Укажите варианты сочетания глаголов с существительными образец заслушать доклад

Обновлено: 17.06.2024

Рассмотрим сло­во­со­че­та­ния с гла­го­лом в каче­стве глав­но­го сло­ва, кото­рый управ­ля­ет суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей с пред­ло­гом и без него, начи­ная с роди­тель­но­го и закан­чи­вая пред­лож­ным паде­жом. Форма пред­лож­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го упо­треб­ля­ет­ся толь­ко с пред­ло­га­ми.

Узнаем более подроб­но с при­ме­ра­ми о сло­во­со­че­та­ни­ях со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния и при­мы­ка­ния.

Обратим вни­ма­ние на такой нюанс, что пере­ход­ные гла­го­лы управ­ля­ют суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме роди­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га. Остальные гла­го­лы, кото­рые управ­ля­ют суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей с пред­ло­га­ми и без них, явля­ют­ся непе­ре­ход­ны­ми. Приведем при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний:

Глагол+существительное в косвенном падеже

Родительный падеж

  • выпить чаю, купить кол­ба­сы, собрать гри­бов;
  • оста­но­вить­ся у дома, снять с кры­ши, прой­ти мимо озе­ра, ходить вокруг ста­ди­о­на, вымок­нуть из-за лив­ня, при­е­хать после ужи­на, раз­го­ва­ри­вать в тече­ние часа, встре­чать­ся близ вок­за­ла, очу­тить­ся вне зала, остать­ся без помо­щи, прой­ти мимо зда­ния, ехать впе­ре­ди колон­ны, поса­дить меж­ду рядов, побе­леть от зло­сти, смот­реть ради удо­воль­ствия.

Дательный падеж

  • помочь мате­ри, радо­вать­ся солн­цу, пере­дать бра­ту, пода­рить дру­гу;
  • обра­тить­ся к сосе­ду, вер­нуть­ся к вече­ру, идти по тро­пин­ке, ску­чать по сыну, посту­пить соглас­но пра­ви­лам, бежать навстре­чу волне, достичь бла­го­да­ря сове­ту, уехать напе­ре­кор воле (роди­те­лей), посту­пить вопре­ки согла­ше­нию.

Винительный падеж

  • любить ребен­ка, уго­стить дру­зей, при­вет­ство­вать сосе­дей, напол­нить кор­зи­ну, отне­сти сум­ку, пой­мать оку­ня;
  • лезть на чер­дак, при­лечь на спи­ну, сесть на лавоч­ку, пры­гать через план­ку, вер­нуть­ся спу­стя год, рас­ска­зать про соба­ку, зай­ти за дом, загля­нуть под стол, поло­жить в ящик, вырас­ти по пояс.

Творительный падеж

  • накор­мить супом, уго­стить ква­сом, напо­ить соком, уго­стить пиро­гом, скла­ды­вать кон­вер­том, петь дис­кан­том, падать кап­ля­ми, рисо­вать крас­ка­ми;
  • прой­ти меж­ду ряда­ми, парить над полем, оста­но­вить­ся перед клу­бом, поса­дить за веран­дой, при­е­хать с дру­гом, пой­ти за про­дук­та­ми, встре­тить­ся перед отъ­ез­дом.

Предложный падеж

  • оста­вить на сто­ле, ска­кать на лоша­ди, про­гу­ли­вать­ся в пар­ке, соби­рать в лесу, пла­вать в бас­сейне, напи­сать о дру­ге, спеть об осе­ни.

Приведем при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний, в кото­рых гла­гол управ­ля­ет нескло­ня­е­мы­ми суще­стви­тель­ны­ми:

Сочетаемости данных глаголов с существительными.
Образец: разрешить спор, вопрос, проблему.
Вынести, высказать, достичь, заслушать, затребовать, избежать, наладить, обеспечить, объявить, предоставить, признать, реализовать, составить, уделить, проявить.

Вынести муки совести, урок для себя , чье-либо присутствие,

Высказать нелицеприятные слова, пожелания, недоверие.

Достичь результата, мастерства, высот в чём- либо.

Заслушать доклад, мнения присутствующих, объяснения коллег.

Затребовать решение, приговор, оглашение ущерба.

Избежать ссоры , опоздания, непонимания .

Наладить производство,отношения, взаимопонимание

Обеспечить работой, неприкосновенность, необходимым.

Объявить о задержке, другу, об окончании чего- либо.

Предоставить необходимое, возможность, кров.

Признать недееспособным , неправоту действий, ошибки.

Реализовать мечты в жизнь,желание, возможности.

Составить план, компанию , прогноз.

Уделить внимание, время,

Проявить лояльность , интерес , терпение.

Вынести вердикт, высказать мнение, достичь цели, заслушать песню, затребовать работу , избежать наказания, наладить отношения, обеспечить семью, объявить перемирие, предоставить информацию, признать вину, реализовать планы, поставить план, цель, уделить внимание, проявить заботу, доброту.

Весенние каникулы. Так хорошо! Свежий воздух. Так приятно на улице гулять! Мне так нравится весна! У меня весной день рождения! И осталось 5 дней до моего дня рождения. Я ждала, ждала.
Ура! Наступил этот день! Мне дарят подарки, торт, украшения.
И вот, мне подарили умные часы и волшебную палочку. Я удивилась. Проверила, работает ли он?! Он работал! Еще у меня было много интересных подарков.
Мы с подругой машей( хочешь добавь другие имена) играли в интересные игры. Затем пришли другие подруги и мы играли до поздна.! Это мой лучший весенний день!

Нежная березка поет о том, что с радостью подаритвсем свои сережки.Могучий великан дуб поет о том, что он защитит от непогоды всех нуждающихся в этом.Осинка поет о том, что каждый ее листик радуется кажому дуновению ветерка.

Прочитай слова. Моряк, морской, морем, морщинка, морж, (о) море, приморский, уморительно, (к) морю, мордочка. ВЫПИШИ ТОЛЬКО РОД

Помогите пожалуйста) Поставьте глаголы в НАЧАЛЬНУЮ ФОРМУ И РАСПРЕДЕЛИТЕ НА ТРИ СТОЛБИКА: -ТьСЯ -ТИСЬ -ЧЬСЯ СЛОВА: Ополоснуться,

Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на

1)Спишите,вставляя пропущенные буквы. 2)Запишите парами слова с пропущенными буквами и подобранные вами проверочные.Поставьте в

7. Напиши имена прилагательные. ____________________ платье, _____________________дом, ____________________ друг, ______________

Сочинение на тему описание картины февральские глазурь план: И.Грабарь мастер пейзажа2.главная героиня картины - береза3.цвет4.в

Н Или НН?+Причастие или прилогательное Собран_ый урожайВязан_ые варежки прочитан_ая книгазаплетен_ая коса застеклен_ая верандаоб

Рассмотрим сло­во­со­че­та­ния с гла­го­лом в каче­стве глав­но­го сло­ва, кото­рый управ­ля­ет суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей с пред­ло­гом и без него, начи­ная с роди­тель­но­го и закан­чи­вая пред­лож­ным паде­жом. Форма пред­лож­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го упо­треб­ля­ет­ся толь­ко с предлогами.

Обратим вни­ма­ние на такой нюанс, что пере­ход­ные гла­го­лы управ­ля­ют суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме роди­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га. Остальные гла­го­лы, кото­рые управ­ля­ют суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей с пред­ло­га­ми и без них, явля­ют­ся непе­ре­ход­ны­ми. Приведем при­ме­ры словосочетаний:

Глагол+существительное в косвенном падеже

Родительный падеж

  • выпить чаю, купить кол­ба­сы, собрать грибов;
  • оста­но­вить­ся у дома, снять с кры­ши, прой­ти мимо озе­ра, ходить вокруг ста­ди­о­на, вымок­нуть из-за лив­ня, при­е­хать после ужи­на, раз­го­ва­ри­вать в тече­ние часа, встре­чать­ся близ вок­за­ла, очу­тить­ся вне зала, остать­ся без помо­щи, прой­ти мимо зда­ния, ехать впе­ре­ди колон­ны, поса­дить меж­ду рядов, побе­леть от зло­сти, смот­реть ради удовольствия.

Дательный падеж

  • помочь мате­ри, радо­вать­ся солн­цу, пере­дать бра­ту, пода­рить другу;
  • обра­тить­ся к сосе­ду, вер­нуть­ся к вече­ру, идти по тро­пин­ке, ску­чать по сыну, посту­пить соглас­но пра­ви­лам, бежать навстре­чу волне, достичь бла­го­да­ря сове­ту, уехать напе­ре­кор воле (роди­те­лей), посту­пить вопре­ки соглашению.

Винительный падеж

  • любить ребен­ка, уго­стить дру­зей, при­вет­ство­вать сосе­дей, напол­нить кор­зи­ну, отне­сти сум­ку, пой­мать окуня;
  • лезть на чер­дак, при­лечь на спи­ну, сесть на лавоч­ку, пры­гать через план­ку, вер­нуть­ся спу­стя год, рас­ска­зать про соба­ку, зай­ти за дом, загля­нуть под стол, поло­жить в ящик, вырас­ти по пояс.

Творительный падеж

  • накор­мить супом, уго­стить ква­сом, напо­ить соком, уго­стить пиро­гом, скла­ды­вать кон­вер­том, петь дис­кан­том, падать кап­ля­ми, рисо­вать красками;
  • прой­ти меж­ду ряда­ми, парить над полем, оста­но­вить­ся перед клу­бом, поса­дить за веран­дой, при­е­хать с дру­гом, пой­ти за про­дук­та­ми, встре­тить­ся перед отъездом.

Предложный падеж

  • оста­вить на сто­ле, ска­кать на лоша­ди, про­гу­ли­вать­ся в пар­ке, соби­рать в лесу, пла­вать в бас­сейне, напи­сать о дру­ге, спеть об осени.

Приведем при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний, в кото­рых гла­гол управ­ля­ет нескло­ня­е­мы­ми суще­стви­тель­ны­ми:

Задание 2. Проанализируйте корректность предложного управления. Исправьте ошибки.
Благодаря своевременного вмешательства специалистов положение было выправлено. Предоставить Сергеевой очередной отпуск согласно личного заявления. Уровень технологии был резко поднят за счет механизации. Лекции были прочитаны на предприятиях, учреждениях и школах. Мы предлагаем сосредоточить в одном месте управление и снабжение подсобных хозяйств.

Задание 3. С толкового словаря под редакцией С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой последнего года издания и словаря Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка (М., 1989.) образуйте видовые пары глаголов.
Образец: отсрочить - отсрочивать.
Затронуть, освоить, оспорить, сосредоточить, усвоить, успокоить, застроить, удвоить, удостоить, обусловить, подытожить, узаконить, приурочить, опорочить, уполномочить.

Задание 4. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления предлогов.
1. Для целей повышения производительности на доставке заготовок используем малую механизацию. 2. Закалка деталей токами высокой частоты повышает стойкость от коррозии. 3. Сомнение о том, что мастер выполнит обещанное, долго тревожило рабочих. 4. Применение вакцины повысило сопротивляемость к гриппу и простудным заболеваниям. 5. Состояние дел с кормами хорошее. 6. Прибор специализирован и для автотранспорта.

Задание 5. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного согласования сказуемого с подлежащим. Исправьте предложения.
1. Большинство избирателей проголосовали до двадцати часов дня. 2. Более семидесяти выпускников школы получило дипломы шофёров третьего класса. 3. Много организаций строят пансионаты и дома летнего отдыха. 4. Среди тех, кто стали участниками заводских соревнований, были и ветераны производства. 5. Кафе-закусочная, что открылась недалеко от фабрики, рассчитана на девяносто мест. 6. У осьминога величиной в два метра имеются около ста присосок на каждом щупальце.

Задание 6. Укажите случаи нарушения порядка слов (неоправданной инверсии). Исправьте предложения.
1. Отмеченные комиссией все недочёты должны быть устранены в ближайшие сроки. 2. При переходе на новые формы обслуживания пассажиров на железнодорожном транспорте наблюдались некоторые трудности. 3. Выдача справок и оформление бюллетеней больным и нетрудо будет производиться по чётным числам недели. 4. С 1980 г. т. Фёдоров работал на автомобильном заводе в должности крановщика до 1987 г. 5. Выступление газеты о недостатках в работе цеха подтвердилось. 6. Для определения фонда оплаты в конце года уточняются расценки за продукцию.

+

6 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов

Рассмотрим сло­во­со­че­та­ния с гла­го­лом в каче­стве глав­но­го сло­ва, кото­рый управ­ля­ет суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей с пред­ло­гом и без него, начи­ная с роди­тель­но­го и закан­чи­вая пред­лож­ным паде­жом. Форма пред­лож­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го упо­треб­ля­ет­ся толь­ко с пред­ло­га­ми.

Узнаем более подроб­но с при­ме­ра­ми о сло­во­со­че­та­ни­ях со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния и при­мы­ка­ния.

Обратим вни­ма­ние на такой нюанс, что пере­ход­ные гла­го­лы управ­ля­ют суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме роди­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га. Остальные гла­го­лы, кото­рые управ­ля­ют суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей с пред­ло­га­ми и без них, явля­ют­ся непе­ре­ход­ны­ми. Приведем при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний:

Глагол+существительное в косвенном падеже

Родительный падеж

  • выпить чаю, купить кол­ба­сы, собрать гри­бов;
  • оста­но­вить­ся у дома, снять с кры­ши, прой­ти мимо озе­ра, ходить вокруг ста­ди­о­на, вымок­нуть из-за лив­ня, при­е­хать после ужи­на, раз­го­ва­ри­вать в тече­ние часа, встре­чать­ся близ вок­за­ла, очу­тить­ся вне зала, остать­ся без помо­щи, прой­ти мимо зда­ния, ехать впе­ре­ди колон­ны, поса­дить меж­ду рядов, побе­леть от зло­сти, смот­реть ради удо­воль­ствия.

Дательный падеж

  • помочь мате­ри, радо­вать­ся солн­цу, пере­дать бра­ту, пода­рить дру­гу;
  • обра­тить­ся к сосе­ду, вер­нуть­ся к вече­ру, идти по тро­пин­ке, ску­чать по сыну, посту­пить соглас­но пра­ви­лам, бежать навстре­чу волне, достичь бла­го­да­ря сове­ту, уехать напе­ре­кор воле (роди­те­лей), посту­пить вопре­ки согла­ше­нию.

Винительный падеж

  • любить ребен­ка, уго­стить дру­зей, при­вет­ство­вать сосе­дей, напол­нить кор­зи­ну, отне­сти сум­ку, пой­мать оку­ня;
  • лезть на чер­дак, при­лечь на спи­ну, сесть на лавоч­ку, пры­гать через план­ку, вер­нуть­ся спу­стя год, рас­ска­зать про соба­ку, зай­ти за дом, загля­нуть под стол, поло­жить в ящик, вырас­ти по пояс.

Творительный падеж

  • накор­мить супом, уго­стить ква­сом, напо­ить соком, уго­стить пиро­гом, скла­ды­вать кон­вер­том, петь дис­кан­том, падать кап­ля­ми, рисо­вать крас­ка­ми;
  • прой­ти меж­ду ряда­ми, парить над полем, оста­но­вить­ся перед клу­бом, поса­дить за веран­дой, при­е­хать с дру­гом, пой­ти за про­дук­та­ми, встре­тить­ся перед отъ­ез­дом.

Предложный падеж

  • оста­вить на сто­ле, ска­кать на лоша­ди, про­гу­ли­вать­ся в пар­ке, соби­рать в лесу, пла­вать в бас­сейне, напи­сать о дру­ге, спеть об осе­ни.

Приведем при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний, в кото­рых гла­гол управ­ля­ет нескло­ня­е­мы­ми суще­стви­тель­ны­ми:

Читайте также: