Прокофьев и шостакович доклад

Обновлено: 05.07.2024

Подобные мемуарные свидетельства с психологической точки зрения весьма поучительны. В то же время они оставляют открытым вопрос о внутренних пружинах человеческих конфликтов, в частности, применительно к данной ситуации, – о первопричинах негативного, в лучшем случае – прохладно-сдержанного отношения Прокофьева к творчеству своего коллеги. Думается, за несходством характеров здесь действительно стояло несходство эстетических установок. С этой точки зрения высказывания Прокофьева о тех или иных сочинениях Шостаковича воспринимаются скорее как красноречивый автопортрет.

(Тамара Левая. Шостакович и Прокофьев: эскиз к двойному портрету)

"Как поссорился Дмитрий Дмитриевич с Сергеем Сергеевичем"
Рассказывает петербургский композитор Дмитрий Алексеевич Толстой – сын знаменитого писателя

Дмитрий Горбатов
Шостакович был советским композитором в сaмом высоком смысле этого понятия

Сразу понятно и то место, которое занимал Шостакович во всей советской культуре. Да что там! Он ведь его не просто занимал: он и был советской культурой. Сталин не мог не понимать, что Шостакович для него - подарок судьбы, что это единственный советский композитор такого уровня, который может достойно представлять СССР на Западе. Прокофьев на эту роль не подходил: после возвращения в Россию и вплоть до своей смерти Сергей Сергеевич тщетно пытался стать советским композитором. Но не смог! У него была другая ментальность — ментальность человека Февральской революции, и на этом его адекватное понимание российской истории закончилось. Конечно, Прокофьев был известен на Западе даже больше, чем Шостакович: это, во всяком случае, спасло ему жизнь. Тем не менее, в целях пропаганды советской музыки Прокофьев не был для Сталина подходящей фигурой. Музыка Прокофьева отвечает основному эстетическому критерию не только "новой музыки", но и музыки прошлых эпох, а именно: всё то, из чего состоит музыка Прокофьева, и есть её содержание. Для того чтобы понимать его музыку, вовсе не нужно быть советским человеком, — надо просто знать и любить музыку вообще. Я не утверждаю, что любить музыку для этого достаточно, но — совершенно необходимо. В случае с Шостаковичем всё обстоит в точности наоборот. Чтобы любить его музыку, вовсе не обязательно любить музыку вообще, зато совершенно необходимо быть советским человеком: ибо всё то, из чего состоит музыка Шостаковича, вовсе не исчерпывает её содержания.

Суть музыки Прокофьева — ЧТО сказано, и КАК сказано.
Суть музыки Шостаковича — О ЧЁМ сказано, а ЧТО и КАК — это другой вопрос.

Приведу следующий пример. По общепринятому мнению, и музыка Прокофьева, и музыка Шостаковича сложна. Тем не менее, сложность музыки Шостаковича чудесным образом не препятствует её общему пониманию; тогда как даже меньшая (порою) сложность поистине бесценной музыки Прокофьева является серьёзным препятствием росту её популярности. Но тогда возникает законный вопрос: если музыка обоих авторов примерно одинаково сложна, почему же Шостакович более популярен, чем Прокофьев?

Убеждён, что ответ на этот вопрос лежит именно в плоскости идеологии. Шостакович компенсирует недостаток эстетики у своего слушателя и всегда оставляет ему некую "лазейку" для этики: там, где музыкальный язык оказывается чересчур сложным для восприятия, слушатель всегда может опереться на яркое внемузыкальное содержание. Там, где затруднительно найти ответ на вопросы "ЧТО" и "КАК", всегда можно перейти к вопросу "О ЧЁМ". Прокофьев такой этической "лазейки" своим слушателям никогда не оставляет и требует от них серьёзного эстетического труда. Результат такого противопоставления совершенно очевиден: музыка Прокофьева в основе своей — элитарна, музыка Шостаковича — демократична. Говорю я всё это без тени попытки очернить Шостаковича, называя его "советским" композитором. Ну не дала Советская власть Шостаковичу остаться Великим Новатором (а он им в потенциале был — да ещё каким)! Она призвала его на Службу. Не на службу — туда шли “шестёрки”, — а на Службу! Шостакович, по великому замыслу Истории, должен был стать не Новатором, а Оратором. И он им стал. Причём Оратор из него вышел — не просто талантливый, а гениальный. Шостакович стал подлинным Глашатаем Советской власти в самом языке музыкального искусства.

Шостакович — это Маяковский в музыке. Маяковский, который вовремя не застрелился. Нет, упаси бог, я даже в подсознании не хотел бы самоубийства Шостаковича (хотя он сам, похоже, не исключал для себя такого крайнего варианта)! Просто аналогия Шостаковича с Маяковским очень красноречива: если бы Маяковский не застрелился, ему пришлось бы пережить Советскую власть. Хронологически пережить её эстетику — и дожить до постмодернистской пародии на неё. И что бы он тогда делал? Что писал. Именно это и произошло с Шостаковичем: он эстетически пережил Советскую власть, а она эстетически (не политически!) умерла раньше, чем он. Именно поэтому, начиная с 1950-х годов, Шостакович в основном пишет скучную музыку: в ней нет не только новаторства (вынужденно утраченного в юности), но даже “советской харизмы”

Шостаковичу при жизни некого было противопоставить. Прокофьев — это отдельная планета, их сравнивать нужно с осторожностью, они не были конкурентами. Не будь Советской власти возможно Шостакович непременно бы занял лидирующую позицию во всей европейской академической музыке, уверенно “заткнув за пояс” Прокофьева. И тогда именно он — а не Прокофьев — “страдал” бы от творческой “конкуренции” со Стравинским, Хиндемитом и Шёнбергом.

Святая правда: они действительно не были конкурентами. Они были двумя сторонами одной Луны. Но только не в том смысле, что Прокофьев — светлая её сторона, а Шостакович — тёмная (хотя отчасти это правда), а в том, что Прокофьев — это “само тело Луны”, тогда как Шостакович — это “способ освещения лунного тела”. Здесь кроется разгадка современности Прокофьева и популярности Шостаковича: “способ освещения” Луны всегда будет меняться, но само “тело Луны” незыблемо — потому и интерес к эстетике Луны никогда у людей не иссякнет.

В этом смысле очень любопытно сравнить Финал 6-й симфонии Шостаковича (1939) с Финалом Питтсбургской симфонии Хиндемита (1958). Сочинения эти являют собой одну и ту же модель по содержанию: в сложнейшую, остро диссонантную ткань неожиданно вторгается полухулиганская поп-мелодия (у Шостаковича — стилизованная, у Хиндемита — цитированная). Однако, при внешнем сходстве содержания (и даже — некоторых моментов структуры), у обоих Финалов совершенно различная семантика: если Хиндемит ограничивается насмешливой отстранённостью (отчасти предвосхищающей постмодерн), то Шостакович, наоборот, любуется собственноручно созданным “монстриком” — причём, так как “монстрик” его сделан чрезвычайно талантливо, Шостакович этим своим “страдальческим любованием” волей-неволей “заражает” и слушателя! Вот почему это по-настоящему советская музыка самой высшей пробы: да, пропаганда, — но до чего ж талантливая! При этом я вполне готов допустить, что симфония Хиндемита кому-то покажется менее талантливой, чем симфония Шостаковича, — тем не менее Хиндемит явно остался в стороне от всякой пропаганды чего бы то ни было. Он остался “чистым” художником.

Игорь Вишневецкий - исследователь творчества Прокофьева
Если распределять роли в триумвирате Стравинский–Прокофьев–Шостакович.

Стравинский и Прокофьев постоянно оглядывались друг на друга. Первый из опасения, что младший соотечественник потеснит и переиграет его по известности и славе; Прокофьев же, зная, что многому может поучиться у старшего коллеги. Шостакович глядел на обоих с восхищением, но если Прокофьев понимал масштабы таланта Шостаковича, то Стравинский делал вид, что такого композитора, как Шостакович, не существует.

Шостакович же (повторюсь) Прокофьевым восхищался, а Прокофьев (всё же) – очень интересовался и держал дистанцию. Его немного раздражала популярность Шостаковича среди так называемой советской интеллигенции. Мышление советского человека оставалось Прокофьеву чуждым – он окончательно вернулся в страну летом 1936-го, когда удалось купить квартиру в Москве, и соглашался далеко не со всем, что происходило вокруг. Еще меньше он был склонен к страдательному, пассеистическому восприятию окружающего, столь свойственному Шостаковичу. С 1942 примерно года, после феноменального успеха Седьмой Ленинградской симфонии Шостаковича, Прокофьев стал постепенно отодвигаться в сознании советских слушателей на второе место. Это его не могло не беспокоить.

Подводя итог, можно сказать, Стравинский соединял в себе дионисийское и аполлоническое начала, Прокофьев – воплощал волю и оптимизм, а Шостакович был олицетворением всего страдательного и – одновременно – протеста против страдательного положения, в которое часто бывал поставлен человек XX века.

Резкого стилистического перехода от досоветского к советскому периоду у Прокофьева не было. В жизни Прокофьев тоже стремился сохранить цельность и преемственность – не прерывал ни дореволюционных, ни заграничных контактов. Потом началась холодная война, и свободное общение поверх границ стало абсолютно невозможным.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Конспект урока МХК в 11 классе.

Подготовила учитель музыки и МХК:

Урок МХК в 11 классе №-29 Дата:11.04.2018 г

Тема урока: Музыкальная жизнь 30-х годов. С.С. Прокофьев и Д.Д.Шостакович.

Цель урока: обобщить, систематизировать и упорядочить знания учащихся о жизненном и творческом пути С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича посредством методом сравнительного сопоставления.

развитие аналитического мышления учащихся;

развитие навыка размышления и рассказа о личности и творческом наследии композиторов;

закрепление “слухового багажа” учащихся по пройденным ранее произведениям С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Сравнительное сопоставление жизни и творчества Прокофьева и Шостаковича по следующим “опорным точкам”:

Детские годы. Образование. Первые композиторские опыты.

Личность композиторов: облик, характер. Современники.

Ведущие жанры творчества (работа с таблицей).

Великая Отечественная война в судьбах Прокофьева и Шостаковича.

Т. С. О.: ноутбук, монитор.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная.

Технология -технология развивающегося обучения;

повторение пройденного материала методом устного опроса;

рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);

анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;

Таблицы по биографиям Прокофьева и Шостаковича;

Таблица “Ведущие жанры творчества Прокофьева и Шостаковича;

Портреты Прокофьева и Шостаковича;

Таблица “Перечень произведений Прокофьева и Шостаковича с 1948 по 1952 гг.

Музыкальный материал урока:

Прокофьев. Фрагмент балета “Сказ о каменном цветке”;

Прокофьев Опера “Ромео и Джульетта” симфонический оркестр;

Прокофьев Седьмая симфония 1ч. ПП.

Шостакович Фрагмент оперы “Катерина Измайлова”;

Шостакович Седьмая симфония 1ч. Эпизод нашествия.

-Какие направления в архитектуре появились в начале ХХ века (модернизм, конструктивизм)

-на какие виды делится архитектура;

-назовите архитекторов которые работали в этих направлениях (Ф. Шехтель, К. Мельников)

- какими качествами они должны обладать.

3.Изучение нового материала.

Прокофьев и Шостакович. Два великих композитора, имена которых давно стали классикой ХХ века, творчество которых приковывало к ним постоянное внимание критиков, музыковедов, профессиональных музыкантов и просто любителей музыки.

Прокофьев. Творец светлого, жизнелюбивого искусства. Музыка Прокофьева ворвалась как вихрь, как нечто неповторимое, новаторское в бурное время начала ХХ века. Композитор, всегда остававшийся самим собой.

Шостакович. В его творчестве отразилась сложная, противоречивая эпоха современности. Композитора справедливо называют летописцем истории нашей страны. “Его память, слух, точность мысли и быстрота соображения, умение сразу найти нужное, не тратя много времени на поиски, легкость и непринужденность творчества – во всех этих и многих других качествах он почти не имеет себе равных”, - так сказал о Шостаковиче известный пианист и педагог Генрих Нейгауз.

Сколь различны судьбы этих двух композиторов, сколь непохожи их творческие устремления! Но при этом их жизненные и творческие пути соприкасались, и неоднократно.

В течение сегодняшнего урока мы попробуем сопоставить личности и творчество этих композиторов, отметив черты общности и различия. А вначале давайте вспомним, в какой обстановке прошли детские годы Прокофьева и Шостаковича, какое образование они получили…

1948 – опера “Повесть о настоящем человеке”

1948 – музыка к к/ф “Молодая гвардия”

1949 – музыка к к/ф “Мичурин”

1949 – сюита “Зимний костер”

1950 – музыка к к/ф “Падение Берлина”

1950 – оратория “На страже мира”

1951 – Десять поэм на слова революционных поэтов

1950 – Симфония-концерт для виолончели с фортепиано

1952 – Кантата “Над Родиной нашей солнце сияет”

Было дано задание подготовить творческий путь композиторов.

ученик: Сергей Сергеевич Прокофьев родился в 1891 году в семье агронома. Первой учительницей стала мать, Мария Григорьевна, которая полностью взяла на себя воспитание сына, занималась с ним музыкой, иностранными языками.

Сережу Прокофьева хорошо воспитывали, многому учили, не принуждали, но и не баловали; он рос среди природы, с ранних лет увлекаясь творчеством. Вероятнее всего, именно свободное и гармоничное детство стало драгоценной “прививкой”, защитившей творчество Прокофьева от трагедий времени. И не случайно много внимания композитор уделит впоследствии музыке для детей, да и сам некоторыми чертами своего поведения, привычками часто напоминал непосредственного, всеми любимого большого ребенка.

ученик: Самая первая пьеса Прокофьева – “Индийский галоп”. В девять лет, после поездки в Москву, и посещения Большого театра, в 1900 году сочинил оперу “Великан” на собственное либретто.

ученик: Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился в 1906 году в Петербурге (Ленинграде). Музыкой начал заниматься с девяти лет

В каком же возрасте появились первые композиторские опыты Прокофьева и Шостаковича и как они назывались?

ученик: Первые сочинения Шостаковича появились, когда ему было 12 лет.

Они назывались: “Траурный марш памяти жертв революции”, “Гимн свободе”.

Обратим внимание на названия первых сочинений Шостаковича.

В каком же возрасте появились первые композиторские опыты Прокофьева и Шостаковича и как они назывались?

В возрасте 13 лет и Прокофьев, и Шостакович поступили в Петербургскую консерваторию. Весной 1909 года Прокофьев заканчивает консерваторию как композитор, а в 1914 г. – по классу фортепиано. А Шостакович?

ученик: Шостакович также закончил консерваторию и как пианист, и как композитор. Его Первая симфония, написанная сразу по окончании консерватории, сразу же принесла 19-летнему музыканту широкую известность.

Когда же впервые пересеклись жизненные пути композиторов? Вероятнее всего, в 1927 году, когда Прокофьев ненадолго приезжает в СССР и, наряду с выступлениями в Москве, Ленинграде, Киеве, Одессе, встречается с друзьями-музыкантами. Именно в этот приезд Прокофьев открыл для себя талантливых молодых композиторов и исполнителей, в числе которых был 20-летний Дмитрий Шостакович.

В 1932 году Прокофьев окончательно возвращается в СССР. В это время Шостакович завершает работу над очередным сочинением, назвать которое я предлагаю вам сейчас по данному фрагменту.

Педагог: Итак, фрагмент какого произведения Шостаковича прозвучал сейчас?

Учащиеся: Фрагмент оперы “Катерина Измайлова”.

К этому времени и Прокофьев и Шостакович – сложившиеся, зрелые личности. Облик каждого неповторим и по-своему привлекателен. Изучая жизненный путь С.Прокофьева и Д.Шостаковича, сейчас я хочу проверить, насколько прочны наши знания. Я прочитаю описание личности одного из композиторов, а вы попробуйте определить, о ком идет речь:

“ Необыкновенная внутренняя сдержанность и дисциплина кажутся мне главными чертами его характера…и теми качествами, что помогли ему…перенести тягчайшие для композитора испытания. Острота мысли, эмоциональная активность не оставляли его до конца жизни…

Его утонченное лицо с печатью гения на нем, раз увидев, уже нельзя было забыть. Особенными были у него глаза – светло-серые, широко распахнутые, увеличенные стеклами очков и детская, часто беспомощная улыбка… Речь его никогда не была плавной и спокойной – всегда напряженной, отрывистой. Говорил он быстро, как бы торопясь высказать мысль, повторяя помногу раз слова или целые фразы, делая упор на них, если хотел, чтобы собеседник запомнил, обратил на них особое внимание.”

Итак, о ком же эти строки?

Педагог: Это наблюдение о Шостаковиче принадлежит известной оперной певице Галине Павловне Вишневской.

Давайте продолжим сравнение обликов композиторов.

Правильно. Итак, продолжаем. Фигуры этих композиторов имеют сходство и в том, что в их творчестве представлены почти все жанры.

Взгляните на таблицу, в ней обозначены ведущие жанры творчества Прокофьева – это опера, балет, симфония; у Шостаковича – симфония и квартет.

Давайте вспомним, сколько опер было написано Прокофьевым?( Восемь.)

Как они называются?

Сколько балетов у Прокофьева?( Семь)

Правильно. А назвать наиболее известные из них (балет “Золушка”)

А этот балет стал последним в творчестве композитора.(фрагмент балета “Каменный цветок”)

Прокофьевым было написано 7 симфоний (вписывает цифру в таблицу), а Шостаковичем?

Кстати, ровно столько же у него и квартетов. А как вы думаете, почему в творчестве Шостаковича всего 2 оперы и 3 балета?

Мнения учащихся о резкой критике оперных замыслов композитора, повлекшей за собой отказ Шостаковича от сочинений в этом жанре.

Наступила Великая Отечественная война. Композиторы откликнулись на это важное событие в истории нашей страны произведениями в разных жанрах. Так, Прокофьев занят сочинением оперы “Война и мир” по роману Л.Н.Толстого, фрагмент которой я предлагаю вам определить.

(звучит Вальс Наташи)

Нужно отметить, что композиторы проявляли интерес к творчеству друг друга. Так, Шостакович отзывается о “Войне и мире” в журнале

“ Советская музыка” следующим образом:

“… Будучи в Москве, я имел счастье познакомиться с “Войной и миром”. К сожалению, мое знакомство было довольно беглым и торопливым. Анализировать не берусь. Но мне кажется, что первые 4 картины поистине великолепны. Проигрывая их, я задыхался от восторга и некоторые моменты играл помногу раз, что и задержало полное знакомство: не хватило времени проиграть все”.

Безусловно, выдающимся произведением Шостаковича, которое являяется прямым откликом композитора на грозные события первых месяцев войны, является Седьмая симфония, получившая название “Ленинградская”, в 1 части которой звучит знаменитый “эпизод нашествия”…

Еще до начала ВОВ Шостакович написал вариации на неизменную тему. Тема простая, как бы приплясывающая. Ее сопровождает дробь малого барабана. Она, звуча сначала безобидно, разрасталась затем до огромной мощи, вырастая в огромный символ подавления. Композитор отложил это сочинение, не исполнив и не опубликовав его. Получается, что эпизод был написан раньше. Так что же хотел отобразить этим композитор: страшное нашествие фашизма по Европе или воплощение давления, насилия над личностью (тоталитаризм?) Мне хотелось бы услышать ваше мнение об этом

Учащиеся читают свои сочинения, обмениваются мнениями.

Итак, если учесть, что композитор предполагал дать названия частям симфонии: “Война”, “Воспоминания”, “Родные просторы”, “Победа”, то вполне можно предположить, что звучанием этого эпизода в симфонии отображается нашествие фашизма. При этом нетрудно представить эпизод в качестве самостоятельного произведения: огромная сила воздействия музыки, принцип неуклонного нарастания создают ощущение подавления, гнета человеческой личности.

… 10 февраля 1948 года вышло постановление ЦК ВКП (б) о борьбе с формализмом в музыке. В формализме, наряду с Шостаковичем, обвинялись С.Прокофьев, А.Хачатурян, Н.Мясковский, В.Шебалин.

В сентябре 1948 года Шостаковича выгнали из Ленинградской и Московской консерваторий, где он вел классы композиции. С тех пор он Никогда больше не преподавал и лишь в 1961 году ненадолго вернулся в Ленинградскую консерваторию – занимался с аспирантами, потом сам ушел оттуда и уже навсегда.

Почти все сочинения Прокофьева и Шостаковича несколько лет были под запретом и не исполнялись. Таким образом, композиторы лишились самого главного, помимо средств к существованию, – свободы творить. Мы можем лишь вообразить, что пережили они в своей творческой невысказанности – эти два гения, загнанные в угол, как затравленные звери…

Ведь Шостакович был в самом расцвете своего могучего таланта, ему было всего 42 года. Но насколько силен был нанесенный удар, может сказать список его сочинений за 6 лет

Неизвестно, как реагировал Прокофьев на эту жестокую критику.

Он никогда не высказывался по этому поводу. Он молчал. Но, конечно,это не могло не отразиться на нем. Возможно, именно эти события окончательно подорвали его здоровье. Последним произведением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, была Седьмая симфония. Это было в 1952 году. Давайте посмотрим, что же было до этого? (комментирует таблицу):

Седьмая симфония задумывалась вначале как произведение для детей. В процессе работы родилась музыка, перешагнувшая рамки “детской симфонии”, но обращение к детским образам сыграло важную роль в процессе сочинения. В этом, по сути, “прощальном” произведении соединились спокойствие, умудренность жизни и светлая печаль воспоминаний, чисто детская любовь ко всему таинственному, чудесному. Эти образные сферы соответствуют главной, побочной и заключительной партиям. Определите, какая из тем звучит сейчас…

4.Слушание (звучит тема побочной партии)

Каков ее характер? ( Это вдохновенная, романтически приподнятая тема…в ней выражается радость и красота жизни.)

Верно. Дмитрий Шостакович о Седьмой симфонии Прокофьева следующим образом: “Не верю, чтобы могли быть на свете люди, равнодушные к такой чудесной красоте…

А ведь сочинял эту музыку – нежную и веселую, как аромат цветов, как песенка ребенка, музыку, исполненную неисчерпаемого здоровья и жизненной силы, сочинял эту музыку 60-летний человек – жизнь великого артиста уже догорала в те дни. Седьмая симфония была ее закатом. Какая же могучая воля руководила сознанием художника!

С невольным преклонением я думаю об этом”.

Физминутка (зрительная гимнастика)

… Кончина Прокофьева стала потрясением. Незадолго до этого впервые прозвучала Седьмая симфония Прокофьева, очень взволновавшая Шостаковича. Известно даже, что он написал автору восторженное письмо.

P.S. – “Горячо поздравляю вас с новой симфонией. Прослушал я ее вчера с огромным интересом и наслаждением от первой до последней ноты. Симфония получилась произведением высокого совершенства, глубокого таланта. Это подлинно мастерское произведение”.

Данью огромного уважения творчеству Прокофьева стал отказ Шостаковича баллотироваться на присуждение Ленинской премии, так как он считал, что первым этого высокого звания должен быть удостоен именно Прокофьев. Шостакович был удостоен Ленинской премии в апреле

1958 года за свою Одиннадцатую симфонию.

Наш сегодняшний урок подошел к концу. Мы попытались с вами сравнить две крупнейшие музыкальные фигуры в контексте противоречивого и сложного XX века. Разумеется, предпринятая нами попытка сравнения не всеобъемлюща, поэтому давайте оставим за собой право поставить в конце нашего урока-беседы не точку, а многоточие…

1. Что, на ваш взгляд , отличает музыку С. С. Прокофьева? В каких жанрах им созданы выдающиеся произведения? В какой мере созданная им музыка раскрывает художественный мир литературных шедевров?

2. Какие произведений вам особенно близки и интересны? Почему? Что вам известно о творческой судьбе отдельных произведений композитора?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные: - обобщить, систематизировать и упорядочить знания учащихся о жизненном и творческом пути С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича посредством методом сравнительного сопоставления.

Развивающие: - развитие аналитического мышления учащихся;

-развитие навыка размышления и рассказа о личности и творческом наследии композиторов.

Воспитательная: -закрепление “слухового багажа” учащихся по пройденным ранее произведениям С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича;

-воспитывать культуру музыкального творчества.

С. Прокофьев

Всякий работник, будь то писатель, художник, композитор, ученый, деятель науки и культуры, не может создавать, оторвавшись от общественной работы, от жизни. Без впечатлений, восторгов, вдохновенья, без жизненного опыта — нет творчества.

Д. Шостакович

Если талант не имеет в себе достаточной силы стать в уровень со своими стремлениями и предприятиями, он производит только пустоцвет, когда вы ждете от него плодов.

В. Белинский

1. Проверка домашнего задания.

2. Слово учителя.

Прокофьев и Шостакович. Два великих композитора, имена которых давно стали классикой ХХ века, творчество которых приковывало к ним постоянное внимание критиков, музыковедов, профессиональных музыкантов и просто любителей музыки.

Прокофьев. Творец светлого, жизнелюбивого искусства. Музыка Прокофьева ворвалась как вихрь, как нечто неповторимое, новаторское в бурное время начала ХХ века. Композитор, всегда остававшийся самим собой.

Шостакович. В его творчестве отразилась сложная, противоречивая эпоха современности. Композитора справедливо называют летописцем истории нашей страны. “Его память, слух, точность мысли и быстрота соображения, умение сразу найти нужное, не тратя много времени на поиски, легкость и непринужденность творчества – во всех этих и многих других качествах он почти не имеет себе равных”, - так сказал о Шостаковиче известный пианист и педагог Генрих Нейгауз.

Сколь различны судьбы этих двух композиторов, сколь непохожи их творческие устремления! Но при этом их жизненные и творческие пути соприкасались, и неоднократно.

3. Биографии композиторов.

Сергей Сергеевич Прокофьев родился в 1891 году в семье агронома. Первой учительницей стала мать, Мария Григорьевна, которая полностью взяла на себя воспитание сына, занималась с ним музыкой, иностранными языками.

Сережу Прокофьева хорошо воспитывали, многому учили, не принуждали, но и не баловали; он рос среди природы, с ранних лет увлекаясь творчеством. Вероятнее всего, именно свободное и гармоничное детство стало драгоценной “прививкой”, защитившей творчество Прокофьева от трагедий времени. И не случайно много внимания композитор уделит впоследствии музыке для детей, да и сам некоторыми чертами своего поведения, привычками часто напоминал непосредственного, всеми любимого большого ребенка.

Самая первая пьеса Прокофьева – “Индийский галоп”. В девять лет, после поездки в Москву, и посещения Большого театра, в 1900 году сочинил оперу “Великан” на собственное либретто.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился в 1906 году в Петербурге (Ленинграде). Музыкой начал заниматься с девяти лет.

В каком же возрасте появились первые композиторские опыты Прокофьева и Шостаковича и как они назывались?

Первые сочинения Шостаковича появились, когда ему было 12 лет.Они назывались “Траурный марш памяти жертв революции”, “Гимн свободе”.

В каком же возрасте появились первые композиторские опыты Прокофьева и Шостаковича и как они назывались?

В возрасте 13 лет и Прокофьев, и Шостакович поступили в Петербургскую консерваторию. Весной 1909 года Прокофьев заканчивает консерваторию как композитор, а в 1914 г. – по классу фортепиано. А Шостакович?

Шостакович также закончил консерваторию и как пианист, и как композитор. Его Первая симфония, написанная сразу по окончании консерватории, сразу же принесла 19-летнему музыканту широкую известность.

Когда же впервые пересеклись жизненные пути композиторов? Вероятнее всего, в 1927 году, когда Прокофьев ненадолго приезжает в СССР и, наряду с выступлениями в Москве, Ленинграде, Киеве, Одессе, встречается с друзьями-музыкантами. Именно в этот приезд Прокофьев открыл для себя талантливых молодых композиторов и исполнителей, в числе которых был 20-летний Дмитрий Шостакович.

В 1932 году Прокофьев окончательно возвращается в СССР. В это время Шостакович завершает работу над очередным сочинением, назвать которое я предлагаю вам сейчас по данному фрагменту.

Прокофьев и Шостакович – сложившиеся, зрелые личности. Облик каждого неповторим и по-своему привлекателен. Изучая жизненный путь С.Прокофьева и Д.Шостаковича, сейчас я хочу проверить, насколько прочны наши знания. Я прочитаю описание личности одного из композиторов, а вы попробуйте определить, о ком идет речь:

Его утонченное лицо с печатью гения на нем, раз увидев, уже нельзя было забыть. Особенными были у него глаза – светло-серые, широко распахнутые, увеличенные стеклами очков и детская, часто беспомощная улыбка… Речь его никогда не была плавной и спокойной – всегда напряженной, отрывистой. Говорил он быстро, как бы торопясь высказать мысль, повторяя помногу раз слова или целые фразы, делая упор на них, если хотел, чтобы собеседник запомнил, обратил на них особое внимание.”

Итак, о ком же эти строки?

Это наблюдение о Шостаковиче принадлежит известной оперной певице Галине Павловне Вишневской.

4. Сравнение обликов композиторов.

Фигуры этих композиторов имеют сходство и в том, что в их творчестве представлены почти все жанры.

Взгляните на таблицу, в ней обозначены ведущие жанры творчества Прокофьева – это опера, балет, симфония; у Шостаковича – симфония и квартет.

Ведущие жанры творчества С. Прокофьева и Д. Шостаковича

- Давайте вспомним, сколько опер было написано Прокофьевым?( Восемь.)

- Как они называются?

- Сколько балетов у Прокофьева?( Семь)

-Назвать наиболее известные из них (балет “Золушка”)

Прокофьевым было написано 7 симфоний (вписывает цифру в таблицу), а Шостаковичем? (Пятнадцать).

- Кстати, ровно столько же у него и квартетов. А как вы думаете, почему в творчестве Шостаковича всего 2 оперы и 3 балета?

- Мнения учащихся о резкой критике оперных замыслов композитора, повлекшей за собой отказ Шостаковича от сочинений в этом жанре.

Наступила Великая Отечественная война. Композиторы откликнулись на это важное событие в истории нашей страны произведениями в разных жанрах. Так, Прокофьев занят сочинением оперы “Война и мир” по роману Л.Н.Толстого.

Нужно отметить, что композиторы проявляли интерес к творчеству друг друга. Так, Шостакович отзывается о “Войне и мире” в журнале

“Советская музыка” следующим образом:

“…Будучи в Москве, я имел счастье познакомиться с “Войной и миром”. К сожалению, мое знакомство было довольно беглым и торопливым. Анализировать не берусь. Но мне кажется, что первые 4 картины поистине великолепны. Проигрывая их, я задыхался от восторга и некоторые моменты играл помногу раз, что и задержало полное знакомство: не хватило времени проиграть все”.

Безусловно, выдающимся произведением Шостаковича, которое являяется прямым откликом композитора на грозные события первых месяцев войны, является Седьмая симфония, получившая название “Ленинградская”, в 1 части которой звучит знаменитый “эпизод нашествия”…

Еще до начала Великой Отечественной войны Шостакович написал вариации на неизменную тему. Тема простая, как бы приплясывающая. Ее сопровождает дробь малого барабана. Она, звуча сначала безобидно, разрасталась затем до огромной мощи, вырастая в огромный символ подавления. Композитор отложил это сочинение, не исполнив и не опубликовав его. Получается, что эпизод был написан раньше. Так что же хотел отобразить этим композитор: страшное нашествие фашизма по Европе или воплощение давления, насилия над личностью (тоталитаризм?) Мне хотелось бы услышать ваше мнение об этом.

Итак, если учесть, что композитор предполагал дать названия частям симфонии: “Война”, “Воспоминания”, “Родные просторы”, “Победа”, то вполне можно предположить, что звучанием этого эпизода в симфонии отображается нашествие фашизма. При этом нетрудно представить эпизод в качестве самостоятельного произведения: огромная сила воздействия музыки, принцип неуклонного нарастания создают ощущение подавления, гнета человеческой личности.

…10 февраля 1948 года вышло постановление ЦК ВКП (б) о борьбе с формализмом в музыке. В формализме, наряду с Шостаковичем, обвинялись С.Прокофьев, А.Хачатурян, Н.Мясковский, В.Шебалин.

В сентябре 1948 года Шостаковича выгнали из Ленинградской и Московской консерваторий, где он вел классы композиции. С тех пор он Никогда больше не преподавал и лишь в 1961 году ненадолго вернулся в Ленинградскую консерваторию – занимался с аспирантами, потом сам ушел оттуда и уже навсегда.

Почти все сочинения Прокофьева и Шостаковича несколько лет были под запретом и не исполнялись. Таким образом, композиторы лишились самого главного, помимо средств к существованию, – свободы творить. Мы можем лишь вообразить, что пережили они в своей творческой невысказанности – эти два гения, загнанные в угол, как затравленные звери…

Ведь Шостакович был в самом расцвете своего могучего таланта, ему было всего 42 года. Но насколько силен был нанесенный удар, может сказать список его сочинений за 6 лет

Неизвестно, как реагировал Прокофьев на эту жестокую критику.

Он никогда не высказывался по этому поводу. Он молчал. Но, конечно,это не могло не отразиться на нем. Возможно, именно эти события окончательно подорвали его здоровье. Последним произведением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, была Седьмая симфония. Это было в 1952 году.

Перечень произведений Прокофьева и Шостаковича с 1948 по 1952 гг.

1948 – опера “Повесть о настоящем человеке”

1948 – музыка к к/ф “Молодая гвардия”

1949 – музыка к к/ф “Мичурин”

1949 – сюита “Зимний костер”

1950 – музыка к к/ф “Падение Берлина”

1950 – оратория “На страже мира”

1951 – Десять поэм на слова революционных поэтов

1950 – Симфония-концерт для виолончели с фортепиано

1952 – Кантата “Над Родиной нашей солнце сияет”

Седьмая симфония задумывалась вначале как произведение для детей. В процессе работы родилась музыка, перешагнувшая рамки “детской симфонии”, но обращение к детским образам сыграло важную роль в процессе сочинения. В этом, по сути, “прощальном” произведении соединились спокойствие, умудренность жизни и светлая печаль воспоминаний, чисто детская любовь ко всему таинственному, чудесному. Эти образные сферы соответствуют главной, побочной и заключительной партиям. Определите, какая из тем звучит сейчас…

- Каков ее характер? (Это вдохновенная, романтически приподнятая тема…в ней выражается радость и красота жизни.)

Дмитрий Шостакович о Седьмой симфонии Прокофьева следующим образом: “Не верю, чтобы могли быть на свете люди, равнодушные к такой чудесной красоте…

А ведь сочинял эту музыку – нежную и веселую, как аромат цветов, как песенка ребенка, музыку, исполненную неисчерпаемого здоровья и жизненной силы, сочинял эту музыку 60-летний человек – жизнь великого артиста уже догорала в те дни. Седьмая симфония была ее закатом. Какая же могучая воля руководила сознанием художника!

С невольным преклонением я думаю об этом”.

…Кончина Прокофьева стала потрясением. Незадолго до этого впервые прозвучала Седьмая симфония Прокофьева, очень взволновавшая Шостаковича. Известно даже, что он написал автору восторженное письмо.

P.S. – “Горячо поздравляю вас с новой симфонией. Прослушал я ее вчера с огромным интересом и наслаждением от первой до последней ноты. Симфония получилась произведением высокого совершенства, глубокого таланта. Это подлинно мастерское произведение”.

Данью огромного уважения творчеству Прокофьева стал отказ Шостаковича баллотироваться на присуждение Ленинской премии, так как он считал, что первым этого высокого звания должен быть удостоен именно Прокофьев. Шостакович был удостоен Ленинской премии в апреле

1958 года за свою Одиннадцатую симфонию.

6. Итог урока.

1. Что, на ваш взгляд , отличает музыку С. С. Прокофьева? В каких жанрах им созданы выдающиеся произведения? В какой мере созданная им музыка раскрывает художественный мир литературных шедевров?

2. Какие произведений вам особенно близки и интересны? Почему? Что вам известно о творческой судьбе отдельных произведений композитора?

Цель урока: обобщить, систематизировать и упорядочить знания учащихся о жизненном и творческом пути С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича посредством методом сравнительного сопоставления.

  1. развитие аналитического мышления учащихся;
  2. развитие навыка размышления и рассказа о личности и творческом наследии композиторов;
  3. закрепление “слухового багажа” учащихся по пройденным ранее произведениям С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича при помощи “рассредоточенной” викторины.

Ход урока

1. Организационный момент, задачи которого – концентрация внимания и активизация мышления учащихся, установление доброжелательной творческой атмосферы.

  • Детские годы. Образование. Первые композиторские опыты.
  • Личность композиторов: облик, характер. Современники.
  • Ведущие жанры творчества (работа с таблицей).
  • Великая Отечественная война в судьбах Прокофьева и Шостаковича.

3. Заключение. Подведение итогов урока.

Т. С. О.: аудио и видеомагнитофоны

  1. Таблицы (Ф А1) по биографиям Прокофьева и Шостаковича;
  2. Таблица “Ведущие жанры творчества Прокофьева и Шостаковича;
  3. Портреты Прокофьева и Шостаковича;
  4. Таблица “Перечень произведений Прокофьева и Шостаковича с 1948 по 1952 гг.
  1. Прокофьев. Фрагмент балета “Сказ о каменном цветке”;
  2. Прокофьев Кантата “Александр Невский” 4ч. (фрагмент);
  3. Прокофьев Седьмая симфония 1ч. ПП.
  4. Шостакович Фрагмент оперы “Катерина Измайлова”;
  5. Шостакович Седьмая симфония 1ч. Эпизод нашествия.

Ведущие жанры творчества С. Прокофьева и Д. Шостаковича
Опера симфония
Балет квартет
Симфония

Педагог: Прокофьев и Шостакович. Два великих композитора, имена которых давно стали классикой ХХ века, творчество которых приковывало к ним постоянное внимание критиков, музыковедов, профессиональных музыкантов и просто любителей музыки.

Прокофьев. Творец светлого, жизнелюбивого искусства. Музыка Прокофьева ворвалась как вихрь, как нечто неповторимое, новаторское в бурное время начала ХХ века. Композитор, всегда остававшийся самим собой.

Шостакович. В его творчестве отразилась сложная, противоречивая эпоха современности. Композитора справедливо называют летописцем истории нашей страны. “Его память, слух, точность мысли и быстрота соображения, умение сразу найти нужное, не тратя много времени на поиски, легкость и непринужденность творчества – во всех этих и многих других качествах он почти не имеет себе равных”, - так сказал о Шостаковиче известный пианист и педагог Генрих Нейгауз.

Сколь различны судьбы этих двух композиторов, сколь непохожи их творческие устремления! Но при этом их жизненные и творческие пути соприкасались, и неоднократно.

В течение сегодняшнего урока мы попробуем сопоставить личности и творчество этих композиторов, отметив черты общности и различия. А вначале давайте вспомним, в какой обстановке прошли детские годы Прокофьева и Шостаковича, какое образование они получили…

1 ученик: Сергей Сергеевич Прокофьев родился в 1891 году в семье агронома. Первой учительницей стала мать, Мария Григорьевна, которая полностью взяла на себя воспитание сына, занималась с ним музыкой, иностранными языками.

2 ученик: Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился в 1906 году в Петербурге (Ленинграде). Музыкой начал заниматься с девяти лет.

Педагог: Сережу Прокофьева хорошо воспитывали, многому учили, не принуждали, но и не баловали; он рос среди природы, с ранних лет увлекаясь творчеством. Вероятнее всего, именно свободное и гармоничное детство стало драгоценной “прививкой”, защитившей творчество Прокофьева от трагедий времени. И не случайно много внимания композитор уделит впоследствии музыке для детей, да и сам некоторыми черточками своего поведения, привычками часто напоминал непосредственного, всеми любимого большого ребенка.

В каком же возрасте появились первые композиторские опыты Прокофьева и Шостаковича и как они назывались?

3 ученик: Самая первая пьеса Прокофьева – “Индийский галоп”. В девять лет, после поездки в Москву, и посещения Большого театра, в 1900 году сочинил оперу “Великан” на собственное либретто.

4 ученик: Первые сочинения Шостаковича появились, когда ему было 12 лет.

Они назывались: “Траурный марш памяти жертв революции”, “Гимн свободе”.

Педагог: Обратим внимание на названия первых сочинений Шостаковича.

В возрасте 13 лет и Прокофьев, и Шостакович поступили в Петербургскую консерваторию. Весной 1909 года Прокофьев заканчивает консерваторию как композитор, а в 1914 г. – по классу фортепиано. А Шостакович?

5 ученик: Шостакович также закончил консерваторию и как пианист, и как композитор. Его Первая симфония, написанная сразу по окончании консерватории, сразу же принесла 19-летнему музыканту широкую известность.

Педагог: Когда же впервые пересеклись жизненные пути композиторов? Вероятнее всего, в 1927 году, когда Прокофьев ненадолго приезжает в СССР и, наряду с выступлениями в Москве, Ленинграде, Киеве, Одессе, встречается с друзьями-музыкантами. Именно в этот приезд Прокофьев открыл для себя талантливых молодых композиторов и исполнителей, в числе которых был 20-летний Дмитрий Шостакович.

В 1932 году Прокофьев окончательно возвращается в СССР. В это время Шостакович завершает работу над очередным сочинением, назвать которое я предлагаю вам сейчас по данному фрагменту.

Педагог: Итак, фрагмент какого произведения Шостаковича прозвучал сейчас?

Учащиеся: Фрагмент оперы “Катерина Измайлова”.

Педагог: Верно.

К этому времени и Прокофьев и Шостакович – сложившиеся, зрелые личности. Облик каждого неповторим и по-своему привлекателен. Мы с вами достаточно полно изучили на предыдущих уроках жизненный путь С.Прокофьева и Д.Шостаковича, и сейчас я хочу проверить, насколько прочны наши знания. Я прочитаю описание личности одного из композиторов, а вы попробуйте определить, о ком идет речь:

“Необыкновенная внутренняя сдержанность и дисциплина кажутся мне главными чертами его характера…и теми качествами, что помогли ему…перенести тягчайшие для композитора испытания. Острота мысли, эмоциональная активность не оставляли его до конца жизни…

Его утонченное лицо с печатью гения на нем, раз увидев, уже нельзя было забыть. Особенными были у него глаза – светло-серые, широко распахнутые, увеличенные стеклами очков и детская, часто беспомощная улыбка… Речь его никогда не была плавной и спокойной – всегда напряженной, отрывистой. Говорил он быстро, как бы торопясь высказать мысль, повторяя помногу раз слова или целые фразы, делая упор на них, если хотел, чтобы собеседник запомнил, обратил на них особое внимание.”

Итак, о ком же эти строки?

Педагог: Это наблюдение о Шостаковиче принадлежит известной оперной певице Галине Павловне Вишневской.

Давайте продолжим сравнение обликов композиторов.

Скажите, согласны ли вы с тем, что Прокофьев довольно часто выступал

В печати с различными статьями, публикациями, что он написал автобиографическую книгу и даже вел дневник?

Учащиеся: Да, согласны.

Педагог: Можно ли сказать то же самое о Шостаковиче?

Учащиеся: Нет…вряд ли…

Педагог: Действительно, Дмитрий Дмитриевич редко выступал в печати и уж совсем редко высказывался о своих сочинениях.

Кто из них преподавал в Ленинградской консерватории с 1937 года?

6 ученик: Шостакович.

Педагог: Занимался ли Прокофьев преподавательской деятельностью?

7 ученик: нет.

Педагог: На протяжении насыщенного и богатого событиями творческого пути и Прокофьеву, и Шостаковичу довелось встретиться со многими талантливыми людьми. Среди них – 2 режиссера: один, Сергей Эйзенштейн - кинорежиссер; другой, Всеволод Мейерхольд – театральный.

Давайте проведем параллели: с каким композитором соотносится имя С.Эйзенштейна?

Учащиеся: С именем Прокофьева.

Педагог: А имя В.Мейерхольда?

Учащиеся: С Шостаковичем.

Педагог: Абсолютно верно, молодцы.

В результате их дружеского общения появились совместные проекты.

8 ученик: Это фильм и кантата “Александр Невский” и “Клоп”.

Педагог: Давайте вспомним музыку кантаты – определите следующий фрагмент. (аудиофрагмент 4 части кантаты)

9 ученик: Это фрагмент 4 части: “Вставайте, люди русские”.

Педагог: Правильно. А сколько частей в кантате?

9 ученик: Семь.

Педагог: Какая часть называется “Ледовое побоище”?

9 ученик: Пятая.

Педагог: Правильно. Итак, продолжаем. Фигуры этих композиторов имеют сходство и в том, что в их творчестве представлены почти все жанры.

Взгляните на таблицу (Приложение, № 5 б): в ней обозначены ведущие жанры творчества Прокофьева – это опера, балет, симфония; у Шостаковича – симфония и квартет.

Давайте вспомним, сколько опер было написано Прокофьевым?

Учащиеся: Восемь.

(педагог записывает цифру в таблицу)

Педагог: Как они называются?

Педагог: Сколько балетов у Прокофьева?

Учащиеся: Семь.

Педагог: Правильно. А назвать наиболее известные из них вам поможет небольшая викторина…Итак, номер один…

(фрагмент балета “Золушка”)

Педагог: Верно. А этот балет стал последним в творчестве композитора.

(фрагмент балета “Каменный цветок”)

Педагог: Прокофьевым было написано 7 симфоний (вписывает цифру в таблицу), а Шостаковичем?

10 ученик: Пятнадцать.

Педагог: (записывая) Кстати, ровно столько же у него и квартетов. А как вы думаете, почему в творчестве Шостаковича всего 2 оперы и 3 балета?

Мнения учащихся о резкой критике оперных замыслов композитора, повлекшей за собой отказ Шостаковича от сочинений в этом жанре.

Педагог: Наступила Великая Отечественная война. Композиторы откликнулись на это важное событие в истории нашей страны произведениями в разных жанрах. Так, Прокофьев занят сочинением оперы “Война и мир” по роману Л.Н.Толстого, фрагмент которой я предлагаю вам определить.

(звучит Вальс Наташи)

Педагог: Нужно отметить, что композиторы проявляли интерес к творчеству друг друга. Так, Шостакович отзывается о “Войне и мире” в журнале

“Советская музыка” следующим образом:

“…Будучи в Москве, я имел счастье познакомиться с “Войной и миром”. К сожалению, мое знакомство было довольно беглым и торопливым. Анализировать не берусь. Но мне кажется, что первые 4 картины поистине великолепны. Проигрывая их, я задыхался от восторга и некоторые моменты играл помногу раз, что и задержало полное знакомство: не хватило времени проиграть все”.

Безусловно, выдающимся произведением Шостаковича, которое являяется прямым откликом композитора на грозные события первых месяцев войны, является Седьмая симфония, получившая название “Ленинградская”, в 1 части которой звучит знаменитый “эпизод нашествия”…

Педагог: Еще до начала ВОВ Шостакович написал вариации на неизменную тему. Тема простая, как бы приплясывающая. Ее сопровождает дробь малого барабана. Она, звуча сначала безобидно, разрасталась затем до огромной мощи, вырастая в огромный символ подавления. Композитор отложил это сочинение, не исполнив и не опубликовав его. Получается, что эпизод был написан раньше. Так что же хотел отобразить этим композитор: страшное нашествие фашизма по Европе или воплощение давления, насилия над личностью (тоталитаризм?) Мне хотелось бы услышать ваше мнение об этом

Учащиеся читают свои сочинения, обмениваются мнениями.

Педагог: Итак, если учесть, что композитор предполагал дать названия частям симфонии: “Война”, “Воспоминания”, “Родные просторы”, “Победа”, то вполне можно предположить, что звучанием этого эпизода в симфонии отображается нашествие фашизма. При этом нетрудно представить эпизод в качестве самостоятельного произведения: огромная сила воздействия музыки, принцип неуклонного нарастания создают ощущение подавления, гнета человеческой личности.

…10 февраля 1948 года вышло постановление ЦК ВКП (б) о борьбе с формализмом в музыке. В формализме, наряду с Шостаковичем, обвинялись С.Прокофьев, А.Хачатурян, Н.Мясковский, В.Шебалин.

В сентябре 1948 года Шостаковича выгнали из Ленинградской и Московской консерваторий, где он вел классы композиции. С тех пор он Никогда больше не преподавал и лишь в 1961 году ненадолго вернулся в Ленинградскую консерваторию – занимался с аспирантами, потом сам ушел оттуда и уже навсегда.

Почти все сочинения Прокофьева и Шостаковича несколько лет были под запретом и не исполнялись. Таким образом, композиторы лишились самого главного, помимо средств к существованию, – свободы творить. Мы можем лишь вообразить, что пережили они в своей творческой невысказанности – эти два гения, загнанные в угол, как затравленные звери…

Ведь Шостакович был в самом расцвете своего могучего таланта, ему было всего 42 года. Но насколько силен был нанесенный удар, может сказать список его сочинений за 6 лет (до смерти Сталина в 1953 г.)

(см. приложение, №5 в).

Педагог комментирует таблицу.

Неизвестно, как реагировал Прокофьев на эту жестокую критику.

Он никогда не высказывался по этому поводу. Он молчал. Но, конечно,

Это не могло не отразиться на нем. Возможно, именно эти события

Окончательно подорвали его здоровье. Последним произведением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, была Седьмая симфония. Это было в 1952 году. Давайте посмотрим, что же было до этого? (комментирует таблицу):

Седьмая симфония задумывалась вначале как произведение для детей. В процессе работы родилась музыка, перешагнувшая рамки “детской симфонии”, но обращение к детским образам сыграло важную роль в процессе сочинения. В этом, по сути, “прощальном” произведении соединились спокойствие, умудренность жизни и светлая печаль воспоминаний, чисто детская любовь ко всему таинственному, чудесному. Эти образные сферы соответствуют главной, побочной и заключительной партиям. Определите, какая из тем звучит сейчас…

(звучит тема побочной партии)

Учащиеся: Это побочная партия симфонии.

Педагог: Каков ее характер?

Учащиеся: Это вдохновенная, романтически приподнятая тема…в ней выражается радость и красота жизни.

Педагог: Ребята, а можно ли сказать, что она значимее главной темы?

Учащиеся: Да можно, так как именно ее композитор повторяет в коде 4 части.

Педагог: Верно. Дмитрий Шостакович о Седьмой симфонии Прокофьева следующим образом: “Не верю, чтобы могли быть на свете люди, равнодушные к такой чудесной красоте…

А ведь сочинял эту музыку – нежную и веселую, как аромат цветов, как песенка ребенка, музыку, исполненную неисчерпаемого здоровья и жизненной силы, сочинял эту музыку 60-летний человек – жизнь великого артиста уже догорала в те дни. Седьмая симфония была ее закатом. Какая же могучая воля руководила сознанием художника!

С невольным преклонением я думаю об этом”.

…Кончина Прокофьева стала потрясением. Незадолго до этого впервые прозвучала Седьмая симфония Прокофьева, очень взволновавшая Шостаковича. Известно даже, что он написал автору восторженное письмо.

P.S. – “Горячо поздравляю вас с новой симфонией. Прослушал я ее вчера с огромным интересом и наслаждением от первой до последней ноты. Симфония получилась произведением высокого совершенства, глубокого таланта. Это подлинно мастерское произведение”.

Данью огромного уважения творчеству Прокофьева стал отказ Шостаковича баллотироваться на присуждение Ленинской премии, так как он считал, что первым этого высокого звания должен быть удостоен именно Прокофьев. Шостакович был удостоен Ленинской премии в апреле

1958 года за свою Одиннадцатую симфонию.

Наш сегодняшний урок подошел к концу. Мы попытались с вами сравнить две крупнейшие музыкальные фигуры в контексте противоречивого и сложного XX века. Разумеется, предпринятая нами попытка сравнения не всеобъемлюща, поэтому давайте оставим за собой право поставить в конце нашего урока-беседы не точку, а многоточие…

Читайте также: