Мухаджирство на северном кавказе доклад

Обновлено: 07.07.2024

Мухаджирством в одном из его проявлений называют переселение народов Северного Кавказа, исповедующих ислам, на территорию Османской Империи. Происходило во второй половине XIXвека и носило массовый характер.

Мухаджирство имело четкие исторические и религиозные предпосылки. С началом Кавказской войны жители Северного Кавказа испытывали опасения, что с утверждением власти царской России их начнут притеснять, либо заставят насильно принять христианство.

В переселении к османам, также исповедующим ислам, поддерживавшим движение мюридизма и создание Северо-Кавказского имамата, горцы видели спасение и свободу вероисповедания. Первые переселенцы начали покидать Кавказ еще в начале XIX века. Но наиболее массовый характер явление приобрело во второй половине столетия, ближе к концу Кавказской войны, когда стало понятно, что переход под протекторат России – лишь вопрос времени.

Одним из толчков к массовой миграции стало пленение имама Шамиля в 1859 году, после чего стало окончательно ясно: противостояние проиграно.

Со своей стороны, российская империя не притесняла горцев по религиозному признаку и не стремилась насильственно навязывать христианство. Напротив, им предлагали плодородные земли на равнинах взамен бедных, малопригодных для земледелия, горных участков.

И все же некоторые семьи предпочли попытать счастья на новой земле – меньше чем за сто лет Северный Кавказ покинуло около миллиона человек, из них половина – за период с 1858 по 1865 годы.

Кавказская знать к переходу под власть Российской империи относилась неоднозначно. Одни правители и князья поддерживали Россию, другие были категорически против, видя в ней угрозу собственному положению. Но мухаджирство было выгодно и тем, и другим. Для одних переселенцы освобождали земли для потенциального захвата. Другие, из числа феодалов, сами перебирались в Турцию, не забывая про своих крепостных, которые значительно упрощали переезд своим добровольным согласием.

Были и те, кто выступал категорически против мухаджирства, в основном, из практических соображений – покидая горские территории без феодала, крепостные становились свободными, а оставшиеся на российском Кавказе феодалы лишались подневольных крестьян.

Российские императоры – Александр Первый, а затем и Николай Первый, к оттоку населения относились крайне негативно. Правительство предпринимало меры по предотвращению массового переселения – горцам предлагали земли и другие преференции. После прихода к власти императора Александра Второго в 1855 году политика изменилась – мусульман не принуждали к уходу с родных земель, но и не препятствовали ему. Хотя в высших кругах по-прежнему относились к этому негативно, поскольку вхождение Кавказа в Российскую империю никогда не воспринималось как присоединение одних лишь территорий, в нем видели новый регион, полностью интегрированный вместе с населением.

Зато Турция всеми силами приветствовала мухаджирское движение и охотно принимала переселенцев. Беженцам выделяли земельные участки, давали денежные пособия и разные льготы, попутно пугая их насильственным принятием православия, если те вернутся в Россию. Со своей стороны османы обещали горцам полную свободу в религиозном плане.

Для самих мухаджиров переезд имел сомнительный успех. Многие действительно улучшили своей положение, получив землю. Другим иммиграция не принесла никаких выгод, а многие и вовсе погибли в дороге от голода и болезней.

Кроме того, со временем переселившиеся в процессе мухаджирства народы стали частью наций, в которые влились (большей частью турецкой) и утратили свою национальную идентичность. В России же, отказавшиеся от иммиграции вошли в состав регионообразующих наций со своим языком, зафиксированным на государственном уровне, и культурой. Кроме того, в настоящее время реализуется множество государственных программ, направленных на сохранение и укрепление национальной идентичности населяющих страну народов.

Кавказская война девятнадцатого столетия, продлившаяся почти полвека, вызвала отъезд коренного населения в Османскую империю — так называемое мухаджирство, то есть выезд мусульман из недружественного окружения в мусульманскую страну.
Процесс этот был болезненным для кавказских народов и вызвал долгий демографический спад.

В самом конце XVII века на Северном Кавказе разразилась эпидемия чумы, которая унесла много жизней. Но сколько именно — доподлинно неизвестно. Историки указывают, что на убыль населения также влияли междоусобные войны и продажа людей в рабство.

Отношение Российской империи

В правительстве Российской империи относились к массовому переселению мусульман (мухаджирству) по-разному. При правлении императоров Александра I и Николая I – отрицательно. По-видимому, в это время еще была жива надежда, что воинственные горцы смирятся. О фактах исхода магометан докладывали на самый верх, и власти пытались предотвратить такие случаи. Но после прихода к власти императора Александра III политика в отношении мухаджирства горцев изменилась.

Русские власти способствовали эмиграции горцев, были случаи откровенного притеснения местных, переселение их из горных районов на равнины, стеснение в земельных наделах. Туда, где еще вчера жили ногайцы или адыги, заселяли казаков.

Главнокомандующий отдельного кавказского корпуса князь Александр Иванович Барятинский писал в докладах, что занятие горной местности казаками – единственная мера для утверждения российской власти на западном Кавказе. Таким образом, в конце войны власти Российской империи стало поддерживать и даже пропагандировать отъезд магометанского населения к османам.

Роль Османской империи

Увы, не все добирались до вожделенных земельных наделов. Многих обманывали, а некоторые голодали и погибали в пути от безденежья и болезней.

Сколько же людей уехало в те годы?

Сам генерал Ермолов докладывал властям, что к османам эмигрировали 350 000 горцев. Советский ученый Владимир Кубазан подсчитал, что только с 1863 по1864 год к османам из Кубанской области уехало 398 000 абазинов, адыгов и ногайцев.

А востоковед и археолог Адольф Берже оценивал эмиграцию мусульман в 500 000 человек, Согласно его данным, с 1859 по 1865 год с Кавказа к османам эмигрировало 385 000 адыгов, в том числе 166 000 шапсугов, 75 000 убыхов, 45 000 натухайцев, 30 000 абазинцев, 27 000 абадзехов, 15 000 тимергоевцев, мохошевцев и егерукаевцев, 12 000 джигатов, 11 000 бжедугов, 4 000 бесленеевцев. Кроме этого, уехали 31 000 прикубанских ногайцев, 23 000 чеченцев, 17 000 кабардинцев. Эти данные не учитывали тех кавказцев, которые бежали позднее, и тех, кто уезжал без регистрации.

Так что, мухаджирство во время Кавказской войны оказалось самым значительным оттоком населения с Северного Кавказа, которое оказало негативное воздействие на народы и надолго затормозило рост населения в Северокавказском регионе. А потомки мухаджир до сих пор живут в некоторых провинциях Турции и в странах Ближнего Востока.

Многолетняя Кавказская война имела две даты завершения: на Северо-Восточном Кавказе это 1859 год, а на Северо-Западном Кавказе — 1864 год, то есть события связанные с пленением Шамиля и с занятием русскими войсками последних вольных территорий кубыхских обществ в районе Сочи.

Вооруженное подчинение России территорий Северного Кавказа привело к такому явлению как мухаджирство (от арабского, мухаджерет — переселение), то есть массовым миграциям горцев Северного Кавказа в Османскую Империю. Это явление, принесшее физическую гибель и моральные страдания многим коренным жителям, имело несколько причин:

  • нежелание горцев выселяться из гор и ущелий на равнинные территории, которые указывала русская администрация;
  • агитация Турции в пользу переселения, так как султанское правительство рассчитывало использовать кавказских мусульман для укрепления границ слабеющей Османской Империи;
  • стремление горской верхушки (дворян, старшин, мулл), особенно после отмены крепостного права в России, потерять своих рабов и крестьян, на которых она рассчитывала сохранить свое влияние и в Турции. Отсюда проистекала тактика запугивания рядовых горцев перспективами солдатчины и насильственной христианизации.

Мухаджирство было начато в начале 50-х годов 19 века, а после окончания основных военных действий, оно многократно усилилось. Так, в 1850-1860 в Турцию эмигрировало 180 тысяч ногайцев с Кубани и Ставропольской губернии. Наиболее массовые миграции пришлись на первую половину 60-х годов 19 века, именно тогда в 1861-1864 годах с Северо-Западного Кавказа выселилось около полу миллиона горцев, представлявших в основном адыгов и абазин.

Процессы мухаджирства были плохо организованы и Россией и Турцией, поэтому тысячи переселенцев погибли в пути, на временных стоянках из-за холода, голода, эпидемий, крушений кораблей. Ответственность за судьбы погибших лежала на двух великих державах, которые в ходе взаимной борьбы, мало обращали внимание на коренное население Кавказа.

Кроме адыгов, абазин и ногайцев, мужадирами становились и другие народы Северного Кавказа: чеченцы-карагулаги, аварцы, осетины-мусульмане (дигорцы), карачаевцы, балкарцы, кабардинцы и другие. Наиболее крупные выселения с Кавказа были отмечены в 50-60 годы 19 века, но они имели место и позже.

В 1884-1887 годах и 1905-1906 годах только карачаевцев и балкарцев отправилось в Турцию около 12 000 человек. Оставшиеся от махаджиров земли отдавались русским казакам и крестьянам, жаловались российской и горской верхушке. Так, абазинский князь Магомед гирей Лоов получил 5 тысяч десятин земли; абазинский князь Эдык Абугов — 2,5 тысяч десятин.

Несмотря на то, что Кавказская война окончилась трагедией мухаджирства, тем не менее, завершение военных действий принесло и положительные результаты. Горцы выселились на равнину из труднодоступных мест, получили возможность лучше развивать свои хозяйства и приобщаться к более совершенному экономическому опыту. Местные народы начали постепенно воспринимать российскую культуру, чо способствовало развитию всех сфер общественной жизни.

Реформы 60-70 годов 19 века на Северном Кавказе

В 1860 году упраздняется многолетняя Кавказская линия, ее правый фланг при том преобразуется в Кубанскую область, левый — в Терскую, внутренние степные пространства входят в состав Ставропольской губернии.

После окончания военных действий (1864) Кавказская администрация приступает к проведению реформ, которые к этому времени уже активно идут в Центральной России. В 1866 году учреждается Кавказский комитет по освобождению зависимых сословий в горских племенах Кавказа. В течении 1867-1868 годов проводится освобождение зависимых крестьян Черкессии, Карачая, Кабарды, Балкарии, Осетии, а также кочевников Ставропольской губернии. По этой реформе дети и старики освобождались бесплатно, а мужчины за выкуп 180-500 рублей. Для успешного проведения реформы, создавались мировые посреднические суды, куда включали горскую знать и духовенство.

На территории Дагестана проходили аналогичные мероприятия, но часть крестьян Шамхальства Тарковского, Мехтулинского ханства и Присулагского наибства оставались в зависимости до 1913 года.

Реформы на Северном Кавказ как и в России были проведены в пользу владельцев крепостников и, поэтому крестьяне после выкупа на волю оказались еще в более тяжелом положении, чем раньше, ибо многие при том потерли много скота и орудий.

В 1870 году на Северном Кавказе начинается осуществление судебной реформы, согласно которой суды, представленные местной знатью и русской администрацией, должны разбирать различные гражданские и уголовные дела, опираясь на адат и на шариат.

Изменение в административном устройстве Кавказа

административное деление северного кавказа

Во второй половине 60 — начале 70 годов 19 века окончательно определяется административное устройство Северного Кавказа в составе Российской Империи. Самой крупной территориальной единицей становится Кубанская область с центром в Екатеринодаре, где основное население представлено кубанским казачеством и крестьянами переселенцами России и Украины.

Горцы в Кубанской области распределялись по пяти округам: Псекупский (адыги), Лабинский (адыги), Урупский (черкесы, ногайцы, армяне), Зеленчукский (черкесы, абазины, ногайцы), Эльбруский (карачаевцы и абазины).

В Терской области с центром во Владикавказе славянское население, представленное казаками, уступало по численности горцам, которые также были распределены по национальным округам: Георгиевский, Владикавказский, Ингушский, Грозненский, Веденский, Хасавюртовский, Кизлярский.

Бывшие владетели хоть и были отстранены от управления, но им были оставлены лучшие земли и назначены крупные пенсии. Начальниками национальных округов назначались российские чиновники, местные армейские и казачьи офицеры.

На территории Ставропольской губернии для кочевых народов были образованы свои структуры: Туркменское приставство, Ачикулакское приставство, Большедербетовский улус.


Термин "мухаджирство" (от араб. "переселение") опирается на религиозный аспект переселявшихся людских масс. Однако это была не главная причина ухода существенной части коренного населения Кавказа. Борьба Российской империи с рядом горских народностей оказала прямое влияние на этническую карту региона. Самые многочисленные этнические группы Северного Кавказа как черкесы и чеченцы стали главными противниками водворения российской власти. Это делало предсказуемым последующие меры предпринимавшейся земельной политики в их отношение. подробнее

Гипотеза: переселение северокавказских горцев, именуемое мухаджирством, не являлось добровольным исходом.

Содержание

Кавказская война


В августе 1859 года, с пленением имама Шамиля,что являлся лидером горского сопротивления в Чечне и Дагестане, Кавказская война входит в свой завершающий этап. Покончив с главной опасностью войны последних 20 лет, внимание империи переключилось с Северо-Восточного Кавказа на Северо-Западный.

К началу 1860х годов на Кавказе оставалась все-еще неподвластной России только причерноморская горная часть Закубанской Черкесии. Стратегическая роль данной территории определяла иной характер закрепления империи здесь.

Для понимания причинно-следственнной связи, забегая вперед - ментальная карта

Ход переселения с Западного Кавказа

В ходе такого геополитического дискурса Российской империи и был произведен рескрипт Александра II. В данном документе был весьма четко обозначен курс на изгнание черкесов в ходе завоевания их страны.

Непокорные общества принуждали переселиться на кубанскую низменность или покинуть Россию. Несогласные аулы уничтожались, их жители отправлялись к побережью Черного моря для отплытия в Османскую империю.


Принимающая мухаджиров сторона - Османская империя была заинтересована в проводившемся переселение. Османские эмиссары развернули в среде горцев агитационную кампанию.


Перевоз черкесов осуществлялся морем в Малую Азию и Стамбул. Судно набивались донельзя, что вызывало катастрофу в море. По приезде в земли султана мухаджиров должны были разместить во временных лагерях, откуда уже планировался местными властями путь их дальнейшего расселения вглубь империи.

Небольшая часть закубанцев, приняв подданство России, поселилась в отведенную им по рескрипту область прикубанской низменности.

Высокая смертность в пределах обозначенной резервации сыграла свою роль в сохранение дальнейшего стремления оставшихся семейств к мухаджирству.

Ход переселения с Восточного Кавказа

В Чечне пропаганда и земельный кризис, созданный передачей чеченских земель казачеству, провоцировали мухаджирство. Дагестанскими же мухаджирами двигал религиозный энтузиазм отдельных семей.


Переселение с Восточного Кавказа проходило по суше и в относительно небольшом количестве, поэтому без больших потерь. И только при движение в глубь Анатолии часть чеченцев взбунтовалась, посчитав себя обманутой из-за непригодности земли отведенной чеченцам. Это привело к столкновению с османскими солдатами и русскими кордонами в ходе попытки возвращения на Кавказ.

Итоги мухаджирства

Всего за период с 1858 по 1865 годы Кавказ официально покинуло около полумиллиона горцев, большая часть которых приходилась на черкесов:


Выживших переселенцев порта старалась разместить в неспокойных зонах для укрепления своего контроля там.

Вывод

Миграция горского населения Кавказа, следовавшая за завершением Кавказской войны, была одной из самых масштабных демографических катастроф в истории. Сотни тысяч человек стали изгнанниками, принудительно покинув берега Черкесии, обреченными на болезни, голод и смерть в пути. Десятки тысяч оставили Чечню из-за земельного голода. И лишь отдельные семьи Дагестана стали мухаджирами по собственной воли.

Под термином махаджирство или мухаджирство теперь обычно понимают массовое переселение мусульман из немусульманских стран в мусульманскую страну, чтобы не оказаться в положении религиозного меньшинства.

Российская империя

Позже мухаджирами стали называть крымских татар, не пожелавших принять российское подданство после присоединения Крыма к России (1783) и русских завоеваний в Причерноморье, а также переселенцев 1853-56 гг., эмигрировавших преимущественно в Турцию в Крымскую войну. Обширную диаспору северокавказских народов на просторах Османской империи и Ближнего Востока (Сирия, Иордания) составили переселенцы-мусульмане 1860-х годов.

Единоверцев возглавил царский генерал-майор Муса Кундухов (1818 – 1889), оставивший интересные мемуары о мухаджирстве. Выходец из мусульманской знати (алдаров), осетин по национальности, М. Кундухов, окончил петербургское Павловское военное училище и возглавлял Военно-Осетинский и Чеченские округа. Во главе отрядов горской милиции он участвовал с российской стороны в нескольких военных кампаниях (кавказской и крымской), в подавлении Краковского мятежа (1846), революции в Венгрии (1849) и волнений на Северном Кавказе в 60-е годы.

После ухода в отставку в 1864 г. Кундухов по согласованию с властями Кавказского наместничества и за вознаграждение в 10 тысяч рублей серебром организовал переселение в Османскую империю более 5 тысяч семей чеченцев, ингушей и несколько десятков мусульман-осетин. За оставленные на Кавказе земли и имущество он получил от русского правительства компенсацию в 45 тыс. рублей серебром. Обосновавшись в вилайете Сивас, Кундухов в османской армии дослужился до высокого военного чина паши в чине мирлива, а также принял участие в русско-турецкой войне 1877-78 гг. на стороне турок. В ранней республиканской Турции его сын занял пост министра иностранных дел.

Периодизация мухаджирства

Предыстория мухаджирства уходит корнями в эпоху массовых внутренних миграций времен Кавказской войны (1817-1864). Как самостоятельное движение оно оформилось в последний период войны и послевоенное пятидесятилетие. В истории мухаджирства выделяют до шести этапов:

1. вторая половина 1850-х гг.;

2. первая половина 1860-х гг.;

3. вторая половина 1860-х - начало 1870-х гг.;

5. 1880-е и начало 1890-х гг.;

6. вторая половина 1890-х - 1920-е гг.

От периода к периоду менялись не только численность эмигрантов и направление миграционных потоков, но главное - миграционная политика правительства. Во время войн границы между Россией и Турцией закрывались и масштабы переселения сокращались.

Причины мухаджирства

Эмиграция горцев в Османскую империю обусловлена целым комплексом причин, а не только репрессивной политикой российских военных властей. Главной причиной был, конечно, насильственный сгон из родных мест, но также имел место и экономический фактор. Растущее разорение местной элиты и обезземеливание горцев после Кавказской войны. Знать лишилась своих привилегий, горские кланы не смогли вернуть конфискованные у них российскими военными и имамами владений, рядовые горцы остались без привычных видов деятельности. Уничтожено рабство и работорговля военнопленными, составлявшие важный источник доходов. Наиболее мухаджирство затронуло Северо-Западный Кавказ, чуть менее Центральный, где проживали осетины и вайнахи, еще менее – Дагестан.

Кроме внутренних причин, на мухаджирство всегда оказывало влияние международная обстановка, особенно на Ближнем Востоке. Мухаджирство - это отчасти результат русско-турецкого соперничества на Ближнем Востоке, осложненного действиями пытавшихся ослабить Россию западных держав.

Последствия мухаджирства

В результате мухаджирства и насильственных массовых переселений XIX века обострились отношения мусульман с христианами, что в последние десятилетия существования Российской и Османской империй привело к целому ряду кровопролитных межконфессиональных столкновений в Малой Азии и Закавказье.

По мнению тюрколога Джастина Мак-Карти, массовые переселения XIX в. во многом создали современное общество и политическую карту Кавказа, Балкан, Малой Азии. Он называет возникшую на обломках Османской империи республиканскую Турцию страной иммигрантов 1 . В полной мере это относится и к российскому Северо-Западному Кавказу.

Эмиссары движения

Среди эмиссаров мухаджирского движения на Северо-Западном Кавказе были многие представители местной военной и мусульманской элиты, служивших в русской армии и окружной администрации. Например, кабардинцы полковник Кавказско-Горского полуэскадрона Фица Абдрахманов, генерал-майор Кубанского казачьего войска Могукоров, начальник Шапсугского округа генерал-лейтенант Темирхан Шипшев (в 1863-64 гг. склонил к эмиграции ок. 60 тысяч шапсугов) и старшина Куртатинского ущелья осетин-мусульманин Ахмет Цаликов.

Среди руководителей мухаджиров из адыгов и вайнахов реже встречались религиозные авторитеты, такие как кабардинский мулла Жамурза Варитлов, уведший в Османскую империю до 900 кабардинцев (1865).

На Северо-Восточном Кавказе инициаторами переселения чаще выступали представители мусульманской элиты, особенно суфии. На мусульман Дагестана и Чечни большое влияние оказали письма с призывами к переселению, которые распространяли в 1860-1880-е годы агенты османского правительства и участники джихада времен Кавказской войны и восстания 1877 г.

Сохранились стихи в поддержку мухаджирства, написанные в середине 1860-х гг. Ирчи Казаком (ок. 1830- ок. 1879), известным кумыкским поэтом из Засулакской Кумыкии. Вернувшись из русской ссылки, куда он попал за похищение рабыни последнего шамхала (титул правителей кумыков в Дагестане с конца 14 в. по 1867 г.) Тарковского, стихотворец тяжело переживал установившиеся на послевоенном Кавказе новые порядки. Сатиры Ирчи Казака с призывами к мухаджирству ходили в списках по всему Северному Кавказу.

По разным источникам до 3,5 миллионов выходцев со всего Кавказа, начиная от Абхазии и кончая Дагестаном, расселились на территории Турции. Большинство мухаджиров в XIX веке составили представители адыгских народов, как шапсуги и кабардинцы, предпочитавших называться единым именем - черкесы. Османская Турция добивалась иммиграции мусульман, чтобы формировать из них боевые подразделения на Балканах, в Малой Азии и на Ближнем Востоке. Царское правительство расселяло на освободившихся землях христианское население, укрепляя свой южный форпост.

Апогей эмиграции с Кавказа приходился на период между Крымской (1853-1856) и русско-турецкой (1877-1878) войнами.

Противники движения

Среди представителей горской военной и мусульманской элиты были противники мухаджирского движения. Горцев от опрометчивого шага отговаривали натухаец Костанк-эфенди (Куштанок), абадзех Карабатыр-бей (Хаджи Батырбей) и другие популярные в народе проповедники. Однако они оказывались в меньшинстве, чему способствовали распространенные среди горцев слухи о крещении, введении рекрутчины или обращения в казаки.

С опровержения нелепых слухов начинается изданная А. И. Барятинским в 1860 г. "Прокламация к чеченскому народу". Но горцы охотнее верили посулам турецкого султана, который обещал переселенцам земли уехавших в Россию армян, а также налоговые льготы и денежные пособия.

Зарубежные страны

Мухаджирство продолжает существовать и в наши дни. После неудачной для Оттоманской империи русско-турецкой войны на территории Турции осели боснийские мусульмане. Своим местопребыванием выходцы с Балкан избрали в основном район Анатолии. Самым массовым (около 18 млн. – данные неточные, т.к. перепись не производилась) оказался исход в Пакистан мусульман из Индии. Произошло это после раздела страны в августе 1947 г. и кровавой резни на грани гражданской войны, когда только по официальным данным погибло более миллиона человек. Когда в ходе арабо-израильской войны 1947-49 г. и Шестидневной Войны 1967 г. Израиль оккупировал часть Палестины – это привело к появлению палестинских беженцев. По данным ООН, в мире насчитывается 4,5 млн. лиц с таким статусом. Вторжение советских войск в Афганистан в 1979 г. и американская интервенция 2001 г. вызвала огромный поток мусульман-беженцев в соседний Пакистан и Иран.

1. М.А. Родионов. Ислам классический. Центр "Петербургское Востоковедение". 2001.

2. Северный Кавказ в составе Российской империи. Historia Rossica. НЛО. 2007.

  1. McCarthy J. Death and Exile. The Ethnic Cleansing of Ottoman Muslims, 1821-1922. Princeton, 1995. P. 2.

Автор: Кавказский Узел

Читайте также: