Доклад про валун дед

Обновлено: 02.07.2024

В конце 1880-х, в канун празднования 900-летия христианство на Руси, минские власти предприняли попытку разрушить капище как последнюю опору "поганства" в городе - тысячелетний дуб был спилены, священный огонь разбросаны. Однако языческая традиция, несмотря на репрессии, просуществовала в Минске до 20-х годов ХХ столетия. Еще в первые годы советской власти на Ляховку, к сохранившемуся валун, приходили люди и украшали его лентами к полотенцами, выливали на него мед, молоко и вино. Здесь до начала прошлого века была "молельня у камня", пользовавшаяся большой известностью, а при ней последние служители - отец и сын Севостеи. Отец Севастей умер, а сын был репрессирован в 1927-м.

Сравнительно небольшой, но уникальный экспонат хранится и демонстрируется в Парке камней (отдел "Камень в жизни человека"), что находится в Минске в микрорайоне Уручье. Это яйкападобны валун с ружавата-красного гранита рапакиви высотой 1,25 метра, который наши предки называли Дед, или Старый. Он адметнага руководящего состава и принесенный в Беларусь ледников из южной Финляндии около 110-130 тысяч лет назад. Ранее валун лежал в центре Минска возле стадиона "Динамо", между улицами имени Ленина, Ульяновской и Красноармейской (на бывшей улице Лодачнай), на берегу Свислочи. Попал в парк камень случайно: строители, которые впарадковвали берег Свислочи, собирались закопать его на глубину более двух метров. И исчез бы навсегда этот уникальный валун, если бы нашему институту не сообщила о нем журналист Регина Гамзович.

В давней культуры белорусского народа камень абагавлявся и стоял в одном ряду с такими святыми для человека дарам природы, как дерево, огонь и вода. Известно, что в восточных и балтийских славян с дохристианского времени были широко распространены культовые места - так называемые свяцилишчы или капища (капъ - славянское наименование статуи Бога) - месте мольбу и жертвоприношения. Возникли они в каменном веке и чаще посвящались Перуну. При этом ушановвали камни и святые деревья (особенно дуб - дерево Перуна).

По всем признакам уголок в старом Минске, где лежал валун, был таким культовым местом, или языческим капища, куда приходили просить помощи. Более века назад это часть Минска представляла собой тихий заболоченных лес на берегу Свислочи. На отдельных сухих местах среди осин и берез, ольхи и елей попадались дубы. Здесь в скрытым от чужих глаз уголке и помещается капища, которое называли "молельный возле камня". Это была прямоугольная площадка размером около 300 квадратных метров. Какое-то время она была выложена деревянными плаху (смотри рисунок 3). Один край этого помоста опирался на поля и нависла над водой. С трех сторон площадку акаляла деревянная ограда из еловых жэрдак высотой до 1,8 метра. Ограда имела два входы. В центре площадки возвышался дуб на четыре обхвата, на который вешали полотенца и ленты. Дерево считалось священным и называлась великаны. Сбоку от дуба из небольших камней столбиком было изложено круглое костра метровым поперечник, где всегда поддерживали огонь. Костра называли Огнем или жижей.

На втором стороне площадки за три метра от реки лежал большой камень Дед (Старый). Рядом с ним в настиле было высечено отверстие, а под ней в ямцы струи родничок: она считалась святой, а вода - целительной. В капище приносили жертвы. Место всегда было ухоженный, потому что имела священника, которого называли магом или колдунов. Священник лечил различные болезни людей и животных, умел отвести несчастья и многое другое.
Надо отметить, что название "молельный у камня "капище получила неспроста. Именно каменный Дед, или Старый, был главным элементом поклонения, и больше всего пожертвований приносили к нему. Считалось, что лучше всех он помогал женщинам. Больные женщины апярэзвали валун передник, а девушки, которые хотели взять замуж, абвязвали камень полотенцем, вытканный своими руками. Люди считали камень главным и самым великим святым в этой молельный. Интересно, что они приходили сюда и после того, как построили церковь. Сначала люди шли в церковь, где готовились к загробного жизни, а потом неотложные жизненные проблемы решались с помощью камня и других культовых элементов "молельный".

Минское капище не исчезла, как другие, в далеком прошлом, а действовала еще и в начале ХХ века. Именно на белорусском земли язычество продержалась дольше, чем в других местах. С последней четверти XIX века, когда в Минске проложили железную дорогу и город начал стремительно расти, жандармов стали часто наведвацца сюда, порочащие верующих, и капища разрушили. На его месте остался только камень - единственный свидетель бывшего тысячелетней поклонения белорусов.

По мнению геологов и историков, для города и страны очень важно реконструировать капище "молельный возле камня". Неоднократно Институт геологических наук Национальной академии наук Беларуси обращался в Мингорисполком, Главное архитектурно-планировочное управление, инспекции по охране исторического и культурного наследия Беларуси. По договоренности с ГаловАПУ, архитектурным факультетом Белорусского национального технического университета был даже создан рабочий проект этой реконструкции. Было это более десяти лет назад, и дальше дело с места не сдвинулось. Для восстановления исторического капище необходимо сделать помост, костер, посадить дуб и разместить там камень. На упорядочены площадку, что будет символизировать древнее Поклонной место, Институт геологических наук НАН Беларуси готов вернуть ценный валун, который является памятником как геологической истории, так и истории нашей страны.
Стилизованное языческое капище позволит восстановить уникальный памятник славянского культового зодчества, не имеет аналогов в мире, перевернуть еще одну самых интересных страниц далекого прошлого белорусским земли. Об этом мечтали известные ученые - историк Михаил Кацар и геолог Эрнест Левков. Они нашли много исторических сведений об этом капище, а Э. Левков хорошо описал его в своей книге "Молчаливые свидетели прошлого", 1992. Этот памятник - свидетель очень далекой истории нашей страны, когда были созданы "Повесть временных лет" и "Слово о полку Игореве ".

В Минске много природных и исторических объектов, а те, что сохранились, всегда вызывают интерес у людей. Последние два года на берегу Свислочи, где когда-то было капище, молодежь справляет обряд Гуканне весны ("гр" за 28.04.05). Включение этого уникального объекта в маршруты туризма позволит значительно расширить сведения об истории нашей Родины.



Реконструкция комплекса, выполненная Виктором Сташчанюком



Место, где некогда, предположительно, находилось (фото В. Акулова, фото 2013)



Предполагаемое местонахождение святилища на Плане генерального из Атласа Российской Империи с планами главных городов (1871)

Если обратиться к работам, где описаны археологические данные по древним святилищам Восточной Европы (например, Русанова И.П., Тимощук Б.А. [10], Свирин К.М. [9] и др), то можно выделить признаки, которые свидетельствуют о культовом назначении описанных объектов. Как правило, это:
1. Найденные прослойки обожжённой глины, угля, камней (скорее всего, подразумевается ритуальные костры). В некоторых случаях речь идёт о специально устроенных жертвенниках.
2. Расположение рядом с культовым объектом источника воды.
3. Наличие рядом поселений и курганных могильников.
4. Как правило, круглая планировка святилищ и наличие кольцевого вала и рва.


>
Тиуновское святилище. Фото И. Никитинского [8]



Кереметь в Лукояновском районе Нижегородской области. Фото 2010 года. Слева видны остатки ритуального плетня



На противоположном берегу, по данным В. Кобрута [5], и располагался комплекс с почитаемым камнем (фото В. Акулова, 2013)

Мы надеемся, что в ближайшее время появятся новые данные, которые позволят с уверенностью датировать комплекс на берегу Свислочи, описанный на данный момент лишь в дневниковых записях М. Кацара. Пока понятно, что там находился целый комплекс, включавший в себя в том числе и почитаемый камень. Однако, несмотря на популярность версии в так называемой "неоязыческой среде", утверждать, что здесь находилось языческое святилище, появившееся в дохристианскую эпоху, можно лишь с большой долей осторожности.

Вячеслав Акулов, Евгений Позняк, 2013-2016


В Беларуси имеется множество валунов разных форм и размеров. Некоторые из них применяются в строительстве, некоторые являются частью архитектурного ансамбля, некоторые – объектами поклонения, а также есть те, которые признаны памятниками природы и строго охраняются.

На территорию страны они попали благодаря ледникам, несколько раз приходивших из Скандинавии много тысяч лет назад. Ледники то таяли, то вновь наступали, но примерно 14 тысяч лет назад последний из них покинул пределы белорусских земель.

Особенно крупные камни, которые они оставили о себе на память, вскоре стали культовыми. Некоторые из них сохранились на прежних местах без человеческого вмешательства. Остальные же были перемещены – либо при разработке сельхозугодий, либо перевезены поближе к храмам и кладбищам, либо транспортированы в музеи. Кроме того, значительная часть валунов была заклеймена – в основном, христианской символикой, которая в свою очередь нередко перекрывала более ранние языческие символы.

Тем не менее, крупные валуны Беларуси привлекают к себе краеведов, геологов, петрографов и просто любознательных людей, желающих увидеть и запечатлеть эти величественные объекты, насчитывающим многие тысячи лет.

Здесь мы предлагаем познакомиться с наиболее известными белорусскими камнями, ставшими частью национальной культуры. Вокруг них неизбежно образовались многочисленные легенды и суеверия, о которых также коротко упомянем.

Итак, представляем 15 самых знаменитых камней Беларуси, каждый из которых является памятником природы республиканского значения.

Камень любви

Борисов камень в Полоцке

Борисов камень в Полоцке

Борисов камень возле Софийского собора в Полоцке (55.485761, 28.758096) является самым известным из четырёх сохранившихся до наших дней Борисовых камней (в Беларуси осталось лишь три). По некоторым сведениям, до принятия христианства местные жители поклонялись этим гигантам. Позже для искоренения язычества полоцкий князь Борис Всеславич в конце XII века приказал выбить на них кресты и тексты религиозного содержания.

Эта древняя достопримечательность Полоцка привлекает туристов так же, как и близрасположенный собор. Люди отмечают, что возле этого камня ощущается особое тепло и что стоять подле него очень приятно. Охранные надписи и крест на нём сглажены от соприкосновения тысяч рук, касавшихся их. Говорят, если мягко дотронуться до Борисова камня и мысленно произнести желание, то оно обязательно исполнится.

Воротишин крест в д. Камено

Борисов камень в Друе

Борисов камень в п. Друя

Велесов камень в д. Крыжовка

Князь-камень в д. Берёзовщина

Их название связано с легендой, согласно которой крестьянин из д. Мстиж и его быки в наказание за то, что работали в поле на Пасху, были превращены в камни. С тех пор на том поле люди боялись что-либо сеять, и место заросло лесом.

Большой камень Пугачёвский

Большой камень Пугачёвский

Чёртов камень в д. Воронино

Вторым по величине среди белорусских валунов является Чёртов камень, находящийся возле д. Воронино Сенненского района (54.658423, 29.872174). Валун в форме параллелепипеда, наклоненного на юг, имеет размеры 10,2×6,0×2,05 метров над землёй, а его примерный вес – около 340 тонн. В Витебской области он оказался благодаря Поозёрскому оледенению, принёсшему его с юго-запада Финляндии 20-17 тысяч лет назад.

Но есть и ещё одна версия, которая дала жизнь второму названию валуна – Кравец. По преданию, один умелый портной, возгордившийся своим мастерством, продолжил оплачиваемую работу даже в Пасху, отчего был наказан и превращён в камень.

Великий камень (д. Горки)

В Шумилинском районе в 750 метрах от д. Горки (55.192222, 29.488611) находится природная достопримечательность – самый большой камень в Беларуси. Его так и называют – Большой, но в некоторых источниках можно встретить названия Великий или Чёртов. Размеры утюгообразного камня – 11,0×5,6×2,8 метров. Есть предположение, что его подземная часть составляет не менее трёх метров вглубь, а весит гигант 800 тонн. Существует легенда, согласно которой тот, кто даже случайно увидит Великий камень, непременно заблудится, и каждый раз будет возвращаться к нему.

Филаретов камень в д. Карчево

Большой камень Литовский

Большой камень Литовский в д. Литовка

Деревня Литовка под Новогрудком привлекает как белорусских историков, так и тех, кого интригует непознанное. Здесь находится камень, на поверхности которого имеются странные углубления, одно из которых напоминает отпечаток ступни какого-то сверхъестественного существа. Местные жители и гордятся природной достопримечательностью, и одновременно побаиваются. Возможно, в этом кроется причина того, что валун пробовали уничтожить (следы таких попыток видны и теперь).

Большой камень Литовский, по заверениям очевидцев, в нынешнее время являет собой только треть от прежнего размера. Сейчас размер гранитной глыбы составляет 2,7×2,4×1,6 метров. Остальная часть валуна была варварски взорвана и использована при проведении строительных работ.

Святой камень Сенежицкий

Святой камень Сенежицкий

В д. Сенежичи Новогрудского района (53.54607, 25.94816) находится камень, которому издавна поклонялись крестьяне. И сегодня местные жители на большие праздники собираются возле него. На его поверхности имеется два углубления, о природе появления которых из поколения в поколение ходит одна легенда.

Якобы бездетный пан захотел отнять младенца у своей прислуги. Служанка спрятала новорожденного, но пану подсказали, где его отыскать. Тогда служанка схватила ребёнка и бросилась бежать, пан – за ней. Однако по дороге она споткнулась о большой валун и упала, а дальше смогла лишь ползти на коленях. Добравшись до горы, женщина стала плакать, и где упали её слёзы, появился родник. Чтобы спасти беглянку от преследователя, земля расступилась. Женщина исчезла, а то место теперь Святым рвом зовут.

Понклонные камни в д. Горка

Удивительная природная достопримечательность есть и в д. Горка Дятловского района. Здесь находятся два камня, образующие подобие арки. Говорят, когда-то через неё мог проехать всадник. Теперь же из-за осадки камней через своеобразную арку может протиснуться разве что человек средней комплекции.

Есть примета, что достаточно пройти через неё трижды, чтобы излечиться от всех недугов. Более того, говорят, что первым на чудодейственные силы валунов обратил внимание российский император Пётр I, посетивший здешние места во времена Северной войны.

Всего в Беларуси насчитывается 75 камней, признанных памятниками природы республиканского значения. И с каждым из них, впрочем, как и с остальными более-менее крупными валунами связано какое-то поверье. Исследуйте Беларусь вместе с нами, у нас в запасе ещё много необычных историй и удивительных белорусских достопримечательностей, о которых вам наверняка захочется узнать!

1 Белорусский Стоунхендж.jpg

Ничто не вечно под луной. Только камни, которые в народе почитали издревле. Как огонь и вода, они олицетворяли невидимую, но всевластную силу древних богов, неведомых сил, устанавливавших природные законы.

В Беларуси был широко распространен языческий культ камней, что отразилось на религиозных, философских сторонах жизни белорусского народа, на традиционном укладе его жизни и исторических событиях.

2.jpg

Почти в каждой белорусской деревне поведают легенды о древних валунах, приносящих удачу и богатство и обладающих чудодейственными свойствами.

3.jpg

Массивные ледниковые глыбы, валуны из языческих святилищ - памятники природы и истории.
Самые интересные из них собраны в Минском парке-музее валунов.

4.jpg

Еще в 1976 году в институте геохимии и геофизики АН БССР решили систематизировать и описать все валуны, принесенные с Балтийского моря тремя огромными ледниками, прокатившимися в ледниковый период по территории Беларуси.
Сам музей был создан в 1985 году стараниями ученых-энтузиастов института.

5.jpg

Расположен парк - музей в живописном месте на восточной окраине Минска в пойме бывшей реки, куда многие камни были занесены ледником. Сейчас от реки остался лишь небольшой ручеек.

6.jpg

Это один из самых загадочных музеев мира. Еще один музей камней в Европе есть только на территории Литвы, и он в два раза меньше минского.

7.JPG

Сама экспозиция представляет собой не просто нагромождение больших камней. Валуны в этом удивительном музее выложены таким образом, чтобы составить карту Беларуси в масштабе 1: 2500, с границами и городами.

8.jpg

9.jpg

На территории в семь гектаров размещено около двух тысяч валунов, принесенных на территорию страны ледниками и скрупулезно отобранных создателями парка.
Валуны собирали на протяжении десяти лет. Отбирались наиболее типичные, характерные для той или иной территории, и те, которым грозила опасность.

10 Камень Стефана Батория.JPG

Крест Стефана Батория

Многие из камней могли погибнуть или навсегда оказаться погребенными под слоем земли. Угроза быть раздавленным бульдозером надвигалась и на крест Стефана Батория. Пятьсот лет назад, во время одного из походов на восток войск Великого княжества Литовского, король отдыхал у каменного креста возле местечка Докшицы. Он повелел выбить на кресте фигуру рыцаря и инициалы RSB - Rex Stefan Batory. Камень Стефана Батория имеет высоту более полутора метров, ширину - около метра.
Ученые успели спасти реликвию и перевезли камень-крест из-под Докшиц в Минск.

11 Валун Дед.jpg

Жемчужина коллекции - камень Дед

12 астрономический камень.JPG

Астрономический камень

Обращает на себя внимание гигантский валун диаметром около двух с половиной метров с высеченной на нем канавкой-бороздкой. Долгое время считали, что он являлся заготовкой для будущих жерновов, но историки утверждают, что это элемент древней обсерватории: по положению Солнца относительно канавки при восходе наши предки предсказывали погоду и виды на урожай.

13 каменные жернова.JPG

Каменные жернова

Валуны, которые напоминают своим видом жернов, в древности служили алтарями.

14 камень-следовик.jpg

Камни-следовики

Камни служили связующей нитью между миром людей и миром богов. У них воздавались молитвы, приносились жертвы, им поклонялись и верили в их целебную силу. До некоторых камней достаточно было дотронуться, другие скоблили, а порошок использовали как лекарство. Лечебным средством считалась и дождевая вода, собиравшаяся в углублениях камней.

15.jpg

16.JPG

17 Ледниковые валуны.jpg

Ледниковые камни

Среди ледниковых валунов в столичном парке-музее есть камни, которые несут важную геологическую информацию об истории образования, строении и составе почв территории Беларуси. Они указывают, где зародился принесший их ледник, каким путем он двигался.

Экспозиция "Форма ледниковых валунов" находится в восточной части парка.
Камни коллекции разнообразны: здесь встречаются и осадочные, и магматические, и метаморфические породы.

18 камень черепаха.jpg

19.jpg

20.JPG

21.jpg

Парк валунов - одно из лучших мест в городе. Здесь хочется бродить часами, разглядывать, сколько всего отразилось на грубой поверхности древних камней, возраст которых – вечность…

Валунов на Беларуси много, со всеми связаны старинные легенды и предания. Не так уж много камней не отмеченных какой-либо символикой - всех их касались руки предков. К сожалению большинство камней несёт на себе христианскую символику, что смотрится, на мой взгляд, клеймом на них. Клеймили, разрушая капища, переделывали изначальные символы. Да и сейчас у попов какая-то навязчивая идея многие валуны переместить поближе к церкви или установить внутри неё. Особенно это касается каменных идолов.

В этой теме я бы хотел показать некоторые интересные на мой взгляд камни и задать ряд вопросов, что возникли у меня по некоторым находкам.



Хоть и небольшой, но один из самых знаменитых валунов - Дед. Находится в Минске на берегу Свислочи. Он - всё, что осталось от древнего капища. До 1880 г. (!) на капище рос огромный священный дуб Волат, горел неугасимый жертвенный огонь, рядом с которым жил его хранитель – Старец.

В 1880г., перед празднованием 900-летия крещения Руси, царские власти попытались прекратить проведение языческих служб. Был потушен священный огонь и спилен вещий дуб Волат. Церковнослужители прогнали Севастея , отобрали у него камень и все молельные принадлежности. Был установлен крест и “анало” (такой ящик с крестом). В ящике были кадило, крест, Евангелие и миска, куда ложили деньги. При этом месте стал служить отец Яфимий.



Идол в Пружанах.


Находится в фойе Института геофизики. Утверждают, что это идол Мары/Морены(в Беларуси её ещё называют Мажана). Мотивируют это тем, что на спине у идола высечено 4 огненных креста. Собственно это и есть первый вопрос. Буду благодарен комментариям знающих людей.
Камень в Столине. Символ на камне называют крестом Морены (огненным крестом). Но этот символ не совпадает с высеченными на предыдущем идоле. Вот и второй вопрос.



Знаменитый шкловский идол, 10 век.




Из музея валунов в Уручье.


Студенты осматривают Чёртов камень в Дзержинском районе (в том самом, где родился Железный Феликс). Интересно, что в Беларуси не один Чёртов камень, а несколько. И все они имеют второе название - Великий. А "Чёртов" - это, видимо, плоды христианизации.
Ну вот так примерно издеваются над камнями: деревня Мосар, костёл.


Камень с причудливыми узорами на окраине Минска. Рукотворные или нет?
Самый большой валун страны, тоже Великий или Чёртов)). Вес около тысячи тонн. Шумилинский район. По легенде, если обойти его, то обязательно заблудишься. А может телепортнёшься куда?

А это уже православные извращенцы кучу камней испоганили. Все фото приводить не буду, чтобы настроение не портить.
В одном из Брестских музеев. И хрен вы меня убедите, что это христианский крест

Даждьбогов камень, деревня Кременец.
Жертвенник. Шклянцы
д.Волма
Кременецкий валун. Нечасто в жёлтой прессе услышишь байки про камни, а вот про этот были и не одна. Суть сводится к тому, что местные жители, приподнимая камень на кольях, могут вызывать дождь. По другой версии это могут делать только местные вдовы.
Валун из д.Юршишки, рисунок В.Шукевича, 1900.



Змеев камень. Витебская область. Лукомское озеро.
Легенда такая, значит.

Надо поискать, что за легенда.

К моему сожалению, изображений многих валунов я не нашёл, видимо они ждут, когда приеду и сам сфотографирую)), например Перун-камень.

Очень много валунов было уничтожено в советское время, просто так. Они взрывались, закапывались, сбрасывались в реки. А беларусы продолжали идти к камням, пусть и ночью тайком, и просить каждый о своём.

Читайте также: