Ученый ибн сина доклад

Обновлено: 07.07.2024

Выполнила: студентка группы 107

Тимонина Валерия Николаевна

Преподаватель: Ратманов П.Э.

Хабаровск - 2010 год

В наши дни мало кто осведомлён о зарождении медицины. Мало кто знает, с чего всё начиналось, кто был основоположником медицинской науки. Уж тем более, мало кому известно имя Авиценны. А ведь именно он был одним из главных основоположников развития медицины

Жизнь великого учёного

Абу Али аль Хусейн ибн Сина (Ибн-Сина), известен в Европе под именем Авиценна. Он является одним из выдающихся врачей, философов, естествоиспытателей, учёных Средневековья. Родился в селении Афшана, близ Бухары в 980году 17 августа (3 сафара 370 г.). Здесь прошла его юность и началась научная и врачебная деятельность.

Когда Авиценне было около пяти лет, его семья переселилась в столичный город Бухару. В этом возрасте Ибн-Сина уже поражал всех окружающих своей любознательностью. Родители отдали его в начальную мусульманскую школу - мактаб, где он был самым младшим и самым способным учеником.

С раннего детства Авиценна обучался Корану и адабу (грамматика, поэтика, стилистика). К 10 годам достиг совершенства в обеих областях, закончил первый, начальный цикл своего образования. Выучив весь Коран, перестал посещать мактаб, ибо знал все суры лучше, чем его преподаватель. Дальнейшее образование подросток получал от приходящих на дом учителей. Он усиленно изучал логику, психологию, философию, физику, астрономию, математику, законоведение, арифметику, алгебру, но прежде всего медицину.

Медициной Ибн-Сина заинтересовался очень рано. Не имея 12 лет отроду, он ей занялся по совету знаменитого врача и философа Абу Салаха ал-Масихи. После чего всерьёз заинтересовался ей. " Затем я пристрастился к науке врачевания, - говорится в автобиографии, - и стал читать книги посвященные ей. А медицинская наука не из трудных наук, и, конечно, я преуспел в ней в кратчайшее время так, что известные врачи того времени стали приходить ко мне за советом. Посещал я и больных, и в результате достигнутого мною опыта открылись передо мной такие врата исцеления, что это не поддается описанию. А было мне в это время шестнадцать лет" .

В возрасте 17 лет Ибн-Сина, как врач, пользовался в Бухаре такой славой, что был приглашён ко двору Нуха ибн Мансура, который долгое время болел, и придворные врачи ничем не могли ему помочь. Ибн-Сине в короткий срок удалось вылечить эмира от недуга, но как и от чего лечил он его лечил, точно не известно. Известно, что лечение помогло и Нух ибн-Мансур правил Бухарой ещё целый год, в награду же Ибн-Сине было позволено пользоваться дворцовой библиотекой. В автобиографии Ибн-Сина вспоминает: " Однажды эмир заболел, и врачи не могли определить его болезнь. Имя мое было им известно, и они рассказали эмиру обо мне и попросили вызвать меня. Я явился и участвовал вместе с ними в лечении и отличился на этой службе ему"

Основательно усвоив медицину, логику, естествознание Ибн-Сина перешёл к метафизике, считавшейся в то время одним из основных разделов философии. авиценна персидский философ врач

В 999 году после падения династии Саманидов начались феодальные междоусобицы. А в 1002 году (по некоторым данным в 999 году) погибает его отец. Всё это мешало продолжать ему научные занятия. Ибн-Сина принимает решение переехать в Гургандж, столицу Хорезма. До самой смерти Ибн-Сина не смог вернуться на родину. Побывал у властителей Хорезма. Скитался из одного города в другой. Будучи в Гургане он познакомился с Абу Убейдом Джузджани, который стал его верным другом и был его учеником до конца его жизни. Джузджани записал со слов Ибн-Сины его автобиографию.

В Гургане Ибн-Сина возобновил свою научную работу и врачебную практику. Он приступил к написанию Первой книги своего главного труда по медицине - "Канона врачебной науки" и других немаловажных работ.

Покинув Гурган в 1014 году Ибн-Сина некоторое время живёт в Рее и Казвине. Затем, переехав в Хамадан, поступает на службу к буидскому правителю Шамс ад-дауле (997-1021) сначала в качестве придворного врача, а затем и везира. Здесь он написал много своих произведений, начал работу над многотомной философской энциклопедией "Книга исцеления" ("Китаб аш-шифа"). Переехав, в 1023 году в Исфаган завершает её, создаёт другие труды и краткую философскую энциклопедию на персидском языке "Книга знания" ("Даниш-наме").

Почти непрерывные скитания по городам Мавераннарха и Ирна, Беспрерывный напряженный труд, бессонные ночи, многократные тюремные заключения привели к истощению организма учёного,он страдал колитом,от колорого вскоре скончался в 1034 году 24 июня в возрасте 57 лет. Авиценна был похоронен в Хамадане, его могила сохранилась до наших дней.

Труды Ибн-Сины - выдающегося врача

Первые научные труды молодого учёного были написаны в Бухаре около 1000-1001 года. Но составил книгу, в которой были изложены все разделы философских наук, кроме математических наук.

Посвятил своему другу учёному из Хорезма огромный философский труд в 20 томах "Получаемое и достигаемое", не дошедшего до наших дней.

Как подлинный учёный-энциклопедист Авиценна работал с большим успехом почти во всех областях знания. Из упоминаемых названий его трудов, число которых около 450 до нас дошло около 240. Все труды Авиценны из различных научных областей. Но главным образом Ибн-Сина прославился трудами из области медицины и философии. В число дошедших до нас философских трудов входит "Книга исцеления", "Книга спасения", "Указания и наставления" и "Книга знания".

Ибн-Сина - материалист. Утверждал, что вечность мира, материи, изучение природы кладёт в основу философских заключений. Он признавал существование бога, но его могущество, по мнению Авиценны, ограничено. Считал, что мир возник не по божьей воле, а в силу независимой от бога необходимости. В своих работах по психологии он сделал большой шаг к материализму. Он впервые пытался связать отдельные виды психической деятельности человека с определёнными частями головного мозга.

Из учения Ибн-Сины о строении человеческого тела вытекает утверждение о различном действии лекарств на организм и об индивидуализации лекарственных средств.

Авиценна установил различия между чумой и холерой, проказой и слоновостью. Определил заразительность оспы, описал язву желудка.

Авиценне приписывают несколько работ в области химии. В области геологии он высказал теорию о горообразовании близкую к современной. Значительный след он оставил в области поэзии, так как многие свои научные трактаты он написал стихами. Также им написано несколько произведений, оказавших влияние на последующую персо-язычную литературу.

Однако самыми значительными оказались работы Ибн-Сины в медицинской области. Его по праву считают одним из величайших учёных медиков в истории человечества. Из предполагаемых 50 медицинских трудов Авиценны сохранилось 30. за исключением "Канона" по содержанию их условно делят на три группы:

) труды общего характера, в которых говорится о разделах медицины;

) труды о заболеваниях какого-либо одного органа или об одной конкретной болезни;

) труды по лекарствоведению.

Но принёсшим Ибн-Сине многовековую славу во всём мире является его главный медицинский труд " Канон врачебной науки". Это медицинская энциклопедия, в которой последовательно обо всем, что относится к профилактике и лечению болезней. "Канон" состоит из пяти книг. По свидетельству его очень близкого друга и ученика Абу Убейда Джузджани над первой книгой "Канона" Авиценна начал работать в 1012 году. Работа над последующими книгами "Канона" в Рее, затем в Хамадане, а полностью "Канон" был завершён около 1024 года. Каждая книга "Канона" делится на части, отделы, статьи, параграфы.

В книге первой говорится о теоретической медицине. Она разбита на 4 части. В первой части даётся определение медицины, во второй - говорится о болезнях, в третьей - речь идёт о сохранении здоровья, а в четвёртой - о способах лечения. В книге второй даётся описание "простых" лекарств, применяющихся в медицинской практике того времени. В книге третьей (наиболее обширной) описаны отдельные болезни и методы их лечения. Книга четвёртая посвящена хирургии. В книге пятой содержится описание "сложных" лекарств, ядов и противоядий.

После того как "Канон " был завершён, он стал распространяться в многочисленных списках и в короткие сроки буквально затмил все остальные труды по медицине. Через столетие после смерти Авиценны "Канон" стал известен и на Западе. В 12 веке он был переведён с Арабского на латинский, в 13 на древнееврейский. После создания книгопечатания труд Авиценны был одним из первых напечатан.

Полное его издание появилось в 1473году в Страсбурге.

В течение пяти столетий "Канон" служил настольной книгой для многих врачей Запада и стран Азии.

Его текст был переведён на многие языки мира в том числе и на русский.

Просматривая сохранившиеся данные о великом враче, учёном, философе Авиценне можно судить о его феноменальных способностях. С малых лет, изучая все науки, Ибн-Сина сделал тем самым огромнейший вклад в основы мировых наук, тем более в основы медицины. Ибн- Сину относят к числу величайших учёных Средней Азии, обогативших мировую науку достижениями первостепенной важности. Труды Авиценны знаменовали наивысшую ступень развития науки на Средневековом Востоке.

Библиографический список

1. Большая медицинская энциклопедия Москва 1956 год

. Ибн-Сина "Канон врачебной науки" кн.1 ч.1 Москва 1994 год

. Справочник нового типа "Весь" С.-П. 2003 год

Теги: Авиценна. Жизнь и труды великого учёного Средневековья Реферат Медицина, физкультура, здравоохранение

Детские годы Абу Али аль Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Сина, его успехи в обучении и выдающиеся способности. Интерес Ибн-Сина к медицине. Его "Канон врачебной науки" - одна из самых знаменитых книг в истории медицины. Заслуги Авиценны в развитии врачевания.

Рубрика Медицина
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 01.11.2012
Размер файла 22,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Тысячу лет назад в Бухаре жил гениальный человек по имени Абу Али Хусейн ибн- Абдаллах ибн-Али ибн-Сина. Ибн-Сина был ученым-энциклопедистом. Его научное наследие весьма обширно и охватывает все отрасли знания того времени.

Абу Али аль Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Сина родился в сентябре 960 года в небольшом селении Афшана близ Бухары.

Ибн-Сина принадлежал к населению Средней Азии, говорившему на языке фарси-дари. На этом языке он писал короткие стихи - четверостишья.

Маленький Авиценна был очень любопытным мальчиком. Слово "Почему?" он повторял много раз в день, удивляя и детей и взрослых своей любознательностью. Когда Ему исполнилось пять лет, семья переехала в Бухару. Мальчика поместили в начальную мусульманскую школу - мактаб, где он проучился до 10 лет.

Хусейн был самым маленьким из пятнадцати учеников хатиба Убайда. Главы из Корана - суры - ученикам школы читались по-арабски. Многие мальчики плохо знали арабский язык. Авиценна сразу подступил к учителю с вопросами, но тот говорил: "Учи Коран. Там на все есть ответы." Одновременно Хусейн ходил и к другому учителю,который обучал его грамматике, стилистике и арабскому языку.

На экзамене Хусейн рассказал все суры, не пропустив ни одного слова. Так не знал Коран даже сам хатиб Убайд. С тех пор Хусейн не ходил в мактаб. К десятилетнему возрасту, то есть к 990 году, будущий великий ученый заканчивает первый, начальный Цикл своего образования.

Он поражает всех памятью, цитируя наизусть текст всего Корана, и восхищает знанием арабской литературы. С этого времени Ибн-Сина становится шейхом. Из его собственной биографии: "К десяти годам я изучил Коран и литературную науку и делал такие успехи, что все поражались".

Выдающиеся способности мальчика были рано замечены. После десяти лет отец взял его из школы, и дальнейшее образование подросток получил, занимаясь с приходящими на дом учителями. Он усиленно изучал математику, физику, логику, законоведение, астрономию, философию, географию и многое другое.

Обстановка в семье способствовала духовному развитию юноши. Отец Ибн-Сины,человек состоятельный и образованный, был близок к исмаилитам, которые и сделали его своим последователем. (Исмаилиты - противники ортодоксального ислама).

Исмаилитом был и первый учитель, преподававший Ибн-Сине философию и математику. Лбу Абдаллах ан-Натили. Учение шло столь успешно, что вскоре ученик не только догнал учителя, но и неоднократно ставил его в тупик.

В автобиографии Ибн-Сина описывает такой случай: "Я дал такой анализ данного определения, подобного какому он не слыхал. Он удивился мне, как только мог и советовал родителю моему не занимать меня ничем, кроме наук.

То же было и с книгой Евклида. пять-шесть теорем я изучил при помощи учителя . а остальные - самостоятельно. Натили оказался не в силах обучать меня. Он сказал : “Читай сам, решай теорему, а затем приходи ко мне и показывай итоги. Тогда я самостоятельно занялся изучением книг много было таких вопросов, которые он до того не знал и научился им от меня”.

Медициной Ибн-Сина заинтересовался очень рано. Не имея еще 12 лет от роду Ибн-Сина, согласно традиции, занялся ее изучением по совету знаменитого врача и философа Абу Салаха ал-Масихи. “Затем я пристрастился к науке врачевания, - говорится в автобиографии, - и стал читать книги посвященные ей. А медицинская наука не из трудных наук, и, конечно, я преуспел в ней в кратчайшее время так, что известные врачи того времени стали приходить ко мне за советом. Посещал я и больных, и в результате достигнутого мною опыта открылись передо мной такие врата исцеления . что это не поддается описанию. А было мне в это время шестнадцать лет”.

Изучал медицину Ибн-Сина под руководством Абу-л-Мансура Камари, известного бухарского медика, автора ряда научных трудов. Обучение у Камари продолжалось не долго. ибн-Сина быстро начинает заниматься самостоятельной практикой и вскоре становится настолько известным врачом, что его приглашают во дворец для лечения тяжело заболевшего эмира Бухары Нуха ибн-Мансура.

В автобиографии Ибн-Сина вспоминает : “Однажды эмир заболел и врачи не могли определить его болезнь. Имя мое было им известно и они рассказали эмиру обо мне и попросили вызвать меня. Я явился и участвовал вместе с ними в лечении и отличился на этой службе ему”.

Чем болел эмир Бухары, и как его лечил Ибн-Сина, точно не известно. Известно лишь, что лечение помогло, и Нух ибн-Мансур благополучно правил Бухарой еще год. Известно также, что в благодарность за излечение Ибн-Сина получил доступ в знаменитое книгохранилище Саманидов.

Бухарская библиотека - одно из крупнейших собраний книг того времени. Сам ибн-Сина считал работу в Бухарской библиотеке важнейшим этапом в своей жизни. Здесь завершилось его образование и началось самостоятельное творчество.

Библиотекой Саманидов Ибн-Сина пользовался несколько лет. Возможно, именно во время работы в Бухарской библиотеке у него зародилась идея создать обобщающий труд по медицине, где можно было бы найти название болезни со всеми ее признаками, а также указание на то, отчего она возникает и как ее можно излечить.

Для этой цели Ибн-Сина делал необходимые выписки из различных книг, а затем периодически обобщал их. Так началась подготовка материала для “Канона врачебной науки” . над которым Ибн-Сина работал долгие годы.

В 999 году умер отец - Абдаллах ибн Хасан, и на плечи Ибн-Сины легла забота о близких. Но к семье бывшего исмаилита власти относились с подозрением, положение Ибн-Сины было непрочно и даже опасно, и он принял решение переехать в Гургандж, столицу Хорезма.

До самой смерти Ибн-сина не смог вернуться на родину, скитаясь по чужбине из одного города в другой. Он побывал у властителей Хорезма, Абиверда, Нишапура, Туса, Гургана, Рея, Хамадана, Исфагана. Испытывал лишения и поднимался к вершинам власти, то становился визирем, то попадал в тюрьму, жил и в роскоши и в нищете, но не на один день не прекращал творческой и научной работы.

Имущество его не один раз было разграблено, погибла его библиотека, в том числе рукопись философской энциклопедии в двадцати томах “Ал-Инсаф” (“Справедливость”).

“Канон врачебной науки”

При жизни Ибн-Сины большой известностью пользовался обширный труд основателя и руководителя госпиталя в Багдаде Али ибн-Аббаса под названием “Царская книга”. Одним из непосредственных предшественников “Канона” был 30-ти томный труд Абу Бакара ар-Рази “Всеобъемлющая книга по медицине”.

Однако эти труды страдали общими недостатками. Изложенные в них сведения не были в достаточной степени систематизированы, результаты наблюдений переплетались с явным вымыслом, рекомендации дополнялись мистическими истолкованиями. Построение книг было очень нечетким, а изложение настолько сложным, что пользоваться ими мог только достаточно опытный врач.

Ибн-Сина, работая над книгой, поставил перед собой задачу избежать ошибок своих предшественников и справился с ней, создав один из крупнейших в истории медицины энциклопедических трудов - “Канон врачебной науки”.

“Канон врачебной науки” - одна из самых знаменитых книг в истории медицины.

По существу - это целая медицинская энциклопедия, рассматривающая с большой полнотой (в пределах знаний того времени) все, что относится к здоровью и болезням человека.

Этот капитальный труд, включающий в себя около 200 печатных листов, уже в двенадцатом веке был переведен с арабского языка на латинский и разошелся во множестве рукописей. Когда был изобретен печатный станок, “Канон” оказался среди первых печатных книг, и по числу изданий соперничал с Библией.

Латинский текст “Канона врачебной науки” был издан впервые в 1473году, а арабский - в 1543году. Точная дата завершения работы над “Каноном” не установлена. Предположительно это 1020 год.

“Канон врачебной науки” - это обширный труд, состоящий из 5 книг.

В книге 1-ой излагается теоретическая медицина. Книга разбита на четыре части. В первой части дается определение медицины, во второй - речь идет о болезнях, в третьей - о сохранении здоровья и в четвертой - о способах лечения.

В книге 2-ой описаны “простые” лекарства, излагается учение Ибн-Сины о лекарствах, их природе, их испытании. по алфавиту расположены 811 средств растительного, животного и минерального происхождения с указанием их действия, способов применения, правил сбора и хранения.

Книга 3-я, самая обширная, посвящена патологии и терапии - описанию отдельных болезней и их лечению. Каждый раздел снабжен анатомо-топогрофическим введением.

Книга 4-я посвящена хирургии, лечению вывихов и переломов, общему учению о лихорадке (кризисах при болезнях). В ней говорится об опухолях, гнойных воспалениях подкожной клетчатки, а также о заразных болезнях. Освещаются основные вопросы учения о ядах.

Книга 5-я содержит описание “сложных” лекарств, а также ядов и противоядий.

Фармация и фармакология представляют собой попытку объединить собранные многочисленные материалы в систему, связать их с клиническими наблюдениями. Рекомендуемые в “Канонах врачебной науки” лекарственные средства разнообразны , многие из них позднее вошли в научную фармакологию.

Систематичность и логичность как большие достоинства “Канона” отмечали даже те, кто склонен был преуменьшать значение Ибн-Сины в истории медицины. Успех “Канона врачебной науки” был вызван ясностью, убедительностью, простотой описания клинической картины болезней, точностью терапевтических и диетических предписаний. Эти особенности быстро создали “Канону” огромную популярность, а его автору обеспечили “самодержавную власть в течении пяти столетий во всем медицинском мире средних веков”.авиценна врачебный медицина

Из других медицинских трудов известны такие как "О сердечных средствах", "О гигиене", "Правила использования лекарства", "Лихорадки и опухоли", "Нервные болезни и параличи", "Афоризмы о медицине" и "Медицинские указания", "О сохранении здоровья", "О мероприятиях по устранению вредных оздействий внешних факторов", "Урджуза" и др.

Остановимся на рассмотрении работы "О пульсе", где подробно и всесторонне описаны разновидности пульса. Ибн Сина по пульсу определял многие заболевания. Но он указывал на зависимость пульса не только от различных заболеваний, но и различных эмоциональных состояний (радость, страх), пола, возраста, приема пищи, времени суток (утро, вечер) и т.д.

Рассмотрим примеры его работ, его догадок, которые со временем были открыты и описаны различными учеными мира. Ибн Сина первым указал на роль нервной системы в патогенезе бронхиальной астмы: "она возникает от повреждения начальных мест органов дыхания - то есть нервов спинного и головного мозга". К такому выводу пришла и современная медицина.

Ибн Сина первый в истории медицины описал картину, лечение и причину болезни, считавшейся в Европе самой загадочной - бешенство, и указал, что лучшее лекарство - в совр. понятии - прививка!

Ибн Сина первый в истории медицины отделил оспу от кори, выделил ветряную оспу в самостоятельное заболевание.

Применил первым при лечении сифилиса ртуть. Ибн Сина указывал на важность проблемы диабета и выпадения сахара в моче больных.

Указал на причину болезни - нарушение функций печени, механическая и паренхиматозная желтухи. Современным врачам почти не пришлось добавлять в описаниях, данных Авицен-ной.

Ибн Сина первый в истории медицины указал на заболевание инфаркта миокарда: "иногда в сосудах сердца происходят закупорки, которые вредят действиям его".

Указал на связи заболевания сердца с болезнями других органов - то, что современная медицина определила в ХХ веке.

Первым в истории медицины высказал предположение о заразности чумы, а также на переносчиков возбудителей заболевания - крыс.

Описал и отделил от других болезней Сибирскую язву. Указал на "вредоносного ко мара" - возбудителя кожного лейшманиоза.

Первым применил пальпацию печени и перкуссию при установлении диагноза.

Придумал различные вспомогательные хирургические инструменты.

В гинекологии установил, что причиной выкидышей является то, что: "от матки, от чрезмерной ширины ее устья, и малого сжатия ее" - этот факт будет установлен лишь в 1948 году.

Им описаны многие уникальные хирургические операции: способа пришивания кожи к краям разреза, при вскрытии дыхательной трубки во время удушья.

Его травматология действительно уникальна способы вправления костей действительны и сейчас и носят название "способ Авиценны".

Ценны мысли Ибн Сины и для биоритмологии - он говорит о наличии биологических ритмов в тканях, органах, теле и, что они тесно связаны с окружающей ритмикой среды.

Общепризнанным считается приоритет Ибн Сины и вопросе локализации отдельных участков мозга, как причин тех или иных физиологических функций и психологических процессов. Впоследствии это получит экспериментальное и клиническое подтверждение и станет основой наук таких как нейрохирургия, неврология, психология, психиатрия и др.. Идеи Ибн Сины прослеживаются и в современной практической жизни - всем известен, например "детектор лжи". Никто из предшественников Ибн Сины не разбирал научные основы психиатрии. Авиценна тонко отличал психопатологическое расстройство от психических и неврологических состояний.

Понимал необратимость течения психических заболеваний. Его описание психических отклонений по всей шкале от маний до меланхолии дали основу науки о депрессивных состояниях. Ценно утверждение о переходе меланхолии в шизофрению.

Кроме того Ибн Сину можно считать основоположником геронтологической психиатрии. Он дал описание эпилепсии. Четко представлял картину нервной системы и ее регуляторных механизмов (совр. это соматическая и вегетативная часть нервной системы).

Внес большой вклад в глазную хирургию. Умел различать 15 видов боли, 48 видов пульса с десятью параметров каждый! 26 видов дыхания, 9 вкусовых признаков лекарств, 22 цвета мочи (совр. этап только 12-15).

Открыл очищенную (дистиллированную) воду. Ввел лекарственные препараты, которые используют в медицине и по сей день.

Догадался о патогенных микробах, попавши в рану которые вызывали ее загноение. Подчеркивал необходимость строгой индивидуализации каждого случая заболевания, обращая внимание на изучения больного организма в целом с учетом условий жизни и быта.

Дал классическое описание менингита. Кроме того занимался вопросами диетики.

Умер Абу Али Хусейн ибн-Сина 24 июня 1037 года. Его похоронили в Хамаране возле городской стены, но по прошествии 8 месяцев прах Ибн-Сины был перевезен в Исфахал и погребен в мавзолее Ала ал-Даула.

Подобные документы

Детские годы и образование знаменитого врача древности, философа и ученого Авиценны. Основные положения и составляющие книги "Канон врачебной науки". Труды Авиценны по философии, географии, геологии и геодезии. Вклад, внесенный Авиценной в науку.

реферат [29,2 K], добавлен 22.05.2012

Биография иранского медика ибн сина Абу Али Хусейн Абдаллаха. Диагностирование и излечивание им различных заболеваний. Изучение величайшим ученым философских, политических и государственных идей. Учение Авиценны о "простых" лекарствах и их природе.

презентация [1,9 M], добавлен 22.10.2014

Абу Али ибн Сина как ученый Средней Азии, философ и медик, естествоиспытатель. Роль "Книги исцеления" в развитии медицины. Структура многотомника "Канон врачебной науки", основные открытия Ибн Сина. Лекарство от бессмертия, содержание поэтической легенды.

презентация [1,3 M], добавлен 21.10.2012

Происхождение, научная и практическая деятельность Ибн-Сины. Работы Авиценны по психологии. "Канон врачебной науки" как подлинно медицинская энциклопедия, в которой с логической стройностью излагается все, что относится к профилактике и лечению болезней.

презентация [1,4 M], добавлен 14.11.2013

Биография и творческое наследие великого ученого, философа, врача и поэта Абу Али ибн Сины, известного в Европе под именем Авиценны. Труд "Канон врачебной науки", охватывающий все известные к тому времени разделы врачевания, его теории и практики.

реферат [49,0 K], добавлен 20.05.2012

Авиценна как всемирно известный врач, поэт, ученный и философ: знакомство с основными трудами, анализ биографии. Общая характеристика произведения "Канон врачебной науки", особенности содержания. Рассмотрение научных и философских учений Авиценны.

презентация [1,9 M], добавлен 08.02.2017

Первые шаги врачевания и целебные средства. Биография Ибн Сины, персидского врача, ученого, философа и поэта. Заслуги Ибн Сины в области медицины. Основное содержание книг "Канона врачебной науки". Лекарственные средства, разработанные Авиценной.

Свыше тысячи лет отделяют нас от той эпохи, когда жил замечательный представитель самой гуманной на земле профессии – врач Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Хасан ибн Али ибн Сина. Его современники, ученые Востока, дали ему почетный титул Аш-шейх ар-райс – т.е. шейх, глава. Это ученый и поэт, отдавший все силы борьбе за торжество разума и науки.

В этой плеяде блестящих мыслителей и ученых одно из первых мест занимает Ибн-Сина, внесший немалый вклад в различные отрасли науки и культуры. Это подлинный ученый-энциклопедист, автор интереснейших сочинений в области медицины, философии, логики, психологии, математики, физики, зоологии и других наук. Он прославился и как хороший педагог и как мудрый государственный деятель. Какую бы область знания ни затрагивал в своей деятельности, он всегда приходил к четким научным выводам и классификации, по своей широте и смелости, оставляющим далеко позади работы современных ему ученых Востока и Запада.

Ибн Сина обладал необыкновенной способностью к сосредоточению – многие свои психологические трактаты он сочинил, сидя верхом на коне, когда сопровождал правителей на поле сражения [1]. И это не самое удивительное в нем. Не часто случается, чтобы природа одарила таким изобилием интеллектуальных и духовных даров одного человека – Авиценна был и государственным деятелем, и философом, и врачом. Он заложил основы средневековой философии и соединил достижения древнегреческой философии со своими убеждениями.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что арабско-мусульманская философия зародилась в среде переводчиков и комментаторов сочинений греческих философов и первоначально являлась как бы продолжением греческой философской мысли, переработанной в мусульманском духе. Медицина и астрология были практическим применением философских знаний. Философ не был включен в жесткую структуру мусульманского общества, что делало его более чутким к проблемам, связанным с политической и социальными вопросами. Они видели различия во взглядах Платона, Аристотеля и их позднейших интерпретаторов, отдавали предпочтение наиболее волновавшим их проблемам или по иному расставляли акценты. Этим они обнаруживали самостоятельность своей мысли. Позаимствовав из греческой философии общее представление о мире, учение о душе и разуме, о человеке и знаниях, овладев терминологией, которая стала их научным языком, арабо-мусульманские философы попытались синтезировать греческую философскую мудрость в духе мусульманского вероучения.

Для воссоздания биографии и реального облика Ибн Сины служат его произведения, личные записи, записи его ученика аль-Джузджани, сочинения средневековых авторов-биографов, историков и философов, богословов. По их сочинениям характеризуется эпоха Ибн Сины, особенности жизненного и творческого пути.

Согласно личным записям Ибн Сины в возрасте 21 он написал одну из первых своих книг по заказу своего соседа Абу-ль-Хасана аль-Аруди в которой он описывает все науки, кроме математики. В этой книге Ибн Синой была приведена собственная классификация наук и высказано свое отношение к ним. [11]

«От праха черного и до небесных тел

Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.

Коварства я избег, распутал все узлы,

Он умер от кишечной колики в 1037 г. в г. Хамадане, где и поныне сохраняется его могила.

Эти биографические сведения об Ибн Сине дают материалы для воссоздания достопримечательных черт его личности. Прежде всего, это был ученый, одержимый исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных для него отраслей знания. Он отличался тонкой наблюдательностью, феноменальной памятью, и остротой мысли – книги он не читал, а перелистывал, задерживая внимание только на тех страницах, где разбирались наиболее трудные вопросы. Ибн Сина отличался необычайной работоспособностью – писал и читал он и днем и ночью, в любой обстановке – дома, во временном пристанище, скрываясь от врагов, в заточении, в пути и даже в военных походах. Библиография его трудов, составленная Г.Ш. Анавати, насчитывает 276 названий, и это при том, что многие из его трудов безвозвратно утрачены. Основные философские труды Ибн Сины - "Книга исцеления", "Указания и наставления", "Книга знания". Философия Ибн Сины по праву считается вершиной теоретической мысли стран Востока в раннем средневековье. Религии он противопоставил научное познание, основанное на опыте, логических доказательствах.В его творческом наследии мы находим не только естественно научные и философские трактаты, но и стихи [6].

Продолжая учение Аристотеля о душе, Ибн-Сина различал три типа души: растительную, животную и разумную. Растительная имеется у растений, животных и людей, она выполняет функции питания, роста и размножения. Животный вид души имеется только у животных и человека, в ее функцию входит движение и чувственное восприятие. Что же касается разумной души – она состоит из двух сил: практической и умозрительной, она имеется только у человека. При этом практическая сила связывает разум с телом, а умозрительная занимается познанием форм (сущностей) [3].

Можно сделать вывод, что Ибн-Сина был сторонником опытного познания, естествоиспытатель, борец с астрологией и суевериями, видный арабский перипатетик. Он широко развернул опытное исследование психофизиологических явлений, исходя из идей отсутствия бессмертия индивидуальной души, ее материальности. В его учении сочетаются естественно-научная концепция психофизиологических функций и философско-метафизическая теория души. Он разделял эти части своего учения, говоря о двух несовпадающих точках зрения на душу - медицинской (естественно-научной) и философской, каждая из которых имеет собственную логику развития. Философское учение о душе определялось им как зона разграничения науки и религии, где достигается их согласование, а за ее пределами - поле свободного исследования. Тем самым делалась попытка оградить естественно-научное знание о душе от вмешательства религии.

Он разделяет мозг на три доли: переднюю, среднюю и заднюю – и связывает их с определенными функциями в теле. Местом нахождения психических сил Ибн-Сина считал желудочки мозга. Он пытался объяснить психические процессы. Например воображение возникает когда человек воссоздает и даже изменяет в своей душе воспринятые прежде образы вещей. В случае же повреждения желудочков мозга происходит расстройство многих психических процессов [11]. По его мнению, произвольные движения органов человеческого тела осуществляются благодаря силе, истекающей из мозга по нервам [8].

Изучая природу душевных способностей человека, Ибн-Сина разделял их на четыре категории. К первой он относил органы чувств, и каждое из пяти чувств имеет отдельный орган, из которого появляется функция ощущения. Ко второй категории он внутренние умственные способности человека – ощущения, воспринимаемые при помощи чувств, способность памяти. К третьей относил движущие силы, к четвертой – способности человека осмыслить поведение. Ибн-Сина стремится определить в мозге местоположение центров, управляющих этими категориями. Передний отдел он связывает с ощущениями, в среднем отделе помещает центры, осуществляющие функцию обобщения и отвлечения, задний отдел мозга наделяет функцией памяти. При этом мышление и воображение он связывал не с одним центром в коре мозговых полушарий, а со всем мозгом, хотя отдельные участки коры полушарий, по его мнению, имеют связь с определенными функциями организма [8]. Большая заслуга Ибн Сины в том, что он первый попытался связать функцию с ее материальной основой – структурой.

Ибн Сина придает большое значение изучению психических отклонений человека в тот или иной момент заболевания. В.Н. Терновский описывает такой случай, где врач ведет себя как психотерапевт. Заболевший эмир Исфаган, считал, что его превратили в корову, отказывался принимать пищу, сильно исхудал, вел себя как животное и просил, чтоб его зарезали. Придя к нему в качестве мясника, Ибн-Сина захватил ножи, приказал связать больного, как связывают барана, когда хотят его зарезать. Больной этому только обрадовался и лег в ожидании, когда в него вонзиться нож. Положив ему руку на бок, как это делают мясники, Ибн-Сина вдруг говорит, что эта корова слишком худа, чтоб ее сегодня резать, сначала нужно откормить животное, да побыстрей. Благодаря хорошему питанию и уходу больной выздоровел. Таково было еще одно чудесное исцеление [8].

Перед Ибн-Синой стояли задачи не только вылечить человека, но и внушить ему уверенность в себе. Абу-Али не применял никаких особенно сильнодействующих лекарств, но старался использовать иные способы, благодетельно влияющие на психику больного, – беседы, гимнастику, ванны, диету. Особенно ценен прием, который бы в современной науке называется ассоциативным экспериментом (по изменению пульса установил, какие объекты вызывают аффект) [5].

Поучительны и интересны взгляды Ибн Сины на воспитание и образование молодого поколения. Во всех случаях он апеллировал к своему врачебному опыту. Он был одним из первых из первых исследователей в области возрастной психофизиологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом важное значение придавалось воспитанию. Именно посредством воспитания, учил он, осуществляется воздействие психики на организм, так что оно, являясь активной силой, способна физиологические свойства этого организма изменять в определенном направлении. Особое место при этом отводилось чувствам, аффектам, которые испытывает дитя в различные возрастные периоды. Аффекты же эти возникают при общении с родителями, при их воздействии. Соответственно, вызывая у ребенка те или иные аффекты, взрослые формируют его натуру, его организм, всю систему его психофизиологических функций [5].

В медицинской психологии он отнюдь не считал необходимым согласовывать свои воззрения с высокопочитавшимся им, так же как и его современниками, авторитетом древних. Его взор был обращен к опыту, практике, реальным достижениям восточной медицины, переживавшей в этот период пору расцвета и резко контрастировавшей с царившим средневековой Европе невежеством.

2. Воскобойников, В.М. Жизнь замечательных детей. Книга вторая / В.М. Воскобойников. – М.: Издательство Оникс, 2006. – 192 с.: ил. – (Жизнь замечательных детей).

3. Гриненко, Г. В. История философии: Учебник/ Г.В. Гриненко. – М.: Юрайт –Издат, 2004. – 688 с.

9. Фильштинский, И.М. История арабов и халифата (750 – 1517 гг.). Издание второе, исправленное и дополненное / И.М. Фильштинский.- М.: Формика-С, 2001. – 352 с.: ил.

10. Чистякова, Т.А. Арабский халифат/ Т.А. Чистякова.- Учпедгиз, 1962. – 156 с.

12. Ярошевский, М.Г. История психологии – 3-е изд., дораб. / М.Г. Ярошевский. – М.: Мысль, 1985. – 575 с.

Памятник Ибн Сине в Бухаре

Ибн Сина, больше известный как Авиценна, — это средневековый ученый, врач и философ, который внес неизмеримый вклад в развитие мировой науки и философии. Сложно найти такую же интересную и разностороннюю личность, как Ибн Сина. В этой статье расскажем о его жизни и философии.

Абу Али ибн Сина: биография ученого

Авиценна, биография которого сохранилась до наших дней, прошел тернистый жизненный путь. В отличие от большинства средневековых ученых и философов, многие факты и события из биографий которых были безвозвратно утеряны, Абу Али Ибн Сина написал автобиографию, которую продолжил его ученик Ал-Джузджани.

Благодаря этому стали известны многие интересные факты о жизни и творчестве ученого, в том числе где родился Ибн Сина и о его детских годах:

  1. Авиценна — иранец по национальности.
  2. Он появился на свет в 980 году в Саманидском государстве, в поселении Афшана.
  3. Начальным образованием Авиценны занимался его отец — служащий саманидской администрации. Именно он пробудил в мальчике тягу к знаниям.
  4. С юных лет Авиценна проявлял незаурядные способности: в 10-летнем возрасте изучил грамматический строй персидского и арабского языков, учение о поэтическом искусстве и, что самое поразительное, знал наизусть Коран.
  5. В 11 лет будущего философа и медика отправили в Бухару изучать основы фикха — мусульманского законодательства.

Абу Абдаллах Натили — ученый, под руководством которого юный Авиценна изучил логику, философию, учение о небесных телах и науку о пространственных формах.

Памятник Ибн Сине в Анкаре

Памятник Ибн Сине в Анкаре: Wikipedia

Медицина заинтересовала Ибн Сину в юном возрасте. 16-летнего врача пригласили лечить эмира, который правил Бухарой. Ибн Сина проводил осмотры и наблюдения за многими больными, получая опыт и совершенствуя свои знания на практике.

В 18 лет Авиценна уже был известен всей Бухаре как состоявшийся ученый и талантливый врач. Спустя четыре года он отправился в Гургандж — город, который был столицей Хорезма. Там он смог совершенствовать знания и получил ценные навыки.

В Гургандже тогда как раз была создана Академия Мамуна, или дом мудрости. В этом исламском учебном заведении работали известные арабские ученые. Академия оказалась плодотворной почвой для научного сотрудничества, именно здесь Авиценна создал многие свои труды.

Цитата Ибн Сины

Цитата Ибн Сины: NUR.KZ

В 28 лет Ибн Сину пригласили на службу к султану Махмуду Газневи, но он отказался. За этот дерзкий поступок ученый был навсегда изгнан из столицы и отправился скитаться по Табаристану и Хорасану. Совершая длительные переезды, он писал работы, находясь в седле.

С 1015-го по 1024-го Ибн Сина обосновался в Хамадане, где его привлекли к политической деятельности. Но нестабильная ситуация не расположила его к этой сфере, вскоре мыслитель вновь занялся естественными науками и философией.

В это время ученому удалось вылечить эмира Хамадана и стать придворным визирем. После смерти эмира Ибн Сина хотел служить у правителя Исфахана. За этот поступок его объявили предателем и приговорили к смертной казни, но позже приговор смягчили. Авиценна провел в крепости четыре месяца, после чего его освободили.

Последние годы жизни философ провел в Исфахане, продолжая научную деятельность. Умер он в 1037 году. Согласно завещанию, все его вещи были розданы беднякам, а рабы получили свободу и вознаграждение.

Ибн Сина: философия

Кто такой Ибн Сина, или Авиценна? Так звали великого человека, у которого был феноменальный интеллект и удивительное стремление к знаниям. В течение жизни он создал свыше 700 философских работ и трактатов по естественным наукам.

Цитата Ибн Сины

Цитата Ибн Сины: NUR.KZ

Большая часть жизни Ибн Сины была посвящена философии. Главным ориентиром для него был Аристотель, второй учитель в его жизни — средневековый философ аль-Фараби.

Становление философской мысли Авиценны происходило под влиянием неоплатонизма. Это направление появилось в античной философии в III–VI вв., занималось учением о Боге, его отношением к людям и миру.

Ибн Сину и аль-Фараби считают основателями восточного перипатетизма, или аристотелизма. В центре этого учения была идея о Боге как об источнике всей жизни и земных благ. Авиценна вывел теорию трех категорий в науке. Согласно его учению, есть такие науки:

  • высшая (метафизика);
  • средняя (математика);
  • низшая (физика).

Следуя главным постулатам учения Аристотеля, Авиценна поделил все сущее на две группы: возможное и необходимое. Первое из них существует на основе второго, а необходимое сущее считается вечным, таким, что существует само по себе. Абсолютно необходимой первопричиной всего сущего философ называл Бога.

По мнению Авиценны, душа — это сила, исходящая от Бога. Поэтому она бессмертна и играет важную роль в воскрешении людей. Философ выделили три категории души:

  • третья жила в растениях;
  • вторая селилась в животных;
  • первая принадлежала человеку, была названа наивысшей и сочетала в себе черты двух других.

Ибн Сина писал о единстве души и тела. Тело, принимающее разумную душу, превращается в носителя философской мысли.

Портрет Ибн Сины на национальной валюте Таджикистана

Портрет Ибн Сины на национальной валюте Таджикистана: Wikimedia

Философия Ибн Сины заключалась в следующем:

  1. По его утверждению, мир сотворен Богом и управляется им. В этом учение отличалось от аристотелевской концепции и позже легло в основу теистического миропонимания в исламе.
  2. Ибн Сина отрицал утверждение, что мир сотворен во времени. Сущее он рассматривал как вневременное продолжение Бога.
  3. Он создал упорядоченную терминологию арабской философии.
  4. Мыслитель обосновал отличия сущности и существования. Сущность постигается разумом, а о существовании человек узнает из опыта.
  5. Философ создал учение об импульсе и интуиции. Он считал, что человеку открывается абсолютная истина в интуитивном видении — вершине мыслительных процессов.

Самые известные книги Ибн Сины по философии и другим наукам:

Цитата Ибн Сины

Цитата Ибн Сины: NUR.KZ

Цитаты из них широко известны и не теряют актуальности с течением времени. Великий ученый успел побывать в Персии и Туркестане, прочел много лекций, сделал вклад в биологию и медицину, излечил сотни больных. Авиценна написал работы по:

  • философии, словообразованию, истории, теории литературы;
  • врачебному делу, химии и геологии;
  • герменевтике Корана.

Отметим, что Ибн Сина многие научные работы создавал в форме поэм. Лирическая поэзия также не была чужда ученому — он писал рубаи.

Кроме того, Авиценну интересовала музыка. Были ли у него изобретения? Ученый создал универсальные арифметические модели, с помощью которых можно выстроить музыкальное произведение.

Иными словами, Ибн Сина рассматривал музыку с математической точки зрения. Вместе с аль-Фараби мыслитель заложил основы раздела музыковедения, который изучает и описывает музыкальные инструменты.

Ибн Сина был действительно великим человеком: благодаря его трудам спасено много жизней, а наука шагнула далеко вперед. Его трактаты актуальны и по сей день, а новаторские идеи значительно опередили развитие науки эпохи Средневековья.

В честь талантливого ученого и философа называют улицы, площади и университеты, ему ставят памятники. Его имя присвоено астероиду, кратеру на Луне и роду растений. О нем пишут романы и снимают фильмы.

Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина, известный на Западе как Авиценна – средневековый персидский ученый, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным доктором саманидских эмиров и дайлемитских султанов, а также какое-то время являлся визирем в Хамадане.

Ибн Сина считается автором свыше 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274. Самый выдающийся философ-ученый средневекового исламского мира.

ibn-sina

В биографии Ибн Сины есть множество интересных фактов, о которых вы наверняка не слышали.

Итак, перед вами краткая биография Ибн Сины.

Биография Ибн Сины

Ибн Сина появился на свет 16 августа 980 г. в небольшой деревне Афшана, расположенной на территории Саманидского государства.

Он рос и воспитывался в состоятельно семье. Принято считать, что его отец был богатым чиновником.

Детство и юность

С раннего возраста Ибн Сина проявлял большие способности к разным наукам. Когда ему едва исполнилось 10 лет, он выучил наизусть почти весь Коран – главную книгу мусульман.

Поскольку Ибн Сина обладал впечатляющими знаниями, отец отправил его в школу, где глубоко изучались мусульманские законы и принципы. Однако преподавателям пришлось признать, что мальчик гораздо лучше их разбирался в самых разных вопросах.

Интересен факт, что когда Ибн Сине было всего 12 лет, к нему за советами приходили как учителя, так и местные мудрецы.

В Бухаре Авиценна обучался философии, логике и астрономии у приехавшего в город ученого Абу Абдаллаха Натли. После этого он самостоятельно продолжил получать знания в этих и других областях.

ibn-sina

В 14-летнем возрасте юноша исследовал все имеющиеся в городе труды, так или иначе связанные с медициной. Он даже пробовал лечить особо больных людей, чтобы применить свои знания на практике.

Случилось так, что эмир Бухары заболел, но никто из его лекарей не мог излечить правителя от недуга. В результате, к нему пригласили молодого Ибн Сину, который поставил правильный диагноз и прописал соответствующее лечение. После этого он стал личным врачом эмира.

Хусейн продолжил получать знания из книг, когда у него появился доступ к библиотеке правителя.

Когда Ибн Сине было только 20 лет, он издал несколько научных трудов, включая обширные энциклопедии, книги по этике и медицинский словарь.

В тот период биографии умер отец Ибн Сины, а Бухару оккупировали тюркские племена. По этой причине, мудрец решил уехать в Хорезм.

Медицина

В то время власти запрещали кому-либо вскрывать трупы с целью изучения. За это нарушителей ждала смертная казнь, однако Ибн Сина вместе с другим медиком по имени Масихи, продолжали заниматься вскрытием втайне от других.

ibn-sina-za-rabotoj

Ибн Сина за работой

Со временем об этом стало известно султану, в результате чего Авиценна и Масихи решили спасаться бегством. Во время своего спешного побега, ученые попали под сильный ураган. Они сбились с пути, изнывая от голода и жажды.

Престарелый Масихи умер, не сумев перенести таких испытаний, тогда как Ибн Сина лишь чудом остался в живых.

Ученый долго скитался от преследований султана, но все равно продолжал заниматься писательской деятельностью. Интересен факт, что некоторые работы он писал прямо в седле, в ходе своих продолжительных переездов.

В 1016 г. Ибн Сина обосновался в Хамадане – бывшей столице Мидии. В этих землях правили малограмотные правители, что не могло не радовать мыслителя.

Авиценна быстро получил место главного врача эмира, а позже удостоился должности министра-визира.

kanon-vrachebnoj-nauki

Канон врачебной науки

В книге уделялось внимание описанию хронических заболеваний, хирургии, переломам костей и приготовлению лекарств. Также автор рассказывал о медицинских практиках древних врачей Европы и Азии.

Любопытно, что Ибн Сина определил, что вирусы выступают в качестве невидимых возбудителей инфекционных заболеваний. Стоит заметить, что его гипотеза была доказана Пастером только спустя 8 веков.

В своих книгах Ибн Сина также описывал разновидности и состояния пульса. Он был первым врачом, который дал определения таким серьезным болезням, как холера, чума, желтуха и т.д.

Большой вклад Авиценна сделал и в развитие зрительной системы. Он во всех деталях объяснил устройство человеческого глаза.

Философия

Немало трудов Ибн Сины были утрачены или переписаны необразованными переводчиками. Тем не менее, до наших дней сохранилось достаточно много работ ученого, помогающих понять его взгляды на те или иные вопросы.

ibn-sina

По мнению Авиценны наука разделялась на 3 категории:

Ибн Сина относился к тому числу философов и ученых, которые считали началом всех начал – Бога.

После определения вечности мира, мудрец глубоко рассмотрел сущность человеческой души, которая проявляла себя в различных обличиях и телах (как животное или человек) на земле, после чего снова возвращалась к Богу.

Философская концепция Ибн Сины критиковалась еврейскими мыслителями и суфиями (исламскими эзотериками). Тем не менее, идеи Авиценны были приняты многими людьми.

Литература и другие науки

Значительный вклад ученый внес в развитие психологии. К примеру, он разделил характер людей на 4 категории:

  • горячий;
  • холодный;
  • влажный;
  • сухой.

Ибн Сина добился немалых успехов в механике, музыке и астрономии. Также он смог показать себя и в качестве талантливого химика. К примеру, он научился добывать соляную, серную и азотную кислоты, гидроксиды калия и натрия.

Его труды до сих пор с интересом изучаются во всем мире. Современные специалисты удивляются тому, как ему удалось достичь таких высот, живя в ту эпоху.

Личная жизнь

На данный момент биографам Ибн Сины практически ничего не известно о его личной жизни.

Ученый часто менял места жительства, переезжая из одной местности в другую. Успел ли он завести семью сказать сложно, поэтому данная тема по-прежнему вызывает много вопросов у историков.

Смерть

Незадолго до смерти, у философа открылась серьезная желудочная болезнь, от которой он вылечить себя не смог. Ибн Сина умер 18 июня 1037 года в возрасте 56 лет.

Накануне своей кончины Авиценна распорядился отпустить на волю всех своих рабов, наградив их, а все свое состояние раздать нищим.

Ибн Сину похоронили в Хамадане рядом с городской стеной. Менее чем через год, его останки перевезли в Исфахан и перезахоронили в мавзолее.

Изображения Ибн Сины

statuya-aviczenny-v-pavilone-persidskih-uchenyh

Статуя Ибн Сины с Павильоне персидских мудрецов

ibn-sina

Рукопись Ибн Сины Череп Ибн Сины найденный в 1950 г. при строительстве нового мавзолея

Читайте также: