Социально педагогические проекты доклад

Обновлено: 13.05.2024

1) Современная педагогика существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть знаниями. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является метод проектирования.

2) Проектирование - это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Проект в ДОУ - метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

3) Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи, который предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом. Развитие метод получил в работах В. Килпатрика и Э. Коллингса. Определяя программу учреждения, работающей по методу проектов, В. Килпатрик считал, что только деятельность, связанная с окружающей ребенка реальностью, соответствует детским интересам, и предлагал строить обучение на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта детей.

В России метод проектов приобрел широкую популярность с конца девяностых годов прошлого века и постепенно стал одним из ведущих видов деятельности в образовательном учреждении. Однако, советская школа познакомилась с ним еще в первые годы советской власти - одновременно с разработками американских педагогов. Педагогов привлекала возможность воспитывать активную самостоятельную личность, способную принимать решения, ставить цели, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат. Однако потом этот метод был осужден и забыт. В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты образования.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствует и то, что он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами и др. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития - непременные условия гуманистического подхода.

Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Следовательно, данная проблема является актуальной не только для детского сада, но и для общества в целом.

На современном этапе и в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС, Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети и педагоги ДОУ, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.

Таким образом, без внедрения новых идей и инновационных технологий в работе ДОУ невозможно реформирование всей системы дошкольного образования. Развитие образовательных систем происходит благодаря тому, что создаются, распространяются и осваиваются новшества.

4 сл. 1.2 Классификация проектов, используемых в работе ДОУ

В настоящее время проекты могут классифицироваться по признакам:

а) по составу участников;

б) по целевой установке;

г) по срокам реализации.

5 сл. В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов :

исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.).

• ролево-игровые - проект с элементами творческих игр. Используется метод вхождения в образ персонажа сказки, рассказа. Метод эмпатии. Дети по - своему решают поставленные проблемы. Например: день игры; неделя игры; используются сценарии с ролевыми играми, игротренинги; алгоритмы сюжетных игр; сценарии игр - путешествий и т. д. ;

• 6 сл. информационно-практико-ориентированные : дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её. Итогами проекта могут стать : рисунки детей - выставка; альбом с фотографиями; коллаж; рассказ; алгоритм; мнемотаблица; экскурсия и т. д.

Значимы и следующие виды проектов, в том числе:

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие - монопроектами.

7 сл. По продолжительности они бывают:

краткосрочными (одно или несколько занятий - 1-2 недели);

средней продолжительности (2-3 месяца);

8 сл. Другим признаком классификации являются состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.);

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т. е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

1.3 Особенности внедрения проектного метода в ДОУ

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанных на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он - источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. Основной целью внедрения проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала. При этом, при планировании проектной деятельности, педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.

10 сл. Второй этап - развивающий, он характерен для детей 5-6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

11 сл. Третий этап - творческий, он характерен для детей 6-7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ :

12 сл. Первый этап - Выбор темы.

. Чего хочу узнать?

На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.

13 сл. Последовательность работы педагога на данном этапе следующий:

педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;

вовлекает дошкольников в решение проблемы;

намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

обсуждает план с семьями на родительском собрании;

обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;

вместе с детьми и родителями составляет план - схему проведения проекта;

собирает информацию, материал.

14 сл. Второй этап - Реализация проекта.

Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка.

Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет:

проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использования операций сравнения и сопоставления, проблемного изложения информации педагогом, организации опытов и экспериментов.

15 сл. Последовательность работы педагога на данном этапе :

проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта,

даёт домашние задания родителям и детям;

поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

16 сл. Третий этап - презентация проекта.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.

Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности.

Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе :

организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг, составляет книгу, альбом совместно с детьми;

подводит итоги (выступает на педсовете, родительском собрании, обобщает опыт работы).

17 сл. Четвёртый этап - рефлексия.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта.

Условием освоения каждого этапа является коллективная мыследеятельность педагогов, что позволяет:

ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада;

освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;

уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;

объединять усилия всех субъектов педагогического процесса.

Алгоритм разработки проекта

Этапы Задачи Деятельность проектной группы Деятельность научно-методической службы

Начальный Определение проблемы (темы). Выбор группы участников. Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания Мотивация проектирования, объяснение цели проекта

Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха. Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение.

Выполнение Выполнение проекта Работа над проектом, его оформление. Наблюдение, советы (по просьбе группы)

Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) Участие в коллективном анализе проекта и самооценке Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо)

Защита проекта Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка. Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта. Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

19 сл. Заключение

Таким образом, в теоретической части мы изучили метод проектов как перспективную технологию в условиях ДОУ. Познакомились с видами проектов и основами организации проектной деятельности в ДОУ.

Педагоги дошкольного учреждения формируют не только знания, умения, навыки дошкольников, но и помогают адаптироваться к социальной жизни.

Как один из методов обучения дошкольников, метод проектов основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

Технология проектирования помогает развить творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов. Будучи включенной, в организованную систему ДОУ, она становится инструментом развития, саморазвития ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде и сплочению педагогического коллектива.

Кроме того, организация проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе способствует повышению профессионально-личностной компетентности, изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании, созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности, развитию креативности.

Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе-основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса Практическое занятие с педагогами ДОУ «Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников.

Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений. Экология. Познавательное развитие. Старшая группа Месяц Тема занятия Программное содержание Сентябрь Как все живое растет? Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов;.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Интерактивные формы работы с участниками образовательных отношений

Интерактивные формы работы с участниками образовательных отношений Так звучала тема моего выступления на Второй Межмуниципальной конференции учителей-логопедов (дефектологов)"Применение инновационных образовательных.

Конкурс поделок как форма взаимодействия с семьей в культурном развитии личности

Конкурс поделок как форма взаимодействия с семьей в культурном развитии личности Сегодня современное дошкольное образование претерпевает существенные изменения. Совершенствуется стандарты дошкольного образования, меняются.

Мини-музей как форма взаимодействия детского сада и семьи

Мини-музей как форма взаимодействия детского сада и семьи Организация мини- музея в дошкольном учреждении открывает перед педагогами широкие возможности в использовании интересных продуктивных форм.

Семейная ассамблея как инновационная форма взаимодействия ДОУ и родителей

Семейная ассамблея как инновационная форма взаимодействия ДОУ и родителей Семейная ассамблея как инновационная форма взаимодействия ДОУ, родителей, воспитанников и представителей социокультурных и образовательных.

Взаимодействие с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений Взаимодействие с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений. В своей статье я бы хотела рассказать о роли семьи в воспитании.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Павлов Александр Константинович, -

г. Петрозаводск - г. Мурманск), -

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент, академик МАНЭБ,

Лауреат премии им. М.В. Ломоносова
Заслуженный деятель науки РФ

Социально-педагогическое проектирование. Виды проектов, требования к социально-педагогическим проектам

(Научная статья)

Краткий исторический экскурс. Проект. Проектирование. Проектирование образовательных и социально-педагогических проектов. Виды проектов. Принципы проектирования. Требования к проектам. Виды проектных продуктов.

Рекомендуемая литература:

1. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2010. – 608 с.

2. Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.: ил.

3. Лихачёв Б.Т. Педагогика: Курс лекций /Б.Т. Лихачёв. Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 647 с.

4. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 608 с.

6. Подласый И.П. Педагогика: Учебник / И.П. Подласый .- М.: Издательство Юрайт, 2010. – 574 с.

7. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластёнина: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.

12. Шамова Т.И., Третьяков П.Н., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 320 с.

Проект – это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.

Проект – это целостный путь решения какой-либо проблемы через вычленение механизма ее решения и создания продукта, который изменит жизнь.

Проектирование — процесс создания проекта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния.

Проектирование - создание субъектом модели предстоящей деятельности, включающей представление о стадиях, этапах целенаправленного изменения объекта от исходного состояния к желаемому.

Проектирование образовательных и социально-педагогических проектов - это средство решения проблем повышения качества образования и развития профессионально-инновационной деятельности, культуры управленческого труда руководителя школы, методологической и методической подготовки педагога и педагога-методиста к обучению ученика, а также развития разнообразных форм взаимодействия школы и социокультурной среды в регионально-муниципальном образовательном пространстве.

Условия выбора проекта:

2. Значимость, актуальность

3. Оригинальность, т.е. свои идеи о проблеме

5. Развивающий характер (дело на развитие участников и себя)

Параметры внешней оценки проекта:

1. Значимость и актуальность выбранных проблем

2. Адекватность проблем заявленной тематике

3. Корректность используемых терминов, формулировок, их соответствие структуре проекта

4. Надежность (валидность) используемых методов исследования и методов обработки материала

5. Глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей

6. Доказательность предлагаемых решений, выводов

7. Эстетика оформления

8. Лаконичность, четкость

Виды проектов

По виду продукта:

· Творческий проект. Направлен на разработку новых оригинальных идей и продуктов. Метод творческих групп (лаборатории, мастерские) требует определенной структуры.

· Ролевой проект. Должна быть структура, роли.

· Информационный проект. Направлен на сбор необходимой для учебного процесса информации.

По сфере проектирования:

· Социально-педагогические (главная цель – социализация детей)

По длительности:

· Долгосрочные (1 год)

· Краткосрочные (дни, недели)

По масштабу:

По содержанию предметной деятельности:

Образовательные проекты требуют от педагогов высокой методической и педагогической культуры и способности на основе анализа педагогической реальной ситуации в школе, регионе, стране проектировать и реализовывать эффективные способы образовательного процесса, моделировать, обновлять содержание образования в соответствии с требованиями современного развивающегося и постоянно изменяющегося общества.

Социально-педагогические проекты ориентированы на формирование способности проектирования на основе исследования и анализа ситуации в образовании и социуме.

Социально-педагогические проекты позволяют:

· выявить творческих, неравнодушных, профессиональных специалистов, способных оказать действенную помощь и непосредственно участвовать в процессе подготовки детей к жизни;

· выявить основные идеалы и ценности муниципально-образовательного пространства, на основе которых будет реализоваться проект;

· обеспечить взаимодействие всех субъектов социокультурной среды по целенаправленному и системному социопедагогическому воздействию на развитие личности ребенка на основе исследования и анализа проблем социально-образовательного характера конкретной территории (села, района, города) и привлечения квалифицированных кадров из сферы производства, культуры, здравоохранения, внутренних дел и других;

· создать проектные команды, творческие коллективы по проектированию и реализации проектов, использованию ресурсного потенциала муниципальной территории;

· c оорганизовать коммуникацию разных структур муниципально-образовательного пространства.

Принципы проектирования:

1. принцип человеческих приоритетов,

2. принцип саморазвития проектируемых систем,

3. правовое обеспечение проектирования,

4. выбор системообразующего фактора.

Основные причины неудач проекта:

1) Отсутствие четко поставленных целей и задач

2) Недостаточный учет влияния внешней среды

3) Отсутствие эффективной системы управления проектом (нет промежуточных отчетов)

Понятие и примеры социально-педагогического проектирования. Условия, определяющие необходимость появления и успешность проекта. Этапы и параметры социально-педагогического проектирования. Модели вхождения педагога и ученика в социальное проектирование.

Рубрика Педагогика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 29.01.2015
Размер файла 22,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Понятие социально-педагогического проектирования

2. Социально-педагогическое проектирование как сфера деятельности в образовании

Список использованной литературы

Мы живем в мире инноваций и высоких технологий, в мире, который постоянно изменяется и требует таких же изменений от всех систем общества, в том числе и от системы образования.

Велением времени становится проведение комплексных социально-педагогических исследований, которые включают в себя:

определение тенденций развития социально-педагогической системы;

их коррекция, проектирование и моделирование желаемого результата;

реализация проектов и построение моделей в практической деятельности.

Современное образование требует к себе с каждым годом все более пристального внимания, оно должно носить опережающий характер, так как готовит будущих граждан нашей страны, работников, деятелей культуры, спортсменов и руководителей, что при быстрых темпах нового времени требует радикальных перемен в образовании, а - следовательно - его существенного обновления, тем более что многие кардинальные проблемы образования пока не решены.

социальный педагогический проект педагог ученик

1. Понятие социально-педагогического проектирования

Под социально-педагогическим проектированием понимается возможность преобразовывать социальные процессы, явления, условия с помощью педагогических средств. Каждый социально-педагогический проект имеет свою общественную миссию (назначение). Он рождается на основе социального прогнозирования и предвидения, ориентированного на изменение окружающей социальной среды (социальных условий) и требующего самоопределения участников проекта относительно качества этой среды. Его целью становится инициирование с помощью педагогически организованных действий процесса, способного привести к позитивным изменениям в социальной среде. Специфический контекст социально-педагогического проекта формируют отношения социального партнерства. Под социальным партнерством в данном случае понимается добровольное и равноправное взаимодействие в проектной деятельности различных общественных и государственных сил, людей разных возрастов и социального статуса.

Педагогический потенциал данного вида проектов направлен на социализацию его участников, их осознанную адаптацию к существующим условиям; на формирование умения продуктивно взаимодействовать с окружающим социальным пространством, улучшая его по мере своих сил и тем самым решая свои проблемы. По мере развития социально-педагогического проекта часто рождаются новые виды субъектов и инновационные формы социальной активности, что может служить показателем демократизации. Презентация хода и результатов проектной деятельности в рамках проекта, выходящего за пределы только образовательного пространства, может носить более широкий характер. Здесь уместно привлечение средств массовой информации и различного вида социальных и компьютерных сетевых связей.

Социально-педагогические проекты способны оказывать определенное позитивное влияние на среду, насыщая окружающее пространство педагогическими элементами, тем самым оптимизируя общественное сознание.

Логика деятельности в рамках социально-педагогического проекта аналогична общей логике проектирования, однако действия, связанные с проблематизацией, концептуализацией, целеполаганием и другими проектными процедурами, приоритетно направлены на активизацию взаимодействия с социальной средой, образовательным пространством в его широком понимании.

Типичными примерами социально-педагогического проектирования служат проекты, которые инициируются детскими и молодежными клубами и центрами по месту жительства, общественными организациями и объединениями. Их продуктами становятся программы деятельности детских объединений, проекты новых направлений работы школы и внешкольных организаций, проекты клубной работы, сценарии массовых дел и общественных акций.

Социально-педагогические проекты подобного масштаба рассчитаны, с одной стороны, на широкий общественный резонанс, с другой -- участие в них становится незабываемым событием в жизни конкретных людей, дает им импульс к освоению новых видов социально-педагогической активности. Проектная деятельность в данном случае распадается на несколько разных по смыслу направлений: это организация предпроектного исследования на основании социально-педагогического исследования, менеджмент, включающий поиск средств, взаимодействие с потенциальными партнерами, организацию связей с общественностью; разработка педагогического содержания; предварительная научно-методическая работа с учреждениями; непосредственная работа на маршруте. Каждое из направлений требует детальной прогностической проработки действий и их четкой координации в пространстве и во времени.

Социально-педагогическое проектирование - это способ выражения идеи улучшения состояния окружающей среды посредством конкретных целей и задач, предложение мер и действий по их достижению, определение необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения идеи.

Первым условием, определяющим необходимость появления на рынке той или иной программы или проекта, является спрос на нее, то есть потребность в данном виде деятельности.

Вторым условием разработки проекта является государственный социальный заказ, цель которого - эффективное и экономичное решение социальных проблем с опорой на общественную инициативу, адресность социальных услуг.

Успешность проекта зависит как от индивидуальной или общественной потребности в организации определенной деятельности, так и от достижения эффекта в социальной сфере и расширения числа людей, получающих пользу от реализации проекта.

Социальное проектирование - это творческий процесс конструирования системы социальных действий, направленных на преодоление существующих социальных проблем, на позитивные изменения, на развитие социальной ситуации.

Проектирование, как особый вид деятельности студента, выступает средой и условиями формирования качественно новых отношений и обеспечивает реальное равенство прав ее участников.

Выделяются следующие этапы социально-педагогического проектирования:

1. Выявление сущности общественной потребности данного проекта.

2. Сбор социологической и социальной информации как исходной для реализации данного проекта.

3. Определение исходных параметров социально-педагогического проекта и построение его оптимальной модели.

Социально-педагогическое проектирование - это научно-теоретическая и одновременно предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования социальных качеств и свойств, являющихся значимой социальной потребностью.

Прогнозируемые, моделируемые и конструируемые качества и свойства социальных объектов дают возможность управлять социальными процессами и являются выражением того социально нового, что характеризует тенденции социального развития. В соответствии с этим социальное проектирование связано с инновационной деятельностью и внедрением социальных инноваций.

Как элемент системы образования, социально-педагогическое проектирование - учебная дисциплина, связанная с изучением методологии и технологии проектирования, инструментальных средств проектирования, его системных принципов, форм и методов. Проектирование - составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса. Проектирование означает определение версий или вариантов развития или изменения того или иного явления.

Социально-педагогическое проектирование - это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. Основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры:

- противоречивость социального объекта;

- многовекторность развития социального объекта;

- невозможность описания социального объекта конечным числом терминов любой социальной теории;

- многофакторность бытия социального объекта;

- наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта;

- субъективные факторы формирования социального ожидания, социального прогноза и социального проектирования;

- факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития социального объекта.

Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития.

Социальное проектирование, как и всякая специфическая сфера знаний, имеет свой категориальный (понятийный) аппарат. Категории выступают как ступеньки познания мира человеком. Об уровне развития науки можно судить по ее категориальному аппарату.

Категориальная структура социального проектирования - это совокупность дефиниций, направленных на научное отражение основных параметров, характеристик будущих систем, процессов, явлений, их блоков и т. п.

Проектная деятельность является цельной деятельностью, обязательным условием осуществления которой является получение продукта. Нацеленность на создание конкретного продукта является обязательным условием проектной деятельности.

Основными элементами проектной деятельности, ее важнейшими теоретическими категориями являются: конструирование, система, субъект проектирования, объект, социальная технология (как совокупность операций), методы социального проектирования, условия проектирования, механизмы социального проектирования и др.

Субъектами социально-педагогического проектирования могут быть как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты, специально созданные проектные группы и т. п. Необходимая черта субъекта проектирования - его социальная активность.

Объектами социально-педагогического проектирования могут быть:

1. человек как общественный индивид с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;

2. различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п. );

3. разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т. п.).

На сегодняшний день социальное проектирование выступает как один из самых эффективных способов развития гражданского общества. Включение общественности в различных формах в процессы разработки и реализации социальных проектов существенно повышает гражданскую активность населения и эффективность проблем местного значения.

2. Социально-педагогическое проектирование как сфера деятельности в образовании

В настоящее время теоретическое обоснование социального проектирования позволило разработать эффективные модели вхождения педагога и ученика в социальное проектирование. Подтверждением этому являются труды Г.М. Беспаловой, Н.М. Виноградовой и др. Широко представлена методология проектирования образовательной деятельности для работников образования, руководителей, участвующих в инновационной деятельности в работах Т.Г. Новиковой, А.С. Сиденко.

Под социально-педагогическим проектированием понимается возможность преобразовывать социальные процессы, явления, условия с помощью педагогических средств.

Его целью становится инициирование с помощью педагогически организованных действий процесса, способного привести к позитивным изменениям в социальной среде. Специфический контекст социально-педагогического проекта формируют отношения социального партнерства. Под социальным партнерством в данном случае понимается добровольное и равноправное взаимодействие в проектной деятельности различных общественных и государственных сил, людей разных возрастов и социального статуса.

Педагогический потенциал данного вида проектов направлен на социализацию его участников, их осознанную адаптацию к существующим условиям; на формирование умения продуктивно взаимодействовать с окружающим социальным пространством, улучшая его по мере своих сил и тем самым решая свои проблемы. По мере развития социально-педагогического проекта часто рождаются новые виды субъектов и инновационные формы социальной активности, что может служить показателем демократизации. Презентация хода и результатов проектной деятельности в рамках проекта, выходящего за пределы только образовательного пространства, мазнет носить более широкий характер. Здесь уместно привлечение средств массовой информации и различного вида социальных и компьютерных сетевых связей.

Социально-педагогические проекты способны оказывать определенное позитивное влияние на среду, насыщая окружающее пространство педагогическими элементами, тем самым педагогизируя общественное сознание.

В последние годы проектирование получило широкое распространение в системе высшего профессионального образования. Большинство студентов выпускных курсов современных вузов выполняют свои дипломные проекты, которые по сути своей соответствуют признакам исследовательских проектов.

Проблема включения студенческой молодежи в социальное проектирование оказалась актуальной вдвойне - с одной стороны, как один из методов, способствующий повышению качества их образования, с другой стороны, как метод позволяющий выпускникам вузов стать конкурентоспособными специалистами на рынке услуг.

Социальное проектирование как сфера деятельности, предполагающая сотрудничество педагогов и студентов, может найти широкое применение в различных областях образовательно-воспитательной деятельности вуза, среди которых значительное место занимает участие студентов в волонтерском движении, конкурсах инновационных проектов, форумах, выставках педагогического мастерства.

Заключение

Любое проектирование, в том числе и социально-педагогическое на основе концептуального анализа ситуации выдвигает и функционирует некий идеальный образ желаемого будущего, выявляет тенденции развития, планирует те изменения, которые откроют дорогу полезным и ограничат или ликвидируют возможности развития нежелательных тенденций. Первые затем должны превратиться в практические дела, обеспечить позитивное развитие. Этой цели и служат модели исходного состояния системы, процесса ее преобразования и желаемого состояния преобразуемых объектов или процессов, реализующего если не идеальную, то реально достижимую в конкретных условиях цель. Таким образом, проектирование, должно быть направлено на улучшение существующих образовательных систем, решение насущных проблем образовательных учреждений путем разработки проекта и претворения его в реальность.

Под социально-педагогическим моделированием мы понимается отражение ведущих характеристик преобразуемой системы (оригинала) в специально сконструированном объекте-аналоге (модели), который в чем-то проще оригинала и позволяет выявить то, что в оригинале скрыто, неочевидно в силу его сложности и завуалированности сущности многообразием явлений. При этом модель должна обладать сходством с оригиналом, быть способной замещать его в определенных отношениях и открывать новые свойства оригинала, новые возможности его совершенствования.

Современные условия делают необходимостью внедрение социально-педагогического проектирования и моделирования в системе образования в нашей стране. И с каждым годом эта необходимость все более и более возрастает и каждая школа, ВУЗ и другие учебные заведения должны применять и внедрять в своей практике методы проектирования и моделирования. Ведь для того, чтобы добиться наилучших результатов в будущем, необходимо изменять и преобразовывать действительность. И в первую очередь это касается образования, так как именно от образования зависит будущее нашей страны и в наших руках сделать его гораздо лучше.

Литература

1. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. - М.: Синтез - ГЕО, 1997. - 188 с.

2. Джонс Д. Методы проектирования. - М.: Мир, 1986. -316 с.

6. Шамова Е.Н. Управление образовательными учреждениями. - М.: 2000. 40с.

Подобные документы

Сущность и значение педагогического проектирования на уроках технологии. Особенности учебной деятельности подростков. Методические рекомендации к проектной деятельности на уроках технологии. Разработка творческого проекта на тему "В гостях у Снегурочки".

дипломная работа [88,8 K], добавлен 05.04.2012

Сущность педагогической технологии и педагогического проектирования. Категории "технология", "педагогическая технология", "технология обучения". Технология проектирования педагогического процесса. Планирование в деятельности педагога.

дипломная работа [43,0 K], добавлен 08.09.2007

Отклонения в поведении детей, их причины и пути преодоления. Профилактическая работа как направление социально-педагогического взаимодействия педагога социального в школе. Совместная деятельность педагога с классным руководителем и родителями обучающихся.

курсовая работа [69,0 K], добавлен 28.04.2014

Социальное проектирование подростков: норма деятельности и норма возраста. Понятие и необходимость культурной совместности. Разработка программы поддержки социально-проектной деятельности школьников, их различия в младшем и старшем подростковом возрасте.

дипломная работа [208,0 K], добавлен 04.05.2011

Сущность, структура и направленность социально-педагогической деятельности. Методы и способы реализации социально-педагогической деятельности. Субъекты и объекты социально-педагогического процесса. Процесс и условия успешной социализации ребенка.

Семья в России всегда была самой важной ценностью. Поэтому и в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России семье уделяется особое значение.

Концентрируя в себе весь спектр человеческих отношений, семья направляла и регулировала духовно-нравственное и физическое развитие ребенка, будущего члена общества и гражданина. Новые условия существования человека в России и мире побуждают актуализировать идеалы и ценности семьи для сохранения самой жизни.

Хорошая семья дает опору ребенку, помогает укрепиться в этом мире, позволяет почувствовать прочность бытия. Именно поэтому общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье.

В нашей школе эти дети и семьи находятся на постоянном педагогическом контроле и сопровождении. Организуется индивидуальная работа с каждой семьей и ребенком. Педагоги стараются вовлечь всех этих учащихся во внеурочную деятельность, занятость в кружках и участие в конкурсах.

Но и семьи полные, с виду благополучные, имеют проблемы в воспитании детей. Основной целью родителей является не воспитание и обучение детей, а погоня за материальными ценностями и видимым благосостоянием. Внутрисемейные связи претерпевают негативные изменения.

К сожалению, во многих семьях не знают и не умеют организовывать свой совместный досуг, чтобы он был интересным и познавательным. Именно поэтому я считаю, что возросла социальная востребованность помощи семьям в организации совместной деятельности родителей и детей . Тем более что в нашей школе имеются все возможности (кадровые, творческие, материальные) для реализации данного проекта. Ведь сельская школа – это не только учебное заведение, это центр детского досуга, культурный, спортивный, воспитательный центр

Целевая группа, социальные партнеры

Проект предназначен для педагогов, работающих с детьми 1-9 классов (с возможным вовлечением детей дошкольной группы ) и их родителями.

Территории, на которых будет осуществляться проект:

Семьи учащихся, проживающих в г.Сухиничи

Социальные партнеры:

Почтовые отделения д.Алнеры, д.Верховая

Цель проекта:

Создание условий для творческого взаимодействия детей и взрослых (учителей и родителей) через социально значимую деятельность, рационального, творчески активного досуга детей и родителей

Укрепление взаимосвязи и взаимоответственности семьи и педагогического коллектива в воспитании и развитии детей.

Содействие развитию педагогической компетентности родителей и активизация родительского участия в жизнедеятельности учреждения.

Развитие интересов, склонностей, творческих способностей детей и родителей.

Стимулирование творческой активности детей и взрослых (семейное творчество), выявление и поддержка талантов.

Содействие возрождению нравственной ценности семьи, семейных традиций через опыт организации досуга, основанного на духовном общении детей и взрослых.

Формирование у детей положительного отношения к семье, Родине, ценностных ориентаций, ответственности за мир, природу, окружающую среду, свою семью.

Для родителей

организация социально-педагогического и духовно-нравственного сопровождения семей;

воспитать чувство любви и уважения, взаимопомощи к близким;

способствовать взаимопониманию и сотрудничеству детей и взрослых;

использовать возможности образовательной среды в повышении уровня педагогической, информационной и воспитательной культуры родителей;

активизировать включённость других социальных институтов в жизнь школы и сельских поселений

максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

развитие познавательных интересов;

развитие мотивации творческого роста;

развитие коммуникативных навыков;

формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Для педагогов

Совершенствование форм, методов и технологий взаимодействия педагогов и родителей

поиск и формирование базы новых методов и приемов работы с семьей.

Этапы реализации проекта.

Диагностический (август 2013-сентябрь 2013)

В ходе данного этапа выявляются вопросы и проблемы, которые являются актуальными для семьи в организации совместной деятельности, информационные запросы родителей. Используются следующие методы:

изучение работ детей и родителей,

анализ социально-педагогических и психологических исследований семей учащихся, особенностей семейного воспитания, творческого и воспитательного потенциала семьи.

На основе полученной информации определяется социальный заказ на тематику конкурсов и олимпиад, в которых хотели бы участвовать родители вместе с детьми.

Информационный (сентябрь 2013)

Используя различные виды (печатная, устная, электронная, видео-аудио) и формы (стенды, папки для родителей, информационные бюллетени, сайт школы) предоставляется информация для родителей, педагогического и ученического коллектива школы о темах конкурсов, сроках и месте их проведения, о возможностях участия в мероприятиях.

Деятельностный (сентябрь 2013 – май 2014)

Деятельностный этап предполагает реализацию проекта. Проведение индивидуальных и групповых консультаций по условиям участия в конкурсных мероприятиях, различных видах организации совместной деятельности.

В работе по консультированию используются различные способы предъявления информации:

Таким образом, родители получают доступную информацию и подготовку для участия в мероприятиях проекта.

4. Аналитический (июнь 2014)

После каждого конкурса проводится торжественное награждение участников, победителей и призеров. Создается рейтинг учащихся, семей, классов. По итогам реализации проекта награждаются лучшие учащиеся, семьи, классы.

Отзывы родителей, повторная диагностика, обратная связь на уровне классных родительских собраний позволяет выявить результативность данного проекта.

Технология процесса и необходимые материалы.

Личностно ориентированные . Во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированная технология исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ребенка, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.

Развивающие. Позволяют выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентируют ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживают личностное развитие ребенка.

Индивидуальные . Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников и младших школьников.

Информационно-коммуникационные . В современном мире при нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. В совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры, поиск информации в сети Интернет.

Развития творчества. Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у учащихся способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.

Проблемно – поисковые. Предполагают создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность родителей и детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проектные. Формируют у детей и их родителей навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствуют самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе творить не только легче, но и интереснее.

Возможные риски при реализации проекта и пути их преодоления

В связи с тем, что вопрос взаимодействия родителей и педагогов является достаточно сложным и существуют трудности в понимании родителями необходимости взаимодействия с образовательным учреждением, а педагогами - роли родителей как субъектов образования, возможно возникновение определенных трудностей в реализации проекта:

Невозможность или нежелание по ряду причин определенной части родителей участвовать в проекте;

Отсутствие у части родителей психолого-педагогической культуры;

Недооценка педагогами роли семьи в образовательном процессе школы, повышению качества воспитания ребенка, неподготовленность к открытому диалогу;

Отсутствие единого методологического подхода к проекту со стороны администрации, педагогического коллектива, родителей;

Отсутствие научно-методического сопровождения проекта;

Неподготовленность учащихся к обсуждению своих проблем с родителями и педагогами.

Пути преодоления трудностей в реализации продукта

Создание творческих групп педагогов и родителей, которые осознают, что взаимодействие школы и семьи сегодня необходимо и способствует решению проблем качества современного воспитания ребенка. В таких группах важно не только смысловое согласование, но психологическая совместимость членов творческих групп и активов.

Проведение методических совещаний для педагогов с целью определения ценностных позиций и оснований сотрудничества с семьями учащихся. Здесь необходимо понимание того, что взаимодействие должно быть системным, долгосрочным, и конструктивным.

Тщательное целеполагание и планирование совместной работы на основе диалога, равноправия. Должно быть услышано мнение каждого участника проекта (администрация, педагогический коллектив, учащиеся, родители).

Работа по реализации проекта будет эффективнее, если в состав участников кроме родителей, педагогов и учащихся войдут другие члены семей, представители сельской администрации, других организаций.

Для развития проекта важно определение социальной значимости выполняемой работы. Поэтому большое значение имеет поддержка вышестоящего руководства, интерес к проекту средств массовой информации, обратная связь с семьями учащихся, благодарность участникам проекта.

Технологические ресурсы: цифровая видеокамера (для интервьюирования, создания видеороликов о проведенных мероприятиях с целью трансляции опыта школы на другие ОУ, рекламных роликов), фотокамера (для фото фиксации), цветной принтер и ксерокс (для создания качественных раздаточных материалов, печати фотографий, сканирования).

Кадровые ресурсы – администрация школы, педагоги. Возможно привлечение работников сельской библиотеки, сельского клуба, почты, дошкольной группы.

Ожидаемый результат.

Повышение психолого-педагогической культуры родителей;

активное включение родителей в жизнь школы;

реализация личностно-профессионального роста педагогов;

раскрытие личностного потенциала учащихся в воспитательной системе школы;

повышение самооценки детей;

увеличение количества семей (учащихся), участвующих в олимпиадах и конкурсах;

создание единой воспитательной среды при взаимодействии школы и семьи на основе социального партнерства;

радость и удовлетворение от семейного творчества и возможности обогатить и передать этот опыт;

решение проблем досуга;

повышение статуса Семьи, Родительства в общественном сознании;

повышение рейтинга школы

Оценка результатов проекта и мониторинг.

Продукты деятельности педагогов : сценарии занятий, дидактические разработки, мини-проекты

Продукты деятельности учащихся : ви­деоролики, рисунки, поделки, коллекции, сочинения, фотографии, презентации, участие в предметных олимпиадах.

Продукты деятельности других участников : мастер-классы, изготовление костюмов, поделок, создание видеофильма, изготовление фотоальбома и пр.

Оценить результат можно по количеству участников, победителей и призеров районных, областных, всероссийских и международных конкурсов и олимпиад.

Читайте также: