Оп арт в живописи доклад

Обновлено: 02.07.2024

Прикрепленные файлы: 1 файл

Оптическое искусство yjdjt.docx

Художники оп-арта использовали различные зрительные иллюзии, опираясь на особенности восприятия плоских и пространственных фигур.

Представители оп-арт:
- Виктор Вазарели
- Хесус Рафаэль Сото
- Бриджит Райли
- Агам Яков

В 1968 году Вазарели начинает работать над серией картин, известной по названием “Вега”. Хотя только ранняя картина художника 1957 года была названа именем звезды,серия получила такое же название из -за того, что в ней воссоздается тот же эффект ожившей поверхности, но на этот раз присутствует цвет.Мастер также использует свою систему пластических единиц. Таким образом создаются совершенно невероятные оптические иллюзии космической поверхности, поражающей нереальными, цветовыми эффектами.

Фонд Вазарели в Экс-ан-Провансе (1976г.)

Во Львовском Дворце искусств открылась выставка работ известного французского художника венгерского происхождения, основателя европейского оптического искусства Виктора Вазарели. Выставили 150 работ — картины-иллюзии, скульптуры. Самое известное произведение — коллаж "Вихрь". Он побывал на космической станции "Салют 7" в 1982 году. На нем расписались все космонавты экипажа. Оп-арт — искусство на стыке живописи и оптики удивляет своей смелостью и новаторством. В работах художников объединены геометрические линии и краски создают иллюзию объема и движения.

Видный представитель оп-арта Хесус-Рафаэль Сото .

Хесус Сото родился 5 июня 1923 г. в Венесуэле, умер 14 января 2005 г. Работал в области живописи и скульптуры, является признанным мастером в таких художественных направлениях, как кинетическое искусство и оп-арт. В 1970-е Сото создает многочисленные произведения, связанные с архитектурой, наиболее удачные из которых находятся на заводах Рено в Булонь-Бийянкур(1975), в Центре Банавен в Каракасе (1979) и в Центре Помпиду в Париже(1986). Сото интересовали оптические эффекты. В его работах такие эфекты получаются путем наложения одного слоя на другой. Например: два рисунка на органическом стекле с промежутком между ними. Кажется, что они сливаются в новом пространстве. Позже Сото начал экспериментировать с линиями разложенными между экранами.


Агам Яков (наст. имя и фамилия Яков Гипштейн) (р. 1928), израильский художник, один из лидеров кинетического искусства. . В его картинах-рельефах сочетаются принципы оп-арта (см. ОП-АРТ) и кинетизма (см. КИНЕТИЗМ), элементы геометрической абстракции и реального движения, что создает самобытные декоративные и в то же время располагающие (по замыслу автора) к мистическому созерцанию эффекты. Так, вольно или невольно, а может быть благодаря своим собственным открытиям, оп-арт незаметно соединился с кинетизмом.

Ставший в 1960–1970-е годы наиболее авторитетным мастером израильского арт-авангарда, Агам исполнил целый ряд престижных государственных и муниципальных заказов. Среди них – кинетическая композиция Тысяча ворот в саду президентского дворца в Иерусалиме (1972) и огромный музыкальный фонтан в парижском квартале Дефанс (1975).

оп-арт незаметно соединился с кинетизмом. Возможности Оп-арта нашли некоторое применение в промышленной графике, плакате, оформительском искусстве.Кинетическое искусство - направление в современном искусстве, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или отдельных его составляющих.

Оп-арт – это не так давно возникшее направление в искусстве, вызывающее иллюзии, основанные на особенностях нашего зрительного восприятия.

Для этого направления характерно воспроизведение движения без движения как такового, только за счет изобразительных средств. Художники с помощью геометрических форм и цветовых сочетаний воздействуют на глаз зрителя, порождая иллюзию движения. Так же к этому направлению примыкали художники, создававшие на своих полонах новое оптическое пространство за счет больших цветовых плоскостей.

Оп-арт не стремиться воспроизвести действительность в какой-либо форме, он создает особую среду оптических эффектов, поэтому он близок эстетике абстракционизма. В качестве основных средств выразительности используются: цвет - контрастный или мягкий и геометрический рисунок – извивающиеся линии, однообразные геометрические фигуры. В оп-арте нет сюжета и темы в привычном понимании, на первое место в нем выходит визуальный эффект.

Со временем в оп-арте выделилось кинетическое направление. Его представители использовали различные механизмы, приводимые в движение электричеством; линзы преломляющие свет для создания иллюзии ирреального пространства.

Оп-арт и в настоящее время продолжает оказывать влияние на современное искусство, находя новых сторонников.

Оп-арт — это стиль и течение в изобразительном искусстве ХХ века, основанное на использовании абстрактных оптических иллюзий. В оп-арте, благодаря особенностям визуального восприятия нарисованных фигур, зритель видит иллюзорную картину. На глазах человека плоские изображения удивительным образом превращаются в оригинальные объемные композиции с эффектами движения и причудливой деформации.

Оп-арт (от английского optical art), в отличие от большинства прочих течений в живописи, воздействует, в первую очередь, на разум, а не на эмоции зрителя. Рассматривая картину, человек решает сложную головоломку, его мозг пытается соединить разрозненные фигуры в единый образ.

История оп-арта

История оп-арта берет свое начало с исследований ученых в сфере особенностей человеческого зрения. В 1889 году профессор Томпсон (Thompson) опубликовал статью в научном журнале об оптических иллюзиях, в которой с помощью нарисованных черно-белых концентрических кругов наглядно продемонстрировал эффекты движения визуальных образов.

В искусстве попытки создания оптических иллюзий часто предпринимали представители разных авангардистских течений:

Огромное влияние на формирование оп-арта оказали идеи художественного объединения Баухаус.

Основоположник нового течения Виктор Вазарели (Victor Vasarely) в конце 20-х годов прошлого столетия окончил в немецком городе Дессау Высшую школу строительства и художественного конструирования Баухаус. Там он увлекся новаторскими архитектурными и дизайнерскими идеями, а позже много экспериментировал с иллюзорными образами.

С этого времени оп-арт становится неотъемлемой частью современного абстрактного искусства. Работы художников постоянно экспонируются на выставках, возникает множество творческих объединений приверженцев этого течения.

Интерес к оптическим иллюзиям не пропадает и в наши дни. Идеи оп-арта не только успешно развиваются в живописи, но и нередко используются в архитектурном дизайне. Оригинальные визуальные головоломки давно стали частью оформления интерьера современных офисов и домов мировых знаменитостей.

Известные художники оп-арта

Имена самых известных художников оп-арта хорошо знакомы ценителям современного искусства. Наибольшее влияние на формирование и развитие течения оказали:

Оп-арт. Здание Ferrell Residences в Сингапуре в стиле оп-арт, 2013

Ценителям искусств из разных стран мира портал Very Important Lot дарит уникальную возможность принять участие в онлайн-аукционах и приобрести шедевры антиквариата. На сайте также можно купить картины, рисунки и скульптуры напрямую у современных художников.

Оп-арт ( или оптическое искусство) — одно из ответвлений геометрического абстрактного искусства середины ХХ века , основой которого являются оптические иллюзии. Представители этого стиля стремились к созданию на плоской поверхности эффекта движения за счет использования цветовых контрастов и геометрических узоров. Самые яркие представители оп-арта — Виктор Вазарели, Бриджет Райли, Джулиан Станчак и Карлос Крус-Диес.

Оп-арт

Исторический момент

Джулиан Станчак. Рельеф с зеленым

Ричард Анушкевич. Без названия

Как это работает?

Похожий эффект вызывают и цветовые контрасты. Помните историю с фотографией платья, которая наделала

Похожий эффект вызывают и цветовые контрасты. Помните историю с фотографией платья , которая наделала много шума в сети? Почему одни люди видели его черно-синим , а другие — бело-золотым? Все дело в одновременном контрасте , визуальном эффекте , благодаря которому человек может по-разному воспринимать один и тот же цвет в зависимости от его окружения. Яркие цвета отбрасывают тень комплементарного ( или противоположного) цвета. Именно поэтому здесь область , окружающая синий квадрат , приобретает желтый оттенок , хотя этот цвет в картине не использовался.

Слева: Карлос Крус-Диес , Induction du Jaune Panam A ( 2010).

Виктор Вазарели. Зеленая и оранжевая композиция

Оп-арт и Мауриц Корнелис Эшер

Мауриц Корнелис Эшер. Относительность

Мауриц Корнелис Эшер. Ограничение круга II

Мауриц Корнелис Эшер. Балкон

Оп-арт: шпаргалка

Знаковые работы

Виктор Вазарели. Мечта

Бриджет Райли. Пламя 4

Ричард Анушкевич. Величие

Хесус Рафаэль Сото. Maquette Sphere Lutetia

Хесус Рафаэль Сото родился и вырос в Венесуэле , а в 1950 году переехал во Францию. Он стал одним из многих южноамериканцев , которые внесли существенный вклад в оп-арт и кинетическое искусство. В своих работах Сото использовал промышленные и синтетические материалы , например , нейлон и сталь. Большое влияние на творчество художника оказали русские конструктивисты и его современник Пит Мондриан. Примечательно , что в своих работах Сото чаще всего ограничивался любимыми цветами голландца: красным , желтым , синим , белым и черным. Удивительные скульптуры Сото кажутся зыбкими , готовыми раствориться в воздухе от одного прикосновения. Подобные работы он начал создавать в середине 1960-х и оставался верен выбранному стилю до конца жизни.

Джулиан Станчак. Антенна

Франсуа Морелле. Неоновое 3D

Карлос Крус-Диес. Physichromie 508

Вы эксперт , если: понимаете , что появление оп-арта стало логичным следствием многовековых трансформаций в изобразительном искусстве и необходимым этапом в его развитии.

Вы профан , если: уверены , что настоящее искусство — это пейзажи , портреты и натюрморты , а для создания картины в стиле оп-арт достаточно линейки и циркуля.

Карлос Крус-Диес. Phsyichromie Panam 122

Оп-арт (или оптическое искусство) – это течение абстракционизма, главным объектом которого являются оптические иллюзии, созданные с целью обмануть глаз зрителя. Это течение тесно связано с кинетизмом – направлением в современном искусстве, фокусирующемся на создании движения или его иллюзии.

Оп-арт использует главным образом геометрические фигуры, расположенные в четкой математической проекции так, чтобы создавалась иллюзия движения, глубины или колебаний. Первые работы в этом направлении создавались с использованием ахроматической палитры цветов (белый, черный и серый), которая позволяла добиться идеального контраста.

оп арт

Принято считать, что основоположником течения является французский художник-кинетик Виктор Вазарели. Оп-арт также связывают с абстрактным экспрессионизмом, кубизмом и дадаизмом.

Исторический контекст

На протяжении многих веков художников интересовала теория восприятия цвета, формы и перспективы. Чтобы усовершенствовать технику живописи, мастера стали изучать оптические эффекты и иллюзии. Специфичность визуального восприятия стала основой импрессионизма, а интерес к геометрическим формам положил начало кубизму.

К середине XX века все эти интересы, подпитанные развитием психологии и беспрецедентным техническим прогрессом, вылились в новое течение. Шедевры оптического искусства создаются из абстрактных форм, находящихся в резком контрасте с фоном, таким образом, получаются эффекты, которые одновременно запутывают и стимулируют визуальное восприятие зрителей.

Самые первые выставки привлекли внимание широкой интернациональной публики. Многим посетителям казалось, что оп-арт является идеальным направлением искусства для современного мира с его новыми достижениями в технике, психологии, медицине, цифровых и телевизионных технологиях.

История возникновения оптического искусства

оп-арт в искусстве

Несмотря на то что корни этого течения прослеживаются еще в первых теориях цветового восприятия, современный оп-арт возник под влиянием работ Виктора Вазарели, который одним из первых стал изучать оптические иллюзии, возникающие при определенном расположении фигур на холсте.

The Responsive Eye – апогей оптического искусства

В середине XX столетия серия международных выставок привлекла внимание к работам в таком стиле, как оп-арт. Вазарели и его идеи заинтересовали не только общественность, но и других художников, которые увидели в оптических иллюзиях смешение традиционного искусства и современных возможностей и интересов. В 1965 году в знаменитом Нью-Йоркском музее современного искусства (MoMA) прошла выставка под названием The Responsive Eye. Среди представленных 123 экспонатов были не только работы Вазарели, многие другие представители оп-арта получили возможность показать публике свои оптические иллюзии. Среди них были такие художники, как Бриджет Райли, Франк Стелла, Карлос Крус-Диез и Хесус Рафаэль Сото.

Общее представление об оптическом искусстве

Представители оп-арта были заинтересованы возможностями человеческого глаза и зрительного восприятия, именно для этого они создавали разные композиции, позволяющие исследовать феномены оптического восприятия и реакцию зрителей. Такие эффекты, как комбинационные искажения, ослепление, остаточные изображения, используют точно просчитанное расположение форм, цветов, яркости и контраста, чтобы стимулировать человеческий глаз.

стиль оп арт

В основном художники оп-арта использовали ахроматическую палитру, мотивируя это тем, что чем сильнее контраст, тем четче иллюзия. Без использования контуров на черно-белых полотнах тяжелее всего определить, какой цвет является фоном. Однако цвет часто становился инструментом для создания оптических иллюзий, поскольку различные оттенки добавляют глубину изображению так же, как и контраст между оттенками различной интенсивности предлагает новые возможности для экспериментов.

Несмотря на странные и неожиданные эффекты, оп-арт полностью соответствует канонам высокого искусства, так как все классические полотна используют иллюзию глубины и пространственного изображения. Оптическое искусство расширяет традиционную иллюзорность, рассчитывая на психологические правила визуального восприятия.

Как создаются оптические иллюзии

Оптическое искусство (оп-арт) как отдельное движение опирается на физиологическую и психологическую связь между органом зрения (глаз) и органом восприятия (мозг и нервная система). Определенные узоры и геометрические композиции способны повлечь за собой разногласие между двумя этими органами, таким образом, создавая иррациональные оптические эффекты и иллюзии.

оптическое искусство оп арт

Эти эффекты можно разделить на две основных категории:

  • Иллюзия движения – вызвана специфическим расположением контрастирующих геометрических фигур. Эффект воспринимаемого движения легче всего создать, используя черно-белую палитру.
  • Остаточные изображения – заставляют мозг удерживать изображение и проецировать его на чистую поверхность сразу после того как взгляд зрителя покидает объект оп-арта. Такой эффект создается с помощью очень ярких и контрастирующих между собой цветов.

Оп-арт в искусстве

оп арт вазарели

Представители оптического искусства не отличались единым идейным порывом. Одни из них создавали перцептивные иллюзии в качестве эксперимента над человеческим восприятием, другие старались внести искусство в широкие массы, создавая новые, интересные и стимулирующие проекты. Многие художники, выполнившие шедевры оп-арта, не считали себя частью движения, и даже напрочь отказывались признавать его в качестве отдельного, самостоятельного направления.

Основные характеристики

Каждое художественное течение обладает уникальными, неповторимыми характерными чертами. Именно такие черты разделяют работы, принадлежащие кубизму, дадаизму и конструктивизму, вместо того, чтобы объединить их под одним общим куполом абстрактного искусства.

Оп-арт вылился в отдельное течение именно благодаря ряду уникальных характеристик:

  • Главная цель оптического искусства – обмануть глаз зрителя. Композиции построены так, что создается диссонанс между органом зрения и органом восприятия, в результате которого получается иллюзия движения или любой другой оптический эффект.
  • Из-за своих исключительно геометрических форм оп-арт является нерепрезентативным течением, то есть представители оптического искусства не стараются изобразить конкретные предметы окружающей их реальности.
  • Используемые элементы, среди которых цвет, формы и линии, изучены и просчитаны и создают композицию с практически математической точностью.
  • В оптическом искусстве для композиции одинаковое значение имеет как фон, так и первый план.
  • Главными техническими приемами для создания оптических иллюзий являются перспектива и точное сопоставление форм и цветов.

поп арт и оп арт

Оценка критиков

Апогеем оптического искусства стала Нью-Йоркская выставка The Responsive Eye. Она пользовалась невероятной популярностью у широкой публики, заинтригованной новым соотношением цвета и формы. Однако критики не удостоили работы и само движение особым вниманием.

Некоторые из художников и критиков, несмотря на новое сочетание науки и искусства, оказались ярыми противниками стиля оп-арт, мотивируя это тем, что выставка собрала работы художников, чьи цели и идеи настолько различны и противоречивы, что они не могут принадлежать одному течению.

представители оп арта

Благодаря инновационным и комплексным визуальным эффектам оп-арт получил мгновенное признание публики, однако критики продолжали относиться к нему с недоверием и снисхождением, считая стиль несостоявшимся, мимолетным трендом, обреченным на полное забвение.

Оптическое искусство сегодня

Критики были частично правы относительно мимолетности оп-арта. После 1965 года стиль достаточно быстро растерял свой потенциал. Возможно, причиной тому стало отсутствие общих целей и идейной базы или молниеносный коммерческий успех оптических иллюзий.

Читайте также: