Типы уроков музыки доклад
Обновлено: 04.05.2024
Цель: ознакомление с особенностями уроков музыки, их типами и структурой.
«Урок – важнейшая сфера жизни, в которой
План
1. Особенности уроков музыки.
2. Типы и структура уроков музыки.
I. Особенности уроков музыки
Сущность любого школьного урока составляет организация учебно-познавательной деятельности учащихся, поэтому в уроке должны быть представлены все основные компоненты учебно-воспитательного процесса (цель, задачи, содержание, методы обучения).
Каждый урок должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязью частей, единой логикой развития в деятельности учителя и учащихся. В общей педагогике особо подчеркивается положение о том, что тема должны объединить урок. Всё это характерно и для уроков музыки.
Отличительной особенностью урока музыки является то, что урок музыки – это урок искусства, а в музыкальном искусстве существует и особая форма отражения действительности, где главную роль играют чувства и эмоции. Познание в процессе обучения музыке специфично, так как оно объединяет воедино эмоции и разум, сознание и чувства.
Ещё одной особенностью уроков музыки является коллективная форма работы, поскольку все одновременно слушают музыку или исполняют музыкальное произведение (поют, выполняют музыкально-ритмические движения, играют на детских музыкальных инструментах).
Исходя из сказанного, следует сделать вывод, что урок музыки, имея черты, сближающие его с другими школьными уроками, не должен копировать их, а должен сохранять своеобразие и неповторимость, т. к. результаты музыкальной работы обусловлены:
• Содержанием учебного материала;
• Уровнем развития познавательных способностей детей, их общим и специальным (музыкальным) развитием;
• Эффективностью применяемых методов обучения;
• Используемыми техническими средствами;
Поскольку все названные факторы не могут быть установлены раз и навсегда (т.к. нет одинаковых детей, одинаковых классов, одинаковых учителей и т.п.), то не может быть принятой также раз и навсегда структуры урока. В построении урока необходимы гибкость, творческий подход к выбору путей, средства, методов при постоянной опоре на общие и специфические дидактические принципы.
В программе Д. Кабалевского (в отличие от ранее существующих) в связи с усвоением ключевых знаний, находящихся в темах четвертей, осуществляется целостная организация урока. Урок – часть темы четверти. Функция урока обусловлена местом, которое он занимает в той или иной теме.
II. Типы и структура уроков музыки
В соответствии с тематическим построением программы выделяются отдельные типы урока музыки:
- урок введения в тему;
- урок углубления темы;
- урок обобщения темы.
Специальное место занимают обобщающие уроки года и заключительные уроки-концерты.
УРОКИ ВВЕДЕНИЯ В ТЕМУ
(В четверти их, как правило, один, реже – 2 урока)
Главный признак – наличие в содержание урока первоначальной обобщённойхарактеристики ключевого знания.
Процесс введения в тему:
1. Активизация накопленного опыта учащихся (жизненного и музыкального) под углом зрения нового ключевого знания.
2. Само введение в тему при создании поисковой ситуации, в ходе которой учащиеся с помощью учителя приходят к решению поставленной задачи.
3. Закрепление первоначального обобщенного представления о новом знании в ходе восприятия новых произведений.
Пример. Урок 2.1.1. (2 класс, 1 четверть, 1 урок ).
Примерами уроков введения в тему могут явиться следующие: 2.2.2; 3.3.1. Они строятся аналогично уроку 2.1.1., но могут иметь свои варианты построения.
УРОКИ УГЛУБЛЕНИЯ ТЕМЫ
(Таких уроков в четверти большинство)
Главный признак – наличие в содержание урока новой характеристики ключевого знания.
Процесс углубления темы:
1. Активизация имеющегося жизненного и музыкального опыта учащихся (знание, которое усваивается в данной четверти, а также слуховой опыт, необходимый для углубления темы).
2. Само углубление темы - познание новых граней изучаемой темы через разнообразные средства и приемы обучения, создание поисковых ситуаций на основе живого восприятия музыки и активного участия школьников.
3. Закрепление нового качества понимания темы в процессе восприятия различных произведений в разнообразных формах и видах деятельности.
3этап – закрепление нового качества понимания темы на новом материале, включая музыкально-ритмические движения.
Ситуация трудная. Её придется решать с помощью наводящих вопросов учителя:
- Так для кого же этот марш, кому удобно маршировать под эту музыку? (Для нас).
- Что ж, попробуйте помаршировать. (Неудобно, темп этого марша намного быстрее обычного). Путем проб и рассуждений приходят к выводу, что этот марш для игрушечных солдатиков.
Решение проблемы на уроках углубления темы будет зависеть от разнообразных средств, приемов работы, выбранных учителем, его творческого мастерства.
УРОКИ ОБОБЩЕНИЯ ТЕМЫ
Главный признак – наличие в содержании урока целостной, обогащенной характеристики ключевого знания, которое изучается в данной четверти
Внимание учителя должно быть сосредоточено прежде всего на тех положениях, которые изложены в программе на уроках обобщения темы.
Обобщающие уроки могут быть построены в нетрадиционной, игровой форме. Это различные конкурсы, викторины, путешествия, соревнования, ярмарки, музыкальные гостиные и другие; могут использоваться групповые и индивидуальные задания, содержащие методы контроля или их элементы (напр., во 2 классе).
В этих уроках могут иметь место:
- концентрация внимания учителя на тех моментах, которые недостаточно усвоены учащимися;
- слушание и исполнение музыки по усмотрению учителя и по желанию учащихся;
- знакомство с новыми произведениями, в которых учащиеся сами смогли бы обнаружить главные аспекты, составляющие основу данной четверти;
- установление связей как с предыдущими, так и с последующими темами.
Такова в общих чертах характеристика уроков обобщения темы.
В чём же своеобразие уроков, которые посвящены итоговому обобщению тем всего учебного года?
В программе указывается, что обобщение тем учебного года может проводиться вслед за уроками обобщения темы четверти и даже охватывающие 2 занятия.
ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД УЧИТЕЛЕМ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБОБЩАЮЩИХ УРОКОВ ГОДА
1. Проверка степени усвоения тем всего учебного года.
2. Подготовка класса к заключительному уроку-концерту.
3. Концентрация внимания учителя на тех темах, которые усвоены учащимися с наименьшим успехом.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК-КОНЦЕРТ ГОДА
Цель – наглядно продемонстрировать уровень музыкальной культуры учащихся, достигнутый в течение учебного года. На этом уроке необходимо показать:
- насколько повысился у ребят интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, углубилось ощущение связи музыки и жизни, как формируется понимание нравственной сущности искусства;
- в какой мере усвоено тематическое содержание программы, возросло осознанное отношение к музыке, умение размышлять о ней на основе живого восприятия произведений;
- каков исполнительский уровень учащихся, насколько разнообразен, сложен репертуар, которым овладели ребята в течение учебного года, как успешно формируется у них деятельно-практическое отношение к музыке;
- в чём и в какой степени проявляется у школьников опыт творческой учебной
музыкальной деятельности.
Урок-концерт необходимо провести в торжественной обстановке, в актовом зале школы; при этом возможно объединение нескольких классов одной параллели. В урок желательно внести какие-то новые элементы. Новыми должны быть и музыкальные произведения, и вопросы к прослушанной музыке, и исполнительская интерпретация произведения. Желательно, чтобы во время урока-концерта учитель выступил в качестве солиста (певца, инструменталиста), ярко исполнив то или иное произведение.
Урок-концерт можно построить следующим образом:
2. Учитель приглашает в зал учащихся. Они входят под музыку.
4. Важна эмоциональная драматургия урока-концерта. Как правило, он строится на основе контрастных по характеру произведений, форм и видов музыкальной учебной деятельности школьников. Во вторую половину урока целесообразно включать произведения, исполняемые ребятами уверенно и с наибольшим удовольствием.
Проектируя урок любого типа, каждый учитель должен:
- определить смысловую значимость;
- рассмотреть урок сквозь призму всей программы, и, прежде всего, тему учебной деятельности;
- не допускать диспропорции между музыкой, звучащей на уроке, и разговорами о ней (не в пользу музыки);
- в построении урока соблюдать принцип целостности.
1. Знать особенности, типы и структуру уроков музыки.
Литература:Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983. – С. 37-39.
Практическая работа № 12
Тема: Анализ конспектов различных типов уроков в зависимости от цели и места урока в теме
Цель: проанализировать конспекты с целью выявления типов уроков музыки в соответствии с их содержанием и структурой.
Оборудование: конспекты уроков музыки в начальных классах (А, Б, В, Г)
1. Внимательно прочтите конспект урока музыки.
2. Вдумайтесь в содержание определите недостающие компоненты урока:
Класс, четверть, место (№) урока. Например: 1.2.3., где 1 – класс, 2 – четверть, 3 – номер урока в четверти (в теме четверти);
- Задачи урока: - воспитательная …;
3. Определите тип урока по его содержанию и структуре. Оформите выводы в таблице по предложенной схеме:
Шифр конспекта (А, Б, В, Г) | Тип урока | Главный признак | Структурные компоненты урока (примеры с урока) |
Критерии оценок
Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы.
Перечень документов по охране труда. Сроки хранения: Итак, перечень документов по охране труда выглядит следующим образом.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Доклад на методическом объединении 24.03ю2016года
Даничкина Ю .В.,учитель музыки
МБОУ Сакская средняя школа №1
Оставляя значительную свободу для реализации индивидуальных возможностей конкретной школы и учителя Федеральный Государственный Образовательный Стандарт диктует некую основу, базис, который должен присутствовать в любой авторской программе и методике педагогической диагностики. Стандарт – это средство обеспечения стабильности качества образования, его постоянного воспроизводства и развития.
Содержание изучения музыки на ступени основного общего образования представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования.
В него включены:
базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях;
основные элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы;
универсальные учебные действия (далее – УУД), на формирование которых направлен образовательный процесс.
Универсальные учебные действия (УУД) выступают инвариантной (обязательной) основой образовательного и воспитательного процесса в области музыкального образования и воспитания.
УУД на музыкальных занятиях классифицируются на:
личностные (осознание жизненного смысла музыкальных образов, триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя, выявление нравственных норм, этических и эстетических принципов их творчества, усвоение социальных функций музыки в жизни человека, общества);
регулятивные (опора в процессе познания музыки на имеющий жизненно-музыкальный опыт, работа над исполнением сочинения на основе исполнительского плана, оценка воздействия музыкального сочинения на мысли и чувства людей, собственные переживания и др.);
коммуникативные (учет позиций одноклассников, умение вступать в диалог со сверстниками, учителями, родителями, создателями музыкальных сочинений, сотрудничество в процессе выполнения учебных заданий, разработки и защиты исследовательских проектов и др.), информационные (умение работы с компьютером, музыкальным центром, проектором, интерактивной доской, умение извлекать необходимую для уроков музыки, проектно-исследовательской, внеурочной деятельности информации из поисковых сетей Интернета, создавать компьютерные презентации и др.).
На уроках музыки в основной школе используются разнообразные виды музыкально-практической деятельности школьников как основы формирования УУД.
К ним относятся:
восприятие музыки и размышления о ней (устные и письменные);
хоровое, ансамблевое, сольное пение;
музицирование (включая игру на различных инструментах, включая синтезаторы и миди-клавиатуры);
музыкально-ритмические движения и пластическое интонирование, инсценировки и драматизации музыкальных произведений, выявление ассоциативно-образных связей музыки с другими видами искусств;
проектно-исследовательская деятельность школьников, использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов, самообразование, саморазвитие в области музыкальной культуры и искусства;
применение разнообразных способов творческой деятельности вне урока, в системе воспитательной работы;
перенесение полученных знаний, способов деятельности в досуговую сферу.
Наиболее перспективные образовательные технологии должны включать в себя такую деятельность педагога, которая целостна по своей природе, последовательна в наборе действий, а необходимый результат этой деятельности должен иметь прогнозируемый характер.
На уроках музыки в основной школе рекомендуется использовать следующие технологии:
Технология развития процессов восприятия: слушание музыки и размышления о ней, певческое развитие школьников, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения, инструментальное музицирование и разного рода импровизации (речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные).
Технологии арттерапевтического воздействия музыки на учащихся.
создание комфортной обстановки для обучения (снижение влияния стрессов),
нормализация основных функций организма – дыхание, артериальное давление, сердечные ритмы;
стимулирование слуховой активности при восприятии музыки,
оздоровление голосового аппарата в процессе пения,
восстановление координация между слухом и голосом (вокалотерапия),
развитие координации движений под музыку (пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения) и др.
Технологии развития ассоциативно-образного мышления школьников на уроках музыки базируются на интеграции музыки с другими видами искусства – литературой, изобразительном искусством, кино, театром.
Ученические исследовательские проекты как технология развития познавательных интересов школьников, их социализации приобретает сегодня широкое распространение на уроках музыки. Возможны коллективные, групповые, индивидуальные формы подготовки и защиты проектов. В проектах рекомендуется использовать различные виды музыкально-практической деятельности, имеющие социальную значимость для школьников. Проектная деятельность учащихся может выступать и как форма промежуточного и итогового контроля за усвоением учебного материала.
Технологии диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников необходимо использовать в целях выявления:
выявления личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, качества формирования УУД, степени эмоционального восприятия явлений музыкальной культуры, открытости учащихся к их познанию;
осознанного отношения к изучаемым произведениям через систему усвоения основных понятий и категорий музыки, ее стилей, жанров, языка;
представлений школьников о духовных ценностях музыкального искусства;
становления индивидуально-оценочных суждений о роли и месте музыки в жизни человека, общества;
Контрольно-оценочная деятельность по музыке может быть различна по форме: устная, письменная, в виде тестового контроля, а также предполагать выполнение школьниками проектов и исследовательских работ по предмету.
Критерием контрольно-оценочной деятельности по музыке является определение результативности музыкальной деятельности школьников:
степень развития эмоционального восприятия учащимися музыкальных произведений различных стилей и жанров;
степень сформированности осознанного отношения у школьников к явлениям музыкального искусства (основные категории и понятия, специфика языка, понимание терминологии);
степень развития индивидуально-оценочных суждений о содержании музыкальных сочинений, об их нравственных ценностях, о современности звучания шедевров музыкальной классики;
степень развития у школьников музыкальности, творческих способов деятельности, навыков коммуникативной культуры, потребности общения с музыкой.
Среди форм диагностики достижений учащихся основной школы учителю рекомендуется следующие: вести дневник наблюдений за музыкальным развитием учащихся по каждому классу, проводить итоговое тестирование школьников (на основе звучащей музыки) по четвертям или полугодиям (включая его электронные формы), их анкетирование, оценивание работы в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, фиксацию степени участия обучаемых в проектно-исследовательской деятельности, внеурочных формах музыкально-эстетической работы, а также результатов школьных олимпиад, марафонов, фестивалей искусств, концертных программ.
Учителю необходимо предусматривать также домашние задания по музыке, которые должны быть не репродуктивного, а творческого характера и ориентировать школьников на работу с различными источниками информации (создание рисунков; подбор литературного и зрительного рядов к музыкальным произведениям; составление эскизов костюмов персонажей опер, балетов, мюзиклов; оформление афиш программ концертов, коллажей; сочинение стихов, выпуск газет и журналов; драматизация, инсценирование, создание презентаций, попурри и т.д.).
Информационно-коммуникационные технологии приобретают большое значение для учащихся-подростков на уроках музыки и во внеурочной музыкально-эстетической деятельности.
Для эффективного преподавания музыки необходимо широко использовать аудиозаписи, фрагменты фильмов (DVD), цифровые образовательные ресурсы, познавательные компьютерные программы, мультимедийные презентации, электромузыкальные инструменты (например, синтезатор), интерактивную доску и др.
В основной школе целенаправленно формируются самостоятельные умения и навыки школьников, направленные на владение
навыками работы с различными источниками информации, самостоятельный поиск, извлечение, систематизацию, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, ее организацию, преобразование, сохранение и передачу;
ориентацию в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое;
умение осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию, распространяемую по каналам средств массовой информации;
развитие критического отношения к распространяемой по каналам СМИ, умения аргументировать ее влияние на формирование музыкального вкуса, художественных предпочтений;
применение для решения учебных задач, проектно-исследовательской деятельности информационных и телекоммуникационных технологий: аудио и видеозаписи, электронной почты, Интернета;
увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ;
осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры.
Эти учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки РФ.
Анализ этих данных поможет учителю адаптировать объем изучаемого в основной школе музыкального (шире – художественного) материала, выстраивать систему заданий, направленных на закрепление основных тем, категорий и понятий, УУД, рекомендованных для изучения в начальной школе.
Воображенная нами модель урока представляются в подборе специальных приемов работы над произведениями, песнями, в выборе методических ходов, способствующих становлению вокальных данных учеников. Пожалуй, каждый из нас осознанно или нет пользуется при планировании уроков следующими тремя этапами в изучении урочного музыкального материала.
- Знакомство с произведением, образное его восприятие, осмысление в соответствии с изучаемой темой.
- Детальный анализ произведения, при котором должны формироваться музыкально слуховые представления детей. Сюда же можно отнести эволюцию исполнительских навыков.
- Целостное, наиболее полное восприятие произведения на основе знании, полученных в процессе работы над ним.
Примерно по такой же схеме обычно и строятся уроки музыки:
- Введение в тему.
- Углубление в тему.
- Обобщение темы.
- Вводная, ознакомительная, общая характеристика нового ключевого знания.
- Новая детальная, углубленная характеристика ключевого знания.
- Целостная, обновленная, обобщенная характеристика ключевого знания.
К особым типам уроков можно отнести заключительный урок-концерт четверти, полугодия, учебного года. Музыкальный материал такого урока заранее обсуждается с учениками. Вместе с известными детям песнями, музыкальными произведениями в урок монтируется и свежий материал. Элемент новизны – обязателен. Неплохо было бы, если бы учитель выступил на этом уроке в роли солиста. Естественно, подготовка к такому выступлению должна быть проведена самым тщательным образом.
По содержанию уроки музыки обычно делятся на четыре вида: типовые, тематические, доминантные, комплексные.
Типовые – используются довольно часто в практике проведения уроков музыки и включают в себя все виды музыкальной деятельности школьников.
При планировании подобных уроков нужно обратить внимание на то, чтобы разные виды общения учеников с музыкой органично переплетались в сюжете урока согласно целям и задачам.
Доминантный тип урока – в нем четко прослеживается преобладание одного из видов музыкальной деятельности школьников (пение, слушание, игра на музыкальных инструментах и т.д.)
Тематический урок – отрабатывает одну тему посредством всех видов музыкальной деятельности.
Комплексный урок – объединяет не только различные виды музыкальной деятельности учащихся, но и другие виды искусства и художественного творчества (живопись, поэзия, танец и т.д.)
Планирование, моделирование урока музыки занятие увлекательное – безграничный простор для творчества и профессиональной фантазии. Дерзайте.
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Типы уроков музыки. Презентация на заданную тему содержит 16 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Типы уроков музыки Теоретические и методические основы музыкального образования детей в общеобразовательных учреждениях
Тип - это определенная форма, вид чего-либо, обладающий существенными качественными признаками. тип урока - это определенная структура урока, в которой части связаны между собой общей логикой построения.
Структура урока: организационный момент – повторное изучение – изучение нового, формирование новых умений – закрепление, систематизация – задание на дом
Типы уроков по Кабалевскому: - урок введения в тему; - урок углубления темы; - урок обобщения темы; - обобщающий урок-концерт года.
Урок введения в тему. Его главный признак наличие в содержании нового ключевого знания. В каждой четверти один урок такого типа.
Урок углубления темы. Главный признак – наличие в его содержании новой характеристики ключевого знания. Уроков этого типа в каждой четверти большинство.
Урок обобщения темы. Основной признак – наличие в его содержании целостной, но уже обогащенной, по сравнению с уроком введения в тему, характеристики ключевого знания. Учитель определяет содержание музыкального материала, выбирает средства и приемы обучения в зависимости от того, как учащиеся конкретного класса усвоили тему четверти.
Заключительный урок-концерт года. Цель такого урока – продемонстрировать уровень музыкальной культуры учащихся, достигнутый в течение учебного года.
В одном уроке музыки могут сочетаться несколько типов, например, урок углубления темы может одновременно содержать признаки урока-образа и урока-путешествия, урок введения в тему может быть сразу уроком творчества и уроком образом и т.д. В одном уроке музыки могут сочетаться несколько типов, например, урок углубления темы может одновременно содержать признаки урока-образа и урока-путешествия, урок введения в тему может быть сразу уроком творчества и уроком образом и т.д.
Читайте также: