Транспортная инфраструктура ростовской области доклад

Обновлено: 30.06.2024

Основными видами экономической деятельности Ростовской области являются обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, сельское хозяйство, транспорт и связь.

Важнейшими отраслями специализации, определяющими место области в экономике России, выступают отрасли агропромышленного комплекса, черная металлургия, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, легкая промышленность, торговля.

Конкурентными преимуществами Ростовской области являются:

- географическое и геополитическое положение. Развитая транспортная инфраструктура, благодаря которой область входит в число транспортно-распределительных узлов;

- земельные, водные и природно-климатические ресурсы. Ростовская область относится к степной зоне и имеет разнообразные естественные ресурсы;

- наличие крупной городской агломерации. Административный статус территории;

- выгодное приграничное расположение области (протяженная граница со стратегически важной для России страной - Украиной);

- значительные площади плодородных сельскохозяйственных угодий;

- высокий уровень демографического потенциала территории;

- высокий уровень и качество урбанизации территории;

- развитая сеть образовательных и научных учреждений, наличие высокотехнологичных производств, которые обеспечивают высокий уровень развития человеческих ресурсов;

- высокий уровень диверсификации экономики, который создает потенциал устойчивости экономического развития и обеспечение социальных гарантий, предпосылки формирования длинных цепочек добавленной стоимости при развитии новых производств;

- стабильное социально-политическое положение;

- высокий потребительский потенциал;

- высокий уровень развития финансовой и страховой инфраструктуры;

- прогрессивное инвестиционное и инновационное законодательство;

- благоприятный инвестиционный климат и налоговый режим.

Инновационная политика Ростовской области направлена на интеграцию всех систем региональной политики, включая социально-экономическую, промышленную, научную и образовательную. Стратегические направления формирования эффективной региональной инновационной системы включают в себя взаимоувязанные целевые установки:

- система формирования благоприятных условий для создания инновационных предприятий;

- система поддержки субъектов инновационной деятельности;

- система генерации технологий – стимулирование создания технологий для отраслей новой экономики, в которых потенциал знаний трансформируется в коммерческие продукты с высокой нормой добавленной стоимости, стимулирование развития малого и среднего бизнеса в инновационной сфере;

- система технологического перевооружения предприятий – внедрение в производство высокотехнологичной продукции и услуг, конкурентоспособных на отечественных и мировых рынках;

- система кооперации ВУЗов и предприятий области;

- инновационная инфраструктура – создание благоприятных условий для выполнения исследований и разработок, трансферта технологий и коммерциализации инноваций.

Основными стратегическими направлениями социально-экономического развития Ростовской области в 2010-2020 годах будут являться формирование конкурентоспособных кластеров в агропромышленном секторе, сельхозмашиностроении, легкой промышленности, туризме, производстве строительных материалов, технологическая модернизация на крупных предприятиях оборонно-промышленного комплекса, машиностроения, угольной промышленности; создание высокотехнологичных производств, формирование территорий интенсивного экономического развития и технопарков; развитие транспортной инфраструктуры, в том числе ориентированной на обслуживание экспортно-импортных потоков и энергетической инфраструктуры.

В туристическом комплексе основные направления развития будут связаны с созданием Приазовского туристско-рекреационного комплекса, в результате чего Приазовье может стать альтернативным дополнением к традиционным туристско-рекреационным центрам юга России и принимать до 1 млн. человек в год при условии создания инфраструктуры туризма и относительно невысокой стоимости отдыха.

В долгосрочной перспективе основными направления развития агропромышленного комплекса будут являться зерновое, овощное и масленичное растениеводство (в том числе на орошаемых землях), мясо-молочное животноводство, птицеводство. Значительное внимание необходимо уделить развитию инфраструктуры сельского хозяйства, обеспечивающей хранение, транспортировку и переработку производимой продукции

В машиностроении основными направлениями развития станут транспортное, сельскохозяйственное и энергетическое машиностроение. Приоритетом в сельскохозяйственном машиностроении станет создание 2 - 3-х отраслевых технопарков на базе крупных предприятий области, готовых вести масштабные исследования и технологические разработки по направлениям развития сельхозмашиностроения и развития агропромышленного комплекса. Получат дальнейшее развитие производства транспортного машиностроения и оборудования: развитие автомобилестроения и производства автокомпонентов; авиа- и вертолетостроения, отвечающих как требованиям нужд обороны, так и потребностям коммерческого рынка; железнодорожного машиностроения. Рост конкурентоспособности энергетического машиностроения, перспективы развития малой энергетики обеспечат значительный рост производства предприятий энергетического машиностроения и продукции смежных отраслей (металлургического производства).

В энергетическом комплексе предполагается строительство 3-го и 4-го энергоблоков Ростовской АЭС, модернизация и расширение действующих теплоэлектростанций, демонтаж и замена устаревшего оборудования объектов энергосистемы, развитие электрических сетей.

Основные приоритеты развития социальной сферы Ростовской области, в первую очередь, обусловлены необходимостью обеспечения роста доходов населения за счет предпринимательской деятельности, ускоренного развития системы пенсионного страхования и реализации комплекса мероприятий по усилению социальной поддержки малообеспеченных категорий граждан; повышения эффективности занятости населения и перераспределения высококвалифицированных трудовых ресурсов из трудоизбыточных районов в интересах эффективной реализации комплексных межрегиональных проектов в Южном федеральном округе; укрепления региональных образовательного, научного и инновационного комплексов, позиционирование их на общероссийском и международном рынке новых технологий и инноваций, а также образовательных услуг; сохранения и популяризации многонационального культурного наследия народов Донского края.

Достижение поставленных целей экономического и социального развития Ростовской области потребует решения накопившихся экологических проблем. Одной из основных проблем, требующих концентрации административных мер и материальных ресурсов для своего решения, является сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха, в наибольшей степени характерное для Ростовско-Шахтинской группы городов. В крупных городах необходимо проведение экологического аудита с целью выявления проблемных ситуаций, источников и характера загрязнения окружающей среды, оценки их влияния на качество городской среды.

Пространственное развитие Ростовской области связано с формированием и развитием зон опережающего роста: Ростовской агломерации, зоны опережающего роста Восточный Донбасс, Волгодонской и Юго-Восточной зон опережающего роста, в рамках которых будут развиваться предприятия перспективных специализаций.

Транспорт Ростовской области — крупная отрасль экономики Ростовской области.

Ростовскую область пересекают: [2]

Содержание

По территории области проходят магистральные железные дороги, связывающие центральные, западные районы страны и Сибирь с южным регионом. Действуют узловые железнодорожные станции, обеспечивающие приём, обработку и отправление практически всех видов грузов. [4]

Наиболее широко распространённым видом транспорта является автомобильный. [5]

На территории области протяжённость автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального, межмуниципального и местного значения составляет — 15,6 тыс. км, в том числе: [6]

  • федерального значения — 716 км;
  • регионального, межмуниципального значения, находящихся в собственности Ростовской области, — 7490 км;
  • местного значения, находящихся в муниципальной собственности районов — 7382 км.

Кроме того, площадь улично-дорожной сети муниципальных образований составляет — 255 млн м2. [7]

По территории области проходит 796 городских маршрутов, 316 внутрирайонных, более 500 междугородных и пригородных регулярных пассажирских маршрутов и около 150 межобластных маршрутов, соединяющих все муниципальные образования области общей протяженностью более 80 тыс. км. Автовокзалы и автостанции области объединены в единую сеть. [8]

Число автобусов общего пользования на 100 000 человек населения на конец 2009 года в Ростовской области — 33. [9]

По территории области проходят нитки трубопроводного магистрального транспорта. Интенсивными темпами развиваются местные газовые магистрали. [10]

На территории области расположено семь портов: [11]

В области работают 126 судоходных компаний, а также целый ряд судоремонтных предприятий. [13]

Объём пассажирских перевозок воздушным транспортом в области в 2011 году составил 1716 тыс. пассажиров. В регионе наблюдается устойчивая тенденция роста спроса на авиационные перевозки и услуги. [16]


В статье представлен анализ текущего состояния автомобильного общественного транспорта в границах Ростовской агломерации.

Ключевые слова: общественный транспорт, автомобильный транспорт, подвижной состав, межмуниципальный маршрут, возраст подвижного состава.


Рис. 1. Автомобильные дороги Ростовской области

Ростовскую область пересекают:

– железнодорожный путь Москва — Ростов — Кавказ;

– судоходный путь по реке из центра России в Чёрное и Средиземное моря;

– воздушный коридор Санкт-Петербург — Москва — Кавказский регион.

Общая протяженность автомобильных дорог Ростовской области составляет 35 тыс. км, в том числе:

– Дороги федерального значения — 690,3 км;

– Дороги регионального и межмуниципального значения — 7571,2 км;

– Дороги местного значения — 27099,9 км.

Пассажирские перевозки автомобильным транспортом являются самым массовым и доступным видом транспорта. По территории области проходит 665 междугородных и пригородных межмуниципальных автобусных маршрутов и около 150 межобластных маршрутов, соединяющих все муниципальные образования области общей протяженностью более 80 тыс. км. Автовокзалы и автостанции области объединены в единую сеть.

На рынке пассажирских транспортных услуг в Ростовской области осуществляют деятельность 195 транспортных предприятий различных форм собственности, парк которых составляет около 5000 единиц подвижного состава большой, средней, малой и особо малой вместимости: около 1700 автобусов большой вместимости, 146 троллейбусов, 136 трамваев. Также на маршрутах работают более 3000 автобусов малой и особо малой вместимости.

Текущее техническое состояние парка автобусного подвижного состава:

В соответствии с реестром межмуниципальных маршрутов регулярных автомобильных перевозок на территории Ростовской области определены количественные характеристики парка подвижного состава.

86 % автотранспортных предприятий, осуществляющих межмуниципальные перевозки, являются юридическими лицами, в том числе только 10 % — государственные или муниципальные. Преобладающую долю автоперевозчиков Ростовской области составляют коммерческие организации или индивидуальные предприниматели.

Количественные характеристики парка подвижного состава межмуниципальных маршрутов

Ласкова Т.С., Шаповалов В.С., Скрементова А.А. Автотранспортная инфраструктура г. Ростова-на-Дону: современное состояние, проблемы и перспективы развития

В статье рассматриваются ключевые проблемы, и основные перспективы развития наиболее проблемной части транспортной инфраструктуры, как Ростовской области, так и Российской Федерации в целом – автотранспорта. Для наиболее полного понимания проблемы были исследованы ее основные составляющие и в дальнейшем были выявлены и проанализированы возможности модернизации инфраструктуры. В дополнение ко всему был проанализирован вклад проведения Чемпионата мира по футболу 2018 в развитие автотранспортной инфраструктуры Ростова-на-Дону. Для контраста в вопросе транспортного дисбаланса было решено провести сравнение с другим городом-организатором Чемпионата мира по футболу 2018 Волгоградом. Так же был рассмотрен ряд проектов по модернизации автотранспортной инфраструктуры, которые разрабатываются правительством области и государством. Особое внимание уделяется анализу данных анкетирования о состоянии городской транспортной инфраструктуры.

Автотранспортная инфраструктура — это разновидность транспортной инфраструктуры, которая выполняет перевозки и обеспечивает их выполнение и обслуживание посредством автомобильного транспорта. Автотранспортная инфраструктура выполняет ряд важных задач, к которым можно отнести удовлетворение потребностей субъектов экономики в автотранспортных объектах, формирование автотранспортной сети региона, повышение конкурентоспособности и уровня социального и экономического развития региона [1].

Состояние автотранспортной инфраструктуры традиционно является одной из проблемных зон, как в регионе, так и в стране в целом. В г. Ростове-на-Дону сформировался целый ряд комплексных проблем. Во-первых, присутствует ярко выраженный транспортный дисбаланс, проявляющийся в том, что в настоящий момент структура общественного пассажирского автомобильного транспорта представлена 443 автобусами большой вместимости и 750 автобусами малой вместимости. Для нормального функционирования общественного транспорта требуется 631 большой автобус и 458 малых исключительно на тех маршрутах, где автобусы не смогут по разным причинам проехать. Так же для комфорта пассажиров требуется развитие других видов общественного транспорта, например, трамваев (по данным на 2017 год в Ростове-на-Дону курсируют 62 трамвайные единицы), которых недостаточно для города[2]. В решении данной проблемы Ростову-на-Дону следует брать пример с г. Волгограда, где до недавнего времени тоже была проблема с транспортным дисбалансом, которую власти смогли решить.

Большинство участников первого опроса были люди от 26 до 35 лет (примерно 54% от общего количества опрошенных), добирающиеся ежедневно на работу или в ВУЗ на личном транспортном средстве (87% респондентов) в течение 1 часа (72% опрошенных).

Оценка состояния безопасности дорожного движения

Рисунок 1 - Оценка состояния безопасности дорожного движения в г. Ростове-на-Дону (составлено автором по результатам анкетирования)

Оценка состояния безопасности дорожного движения в Ростовской области

Рисунок 2 - Оценка состояния безопасности дорожного движения в Ростовской области (составлено автором по результатам анкетирования)

На дорогах Ростовской области дела с загруженностью дорог обстоят лучше, так 72% респондентов считают, что загруженность более умеренная (см. Рисунок 4.).

Насколько загружены дороги Ростова-на-Дону

Рисунок 3 - Насколько загружены дороги Ростова-на-Дону (составлено автором по результатам анкетирования)

Далее участникам опроса должны было предложено оценить состояние дорог Ростова-на-Дону и Ростовской области.

Насколько загружены дороги Ростовской области

Рисунок 4 - Насколько загружены дороги Ростовской области (составлено автором по результатам анкетирования)

Почти половина опрошенных респондентов (46%) отмечают, что состояние дорог в Ростове-на-Дону удовлетворительное (см. Рисунок 5.), но в тоже время, опрошенные считают, что состояние дорог в области немного хуже, 41% процент опрошенных респондентов, считают состояние дорожного полотна удовлетворительным (см. Рисунок 6.). Таким образом, данные опроса подтверждают, что состояние дорог на Дону далеко не в лучшем состоянии.

Так в Ростове-на-Дону 82% не удовлетворены качеством проведенных ремонтных работ и так же в Ростовской области 82% не удовлетворены проведенными работами. Так и есть, потому что в основном на Дону после проведенных работ дороги либо становятся хуже, либо приходят в неудовлетворительное состояние после недели эксплуатации.

Оценка состояния дорог в Ростове-на-Дону

Рисунок 5 - Оценка состояния дорог в Ростове-на-Дону (составлено автором по результатам анкетирования)

Оценка состояния дорог в Ростовской области

Рисунок 6 - Оценка состояния дорог в Ростовской области (составлено автором по результатам анкетирования)

В заключительных вопросах анкетирования респонденты оценили работу дорожно-транспортных служб в Ростове и Ростовской области.

Изменилось ли состояние дорог в связи с проведением в городе Чемпионата мира по футболу 2018

Рисунок 7 - Изменилось ли состояние дорог в связи с проведением в городе Чемпионата мира по футболу 2018 (составлено автором по результатам анкетирования)

По итогам опроса были получены совершенно противоположные результаты. Большинство людей считают, что работа дорожно-транспортных служб в Ростове-на-Дону неудовлетворительная 36% (см. Рисунок 8.), в то время как в Ростовской области большинство опрошенных респондентов считает, что работа удовлетворительная 44% (см. Рисунок 9.).

В опросе о состоянии общественного транспорта в Ростове-на-Дону и области первые вопросы так же были про пол и возраст участников. Таким образом, удалось выяснить, что большинство участников опроса девушки от 18 до 20 лет.

Оценка работы дорожно-транспортных служб в Ростове-на-Дону

Рисунок 8 - Оценка работы дорожно-транспортных служб в Ростове-на-Дону (составлено автором по результатам анкетирования)

Оценка работы дорожно-транспортных служб в Ростовской области

Рисунок 9 - Оценка работы дорожно-транспортных служб в Ростовской области (составлено автором по результатам анкетирования)

Оценка состояния транспорта в Ростове-на-Дону

Рисунок 10 - Оценка состояния транспорта в Ростове-на-Дону (составлено автором по результатам анкетирования)

Оценка состояния транспорта в Ростовской области

Рисунок 11 - Оценка состояния транспорта в Ростовской области (составлено автором по результатам анкетирования)

Проведя исследование, было выявлено то, что 68% жителей Дона считают местный транспорт неудобным (см. Рисунок 12.) и 72% жителей не устраивает персонал, который обслуживает их в общественном транспорте (см. Рисунок 13.).

Далее респондентам было предложено оценить состояние безопасности транспорта как Ростова-на-Дону, так и области в целом. Так вот если в Ростовской области транспорт можно считать более-менее безопасным, здесь 64% считают, что транспорт небезопасен, а 36% считают, что безопасен, то в Ростове-на-Дону (см. Рисунок 14.) практически все респонденты считают транспорт небезопасным 83% против 17% (см. Рисунок 15.).

Удобно ли жителям Ростова-на-Дону перемещаться на общественном транспорте

Рисунок 12 - Удобно ли жителям Ростова-на-Дону перемещаться на общественном транспорте (составлено автором по результатам анкетирования)

Устраивают ли жителей Ростова-на-Дону водители, которые работают в маршрутных такси или автобусах

Рисунок 13 - Устраивают ли жителей Ростова-на-Дону водители, которые работают в маршрутных такси или автобусах (составлено автором по результатам анкетирования)

С этим тяжело не согласиться, когда каждый день в социальных сетях появляется информация, связанная с поломками в общественном транспорте.

Считают ли жители общественный транспорт Ростова-на-Дону безопасным

Рисунок 14 - Считают ли жители общественный транспорт Ростова-на-Дону безопасным (составлено автором по результатам анкетирования)

Таким образом, проанализировав результаты опросов, удалось подтвердить, что автотранспортная инфраструктура в Ростове-на-Дону и Ростовской области находится далеко не в лучшем состоянии и не важно, к какой категории вы относитесь.

Считают ли жители безопасным транспорт Ростовской области

Рисунок 15 - Считают ли жители безопасным транспорт Ростовской области (составлено автором по результатам анкетирования)

Таким образом, проанализировав результаты опросов, удалось подтвердить, что автотранспортная инфраструктура в Ростове-на-Дону и Ростовской области находится далеко не в лучшем состоянии и не важно, к какой категории вы относитесь.

Так же Ростовская область должна следовать государственным стандартам, согласно которым региональные власти должны довести долю дорог, соответствующих нормативам, до 50% к 2018 году и до 85% к 2025 году.

Вклад проведения Чемпионата мира по футболу 2018 в развитие автотранспортной инфраструктуры трудно переоценить. На реализацию проектов по реконструкции и модернизации города было выделено в общем 90 млрд. рублей. В число программ по модернизации транспорта и дорог к чемпионату мира 2018 входили проекты:[10].

2. Обновление Ворошиловского моста. Реконструкция моста предполагает создание на его месте двух новых полноценных мостов. Первый из них был открыт в августе этого года.

Таким образом, на данный момент не только Ростов-на-Дону обладает слаборазвитой автотранспортной системой, но и страна в целом. Но, несмотря на все проблемы, существуют выходы из сложившейся ситуации. Во-первых, ряд как региональных, так и государственных программ может сформировать предпосылки для развития автотранспорта. Во-вторых, проведения Чемпионата мира 2018 благоприятно повлияло на автотранспортную инфраструктуру. По итогу была осуществлена масштабная модернизация общественного транспорта (в 2017-2018 годах приобрели 200 единиц автобусов большой вместимости), а так же была проведена реконструкция дорог по большей мере находящихся на территории около стадиона: это реконструкция мостового перехода через реку Дон в створе проспекта Ворошиловского, строительство улицы от южного подъезда до Левобережной, капитальный ремонт автодороги Левобережная - Чемордачка.

Список источников и литературы:

1. Абакумов Г. В. Элементы транспортной инфраструктуры. Автомобильные дороги. // Тюменский государственный нефтегазовый университет. - 2012. – 103c.

Читайте также: