Ученик 10 класса готовит доклад на тему деятельность человека в приведенном списке выберите

Обновлено: 01.05.2024

4. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны. – 2 б.

1) Компонентами структуры любой деятельности является средство, мотивы, эмоции.

2) Познавательная деятельность в отличие откоммуникативной предполагает использование понятий и терминов.

3) Культура является результатом преобразующей деятельности человека.

4) Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный, целенаправленный характер.

5) Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.

5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и эле­мен­та­ми струк­ту­ры де­я­тель­но­сти: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. - 2 б.

ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) те­ат­раль­ные де­ко­ра­ции

В) те­ат­раль­ная труп­па

Г) му­зы­каль­ные ин­стру­мен­ты

Д) осве­ти­тель­ные при­бо­ры

1) субъ­ек­ты де­я­тель­но­сти

2) сред­ства де­я­тель­но­сти

6. Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков. - 2 б.

«В труде, уче­нии, ___________ (А) фор­ми­ру­ют­ся и про­яв­ля­ют­ся все сто­ро­ны пси­хи­ки.

Cлова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов боль­ше, чем вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

Список терминов.

1) осо­бен­ность

2) спо­соб­но­сти

8) де­я­тель­ность

7. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о по­треб­но­стях че­ло­ве­ка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны .- 2 б.

1) По­треб­но­стью яв­ля­ет­ся пе­ре­жи­ва­е­мая че­ло­ве­ком нужда в том, что не­об­хо­ди­мо для жизни.

2) По­треб­ность в са­мо­ре­а­ли­за­ции, са­мо­утвер­жде­нии от­но­сит­ся к иде­аль­ным по­треб­но­стям.

3) При­ме­ром био­ло­ги­че­ской по­треб­но­сти слу­жит по­треб­ность в по­зна­нии окру­жа­ю­ще­го мира.

4) По­треб­ность слу­жит по­бу­ди­тель­ным мо­ти­вом де­я­тель­но­сти.

5) По­треб­ность, как пра­ви­ло, на­прав­ле­на на какой-либо пред­мет, с по­мо­щью ко­то­ро­го она может быть удо­вле­тво­ре­на.

Прочитайте текст и выполните задания 8 -11


Со­зна­ние и де­я­тель­ность

Как и ак­тив­ность жи­вот­ных, де­я­тель­ность пред­став­ля­ет собой ин­фор­ма­ци­он­но на­прав­лен­ный про­цесс, пред­по­ла­га­ю­щий спо­соб­ность ори­ен­ти­ро­вать­ся в среде — вос­при­ни­мать зна­чи­мые со­об­ще­ния, пе­ре­ра­ба­ты­вать их в ко­манд­ные коды по­ве­де­ния, ко­то­рые вы­зы­ва­ют, на­прав­ля­ют и кон­тро­ли­ру­ют фи­зи­че­скую ре­ак­цию си­сте­мы.

Ин­фор­ма­ци­он­ное по­ве­де­ние че­ло­ве­ка опре­де­ля­ет­ся со­зна­ни­ем, ко­то­рое пред­став­ля­ет собой выс­шую форму раз­ви­тия пси­хи­ки жи­вот­ных, об­ла­да­ю­щих нерв­ной си­сте­мой, спо­соб­ных ощу­щать, вос­при­ни­мать и пред­став­лять окру­жа­ю­щую дей­стви­тель­ность.

8. Что, по мысли ав­то­ра, сбли­жа­ет по­ве­де­ние жи­вот­ных и де­я­тель­ность че­ло­ве­ка? Ка­ки­ми от­ли­чи­тель­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми автор на­де­ля­ет со­зна­ние (мыш­ле­ние) че­ло­ве­ка, срав­ни­вая с пси­хи­кой жи­вот­ных?. –2 б.

9. Как, по мысли ав­то­ра, из­ме­ня­ет­ся це­ле­по­ла­га­ние под вли­я­ни­ем ло­ги­че­ско­го мыш­ле­ния? При­ве­ди­те две ха­рак­те­ри­сти­ки.- 2 б.

10. Какое из двух по­ня­тий — це­ле­на­прав­лен­ность и це­ле­со­об­раз­ность — сле­ду­ет от­не­сти к де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка? Ар­гу­мен­ти­руй­те свой ответ, опи­ра­ясь на дан­ный текст, а также зна­ния из курса об­ще­ство­ве­де­ния. - 3 б.

11. При­ве­ди­те слова тек­ста, в ко­то­рых от­ра­же­на связь со­зна­ния и речи. Опи­ра­ясь на зна­ния из курса об­ще­ство­ве­де­ния, по­ка­жи­те зна­че­ние языка для сов­мест­ной де­я­тель­но­сти людей. - 3 б.

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о методах политической деятельности, и одно предложение, раскрывающее особенности политических действий. - 3 б.

менее 13 б. – «2

Часть I .

1. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таблице. - 1 б.

Активность и её виды

ВИДЫ АКТИВНОСТИ

ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Действия человека, в основе которых лежит мышление

Действия животных, основанные на инстинктах.

2. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тии пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние). - 1 б.

4. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны. – 2 б.

1) Де­я­тель­ность че­ло­ве­ка имеет со­зи­да­тель­ный и пре­об­ра­зо­ва­тель­ный ха­рак­тер.

2) Де­я­тель­ность че­ло­ве­ка все­це­ло опре­де­ля­ет­ся услов­ны­ми ре­флек­са­ми.

3) В от­ли­чие от по­ве­де­ния жи­вот­ных, де­я­тель­ность че­ло­ве­ка ори­ен­ти­ро­ва­на на удо­вле­тво­ре­ние по­треб­но­стей, дей­ству­ю­щих в дан­ный мо­мент вре­ме­ни.

4) Де­я­тель­ность че­ло­ве­ка вы­зы­ва­ет­ся со­ци­аль­ны­ми по­треб­но­стя­ми.

5) Де­я­тель­ность че­ло­ве­ка носит во­ле­вой и со­зна­тель­ный ха­рак­тер

5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между от­ли­чи­тель­ны­ми при­зна­ка­ми и ви­да­ми де­я­тель­но­сти, ко­то­рые они ил­лю­стри­ру­ют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. - 2 б.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) пре­об­ра­зо­ва­ние при­ро­ды и об­ще­ства ради удо­вле­тво­ре­ния лич­ных и со­ци­аль­ных по­треб­но­стей

Б) на­прав­лен­ность на прак­ти­че­ски по­лез­ный ре­зуль­тат – раз­лич­ные блага

В) фор­ми­ро­ва­ние зна­ний и уме­ний, раз­ви­тие мыш­ле­ния и со­зна­ния лич­но­сти

Г) по­бу­ди­тель­ный мотив за­клю­ча­ет­ся не в ре­зуль­та­те де­я­тель­но­сти, а в ее про­цес­се

Д) все сред­ства все­гда спе­ци­аль­но на­прав­ле­ны на из­ме­не­ние субъ­ек­та де­я­тель­но­сти

6. Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков. - 2 б.

Cлова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов боль­ше, чем вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

Список терминов.

1) потребность

2) деятельность

4) социальный

5) естественный

6) подлинный

7) социализация

9) идеальный (духовный)

7. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о ком­му­ни­ка­тив­ной де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны .- 2 б.

1) Одним из ба­рье­ров в про­цес­се ком­му­ни­ка­ции людей вы­сту­па­ет их лич­ная вза­им­ная не­при­язнь.

2) Сред­ством вер­баль­но­го об­ще­ния яв­ля­ет­ся ми­ми­ка.

3) Ин­фор­ма­ци­он­ное об­ще­ство со­зда­ло новые формы об­ще­ния.

4) Речь яв­ля­ет­ся самым про­дук­тив­ным ин­стру­мен­том че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ния.

5) Ос­нов­ной целью ком­му­ни­ка­ции яв­ля­ет­ся обмен эмо­ци­я­ми.

Прочитайте текст и выполните задания 8 -11

В этом плане це­ле­на­прав­лен­ная де­я­тель­ность, свой­ствен­ная людям, не ис­клю­ча­ет на­ли­чия у них на­бо­ра ре­гу­ля­то­ров по­ве­де­ния аль­тер­на­тив­ных со­зна­нию. В дей­стви­тель­но­сти де­я­тель­ность со­дер­жит в себе при­зна­ки не толь­ко про­стей­ше­го фи­зи­че­ско­го про­цес­са, но и при­спо­со­би­тель­но­го по­ве­де­ния жи­вот­ных, ак­тив­но­сти не в её ро­до­вом, а в су­гу­бо био­ло­ги­че­ском по­ни­ма­нии.

Мало того, что си­сте­ма че­ло­ве­че­ско­го со­зна­ния вклю­ча­ет в себя со­во­куп­ность эмо­ци­о­наль­ных про­цес­сов, со­про­вож­да­ю­щих и су­ще­ствен­но вли­я­ю­щих на це­ле­по­ла­га­ние. Сле­ду­ет при­знать, что не­об­хо­ди­мым внут­рен­ним ком­по­нен­том че­ло­ве­че­ско­го со­зна­ния яв­ля­ет­ся об­шир­ная сфера так на­зы­ва­е­мых бес­со­зна­тель­ных им­пуль­сов, без учёта ко­то­рых кар­ти­на со­ци­аль­но­го по­ве­де­ния че­ло­ве­ка будет явно не­пол­ной.

На языке пси­хо­ло­гии по­ве­ден­че­ские ре­ак­ции, в ко­то­рых от­сут­ству­ет со­зна­тель­ная ре­гу­ля­ция и кон­троль каж­до­го из не­об­хо­ди­мых дви­же­ний, име­ну­ют на­вы­ка­ми. Место со­зна­тель­но­го расчёта в них за­ни­ма­ет ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ное вос­при­я­тие дей­стви­тель­но­сти в форме дви­га­тель­ных и ин­тел­лек­ту­аль­ных на­вы­ков, яв­ля­ю­щих­ся ос­но­вой пол­но­цен­ной пред­мет­ной де­я­тель­но­сти во внеш­ней среде.

8. Какие со­став­ля­ю­щие, по мне­нию ав­то­ра, об­ра­зу­ют ком­по­зи­тив­ный ха­рак­тер со­ци­аль­но­го дей­ствия? Какие два при­зна­ка де­я­тель­но­сти, по­ми­мо це­ле­на­прав­лен­но­го ха­рак­те­ра, свой­ствен­но­го людям, на­зы­ва­ет автор?- 2 б.

9. Какие фак­то­ры по мне­нию ав­то­ра, кроме ло­ги­че­ских расчётов и пла­нов, обу­слав­ли­ва­ют со­ци­о­куль­тур­ное по­ве­де­ние че­ло­ве­ка? При­ве­ди­те два по­ло­же­ния. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, на­зо­ви­те ещё один любой фак­тор, не упо­мя­ну­тый в тек­сте.. - 2 б.

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о направлениях политической деятельности, и одно предложение, раскрывающее особенности этого вида деятельности. - 3 б.

менее 13 б. – «2

Контрольная работа по теме: «Деятельность как способ существования людей

Деятельность способ существования людей рабочий лист

Автор: Елена Викторовна Доброгорская

Населенный пункт: Алтайский край, г. Новоалтайск

Технологическая карта урока. Деятельность – способ существования людей.

Учебный предмет

Класс

ЦЕЛЬ:

Образовательная.

Развивающая.

Создать условия для развития:

— групповой самоорганизации обучающихся;

— умений и навыков ставить цели, планировать, проводить самооценку и самоконтроль учебной деятельности;

— умений работать с различными источниками информации.

Воспитательная.

Создать условия для:

-воспитания коммуникативной культуры, активной жизненной позиции, патриотизма;

-формирования интереса к гуманитарным знаниям;

Методы

Основные понятия, термины

Деятельность, потребность, виды потребностей, мотив, цель, средства, результат.

Тип урока

Открытия новых знаний

Планируемые результаты

Предметные универсальные учебные действия через следующие умения (ПрУУД):

владение понятиями “деятельность”, “потребности”

— целостное представление о структуре деятельности;

— умение раскрывать на отдельных примерах виды деятельности, мотивы и потребности людей;

— умение использовать знания о деятельности и потребностях в контексте учебных (при подготовке к ЕГЭ) и жизненных ситуаций

Метапредметные:

— умение классифицировать виды деятельности и потребности человека на основе определенных сравнений;

— умение использовать информацию о деятельности и потребностях, представленную в различных видах (в том числе в схемах и таблицах);

— умение соотносить общее и частное на примера видов деятельности и потребностей человека;

— способность давать обоснованные оценки мотивам деятельности

Личностные универсальные учебные действия (ЛУУД): — осознание значимости постановки цели деятельности и выбора средств её достижения для собственного личностного роста;

— понимание важности разнообразия собственной деятельности, способствующего удовлетворению различных потребностей и развитию интересов в разных сферах жизни;

Познавательные универсальные учебные действия через следующие умения (ПУУД): давать определения основным понятиям темы, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение, прогнозировать, умения преобразовывать информацию .

Коммуникативные:

уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работа с книгой, формулировать вопросы; владеть разными видами деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо); анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

Регулятивные: уметь самостоятельно определять цели своего обучения, и способы взаимодействия, принимать и сохранять учебную задачу; планировать, учитывая выделенные учителем ориентиры действия, проводить самооценку и самоконтроль учебной деятельности

Организация пространства:

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Этапы урока

Формируемые УУД (через систему умений)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Орг

момент

Здравствуйте. Давайте проверим все ли готово к началу урока.

Пожалуйста, разделитесь в группы, распределите роли.

Делятся на группы, определяют роли

Определение темы урока.

умения устанавливать аналогии;

умения преобразовывать информацию, прогнозировать;

слушать друг друга

Учитель раздает картинки с фото людей: игра на скрипки, копка огорода, чтение книги и т.д. Фото с животными: бобр строящий хатку, птица вьющая гнездо, медведь в цирке и т.д. ( прием мозговой штурм)

Рассмотрите, обсудите, распределите в группы, определив критерий деления.

Дайте название обеим группам.

Правильно: деятельность и следование инстинктам.

Какой критерий деления использовали. Правильно, сознание и инстинкт.

А может человек совсем ничего не делать?

Какова тема сегодняшнего урока?

Деятельность – способ существования людей.

Отвечают на вопросы учителя, распределяют фото.

прикрепляют к доске картинки

Определяют тему урока

Создание проблемной ситуа

ции

+поста

новка цели урока

Формировать умение участвовать в коллективном обсуждении проблем

ПУУД: формирование умения

сравнивать объекты, развивать способности к анализу, обобщению, доказыванию и формулировки выводов.

Ответьте на ряд вопросов.

Деятельность человека и инстинктивное поведение животных различны, а чем они различны?

А можно сначала нарисовать картину, а только потом только взять холст, краски и кисти?

Что побуждает человека к деятельности?

Определите цель урока

Отвечают на вопросы учителя

Ставят цель урока

Планирование.

ПУУД.: Способность к самостоятельному выделению этапов достижения цели планирования.

Просмотрите пункты параграфа,

составьте план урока.

Работают с учебником, записывают план работы

Открытие новых знаний.+ Самостоятельное

применение

новых знаний

РУУД. Сотрудничество с учителем и сверстниками, участие в коллективном обсуждении проблем.

РУУД. Формирование самооценки и самоконтроля.

умение работать со схемой, исторической картой, документом.

ПУУД: формирование умения

сравнивать объекты, развивать способности к анализу, обобщению, доказыванию и формулировки выводов

Развитие умения выражать свои мысли,

владения монологической и диалогической речью.

(Прием инсерт) Что такое деятельность? Составьте определение.

(это присущая, только человеку, форма взаимодействия с окружающим миром)

Вспомните правила составления определений. (Родовое понятие + признаки) Чего не хватает в определении. Правильно признаков.

Чтобы выявить признаки нужно ответить на вопрос:

Какой характер носит деятельность людей? (прием заверши фразу)

Выполните задание, выпишите характеристики в тетрадь.

Записывайте ответы в форме прилагательных.

1. В процессе деятельности человек преобразует себя и окружающий мир.

2) может иметь творческий, созидательный характер

3) создаёт объекты материальной и духовной культуры

4) преобразует самого человека, его способности, потребности

5) одна из основных характеристик – целеполагание

6)носит исключительно репродуктивный характер

7) в отличие от активности животного обусловлена необходимостью удовлетворения определённых потребностей

Сравните свои записи с текстом учебника. Дополните при необходимости.

Утверждение под п.7 не является верным, но в нем есть рациональная мысль, перечитайте, назовите еще одну характеристику деятельности:

— Направлена на удовлетворение потребностей.

Прочитайте примеры потребностей, разделите их на группы, назовите эти группы (заполните схему)

_____? ______? _______?

А) в познании мира

Б) в поиске смысла жизни

В) в двигательной активности

(Естественные, социальные, идеальные).

Запишите схему в тетрадь.

(Прием час редактора)

Вставьте пропущенные слова

«Мотивом __________(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная __________(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования __________(В), социальной группы, общества в целом.

Следующий пункт плана.

Структура деятельности.

Что является составляющими элементами деятельности? В структуре деятельности различаются её субъект – тот, кто осуществляет деятельность и объект – то, на что направлена деятельность

— Кто, по-вашему, может быть субъектом деятельности? (человек, группа людей, организация, государственный орган).

— Назовите возможные объекты деятельности (природные материалы, сферы или области жизни людей, сами люди).

Задание: прочитайте текст, ответьте на вопросы.

В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик” автор изображает помещика, по молитве которого Бог очистил все его владения от мужиков. Наслаждался этот помещик воздухом, освободившимся от запаха мякины и овчины, и мечтал о том, “какой он плодовый сад разведёт: “Вот тут будут груши и сливы; вот тут – персики, тут – грецкий орех!” Думал, “каких он коров разведёт, что ни кожи, ни мяса, а всё одно молоко, всё молоко. какой он клубники насадит, всё двойной да тройной, по пяти ягод на фунт, и сколько он этой клубники в Москве продаст”. Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют”, “остановились и подати и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса”.

Каковы были цели помещика?

Какие он выбрал средства для их достижения?

Привели ли действия помещика к тем результатам, к которым он стремился? Почему?

Беседа по вопросам, сопровождаемая составлением схемы (прием ступени вверх)

Перед нами структура деятельности, выполните задание (прием маркер)

В процессе подготовки к поступлению в технический вуз старшеклассник использует учебники и пособия, решает множество задач по математике и физике, участвует в олимпиадах. Выделите в данном примере субъект и объект, цели и средства деятельности.

На нашей лестнице осталось одна ступенька, в начале, с котом в мешке. Человек очень загадочное существо! Цель деятельности может быть одинаковой, например чтение книги это цель, а вот мотивы совершенно различны. Скажите почему вы читали книгу?

Что такое мотив?

Мотив — это побудительная причина деятельности.

Вот теперь структура деятельности представлена полностью.


Деятельность – способ существования людей

Сущность и структура деятельности.

Потребности и интересы.

Сознание и деятельность.

1. Сущность и структура деятельности.

Деятельность – это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром.

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в движениях – двигательной активности. Но для животных характерно приспособление к окружающей среде. Они только используют то, что дала им природа.

Человек обладает такой специфической формой взаимодействия с окружающей средой, как деятельность.

Деятельность – форма активности, направленная не только на приспособление к окружающему миру, но и на изменение, преобразование внешней среды; на получение нового продукта или результата.

Таким образом, и поведение животных, и деятельность человека целесообразны, но целеполагание присуще только человеку.

В ходе такой деятельности реализуются силы и способности человека, которые потом воплощаются в продуктах деятельности. В этой цепочке и проявляется социальная сущность деятельности.

Специфику деятельности можно определить следующим образом:

1) деятельность человека носит сознательный характер — человек сознательно выдвигает цели своей деятельности и предвидит ее результат.

2) деятельность носит продуктивный характер — она направлена на получение результата, продукта. Таковыми являются орудия труда. В этой связи говорят об орудийном характере деятельности, так как для ее осуществления человек создает и использует орудия.

3) деятельность носит преобразующий характер: в ходе деятельности человек изменяет окружающий его мир и самого себя – свои способности, привычки, личностные качества.

4) в деятельности человека проявляется ее общественный характер – в процессе деятельности человек вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей.

Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

В современной науке применяются различные классификации потребностей.

В самом общем виде их можно объединить в три группы.

Естественные потребности (врожденные, биологические, физиологические, органические, природные) – в том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства (пища, вода, сон, отдых, жилище, одежда и т. п.).

Социальные потребности – определяются принадлежностью человека к обществу (в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всем том, что является продуктом общественной жизни).

Идеальные (духовные, культурные) потребности – это потребности людей в том, что необходимо для их духовного развития (потребность в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребность познания человеком окружающего мира и своего места в нем, смысла своего существования).

Первую и наиболее последовательную классификацию потребностей предложил американский психолог Абрахам Маслоу (1908 – 1970). Ученый расположил перечень потребностей в восходящем порядке от низших биологических до высших духовных:

физиологические и сексуальные потребности – в пище, в жилище, в воспроизводстве, в отдыхе и т. п. эти потребности еще называют витальными, т. е. ответственными за сохранение человеческой жизни;

экзистенциальные или потребности в безопасности своего существования – речь идет о качестве жизни, комфорте, социальных гарантиях;

социальные потребности – в общественных связях, дружбе, заботе о других, общении;

престижные потребности – в признании, служебном росте, достижении успехов;

духовные потребности – в стремлении к самореализации, в осуществлении всего, на что способен человек.

Ученый подчеркивал, что первые два типа потребностей – это врожденные (первичные), а последующие триприобретенные (вторичные).

2.Структура деятельности и ее мотивация

В структуре деятельности различаются ее субъект и объект.

Субъект деятельности – тот, кто осуществляет деятельность, объект – это то, на что она направлена.

Тот, кто осуществляет деятельность

Это то, на что она направлена

Субъектом деятельности может быть человек, группа людей, организация, государственный орган

Объектами могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей. Объектом может быть и сам человек

Деятельность субъекта может быть направлена на другого человека: тренер воздействует на спортсмена (тренирует его). Объектом деятельности артиста является публика в зале (аудитория). Деятельность субъекта может быть обращена на самого себя (человек сознательно тренирует свое тело, закаляет его, воспитывает волю, занимается самообразованием).

Далее в структуре деятельности можно выделить цель, средства достижения, результат.

Цель Средства достижения цели Действия Результат

Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

Цель – это то, что представляется в сознании и ожидается в результате деятельности.

Цель соответствует реальности.

В структуре деятельности можно выделить различные действия.

Учебная деятельность включает в себя запись лекций, чтение книг, решение задач.

Деятельность земледельца предполагает выполнение таких действий как вспашка, посев, прополка, уборка урожая.

В отдельном действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат.

Когда цель определена, ее достижение или неуспех деятельности зависит от средств.

Средства – приемы, способы действий, деньги, орудия, предметы, приспособления для осуществления деятельности.

Чем шире набор средств, тем больше вероятность достижения цели.

Проблема: достижима ли благородная цель нечестными средствами?

Для достижения цели любые средства хороши

Для достижения благородной цели годятся не любые средства, а только благородные

Недостойные, недобрые средства приводят к результату, отличному от цели, потому что средство превращается в цель.

В ходе деятельности возникают определенные продукты (результаты) деятельности.

Результат – конечный итог, завершающий деятельность.

т. е. совпал с целью

т. е. не соответствует поставленной цели

Мотив – то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается.

В роли мотивов могут выступать потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции, идеалы людей.

Наряду с потребностями важнейшим мотивом деятельности являются социальные установки.

Социальные установки – ориентация человека на что-либо, готовность , предрасположенность действовать определенным образом.

Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения – устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.

С интересами людей связаны их идеалы.

Общественный идеал – это образ совершенного общества, в котором находят отражение интересы и стремления определенной социальной группы, ее представления о высшей справедливости и наилучшем государственном устройстве.

Нравственный идеал – это представление о достойном подражания образцовом человеке. Нравственный идеал, как правило, тесно связан с общественным.

Потребности, интересы, идеалы осознаются людьми, т. е. характеризуют сознательную деятельность. Однако. В деятельности проявляется и бессознательное, что означает психическую жизнь, совершающуюся без участия сознания (стереотипы автоматизированных действий или интуиция).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверочная работа в форме ЕГЭ по теме "Деятельность - способ существования людей" обществознание 10 класс.

Проверка домашнего задания. 1. Деятельность как способ существования людей. 2. Структура деятельности. а) субъект деятельности б) объект деятельности в) цель г) методы и средства д) процесс е) результат 3. Потребности деятельности: а) биологические б) социальные в) идеальные

Проверка домашнего задания.

1. Деятельность как способ существования людей.

2. Структура деятельности.

а) субъект деятельности

б) объект деятельности

г) методы и средства

е) результат

3. Потребности деятельности:

а) биологические

б) социальные

в) идеальные

4. Виды деятельности а) игра б) общение в) учение г) труд 5. Классификация деятельности: а) по объектам и результатам (материальная и духовная); б) по субъекту деятельности (индивидуальная и коллективная) в) по характеру деятельности (репродуктивная и творческая) г) в зависимости от сфер общества (экономическая, социальная, политическая, духовная); е) в соответствии с моральными нормами (моральная и аморальная); 6. Характерные черты деятельности: а) сознательный характер; б) преобразующий характер; в) продуктивный характер; г) общественный характер;

4. Виды деятельности

5. Классификация деятельности:

а) по объектам и результатам (материальная и духовная);

б) по субъекту деятельности (индивидуальная и коллективная)

в) по характеру деятельности (репродуктивная и творческая)

г) в зависимости от сфер общества (экономическая, социальная, политическая, духовная);

е) в соответствии с моральными нормами (моральная и аморальная);

6. Характерные черты деятельности:

а) сознательный характер;

б) преобразующий характер;

в) продуктивный характер;

г) общественный характер;

Подготовила учитель обществознания Молокоедова О. Н.

1. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це. ХА­РАК­ТЕР ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НО­СТИ ПРО­ЯВ­ЛЕ­НИЕ Сознательный Вы­дви­же­ние целей и пред­ви­де­ние ре­зуль­та­тов ……………… Из­ме­не­ние окру­жа­ю­ще­го мира и са­мо­го себя

1. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

ХА­РАК­ТЕР ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НО­СТИ

Сознательный

Вы­дви­же­ние целей и пред­ви­де­ние ре­зуль­та­тов

Из­ме­не­ние окру­жа­ю­ще­го мира и са­мо­го себя

4.Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Компонентами структуры любой деятельности является средство, мотивы, эмоции.

2) Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование понятий и терминов.

3) Культура является результатом преобразующей деятельности человека.

4) Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный, целенаправленный характер.

5) Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.

5.Уста ­ но ­ ви ­ те со ­ от ­ вет ­ ствие между при ­ ме ­ ра ­ ми и эле ­ мен ­ та ­ ми струк ­ ту ­ ры де ­ я ­ тель ­ но ­ сти: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А) те­ат­раль­ные де­ко­ра­ции Б) ор­кестр 1) субъ­ек­ты де­я­тель­но­сти 2) сред­ства де­я­тель­но­сти В) те­ат­раль­ная труп­па Г) му­зы­каль­ные ин­стру­мен­ты Д) осве­ти­тель­ные при­бо­ры

5.Уста ­ но ­ ви ­ те со ­ от ­ вет ­ ствие между при ­ ме ­ ра ­ ми и эле ­ мен ­ та ­ ми струк ­ ту ­ ры де ­ я ­ тель ­ но ­ сти: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) те­ат­раль­ные де­ко­ра­ции

1) субъ­ек­ты де­я­тель­но­сти

2) сред­ства де­я­тель­но­сти

В) те­ат­раль­ная труп­па

Г) му­зы­каль­ные ин­стру­мен­ты

Д) осве­ти­тель­ные при­бо­ры

6. Выберите вер­ные суж­де­ния о де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны. 1) Деятельность че­ло­ве­ка имеет со­зи­да­тель­ный и пре­об­ра­зо­ва­тель­ный характер. 2)Деятельность че­ло­ве­ка все­це­ло опре­де­ля­ет­ся услов­ны­ми рефлексами. 3) В от­ли­чие от по­ве­де­ния животных, де­я­тель­ность че­ло­ве­ка ори­ен­ти­ро­ва­на на удо­вле­тво­ре­ние потребностей, дей­ству­ю­щих в дан­ный мо­мент времени. 4) Деятельность че­ло­ве­ка вы­зы­ва­ет­ся со­ци­аль­ны­ми потребностями. 5) Деятельность че­ло­ве­ка носит во­ле­вой и со­зна­тель­ный характер.

6. Выберите вер­ные суж­де­ния о де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Деятельность че­ло­ве­ка имеет со­зи­да­тель­ный и пре­об­ра­зо­ва­тель­ный характер.

2)Деятельность че­ло­ве­ка все­це­ло опре­де­ля­ет­ся услов­ны­ми рефлексами.

3) В от­ли­чие от по­ве­де­ния животных, де­я­тель­ность че­ло­ве­ка ори­ен­ти­ро­ва­на на удо­вле­тво­ре­ние потребностей, дей­ству­ю­щих в дан­ный мо­мент времени.

4) Деятельность че­ло­ве­ка вы­зы­ва­ет­ся со­ци­аль­ны­ми потребностями.

5) Деятельность че­ло­ве­ка носит во­ле­вой и со­зна­тель­ный характер.

7. Одиннадцатиклассник Юрий го­то­вит­ся к ЕГЭ по рус­ско­му языку. Най­ди­те в приведённом ниже спис­ке воз­мож­ные цели этой де­я­тель­но­сти Юрия и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны. 1) чте­ние учебников, спра­воч­ной литературы 2) по­ступ­ле­ние в вуз 3) по­лу­че­ние вы­со­ко­го балла 4) про­ве­де­ние экзамена 5) кон­суль­та­ции педагогов 6) по­лу­че­ние ат­те­ста­та о сред­нем общем образовании

7. Одиннадцатиклассник Юрий го­то­вит­ся к ЕГЭ по рус­ско­му языку. Най­ди­те в приведённом ниже спис­ке воз­мож­ные цели этой де­я­тель­но­сти Юрия и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) чте­ние учебников, спра­воч­ной литературы

2) по­ступ­ле­ние в вуз

3) по­лу­че­ние вы­со­ко­го балла

4) про­ве­де­ние экзамена

5) кон­суль­та­ции педагогов

6) по­лу­че­ние ат­те­ста­та о сред­нем общем образовании

8. Выберите вер­ные суж­де­ния о де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны. 1) Компонентами струк­ту­ры любой де­я­тель­но­сти яв­ля­ют­ся средства, мотивы, эмоции. 2) Познавательная де­я­тель­ность в от­ли­чие от ком­му­ни­ка­тив­ной пред­по­ла­га­ет ис­поль­зо­ва­ние по­ня­тий и терминов. 3) Культура яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том пре­об­ра­зу­ю­щей де­я­тель­но­сти человека. 4) Деятельность че­ло­ве­ка в от­ли­чие от по­ве­де­ния жи­вот­ных носит осо­знан­ный це­ле­на­прав­лен­ный характер. 5) Трудовая де­я­тель­ность яв­ля­ет­ся ве­ду­щей на про­тя­же­нии всей жизни человека.

8. Выберите вер­ные суж­де­ния о де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Компонентами струк­ту­ры любой де­я­тель­но­сти яв­ля­ют­ся средства, мотивы, эмоции.

2) Познавательная де­я­тель­ность в от­ли­чие от ком­му­ни­ка­тив­ной пред­по­ла­га­ет ис­поль­зо­ва­ние по­ня­тий и терминов.

3) Культура яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том пре­об­ра­зу­ю­щей де­я­тель­но­сти человека.

4) Деятельность че­ло­ве­ка в от­ли­чие от по­ве­де­ния жи­вот­ных носит осо­знан­ный це­ле­на­прав­лен­ный характер.

5) Трудовая де­я­тель­ность яв­ля­ет­ся ве­ду­щей на про­тя­же­нии всей жизни человека.

9. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Список терминов: 1) Потребность 2) деятельность 3) причина 4) социальный 5) естественный 6) подлинный 7) социализация 8) личность

10. Установите со­от­вет­ствие между от­ли­чи­тель­ны­ми при­зна­ка­ми и ви­да­ми деятельности, ко­то­рые они иллюстрируют: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А) пре­об­ра­зо­ва­ние при­ро­ды и об­ще­ства ради удо­вле­тво­ре­ния лич­ных и со­ци­аль­ных потребностей Б) на­прав­лен­ность на прак­ти­че­ски по­лез­ный ре­зуль­тат – раз­лич­ные блага 1) труд В) фор­ми­ро­ва­ние зна­ний и умений, раз­ви­тие мыш­ле­ния и со­зна­ния личности Г) по­бу­ди­тель­ный мотив за­клю­ча­ет­ся не в ре­зуль­та­те деятельности, а в ее процессе 2) игра Д) все сред­ства все­гда спе­ци­аль­но на­прав­ле­ны на из­ме­не­ние субъ­ек­та деятельности. 3) учёба

10. Установите со­от­вет­ствие между от­ли­чи­тель­ны­ми при­зна­ка­ми и ви­да­ми деятельности, ко­то­рые они иллюстрируют: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) пре­об­ра­зо­ва­ние при­ро­ды и об­ще­ства ради удо­вле­тво­ре­ния лич­ных и со­ци­аль­ных потребностей

Б) на­прав­лен­ность на прак­ти­че­ски по­лез­ный ре­зуль­тат – раз­лич­ные блага

В) фор­ми­ро­ва­ние зна­ний и умений, раз­ви­тие мыш­ле­ния и со­зна­ния личности

Г) по­бу­ди­тель­ный мотив за­клю­ча­ет­ся не в ре­зуль­та­те деятельности, а в ее процессе

Д) все сред­ства все­гда спе­ци­аль­но на­прав­ле­ны на из­ме­не­ние субъ­ек­та деятельности.

11. Василий учит­ся в школе и по­ми­мо учебы увле­ка­ет­ся рисованием, шахматами, спор­тив­ны­ми играми. Иными словами, поле его де­я­тель­но­сти широко. Какие ком­по­нен­ты вхо­дят в струк­ту­ру деятельности? Вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го спис­ка нуж­ные по­зи­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны. 1) навыки 2) мотивы 3) цель 4) способности 5) результаты 6) знания

11. Василий учит­ся в школе и по­ми­мо учебы увле­ка­ет­ся рисованием, шахматами, спор­тив­ны­ми играми. Иными словами, поле его де­я­тель­но­сти широко. Какие ком­по­нен­ты вхо­дят в струк­ту­ру деятельности? Вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го спис­ка нуж­ные по­зи­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

4) способности

5) результаты

12. Одиннадцатиклассники за­вер­ша­ют изу­че­ние но­во­го ма­те­ри­а­ла и на­чи­на­ют под­го­тов­ку к экзаменам. Какие при­зна­ки ха­рак­те­ри­зу­ют осу­ществ­ля­е­мую ими деятельность? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны. 1) Она на­прав­ле­на на пре­об­ра­зо­ва­ние ре­аль­но су­ще­ству­ю­щих пред­ме­тов природы. 2) Объектом де­я­тель­но­сти яв­ля­ет­ся новое, не из­вест­ное ни­ко­му ранее знание. 3) Средством де­я­тель­но­сти яв­ля­ют­ся учеб­ни­ки и учеб­ные пособия. 4) Деятельность имеет как индивидуальный, так и кол­лек­тив­ный характер. 5) Мотивом яв­ля­ет­ся же­ла­ние удо­вле­тво­рить ма­те­ри­аль­ные потребности. 6) Она спо­соб­ству­ет осво­е­нию на­коп­лен­ных че­ло­ве­че­ством куль­тур­ных ценностей.

12. Одиннадцатиклассники за­вер­ша­ют изу­че­ние но­во­го ма­те­ри­а­ла и на­чи­на­ют под­го­тов­ку к экзаменам. Какие при­зна­ки ха­рак­те­ри­зу­ют осу­ществ­ля­е­мую ими деятельность? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Она на­прав­ле­на на пре­об­ра­зо­ва­ние ре­аль­но су­ще­ству­ю­щих пред­ме­тов природы.

2) Объектом де­я­тель­но­сти яв­ля­ет­ся новое, не из­вест­ное ни­ко­му ранее знание.

3) Средством де­я­тель­но­сти яв­ля­ют­ся учеб­ни­ки и учеб­ные пособия.

4) Деятельность имеет как индивидуальный, так и кол­лек­тив­ный характер.

5) Мотивом яв­ля­ет­ся же­ла­ние удо­вле­тво­рить ма­те­ри­аль­ные потребности.

6) Она спо­соб­ству­ет осво­е­нию на­коп­лен­ных че­ло­ве­че­ством куль­тур­ных ценностей.

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

1) Трудовая мотивация каждого десятого работника связана с интересом к порученному делу.

2) Достижение материального благополучия является наиболее популярным мотивом трудовой активности.

3) Больше работников думают о реализации своих способностей, чем о карьере.

4) Меньшую долю работников мотивирует социальная полезность их деятельности, чем возможность путешествовать, общаться c разными людьми.

5) Меньше всего опрошенных рассматривают карьерный рост в качестве трудовой мотивации.

Домашнее задание.

Ответы: 1. Преобразующий, 2. 4, 3. структура деятельности, 4. 34, 5. 21122, 6. 145, 7. 236, 8. 34, 9. 431628, 10. 11323. 11. 235, 12. 346 13. 123

Ответы: 1. Преобразующий, 2. 4, 3. структура деятельности, 4. 34, 5. 21122, 6. 145, 7. 236, 8. 34, 9. 431628, 10. 11323. 11. 235, 12. 346 13. 123


Любая деятельность — это процесс, в ходе которого человек удовлетворяет свой интерес или потребность, меняет действительность и познает мир. Сейчас расскажем, какие бывают виды деятельности с точки зрения обществознания.

О чем эта статья:

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Деятельность — это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере необходимости.

Структура деятельности

Схематично можно представить структуру деятельности таким образом:

Структура деятельности человека

Разберем компоненты этой схемы по порядку.

Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом.

Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество.

Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям.

Цель деятельности — образ желаемого результата.

Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность.

Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата.

Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта.

Чтобы лучше понять структуру деятельности, давайте рассмотрим ее на конкретном примере — поиск работы.

Субъект деятельности

Объект деятельности

Статус на рынке труда

Цель

Трудоустройство в хорошую компанию на высокую зарплату

Мотивы

Мотивы могут быть разными у каждого субъекта деятельности. Для примера пусть мотивами нашего соискателя будут желание купить квартиру в центре города и необходимость помогать старенькой маме

Средства

Сайты поиска вакансий

Действия

Поиск вакансий на соответствующих сайтах, рассылка резюме, участие в собеседованиях

Результат деятельности

Смена статуса с безработного на имеющего полную занятость

Деятельность человека и активность животного

Может показаться, что не только люди могут быть субъектами деятельности. Ведь животные тоже могут вполне увлеченно и осознанно — на первый взгляд — выполнять какие-то действия: умываться, будить хозяина, охотиться, заботиться о потомстве.

Действительно, между деятельностью человека и активностью животного есть сходства, но человека отличает творческо-преобразующее отношение к миру.

Деятельность человека

Активность животного

Человек приспосабливается к окружающему миру через его масштабную переработку, вплоть до создания искусственной среды вокруг себя

Животное приспосабливается к миру через перестройку своего организма (мутационные изменения)

Человек осознанно ставит цели и задачи на основании анализа ситуации

Животное, каким бы осознанным оно ни выглядело, подчиняется инстинкту

Человек создает орудия труда, которые усиливают его физические возможности

Животное воздействует на окружающую среду непосредственно через свое тело

Деятельность человека носит созидательный характер

Активность животного носит потребительский характер

Отличительные признаки деятельности

Для деятельности характерны такие отличительные черты:

Сознательность, то есть сознательная постановка целей.

Продуктивность, то есть направленность на получение результата.

Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.

Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.

Виды (формы) деятельности

В рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение.

Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям.

Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков.

Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.

Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.

Цель игры — не производство материального продукта, а сам процесс, в ходе которого ребенок отдыхает и развлекается. Этим игра отличается от других видов деятельности, у которых есть четкая цель.

Мотивы деятельности

Как мы уже упомянули выше, мотивы деятельности могут существенно различаться от субъекта к субъекту. В таблице собрали основные виды мотивов, которые могут вдохновлять человека на деятельность.

Потребности — нужда человека в необходимом для жизни и развития.

Социальные установки — ориентация человека на что-либо.

Убеждения — эмоционально-ценностные отношения к действительности

Интересы — реальная причина действий, которая стоит за мотивами.

Влечения — психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость.

Классификация деятельности

В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.

В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.

Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения материальных потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.

Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:

познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;

ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;

прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.

Творческая деятельность

Особым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые.

Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя.

Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности:

комбинировать уже существующие знаний;

создавать новые образы в сознании (воображение);

создавать яркие, сильные представления (фантазия);

получать знания неосознанно (интуиция).

Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.

Вопросы для самопроверки

Вспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них.

Кто может быть субъектом деятельности?

Ученики 5А класса средней школы №151.

В чем особенность игры как вида деятельности? Как связана детская игра с другими видами деятельности?

В чем уникальность творчества как вида деятельности? Какими двумя способами можно понимать творчество в контексте деятельности?

Какие два основных типа деятельности вы знаете и в чем их принципиальное различие?

Приведите пример активности животного, которая похожа на деятельность человека. Объясните, почему при внешнем сходстве активность животного все же нельзя назвать деятельностью.

Читайте также: