Транспорт иркутской области доклад

Обновлено: 16.05.2024

Урок географии в 9 классе, позволяет выявить особенности развития и виды транспорта Иркутской области. Урок ориентирует учащихся на самостоятельный анализ статистических данных, карт атласа, выявление доказательств слабой освоенности территории области. Учебное занятие развивает картографические умения и навыки учащихся, способствует развитию географической культуры.

Оценить 376 0

Методическая разработка урока по географии Иркутской области 9 класс

Тип урока: Изучение нового материала

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения урока: урок – диалог.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с транспортным комплексом на территории Иркутской области.

II. Новый материал

a) Экскурс в историю (рассказ учителя)

б) Состав Транссибирского транспортного комплекса – на сегодняшний день транспорт – важнейшая составная часть хозяйства. Иркутская область располагает всеми видами транспорта.

в) Знакомство с отдельными видами транспорта

1. Главным видом транспорта, обеспечивающим перевозку грузов и пассажиров, является железнодорожный. Общая протяженность железнодорожных путей 2480 км., электрифицированных – 2067 км., с тепловой тягой – 413 км. Давайте послушаем о строительстве железной дороги в нашей области

В 1760 г. в Иркутск пришел Сибирский тракт.
В конце XIX в. по территории области протянулась Транссибирская железнодорожная магистраль. В XX в. построены новые железные дороги Железногорск-Илимский—Усть-Илимск, связавшие северные районы и судоходную часть реки Лены с центром области, а через БАМ — и с восточной частью России. Сооружен участок железной дороги Иркутск—Слюдянка длиной 121 км, заменивший затопленный водохранилищем Иркутской ГЭС участок Иркутск—Байкал. Через ветку дороги Абакан—Тайшет область связана с Кузбассом.

Показ основных направление ж/д путей на экране

Нахождение этих путей в атласе. Стр. 37

2. Второе место занимает водный транспорт. Протяженность судоходных путей 8142 км.

Познакомит нас с этим видом транспорта капитан корабля (рассказ обучающегося о водном транспорте).

Водный транспорт особенно развит на реках Ангаре и Лене. Здесь находятся крупнейшие порты Осетрово (Усть-Кут) и Байкал. Общая протяженность водных путей недостаточна. Кроме того, они имеют значительные недостатки: короткий навигационный период (100-150 дней), мелководность отдельных участков рек, наличие порогов, разобщенность Байкало-Ангарского пути, отсутствие судопропускных устройств в плотинах Иркутской, Братской, Усть-Илимской ГЭС, удаленность крупных промышленных объектов от водных путей. Все это мешает развитию сквозного судоходства и лимитирует грузоподъемность судов

Показ на карте судоходных рек

3. При небольшой густоте железных дорог и малой протяженности речных судоходных путей автомобильный транспорт имеет большое значение. Протяженность дорог 25045 км.с твердым покрытием – 20318 км. (рассказ учащегося).

Историческую роль в хозяйственном освоении области сыграли Якутский тракт от Иркутска до Качуга, Ангарско-Ленский — от Заярска до Усть-Кута. Знаменитый Сибирский (Московский) тракт не теряет своего значения и до настоящего времени. Его продолжает Култукский тракт Иркутск—Слюдянка. Появились новые автодороги: Тулун— Братск—Усть-Илимск. Научно-исследовательский институт по проектированию дорог работает над генеральной схемой развития сети автомобильных дорог области, по которым транспортные артерии свяжут все районные центры с городом Иркутском. Широкое развитие получит асфальтированное покрытие с использованием оснований, укрепленных цементом

Работа в атласах – посмотреть шоссейные дороги

4. Авиационный транспорт в области приобретает большое значение как во внешних, так и во внутренних связях. Сейчас перед вами выступит летчик I класса:

Рассказ учащегося (материал на стр. 198)

Работа по атласам

5. Новыми видами транспорта для Иркутской области являются: трубопроводный и электронный.

Рассказ учащегося.

6. Еще одним видом транспорта является почтовая, телеграфная и телефонная связь.

Рассказ учащегося (материал учебника).

Основная деятельность транспорта – это грузо- и пассажирские перевозки. Давайте посмотрим перевозки пассажиров различными видами транспорта (диаграмма в учебнике)

Какой вид транспорта занимает 1 место? Почему?

Домашнее задание. Учебник Бояркина В.М.С.227

Урок дал мне для жизни…

Проверочная работа по карточкам. Самостоятельная работа
Карточка I варианта

Перечислите виды транспорта, существующие на территории Иркутской области.

Какой вид транспорта занимает 1 место по грузо- и пассажирским перевозкам?

Огромные пространства и суровый климат предопределили первостепенное значение для области всепогодных видов наземного транспорта — железнодорожного и трубопроводного. На них падает основной объём грузовой работы. Водный транспорт играет в Иркутской области значительно меньшую роль из-за короткого навигационного периода.
В структуре грузоперевозок заметно доминирование железной дороги. Ее доля в общей структуре областных перевозок составляет 83,7%, автомобильного транспорта - 10,1%, внутренне водного - 6,2%, авиационного - 0,02%. аналогичная ситуация с пассажирооборотом: железнодорожные - 55%, автобусный - 37%, авиа - 7%, речной - менее 1%.
Доля предприятий комплекса в стоимости основных производственных фондов области составляет 18%, в потреблении вырабатываемой в Приангарье электроэнергии - 4%, в занятости населения -8%.

Содержание

Введение
Географическое положение Иркутской области
История развития транспорта в Иркутской области
Освоение Сибири
Дореволюционный период
Советский период
Постсоветский период
Факторы, влияющие на развитие транспорта в Иркутской Области
Структура транспортной системы Иркутской области
Железнодорожный транспорт
Водный транспорт
Автомобильный транспорт
Авиационный транспорт
Трубопроводный транспорт
Электронный транспорт
Грузоперевозки
Заключение
Список использованной литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Иркутск.doc

Министерство науки и образования РФ РБ

Биолого – географический факультет

Кафедра экономической и социальной географии

Транспорт Иркутской области

Выполнила: Мамедова А., гр.01200

Проверил: Жамьянов Д.Ц-Д.

  1. Географическое положение Иркутской области
  2. История развития транспорта в Иркутской области
    1. Освоение Сибири
    2. Дореволюционный период
    3. Советский период
    4. Постсоветский период
    1. Железнодорожный транспорт
    2. Водный транспорт
    3. Автомобильный транспорт
    4. Авиационный транспорт
    5. Трубопроводный транспорт
    6. Электронный транспорт

    Список использованной литературы

    Огромные пространства и суровый климат предопределили первостепенное значение для области всепогодных видов наземного транспорта — железнодорожного и трубопроводного. На них падает основной объём грузовой работы. Водный транспорт играет в Иркутской области значительно меньшую роль из-за короткого навигационного периода.

    В структуре грузоперевозок заметно доминирование железной дороги. Ее доля в общей структуре областных перевозок составляет 83,7%, автомобильного транспорта - 10,1%, внутренне водного - 6,2%, авиационного - 0,02%. аналогичная ситуация с пассажирооборотом: железнодорожные - 55%, автобусный - 37%, авиа - 7%, речной - менее 1%.

    Доля предприятий комплекса в стоимости основных производственных фондов области составляет 18%, в потреблении вырабатываемой в Приангарье электроэнергии - 4%, в занятости населения -8%.

    Транспортный комплекс региона является составной частью транспортного комплекса России. По территории области проходят крупные магистрали федерального значения, прежде всего это электрифицированная двухпутная Транссибирская железнодорожная магистраль (грузопротяженность на ней превышает 100 млн. т. на км пути), а также достаточно протяженные московский тракт и внутренние водные пути, магистральные авиалинии, нефтепровод. Поэтому, помимо транспортировки местных и внутриобластных грузов, выполняется большой объем транзитных перевозок.

    Иркутская область— субъект Российской Федерации, расположена в юго-восточной части Сибирского федерального округа. Административный центр — город Иркутск.

    Субъект образован 26 сентября 1937 года при разделении Восточно-Сибирской области на Иркутскую и Читинскую области.

    Площадь — 774 846 км² (4.53 % территории России).

    Население — 2 422 026 чел. (2013). Плотность населения: 3.13 чел./км² (2013). Удельный вес городского населения: 78,9 % (2010).

    Граничит с Красноярским краем на западе, Якутией на северо-востоке, Забайкальским краем на востоке; с Бурятией на востоке и юге, Тувой на юго-западе.

    Расстояние от Иркутска до Москвы по железной дороге — 5192 км, до Владивостока — 4106 км. Разница во времени между Иркутском и Москвой — 5 часов. По площади территории (774,8 тыс.кв.км.) область занимает второе место среди регионов Сибирского федерального округа (5 место в России). По плотности населения — 8 место (69-е в России).

    Главная особенность Иркутской области - значительная протяженность. Это обуславливает повышенные транспортные расходы на грузовые и пассажирские перевозки, сдерживает социально-экономическое развитие территории. Более 5 тыс. км отделяют Иркутск от европейских промышленных и торговых центров, и около тыс. км - от восточных тихоокеанских портов. Только наличие на ее территории высокоэффективных природных ресурсов (дешевой электроэнергии, крупных запасов воды и леса, богатейшей минерально-сырьевой базы) обусловили здесь размещение предприятий цветной металлургии, химической промышленности и лесопромышленного комплекса.

    Плотность, км на 10002

    Внутренние судоходные пути

    Как видим в таблице, обеспеченность Иркутской области наземным транспортными сетями соответственно в 1,6 и 1,7 ниже общероссийских значений. Что касается внутренних судоходных путей, то в Иркутской области, наоборот, их плотность выше общероссийского уровня в 1,9 раза.

      1. История развития транспорта в Иркутской области

    2.1 Освоение Сибири

    По мнению первых русских переселенцев, все пространство Сибири было мало приспособлено для путешествий и перевозки грузов из-за большого расстояния, непроходимости тайги, топких болот и высоких гор. Помимо этого, почти все сибирские реки направлены в Северный Ледовитый океан, всю зиму скованный льдом. Это не удобно для судоходства и торговой связи.

    Тем не менее в короткий срок территория Сибири оказывается освоенной водными путями, проложенными тропами. Край быстро заселялся и осваивался. Большинство путей были связаны с реками (водным транспортом). Средством для плавания были небольшие суденышки, а через два столетия после освоения Сибири, здесь активным транспортом стал пароход, ставший к началу 20 в основным видом транспорта на сибирских реках.

    2.2 Дореволюционный период

    В восточных районах Сибири, где плотность населения была меньше, более редкой оставалась транспортная связь, менее развитым был водный транспорт. Хороших грунтовых дорог в восточной Сибири всегда было меньше, чем в Западной, здесь часто встречались просто вьючные тропы. Даже строительство Транссибирской железнодорожной магистрали в районах Забайкалья и Приамурья сдерживалось из-за слабого развития водного транспорта и отсутствия хорошей сети колесных дорог.

    В начале 20 в на территории Сибири и Иркутской губернии можно было наблюдать весь процесс становления и развития: на севере - реки и вьючные тропы, на западе - уже строились шоссейные дороги, активно вело железнодорожное строительство.

    Прокладка Транссибирской магистрали дала мощный импульс дальнейшему развитию. Железная дорога обеспечила быстрые грузоперевозки, увеличила объем и скорость продвижения грузов, обеспечила комфорт пассажирам, сделала движение регулярным. Значительно снизилась стоимость перевозок по сравнению с гужевым извозом. Иркутская губерния получила надежную транспортную связь с Центральной Россией. Были освоены новые территории, появились новые деревни вдоль магистрали, новые гужевые дороги потянулись к железной дороге.

    Плотность дорожной сети в различных районах Сибири была различной. В местах более интенсивного заселения и наибольшего хозяйственного развития сеть дорог была более развитой. В целом иркутская губерния заметно отставали от Европейской России. В дореволюционной Сибири активно развивалась сеть шоссейных дорог и трактов, в первую очередь магистральных и внешнеторговых, а также сеть губернских и уездных дорог, связывающих Транссиб с близлежащими поселками.

    2.3 Советский период

    В советское время транспортный комплекс превратился в важнейшую составную часть общей производственной инфраструктуры. Если в годы революции и гражданской войны объем перевозок сокращался, то в условиях общего экономического роста и при промышленном освоении новых территорий грузооборот начал быстро расти.

    Вновь возникла необходимость в расширении и реконструкции дорожной сети. в середине 120-х в планы социалистического строительства были включены все дореволюционные проекты развития транспортной сети и новых магистралей. Наиболее динамично транспортный комплекс и дорожная сеть развивались в 1950-60-х гг., в период индустриального освоения региона.

    Тем не менее плотность дорожной сети в регионе по-прежнему отставала от средне российского уровня. В частности, в иркутской области к началу 1960-х гг на 1000 кв км территории приходилось железных дорог 2,2 км, автодорог с твердым покрытием - 2 км, эксплуатируемых судоходных путей - 6,2 км.

    В это время проводилась техническая реконструкция всех основных видов транспорта и дорожной сети. Осуществлялась широкая электрификация Транссибирской магистрали (паровозы заменялись электровозами), обновлялся подвижный состав на речном транспорте (вместо паровых судов - дизельные), в гражданской авиации старые поршневые самолеты заменялись на турбореактивные и реактивные. Это существенно улучшила экономические показатели и грузооборот всех видов транспорта, повысила пропускную способность магистралей.

    2.4 Постсоветский период (1990-2000)

    Экономический кризис 1990-х, охвативший все сферы хозяйственной деятельности, снизил эффективность работы транспортного комплекса. Общий объем грузоперевозок всеми видами транспорта за период 1990-1997 гг. сократился в 2-2,5 раза, а грузовые и пассажирские перевозки воздушным транспортом уменьшились в 4-6 раз. Сократились капитальные вложения, направляемые на модернизацию подвижного состава и дорожной сети. Происходило старение основных фондов. Спад транспортной работы снизил прибыль при одновременном росте затрат на содержание и эксплуатацию транспортного комплекса.

    С началом экономического роста в Иркутской области (с 1999 г.) и увеличением объемов перевозок работа транспорта стала сдерживаться нехваткой подвижного состава и его низким техническим уровнем, нерациональной структурой парка, отставанием в развитии дорожной сети. При этом недостаток собственных средств предприятий транспортного комплекса и бюджетных инвестиций замедлил обновление подвижного состава, особенно пассажирских вагонов, автобусов для городского транспорта и самолетов для местных воздушных линий.

      1. Факторы, влияющие на развитие транспорта в Иркутской области

    Транспорт обеспечивает не только местные, межрайонные и внутрироссийские, но и международные перевозки. Он соединяет Иркутскую область со странами ближнего и дальнего зарубежья. Иркутская область находится вдали от крупных международных коммуникаций, что снижает конкурентоспособность ее базовых отраслей промышленностей, реализующую свою продукцию на ранках США, Японии, Западной Европы. Транспортная составляющая в стоимости экспортной продукции оценивается в 10-13%, а в таких отраслях, как черная металлургия , лесная , угольная промышленность, она может достигать 50%.

    В этой связи транспортировка экспортных грузов по невысоким тарифам имеет для экономики Иркутской области большое значение, а размещение в Приангарье новых производств необходимо осуществлять с учетом повышенных транспортных затрат.

    Климат. На работу транспорта сильно влияет климат. Суровая зима сокращает навигационный период для водного транспорта, вызывает дополнительные затраты при строительстве и эксплуатации автомобильных и железных дорог.

    Рельеф. Сложный рельеф Восточной Сибири, а также слабая хозяйственная освоенность, ее удаленность от строительных баз затрудняют прокладку дорог и их эксплуатацию.

    Размещение. Транспортная сеть распределена крайне неравномерно. Это обусловлено историко-географическими особенностями освоения. Так, на протяжении длительного времени осваивались в основном южные лесостепные районы Приангарья, имеющие более благоприятные условия для развития сельского хозяйства и заготовки древесины. Именно по этой территории в свое время был расположен Московский тракт, а затем прошла Транссибирская железнодорожная магистраль. Данная территория стала базовой для хозяйственного развития более северных районов области (Средней Ангары и Верхней Лены). Первоначально именно вдоль Транссибирской магистрали были сосредоточены основные мощности строительной индустрии, промышленные, снабженческие и ремонтные предприятия. Весь этот потенциал был использован в 1950-1970-х гг. для эшелонированного индустриального освоения районов Ближнего Севера, строительства там энергопромышленных объектов и формирования транспортных магистралей. Районы Ближнего Севера были ориентированы на вывоз продукции за пределы Иркутской области. Подобный тип односторонней интеграции между Югом и Ближним Севером стал характерным для всей Сибири. Оказались недостаточно развиты меридиональные транспортные пути.

    Презентация на тему Презентация по географии Иркутской области Транспорт Иркутской области, предмет презентации: География. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 23 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

    Слайды и текст этой презентации

    Транспорт в Иркутской области

    Транспорт в Иркутской области

    Иркутская область располагает всеми видами транспорта: железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным, электронным, трамвайно-троллейбусным, авиационным.

    Иркутская область располагает всеми видами транспорта: железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным, электронным, трамвайно-троллейбусным, авиационным.

    Основной железнодорожной магистралью области является Восточно – Сибирская железная дорога (ВСЖД), построенная в 1898—1905 гг. Она является частью Транссибирской ма­гистрали, связывающей европейскую часть страны с Сибирью и Дальним Востоком.

    Железные дороги:
    Черемхово-Иркутск-Рассоха;
    Тайшет-Лена;
    Тайшет-Абакан;
    Хребтовая-Усть-Илимск;
    Решоты-Богучаны;
    Черемхово-Макарьево.



    Намечается строительство железной дороги Усть–Кут-Киренск-Непа-Верхняя Чона, которая даст возможность осво­ить природные ресурсы этого региона, в первую очередь, ресурсы

    Намечается строительство железной дороги Усть–Кут-Киренск-Непа-Верхняя Чона, которая даст возможность осво­ить природные ресурсы этого региона, в первую очередь, ресурсы Верхнечонского нефтегазового месторождения.

    Кругобайкальский участок железной дороги Слюдянка-порт Байкал обслуживает не только местное население, но, главным образом, туристов.

    Кругобайкальский участок железной дороги Слюдянка-порт Байкал обслуживает не только местное население, но, главным образом, туристов.


    Электронный транспортЭлектронный транспорт — новый вид транспорта для Иркутской области. Его возникновение связано с электроэнергией, вырабатываемой на каскаде




    Водный транспорт

    Автомобильный транспорт Автомобильный транспорт в Иркутской области при небольшой густоте железных дорог и сравнительно малой про­тяженности речных судоходных

    Автомобильный транспорт в Иркутской области при небольшой густоте железных дорог и сравнительно малой про­тяженности речных судоходных путей имеет большое значе­ние. Он обеспечивает внутрирайонные и внутригородские перевозки грузов и населения.
    Протяженность автомобильных дорог составляет 12304 км. По автомобильным дорогам курсирует до 60 тыс. машин.


    Основными автодорогами являются: федеральная трасса М55 (Тайшет— Нижнеудинск — Тулун — Зима —Черемхово — Иркутск — Слюдянка — Улан-Удэ); Р418 (Иркутск — Усть–Орда — Баяндай — Хогот — Качуг); Р420(Качуг — Жигалово — Залари);Р419 (Тулун — Братск — Усть-Кут); А164 (Иркутск — Култук — Кырен — Монды — граница Монголии).

    Основными автодорогами являются: федеральная трасса М55 (Тайшет— Нижнеудинск — Тулун — Зима —Черемхово — Иркутск — Слюдянка — Улан-Удэ);
    Р418 (Иркутск — Усть–Орда — Баяндай — Хогот — Качуг);
    Р420(Качуг — Жигалово — Залари);
    Р419 (Тулун — Братск — Усть-Кут);
    А164 (Иркутск — Култук — Кырен — Монды — граница Монголии).

    Авиационный транспорт Авиационный транспорт в области приобретает большое значение, как во внешних, так и внутренних связях. Над территорией

    На уроке география Иркутской области в 9 классе в процессе изучения темы: Транспорт Иркутской области учащиеся познакомятся с особенностями работы и проблемами транспорта своей области.

    Задачи:

    • используя карты атласа,презентации и текст учебника самостоятельно выявить особенности транспорта Иркутской области;
    • сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными источниками географической информации, в том числе и с географическими картами.
    • продолжить развивать интерес к предмету, эмоции;
    • развивать умения делать выводы на основе полученной информации;
    • создать условия для развития у школьников: умений самостоятельной работы, решения проблемных ситуаций, потребности в творческой деятельности;
    • совершенствовать навыки самоконтроля ученика, продолжить развивать интеллектуальные способности – критическое мышление, устную речь, память, внимание, воображение, восприятие.

    · повысить мотивацию к совместной работе;

    · воспитывать экологическую культуру.

    ВложениеРазмер
    transport_irkutskoy_oblasti.docx 49.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Департамент образования администрации г.Братска

    по географии Иркутской области в 9 классе

    Шанчук Оксана Сергеевна

    Конспект урока по географии Иркутской области в 9 классе

    ЦЕЛЬ: показать учащимся особенности работы и проблемы транспорта Иркутской области;совершенствовать умения анализа тематических карт и статистических данных.

    • используя карты атласа,презентации и текст учебника самостоятельно выявить особенности транспорта Иркутской области;
    • сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными источниками географической информации, в том числе и с географическими картами.
    • продолжить развивать интерес к предмету, эмоции;
    • развивать умения делать выводы на основе полученной информации;
    • создать условия для развития у школьников: умений самостоятельной работы, решения проблемных ситуаций, потребности в творческой деятельности;
    • совершенствовать навыки самоконтроля ученика, продолжить развивать интеллектуальные способности – критическое мышление, устную речь, память, внимание, воображение, восприятие.
    • повысить мотивацию к совместной работе;
    • воспитывать экологическую культуру.

    ТЕХНОЛОГИИ: поисково-групповая, проблемное обучение, использованы ИКТ, присутствуют элементы интегрированного урока (информатика,экология, экономика).

    ОБОРУДОВАНИЕ: экономические карты России и Иркутской области, ноутбуки на каждую группу, презентация с дополнительным материалом, мультимедийное оборудование (проектор, экран, компьютер), раздаточный материал (Приложение 1),листы контроля.

    Учитель: Приветствует детей, проверяет готовность к уроку, даёт положительный настрой и нацеливает ребят на предстоящую работу.

    Мотивирование к учебной деятельности

    Учитель: По афоризмам определите тему сегодняшнего урока и объяснить о чём идёт речь в данных изречениях.

    • Кровеносная система организма народного хозяйства

    (ответ учащихся - Транспортные магистрали).

    • Морские двери в другие страны

    (ответ учащихся - Порты).

    • Подземные пути к морям Северного Ледовитого океана

    ( ответ учащихся - Реки Сибири).

    Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

    Учитель: Представьте, что вам нужно совершить путешествие из Братска в Иркутск, Тайшет, Ербогачен какой вид транспорта вы выберите и почему ? Какой из перечисленных населённых пунктов имеет наилучшую транспортную доступность?

    Постановка учебной задачи.

    Учащиеся совместно с учителем формулируют тему урока, определяют вопросы, на которые нужно будет найти ответы в течение данного урока.

    1.Какие ф акторы, влияют на развитие транспорта в Иркутской области?

    2.На какой вид транспорта падает основная часть перевозок грузов и пассажиров?

    3.Какова роль транспорта в освоении природных ресурсов области?

    Открытие нового знания. Самостоятельная работа.

    Учитель: Работать будем в группах (класс заранее делится на 5 групп).

    У вас на партах лежат задания, которые вы должны выполнить самостоятельно, используя атласы, материал учебника, презентацию, интернет -ресурсы.

    Первичная проверка усвоения знаний.

    Учитель: Выслушаем результат ваших работ. Внимательно следите за ответами, помогайте и дополняйте, при необходимости, ответы своих одноклассников ( учащиеся всех групп, представляют результаты своей работы в виде таблиц, устных презентаций, мини-проектов).

    1.Как данные ф акторы, влияют на развитие транспорта в Иркутской области?

    (Это обуславливает повышенные транспортные расходы на грузовые и пассажирские перевозки, сдерживает социально-экономическое развитие территории. Более 5 тыс. км отделяют Иркутск от европейских промышленных и торговых центров, и около тыс. км - от восточных тихоокеанских портов. Только наличие на ее территории высокоэффективных природных ресурсов (дешевой электроэнергии, крупных запасов воды и леса, богатейшей минерально-сырьевой базы) обусловили здесь размещение предприятий цветной металлургии, химической промышленности и лесопромышленного комплекса).

    ( Суровая зима сокращает навигационный период для водного транспорта, вызывает дополнительные затраты при строительстве и эксплуатации автомобильных и железных дорог).

    (Сложный рельеф Восточной Сибири, а также слабая хозяйственная освоенность, ее удаленность от строительных баз затрудняют прокладку дорог и их эксплуатацию).

    Историко-географические особенностями освоения.

    (На протяжении длительного времени осваивались в основном южные лесостепные районы Приангарья, имеющие более благоприятные условия для развития сельского хозяйства и заготовки древесины. Именно по этой территории в свое время был расположен Московский тракт, а затем прошла Транссибирская железнодорожная магистраль. Данная территория стала базовой для хозяйственного развития более северных районов области (Средней Ангары и Верхней Лены). Первоначально именно вдоль Транссибирской магистрали были сосредоточены основные мощности строительной индустрии, промышленные, снабженческие и ремонтные предприятия. Весь этот потенциал был использован в 1950-1970-х гг. для эшелонированного индустриального освоения районов Ближнего Севера, строительства там энергопромышленных объектов и формирования транспортных магистралей. Районы Ближнего Севера были ориентированы на вывоз продукции за пределы Иркутской области. Подобный тип односторонней интеграции между Югом и Ближним Севером стал характерным для всей Сибири. Оказались недостаточно развиты меридиональные транспортные пути).

    2. Заполните таблицу и сделайте вывод о транспортной освоенности Иркутской области.

    Таблица Сеть транспортных коммуникаций (2010 г.)

    Эксплуатационная длина железных дорог

    Протяжённость автомобильных дорог

    С твёрдым покрытием

    3. Сопоставь номенклатуру перевозимых грузов по отдельным видам транспорта. Объясни различия.

    1.На настенной физической и контурной карте покажите следующие транспортные пути:

    а) железные дороги: Трансибирскую, БАМ,Южносибирскую,участки:Хребтовая-Усть-Илимск,Слюдянка-порт Байкал. Выясни годы их строительства;

    б)участки нефтепроводов Сургут – Омск - Ангарск; строящегося ВСТО (Тайшет-Усть-Кут-Р.Саха-Амурская обл.-Китай);

    Они используются для водоснабжения, газоснабжения и канализации, их суммарная протяженность более десяти тысяч километров. На промышленных предприятиях также имеются собственные локальные сети трубопроводов (технологических и бытовых). В 2009 году был пущен в эксплуатацию участок нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) от Усть-Кута до Тайшета. В целом трубопроводный транспорт в регионе имеет все необходимые предпосылки для дальнейшего развития: наличие сырья. Регион может выступать транзитной территорией при возможной поставке нефти из Красноярского края и Республики Бурятия на рынки стран АТР.

    в) автомобильные дороги: Московский тракт, Якутский, Байкальный, Братский и др.

    Основными автодорогами являются: участок Московского тракта (Тайшет – Нижнеудинск – Тулун – Зима – Черемхово – Иркутск – Слюдянка – Улан–Удэ); Якутский тракт (Иркутск – Усть–Орда – Баяндай – Хогот – Качуг – Жигалово), Братский (Тулун – Братск); Жигаловский (Залари – Балаганск – Усть–Уда – Жигалово); Тункинский (Иркутск – Култук – Кырен – Монды – граница Монголии).

    г) авиационные пути. Выясните направления международных и местных авиатрасс и покажите их на карте линиями разных цветов. Обозначьте аэропорты: г.Иркутск, г.Братск,г.Усть-Илимск,г.Киренск,г. Бодайбо; железнодорожный узел – г.Тайшет.

    1.Составьте проект бизнес-плана о Кругобайкальской железной дороге. Обоснуйте возможность использования её для целей рекреации

    Первичное закрепление знаний

    Учитель: А теперь мне бы хотелось проверить, как вы усвоили новую тему урока и сможете ли применить свои знания в жизненных ситуациях.

    Составить один сложный вопрос по изученной теме и предложить его одноклассникам.

    Проведите анкетирование своей семьи и учащихмя школы.вот примерные вопросы для анкетирования:

    1.Как вы оцениваете работу городского транспорта?

    (отлично, удовлет., неудовл.)

    2.Каким видом транспорта вы пользуетесь?

    3.Какой вид транспорта работает наиболее эффективно?

    4.Что вас не устраивает в работе транспорта?

    5.Как улучшить работу транспорта в городе?

    Итог урока. Рефлексия.

    Учитель: Я считаю, что вы успешно справились с работой. Но у меня осталась к вам сегодня ещё одна просьба-задание: отобразите своё настроение и то, как вы оцениваете совместную работу и знания, приобретённые на сегодняшнем уроке в листе контроля, который находится у вас на партах (Приложение 2).

    (Учащиеся заполняют листы контроля и сдают их учителю).

    1.Как данные ф акторы, влияют на развитие транспорта в Иркутской области?

    Читайте также: