Основные направления налоговой политики рк доклад

Обновлено: 30.06.2024


Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).

Налоговая политика России

  1. Налоговая нагрузка, анализ и уровень. Сравнение этого показателя в России и зарубежных странах.
  2. Меры, планируемые в рассматриваемом периоде.

Таким образом, документ, посвященный налоговой политике, имеет стройную и последовательную структуру.

ВАЖНО! Предлагаемые меры не применяются обособленно, а являются последовательным продолжением предыдущих действий государства. Кроме того, анализируется текущая ситуация в мире.

Основные направления налоговой политики РФ на современном этапе

До появления ч. I НК РФ налоги и сборы в РФ регулировались отдельными нормативными актами. Веденная в действие 31.07.1998 ч. I НК РФ стала 1-м документом, в котором была обобщена информация о видах налогов, налогоплательщиках, налоговом контроле, налоговых правонарушениях и другая информация, общая для всех налогов.

Следующим шагом в наведении налогового порядка стала ч. II НК РФ. В ней появились главы, посвященные отдельным налогам, касающиеся их плательщиков, налоговой базы, деклараций и сроков.

Достаточно революционным стало введение гл. 25 НК РФ, посвященной налогу на прибыль. Она вступила в действие 01.01.2002. Именно тогда произошло выделение налогового учета. У многих хозяйственных операций появилась двойная оценка, возникли новые понятия: ОНА, ОНО.

Сейчас НК РФ — это документ, который содержит полную информацию о налоговой системе. Именно в него вносятся изменения при смене налоговой политики.

Налоговая политика на современном этапе развивается в следующих направлениях:

  1. Определен перечень налогов. В последнее время этот список не увеличивался.
  2. Причесывается порядок расчета существующих налогов, устраняются неточности в формулировках, учитываются изменения, вносимые в другие нормативные акты.
  3. Совершенствуется система налогового администрирования.
  4. Критерии проверок стали доступными.
  5. Появились налоговые каникулы.

Налоговая политика на современном этапе направлена на совершенствование действующего законодательства.

Налоговая политика государства на 2022-2024 годы

В проекте этого документа декларируется:

Основные направления налоговой политики на 2022 год

Итак, чего же нам ждать от государства в 2022 году:

  1. Совершенствования налогового администрирования.
  2. Новый налоговый режим. Подробности см. здесь.
  3. Создания кодекса неналоговых платежей.
  4. Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).
  5. Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.
  6. Предельную стоимость рекламных материалов для освобождения от НДС предлагают увеличить со 100 до 300 руб.

В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.

Итоги

Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Но проект налоговой политики на 2022-2024 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 01.10.2021. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются. Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


В настоящее время налоговое прогнозирование и планирование выступают основой рыночных отношений всех хозяйствующих субъектов и экономических объектов с различными формами собственности.

Ключевой идеей налогово-бюджетной политики и в правительстве, и в массовом сознании, и в части экспертного сообщества остается снижение налоговой нагрузки. В программе правительства ей отводится центральная роль как средству стимулирования экономического роста, и фактически вся налогово-бюджетная политика в этой программе строится вокруг задачи снижения налоговой нагрузки, которую предлагается ежегодно сокращать не менее чем на 1% ВВП.

Доходы государственного бюджета на 2010-2012 гг. определены на базе прогнозных параметров макроэкономических показателей на среднесрочный период с учетом положений Налогового кодекса и других нормативных правовых актов. В таблице 1 рассмотрен прогноз доходов государственного бюджета.

Прогноз доходов государственного бюджета

Наименование показателей

налоговые поступления

неналоговые поступления

поступления от продажи основного капитала

В расчетах доходов учитывалось повышение заработной платы работникам госуправления и госучреждений с 1.07. 2010 года на 25 %, с 1.07.2011 года на 30 % и снижение поступлений социального налога в результате увеличения отчислений в Государственный фонд социального страхования до 5 % в 2010 году и индивидуального подоходного налога в связи с увеличением размера минимальной заработной платы в 2010 – 2012 годах.

Прогноз объемов поступлений в бюджет, направляемых в Национальный фонд, на 2010 – 2012 годы составлен на основе прогнозируемых параметров макроэкономических показателей: добычи нефти, мировой цены на нефть, курса тенге к доллару США, а также динамики поступлений за предыдущие годы, анализа текущей ситуации.

Прогноз поступлений прямых налогов в Национальный фонд Республики Казахстан на 2010 – 2012 годы, показан на рисунке 1.

Рисунок 1– Прогноз поступлений прямых налогов в Национальный фонд

Республики Казахстан на 2010 – 2012 годы

В 2010 году поступления прямых налогов в НФ РК прогнозируются на уровне – 7,9 % к ВВП, в 2011 году – 8,3 %, в 2012 году – 8,0 %

Прогнозы государственного и республиканского бюджетов, Национального фонда Республики Казахстан, консолидированного бюджета Республики Казахстан.

На протяжении последних лет экономика Казахстана демонстрировала устойчивый рост и обеспечивала профицит консолидированного бюджета. Именно это позволило стране накопить те резервы, которые сегодня смягчают последствия мирового финансового кризиса.

Таким образом, социальная направленность бюджета в среднесрочной перспективе будет сохранена и основным приоритетом при планировании государственных расходов будет являться благополучие граждан Казахстана, а именно их социальная поддержка, здоровье и образование, а также создание условий для качественного посткризисного роста экономики[3, с.52].

На рисунке 2 показан прогнозный баланс консолидированного бюджета и ненефтяной дефицит государственного бюджета в 2008 – 2012 годах.

Однако дальнейшее использование накопленных активов, без принятия мер по снижению расходной нагрузки на бюджет, осуществляться не будет. Соответствующие меры были уже предприняты при уточнении республиканского бюджета на 2009 год, когда по ряду направлений расходы были сокращены, в том числе административные расходы центральных и местных государственных органов, холдингов, национальных компаний, социально-предпринимательских корпораций, а также их материально-техническое оснащение и капитальный ремонт.

Рисунок 2 – Баланс консолидированного бюджета и ненефтяной

дефицит государственного бюджета в 2008 – 2012 годах

Пересмотрены подходы к реализации бюджета развития, что также позволило оптимизировать расходы по инвестиционным проектам и увеличению уставных капиталов государственных организаций. Темпы роста расходов госбюджета и ВВП в 2008 – 2012 годах, показан на рисунке 3.

Несмотря на снижение объема государственных расходов в 2009 году и их незначительный прирост начиная с 2010 года, бюджетная политика будет направлена на мобилизацию и сосредоточение финансовых ресурсов для полного и своевременного осуществления всех взятых государством обязательств и, в первую очередь, это социальные обязательства, а также мероприятия, косвенно влияющие на социальную поддержку населения страны, включая обеспечение занятости.

Рисунок 3 – Темпы роста расходов госбюджета и ВВП

На рисунке 4 рассмотрим доходы и расходы государственного бюджета в 2008 – 2012 годах.

Рисунок 4 – Доходы и расходы государственного бюджета

в 2008 – 2012 годах.

Учитывая, что доходы государственного бюджета достигнут уровня 2008 г. только к 2012 г., в планируемый период будет проводиться политика сдерживания роста государственных расходов, темпы которого за трехлетний период не превысят в среднем 9,7%. Это означает, что рост государственных расходов не будет превышать темпов роста ВВП.

Параметры дефицита государственного бюджета определены с учетом необходимости обеспечения сбалансированности бюджета исходя из прогнозных объемов поступлений и расходов бюджета.

Политика Правительства Республики Казахстан направлена на создание единой и эффективно функционирующей системы управления долгом страны с учетом её ориентации в ближайшее время на решение вопросов смягчения влияния последствий финансового кризиса на экономику в целом и обеспечение оптимального уровня дефицита бюджета, исключающего значительную нагрузку на бюджет из-за роста расходов на обслуживание долга.

В 2008 г. впервые была реализована стабилизационная функция Национального фонда Республики Казахстан, которая призвана финансировать государственные расходы в годы неблагоприятной конъюнктуры цен на сырьевые ресурсы.

Доля привлекаемых средств Национального фонда в виде гарантированного и целевого трансфертов в общем объеме поступлений государственного бюджета, показана на рисунке 5.

Рисунок 5 – Доля привлекаемых средств Национального фонда в виде гарантированного и целевого трансфертов в общем объеме поступлений государственного бюджета

Уровень активов Национального фонда, накопленных на 1 января 2009 года будет сохранен, а с учетом базового сценария продолжится их наращивание, в том числе и в 2010-2011 гг., хотя и небольшими темпами.

В соответствии с прогнозом, объем активов Национального фонда на конец 2012 г. составит 4,7 трлн. тенге или 31 млрд. долл. США, увеличившись по сравнению с 2008 годом в 1,4 раза.

Инвестиционная политика в 2010-2012 гг. будет осуществляться с учетом переориентации на наиболее значимые в социально-экономическом плане проекты, оказывающие наибольший мультипликативный эффект на экономику и поддержание уровня занятости населения.

Обеспечение сбалансированности инвестиционных программ, взаимоувязки реализации проектов частного сектора с развитием инфраструктуры и ресурсным потенциалом страны и регионов, будет осуществляться по двум основным направлениям, согласующимся с ранее указанными направлениями фискальной политики, путем принятия системных и оперативных мер. Долгосрочная мера системного характера заключается в разработке Схемы территориально-пространственного развития страны, которая позволит минимизировать нерациональное использование ресурсов государства, скоординировать развитие производственной, транспортной, инженерной, социальной, рекреационной инфраструктур и системы расселения населения и предоставить ориентиры для бизнес-инициатив частного сектора.

- в 2010 году - 10 млрд. тенге;

- в 2011 году - 10 млрд. тенге;

- в 2012 году - 30 млрд. тенге;

- в 2013 году - 110,8 млрд. тенге;

- в 2014 году - 110,8 млрд. тенге.

В условиях сегодняшней ситуации по стабилизации экономики из-за мирового финансового кризиса в Налоговом кодексе также нашли отражение ряд вопросов, касающихся налогообложения финансового сектора. В части недропользования предусмотрена замена платежа роялти налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Исчисление НДПИ производится от стоимости объема добываемых недропользователем полезных ископаемых, рассчитанной по мировым ценам. При этом для недропользователей, разрабатывающих низкорентабельные, обводненные, малодебетные и выработанные месторождения постановлением Правительства РК устанавливаются льготные ставки. В рамках реформирования социального налога осуществлен переход от регрессивной шкалы налога со ставками от 13 до 5 % к плоской шкале со ставкой 11 %. Единая ставка по индивидуальному подоходному налогу сохранена на уровне 10 % и некоторые другие изменения. Налоговое администрирование приведено в соответствие с реалиями нового этапа развития Казахстана. Наряду с другими направлениями налоговой реформы четко определено, что новый Налоговый кодекс должен быть законом прямого действия, при этом сочетать качество администрирования и интересы налогоплательщиков. В связи, с чем в Налоговый кодекс максимально включены нормативные правовые акты в области налогообложения, упрощены налоговые процедуры.

Байшуаков А.Налоговая система Республики Казахстан и ее принципы. // Налоги и финансы. – 2009. – № 2. – С. 45-49.

Основные термины (генерируются автоматически): государственный бюджет, Казахстан, Национальный фонд, Национальный фонд Республики, Налоговый кодекс, консолидированный бюджет, расход, республиканский бюджет, рисунок, целевой трансферт.

Читайте также: