Доклад на координационном совещании

Обновлено: 30.06.2024

Результаты показали, что правоохранительные органы области принимают определенные меры в этом направлении деятельности, активно становясь на защиту половой неприкосновенности детей.

Вместе с тем, криминогенная ситуация продолжает оставаться сложной.

В связи с этим, задача сегодня состоит в том, чтобы, реально оценив имеющиеся проблемы в нашей работе, наметить необходимые меры по их преодолению.

При этом, как Вы можете наблюдать на мониторах, сохраняется негативная тенденция роста удельного веса совершенных преступлений в отношении несовершеннолетних.

Данное обстоятельство свидетельствует об увеличении интенсивности криминализации населения по отношению к подросткам. Под влиянием различных факторов дети попадают в трудные жизненные условия, связанные с преступлениями.

В большинстве случаев объектами преступных посягательств являются имущество несовершеннолетних, их жизнь и здоровье. Вместе с тем, вызывает особую тревогу высокий уровень совершаемых преступлений, связанных с посягательством на их половую неприкосновенность.

В прошедшем году произошел всплеск преступлений сексуального характера, а также против жизни и здоровья малолетних.

Указанные тенденции отмечаются и в текущем году.

В этой связи на первый план выходят проблемы, связанные с просчетами и упущениями в системе профилактики правонарушений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, негативно влияющие на состояние законности в области.

В ходе прокурорских проверок регулярно вскрываются факты, когда родители уклоняются от выполнения своих обязанностей, ведут асоциальный образ жизни, употребляют наркотики, злоупотребляют алкоголем, содержат жилые помещения в антисанитарном состоянии.

Однако сотрудниками органов системы профилактики работа по выявлению на обслуживаемой территории таких семей в ряде районов проводится ненадлежащим образом, зачастую формально.

Уверен, все помнят трагедию, вызвавшую серьезный общественный резонанс, произошедшую в Лискинском районе в январе текущего года, когда в результате пьянства и преступной безответственности родителей от переохлаждения умер грудной ребенок.

Расследованием установлено, что жилище, где было совершено преступление, не отапливалось, и температура воздуха в комнате составляла всего 3 градуса.

Недостаточное внимание уделяется вопросам профилактики во многих образовательных учреждениях области. Не во всех необходимых случаях ставятся вопросы о привлечении родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей.

Значительное число подростков нуждающихся в индивидуальной профилактической работе, остаются вне поля зрения комиссий по дела несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, которыми не принимаются достаточные меры по привлечению детей к занятиям в художественных, технических, спортивных школах, клубах, кружках, секциях.

В том же Лискинском районе несовершеннолетний Гаврилов, находясь в состоянии алкогольного опьянения, совершил изнасилование малолетней. При расследовании уголовного дела выяснилось, что он неоднократно находился вне дома в ночное время, посещал развлекательные заведения, распивал спиртные напитки.

Имеются серьезные просчеты при выявлении преступлений, связанных с вовлечением подростков в совершение антиобщественных действий. Материалы профилактических дел свидетельствуют, что подразделения по делам несовершеннолетних не проводят качественную и полноценную работу по предупреждению групповой преступности несовершеннолетних.

Обращает на себя слабая работа по сбору доказательств органами, производящими расследование, фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений. Как правило, основным и единственным доказательством являются показания самих обвиняемых. В случае их изменения результат очевиден - прекращение производства по делу в этой части и последующая безнаказанность потенциальных преступников.

Так, согласно данным статистики в текущем году 85 преступлений совершенно несовершеннолетними в группе со взрослыми. В тоже время по статье 150 Уголовного кодекса (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступлений) возбуждено лишь 21 уголовное дело.

С сожалением приходится констатировать, что ежегодно выявляется более тысячи правонарушений, связанных с употреблением спиртного несовершеннолетними. При этом, уголовные дела за вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции возбуждаются в единичных случаях.

(Справочно: 2012 год - по ст. 151 -1, по ст.151 прим. УК РФ – 3).

С учетом озвученных примеров, предлагаю руководству главного управления внутренних дел области и иных правоохранительных органов обратить пристальное внимание на озвученную проблему.

Основные пути её решения нашли отражение в проекте постановления координационного совещания…..

Особое значение имеет присутствие сегодня в зале представителей органов власти нашего субъекта, поскольку они решают многие вопросы профилактики правонарушений, системно участвуют в проводимой правоохранительными органами работе, направленной на достижение положительного результата.

Профилактика правонарушений - дело, безусловно, сложное и затратное. Но эти траты необходимы.

Недостаточная эффективность ведомственного контроля не позволяет исключить факты несвоевременного принятия исчерпывающих мер по защите прав несовершеннолетних граждан на всех стадиях уголовного судопроизводства.

Так, прокуратурой области, не так давно, уже во второй раз с постановкой вопроса о возбуждении дела, отменено незаконное решение по заявлению об изнасилования несовершеннолетней Гошунович.

При очевидных признаках преступления: наличия телесных повреждений, следов биологического происхождения, разрывов одежды у потерпевшей, безотлагательном обращении её в правоохранительные органы с заявлением о преступлении, ни Борисоглебский следственный отдел, ни отдел процессуального контроля следственного управления Следственного комитета не ставят перед собой задачу защитить конституционные права ребенка.

Не сомневаюсь, что руководство следственного управления возьмет на личный контроль проведение дополнительной проверки по этому материалу, обеспечив принятие законного решения.

Серьезной проблемой практически во всех органах, с которой повсеместно сталкиваются прокуроры, остается укрытие преступлений от учета.

В период с 2010 по 2012 год прокурорами и по их инициативе дополнительно поставлено на учет более 100 криминальных посягательств, совершенных в отношении детей, в том числе в Бобровском, Борисоглебском, Лискинском, Россошанском и других районах.

В результате уголовные дела возбуждаются несвоевременно, что ограничивает права несовершеннолетних потерпевших и их законных представителей на доступ к правосудию.

По фактам волокиты надзирающим прокурором внесено представление, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Вместе с тем, необходимо отметить, что уполномоченными прокурорами нередко необоснованные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела отменяются несвоевременно.

Так, явно незаконное решение следователя Бобровского следственного отдела следственного управления, принятое ещё в октябре 2011 года по заявлению несовершеннолетней Гасаенко о покушении на убийство, отменено спустя семь месяцев и только после вмешательства прокуратуры области.

Однако меры к установлению тяжести вреда здоровью, причиненного потерпевшей, не принимались, медицинские документы из больницы, куда обращалась потерпевшая не истребовались, очевидцы неправомерных действий, не опрошены, местонахождение правонарушителя с целью получения объяснения, установлено не было.

Полагаю, что комментарии данной ситуации излишни …

Несмотря на то, что возросло количество уголовных дел направленных в суды для рассмотрения по существу, нарушений, допускаемых при производстве следствия и дознания, меньше не становится.

Наиболее распространенными из них являются волокита, проведение следственных действий вопреки требованиям уголовно-процессуального законодательства. Это приводит к утрате основных доказательств, признанию их недопустимыми, возникновению препятствий к привлечению виновных к уголовной ответственности.

В ходе осуществления надзора прокурорами, в рамках имеющихся полномочий, в прошедшем году по делам рассматриваемой категории дано почти 90 указаний (справочно: 2010 - 48), направлено около 60 требований об устранении нарушений федерального законодательства (справочно: 2010 - 50). По причине грубых нарушений со стадии утверждения обвинительного заключения для дополнительного расследования возвращено 25 уголовных дел, потерпевшими по которым признаны дети…

К сожалению, продолжается негативная тенденция вынесения необоснованных постановлений о приостановлении предварительного расследования.

Как вы можете видеть на мониторах, прокурорами и по их инициативе только за последние два года отменено более 300 таких процессуальных решений.

В каждом случае нам приходится констатировать, что исчерпывающих мер к установлению лиц, подлежащих привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого, не принимается.

Например, прокуратурой области изучено уголовное дело по факту причинения из хулиганских побуждений телесных повреждений несовершеннолетнему Сердюкову в Новохоперском районе. Несмотря на дерзость и жестокость совершенного преступления: неизвестные скотчем связали руки, заклеили глаза, заткнули рот ватой и острым предметом ампутировали потерпевшему ногтевую фалангу одного из пальцев правой стопы - орган дознания бездействует. Это притом, что в ходе расследования были получены сведения о возможной причастности к совершению преступления конкретных лиц.

Незаконное постановление о приостановлении дознания прокуратурой области отменено.

Таким образом, перечисленные просчеты требуют от руководителей правоохранительных органов повышения эффективности и ужесточения требований ведомственного контроля.

Не менее важной проблемой заслуживающей серьезного внимания является раскрываемость преступлений, совершаемых в отношении детей.

При этом, безусловно, приоритетным направлением в работе правоохранительных органов является оперативно-розыскная деятельность как наиболее эффективный способ раскрытия преступлений рассматриваемой категории.

Поскольку значительная часть преступных деяний совершается в условиях неочевидности, для их раскрытия требуется комплексное использование возможностей, сил и средств ОРД, применение тактических приемов обнаружения криминальных фактов и лиц к ним причастных.

В работе правоохранителей, безусловно, имеют место положительные примеры качественной и своевременной работы по установлению виновных лиц и совершенных ими преступлений.

В текущем году пресечена деятельность преступной группы Масалова, участники которой совершали развратные действия в отношении несовершеннолетних. В настоящее время уголовное дело рассматривается по существу Воронежским областным судом.

Однако если обратиться к материалам уголовного дела, то станет ясно, что практически все потерпевшие из неблагополучных семей.

С одной стороны эффективное оперативное сопровождение по уголовному делу позволило выявить ранее неизвестных следствию участников группы, установить многочисленные эпизоды совершения ими преступлений. С другой – в очередной раз не сработала система органов профилактики.

Вместе с тем, принимаемые органами внутренних дел меры для выявления и раскрытия преступлений данной категории нельзя признать достаточными. В подтверждение данного тезиса приведу несколько цифр.

За последние десять лет нераскрытыми остались более 1200 преступлений, свыше 40 из которых против половой свободы несовершеннолетних.

Самый большой остаток нераскрытых преступлений сексуального характера наблюдается в Коминтерновском, Павловском, Россошанском и Советском районах.

Причинами сложившейся ситуации зачастую являются нарушения федерального законодательства, допускаемые сотрудниками полиции.

Значительную долю из общего количества нераскрытых преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, составляют хищения сотовых телефонов (справочно: 2011год - 22%). Очевидно, что перспективными мерами по раскрытию таких преступлений является установление пользователя похищенного телефона с использованием возможностей бюро специальных технических мероприятий ГУ МВД области и операторов сотовых компаний.

Однако зачастую соответствующие ОРМ не проводятся, имеются факты игнорирования законных требований надзирающего прокурора об их проведении.

В ряде случаев уполномоченным прокурорам приходится реагировать на отсутствие надлежащей аналитической работы по выявлению и пресечению преступлений указанной категории в территориальных подразделениях полиции.

Представляется необходимым руководству главного управления внутренних принять дополнительные меры с целью обеспечения надлежащего ведомственного контроля за осуществлением оперативно-розыскной деятельности по противодействию преступлениям указанной категории.

В свою очередь полагаю, что изменить ситуацию в лучшую сторону будет способствовать выполнение конкретных мероприятий в сфере оперативно-розыскной деятельности, предложенных в проекте постановления координационного совещания.

В завершении выступления хотелось бы затронуть вопросы судебного рассмотрения уголовных дел анализируемой категории.

Проведенный анализ показал, что за последние два года в суды с обвинительными заключениями (актами) направлено более 700 уголовных дел. В основном это дела о преступлениях против жизни и здоровья несовершеннолетних потерпевших, половой неприкосновенности, собственности.

Несмотря на имеющиеся определенные просчеты, при их расследовании, прозвучавшие в докладе, оправдательные приговоры по данной категории дел не выносились. Это свидетельствует об эффективной деятельности прокуроров на всех стадиях уголовного судопроизводства.

Обобщение практики рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних, показывает, что судами уголовные дела рассматриваются с постановлением приговора.

Как следует из представленной на мониторах диаграммы лицам, признанным виновными в совершении преступлений против жизни и здоровья несовершеннолетних потерпевших, половой неприкосновенности, собственности, чаще всего назначалось наказания в виде лишения свободы (как реально, так и условно), реже – исправительные либо обязательные работы, а также штраф.

Вместе с тем, при рассмотрении уголовных дел факты вынесения судами частных постановлений с целью устранения причин и условий, способствующих совершению преступных посягательств в отношении детей, являются единичными.

В этой связи представляется необходимым государственным обвинителям, участвующим в рассмотрении уголовных дел, при наличии достаточных оснований заявлять ходатайства о вынесении судом соответствующих постановлении.
***

Уверен, по итогам мы выйдем на качественно новый уровень совместных действий.
Спасибо за внимание!

Закон предусматривает для обеспечения координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью именно координационное совещание, а не совет или какой-нибудь иной орган, что имеет место в прокуратурах некоторых регионов Российской Федерации.

Главная задача координационного совещания – выработка и принятие решений по вопросам, прежде всего, стратегического характера, общим для всех правоохранительных органов того или иного уровня.

Наряду с определением приоритетов совместной деятельности разрабатываются меры по борьбе с преступностью, в частности:

а) анализ и оценка итогов работы правоохранительных органов области, края, города (района) по борьбе с преступностью за определенный период в целом либо по отдельным категориям преступлений;

б) разработка согласованных мероприятий, реализация которых должна осуществляться руководителями соответствующих правоохранительных органов;

в) разработка и участие в реализации профилактических мер, предусмотренных региональными программами, в том числе в отдельных сферах правовых отношений, в отдельных населенных пунктах;

д) разработка и внесение общих предложений в комплексные региональные программы борьбы с преступностью.

Состав и полномочия участников

Координационного

Совещания

Постоянно действующее координационное совещание образуется в составе: председателя – прокурора и членов – руководителей соответствующих правоохранительных органов. Постоянный состав координационного совещания утверждается совместным решением руководителей правоохранительных органов соответствующего уровня. На городском (районном) уровне в него, как правило, входят руководители органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенной службы, ФСБ, прокуроры специализированных прокуратур; приглашаются председатель суда и представители учреждений, входящих в систему Министерства юстиции РФ.

Для обеспечения должного взаимодействия и взаимопонимания между участниками координации важно непосредственное участие первых лиц в координационных совещаниях. Представители местных органов власти в состав постоянно действующих координационных совещаний не включаются, а только приглашаются для участия в его работе; принятые решения при необходимости доводятся до их сведения. С учетом характера и уровня обсуждаемых вопросов на совещание могут быть приглашены другие работники правоохранительных, контролирующих и специализированных органов, руководители различных ведомств, негосударственных структур, общественных объединений, ученые, представители средств массовой информации. Согласованные решения об этом принимаются руководителями правоохранительных органов. Совещание созывается председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, а также может созываться по инициативе одного из членов координационного совещания. Работа координационных совещаний планируется с учетом планов координационных мероприятий на полугодие, разрабатываемых участниками координационной деятельности.

Члены координационного совещания вносят предложения по вопросам, относящимся к предмету координации, с обоснованием необходимости их рассмотрения, путей и способов решения, а также проекты документов, иные материалы, необходимые для обсуждения и принятия решения.

В процессе подготовки координационного совещаниязаранее изучаются и анализируются следственная, прокурорская, судебная практики, состояние борьбы с преступностью; выявляются организационные недостатки в работе; обобщается опыт успешной работы; вырабатывается единая линия в применении закона. В ряде случаев целесообразно затребовать дополнительную информацию из других ведомств или организаций региона, провести специальные проверки.

Постоянно

Действующие

Рабочие органы

В подготовке материалов координационных совещаний, выполнении их решений участвуют межведомственные рабочие группы. Они создаются по мере вынесения конкретных вопросов на обсуждение решением совещания или его председателя. В их состав, как правило, включаются оперативные работники прокуратуры по соответствующему направлению надзора, а также работники правоохранительных и иных органов и ведомств. Руководителем такой группы, как правило, является представитель прокуратуры по конкретному направлению надзора. При необходимости совещание или его председатель назначает представителя иного органа руководителем рабочей группы. В случае, когда исполнение решения возлагается на ряд ведомств без участия прокуратуры, орган, представитель которого должен возглавлять рабочую группу, определяется согласованным решением руководителей всех участвующих в исполнении органов. По актуальным направлениям борьбы с преступностью целесообразно создавать постоянно действующие межведомственные рабочие группы, исходя из штатной численности прокуратуры и местных условий.

Рабочие группы осуществляют:

повседневное накопление информации (банка данных) на закрепленных направлениях борьбы с преступностью;

обмен информацией между членами рабочей группы и участниками координационного совещания;

мониторинговое отслеживание негативных тенденций в преступности, положительного опыта работы, комплексный анализ и прогнозирование развития криминогенной ситуации, внесение предложений по наиболее острым проблемам;

подготовку информационно-аналитических материалов для направления в органы исполнительной и законодательной власти, для доклада председателю координационного совещания, руководителю рабочего аппарата, а также для рассмотрения на координационном совещании;

разработку совместно с научными учреждениями и государственными органами предложений о предупреждении преступлений;

обобщение практики применения законов о борьбе с преступностью и подготовку предложений по совершенствованию правоохранительной деятельности;

разработку проектов совместных приказов, указаний, информационных писем и иных организационно-распорядительных документов по вопросам борьбы с преступностью;

подготовку проектов согласованных программ и планов координационной деятельности.

Секретариат

Координационного совещания

Этот постоянно действующий орган (п.12 Положения) формируется в городе (районе), где для этого имеются кадровые и иные условия и возможности, а также на вышестоящих уровнях, из представителей всех правоохранительных органов, являющихся членами координационного совещания, и утверждается на ближайшем заседании. При изменении состава секретариата руководитель соответствующего правоохранительного органа представляет новую кандидатуру.

Ответственным секретарем в прокуратурах городского (районного) звена может назначаться помощник прокурора. Решение о возложении обязанностей ответственного секретаря может быть оформлено соответствующим кадровым распоряжением прокурора, либо информация об этом должна содержаться в общем распоряжении о распределении обязанностей по прокуратуре.

Ответственный секретарь возглавляет работу секретариата координационного совещания. Секретариат проводит текущую организационную работу: ведет документацию координационного совещания; извещает членов координационного совещания и приглашаемых лиц о проведении и повестке дня совещания с приложением проектов документов, подлежащих обсуждению или принятию; организует подготовку и сбор предложений правоохранительных органов в планы работы координационного совещания; формирует проекты планов и представляет их на рассмотрение руководителям правоохранительных органов; а также проводит периодический анализ и обобщение хода выполнения планов и решений координационного совещания. О результатах выполнения планов секретариат информирует председателя.

Протокол

В целях расширения взаимодействия Кировского УФАС с правоохранительными органами в части предупреждения. Выявления и пресечения нарушений коррупционной направленности в 2012 году были заключены соглашения о взаимодействии с прокуратурой Кировской области (соглашение от 21.06.2012 года), с Управлением МВД по Кировской области (соглашение от 16.07.2012 года).

Соглашениями определены основные формы и порядок взаимодействия в сфере контроля за соблюдением законодательства, входящего в контрольную компетенцию Кировского УФАС.

В настоящее время механизмы, определенные в соглашениях, реализуются на практике.

Необходимо отметить, что в 2012 году контрольная деятельность Кировского УФАС активизирована, в том числе в связи с повышением уровня взаимодействия с правоохранительными органами.

  1. При взаимодействии с органами прокуратуры необходимо отметить следующие направления.
  1. В сфере контроля за соблюдением законодательства о размещении заказов.

В 2011 году от органов прокуратуры поступило 63 постановления, в 2012 году на текущую дату – 81 (больше на 28,5%).

В 2011 году Кировским УФАС вынесено постановлений о наложении штрафов – 27, в 2012 году – 57 (больше на 111%).

При этом, если в 2011 году по малозначительности было прекращено 27 дел, то в 2012 году – 12.

  1. В сфере контроля за антимонопольным законодательством.

В 2012 году поступило 10 материалов, по которым в 7 случаях признан факт нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, в 3 случаях признан факт нарушения статьи 16.

  1. Административные производства по ст. 14.9 КоАП РФ.

В 2011 году поступил 1 материал, производство прекращено по ст. 2.9 КоАП РФ.

В 2012 году поступило 4 материала, по всем приняты решения о наложении штрафов.

  1. В 2012 году налажено взаимодействие с органами военной прокуратуры.

От военной прокуратуры поступило 17 постановлений о возбуждении дел в связи с нарушениями законодательства о размещении заказов, по 12 делам принято решение о наложении штрафов. Ранее такая практика отсутствовала.

  1. По взаимодействию с Управлением МВД.

В 2011 году поступил 1 материал, установлен факт нарушения. В 2012 году поступил 1 материал, фактов нарушений законодательства о защите конкуренции не установлено.

Встречно в 2012 году Кировским УФАС было направлено 3 материала в правоохранительные органы:

- 27.03.2012 года в УЭБиПК УМВД о проведении проверки действий сотрудников ФБУЗ МСЧ №52 на наличие нарушения ч. 1 ст. 285 УК, в возбуждении дела отказано,

В целом можно констатировать, что уровень взаимодействия правоохранительных органов в сфере контроля за соблюдением законодательства о размещении заказов и защите конкуренции стал выше, вместе с тем, имеются резервы для повышения качества работы в этом направлении.


Ключевые слова: координационное совещание, координационная деятельность прокуратуры

В современном мире международная преступность оказывает сильнейшее дестабилизирующее воздействие на жизнедеятельность каждого государства, общества и каждой отдельной личности. По этой причине особую актуальность приобретают вопросы выработки эффективных мер для устранения условий и причин, которые способствуют массовому распространению международной преступности, включая такие преступления, которые связаны с незаконным оборотом наркотиков и оружия, международным терроризмом, незаконной миграцией, торговлей людьми. Все указанные общественно опасные деяния в настоящее время приобретают транснациональный характер.

Каждое государство предпринимает различные попытки для того, чтобы помешать распространению международной преступности в своей стране, а также держать под контролем это явление. Для этих целей объединяются усилия всех правоохранительных органов, и осуществляется координационная деятельность. Координационное совещание является одной из форм координации правоохранительной деятельности по борьбе с международной преступностью, однако, несмотря на постоянное проведение таких совещаний, коренного перелома в борьбе с международной преступностью не произошло. Данная проблема особенно актуальна в наши дни, в условиях разрастания международной преступности, которая приобретает новые формы, виды и масштабы. Степень ущерба, причиняемого указанными международными преступлениями, государству, обществу, правам и интересам простых граждан, показывают, что меры по их пресечению, должны быть безотлагательными в совместной деятельности правоохранительных органов. Это обстоятельство свидетельствует о необходимости принятия мер по совершенствованию организации и проведения координационных совещаний для того, чтобы они стали одной из самых эффективных форм координации правоохранительной деятельности по борьбе с международной преступностью.

С целью обеспечения координации деятельности органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Таким образом, можно заключить, что проведение координационного совещания является одной из организационных форм координации. В состав такого координационного совещания входят прокуроры и руководители соответствующих правоохранительных органов. Если рассмотреть этот вопрос более детально, то необходимо отметить, что в состав таких совещаний входят:

‒ во-первых, руководители прокуратуры,

‒ во-вторых, руководители органов внутренних дел и органов ФСБ,

‒ в-третьих, руководители органов следствия, а также иных правоохранительных органов.

Возглавляют координационные совещания Генеральный прокурор Российской Федерации, а также прокуроры российских субъектов и прокуроры районов и городов по месту создания координационных совещаний. Все указанные лица также и в той или иной степени руководят работой таких совещаний.

Помимо вышеперечисленных участников координационного совещания, на него также могут быть приглашены руководители федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов России и их подразделений, а также представители отечественных СМИ, общественных объединений, педагогических и научных работников, органов военного управления.

Созывает координационное совещание председатель по мере поступления актуального вопроса, а также по мере необходимости. Однако такое совещание должно быть созвано не реже 1 раза в четыре месяца, либо по инициативе любого члена координационного совещания.

Следует особо выделить председателя координационного совещания, так как именно он наделен особыми полномочиями организационного характера. Председателем координационного совещания является руководитель соответствующего органа прокуратуры, который проводит такие совещания и при необходимости по согласованию с членами совета созывает внеочередные совещания. Председатель координационного совещания направляет всем его членам материалы, необходимые для обсуждения на нем, а также проекты решений. Кроме того, в полномочия председателя входит осуществления контроля за выполнением принятых решений и оказание необходимой практической помощи рабочим группам правоохранительных органов по подготовке материалов для обсуждения на совещании.

Что касается плана работы координационных совещаний, то в них включены самые актуальные проблемы, решение которых предполагает совместные усилия работников всех правоохранительных органов Российской Федерации.

На координационных совещаниях:

‒ во-первых, обсуждаются итоги согласованной деятельности правоохранительных органов, касающиеся вопросов предупреждения международной преступности за определенный период, а также определяются цели и задачи по усилению борьбы с международными преступлениями;

‒ во-вторых, рассматриваются проекты планов согласованных мероприятий по борьбе с международной преступностью на конкретный период времени, и происходит их дальнейшее утверждение;

‒ в-третьих, разрабатываются общие предложения по усилению борьбы с международной преступностью для того, чтобы внести их в программы борьбы с преступностью на местном, региональном и федеральном уровнях:

‒ в-четвертых, происходит изучение и дальнейшее распространение положительного опыта предупреждения международной преступности в других регионах и странах;

‒ в-пятых, разрабатываются рекомендации по осуществлению контроля за исполнением согласованных мероприятий;

‒ в-шестых, решаются различные вопросы о необходимости созыва межведомственных совещаний, а также о сроках проведения таких совещаний и их основных вопросах.

Этот перечень является далеко не полным, поскольку с учетом конкретной ситуации на координационном совещании рассматриваются и многие другие вопросы, которые касаются предупреждения международной преступности.

В качестве основных причин неэффективности проведения координационных совещаний по борьбе с международной преступностью можно выделить:

‒ во-первых, отсутствие концепции основ политики государства в сфере борьбы с международной преступностью,

‒ во-вторых, отсутствие эффективной системы взаимодействий всех ветвей государственной власти по предупреждению международных преступлений.

Помимо указанных причин, оказывает влияние также и нечеткость круга участников координационных совещаний, и недостаточность правового регулирования этой сферы. Помимо обозначенных проблем, также стоит отметить, что в настоящее время не имеет однозначного решения и вопрос о необходимости наделения полномочиями прокурора по постановке вопроса перед вышестоящими руководителями правоохранительных органов об ответственности членов координационного совещания за ненадлежащее исполнение обязанностей по выполнению решений координационных совещаний.

Таким образом, в целях совершенствования организации и проведения координационных совещаний для того, чтобы они стали одной из самых эффективных форм координации правоохранительной деятельности по борьбе с международной преступностью, предлагаются следующие пути решения.

Во-первых, выделение из всего многообразия международных преступлений, которые обсуждаются на координационном совещании, тех видов и форм, требующих принятия первоочередных мер со стороны правоохранительных органов. Так, в частности, предлагается решать данную проблему принятием государственных программ, посвященных борьбе с тем или иным видом международных преступлений, а также четкого плана проведения каждого координационного совещания с учетом заданного плана направлений координационной деятельности.

С учетом особенностей современной международной преступности можно назвать следующие направления координационной деятельности, которые должны обсуждаться на координационных совещаниях в первую очередь:

  1. Проблема предупреждения международных преступлений;
  2. Международный терроризм, торговля людьми, незаконная миграция;
  3. Международная организованная преступность и коррупция;
  4. Международные преступления в сфере экономики;
  5. Наркомания и преступность несовершеннолетних;
  6. Профессиональная преступность.

При этом главное направление — предупреждение международных преступлений относится к каждому из указанных видов преступлений.

Эти направления могут быть объединены в группы по видовым и организационным признакам. Представляется логичным выделить следующие группы:

  1. Деятельность по предупреждению международных преступлений;
  2. Противодействие международному терроризму, бандитизму и особо тяжким преступлениям, организованным преступным группировкам, преступлениям в сфере экономики, незаконной миграции и торговли людьми;
  3. Противодействие наркомании и преступности несовершеннолетних;
  4. Противодействие международной организованной и профессиональной преступности.

Необходимо помнить, что при проведении каждого координационного совещания следует иметь в виду, что концептуальные основы предупреждения международной преступности предполагают обязательное выделение наиболее важных приоритетов борьбы с ней.

Во-вторых, проведение межведомственных совещаний с обязательным приглашением работников органов прокуратуры, а также работников суда и оперативных работников внутренних дел, представителей местного самоуправления и вышестоящих правоохранительных органов.

Зачастую, в качестве самостоятельного повода для проведения межведомственного совещания следственных, прокурорских или оперативных работников становится нераскрываемость какого-либо опасного преступления в течение продолжительного промежутка времени. То же самое касается и аналогичных или сходных преступлений по способу совершения. Представляется эффективным приглашать на такие совещания, основной целью проведения которых являются проблемы предупреждения международной преступности общего характера, всех работников органов прокуратуры, а также работников суда и оперативных работников внутренних дел, представителей местного самоуправления и вышестоящих правоохранительных органов. Представляется, что проведение координационных совещаний по такому поводу и последующая разработка мер следственного и оперативного характера дадут положительные результаты.

Основные термины (генерируются автоматически): международная преступность, координационное совещание, совещание, орган, Российская Федерация, преступление, координационная деятельность, международный терроризм, местное самоуправление, незаконная миграция.

Читайте также: