство о бухгалтерском учете не устанавливает отдельных правил учета . занимающиеся производством ювелирных изделий, ведут бухгалтерский учет в общеустановленном порядке ( ч. . организации готовой продукцией. При ведении бухгалтерского учета готовой продукции следует руководствоваться, . общему правилу запасы оцениваются в бухгалтерском учете по фактической себестоимости (п. . данные Правила не определяют порядок бухгалтерского учета, а также документооборота. Рекомендуем .

. стоимость. Земельные участки в бухгалтерском учете учитываются в составе основных средств . 01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальной . вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая составление упрощенной бухгалтерской . не вправе применять упрощенные способы бухгалтерского учета, такие расходы включаются в . применять упрощенные способы бухгалтерского учета. В этом случае в бухгалтерском учете организации связи могут .

. и признание по периоду в бухгалтерском учете определены. Резервы предстоящих расходов — нет . формирования резерва. Бухгалтерские проводки В бухгалтерском учете государственного учреждения для учета резервов .

. 2021 года. Какие проводки в бухгалтерском учете должен отразить выбывший участник ООО . рассматриваемой ситуации должна отразить в бухгалтерском учете записи по выбытию финансового вложения . выбытие финансовых вложений признается в бухгалтерском учете организации на дату единовременного прекращения . ситуации участник должен отразить в бухгалтерском учете выбытие объекта финансовых вложений. Доход . в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и .

. услуг поручительства / залога. Подходы к бухгалтерскому учету вознаграждения и компенсации издержек Некоторые . том числе для определения порядка бухгалтерского учета и налогообложения операций по договору . договору оказания услуг поручительства в бухгалтерском учете. Исполнитель зачастую считает, что возмещаемые . № 106н)), при формировании информации в бухгалтерском учете следует проявлять большую готовность к . договором. Таким образом, для целей бухгалтерского учета могут быть применимы оба подхода .

В строительстве бухгалтерский учет планируется в зависимости от статуса . эскроу-счета при ведении бухгалтерского учета. В строительстве бухгалтерский учет планируется в зависимости от . использовать эскроу-счета при ведении бухгалтерского учета. Эскроу-счета в строительстве Теперь .

. общем порядке. Бухгалтерский учет Затраты организации на рекламу в бухгалтерском учете относятся к расходам . изготовителя и списание отражаются в бухгалтерском учете следующим образом: Содержание операции Дебет .

. требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми . требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) . право выбора отдельных элементов бухгалтерского учета государственной помощи, нужно отразить . учитываются по правилам других стандартов бухгалтерского учета. Идентификация объектов учета аренды . предоставляет право выбора отдельных элементов бухгалтерского учета государственной помощи, соответственно, нужно .

. на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Если ведение бухгалтерского учета передано другому лицу ( . бухгалтерского учета устанавливают минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета . и отраслевых стандартов бухгалтерского учета применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской . случаи, когда ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются не руководителем .

Бухгалтерский учет – это беспрерывный и систематизированный сбор, фиксация, а также интерпретация специфической информации. Если детально разбирать вопрос бухгалтерии, тогда речь идет о системе, которая позволяет оперировать данными касательно всех производимых в предпринимательстве хозяйственных операций и обязательств, выраженных в финансовом отношении.

Документальная фиксация данной информации ведется по принципу постоянности и непрерывности, то есть с момента регистрации новой фирмы и до ее полной ликвидации, согласно действующим регламентам.

Законодательное регламентирование и основные определения бухучета

Все требования, закрепленные на законодательном уровне и должны выполняться в обязательном порядке на всей территории страны для представителей небанковских коммерческих структур.

Основные определения бухгалтерского учета

Чтобы решить основные задачи бухгалтерского учета, необходим целый набор приемов и способов, которые в совокупности составляют метод бухгалтерского учета. Данный метод включает ряд важных элементов:

  • бухгалтерские счета – действенный способ группирования текущих обязательств, имущества и операций;
  • документирование – тщательное письменное фиксирование всей совершенной хозяйственной деятельности, что придает юридическую силу данным, отображенным в бухгалтерском учете;
  • оценка – эффективный способ выражения денежных средств, а также их источников в денежном эквиваленте;
  • инвентаризация – регулярная проверка числящегося на балансе организации имущества, которая проводится путем взвешивания, описания, подсчета, взаимной сверки, оценки выявленных средств, и дальнейшее сравнение полученных результатов с данными бухучета;
  • двойная запись – взаимосвязанное отображение хозяйственных операций на счетах бухучета, при котором каждая операция одновременно вносится по дебету одного счета и кредиту другого счета на одинаковую сумму;
  • бухгалтерский баланс – это один из главных источников информации, а также способ экономического группирования разного имущества организации согласно источников формирования, составу, размещению, выраженный в денежном эквиваленте и оформленный на определенную дату или период времени;
  • бухгалтерская отчетность – группа показателей учета, которые отражены в форме таблиц и характеризующих непрерывное движение обязательств, имущества и финансового положения за определенный период времени;
  • калькулирование – вычисление себестоимости одной единицы какой-либо продукции, работы, услуги, выраженной в денежном эквиваленте, другими словами расчет себестоимости.

Кто может заниматься бухучетом

На предприятии предусмотрена должность главного бухгалтера, которая считается очень важной и серьезной. Однако небольшая организация может и не иметь штатного специалиста, тогда эти обязанности могут выполняться:

  • простым бухгалтером, не обязательно главным;
  • генеральным директором, когда на фирме отсутствует должность бухгалтера;
  • специализированной сторонней структурой или другими словами аутсорсинг.

Причины необходимости ведения бухучета

Первая и самая весомая причина того, почему необходимо обязательно вести бухгалтерский учет предприятия по общепринятой процедуре – данное требование закреплено законодательно. Поэтому выбора нет, если предприниматель хочет работать, нужно вести свою деятельность согласно букве закона.

В законе нет условия, которое бы могло разрешить организации не вести бухгалтерский учет, ведь он обязателен. Если бухгалтерская отчетность никогда не велась, хозяйственные операции не фиксировались, как следует, а отчеты не подавались контролирующим органам, тогда предприниматель будет привлечен к ответственности:

  • при условии, что фискальные органы не получили в четко обозначенные сроки сведения о хозяйственной деятельности, граждане будут обязаны заплатить штраф на сумму 100-300 рублей за каждый выявленный случай, а также 300-500 рублей штрафа для должностного лица за каждый случай непредоставления данных или просрочку (согласно ст. 15.6 КоАп).
  • при грубом пренебрежении и несоблюдении правил ведения учета и предоставления бухгалтерской документации, а также порядка и сроков сбережения бухгалтерский документов, должностное лицо обязано заплатить штраф 2000-3000 рублей согласно ст. 15.11 КоАп.

Цели бухучета

Бухгалтерский учет позволяет формировать полную картину динамики деятельности организации и данных об имущественном состоянии. Эти данные необходимы не только для констатации фактов и отчетности налоговой, ведь с их помощью можно строить прогнозы на будущее. Исходя из этого, бухучет помогает в решении следующих задач управляющего бизнесом и владельца:

  • определение резервов всевозможных имущественных активов компании для поддержания ее устойчивого финансового состояния;
  • регулярная и актуальная подача руководству объективной, структурированной и точной экономической информации;
  • минимизация рисков, которые могут привести к негативному исходу хозяйственной деятельности;
  • реализация контролирующей функции (как со стороны государства, так и со стороны прочих внешних контрагентов).

Так как интересы заинтересованных пользователей разнятся, данные бухгалтерского учета не могут удовлетворить каждую из сторон в полном объеме. Информация, формирующаяся в бухгалтерском учете для внешних пользователей, частично удовлетворяет потребности, являющиеся общими для всех пользователей. Для решений, которые принимаются всеми заинтересованными пользователями, потребуется оценка на предмет способности организации воспроизводить денежные средства и другие подобные активы, а также объемы и регулярность их поступления. Результатом такой проверки станет реальная оценка возможности фирмы осуществлять выплаты государству, работникам, инвесторам, поставщикам, заимодавцам и подрядчикам.

Цель бухгалтерского учета в отношении внутренних пользователей состоит в формировании полной картины для руководства, которая поможет принять верные управленческие решения. Также руководство организации полностью заинтересовано в предоставлении информации внешним пользователям для контроля, анализа и правильного планирования. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется, в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовым результатам деятельности, финансовому положению организации, а еще изменениям в ее финансовом положении.

Объекты бухгалтерского учета

Основными объектами бухгалтерского учета принято считать:

  • договоренности предпринимателя они же обязательства;
  • имущественные активы, принадлежащие коммерческой организации;
  • транзакции, которые осуществляются в процессе ведения предпринимательской деятельности.

Имущество или имущественные активы в свою очередь состоят из оборотных (например, деньги в кассе и на счетах, запасы сырья, дебиторская задолженность) и внеоборотных активов (например, капитальные вложения, земельные участки, основные средства). К обязательствам организации относятся: заработная плата, счета к оплате, налоги к оплате и т.д.

Основные задачи бухгалтерского учета

Главная и первостепенная задача бухгалтерского учета – это постоянное формирование актуальной и достоверной информации касательно деятельности организации, а также полном имущественном положении. Данная бухгалтерская информация обязательно необходима широкому кругу пользователей: учредителям, собственникам имущества организации, руководителям, кредиторам, участникам организации, инвесторам и другим пользователям бухгалтерской отчетностью. При должном анализе, данные позволяют решать целый спектр задач:

  • выявление внутрихозяйственных резервов, которые необходимы для обеспечения финансовой устойчивости фирмы;
  • минимизация рисков и предотвращение в будущем отрицательных показателей хозяйственной деятельности организации;
  • контроль над движением и наличием обязательств, а также имущества;
  • контроль необходимости и целесообразности хозяйственных операций;
  • тщательный контроль над соблюдением норм законодательства в процессе осуществления деятельности;
  • контроль соответствия деятельности сметам, нормативам и утвержденным нормам;
  • контроль использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов организации.

Основополагающие принципы бухгалтерского учета

В процессе ведения бухгалтерского учета требуется скрупулезность и точность, поэтому строится на следующих принципах:

  1. Принцип двойной записи – абсолютно все хозяйственные операции организации должны одновременно отображаться по дебету одного бухгалтерского счета и кредиту другого счета на аналогичную сумму.
  2. Принцип автономности – каждая организация должна существовать как самостоятельное юридическое лицо. Поэтому в бухучете фиксируется то имущество, которое непосредственно принадлежит конкретному предприятию или организации.
  3. Принцип объективности заключается в том, что все хозяйственные операции в обязательном порядке должны отражаться в бухгалтерском учете, а также регистрироваться на каждом этапе проведения и подтверждаться соответственной документацией, на основании которой ведется бухучет.
  4. Принцип осмотрительности подразумевает предельную осторожность при формировании суждений, используемых при расчетах в условиях неопределенности. Это поможет избежать в будущем занижения показателей расходов и обязательств, а также завышения прогнозируемых доходов и активов. Строгое соблюдение принципа осмотрительности поможет предотвратить появление чрезмерных запасов и скрытых резервов, сознательное занижение доходов и активов, либо же умышленное завышение расходов и обязательств.
  5. Принцип действующей организации. Если действующая организация в дальнейшем планирует сохранить свои позиции на рынке, тогда очень важно вовремя погашать собственные обязательства перед партнерами.
  6. Принцип начисления – операции тщательно записываются по мере их возникновения, не дожидаясь момента оплаты, а далее они начнут относиться к отчетному периоду, в котором была произведена операция. Этот принцип можно разделить две составляющие:принцип соответствия – это когда доходы за отчетный период должны соотноситься с расходами, с помощью которых эти доходы и были получены;принцип регистрации дохода (другими словами выручки) – согласно правилам, доход должен отражаться в тот период, когда он получен, а не в момент произведения оплаты.
  7. Принцип периодичности обязывает составлять бухгалтерский баланс и отчетности за такие периоды: месяц, квартал, полугодие и год. Благодаря этому принципу можно в будущем легко сопоставлять отчетные данные, исчислять финансовые результаты и делать прогнозы на будущее.
  8. Принцип конфиденциальности. Данные внутренней учетной документации – это коммерческая тайна фирмы, поэтому за нанесение ущерба или разглашение предусмотрена ответственность перед законом.
  9. Принцип денежного измерения – результаты хозяйственной деятельности должны измеряться денежных единицах, то есть в валюте страны, где функционирует организация.

1С:Бухгалтерия 8

  • Поддержка разных систем налогообложения, ведение бухгалтерского и налогового учета, сдача отчетности;
  • Учет МПЗ, партионный учет, расчеты с контрагентами, выписка первичных документов;
  • Расчет зарплаты, учет денежных операций;
  • Интеграция с другими программами 1С и сайтами;
  • Работа с электронными листами нетрудоспособности (ЭЛН).

Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку

Читайте также: