Доклад на урок музыки 4 класс

Обновлено: 16.05.2024

Балалайка

Самый популярный народный инструмент конечно –балалайка. У всех он ассоциируется с Россией. Так скажем символ русской музыки и русского народа. Произошла наша балалайка от домры. Название тоже взялось не просто так, оно произошло от слова балаболить, то есть разговаривать много. А как считается, наш народ так и славится. У балалайки немного изогнутый корпус.

Гусли

Произошло название от слова гудеть. Имеет форму трапеции и чем- то напоминает крыловидные гусли. Этот народный инструмент старше балалайки. Люди, которые на них играют называются гуслярами. Держали гусли всегда горизонтально.

Домра

Тоже достаточно известный русский инструмент. Обычно она трёхструнная. Есть 4 вида домры. Изготавливается из деревьев, у которых очень твердая кора. Также домру называют родителем нашей балалайки.

Бывшее название - хроматическая гармонь. У инструмента баварские корни. Сейчас очень часто используется и в концертной деятельности и на семейных торжествах. Один из язычковых инструментов. В Туле был открыт завод по их изготовлению, тем самым баян и становился всё известнее.

Гармошка

Еще один наиболее популярный русский народный инструмент. Родителем является китайский инструмент. Но и тут идут споры. Кто-то говорит, что гармонь была рождена в Германии, кто-то считает, что корень ее создания в России, кто-то считает, что в Чехии. По бокам у нее расположены 2 клавиатуры. У гармони есть 2 вида. Ряды кнопок тоже существуют разные.

Рожок

Клен и береза служат материалом для изготовления этого инструмента. Рожок издает своеобразные сигналы для привлечения внимания. И всё же рожок способен на веселые танцевальные мелодии. У него 6 отверстий для игры на нём.

Дрова

Название у этого инструмента говорит само за себя, возникло оно из связки дров. Есть специальная палочка – колотушка, с помощью чего и воспроизводится звук. Береза, клен и ель служат материалом, только перед этим их нужно подсушить. Самый лучший вариант – кленовый. Считается очень любопытным и оригинальным инструментом.

Свистулька

Также популярный русский народный инструмент. Самый красивый и маленький. Свистульку украшают различным орнаментом. Особенно нравятся свистульки в форме птицы с росписью или в виде другого зверька. У каждого региона может быть свой стиль орнамента. Очень часто в фильмах можно увидеть, как их делали для детей в виде игрушек. Так как инструмент выполнен из глины, то возраст определить невозможно. Когда – то свистульку считали магическим инструментом для связи с Богами.

Ложки

Казалось бы, ложки предназначены для еды, но это еще и музыкальный народный инструмент. Бытует мнение, что самый первый и самый распространённый. Раньше они изготавливались вручную. Ложки красиво расписываются различными рисунками, узорами и орнаментами. Если к ним привязать какие – то звоночки, то музыка будет разнообразнее. 2-3 ложки самый наилучший вариант для игры.

Русские народные инструменты

Популярные сегодня темы

Великая китайская стена-сооружение, которое удивляет цивилизацию с древних времён. До сих пор у исследователей много вопросов по отношению к ней. Это один из самых главных памятников древност

Многие русские путешественники, сделавшие великие открытия, которые были описаны в их путевых записках, вызвали уважение у нашего народа. Одним из них стал Афанасий Никитин, впервые рассказав

Борис Михайлович Кустодиев — тонкий ценитель искусства, талантливый русский художник конца XIX — начала ХХ века. Родился Борис Михайлович в 1878 году в Астрахани. Ранний интерес к творчеству

Вольтер (1694-1778 гг.), рожденный под именем Франсуа-мари Аруэ, относится к великим французским философам просветительского века, оставившим свой след и в литературном наследии.

Деревья рябины представляют собой декоративное растение, которое радует глаз круглый год. Дерево обладает пышными лапчатыми листьями зеленого окрас, с красным отливом.

Самая масштабная проблема в мире - это экология. Ежедневно население Земли увеличивается на 250 тысяч, что подразумевает под собой увеличение качества жизни человечества. Изобретение машин, б

Музыкальное воспитание идет рука об руку с нравственным воспитанием ребенка. В возрасте 5-6 лет дошкольники уже могут отличать не только мелодии, звуки, но и музыку разных композиторов. Для детей знакомство с творчеством и жизнью известных музыкантов может стать настоящим открытием.

Детям – детская музыка

Во все времена композиторы придавали особое значение детской музыке. Она навевает воспоминания, связанные с самой прекрасной порой. Музыка с детства окружает нас. Она звучит дома, на праздниках, в садах, школах, в транспорте.

Детская музыка

Очень важно, что именно слушают дети. Психологи и педагоги делают акцент на том, что прививать эстетическую культуру нужно начиная с дошкольного возраста. Давно доказано, что хорошая детская музыка развивает творческие и умственные способности ребенка. Детские произведения способствуют становлению личности ребенка и выбору профессии.

Детская музыка – это музыка с конкретными образами, с поэтичным и живым содержанием. У нее простые и четкие формы. В основе произведений лежат народные сказки, мир животных, картины природы, сюжеты из детской жизни.

Что нужно знать о музыке и великих композиторах?

Древние греки верили, что музыка дарована им богами. Ее ритм и мелодия с давних времен оказывают сильное влияние на эмоциональное состояние человека. Под нее получается лучше и быстрее выполнять работу, концентрироваться, успокаиваться, фантазировать, веселиться, мечтать. Музыка способна даже лечить некоторые болезни. Когда человек слушает лирическую композицию, его душа открывается навстречу прекрасному. Говорит его сердце, а не разум.

Любая музыка состоит из звуков, чередующихся с тишиной. Воспроизводятся они с помощью разных музыкальных инструментов. Чтобы записывать музыку, придумали ноты. Люди, которые ее пишут, называются композиторами. Это одаренные люди, способные объединять звуки в музыку, ласкающую слух.

Мальчик за фортепиано

Есть среди них особые, великие композиторы. Так называют композиторов с особым слухом и чувствительностью к тону и мелодии. Они смогли составить композиции, которые откликаются в сердцах людей разных поколений и народностей. В основном это классические произведения. Созданные много десятков, а то и сотен лет назад, они продолжают волновать людей и сегодня. Можно сказать, что классическая музыка вечная.

Русские композиторы для детей

Россия – великая страна с богатым культурным наследием и талантливым народом. Русская композиторская школа началась в 19 веке с композиторов, которые смогли объединить европейское музыкальное искусство и русский дух. Русские композиторы стремились передать в своей музыке национальное мышление. В том числе они уделили много внимания детской музыке.

Петр Чайковский

Петр Ильич Чайковский

Детская тема проходит линией через все его творчество. В его работах есть педагогический репертуар. Он первый русский композитор, создавший для детей альбом фортепианных пьес. Это было не сложно, потому как Петр Чайковский любил и понимал детей.

Примечательно то, что в семье композитора не было профессиональных музыкантов. Но все члены семьи очень любили музыку и часто ее слушали. Отец играл на флейте, а мать – на фортепиано и арфе. В 5 лет юный Чайковский уже освоил игру на фортепиано, а 8 лет научился превосходно играть по нотам.

Краткая биография:

Николай Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Композитор начал музицировать очень рано – с 4 лет. Но долгое время его музыкальный талант пропадал. В детстве он больше любил читать книги. Серьезно развиваться в направлении музыки начал после знакомства с Балакиревым в возрасте 17 лет.

Биография кратко:

Советские композиторы – детям

Музыкальные композиции советского времени повествуют о пионерском лагере, дружбе всех детей мира, школе, и, конечно же, о подвигах героев. В музыке оживает волшебный мир сказки. Она представлена разными музыкальными жанрами: опера, балет, пьеса, мюзикл, кантаты и др.

Особый жанр, появившийся в то время – пионерская песня. Кроме того, советские композиторы отличились тем, что подняли на большую высоту музыку, которая помогает обучиться игре на фортепиано.

Прослушивая и играя музыку детских советских композиторов, дети ближе знакомятся с жизнью своих ровесников в братских республиках. Талантливые авторы:

  • Украинские композиторы: В. Косенко, Н. Сильванский, И. Беркович, А. Филиппенко.
  • Латышские: А. Жилинскас, М. Заринь.
  • Эстонские: Э. Тамберг, Б. Кырвер, А. Гаршнек, Эуген Капп.
  • Литовские: Б. Дварионас, В. Баркаускас.
  • Грузинские: А. Баланчивадзе, М. Парцхаладзе.
  • Башкирские: С. Шагиахметова.
  • Армянские: Л. Спендиаров.

Большой популярностью у советских детей пользовались произведения С. Прокофьева и Д. Кабалевского. Предлагаем познакомиться с композиторами поближе.

Сергей Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев жил и писал музыку в 1891-1953 годах. Он один из самых значимых музыкантов 20 века. С. Прокофьев не только композитор, но еще талантливый дирижер, пианист, народный артист РСФСР, лауреат всевозможных премий.

Краткая биография:

Дмитрий Кабалевский

Дмитрий Борисович Кабалевский

Дмитрий Борисович Кабалевский – композитор, дирижер, пианист, педагог, народный артист и герой труда. Он один из самых деятельных и разносторонних композиторов, писавших музыку в советское время.

Дмитрий Кабалевский работал во многих жанрах, но больше всего известен композициями советской тематики. Его музыка отличается хорошим вкусом, национальным колоритом, высоким мастерством.

Биография кратко:

Детям о современных композиторах

Песни этих композиторов звучат на всех утренниках и детских праздниках, на телепередачах и в развлекательных центрах. Но имена современных композиторов не так известны, как имена классиков. Очень часто труды оценивают по достоинству только после смерти исполнителя, а иногда после многих лет забвения. Это несправедливо. Детям нужно рассказывать не только о великих композиторах прошлого времени, но и о талантах, пишущих музыку в наши дни.

Александр Ермолов

Александр Владимирович Ермолов

Произведения композиторов для детей

Музыка великих композиторов вдохновляет поэтов сочинять на нее стихи. Так на свет появляются замечательные детские песни. В некоторых произведениях слова лишние. Предлагаем послушать несколько ярких композиций, рассмотренных нами авторов:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Разработка урока музыки

в 4 классе на тему:

Учитель музыки ВКК

Михайлова Л.В.

Цель урока:
Способствовать формированию представлений о значении фольклора в жизни человека на примере русской народной песни .
Задачи:

формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;

развивать в процессе музицирования чувства ритма и музыкального слуха;

пробудить желание научиться играть на русских народных, шумовых музыкальных инструментах;

учить слушать музыку;

грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение.

Планируемые результаты

Предметные: определять на слух основные жанры музыки, их особенности; участвовать в коллективном пении; узнавать изученные музыкальные произведения; научатся различать характер и настроение музыкального произведения; работать над песней, добиваться выразительности исполнения, обратить внимание на распевы; вокально-речевые навыки: координацию жеста и голоса; мышечную свободу вокально-речевого аппарата; чистоту интонирования; Метапредметные: -размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека - устанавливать причинно-следственные связи; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; выражать своё отношение к музыкальному произведению - уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Личностные: - воспитание уважительного отношения к творчеству как к своему, так и других людей; - умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы.


“Россия…какое красивое слово!
И роса, и сила, и синее что-то”.

II . Актуализация знаний.
Россия… Родина… - Что мы означает слово Родина? - Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает.
“ Россия… какое красивое слово!
И роса, и сила, и синее что-то”
Россия… как из песни слово,
Березок юная листва…
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называют,
Одним широким словом “Русь”.

Карта России, традиции, обычаи, костюмы .
У каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, национальный костюм , свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни.

Учитель: Ты откуда, русская,

То ли в чистом поле,

То ли в лесе мглистом?

В радости ли? Боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

Их порою вешней

Нашли и удивились.

Ну, а песня? С песней

На Руси родились.

Учитель: - Сегодня на уроке мы вспомним народные песни, с которыми уже познакомились и послушаем новые.

- Что означает слово фольклор? Фолькло́р — народное творчество . - Как до наших дней дошла народная песня? - Русские народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам не известны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое.

Жанры русской народной песни
- С какими видами народной песни вы познакомились? (трудовые, солдатские, плясовые, частушки, хороводные)

Учитель: - Исполним одну из них, но прежде распоемся.

1.Андрей – воробей. 2.Распевание на слоги: ла, ля.

III . Постановка учебной задачи.

Первые записи народных песен появились в конце XVIII в. После этого появились первые сборники русских песен.
Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов. Она легла в основу их творчества. И сейчас из этих песен мы узнаем о прошлом своего народа. Такими композиторами были: Милий Алексеевич Балакирев, М.П. Мусоргский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Анатолий Константинович Лядов, П.И. Чайковский.
Поэтому, мы, ребята, поем и слушаем не только народные песни, но и композиторские. - Ребята, почему одни песни называют народными, а другие композиторскими?
Народные сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на народных инструментах, но их никто не записывал. Композиторские потому, что их сочиняли образованные музыканты, поэты и они подписывались под своими словами и музыкой.
- О чем мы узнаем в песнях?
(Из песен мы узнаем о жизни русского народа, о его труде, о его чувствах и мыслях.
По песням мы узнаем об отдельных исторических событиях далекого прошлого).

Эти разнообразные виды народных песен и называют жанрами народных песен. Это трудовые, обрядовые, исторические, революционные, шуточные, хороводные, плясовые, прибаутки, детские игровые и былины. Эти песни являются спутником всей человеческой жизни и сегодня на уроке мы вспомним некоторые из них, познакомимся с новыми.

- Что изображено на всех этих картинах? (Природа)

- Какие особенности в изображении природы можно отметить на этих картинах?

- Что объединяет все картины? (Мы видим русские просторы, русские березы, поля, реки… Это русская природа.)

- Что вы ощущаете, когда смотрите на эти картины? (Теплоту, спокойствие, любовь к родной земле, свободу, вдохновение, хочется петь…)

- Как хорошо вы сказали, как будто вся Россия здесь просится в песню и воспевается художниками и поэтами:

Поля и долы. Синь какая!

Везде струится дивный свет.

Земля моя. Конца и краю

Такому нет, такому нет.

И в мире нет подобной сини,

И не дано ей умереть,

Покуда солнцу над Россией

И красоваться и гореть.

- Сейчас мы сами будем рисовать. Возьмите воображаемый карандаш. Сделать зарисовку вам поможет музыка. Но не торопитесь, сначала вслушайтесь, музыка подскажет руке, какие линии вы будете рисовать. Можно даже закрыть глаза. Слушайте и творите.

- Что вы сейчас увидели и изобразили в своем воображаемом рисунке? (Степь, зиму, дорогу…)

- Почему вы все использовали горизонтальные длинные линии? (Они передают ширь, простор, тишину…)

- А что вы чувствовали, когда слушали и рисовали? (одиночество, тоску, душевную боль…)

- Сопоставим картины художников и ваши зарисовки по музыке. Что в них общего? (это картины русской природы и жизни…)

- Вы определили, что картины и песня по настроению и чувствам различные. Спросите свое сердце, а в чем по ощущениям картины и музыка близки? (особая сердечность, задушевность, искренность, любовь…)

- Жизнь дает для песни

Даст ли она радость,

Даст ли скорбь и муки,

Даст ли день роскошный,

Тьму ли без рассвета –

То и отразиться в песне у поэта.

- Народная музыка отражает очень разные настроения, чувства, мысли и характеры людей. Она звучит и в праздники, и в будни, в горе и в радости. Поэтому она очень разная.

Давайте послушаем музыку.

- Я вижу улыбки на ваших лицах. Почему вы так оживились? (Музыка веселая, живая, праздничная…)

- Назовите особенности исполнения этой музыки. (Играют русские народные инструменты (называют), это русская народная музыка.)

- И действительно, не сидится под такую музыку. Что хочется делать? (Танцевать)

- И не просто танцевать, а танцевать по-русски, от всей души – плясать!

Давайте и мы поучаствуем в русском веселье. Исполним эту русскую плясовую.

2. Русские народные инструменты. Слайд
На Руси издавна не только сочиняли прекрасные песни, но и еще любили играть на русских народных инструментах. Представление русских народных инструментов и знакомство с их названиями с помощью загадок. (Показ плаката с изображением народных инструментов)
Загадки:

Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем
Весельчак, но не буян
Голосистый мой … (Баян)

Палочкой железной тронь
Раздается тихий звон
Знает взрослый, знает школьник
Так звучит наш …. (Треугольник)

Он легко, легко звенит
Всех собою веселит
Динь-динь, дон-дон,
Полюбился людям он … (Колокольчик)

В лесу тук-тук!
В избе ляп-ляп!
В руках дзынь-дзынь!
На полу топ-топ! (Балалайка)

Морщинистый Тит
Всю деревню веселит. (Гармонь)

Охотников сзываю я в дорогу,
Служу оружьем грозным. (Рожок)

Приложил к губам я трубку
Полилась по лесу трель Инструмент тот очень хрупкий,
Называется … (Свирель

Слушание муз. оркестра нар. инструментов.

Исполнение частушек. - Песня бывают разными по характеру. Медленные, задумчивые, лирические, печальные, веселые, быстрые, шуточные, например, частушки.
- А кто знает, что такое частушка?
(От слово “частый” это короткая, быстрая, а иногда медленная песенка, у которой много куплетов. По содержанию может быть различной: можно услышать сатиру, юмор, лирическое раздумье. Ритм в частушке четкий, танцевальный. Может быть в сопровождении инструмента балалайки или гармошки. Издавна пользуется популярностью.)
Сегодня на уроке у нас будут звучать частушки на школьную тему.
Учитель: Кто хочет исполнить частушки? (По желанию ребят)
(Учитель раздает текст с частушкой. Пока учащиеся знакомятся с текстом своей частушки, учитель ставит фонограмму частушек для прослушивания)
Затем каждый учащийся исполняет свою частушку.

V . Подведение итогов урока.

Сегодня мы с вами, ребята, на протяжении всего урока знакомились с творчеством русского народа. - Что же вы узнали? (Что есть народные и композиторские песни, чем они отличаются друг от друга, как они создавались: что русские народные песни разнообразны и делятся на жанры; познакомились с плясовыми, хороводными, детскими песнями; познакомились с русскими народными и шумовыми инструментами.)

- Какие русские песни исполняли?

- Давайте послушаем себя , какое настроение у вас сейчас?

- У вас на столе карточки с изображением смайликов. Какая из карточек отражает ваше настроение?

- Выберите ее, покажите.
Домашнее задание : самостоятельно разучить любую русскую народную песню.
Спасибо! До свидания!

Пётр Ильич Чайковский великий русский композитор и дирижёр. Его творчество способствовало поднятии и развитию культуры как в России так и в мире.

Чайковский занимался разными жанрами музыки, это опера, балет, произведения для симфонического оркестра. Он гастролировал по миру со своими концертами и имел оглушительный успех. Творчество Чайковского являет собой огромный вклад в мировую музыкальную культуру.

Позднее стал учится, а Петербургской консерватории. Проявил талант в сочинительстве музыки. Его поощряли профессора, например знаменитый дирежёр Рубинщтейн, впоследствии, помог композитору устроится, в начале его карьеры. После учёбы по приглашению, он стал профессором Московской консерватории. Там он преподавал музыкальное искусство.

Жизнь Чайковского была не легка. Что бы покончить со слухами о своей нетрадиционной ориентации он женился на Антонине Милюковой (студентке филармонии). Позже они расстались.

С 1878 года он уезжает на гастроли по Италии, Австрии, Англии. Он много путешествует. Пишет свои произведения, вальсы, симфонии, увертюры. Самые знаменитые его произведения: Лебединое озеро, 1812 год, Симфонии 5, 6, 4, Евгений Онегин, Щелкунчик и т. д.

Умер великий русский композитор от холеры в 1893 году. Оставив великое наследие предкам и мировой культуре. В его честь называют улицы, театра, площади и не только в России и СНГ, но и в мире.

Знаменитый русский композитор родился в семье инженера в 1840 году. Его отец работал на Камско-Воткинском заводе. В возрасте 10 лет Петр отправляется на учебу в Петербург в училище по правоведению. Мальчик тяжело переживал расставание с отчим домом. Всю свою тоску по родным и близким ему людям он держал в себе. Отдушиной для него была музыка. Петр любил импровизировать на фортепиано и даже пытался сочинить свои произведения.

Чайковский тяжело переживает смерть матери. Ведь именно от нее он получил знания о музыке. После окончания училища в 1859 году он поступает на службу, на которой Петр Ильич долго не задерживается. Он принимает решение о поступлении в консерваторию в класс великого пианиста Рубинштейна. Поступив, он проявляет свои лучшие способности. После окончания учебы Чайковский приезжает в Москву, где происходит его знакомство с местными представителями артистической и ученой среды. Именно здесь Петр Ильич создает первые значительные труды.

Чайковский

Популярные сегодня темы

Пионербол - спортивная игра, в которую играют несколько групп детей с мячом через сетку. Данная игра отлично подходит как для малышей, так и для детей постарше. В эту игру можно играть на ули

Иудаизм представляет собой одну из древнейших и крупнейших религий мира. Особенностью этой религии является национальная принадлежность.

Михаил Юрьевич Лермонтов был рожден в Москве в 1814 году. Отца Михаила Юрьевича звали Юрий Петрович, а мать - Мария Михайловна Арсеньева была уроженкой знатного рода Столыпиных.

Гжель – это в первую очередь вид росписи. Но ещё это крупнейший центр производства керамических изделий. Ещё в 14 веке в посмертном завещании Ивана Калиты, упоминается это ремесло.

Североамериканские подвиды мамонтов, достигавшие более пяти метров в высоту и имевшие массу тела 12-13 тонн, считаются почти в два раза крупнее современного африканского слона

Теме исследования космоса уделено огромное внимание ученых и любителей данной отрасли. Открытий множество, как и интересных фактов о нашей Солнечной системе

Читайте также: