Доклад выдающиеся личности осетии

Обновлено: 16.05.2024

Яндекс.Дзен канал Этногео опубликовал статью, где упомянул лучших представителей нашего народа и собрал факты о самых значимых достижениях наших соотечественников.

У меня есть несколько друзей-осетинов. Самые обычные люди. Никакими выдающимися особенностями не обладают, кроме того, что добрые и отзывчивые. Но если их задеть или обидеть, то их большое и доброе сердце тут же превращается в храброе и беспощадное.

Одним словом, себя в обиду не дадут.

Для сравнения — самый большой мозг среди европейцев имеют немцы — 1425 грамм. Какие положительные моменты дает наличие большого мозга, это тема для отдельной статьи, но одно любопытное совпадение все же заслуживает внимания.

По данным переписи населения за 2010 год именно буряты и осетины являются самыми образованными среди россиян — доля людей с высшим образованием составляет у них по 30% от численности населения. И это не какой-то резкий скачок, а было всегда так. Еще в начале 80-х московские ученые специально приезжали к ним, чтобы изучить их феноменальную грамотность.

Ну а что касается героизма и побед, вот вам и доказательства.

У осетин целых 35 Героев Советского Союза! Это самый высокий процент в пересчете на душу населения среди всех народов бывшего СССР.

44 генерала царской армии!

23 полных кавалера Георгиевского Креста!

92 генерала Советской и Российской Армии!

Легендарный осетинский борец Арсен Фадзаев установил рекорд среди борцов-вольников, до сих пор еще никем не побитый, — в течение 7 лет он не проиграл ни одного поединка! Более того, не отдал соперникам ни одного балла, то есть, выиграл все схватки всухую. Это вечный рекорд, его побить невозможно.

Недалеко от Владикавказа находится село Ногир, занесенное в Книгу рекордов Гиннеса как место, давшее миру сразу 4-х (!) Олимпийских чемпионов:

Артур Таймазов – трехкратный Олимпийский чемпион, выступал за Узбекистан;

Тимур Таймазов — старший брат Артура, завоевал золото в Атланте, выступая за сборную Украины;

Эльбрус Тедеев — золотая медаль на Олимпийсках играх в Афинах, выступал за сборную Украины;

Алан Хугаев — победа на Олимпиаде в Лондоне в составе сборной России по греко-римской борьбе.

Также из этого села вышли:

Руслан Плиев – чемпион Европы по вольной борьбе 1972 года. Можно сказать, это он открыл дорогу последующим чемпионам;

Хетаг Хугаев — штангист, золотая медаль завоевана на юношеских Олимпийских играх в Китае, в весовой категории до 85 кг.

Кроме того все любители футбола знают и любят тренера, а в прошлом еще отличного футболиста Валерия Газзаева, яркого нападающего Владимира Гуцаева, вратаря Станислава Черчесова. Все они успешно играли в сборной страны.

Раз уж на то пошло, давайте еще упомянем блистательного Валерия Гергиева — крупнейшую фигуру в музыкальной среде, которого знает весь мир, художественного руководителя и генерального директора Мариинского театра, главного дирижёра Мюнхенского филармонического оркестра.

Также к персонам мирового масштаба можно отнести главного дирижера Московского государственного симфонического оркестра Веронику Дударову, главного дирижера и музыкального руководителя Большого театра Тугана Сохиева, балерину Светлану Адырхаеву, основателя советского конного циркового искусства Алибека Кантемирова.

И еще множество замечательных осетин, перечислять которых можно очень долго. Можете их озвучивать в комментариях.

По переписи населения 2010 года осетин в России насчитывается всего 528 тысяч человек. И этот небольшой народ дал миру столько талантов! Снимаю шляпу. Мое искренне уважение всему осетинскому народу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:



Осети́ны— народ, живущий на Кавказе, основное население республик Северная Ос.

Осети́ны— народ, живущий на Кавказе, основное население республик Северная Осетия — Алания (РФ) и Южная Осетия. Живут также в других районах Российской Федерации, в Грузии, Турции и других странах. Осетинский язык принадлежит к иранской группе (северо-восточная подгруппа) индоевропейской семьи языков.


Северная Осетия дала много знаменитостей не только России, Советскому Союзу.

Северная Осетия дала много знаменитостей не только России, Советскому Союзу, но и всему миру. Прототип героя романа Э.Хемингуэя "По ком звонит колокол" Роберта Джордана - генерал-полковник, дважды Герой Советского Союза Хаджиумар Мамсуров, знаменитый полковник Ксанти. Генерал армии, дважды Герой Советского Союза Исса Александрович Плиев. Вообще, за годы Великой Отечественной войны звание Героев Советского Союза получили 75 уроженцев республики. Отлично представлена Северная Осетия и в культуре и искусстве: знаменитый осетинский поэт Коста Хетагуров, великий режиссёр Евгений Вахтангов, актёры кино Егор Бероев и Вадим Бероев, известные на весь мир дирижёры Вероника Дударова и Валерий Гергиев, замечательные писатели Георгий Черчесов, Дабе Мамсуров. Осетинские борцы - неоднократные победители Олимпийских игр, среди них Сослан Андиев, Давид Мусульбес, первый обладатель "Золотой борцовки" Арсен Фадзаев. Это тоже далеко не полный перечень. Учёный с мировым именем Васо Абаев. Капитан ледокола "Арктика" Юрий Кучиев. Список можно продолжать, Северная Осетия богата талантами, и путь простят меня те, которых не вспомнила в своём ответе.

Родился 15 октября 1859 года в горном ауле Нар в семье русского прапорщика Хе.

Родился 15 октября 1859 года в горном ауле Нар в семье русского прапорщика Хетагурова Левана. Мама Мария Губаева умерла практически сразу после родов, отец по прошествии пяти лет после смерти жены создал семью с дочерью местного священника. К сожалению, заменить ребенку маму у нее не получилось по причине отсутствия любви к неродному ей мальчику. Коста это чувствовал и всегда старался убежать от новой супруги отца подальше, к кому-то из родственников. Коста (Константин) Леванович Хетагуров ( 1859—1906) — основоположник осетинской литературы, поэт, просветитель, скульптор, художник.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация посвящена выдающимся людям осетии: спортсменам, ученым,поэтам.

ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛЮДИ ОСЕТИИ

ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛЮДИ

ОСЕТИИ

Валерий Гергиев Один из ведущих дирижеров мира. Художественный руководитель Мариинского театра .

Валерий Гергиев

Один из ведущих дирижеров мира. Художественный

руководитель Мариинского

театра .

Человек, имя которого занесено в Книгу рекордов Гиннеса, единственная в мире женщина-дирижер, заслуженный деятель искусств РСФСР и Северно-Осетинской АССР, народная артистка Северной Осетии , Удмуртии, РСФСР, СССР, академик Международной академии творчества, почетный гражданин города Владикавказ и Буэнос-Айрос. ВЕРОНИКА ДУДАРОВА

Человек, имя которого занесено в Книгу рекордов Гиннеса, единственная в мире женщина-дирижер, заслуженный деятель искусств РСФСР и Северно-Осетинской АССР, народная артистка Северной Осетии , Удмуртии, РСФСР, СССР,

академик Международной академии творчества, почетный гражданин города Владикавказ и Буэнос-Айрос.

ВЕРОНИКА ДУДАРОВА

Васи́лий Ива́нович Аба́ев 2 (15) декабря 1900 , селение Коби Тифлисской губернии, ныне Грузия — 18 марта 2001 , Москва — российский языковед- иранист , осетин по национальности. Доктор филологических наук (1962), профессор (1969), лауреат Государственной премии СССР (1981); почётный член ряда иностранных академий и научных обществ. Труды по осетинской и иранской этимологии , осетинскому фольклору, иранистике, общему языкознанию.

Васи́лий Ива́нович Аба́ев

2 (15) декабря 1900 , селение Коби Тифлисской губернии, ныне Грузия — 18 марта 2001 , Москва — российский языковед- иранист , осетин по национальности. Доктор филологических наук (1962), профессор (1969), лауреат Государственной премии СССР (1981); почётный член ряда иностранных академий и научных обществ.

Труды по осетинской и иранской этимологии , осетинскому фольклору, иранистике, общему языкознанию.

Кочисова Роза Псиевна

Первая осетинская писательница, драматург.

Коста Хетагуров (1859—1906) Основоположник осетинской литературы, великий поэт, художник и общественный деятель.

Коста Хетагуров

(1859—1906)

Основоположник осетинской литературы, великий поэт, художник и общественный деятель.

Ходов Камал (1941) Писатель, является автором слов гимна Осетии Камал Ходов родился в с.Старый Батакоюрт Северной Осетии. В 1970 г. Ходов окончил Литературный институт им. А.М. Горького.

Ходов Камал

Писатель, является автором слов гимна Осетии

Камал Ходов родился в с.Старый Батакоюрт Северной Осетии.

В 1970 г. Ходов окончил Литературный институт им. А.М. Горького.

Участник Великой Отечественной войны 1941—1945. С фронта вернулся в 1947 году в звании Гвардии майор. Кавалер четырёх боевых орденов.

Исса Плиев Генерал армии, дважды Герой Советского Союза, Герой Монголии

Генерал армии, дважды Герой Советского Союза, Герой Монголии

АРСЕН ФАДЗАЕВ

Заслуженный мастер спорта, шестикратный чемпион мира по вольной борьбе (1983-1988),

ИРБЕК ФАРНИЕВ Замечательный российский спортсмен, талантливый олимпиец, участник международных состязаний. Ирбек выступает в вольной борьбе. Спортсмен защищает честь сборной команды Российской Федерации и тренируется под руководством опытного и известного в России тренера А. Колоева. Недавно Фарниев здорово выступил на Олимпийских Играх в Пекине, порадовав собственных многочисленных поклонников.

ИРБЕК ФАРНИЕВ

Замечательный российский спортсмен, талантливый олимпиец, участник международных состязаний. Ирбек выступает в вольной борьбе. Спортсмен защищает честь сборной команды Российской Федерации и тренируется под руководством опытного и известного в России тренера А. Колоева. Недавно Фарниев здорово выступил на Олимпийских Играх в Пекине, порадовав собственных многочисленных поклонников.

В 12 лет сестра привела Хасана, уже довольно взрослого, в секцию вольной борьбы. Пару месяцев он приходил на тренировки, но почему-то так и не смог прочувствовать эту борьбу. Приходил домой без эмоций, без впечатлений. Переехв в Осетию Хасан начал занятия Греко-римской борьбой. На первых соревнованиях проиграл и очень сильно расстроился, но тренироваться не перестал. Прошел год, два, и результат

В 12 лет сестра привела Хасана, уже довольно взрослого, в секцию вольной борьбы. Пару месяцев он приходил на тренировки, но почему-то так и не смог прочувствовать эту борьбу. Приходил домой без эмоций, без впечатлений. Переехв в Осетию Хасан начал занятия Греко-римской борьбой. На первых соревнованиях проиграл и очень сильно расстроился, но тренироваться не перестал. Прошел год, два, и результат 'пошел', появились медали, Хасанпопал в сборную России : сначала - в юношескую, потом - в юниорскую, затем - во взрослую. За семь лет он проделал путь от новичка до члена олимпийской команды страны. Двукратный чемпион мира ( 2003 и 2006 ) по греко-римской борьбе

Хасан Бароев

Андиев Сослан Петрович Выдающийся осетинский богатырь - борец вольного стиля. Двукратный олимпийский чемпион (1976, 1980), четырехкратный чемпион мира (1973, 1975, 1977, 1978), серебряный призер чемпионата мира (1974), победитель Кубка мира (1973, 1976, 1981), чемпион Европы (1974, 1975, 1982), победитель Спартакиады народов СССР (1975), чемпион СССР (1973-1978, 1980), победитель абсолютного первенства СССР по вольной борьбе (1976).

Андиев Сослан Петрович

Выдающийся осетинский богатырь - борец вольного стиля. Двукратный олимпийский чемпион (1976, 1980), четырехкратный чемпион мира (1973, 1975, 1977, 1978), серебряный призер чемпионата мира (1974), победитель Кубка мира (1973, 1976, 1981), чемпион Европы (1974, 1975, 1982), победитель Спартакиады народов СССР (1975), чемпион СССР (1973-1978, 1980), победитель абсолютного первенства СССР по вольной борьбе (1976).

 Гацалов Хаджимурат (11.12.1982) Заслуженный мастер спорта по вольной борьбе (96 кг). Чемпион XXVIII Олимпийских Игр в Афинах (2004). Четырёхкратный чемпион мира (2005, 2006, 2007, 2009) Чемпион России (2002, 2004, 2009). Чемпион Европы (2003, 2004). Признан лучшим борцом на чемпионате Европы 2003 года. Победитель Кубков мира (2002, 2003).

Гацалов Хаджимурат

(11.12.1982) Заслуженный мастер спорта по вольной борьбе (96 кг).

Чемпион XXVIII Олимпийских Игр в Афинах (2004).

Четырёхкратный чемпион мира (2005, 2006, 2007, 2009)

Чемпион России (2002, 2004, 2009).

Чемпион Европы (2003, 2004).

Признан лучшим борцом на чемпионате Европы 2003 года.

Победитель Кубков мира (2002, 2003).

Касаева Зарема Заслуженный мастер спорта по тяжёлой атлетике (69 кг.) Чемпионка и рекордсменка мира и Европы 2005, бронзовый призёр Олимпийских игр (2004) в Афинах, По сумме двух упражнений она набрала 262,5 кг.

Касаева Зарема

Заслуженный мастер спорта по тяжёлой атлетике (69 кг.)

Чемпионка и рекордсменка мира и Европы 2005, бронзовый призёр Олимпийских игр (2004) в Афинах, По сумме двух упражнений она набрала 262,5 кг.

Валерий Газзаев Бывший главный тренер сборной России и президент владикавказской

Валерий Газзаев

Бывший главный тренер сборной России

и президент владикавказской "Алании"

БАХВА ТЕДЕЕВ

Черчесов Станислав Родился 2 сентября 1963 , Алагир , Северо-Осетинская АССР , РСФСР , СССР ) — российский футбольный тренер, ранее советский и российский футболист, вратарь . Игрок сборных СССР и России . Заслуженный мастерспорта России (2003 ).

Черчесов Станислав

Родился 2 сентября 1963 , Алагир , Северо-Осетинская АССР , РСФСР , СССР ) — российский футбольный тренер,

ранее советский и российский

футболист, вратарь . Игрок

сборных СССР и России .

Заслуженный мастерспорта России (2003 ).

КАНУКОВ БОЛА Рост - 228 см., вес- 220 кг. Легендарный силач-великан, цирковой борец-профессионал начала XX века. Родился в селении Кобан, Северной Осетии С детства был приучен к тяжёлому физическому труду.

КАНУКОВ БОЛА

Рост - 228 см., вес- 220 кг. Легендарный силач-великан, цирковой борец-профессионал начала XX века. Родился в селении Кобан, Северной Осетии С детства был приучен к тяжёлому физическому труду.

Ватаев Бимболат (Бибо ) Народный артист России Народный артист Северной Осетии Художественный руководитель Северо-Осетинского Государственного академического театра. .СНИМАЛСЯ: Князь Игорь , Год, Захват ,Приключения маленького Мука ,Позывные

Ватаев Бимболат (Бибо )

Народный артист России

Народный артист Северной Осетии

Художественный руководитель Северо-Осетинского Государственного академического театра. .СНИМАЛСЯ: Князь Игорь , Год, Захват ,Приключения маленького Мука ,Позывные "Вершина" Бухта смерти ,Убить "Шакала«,Чермен

Баева Альбина Владимировна (17.12.1941 – 23.07.1993) Народная артистка России, солистка и художественный руководитель Государственного академического ансамбля народного танца Северной Осетии

Баева Альбина Владимировна

(17.12.1941 – 23.07.1993)

Народная артистка России, солистка и художественный руководитель Государственного академического ансамбля народного танца Северной Осетии "АЛАН"

Мухтарбек Кантемиров КАНТЕМИРОВЫ, семья северо-осетинских артистов цирка, наездников-джигитов. Алибек Тузарович (1882 - 1975), создатель и руководитель конного ансамбля

Мухтарбек Кантемиров

КАНТЕМИРОВЫ, семья северо-осетинских артистов цирка, наездников-джигитов. Алибек Тузарович (1882 - 1975), создатель и руководитель конного ансамбля "Джигиты Али-Бек"в выступлениях которого, отличающихся яркой зрелищностью, развиваются традиции народных конно-спортивных игр. Его сыновья Ирбек и Алибекович наездник и педагог-тренер.

Василий Абаев. (на главной фото он же с коллегами в г.Тбилиси в 1965 году)

Сегодня, 8 февраля, отмечается День российской науки. В первую очередь, хотим поздравить всех учёных и научных работников с профессиональным праздником и выразить безмерную благодарность за их огромный труд. Немалый вклад в развитие многих наук внесли наши соотечественники. Расскажем о некоторых из них.

О знаменитых ученых, выходцах из Осетии, в День российской науки, фото-1

Виктор Гассиев, заслуженный деятель науки и техники, изобретатель первой в мире фотонаборной машины (1898 год), впервые посетил типографию в 11 лет с отцом и его очень огорчил нелегкий и вредный для здоровья наборщика труд. Отец объяснил, что наборщики вынуждены, чтобы не умереть от голода, терпеть ужасные условия труда, глотать свинцовую пыль, хотя прекрасно знают, что от этого можно тяжело заболеть. Люди ничего пока не придумали для облегчения этой работы. Этим он невольно заставил сына задуматься над целесообразностью создания более совершенного способа печати. Над фотонабором стал работать 15-летний подросток! Это изобретение значительно не только своим приоритетом, но и тем, что его автором был подросток, что свидетельствует о высокой степени таланта юного изобретателя.

О знаменитых ученых, выходцах из Осетии, в День российской науки, фото-2

О знаменитых ученых, выходцах из Осетии, в День российской науки, фото-3

Борис Дзантиев, доктор химических наук, профессор, член IAEAC ( International Association of Environmental Analytical Chemistry ) заведует лабораторией иммунобиохимии Институт биохимии им. А.Н.Баха РАН, г. Москва. На его счету множество исследований и публикаций, как в отечественных, так и в международных научных журналах. Он является автором более чем 90 научных работ, в том числе 18 изобретений, которые нашли применение в медицинской диагностике, сельском хозяйстве, экологическом мониторинге. Ряд методов внедрен в практику медицины, ветеринарии и растениеводства.

О знаменитых ученых, выходцах из Осетии, в День российской науки, фото-4

Сослан Дзарасов, выходец из с. Чикола, защитил кандидатскую диссертацию в Москве, после чего вернулся на родину. По приглашению заведующего кафедрой политической экономики МГУ Н. А. Цаголова вновь уехал в Москву, где работал по проблемам соотношения централизма и самостоятельности в советской экономической системе, которая стала темой его докторской диссертации. Затем он стал заведующим кафедрой экономической теории и предпринимательства РАН. Также он является доктором экономических наук, автором более 100 работ по экономике и политологии.

О знаменитых ученых, выходцах из Осетии, в День российской науки, фото-5

Анатолий Кусраев – известный специалист по функциональному анализу, доктор физико-математических наук, профессор, член американского математического общества. Ведущий научный сотрудник в области математики Сибирского отделения РАН г. Новосибирск. Им получены фундаментальные результаты по многим актуальным проблемам современного функционального анализа и разработаны их приложения к задачам оптимизации и математического моделирования.

О знаменитых ученых, выходцах из Осетии, в День российской науки, фото-6

Владимир Таймазов, ректор (2001—2016) и главный научный руководитель (с 2016) Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры имени П. Ф. Лесгафта, является специалистом в области теории формирования индивидуального стиля двигательной деятельности в спорте как одного из проявлений индивидуально-психологических особенностей поведения человека. Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный тренер России, он опубликовал 155 научных работ, имеет авторские свидетельства и патенты на 46 оригинальных устройств, приборов и тренажёров. Также подготовил 20 кандидатов и 6 докторов наук. За внесение существенного вклада в теорию и практику спорта удостоен дипломов Университета города Сан-Франциско (США), Института сравнительной физкультуры города Монреаль (Канада), Института физической культуры города Шанхай (КНР), награждён золотой медалью Министерства молодежи и спорта Франции.

О знаменитых ученых, выходцах из Осетии, в День российской науки, фото-7

О знаменитых ученых, выходцах из Осетии, в День российской науки, фото-8

О знаменитых ученых, выходцах из Осетии, в День российской науки, фото-9

Подготовила Елизавета Дулаева.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Осетины являются потомками алан — кочевых ираноязычных племен скифо-сарматского происхождения. Язык, мифология, археологические и антропологические данные доказывают, что осетины произошли в результате объединения кавказского населения с аланами. Такую гипотезу в 18 веке впервые выдвинул польский ученый и писатель Ян Потоцкий. В 19 веке это предположение было развито немецким путешественником и востоковедом Юлиусом Клапротом и впоследствии подтверждено исследованиями русского академика Андреаса Шёгрена.

В Осетии по желанию коренных жителей уже много раз поднимался вопрос о переименовании осетин в алан. На совете старейшин Северной Осетии в 1992 году было принято решение о переименовании Северной Осетии в Аланию и осетин в алан. В 2003 году Аланская епархия греческой старостильной церкви выступила за переименование республики Южная Осетия в Государство Алания, что и произошло после референдума в стране в 2017 году. Это решение поддержало 80% всего населения Южной Осетии. Издавна существовало несколько этнографических групп осетин: дигорцы, иронцы, кударцы и туальцы. Сегодня осетины разделены на 2 этнические группы — дигорцы и иронцы, где вторые преобладают.


Где живут

Осетины живут на территории Кавказа и являются основным населением Южной и Северной Осетии, проживают также в Турции, Грузии, Франции, Канаде и США. На территории России осетины живут в Москве, Санкт-Петербурге, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии, Краснодарском крае, Карачаево-Черкесии, Московской и Ростовской областях.

Основная часть осетин говорит на двух языках. Двуязычие в основном осетинско-русское и реже осетинско-турецкое или осетинско-грузинское.

Численность

Общая численность осетин во всем мире составляет около 755 297 человек. Из них на территории России проживают примерно 530 000. В Южной Осетии численность населения — 53 532 человека (2015 год). В Северной Осетии — 701 765 человек (2018 год).


Внешность

Осетины в основном темноволосые и темноглазые, со смугловатым цветом кожи. Лоб широкий и прямой, лобные бугры хорошо развиты, но надбровные дуги развиты слабо. Нос у северных осетин прямой, довольно большой и выдающийся, рот с тонкими прямыми губами, небольшой. Часто встречаются среди осетин глаза голубого цвета, каштановые и светлые волосы. В большинстве осетины высокие или среднего роста, стройные и красивые. Женщины Осетии славятся своей красотой. Раньше их даже забирали в Аравию для рождения красивого поколения.

Многие ученые и путешественники отмечали, что осетины, как мужчины, так и женщины, отличались крепким телосложением и хорошей физической формой, даром слова, умственными способностями и прекрасно ориентировались в горах.

Традиционный осетинский костюм сегодня используется как элемент праздничных церемоний, особенно на свадьбах. Национальный костюм женщины состоит из следующих элементов:

  1. рубаха
  2. корсет
  3. светлое платье черкеска с длинным рукавом-лопастью
  4. шапочка в форме усеченного конуса
  5. фата-вуаль

На груди множество пар застежек с изображением птиц.

Мужчины носили костюм, который состоит из следующих элементов:

  1. шаровары
  2. черкеска
  3. бешмет
  4. ноговицы
  5. башлык
  6. папаха
  7. узкий рон — пояс
  8. кинжал

Очень популярным был бордовый цвет, поверх которого наносили вышивку из золотых нитей. Зимой в качестве верхней одежды осетины носили бурку — плащ без рукавов, бурого, черного или белого цвета, сшитый из войлока.

В повседневной жизни осетинские мужчины носили бешметы, рубахи, шаровары и черкески, пошитые из бурки, холста или сукна. Зимой головным убором служила папаха — высокая барашковая шапка, летом мужчины носят войлочные шляпы. Цвет одежды преимущественно черный и темно-коричневый.


Женщины носили длинные рубахи до пят, шаровары, полукафтаны из нанки или ситца, с узким вырезом на груди. В качестве головного убора женщины использовали платки и различные шапки. Цвет женской одежды в основном синий, алый и голубой.


Религия

В Осетии коренное население придерживается христианства и мусульманства. Есть среди них и те, кто почитает традиционные осетинские верования.

Кухня осетинского народа образовалась под влиянием кочевого образа жизни алан. Основой кухни является мясо, сваренное в казане и приправленное острым соусом из сметаны. Блюдо получило название цахтон, или нуры цахтон. Так как Осетия расположена на Кавказе, в национальной кухне важное место занимает шашлык.

Осетины в ранние времена жили преимущественно в горах, поэтому их рацион был довольно скудным. Обычно они ели хлеб чурек и запивали его молоком, водой или пивом, готовили популярные в народе овсяные блюда: бламык, калуа и хомыс. Мясо раньше ели редко, так как в горах его много не было, а скот в основном продавали, чтобы заработать деньги на жизнь.

Осетинские пироги являются важным блюдом на столе в Осетии. Начинка у них бывает самая разнообразная и от нее зависит название пирога:

  • картофджин — пирог с картофелем и сыром;
  • уалибах — пирог с сычужным сыром;
  • фыдджин — пирог с мясом;
  • цахараджин — пирог со свекольными листьями и сыром;
  • давонджин — пирог с листьями черемши и сыром;
  • кабускаджин — пирог с капустой и сыром;
  • насджин — пирог с тыквой;
  • кадурджин — пирог с фасолью;
  • кадындзджин — пирог с зеленым луком и сыром;
  • балджин — пирог с вишней;
  • зокоджин — пирог с грибами.

Готовят пироги из дрожжевого теста, самым популярным является осетинский пирог с мясом. На званых обедах это главное блюдо, и подается он к столу отдельно. Круглые пироги с сыром называются уалибах, или хабизджин, пирог с сыром, выполненный в форме треугольника — артадзыхон. В осетинском пироге, приготовленном по настоящему национальному рецепту, должно быть всего 300 теста и 700 г начинки.

Осетинские пироги известны далеко за пределами Осетии, как осетинский сыр и осетинское пиво. Сегодня пироги подают в ресторанах, кафе и готовят на заказ в пекарнях. Есть такие пекарни в России, на Украине и в других странах.

Стоит отметить, что приход Советской власти оказал влияние на осетинскую кухню, которая впоследствии претерпела многие изменения и начала сочетать в себе элементы европейской и русской кулинарии.


Жизнь

Издавна главными занятиями осетин было скотоводство и земледелие. На равнине выращивалась кукуруза, просо, пшеница и ячмень. Постепенно люди познакомились с другими культурами, начали выращивать картофель, заниматься садоводством. Скот пасли в горах, разводили коз, овец и крупный рогатый скот. Скотоводство и сегодня обеспечивает осетин, проживающих в сельской местности, сырьем, продуктами питания и тягловой силой.

Осетины в хозяйстве издавна занимались производством овчины и сукна, изготавливали различные изделия из дерева: посуду, мебель, производили предметы обихода методом резьбы по камню, вышивали. Обработка шерсти является одним из самых древних занятий осетин.

Жилище

Жилища осетин представляют собой побеленные хаты или мазанки, которые располагаются на плоскостях. В горах, где отсутствует лес или к нему практически нет доступа, осетинское жилище, или, как его еще называют, сакля, строится без использования цемента, из камней и прилепляется одной стороной к скалам. Иногда боковые стены тоже сплочены с горой.

Основная часть дома осетин — общая комната больших размеров, кухня, объединенная со столовой, где в течение дня проводится приготовление пищи. Все потому, что определенного времени для еды у осетин не существует, а за стол члены семьи садятся по очереди: первыми едят старшие, затем младшие.

В середине комнаты расположен очаг, над ним, на железной цепи, прикрепленной к потолку, висит котел из чугуна или меди. Очаг играет роль своеобразного центра, вокруг которого собирается вся семья. Железная цепь, на которой висит котел, является самым священным в доме предметом. Тот, кто приблизится к очагу и прикоснется к цепи, становится близким для семьи человеком. Если унести цепь из дому или как-то ее оскорбить, это станет очень большой обидой для семьи, за которую раньше была кровная месть.

В осетинских семьях женатых сыновей не отделяли от семьи, поэтому постепенно, когда сыновья женились и приводили в дом жен, к дому пристраивались новые сакли и постройки, в том числе хозяйственного назначения. Все постройки покрыты плоской крышей, на которой часто проводится сушка зерна или помол хлеба.


Культура

Большой интерес у ученых и туристов вызывает архитектура Осетии и ее памятники, замки, крепости, башни, заградительные стены и склеповые некрополи. Сооружали их в различных ущельях, которые были населены осетинами. Эти постройки были надежной защитой и убежищем, обеспечивали свободу фамилий и родов.

Фольклор Осетии разнообразен, особенно популярны сказания о нартах. Сохранилось до сегодняшнего дня много сказок, пословиц, поговорок и песен. Выделяют песни, отражающие быт осетин, особое место занимают исторические песни о героях, которые ярко отражают борьбу народа против помещиков, известных как тагаурские алдары и дигорские баделята. Позже исторические песни слагали о героях гражданской войны в Осетии, об осетинах, которые участвовали в Великой Отечественной войне, и героях современного времени. Среди осетин было немало писателей, оказавших огромное влияние на осетинское творчество.

Традиции

Осетины очень гостеприимны и с особенным уважением относятся к старшим по возрасту. В семейных и общественных отношениях осетин определен строгий этикет.

В каждой семье есть правила, которых придерживаются все ее члены:

  • когда в дом входит старший, независимо от происхождения, каждый осетин считает своей обязанностью встать и поприветствовать его;
  • в присутствии отца взрослые сыновья не имеют права сидеть;
  • хозяин не садится без разрешения гостя.

Обычай кровомщения сегодня уже практически искоренен, но раньше его строго соблюдали, что постоянно приводило к войнам между семьями и в результате значительно уменьшило численность коренного населения Осетии.


Гостеприимство и сегодня является выдающейся чертой осетин, особенно в местах, которые меньше затронула европейская культура. Осетины очень радушны и искренне рады гостям, всегда с удовольствием принимают и щедро угощают.

Свадьба осетин включает в себя множество старинных и интересных обычаев и обрядов. Раньше и по сей день за невесту должны дать калым — выкуп. Жених приобретает и собирает выкуп самостоятельно. Размер калыма определялся достоинством семей, которые вступали в родство и достоинством самой невесты. В некоторых поселениях Осетии часть калыма или весь калым уходил в приданое невесты.


Следующий этап после сватовства — тайный визит жениха к невесте. Жених со своими близкими друзьями должен втайне прийти к невесте с обручальным кольцом, которое является у всех народов символом помолвки.

Осетинскую свадьбу празднуют одновременно в доме невесты и в доме жениха. Это мероприятие очень веселое, со всевозможными угощениями и большим количеством гостей, которых обычно присутствует от 200 человек. Прийти на свадьбу могут соседи, знакомые, которых не приглашали лично. При этом хозяева обязаны быть гостеприимными.

На праздничный стол традиционно жарят целого кабана, варят домашнюю водку и пиво. На столе обязательно должно быть три пирога, символизирующих небо, солнце и землю.

Праздник начинается в доме жениха, его друзья должны организовать свиту, в которую входит шафер, дружка и названная мать. Все они идут в дом невесты, там их встречают, произносят специальную молитву и приглашают в дом к праздничному столу. Невеста с подругами уходит переодеваться в свадебный наряд, который заслуживает особого внимания. Платье невесты очень изящное и неповторимое по своей красоте. Его украшают вышивкой ручной работы, различными камнями, из-за чего оно становится очень тяжелым. Платье закрывает все части тела невесты, даже шею и руки. Головной убор невесты украшен серебряными и золотыми нитями, обрамлен фатой в несколько слоев. Вуаль и фата окутывают лицо невесты и делают его невидимым для посторонних.

Свадебная шапочка невесты с фатой является предметом забавного свадебного обряда — выкупа. Многие гости пытаются выкрасть ее, но родственники невесты пристально за этим следят. В древности считалось очень плохой приметой, если шапочка невесты попадает в чужие руки.


Когда невеста одета в свадебное платье, она садится в свадебный кортеж вместе с дружкой и шафером. Дорогу невесты засыпают сахаром, чтобы жизнь ее была сладкой. Делать это должен самый близкий человек невесты, ее мать. По дороге свадебный кортеж посещает особые святые места для молитвы.

После официальной части свадьбы все едут в дом жениха. Чтобы в доме было много детей, а первым родился мальчик, невесте дают подержать на руках малыша. Свадьбы в Осетии очень веселые, с самого начала торжества и до конца гости не перестают танцевать национальные танцы.

В отличие от других свадеб, в осетинской главным отличием является статус невесты. Пока все гости едят и пьют, невеста, опустив глаза, должна молча стоять в углу праздничного стола. Садиться за тол и есть она не может, но родственники постоянно украдкой приносят ей угощения.

Следующий важный этап торжества — поднятие фаты с лица невесты. Это должен сделать самый старший член семьи жениха. Проводится этот ритуал ближе к концу торжества. Перед этим родственники жениха должны приподнимать по очереди фату и говорить невесте комплименты. Невеста в это время должна молча и скромно стоять.

Когда невесте открыли лицо, она дарит свекрам подарки и угощает медом. Это говорит о том, что совместная жизнь будет сладкой. Свекры в знак того, что они приняли невесту, дарят ей украшения из золота, чем показывают, что желают молодым счастливой и богатой жизни.

Известные люди


Сослан Рамонов, чемпион мира и чемпион Олимпийских игр по вольной борьбе в 2016 году

Немало осетин прославились на весь мир своими талантами и выдающимися поступками, стали для потомков примером для гордости и подражания:

За время Великой Отечественной войны звание Героя СССР получили 75 уроженцев Республики Осетия.

В науке, искусстве и культуре известны следующие личности:

  • поэт Коста Хетагуров;
  • писатели Дабе Мамсуров и Георгий Черчесов;
  • режиссер Евгений Вахтангов;
  • дирижеры Валерий Гергиев и Вероника Дударова;
  • актеры кино Вадим Бероев и Егор Бероев;
  • ученый с мировой известностью Васо Абаев.

В спорте осетины очень преуспели, особенно в борьбе, из-за чего Осетию назвали борцовской нацией:

И это далеко не полный список всех выдающихся спортсменов этого вида спорта. В 2008 году на Олимпиаде выступали 20 спортсменов из Осетии.

Читайте также: