Философия в энциклопедии дидро и даламбера доклад

Обновлено: 02.07.2024

Вложенные файлы: 1 файл

аннотация Дидро.doc

Министерство образования и науки Московской области

Факультет истории, управления и сервиса

кафедра отечественной и всеобщей истории

История в Энциклопедии Дидро и Д`Аламбера

Аннотация по историографии

Студент группы И 51

Дени Дидро родился 5 октября 1713 года в городе Лангре. Его отец был ножевых дел мастером, эта профессия передавалась в семье из поколения в поколение в течение двух столетий. Отец был человеком простым, прямодушным, гордился своей честностью. Его влияние на сына несомненно. По совету своего брата, каноника, отец отдает Дени в школу иезуитов, но потом, заподозрив их в намерении разобщить его с сыном и услать мальчика в дальний монастырь, он оставляет мысль сделать Дени священником. Воспитание Дидро в парижском Сollege dе Harcourt принимает вполне светский характер. В Париже он увлекся новыми идеями, наводнившими столицу, чтением запрещенных книг.

Дидро умер от болезни желудочно-кишечного тракта в Париже 31 июля 1784 года.

Жан Леро́н Д’Аламбе́р (16 ноября 1717 — 29 октября 1783) — французский учёный-энциклопедист. Широко известен как философ, математик и механик. Член Парижской академии наук (1740), Французской Академии (1754), Петербургской (1764) и других академий.

Отец в это время был за границей. Вернувшись во Францию, Детуш привязался к сыну, часто навещал его, помогал приёмным родителям и оплатил образование Д’ Аламбера, хотя официально признать не решился. Мать-маркиза никакого интереса к сыну так и не проявила. Позднее, став знаменитым, Д’Аламбер никогда не забывал стекольщика и его жену, помогал им материально и всегда с гордостью называл своими родителями.

Рано проявившийся талант позволил мальчику получить хорошее образование — сначала в коллегии Мазарини (получил степень магистра свободных наук), затем в Академии юридических наук, где он получил звание лиценциата прав. Однако профессия адвоката ему была не по душе, и он стал изучать математику.

Уже в возрасте 22 лет Д’Аламбер представил Парижской академии свои сочинения, а в 23 года был избран адъюнктом Академии.

Основу работы составили 3 главы:

    1. Философия и методология истории
    2. Исторические понятия
    3. История учреждений, экономики и отдельных стран

За приложениями следуют две вышеупомянутые статьи, поясняющие саму работу, после идут примечания, библиография, алфавитный список использованных статей из Энциклопедии, именной указатель и содержание.

Основное содержание работы

    1. Общее благо – высшее правило поведения
    2. Дух общительности – всеобщий
    3. Единство природы в людях
    4. Те, кто разрывает связь в обществе, не могут жаловаться на недружелюбие, либо меры со стороны оскорбленных.

Энциклопедией называется научное или научно-популярное справочное издание, содержащее систематизированную информацию по различным областям знаний и практической деятельности. Различают энциклопедии универсальные и отраслевые, национальные и региональные, многотомные и однотомные.


Д’Аламбер. Прижизненный портрет

Жан Лерон Д’Аламбер родился в 1717 г. Он был незаконным сыном маркизы де Тансен и артиллерийского офицера. Мать подбросила ребенка в церковь, а усыновила его семья стекольщика. Мальчику помогал отец, но в семье приемных родителей Жан Лерон жил до сорока восьми лет. У мальчика были отличные способности, и в двадцать три года он стал адъюнктом Парижской академии. Ему принадлежит целый ряд достижений в математике и физике. Он стал членом Французской (1754), Петербургской (1764) и других академий.

Дидро и Д’Аламбер умерли за пять лет до Великой Французской революции, для идеологической подготовки которой они сделали немало.

Современные науки удваивают объем знаний каждые пятнадцать-двадцать лет. Поэтому энциклопедии и справочники выходят довольно часто. А началось все во Франции в XVIII в.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

О труд, ты – мир!

О труд, ты – мир! С зороастризмом связано и почитание труда, особенно земледельческого, а также его продуктов: хлеба, муки, молока. Это нашло отражение в многочисленных обрядах. Нетрудно увидеть, что подобное отношение было воспринято не только иранцами, но и другими

1. О чем проговорилась Британская Энциклопедия 1771 года

1. О чем проговорилась Британская Энциклопедия 1771 года Начнем с того, что обратимся к первому изданию Британской Энциклопедии [43]. Оно вышло в 1771 году в трех объемистых томах, и было вершиной энциклопедических знаний своего времени. Однако затем оно было вытеснено более

Труд Каждая система производственных отношений формирует особый, соответствующий ее сущности, социальный тип человека, как экономического деятеля, в первую очередь — специфический тип работника… Карл Маркс Государство осуществляет контроль за мерой труда и

Владимир Васильевич Суходеев Сталин. Энциклопедия

Труд разведчика и труд журналиста

Труд разведчика и труд журналиста Думаю, что у хорошего разведчика и хорошего журналиста есть немало общего. Нужно уметь отыскивать источники информации. Нужно эту информацию правильно оценить. Нужно умело изложить свои выводы. Наконец, вовремя передать то, что сумел

10. Капитал и труд

10. Капитал и труд Капитал в киевском обществе представлял собой землю, деньги, рабов, скот, пасеки, охотничьи и рыболовные угодья и т. д. Начальное накопление капитала было главным образом результатом торговых сделок, особенно во внешней торговле. В этом смысле и с

В Предварительный дискурс к Энциклопедия из Дидро (Discours Preliminaire des Editeurs) является праймером для Дени Дидрос Encyclopédie ou Dictionnaire raisonné des Sciences, des arts et des métiers, par une Société de Gens de Lettres, совместный сборник всех известных ветвей искусство и науки 18 века Французский Просвещение. В Предварительный дискурс был написан Жан Ле Ронд д'Аламбер описать структуру статей, включенных в Энциклопедия и их философии, а также чтобы дать читателю прочную основу в истории, лежащей в основе работ ученых людей, которые внесли свой вклад в то, что стало самым глубоким распространением знаний того времени.

Содержание

Важно отметить, что, хотя философы начали интеллектуальные преобразования, которые стали известны как Французское Просвещениеученые по всей Европе начали вносить свои собственные изменения в отношении новых открытий, областей, которые, по их мнению, требовали дальнейшего изучения, и того, как они могли проводить такие исследования, то есть своей методологии. Многие из этих новых ученых чувствовали, что они восстают против старых форм науки и научного знания, так же как философы чувствовали, что они несут миру новый образ мышления о человечестве и человеческих знаниях. Философы знали об этих изменениях в области науки, и поэтому они полностью поддерживали и, возможно, адаптировали новые системы мышления ученых в их философские идеи. Это можно увидеть в Дискурс сам; Даламбер попытался создать метод систематизации и систематизации всей достоверной информации и знаний, а также облегчить и повысить эффективность поиска новых знаний.

Мотивы Даламбера, стоящие за таким предприятием, в конечном итоге могут быть отнесены к одной из идей, которые он выдвигает в Беседе, поскольку «только свобода действия и мысли способна производить великие дела, а свобода требует только просвещения, чтобы уберечь ее от излишеств. "(62). Клерикальный контроль в области знания и интеллекта считался пагубным для прогресса человеческого знания. Утверждение, что дискурс в конечном итоге разрушил иерархический авторитет и привилегии проложили путь для эволюции эгалитарный принципы в Западная культура. Даламбер утверждает, что все люди равны в своих ощущениях, что является источником их разума. Конечное различие человека - прежде всего интеллектуальное, которое опровергает любую предвзятую связь между социальными привилегиями и знаниями. Поэтому Энциклопедия в целом обращена к широкой публике.

Резюме

Часть I

Часть II

Во второй части книги читателю рассказывается о прогрессе человеческого познания в последовательности памяти, воображения и разума. Эта последовательность отличается от той, что описана в Части I, где последовательность состоит из памяти, разума и воображения. Это последовательность, которую разум остается в изоляции или следует первоначальному поколению, тогда как во второй части он описывает прогресс человеческого знания в веках просвещения, которое началось с эрудиции и продолжилось художественная литература, и дошел до философии.

Часть III.

Третья часть книги завершается подробным описанием важных атрибутов написания Энциклопедия и упоминая важных участников. Даламбер обсуждает, как Энциклопедия открыт для изменений и дополнений от других, так как это работа многих веков. Кроме того, он заявляет, что пропуск в энциклопедии вреден для ее содержания, что отличается от пропусков в словаре. Даламбер также называет три категории Энциклопедии: науки, гуманитарные науки и механическое искусство. Он заявляет, что важно, чтобы эти подкатегории оставались отдельными, и заканчивает тем фактом, что общество должно судить о предварительном дискурсе по Энциклопедия Дидро.

Система человеческих знаний

В конце книги Даламбер включает подробное объяснение системы человеческого знания. Сюда входит диаграмма под названием "Образная система человеческих знаний", который разделяет человеческое понимание на три составляющих: память, разум и воображение. Затем диаграмма подразделяет каждую из трех основных категорий на множество других категорий человеческого понимания. После его диаграммы Даламбер дает подробное объяснение каждое подразделение и подразделение, видимое в его карте. Диаграмма устанавливает сложный генеалогия знаний и того, как человек разделил знания на конкретные области, которые, по его мнению, применимы. Важно помнить, что ни одна из этих систем человеческого знания не играет более важной роли, чем другие. Эти системы построены на идее, согласно которой каждая использует две другие для развития самих себя и дальнейшего человеческого знания в целом. В контексте диаграммы показано развитие знаний на протяжении веков, память - это прошлое, разум - настоящее, которое исследует и пытается построить или создать новые теории, основанные на памяти, и воображение, которое фокусируется на создании новых предположений или теорий о вещах. в нашей человеческой вселенной.

Значимость

Д. ДИДРО / Ж. ДАЛАМБЕР / "ЭНЦИКЛОПЕДИЯ" / "ENCYCLOPEDIA" / РЕЛИГИЯ / RELIGION / НАУКА / SCIENCE / ИСКУССТВО / ART / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / ПОЛИТИКА / POLICY / ЯЗЫК / LANGUAGE / D. DIDREAUX / J. D'ALLAMBER

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Даниленко Валерий Петрович

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Даниленко Валерий Петрович

О Союзе статистики, права и морали, или дисциплинарное поле "нравственных и политических наук" в первой половине XIX века

THE FORMATION OF THE CULTUROLOGICAL TERMINOLOGY IN D. DIDREAUX’S AND J. D’ALLAMBER’S “ENCYCLOPEDIA”

This article is dedicated to the analysis of the most important terms in D. Didreaux ’s and J. D’Allamber’s “Encyclopedia”, which are concerned with religion , science , art , morality , policy and language .

Валерий Петрович Даниленко,

доктор филологических наук, профессор Иркутского государственного лингвистического университета

THE FORMATION OF THE CULTUROLOGICAL TERMINOLOGY IN D. DIDREAUX'S AND J. D'ALLAMBER'S "ENCYCLOPEDIA"

Doctor of Philology, professor at Irkutsk State Linguistic University

This article is dedicated to the analysis of the most important terms in D. Didreaux's and J. D'Allamber's "Encyclopedia", which are concerned with religion, science, art, morality, policy and language.

Key words: D. Didreaux, J. D'Allamber, "Encyclopedia", religion, science, art, morality, policy, language.

Грандиозный терминологический труд. В нем содержится толкование 60 тысяч терминов. В его составлении принимали участие блестящие умы второй половины XVIII в. - Шарль-Луи де Монтескье (1689-1755), Вольтер (1694-1778), Жан-Жак Руссо (1712-1778), Этьен де Кондильяк (1715-1789), Клод Гельвеций (1715-1771), Поль Гольбах (1723-1789) и мн. др.

В качестве главных религий автор приведенной дефиниции называет иудаизм, христианство, язычество и магометанство (ислам).

Автор статьи о христианстве далек от каких-либо критических суждений, направленных в адрес христианского учения как такового. Более того, он расценивает

Не будем предъявлять претензии к этой противоречивой фразе. Важнее другое -стремление ее автора к построению единой научной картины мира и высокий уровень определений многих науковедческих терминов. Приведу только три:

Какие предметы мы называем прекрасными? Ответить на этот вопрос - значит определить то качество, благодаря которому тот или иной предмет становится прекрасным. И наоборот: отсутствие такого качества делает этот предмет безобразным. В чем же состоит это качество?

Гармония - вот качество, делающее тот или иной предмет прекрасным. Хаос же, напротив, делает его безобразным.

Автор анализируемой статьи в конечном счете приходит к выводу о том, что все виды искусства призваны изображать прекрасное, которое существует как в природе, так и за ее пределами. Так, если речь идет о живописи, то художник, собирающийся изобразить цветок, должен найти среди цветков самый красивый. С другой стороны, литератор, собирающийся изобразить в своем произведении тех или иных людей, должен найти среди них тех, которые обладают качествами, делающими их прекрасными. Эти качества становятся более выразительными на фоне других людей, которые такими качествами не обладают. При этом прекрасное в изображаемых людях должно торжествовать над безобразным в них.

В человеке имеются возможности для развития как доброго начала, так и злого. Следовательно, для развития первого из них должны быть созданы необходимые общественные условия - условия, при которых человек становится человеком все в большей и большей степени.

Если разумное ограничение своих желаний - основа нравственности, то их власть над человеком - основа его безнравственности. Вот почему в невоздержанности Д. Дидро видел источник множества пороков - чревоугодия, пьянства, распутства и т. п. Нет другого способа побороть в себе невоздержанность, кроме как самоограничение. Только в этом случае люди хоть в какой-то мере могут быть счастливы.

В первом случае мы имеем дело с узурпаторами государственной власти, а во втором - с ее законными представителями. Автору анализируемой статьи довелось жить в монархическом государстве. Как же он истолковывал отношения между государем и его подданными? Далеко не в коленопреклоненном духе.

Во главу угла Д. Дидро ставил в государстве соблюдение законов, охрану свободы и любовь к родине.

Отсюда не следует, что в качестве терминов в науке употребляются только особые слова. Терминологизации сплошь и рядом подвергаются общеупотребительные слова, которые за пределами науки используются как обиходные (разговорные). Однако в научном общении они приобретают свойство, необходимое языку науки. Это свойство состоит в определении их точного значения.

1. Да скроется тьма! Французские материалисты XVIII в. об атеизме, религии, церкви / сост. В. Н. Кузнецов. М.: Политиздат, 1976. 304 с.

1. Yes, the darkness will disappear! The French materialists of the XVIII century. about atheism, religion, church / сотр. V. N. Kuznetsov. M.: Politizdat, 1976. 304 c.

Читайте также: