Три главных направления в сценическом искусстве доклад

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПМ 02 Организационно-творческая деятельность

МДК 02.01 Основы режиссерского и сценарного мастерства

По толковому словарю В.И. Даля режиссер – это:

Управляющий актерами, игрою, представленьями, назначающий, что давать или ставить, раздающий роли;

Творческий работник зрелищных видов искусства: театра, кинематографа, телевидения, цирка, эстрады;

Творческий работник, художественный организатор, руководитель театральной, кино- или телевизионной постановки, вообще зрелищных программ;

Нет верного ответа.

Основной элемент актерской техники:

Нет верного ответа.

3. Однажды и навсегда установленные формы выражения чувств и сценического переживания, когда актеры подходят к разрешению сложных душевных процессов с внешней стороны:

Нет верного ответа.

4. Три главных направления в сценическом искусстве:

Ремесло, искусство переживания, искусство представления;

Факты жизни, факты искусства;

Театр, хореография, вокал;

Нет верного ответа.

5. Главные принципы системы К.С. Станиславского:

Принцип жизненной правды, принцип идейной активности, принцип активности и действия, принцип органичности творчества актера, принцип творческого перевоплощения;

Принцип идейной активности, принцип активности и действия, принцип органичности творчества актера, принцип творческого перевоплощения;

Принцип жизненной правды, принцип активности и действия, принцип органичности творчества актера, принцип творческого перевоплощения;

Нет верного ответа.

6. Имя великого реформатора театрального искусства, его "система" реалистического

творчества – основа всех актерских и режиссерских школ.

В.И. Немирович – Данченко;

Нет верного ответа.

7. Функции режиссера:

Режиссер – организатор, толкователь, зеркало;

Режиссер – воспитатель, толкователь, демонстратор;

Режиссер – экспериментатор, организатор, зеркало;

Нет верного ответа.

8. Режиссура – это:

Вид художественного творчества, заключающийся в создании единого, гармонически целого художественного произведения с помощью творческой организации всех элементов сценического искусства;

Вид искусства сочинения танца, балета;

Зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств;

Нет верного ответа.

9. Обстоятельства, жизненная ситуация, условия жизни действующего лица театральной постановки или фильма, в которые должен себя в своём воображении поместить актёр, исполняющий роль этого лица.

Нет верного ответа.

10. Какой принцип системы К.С. Станиславского гласит: "Искусство должно быть правдиво и, следовательно, понятно"?

Принцип творческого перевоплощения;

Принцип идейной активности;

Принцип жизненной правды;

Нет верного ответа.

ПМ 02 Организационно-творческая деятельность

МДК 02.01 Основы режиссерского и сценарного мастерства

Какой принцип системы К.С. Станиславского гласит: "Разбудить естественную человеческую природу актера для органического творчества в соответствии со сверхзадачей:

Принцип органичности творчества актера;

Принцип жизненной правды;

Принцип идейной активности;

Нет верного ответа.

Элемент системы К.С. Станиславского:

Нет верного ответа.

3. Однажды и навсегда установленные формы выражения чувств и сценического переживания, когда актеры подходят к разрешению сложных душевных процессов с внешней стороны:

Нет верного ответа.

4. Три главных направления в сценическом искусстве:

Ремесло, искусство переживания, искусство представления;

Факты жизни, факты искусства;

Театр, хореография, вокал;

Нет верного ответа.

5. Главные принципы системы К.С. Станиславского:

Принцип идейной активности, принцип активности и действия, принцип органичности творчества актера, принцип творческого перевоплощения;

Принцип жизненной правды, принцип идейной активности, принцип активности и действия, принцип органичности творчества актера, принцип творческого перевоплощения;

Принцип жизненной правды, принцип активности и действия, принцип органичности творчества актера, принцип творческого перевоплощения;

Нет верного ответа.

6. Имя великого реформатора театрального искусства, его "система" реалистического

творчества – основа всех актерских и режиссерских школ.

В.И. Немирович – Данченко;

Нет верного ответа.

7. Функции режиссера:

Режиссер – организатор, толкователь, зеркало;

Режиссер – воспитатель, толкователь, демонстратор;

Режиссер – экспериментатор, организатор, зеркало;

Нет верного ответа.

8. Режиссура – это:

Вид художественного творчества, заключающийся в создании единого, гармонически целого художественного произведения с помощью творческой организации всех элементов сценического искусства;

Вид искусства сочинения танца, балета;

Зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств;

Нет верного ответа.

9. Обстоятельства, жизненная ситуация, условия жизни действующего лица театральной постановки или фильма, в которые должен себя в своём воображении поместить актёр, исполняющий роль этого лица.

Нет верного ответа.

10. Какой принцип системы К.С. Станиславского гласит: "Искусство должно быть правдиво и, следовательно, понятно"?

Принцип творческого перевоплощения;

Принцип жизненной правды;

Принцип идейной активности;

Нет верного ответа.

ПМ 02 Организационно-творческая деятельность

МДК 02.01 Основы режиссерского и сценарного мастерства

По толковому словарю В.И. Даля режиссер – это:

Управляющий актерами, игрою, представленьями, назначающий, что давать или ставить, раздающий роли;

Творческий работник, художественный организатор, руководитель театральной, кино- или телевизионной постановки, вообще зрелищных программ;

Творческий работник зрелищных видов искусства: театра, кинематографа, телевидения, цирка, эстрады;

Нет верного ответа.

Основной элемент актерской техники:

Нет верного ответа.

3. Однажды и навсегда установленные формы выражения чувств и сценического переживания, когда актеры подходят к разрешению сложных душевных процессов с внешней стороны:

Нет верного ответа.

4. Три главных направления в сценическом искусстве:

Ремесло, искусство переживания, искусство представления;

Театр, хореография, вокал;

Факты жизни, факты искусства;

Нет верного ответа.

5. Главные принципы системы К.С. Станиславского:

Принцип жизненной правды, принцип идейной активности, принцип активности и действия, принцип органичности творчества актера, принцип творческого перевоплощения;

Принцип идейной активности, принцип активности и действия, принцип органичности творчества актера, принцип творческого перевоплощения;

Принцип жизненной правды, принцип активности и действия, принцип органичности творчества актера, принцип творческого перевоплощения;

Нет верного ответа.

6. Имя великого реформатора театрального искусства, его "система" реалистического

творчества – основа всех актерских и режиссерских школ.

В.И. Немирович – Данченко;

Нет верного ответа.

7. Функции режиссера:

Режиссер – организатор, толкователь, зеркало;

Режиссер – экспериментатор, организатор, зеркало;

Режиссер – воспитатель, толкователь, демонстратор;

Нет верного ответа.

8. Режиссура – это:

Вид художественного творчества, заключающийся в создании единого, гармонически целого художественного произведения с помощью творческой организации всех элементов сценического искусства;

Вид искусства сочинения танца, балета;

Зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств;

Нет верного ответа.

9. Обстоятельства, жизненная ситуация, условия жизни действующего лица театральной постановки или фильма, в которые должен себя в своём воображении поместить актёр, исполняющий роль этого лица.

Нет верного ответа.

10. Какой принцип системы К.С. Станиславского гласит: "Искусство должно быть правдиво и, следовательно, понятно"?

Принцип творческого перевоплощения;

Принцип идейной активности;

Принцип жизненной правды;

Нет верного ответа.

Вариант 1. 1. а; 2. б; 3. в; 4. а; 5. а; 6. в; 7. а; 8. а; 9. в; 10. в.

Вариант 2. 1. а; 2. а; 3. а; 4. а; 5. а; 6. в; 7. а; 8. а; 9. б; 10. в.

Вариант 3. 1. а; 2. в; 3. а; 4. а; 5. а; 6. в; 7. а; 8. а; 9. б; 10. в.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 615 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 20.10.2015 9129
  • DOCX 24 кбайт
  • 40 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Руденко Олеся Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

История театра (если вести ее от наиболее цивилизованной древнегреческой театральной традиции) исчисляется в тысячах лет. За это время театр претерпел множество изменений и метаморфоз, ощутил влияние многих культур и разветвился на массу самобытных способов организации и подачи сценического действа. Многообразие театральных выразительных средств способствует сохранению неизменной популярности театрального искусства на протяжении всей его истории. Сегодня у каждого есть свой театр, своя драматургия и свои любимые виды театрального искусства, будь то балет, мюзикл или психологическая драма.

В театральной студии для подростков можно детально изучить основные особенности каждого вида сценического искусства. У студентов есть уникальная возможность попробовать себя в роли актера любого жанра.

Жанры театрального искусства могут сильно отличаться друг от друга, но их объединяет одна главная черта: театр – это всегда действие, всегда фрагмент жизни человеческого духа в нестандартных обстоятельствах, всегда острый конфликт интересов. Разница же заключается в наборах выразительных средств, которыми характеризуется тот или иной жанр. Например, балет выражает актерское мастерство в танце, в драме главенствуют психофизические реакции и диалоги, в трагедии – возвышенные монологи, пафос и т. д.

Основные виды сценического искусства:

  • драма,
  • трагедия,
  • комедия,
  • мюзикл,
  • оперетта,
  • опера,
  • балет,
  • кукольный театр.

Драма

Драма

Трагедия

Жанр-предшественник драмы. В центре трагедии всегда борьба человека с неотвратимостью судьбы, в результате которой человек погибает. Трагедии свойственна высокопарность, герои разговаривают монологами. Часто незримым, но подразумевающимся участником трагического действа является божество или злой рок. Трагедией иногда называют современную драму с трагической развязкой.

Комедия

Комедия – жанр театра, противоположный трагедии. Цель комедийного действа – заставить зрителя смеяться. Достигается за счет нелепого стечения обстоятельств, по вине которого герои попадают в глупые ситуации (комедия положений), за счет высмеивания характеров или социальных явлений (сатира) или за счет грубой, гротескной и карикатурной пародии на действительность (фарс). Комедией могут называть драму с неожиданной юмористической развязкой сюжета.

Мюзикл

Музыкально-хореографическая постановка, в основе которой лежит драматический или комедийный сюжет. Мюзикл отличается размахом и зрелищностью (сложные декорации, спецэффекты, массовые сцены и т. д.), а также использованием современных, по сравнению с традиционными музыкальными жанрами, выразительных средств и технических решений. Один из наиболее сложных и дорогих театральных жанров, но при этом является самым резонансным в последние годы.

Оперетта

Опера

Музыкальная постановка чаще всего драматического или трагического характера, представляет собой уникальное сочетание драмы и вокала. Все в опере происходит под музыку. Все диалоги и монологи представлены вокальными партиями, при этом хореографические номера вторичны и носят служебный характер.

Балет

В противоположность опере, балет обходится без вокала и без речи вообще. Выразительными средствами балета являются музыка, танец, пантомима и гротеск. Классический балет всегда имеет сюжет и драматургию, в его основе лежит классический танец. Современный театр предполагает, что балет более свободен в средствах, в нем могут использоваться:

  • современные танцы;
  • национальные танцы;
  • акробатика;
  • джаз;
  • электронная музыка;
  • этническая музыка.

Все по этому списку может присутствовать как в разных представлениях, так и сочетаться в одном спектакле.

Кукольный театр

Постановки, в которых все роли играют куклы, озвученные и приведенные в движение актерами. Сами актеры в момент спектакля находятся за сценой и зрителю не видны. Кукольный театр – это преимущественно театральное искусство для детей.

Что делать, если ваша шутка не была понята аудиторией поведают стендап курсы. Во всяком случае не стоит ее повторять, разжевывать и убеждать, что она смешная. Также вы узнаете где черпать вдохновение и новые темы для своих шуток.

Урок 4. Искусство переживания и искусство представления

В том, что К. С. Станиславский был гением, сомнений быть не должно. Иначе стали бы люди во всех странах, где бывал с гастролями его театр, раскупать за 2-3 месяца до начала билеты на спектакли, идущие на русском языке? Секрет успеха здесь во многих факторах, но не последнее место в нём занимают краеугольные камни созданной великим педагогом системы – искусство представления и искусство переживания, отказ от одного в пользу другого и в то же время баланс между ними.

Зрители, знакомые с сюжетом лишь по программке и в большинстве своём незнающие язык, заполняли огромные залы, чтобы посмотреть на представление, на то, как работают на сцене актёры, как вживаются в роль и передают эмоции.

Содержание:

В данном уроке мы и поговорим об этих технологиях актёрского мастерства, постараемся показать их максимально просто и понятно для всех интересующихся, а также дадим рекомендации и упражнения на развитие собственного искусства переживания и представления.

Искусство переживания и искусство представления как методы актёрского творчества

Игра актёра может быть реализована через 3 технологии: ремесло, искусство представления и искусство переживания.

Ремесло – это внешнее проявление внутренних чувств; готовый штамп, на основе которого любой зритель может понять, какую эмоцию хочет изобразить актёр. К примеру, абсолютно ясно, что хождение из угла в угол, суетливость, повышенная жестикуляция, частая смена позы выдают в человеке в зависимости от контекста волнение, нетерпеливость, нервозность.

Искусство представления – воспроизведение готовых чувств, шаблон, внешний рисунок роли. Суть техники в том, что в процессе работы над собой, самостоятельных занятий и репетиций, актёр переживает настоящие эмоции, запоминает их и на основе этого создаёт форму их проявления. Во время спектакля он использует эту готовую форму.

По сути, искусство представления и искусство переживания, как два основных течения, являются противоположными методами. К. С. Станиславский их впервые чётко разделил и проанализировал, что имело большое влияние на развитие актёрского мастерства в дальнейшем. Они – основы конструкции его системы, означавшей реформу театра. Исследователи указывают, что на момент создания теории (начало 20 века) театр находился в упадке, зрители постепенно теряли к нему интерес.

Перед режиссёрами и актёрами стояла дилемма, рождённая конфликтом подходов. Дело в том, что в театральных кругах шел спор относительно сущности игры артиста и того, какой должна быть её природа: рациональной или эмоционально-вдохновлённой. Заслуга Станиславского в решении этого противоречия состоит в том, что он разработал комплексный подход, включающий оба взгляда. Он критиковал представление за ремесленнический подход, но и, несмотря на возвышение переживания как показателя актёрского искусства, был уверен в их взаимосвязи.

Разберёмся детальнее с отличиями двух школ. Главная задача искусства переживания состоит в том, чтобы реализовать не внешнюю сторону жизни героя, а передать зрителю его внутренний мир, что призвано и саму постановку сделать более живой. Для этого актёр должен уметь переносить и приспосабливать собственные чувства к нуждам персонажа. Это достигается через освоение предлагаемых обстоятельств роли, событий, действий , требование искать эмоциональный отклик во время каждой постановки. Это то, что цепляет зрителя.

В искусстве представления подлинность переживания образа важна лишь раз или несколько – для того, что выработать механическую форму для их повторения. Очевидно, что в таком случае игра лишена непосредственности и импровизации, что держит зрителя в меньшем напряжении и воздействует на него слабее, чем переживание, но в то же время бывает более выразительной и эффектной. Выбор между двумя тенденциями диктуется характером пьесы, отдельных составляющих постановки и, кроме того, стилем и предпочтениями актёра.

Искусство переживания или как вжиться в роль

Если актёр владеет этим искусством, значит, он умеет испытывать подлинные чувства во время игры на сцене, а зритель ему верит. Этого нельзя достичь лишь за счёт ремесла и репетиций, хотя они и призваны помочь вжиться в роль.

Развитие способности к переживанию – сложный путь, пролегающий через оттачивание мастерства внешних и внутренних техник актёра. Он наиболее полно, и, в то же время, тонко завязано на его творческих дарованиях. Для создания истинного переживания ему нужны максимальная концентрация, созидательность, склонность к пониманию не только художественной силы персонажа, но и его человеческой природы. Это те профессиональные качества, без которых не обойтись.

Чтобы достичь этого, актёру нужно пройти в своей работе над ролью несколько творческих этапов. Уже во время первого чтения пьесы и знакомства с образом, он должен стараться воссоздать предлагаемые автором (режиссёром) обстоятельства роли, понять и поверить в них. Это необходимое условие для дальнейшего рождения истины переживаний самого артиста.

Предлагаемые обстоятельства изучаются через детальный анализ внутренних и внешних условий жизни роли, через определение отношения самого артиста к событиям пьесы, через его способность оживить героя своим творческим воображением. Чтобы лучше всё понять, нужно мысленно перенестись в самую гущу событий и постараться представить их максимально реальными. Описанное словами это может показаться несложной задачей, но на деле для её решения нужна долгая тренировка физической и психической техники. Но без этого не обойтись, ведь актёр должен знать (а если они не изложены подробно – выдумать) все обстоятельства, в которых находится его персонаж. Без их знания эмоции будут выглядеть наигранными и незаконченными.

Для удобства определения и последующей работы с предлагаемыми обстоятельствами предложена такая классификация:

Вид предлагаемого обстоятельства: место действия, время действия, образ действия.

  • Место действия – физическая организация пространства, где происходят события.
  • Время действия – время (от эпохи до части суток), в которое разворачиваются действия пьесы.
  • Образ действия – поведение персонажа в конкретном случае.

Далее предлагаем рекомендации, которые помогут вам быстрее принять нужный образ.

Рекомендации, как вжиться в роль:

Также мы предлагаем вам несколько упражнений для освоения данного навыка:

Выполняйте эти упражнения регулярно, и результат не заставит себя долго ждать. А мы идем дальше.

Искусство представления

Таким образом, главные принципы и отличия искусства представления заключаются в следующем:

A Актёр живёт на сцене повторными чувствами, реализуя их через техники и средства выразительности;
B Переживание является недостаточно сильным художественным средством, которое, к тому же, трудноуловимо для зрителя;
C Воссоздание подлинного чувства на сцене является натурализмом, а не искусством.

Здесь ни в коем случае не должно сложиться впечатление, что последователи школы представления отстаивают искусственность, что артисты этого направления не переживают и не стремятся к воссозданию естественности бытия. Это неверно. Вот как описывал ситуацию Станиславский: «Роль переживается артистом однажды или несколько раз для того, чтоб подметить внешнюю, телесную форму естественного воплощения чувства.

Другими словами, артисты этого направления также стремятся пережить и понять подлинное чувство, но не каждый раз, когда играют роль, а лишь на репетициях, и в количестве достаточном для создания устойчивой формы представления о внешнем выражении чувства. Выступая перед зрителем позже, они обращаются уже не к самому чувству, а к механике его проявления.

Искусство представления всецело зависит от мастерства, с которым актёр овладел основными навыками и средствами выразительности (сценическое движение, сценическая речь и публичное одиночество, эмоциональная память и др.). Рекомендации по их развитию ищите в тематической рубрике блога. Практические упражнения также собраны в отдельных статьях:

Действительно, в жизни, в отличие от театра, мы не можем постоянно муштровать и репетировать. Поэтому, чтобы совершенствовать собственное искусство переживания и представления, нужно не только следовать собранным рекомендациям и выполнять отдельные упражнения, но и смотреть на мир как актёр, постоянно наблюдать, расширять эмоциональный кругозор и запоминать свои ощущения.

Проверьте свои знания

АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО, искусство создания сценических образов (ролей) в театральных и других зрелищных представлениях; вид исполнительского творчества.

Рабочие инструменты актера – это его психофизические данные: тело; пластика; моторика; голосовые данные (дикция, связки, дыхательный аппарат); музыкальный слух; чувство ритма; эмоциональность; наблюдательность; память; воображение; эрудиция; скорость реакции и т.д. Соответственно, каждое из этих качеств нуждается в развитии и постоянном тренинге – только это позволяет актеру находится в рабочей форме. Как балетному актеру каждый день приходится начинать с цикла упражнений у станка, оперному – с вокализа и распевок, так драматическому актеру насущно необходимы ежедневные занятия сценической речью и движением.

Каждая сыгранная роль является сложным конгломератом творчества нескольких индивидуальностей: полноправными соавторами актера в процессе подготовки спектакля становятся драматург, режиссер, композитор, балетмейстер, художник, гример и другие члены постановочной группы. Однако на самом спектакле актер остается один на один со зрительным залом; он становится конечным проводником, транслятором коллективного творческого замысла зрителю. Важнейшим соавтором актерской работы становится и сам зрительный зал, внося ежедневные коррективы в отрепетированную роль. Процесс актерского творчества всегда совершается совместно со зрителем, в момент спектакля. И каждый спектакль остается уникальным, неповторимым.

Исторический очерк.

Истоки актерского искусства восходят к массовым действам ранних языческих обрядов и ритуалов, синкретически объединивших зачатки всех видов искусства. В этих обрядах разыгрывались, подавались в театральной форме различные сцены, связанные с ключевыми моментами жизни общества (охота; действия, сопровождающие смену календарного цикла и долженствующие способствовать плодородию; ритуалы инициации; действия, направленные на взаимоотношения с духами предков и богами; и т.д.). Постепенно массовые ритуальные действия, исполняемые всем родом или племенем, преобразовались в групповые, что закономерно привело к разделению участников на исполнителей и зрителей. Первыми предшественниками актеров были, несомненно, шаманы и жрецы, чьей главной задачей (наряду с осуществлением магических действ) было эмоциональное воздействие на зрителей.

История европейского актерского искусства в свою очередь распадается на две основные линии развития: народное искусство странствующих актеров (как правило, составляющих оппозицию официальной власти и формирующееся в жестких условиях постоянных преследований и гонений), и официальное театральное искусство (развивающееся при поддержке власти, – как клерикальной, так и светской, – широко использующей театр в идеологических целях, формируя систему политических, правовых, религиозных и т.п. взглядов общества). Практически вплоть до конца 19 в. эти две линии актерского искусства развивались изолированно друг от друга (о взаимовлиянии можно говорить скорее на материале театра в целом). Толчком к синтезу, объединению и взаимопроникновению двух различных актерских техник послужило зарождение искусства режиссуры, выведшего театр на принципиально новый уровень развития. Так, первые опыты перенесения народной актерской техники в сценические постановки были предприняты в театральном искусстве Серебряного века (практическое изучение принципов комедии дель арте и балагана). До этого времени народная линия актерского искусства развивалась в едином русле – основываясь на импровизации, злободневности, постоянных персонажах-масках, культивирующих скорее типические, нежели индивидуальные черты. Зато официальное европейское актерское искусство, развивающееся совместно с драматургией, сценографией и иными видами искусства, прошло через самые разнообразные этапы и эстетические направления.

В Древнем Риме актерское искусство поначалу развивалось в том же направлении. Однако в эпоху императорского Рима театр все более вытеснялся цирковыми и пантомимическими зрелищами, актерское искусство приходило в упадок. Все больше трагедий писалось не для сценического воплощения, но лишь для чтения; сценический образ как бы распадался на составные части – речевую и пластическую: актер-декламатор читал текст, пантомимист иллюстрировал чтение движением.

С падением Римской империи и становлением христианства театр пережил многовековой период гонений. Официальное театральное искусство не существовало вовсе; бродячие народные труппы жестоко преследовались клерикальной властью. Однако возрождение официального театрального искусства началось в 9 в. именно в лоне христианской церкви – с литургической драмы, религиозного представления, входившего в состав пасхальной или рождественской церковной службы (литургии). Литургические драмы отличались строгим формализированным, ритуально-символическим характером актерского исполнения. Однако с течением времени усиливалось мирское звучание литургической драмы – в нее проникали народные интонации, бытовые черты, комические мотивы. Изгнанная из церкви на паперть, литургическая драма трансформировалась в полулитургическую, далее – в мистерию и иные виды религиозного театра – миракль и моралите. В них господствовал аллегорический, иллюстративный, нравоучительный и бездейственный стиль актерского исполнения. Собственно, главный акцент делался не на актере, а на разнообразных сценических эффектах (вознесение на небеса, низвержение в ад и т.п.), долженствующих создавать у зрителей благоговейное впечатление чуда. Однако усиление общественной роли театра привело к некоторым послаблениям и в отношении к странствующим, площадным актерам. Балаганные, фарсовые, импровизационные приемы актерского исполнения вышли на новый виток бурного развития в искусстве средневековых гистрионов, вагантов, шпильманов, менестрелей и др.

К этому же времени (16 в.) относится зарождение и становление итальянской комедии масок (комедия дель арте), оказавшей огромное влияние на развитие не только театра, но и всей культуры в целом – от литературной комедии до общей эстетики Серебряного века. В актерском искусстве комедии дель арте был доведен до совершенства импровизационный принцип исполнения, основанный на жестких сюжетных схемах, а также – принцип ансамбля, неразрывной связи и точного взаимодействия с партнером. Именно принципы актерского ансамбля сохраняют свою актуальность и для современного театра и актерской техники.

Эпоха Возрождения привнесла в актерское искусство новые черты: мистериальный, иллюстративно-аллегорический стиль исполнения обогатился более правдивой, содержательной манерой игры. Этому, несомненно, способствовало временное ослабление гнета церкви, приведшее к оживлению официального театрального искусства, и могучий всплеск развития драматургии (в Испании – Лопе де Вега, М.Сервантес; в Англии – Т.Кид, К.Марло, Б.Джонсон и. конечно же, У.Шекспир). В актерском искусстве возникли первые ростки реализма, существо которых отражено Шекспиром в обращении Гамлета к актерам.

Развитие эстетики классицизма происходило на материале трагедии; комедия же оставалась вне ее рамок. Более того, именно в это время известнейший французский комедиограф и актер Ж.Б.Мольер осуществил новый прорыв в принципах актерского искусства – к необходимости индивидуализации сценического образа и психологической убедительности при создании характера персонажа.

Французская революция конца 18 в. потребовала от театра отображения смелых, сильных характеров, высоких страстей, большого эмоционального накала. Таким образом подготавливалось новое эстетическое течение начала 19 в. – романтизм, несомненно, нашедший свое отражение и в актерском искусстве. Образы романтических героев воздействовали на зрителя бунтарским пафосом, напряженной эмоциональностью, противостоянием обществу, трагизмом крупной, исключительной личности, раскрывающейся в столкновении с окружающей средой. Критерием оценки актерского искусства становилась непосредственность и искренность переживания.

Актерское искусство 20 в. принципиально и последовательно уходит от абсолютизации какого-либо конкретного, отдельного метода игры, провозглашая многовариантность и разнообразие актерских техник.

Эстетическое течение т.н. абсурдизма, изначально отталкивающееся от театральной эстетики А.Чехова, разрабатывало новый принцип актерской техники: не психологический объем изображаемого персонажа, но дискретность, причудливое сплетение противоречащих друг другу, но неразделимых качеств.

Таким образом, современное актерское искусство в первую очередь характеризуется отсутствием какого бы то ни было канона и принципиальным разнообразием стилистики. Однако главным принципом становится эстетическое и стилевое единство спектакля и ансамблевость актерского исполнения.

Татьяна Шабалина

Читайте также: