Концепция самоменеджмента а хроленко доклад

Обновлено: 05.07.2024

Первая концепция, рассматриваемая в данной работе, разработана Л. Зайвертом. Он выделяет 6 вышеуказанных функций самоменеджмента (постановка целей, планирование, принятие решений, реализация и организация, контроль, информация и коммуникация). Составлены методические рекомендации по использованию приемов и методов реализации каждой из этих функций.

К преимуществам самоменеджмента Зайверт относит:

1. выполнение работы с меньшими затратами;

2. лучшая организация труда;

3. лучшие затраты труда;

4. меньше спешки и стрессов;

5. больше удовлетворения от работы;

6. большая мотивация труда;

7. повышение квалификации;

8. меньшая загруженность работой;

9. меньше ошибок при выполнении своих функций;

10. достижение профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем.

Главным преимуществом Зайверт считает рациональное использование и сбережение самого дефицитного и важного личного ресурса - собственного времени.

Оценивая полезность этой концепции самоменеджмента, стоит сразу оговориться, что проблемы карьеры в ней не рассматриваются. Вместе с тем ее практическая полезность для осуществления деловой карьеры не вызывает сомнения и состоит в следующем:

А) дает целостное представление о сущности самоменеджмента, начиная от его определения, через выделение функций, целей, техники самоменеджмента, и указывая на преимущества;

Б) нацеливает на индивидуальную управленческую деятельность в каждом из основных составных элементов самоменеджмента - постановке целей, планировании, принятии решений, реализации и организации, контроле в сочетании с информацией и коммуникацией в каждом из элементов, т. е налицо опора на классическую теорию менеджмента, его индивидуализация;

В) ориентирует на самооценку потенциала менеджера в каждой из функций, позволяет сравнить результат с требуемой нормой, рекомендует, как практически улучшить результат;

Г) предлагаемая логика реализации самоменеджмента рассчитана на самообучение рациональному использованию времени, целеустремленной плановой, уверенной работе с уменьшением угрозы стрессов и ежедневным достижением успеха, эквивалентом которого может служить высвобожденное личное время.

Как итог эта концепция и техника менеджмента может быть использована для самоменеджмента деловой карьеры в той его части, где речь идет о самооценке своих деловых качеств и их саморазвитии как предпосылке достижения успеха на каждом месте работы, о сокращении времени освоения работы (очередной ступени карьеры). Вместе с тем деловая карьера - это специфический объект управления (и самоуправления). Поэтому универсальные методы и приемы самоменеджмента не в состоянии обеспечить его эффективность в данном случае, поскольку не опираются на знание сущности и социальных механизмов деловой карьеры. Кроме того, фактор времени не всегда пригоден в качестве интегрального критерия успеха деловой карьеры: как известно, стремительная вертикальная карьера таит в себе опасность срывов и падений.

Авторы полагают, что внимание нужно сосредотачивать на том, что препятствует полной реализации всех личных возможностей. Поступая таким образом, можно обеспечить быстрый прогресс, и этот успех позволяет поверить в реальность перемен в самом себе.

Ориентиром в саморазвитии служат критерии эффективного управления, которое требует у менеджера наличия:

способности управлять собой;

разумных личных ценностей;

четких личных целей;

упора на постоянный личный рост;

навыка решать проблемы;

изобретательности и способности к инновациям;

высокой способности влиять на окружающих;

знания современных управленческих подходов;

умения обучать и развивать подчиненных;

способности формировать и развивать эффективные рабочие группы.

Перечисленные критерии обеспечивают основу для оценки каждым работником своих возможностей по отношению к требованиям их работы. Когда какие-либо из указанных навыков и способностей отсутствуют у менеджера, возникает ограничение. В связи с этим авторами определены соответствующие ограничения, препятствующие деловой карьере.

2) Размытые личные ценности свойственны менеджерам, для которых не ясны собственные основные принципы или последние у них непостоянны, либо тем, чьи ценности не соответствуют времени. Такие менеджеры ограничены размытостью личных ценностей.

3) Смутные личные цели присущи менеджерам, не способным определять цели или стремящимся к недостижимым либо к нежелательным целям. Они недооценивают альтернативные варианты и упускают поэтому важные возможности, а на незначительные вопросы расходуют все время и силы. Подобные менеджеры ограничены нечеткостью личных целей.

4) Остановленное саморазвитие встречается у тех менеджеров, которые не могут преодолеть свои слабости и работать над собственным ростом. Они недостаточно динамичны, склонны избегать острых ситуаций, позволяют скрытым способностям так и остаться неразвитыми, теряют природную гибкость, и их деловая жизнь превращается в рутину тем более, чем чаще они в интересах личной безопасности исключают из своей деятельности риск. Такие менеджеры ограничены остановленным саморазвитием.

5) Недостаточность навыка решать проблемы обнаруживается у тех менеджеров, которые не могут методично и рационально работать над решением проблем и добиваться качественных результатов, проводить совещания по решению проблем, установлению целей, обработке информации, планированию и контролю. Эти менеджеры ограничены недостаточностью навыка решать проблемы.

6) Недостаток творческого подхода присущ менеджерам, не знакомым с методами повышения изобретательности или же считающими их несерьезными и поверхностными. Высокая изобретательность требует готовности бороться с препятствиями и неудачами. Руководители, не желающие из-за трудностей экспериментировать, рисковать или сохранять творческий подход к работе, ограничены недостатком творческого подхода.

7) Неумение влиять на людей присуще тем менеджерам, которые не способны получить требуемые поддержку и участие и в результате не могут обеспечить необходимые для успеха ресурсы. Недостаточно настойчивые руководители с недостаточно развитым умением выражать себя и слушать других, не устанавливающие взаимодействие с людьми, ограничены неумением влиять на окружающих.

8) Недостаточное понимание особенностей управленческого труда свойственно руководителям, которые не стремятся устанавливать обратные связи, не способны заинтересовать своих подчиненных перспективой выделения себя среди других. Руководители, недостаточно понимающие мотивацию работников и управленческих стиль которых устарел, не соответствует условиям, неэтичен или негуманен, ограничены недостаточным пониманием сути управленческого труда.

9) Слабые навыки руководства менеджера проявляются в результатах работы и взаимоотношениях подчиненных в группах. Внутри таких групп роли обычно плохо определены, организация работы расточительна, а взаимоотношения оставляют желать лучшего. Здесь мало кто признает вклад руководителя, и моральное состояние группы зачастую быстро ухудшается. Менеджеры, не умеющие добиваться практических результатов от своих подчиненных, ограничены недостатком способности руководить.

10) Неумение обучать обнаруживается у менеджеров, не способных помочь подчиненным в саморазвитии. Требования по их обучению четко не определяются и времени на саморазвитие не хватает. Люди часто работают, не имея обратной связи с руководителем, а его оценки и рекомендации формальны. Менеджеры, которым не хватает способности или желания помогать совершенствованию других, ограничены неумением обучать.

11) Низкая способность формировать коллектив присуща руководителю тогда, когда ему не удается превратить группу в квалифицированный и результативный коллектив, ее работа обычно сопровождается трудностями или не дает отдачи. Менеджеры, не создающие благоприятный климат или эффективные рабочие механизмы, ограничены низким умением сформировать группу.

Как видно, каждое из ограничений, будучи преодоленным в результате самоменеджмента, способствует повышению профессионального управленческого и творческого потенциала работника и тем самым увеличивает его шансы и перспективы успешной деловой карьеры.

Переходя к рассмотрению отечественных концепций самоменеджмента, заметим, что большинство из них носит прикладной, практический характер; в них имеется центральная идея, для реализации которой формируется блок технологий самоменеджмента. В отличие от них Карпичев предпринял попытку обозначить контуры как бы междисциплинарной модели самоменеджмента, опирающейся на совокупность человековедческих наук [7, с.103-106]. Контуры модели очерчены следующими концептуальными положениями.

1. Острая необходимость в рациональной организации самодеятельности индивида, создании личностных предпосылок для выполнения управленческих функций вызвана все более усложняющейся человеческой деятельностью.

4. Самоменеджмент предполагает опережающее отражение действительности. Для него характерно управление по слабым сигналам, ориентация на стратегические неожиданности.

5. Самоменеджмент - это способ организации жизни. Его нельзя воспринимать как элементарный набор тех или иных правил, зафиксированных житейской мудростью в пословицах и поговорках. Он исходит их факта уникальности индивидуальной жизни. Построенный на плюралистических системах ценностей, самоменеджмент тесно соприкасается и с религиозным способом организации жизни, особенно в плане поиска новых возможностей, укрепления духа и воли, упрощения неадекватных желаний, обогащения жизненных представлений.

6. Самоменеджмент всегда ситуативен, разрушает любой стереотип. Это искусство открывания себя в мире.

Конечно, предложенные контуры модели нуждаются в дальнейшей углубленной переработке, некоторые предложения не выглядят бесспорными.

Еще одна концепция самоменеджмента основана на идее культуры деловой жизни, постижение которой и является целью самоменеджмента. Через определение культуры автор концепции А. Хроленко раскрывает структуру целевых ориентиров самоменеджмента, которые проявляются в умении жить с согласии с другими, вести беседу и организовывать совещание, писать личные и деловые письма, слушать и слышать человека, организовывать свою жизнь и отдых [13, с. 21-35]. В соответствии с таким пониманием самоменеджмент представляет собой набор полезных сентенций, рассуждений и практических деловых советов для повышения своего уровня деловой культуры в различных ее аспектах. Речь идет о технике личной работы, культуре делового письма, культуре взаимоотношений с людьми, искусстве деловой беседы, организации делового совещания, методике выступления, образе жизни менеджера.

Связь самоменеджмента с деловой культурой прослеживается в том, что расширение профессиональных возможностей личности в результате работы по совершенствованию своих деловых качеств создает основу для служебного роста.

Следующая анализируемая концепция, которой завершается рассмотрение научных идей самоменеджмента, наиболее именно сориентирована на карьеру. Авторы концепции Бабель и Хайнц Швальбе в качестве центральной составляющей выбрали связь карьеры с успехом [14, с. 33-45]. Именно ориентация на достижение успеха, то есть результата деятельности, соотнесенного с ожиданиями, системой ценностей, жизненными целями индивида, а также получающего положительную общественную и социальную оценку, служит главным мотивом продвижения по ступеням деловой карьеры.

- какие усилия работник готов затратить для достижения успеха?

- готов ли он работать самостоятельно или под началом?

- в какой степени он готов рисковать ради успеха?

- какой путь более приемлем - предпринимательская или служебная карьера?

Предлагаются деловые советы по организации своего дела в сложных рыночных условиях современной экономики.

Таким образом, эта концепция ценна своей нацеленностью на успех как результат и критерий деловой карьеры. При этом работа по саморазвитию приобретает направленность на достижение делового или профессионального успеха, что придает ей сильную мотивацию. В то же время недостает подкрепления общих практических советов методиками и тестами самооценки, технологиями саморазвития и другими психолого-педагогическими инструментами работы над собой по осуществлению карьеры.

Таким образом, вряд ли какая-либо из проанализированных концепций самоменеджмента может быть предложена в качестве достаточно обоснованной и эффективной методики управления собственной карьерой. Хотя, вне сомнений, каждая из них предлагает немало полезных методов, приемов, советов и рекомендаций, которые можно использовать в самоменеджменте деловой карьеры.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Самоменеджмент. Презентация на заданную тему содержит 29 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Самоменеджмент Доцент кафедры управления персоналом, сервиса и туризма, к.э.н. Докашенко Людмила Владимировна

План 1. Понятие и сущность самоменеджмента 2. Генезис самоменеджмента 3. Принципы самоменеджмента 4. Концепции самоменеджмента

Цель лекции Изучить теорию и практику самоменеджмента Приобрести навыки повышения работоспособности Рассмотреть методы управления карьерой Ознакомиться с принципами самоуправления

Оцените результат теста 0-15 баллов — вы не планируете свое время и находитесь во власти внешних обстоятельств. Некоторых из целей вы добиваетесь, если составляете список приоритетов и придерживаетесь его; 16 -20 баллов — вы пытаетесь овладеть своим временем, но не всегда достаточно последовательны, чтобы иметь успех; 21 -25 баллов — у вас хороший самоменеджмент; 26-30 баллов — вы можете служить образцом каждому, кто хочет научиться рационально использовать свое время.

Hесколько ранее понятие „самоменеджмент” было введено в научный оборот Л. Зайвертом, руководителем Института рационального использования времени в Германии. Интерес к этой проблеме не случаен. Он обусловлен логикой развития управленческих знаний.
Самоменеджмент как новое направление в современном менеджменте возник в ответ на изменения в управленческой ситуации в мире:
• возрастание масштабов и динамизм изменений в предпринимательстве и бизнесе требуют от менеджеров освоения новых подходов и навыков управления, борьбы с возможностью собственного отставания, непрерывности саморазвития;
• нарастание неопределенности, давления и напряженности в различных формах жизнедеятельности организаций и связанных с этим стрессов требуют от менеджеров умения управлять собой;
• превращение творческого потенциала работника в самый ценный капитал организации выдвигает требование сохранения и развития этого потенциала, в том числе и самими работниками;

Работа состоит из 1 файл

1. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ САМОМЕНЕДЖМЕНТА

Hесколько ранее понятие „самоменеджмент” было введено в научный оборот Л. Зайвертом, руководителем Института рационального использования времени в Германии. Интерес к этой проблеме не случаен. Он обусловлен логикой развития управленческих знаний.

Самоменеджмент как новое направление в современном менеджменте возник в ответ на изменения в управленческой ситуации в мире:

• возрастание масштабов и динамизм изменений в предпринимательстве и бизнесе требуют от менеджеров освоения новых подходов и навыков управления, борьбы с возможностью собственного отставания, непрерывности саморазвития;

• нарастание неопределенности, давления и напряженности в различных формах жизнедеятельности организаций и связанных с этим стрессов требуют от менеджеров умения управлять собой;

• превращение творческого потенциала работника в самый ценный капитал организации выдвигает требование сохранения и развития этого потенциала, в том числе и самими работниками;

• исчерпание возможностей многих традиционных школ и методов управления ставит менеджеров перед необходимостью освоения современных управленческих приемов переоценки своего потенциала и работы над его развитием.

Рассмотрим концептуальный подход к самоменеджменту Л. Зайверта. В его определении самоменеджмент — это последовательное и целенаправленное применение испытанных методов работы в повседневной практике для оптимального, осмысленного использования своего времени. Деловая карьера с позиций менеджмента человеческих ресурсов рассматривается как самореализация работником своего творческого потенциала в процессе его служебного и профессионального продвижения и соответствующей работы над повышением уровня своих деловых и личностных качеств.

Соответственно основная цель самоменеджмента — максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.

Hа самоменеджмент возлагается выполнение определенных функций, в виде которых представлено ежедневное решение разного рода задач и проблем. Функции находятся в определенной взаимозависимости и, как правило, реализуются в определенной последовательности.

Подобный процесс самоменеджмента представлен как своего рода круг правил, наглядно демонстрирующих связи между отдельными функциями самоменеджмента (схема 1).

Во внешнем круге обозначены пять функций:

1 — постановка целей (анализ и формирование личных целей);

2 — планирование (разработка планов и альтернативных вариан тов

3 — принятие решений (принятие решений по предстоящим делам);

4 — реализация и организация (составление распорядка дня и организация личного трудового процесса для осуществления поставленных задач);

5 — контроль (самоконтроль и контроль итогов (в случае необходимости — корректировка целей)).

Во внутреннем круге размещена функция 6 — информация и коммуникация (поиск и обмен информацией, осуществление коммуникационных связей, необходимое на всех фазах процесса самоменеджмента).

К преимуществам самоменеджмента Л. Зайверт относит:

1) выполнение работы с меньшими затратами; 2) лучшая организация труда; 3) лучшие результаты труда; 4) меньше спешки и стрессов; 5) больше удовлетворения от работы; 6) большая мотивация труда;

7) повышение квалификации; 8) меньшая загруженность работой; 9) меньше ошибок при выполнении своих функций; 10) достижение профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем.

Главным преимуществом Л. Зайверт считает рациональное использование и сбережение самого дефицитного и важного личного ресурса — собственного времени. Оценивая полезность этой концепции самоменеджмента, мы должны сразу оговориться, что проблемы карьеры в ней не рассматриваются.

Следующая концепция самоменеджмента (заметим, что сами авторы — М. Вудкок и Д. Френсис — этот термин не употребляют) построена на идее ограничений1. Под ограничением понимают фактор, сдерживающий потенциал и результаты работы “системы” организации в целом, группы или индивида. Теории ограничений предлагают в качестве быстрейшего и наиболее практичного способа осуществления ускоренного саморазвития изучение, осознание и преодоление ограничений, препятствующих успеху и личному росту.

Авторы полагают, что внимание нужно сосредоточивать на том, что препятствует полной реализации всех личных возможностей. Поступая таким образом, можно обеспечить быстрый прогресс, и этот успех позволяет поверить в реальность перемен в самом себе.

Ориентиром в саморазвитии служат критерии эффективного управления, которое требует наличия у менеджера: способности управлять собой; разумных личных ценностей; четких личных целей; упора на постоянный личный рост; навыка решать проблемы; изобретательности и способности к инновациям; высокой способности влиять на окружающих; знания современных управленческих подходов; способности руководить; умения обучать и развивать подчиненных; способности формировать и развивать эффективные рабочие группы.

Следовательно, эта концепция и техника самоменеджмента вполне применимы для осуществления деловой карьеры, поскольку предлагают целостную методику самоусовершенствования деловых качеств менеджера, повышения его творческого потенциала, что способствует росту возможностей для успешной карьеры.

Переходя к рассмотрению отечественных концепций самоменеджмента, заметим, что большинство из них носит прикладной, практический характер; в них имеется центральная, стержневая идея, для реализации которой формируется блок технологий самоменеджмента. В отличие от них В. Карпичев предпринял попытку обозначить контуры как бы междисциплинарной модели самоменеджмента, опирающейся на совокупность человековедческих наук. Контуры модели очерчены следующими концептуальными положениями.

1. Острая необходимость в рациональной организации самодеятельности индивида, создании личностных предпосылок для выполнения управленческих функций вызвана все более усложняющейся человеческой деятельностью.

2. Самоменеджмент — система, к которой вполне подходит определение “управляемая анархия”. В данном аспекте он принадлежит к объектам, изучаемым социосинергетикой как теорией самоорганизации открытых, динамических, неравновесных социальных систем. Самоменеджмент направлен на субъект управления и раскрывается такими понятиями, как самоуправление, самоорганизация, саморегуляция, самовоспитание.

3. Самоменеджмент — это многоуровневый процесс самодеятельности, возвышения личности. Он представляет собой смену состояний, качеств, что предполагает наличие определенных тенденций, этапов.

4. Самоменеджмент предполагает опережающее отражение действительности. Для него характерно управление по слабым сигналам, ориентация на стратегические неожиданности. Самоменеджмент не ограничивается внутренними процессами, он включает проектирование внешней социальной среды в интересах субъекта управления.

5. Самоменеджмент — это способ организации жизни. Его нельзя воспринимать как элементарный набор тех или иных правил, зафиксированных житейской мудростью в пословицах и поговорках. Он исходит из факта уникальности индивидуальной жизни. Построенный на плюралистических системах ценностей, самоменеджмент тесно соприкасается и с религиозным способом организации жизни, особенно в плане поиска новых возможностей, укрепления духа и воли, укрощения неадекватных желаний, обогащения жизненных представлений. Развитие личности менеджера в самоменеджменте — важнейшая проблема, имеющая методологическое значение.

6. Самоменеджмент всегда ситуативен, разрушает любой стереотип, порой алогичен. Это — искусство открывания себя в мире, следовательно, всегда тайна, прикосновение к которой увлекательно и бесконечно. Включая обобщенный и теоретически осмысленный опыт мировой цивилизации, самоменеджмент глубоко индивидуален, окрашен талантом и личным опытом.

Определенный интерес для осуществления деловой карьеры представляет концепция самоменеджмента, предложенная В. Андреевым.

Она основана на стремлении к саморазвитию в себе творческой личности. Центральная идея концепции состоит в выделении в качестве интегральной обобщенной характеристики современного менеджера, творческого характера его личности, то есть личности, способной к непрерывному саморазвитию и самореализации в одном, а чаще всего в нескольких видах профессионально-творческой деятельности.

Подобный подход ценен тем, что раскрывает механизм самосозидания человека-творца — психолого-педагогический механизм саморазвития личности, включающий все процессы “самости” в их интегрированном виде: самопознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование, самоконтроль, самосозидание, самооздоровление, а также процесс самореализации себя в одном или нескольких социально обусловленных видах творческой деятельности.

Еще одна концепция самоменеджмента основана на идее культуры деловой жизни, постижение которой и является целью самоменеджмента. Через определение культуры автор концепции А. Хроленко раскрывает структуру целевых ориентиров самоменеджмента, которые проявляются в умении жить в согласии с другими, вести беседу и организовать совещание, писать личные и деловые письма, слушать и слышать человека, организовать свою жизнь и отдых. В соответствии с таким пониманием самоменеджмент представляет собой набор полезных сентенций, рассуждений и практических деловых советов для повышения своего уровня деловой культуры в различных ее аспектах. Речь идет о технике личной работы, культуре делового письма, культуре взаимоотношений с людьми, искусстве деловой беседы, организации делового совещания, методике выступления, образе жизни менеджера.

Связь самоменеджмента с деловой карьерой прослеживается в том, что расширение профессиональных возможностей личности в результате работы по совершенствованию своих деловых качеств создает основу для служебного роста.

Как видим, и эта концепция самоменеджмента оказывает косвенное влияние на карьеру — через повышение делового потенциала работника. В то же время в ней отсутствует блок самооценки, что делает методические советы пригодными для “общего употребления” без учета возможностей и направленности конкретной личности.

К тому же, как и в предыдущих концепциях самоменеджмента, остаются неучтенными механизмы и закономерности процесса деловой карьеры.

Завершим рассмотрение концепцией самоменеджмента, которая по своей направленности наиболее сориентирована именно на карьеру. Авторы концепции Бербель и Хайнц Швальбе в качестве центральной идеи выбрали связь карьеры с успехом1. Именно ориентация на достижение успеха, то есть результата деятельности, соотнесенного с ожиданиями, системой ценностей, жизненными целями индивида, а также получающего положительную общественную и социальную оценку, служит главным мотивом продвижения по ступеням деловой карьеры.

Отметим справедливость наблюдения авторов, что люди, ориентирующиеся на успех, надеются прежде всего на свои деловые качества. Поэтому путь к успеху лежит через самопознание и совершенствование своих деловых качеств. Предлагая читателям ряд практических советов и методик по саморазвитию совокупности деловых качеств для достижения успеха, исследователи предостерегают: тренировка способностей, которые даны от природы, или совершенствование личностных качеств — это еще половина дела, важно уметь трансформировать результаты, добытые упорным трудом самосовершенствования, в деловой или профессиональный успех.


связи с реализацией задач профессиональной подготовки менеджеров ( см .: Щёкин Г . В .


на свои ограничения глазами окружающих ( тест ) и с позиций требо -

ваний непосредственной работы и , наконец , практическое руковод -

Следовательно , эта концепция и техника самоменеджмента впол -

не применимы для осуществления деловой карьеры , поскольку пред -

лагают целостную методику самоусовершенствования деловых ка -

честв менеджера , повышения его творческого потенциала , что спо -

собствует росту возможностей для успешной карьеры . Работа над

устранением ограничений “H еумение управлять собой ” и “ Останов -

ленное саморазвитие ” выступает как механизм общей подготовки к

карьере и поэтапной подготовки перехода на новую работу . Вместе с

тем специфика самоменеджмента деловой карьеры в ней практичес -

Переходя к рассмотрению отечественных концепций самоменедж -

мента , заметим , что большинство из них носит прикладной , практи -

ческий характер ; в них имеется центральная , стержневая идея , для

реализации которой формируется блок технологий самоменеджмен -

та . В отличие от них В . Карпичев предпринял попытку обозначить

контуры как бы междисциплинарной модели самоменеджмента , опи -

ли очерчены следующими концептуальными положениями .

1. Острая необходимость в рациональной организации самодея -

тельности индивида , создании личностных предпосылок для выпол -

нения управленческих функций вызвана все более усложняющейся

2. Самоменеджмент — система , к которой вполне подходит опре -

деление “ управляемая анархия ”. В данном аспекте он принадлежит к

объектам , изучаемым социосинергетикой как теорией самооргани -

зации открытых , динамических , неравновесных социальных систем .

Самоменеджмент направлен на субъект управления и раскрывается

такими понятиями , как самоуправление , самоорганизация , саморе -

3. Самоменеджмент — это многоуровневый процесс самодеятель -

ности , возвышения личности . Он представляет собой смену состоя -

ний , качеств , что предполагает наличие определенных тенденций ,

Эффективный самоменеджмент имеет объективные предпосылки :

он “ вписан ” в человеческую природу ( биоритмы , генетическая про -


грамма ), тесно связан с организацией ( вещей , людей , идей , отноше -

4. Самоменеджмент предполагает опережающее отражение дей -

ствительности . Для него характерно управление по слабым сигналам ,

ориентация на стратегические неожиданности . Самоменеджмент не

ограничивается внутренними процессами , он включает проектиро -

вание внешней социальной среды в интересах субъекта управления .

5. Самоменеджмент — это способ организации жизни . Его нельзя

воспринимать как элементарный набор тех или иных правил , зафик -

сированных житейской мудростью в пословицах и поговорках . Он

исходит из факта уникальности индивидуальной жизни . Построен -

ный на плюралистических системах ценностей , самоменеджмент тес -

но соприкасается и с религиозным способом организации жизни , осо -

бенно в плане поиска новых возможностей , укрепления духа и воли ,

укрощения неадекватных желаний , обогащения жизненных представ -

Развитие личности менеджера в самоменеджменте — важнейшая

6. Самоменеджмент всегда ситуативен , разрушает любой стереотип ,

порой алогичен . Это — искусство открывания себя в мире , следова -

тельно , всегда тайна , прикосновение к которой увлекательно и беско -

нечно . Включая обобщенный и теоретически осмысленный опыт ми -

ровой цивилизации , самоменеджмент глубоко индивидуален , окрашен

Как видим , предложенные контуры модели нуждаются в дальней -

шей углубленной проработке . К тому же некоторые положения не

Вряд ли целесообразно , например , включать в структуру самоме -

неджмента “ проектирование внешней социальной среды в интересах

Трудно согласиться с утверждением автора о тесном соприкосно -

вении самоменеджмента с религиозным способом организации жиз -

ни . Конечно , самоменеджмент возможен и в религиозной деятельно -

сти , однако вряд ли его специфика в этом случае может быть распро -

И , наконец , вызывает сомнение утверждение , что самоменедж -

мент “ всегда ситуативен ” и “ глубоко индивидуален ”. Ведь в таком


понимании он ( самоменеджмент ) не мог бы быть объектом изучения

науки , поскольку не подчинялся бы каким - либо закономерностям .

Заслуживает внимания идея В . Карпичева о самоменеджменте как

совокупности социальных и человековедческих технологий

нологией самоменеджмента понимается совокупность способов , при -

емов , операций , процедур , алгоритмов , форм перехода из одного со -

стояния личности в другое , осуществление заданных результатов или

поддержание прежнего состояния . Поскольку социальные техноло -

гии предусматривают упорядочение социальных систем , технология

самоменеджмента предполагает упорядочение системы самодеятель -

Автор обозначает некоторые аспекты технологии самоменедж -

мента , в частности планирование и структурирование времени ( прин -

ципы Парето , Эйзенхауэра ), учет и расчет рабочего и свободного вре -

мени по германской методике “ Альпы ”, опыт финских и японских

менеджеров , рекомендации А . Гастева ; восточный опыт управления

временем ( Калагия ), алгоритмы целеполагания , иерархизация целей ,

“ жизненные сценарии ” и программы ; типы , способы , правила и

формы саморегуляции , управление Я - состояниями ( по Э . Берну и

Р . Шмидту ), условия оптимального ритма мыслительной деятельно -

сти , программирование подсознания , принципы самообучения , по -

иск и переработку информации ; алгоритмы проектирования внеш -

ней среды ( выбор моделей жизни , смена обстоятельств , адаптация в

новой среде , факторы построения , сохранения и восстановления пер -

сональных отношений , поведение в экстремальной ситуации ).

Соглашаясь с автором в том , что “ подобный перечень не дает ре -

ального представления о самоменеджменте ”, следует отметить плодо -

творность проделанной им работы , ее полезность для последующих

научных и практических разработок проблем самоменеджмента .

Определенный интерес для осуществления деловой карьеры пред -

ставляет концепция самоменеджмента , предложенная В . Андреевым

Она основана на стремлении к саморазвитию в себе творческой лич -

ности . Центральная идея концепции состоит в выделении в качестве

интегральной обобщенной характеристики современного менеджера ,

творческого характера его личности , то есть личности , способной к

непрерывному саморазвитию и самореализации в одном , а чаще всего в

нескольких видах профессионально - творческой деятельности .

См .: Андреев В . И . Саморазвитие менеджера . — М .: H ар . образование , 1995. —

Подобный подход ценен тем , что раскрывает механизм самосо -

зидания человека - творца — психолого - педагогический механизм само -

развития личности , включающий все процессы “ самости ” в их инте -

грированном виде : самопознание , самоопределение , самоуправление ,

самосовершенствование , самоконтроль , самосозидание , самооздоровле -

ние , а также процесс самореализации себя в одном или нескольких со -

циально обусловленных видах творческой деятельности .

Каждый менеджер , какими бы выдающимися творческими спо -

собностями он ни обладал , имеет неповторимые индивидуальные

особенности . Глубокое знание своих индивидуальных особенностей

и способностей чрезвычайно важно , так как это , по существу , знание

В качестве исходной позиции для саморазвития выделяется опреде -

ление своего типа творческой личности . С этой целью предлагаются

18 характеристик различных творческих типов личности менеджера ,

Знакомство с характеристиками каждого типа позволяет оценить

наличие их в баллах по девятибалльной шкале и построить профиль

творческой личности , определив ее сильные и слабые стороны .

В дальнейшем предлагается серия тестов и методик по оценке и раз -

витию необходимых сторон личности : менталитета , уровня интелли -

гентности , способности к риску , уровня конкурентоспособности , спо -


собности к самоуправлению и коммуникативно - лидерских способ -

ностей , а также способности к самообразованию и саморазвитию .

H а основании результатов самооценки даются методические советы

по разработке программ самообразования и саморазвития .

Следовательно , концепция и технология самоменеджмента , осно -

ванного на идее саморазвития творческой личности менеджера , так -

же применима для осуществления деловой карьеры . Ее методики

можно использовать для самооценки своих деловых качеств , а также

для повышения своего делового потенциала с целью увеличения шан -

Однако остаются неучтенными специфика управления ( и самоуп -

равления ) именно деловой карьерой , особенности ее механизмов .

Еще одна концепция самоменеджмента основана на идее культу -

ры деловой жизни , постижение которой и является целью самоменедж -

мента . Через определение культуры автор концепции А . Хроленко

раскрывает структуру целевых ориентиров самоменеджмента , кото -

рые проявляются в умении жить в согласии с другими , вести беседу и

организовать совещание , писать личные и деловые письма , слушать

и слышать человека , организовать свою жизнь и отдых

ствии с таким пониманием самоменеджмент представляет собой на -

бор полезных сентенций , рассуждений и практических деловых сове -

тов для повышения своего уровня деловой культуры в различных ее

аспектах . Речь идет о технике личной работы , культуре делового

письма , культуре взаимоотношений с людьми , искусстве деловой бе -

седы , организации делового совещания , методике выступления , об -

Связь самоменеджмента с деловой карьерой прослеживается в

том , что расширение профессиональных возможностей личности в

результате работы по совершенствованию своих деловых качеств

Как видим , и эта концепция самоменеджмента оказывает косвен -

ное влияние на карьеру — через повышение делового потенциала

работника . В то же время в ней отсутствует блок самооценки , что

делает методические советы пригодными для “ общего употребления ”

без учета возможностей и направленности конкретной личности .

К тому же , как и в предыдущих концепциях самоменеджмента ,

остаются неучтенными механизмы и закономерности процесса дело -

См .: Хроленко А . Т . Самоменеджмент : для тех , кому от 16 до 20. — М .: Экономика ,


Завершим рассмотрение концепцией самоменеджмента , которая

по своей направленности наиболее сориентирована именно на карь -

еру . Авторы концепции Бербель и Хайнц Швальбе в качестве цент -

на достижение успеха , то есть результата деятельности , соотнесенно -

го с ожиданиями , системой ценностей , жизненными целями индиви -

да , а также получающего положительную общественную и социаль -

ную оценку , служит главным мотивом продвижения по ступеням де -

Отметим справедливость наблюдения авторов , что люди , ориен -

тирующиеся на успех , надеются прежде всего на свои деловые каче -

ства . Поэтому путь к успеху лежит через самопознание и совершен -

ствование своих деловых качеств . Предлагая читателям ряд практи -

ческих советов и методик по саморазвитию совокупности деловых

качеств для достижения успеха , исследователи предостерегают : тре -

нировка способностей , которые даны от природы , или совершенство -

вание личностных качеств — это еще половина дела , важно уметь

трансформировать результаты , добытые упорным трудом самосовер -

шенствования , в деловой или профессиональный успех .

Для этого необходима личная концепция деловой карьеры , объек -

тивно учитывающая собственные достоинства и недостатки и ориен -

тированная на свои представления об успехе . Такая концепция мо -

какие усилия работник готов затратить для достижения успеха ?

готов ли он работать самостоятельно или под началом ?

какой путь более приемлем — предпринимательская или служеб -

Завершают работу деловые советы по организации своего дела в

Таким образом , эта концепция ценна своей нацеленностью на ус -

пех как результат и критерий деловой карьеры . При этом работа по

саморазвитию приобретает направленность на достижение делового

или профессионального успеха , что придает ей сильную мотивацию .

В то же время недостает подкрепления общих , “ универсальных ” прак -

тических советов методиками и тестами самооценки , технологиями

саморазвития и другими психолого - педагогическими инструмента -

ми работы над собой по осуществлению карьеры . К тому же эта кон -

цепция , как и предыдущие , не опирается на знания о механизмах де -

Таким образом , вряд ли какая - либо из рассмотренных концепций

самоменеджмента может быть предложена в качестве достаточно обо -

снованной и эффективной методики управления собственной карье -

рой . Хотя , вне сомнений , каждая из них предлагает немало полезных

методов , приемов , советов и рекомендаций , которые можно использо -

вать в самоменеджменте деловой карьеры . H еобходимо только понять

сущность процесса деловой карьеры , познать ее социально - психоло -

гические механизмы , чтобы на их основе разработать систему эффек -

тивных приемов и методов самопознания , самооценки , самореализа -

1. Самоменеджмент как новое направление в традиционном ме -

неджменте возник в результате его психологизации и социологиза -

ции в ответ на общественную потребность в более полном использо -

2. Самоменеджмент понимается как последовательное и целена -

правленное использование эффективных методов , приемов и техноло -

гий самореализации и саморазвития своего творческого потенциала .

3. Большинство описанных в литературе концепций самоменедж -

мента построены на стержневой идее , вокруг которой формируется

система методик и приемов работы над собой по реализации этой

идеи . В концепции Л . Зайверта — это экономия своего времени ;

в концепции М . Вудкока и Д . Френсиса — преодоление собственных

ограничений ; в концепции В . Андреева — саморазвитие творческой

личности ; в концепции А . Хроленко — повышение личной культуры

деловой жизни ; в концепции Б . и Х . Швальбе — достижение личного

4. Каждый из концептуальных подходов в комплексе с методи -

ками их реализации может использоваться для самооценки и само -

развития деловых качеств работника , повышения им своего дело -

вого потенциала , что увеличит шансы и перспективы успешного

продвижения по ступеням деловой карьеры . Однако самоменедж -

мент деловой карьеры должен строиться на основе понимания сущ -

ности самой деловой карьеры , знания социально - психологических

механизмов ее осуществления , и прежде всего адаптивно - развива -


Подходы к пониманию сущности деловой карьеры , рассмотренные

ранее , позволяют определить исходные теоретические предпосылки

для разработки интегративной концепции , ориентированной на рас -

крытие внутренних механизмов “ карьерного ” поведения человека .

Под концепцией ( от лат . conceptio — единый замысел , ведущая

мысль ) здесь понимается основанная на определенных идеях и тео -

рии система взглядов , способ понимания самоменеджмента деловой

Для понимания структуры и взаимосвязи этих идей используем ме -

тод моделирования , представив явление деловой карьеры как сопоста -

вимый идеальный образ - модель . Удачным , на наш взгляд , прообразом

здесь может служить модель стратифицированного общества , ко -

торое П . Сорокин описывает в виде “ социального здания ”, жильцы

которого перемещаются с одного “ социального этапа ” на другой по

Понимание деловой карьеры как индивидуальной социально - тру -

довой мобильности дает основания для использования этой модели .

При этом “ здание ” представляет собой совокупность возможных де -

ловых карьер различного уровня и масштабов , разной направлен -

ности , которые образуют “ этажи ” и “ блоки ”. Движение индивида

между этажами — вертикальная карьера , между блоками , находящи -

мися на одном уровне , — горизонтальная . Такая модель предполага -

ет определенную структуру идей , раскрывающих сущность самоме -

1) идея , объясняющая , почему , для чего индивид реализует свою ка -

2) идея , раскрывающая , какие внутренние силы и механизмы двига -

См .: Энциклопедический социологический словарь / Под общ . ред . Г . В . Осипова . —

См .: Сорокин П . А . Человек . Цивилизация . Общество : Пер . с англ . — М .: Политиз -

Читайте также: