Типы уроков музыки доклад

Обновлено: 04.05.2024

Цель: ознакомление с особенностями уроков музыки, их типами и структурой.

«Урок – важнейшая сфера жизни, в которой

План

1. Особенности уроков музыки.

2. Типы и структура уроков музыки.

I. Особенности уроков музыки

Сущность любого школьного урока составляет организация учебно-познавательной деятельности учащихся, поэтому в уроке должны быть представлены все основные компоненты учебно-воспитательного процесса (цель, задачи, содержание, методы обучения).

Каждый урок должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязью частей, единой логикой развития в деятельности учителя и учащихся. В общей педагогике особо подчеркивается положение о том, что тема должны объединить урок. Всё это характерно и для уроков музыки.

Отличительной особенностью урока музыки является то, что урок музыки – это урок искусства, а в музыкальном искусстве существует и особая форма отражения действительности, где главную роль играют чувства и эмоции. Познание в процессе обучения музыке специфично, так как оно объединяет воедино эмоции и разум, сознание и чувства.

Ещё одной особенностью уроков музыки является коллективная форма работы, поскольку все одновременно слушают музыку или исполняют музыкальное произведение (поют, выполняют музыкально-ритмические движения, играют на детских музыкальных инструментах).

Исходя из сказанного, следует сделать вывод, что урок музыки, имея черты, сближающие его с другими школьными уроками, не должен копировать их, а должен сохранять своеобразие и неповторимость, т. к. результаты музыкальной работы обусловлены:

• Содержанием учебного материала;

• Уровнем развития познавательных способностей детей, их общим и специальным (музыкальным) развитием;

• Эффективностью применяемых методов обучения;

• Используемыми техническими средствами;

Поскольку все названные факторы не могут быть установлены раз и навсегда (т.к. нет одинаковых детей, одинаковых классов, одинаковых учителей и т.п.), то не может быть принятой также раз и навсегда структуры урока. В построении урока необходимы гибкость, творческий подход к выбору путей, средства, методов при постоянной опоре на общие и специфические дидактические принципы.

В программе Д. Кабалевского (в отличие от ранее существующих) в связи с усвоением ключевых знаний, находящихся в темах четвертей, осуществляется целостная организация урока. Урок – часть темы четверти. Функция урока обусловлена местом, которое он занимает в той или иной теме.

II. Типы и структура уроков музыки

В соответствии с тематическим построением программы выделяются отдельные типы урока музыки:

- урок введения в тему;

- урок углубления темы;

- урок обобщения темы.

Специальное место занимают обобщающие уроки года и заключительные уроки-концерты.

УРОКИ ВВЕДЕНИЯ В ТЕМУ

(В четверти их, как правило, один, реже – 2 урока)

Главный признак – наличие в содержание урока первоначальной обобщённойхарактеристики ключевого знания.

Процесс введения в тему:

1. Активизация накопленного опыта учащихся (жизненного и музыкального) под углом зрения нового ключевого знания.

2. Само введение в тему при создании поисковой ситуации, в ходе которой учащиеся с помощью учителя приходят к решению поставленной задачи.

3. Закрепление первоначального обобщенного представления о новом знании в ходе восприятия новых произведений.

Пример. Урок 2.1.1. (2 класс, 1 четверть, 1 урок ).

Примерами уроков введения в тему могут явиться следующие: 2.2.2; 3.3.1. Они строятся аналогично уроку 2.1.1., но могут иметь свои варианты построения.

УРОКИ УГЛУБЛЕНИЯ ТЕМЫ

(Таких уроков в четверти большинство)

Главный признак – наличие в содержание урока новой характеристики ключево­го знания.

Процесс углубления темы:

1. Активизация имеющегося жизненного и музыкального опыта учащихся (знание, которое усваивается в данной четверти, а также слуховой опыт, необходимый для углубления темы).

2. Само углубление темы - познание новых граней изучаемой темы через разнообразные средства и приемы обучения, создание поисковых ситуаций на основе живого восприятия музыки и активного участия школьников.

3. Закрепление нового качества понимания темы в процессе восприятия различных произведений в разнообразных формах и видах деятельности.

3этап – закрепление нового качества понимания темы на новом материале, включая музыкально-ритмические движения.

Ситуация трудная. Её придется решать с помощью наводящих вопросов учителя:

- Так для кого же этот марш, кому удобно маршировать под эту музы­ку? (Для нас).

- Что ж, попробуйте помаршировать. (Неудобно, темп этого марша на­много быстрее обычного). Путем проб и рассуждений приходят к вы­воду, что этот марш для игрушечных солдатиков.

Решение проблемы на уроках углубления темы будет зависеть от разнообразных средств, приемов работы, выбранных учителем, его творческого мастерства.

УРОКИ ОБОБЩЕНИЯ ТЕМЫ

Главный признак – наличие в содержании урока целостной, обогащенной характеристики ключевого знания, которое изучается в данной четверти

Внимание учителя должно быть сосредоточено прежде всего на тех положениях, которые изложены в программе на уроках обобщения темы.

Обобщающие уроки могут быть построены в нетрадиционной, игровой форме. Это различные конкурсы, викторины, путешествия, соревнования, ярмарки, музыкальные гостиные и другие; могут использоваться групповые и индивидуальные задания, содержащие методы контроля или их элементы (напр., во 2 классе).

В этих уроках могут иметь место:

- концентрация внимания учителя на тех моментах, которые недостаточно усвоены учащимися;

- слушание и исполнение музыки по усмотрению учителя и по желанию учащихся;

- знакомство с новыми произведениями, в которых учащиеся сами смогли бы обна­ружить главные аспекты, составляющие основу данной четверти;

- установление связей как с предыдущими, так и с последующими темами.

Такова в общих чертах характеристика уроков обобщения темы.

В чём же своеобразие уроков, которые посвящены итоговому обобщению тем всего учебного года?

В программе указывается, что обобщение тем учебного года может проводиться вслед за уроками обобщения темы четверти и даже охватывающие 2 занятия.

ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД УЧИТЕЛЕМ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБОБЩАЮЩИХ УРОКОВ ГОДА

1. Проверка степени усвоения тем всего учебного года.

2. Подготовка класса к заключительному уроку-концерту.

3. Концентрация внимания учителя на тех темах, которые усвоены учащимися с наименьшим успехом.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК-КОНЦЕРТ ГОДА

Цель – наглядно продемонстрировать уровень музыкальной культуры учащихся, достигнутый в течение учебного года. На этом уроке необходимо показать:

- насколько повысился у ребят интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, углубилось ощущение связи музыки и жизни, как формируется понимание нравственной сущности искусства;

- в какой мере усвоено тематическое содержание программы, возросло осознан­ное отношение к музыке, умение размышлять о ней на основе живого восприятия произведений;

- каков исполнительский уровень учащихся, насколько разнообразен, сложен ре­пертуар, которым овладели ребята в течение учебного года, как успешно формируется у них деятельно-практическое отношение к музыке;

- в чём и в какой степени проявляется у школьников опыт творческой учебной
музыкальной деятельности.

Урок-концерт необходимо провести в торжественной обстановке, в актовом зале школы; при этом возможно объединение нескольких классов одной параллели. В урок желательно внести какие-то новые элементы. Новыми должны быть и музыкальные произведения, и вопросы к прослушанной музыке, и исполнительская интерпретация произведения. Желательно, чтобы во время урока-концерта учитель выступил в качестве солиста (певца, инструменталиста), ярко исполнив то или иное произведение.

Урок-концерт можно построить следующим образом:

2. Учитель приглашает в зал учащихся. Они входят под музыку.

4. Важна эмоциональная драматургия урока-концерта. Как правило, он строится на основе контрастных по характеру произведений, форм и видов музыкальной учебной деятельности школьников. Во вторую половину урока целесообразно включать произведения, исполняемые ребятами уверенно и с наибольшим удовольствием.

Проектируя урок любого типа, каждый учитель должен:

- определить смысловую значимость;

- рассмотреть урок сквозь призму всей программы, и, прежде всего, тему учеб­ной деятельности;

- не допускать диспропорции между музыкой, звучащей на уроке, и разговорами о ней (не в пользу музыки);

- в построении урока соблюдать принцип целостности.

1. Знать особенности, типы и структуру уроков музыки.

Литература:Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983. – С. 37-39.

Практическая работа № 12

Тема: Анализ конспектов различных типов уроков в зависимости от цели и места урока в теме

Цель: проанализировать конспекты с целью выявления типов уроков музыки в соответствии с их содержанием и структурой.

Оборудование: конспекты уроков музыки в начальных классах (А, Б, В, Г)

1. Внимательно прочтите конспект урока музыки.

2. Вдумайтесь в содержание определите недостающие компоненты урока:

Класс, четверть, место (№) урока. Например: 1.2.3., где 1 – класс, 2 – четверть, 3 – номер урока в четверти (в теме четверти);

- Задачи урока: - воспитательная …;

3. Определите тип урока по его содержанию и структуре. Оформите выводы в таблице по предложенной схеме:

Шифр конспекта (А, Б, В, Г) Тип урока Главный признак Структурные компоненты урока (примеры с урока)

Критерии оценок

Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы.

Перечень документов по охране труда. Сроки хранения: Итак, перечень документов по охране труда выглядит следующим образом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на методическом объединении 24.03ю2016года

Даничкина Ю .В.,учитель музыки

МБОУ Сакская средняя школа №1

Оставляя значительную свободу для реализации индивидуальных возможностей конкретной школы и учителя Федеральный Государственный Образовательный Стандарт диктует некую основу, базис, который должен присутствовать в любой авторской программе и методике педагогической диагностики. Стандарт – это средство обеспечения стабильности качества образования, его постоянного воспроизводства и развития.

Содержание изучения музыки на ступени основного общего образования представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования.

В него включены:

базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях;

основные элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы;

универсальные учебные действия (далее – УУД), на формирование которых направлен образовательный процесс.

Универсальные учебные действия (УУД) выступают инвариантной (обязательной) основой образовательного и воспитательного процесса в области музыкального образования и воспитания.

УУД на музыкальных занятиях классифицируются на:

личностные (осознание жизненного смысла музыкальных образов, триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя, выявление нравственных норм, этических и эстетических принципов их творчества, усвоение социальных функций музыки в жизни человека, общества);

регулятивные (опора в процессе познания музыки на имеющий жизненно-музыкальный опыт, работа над исполнением сочинения на основе исполнительского плана, оценка воздействия музыкального сочинения на мысли и чувства людей, собственные переживания и др.);

коммуникативные (учет позиций одноклассников, умение вступать в диалог со сверстниками, учителями, родителями, создателями музыкальных сочинений, сотрудничество в процессе выполнения учебных заданий, разработки и защиты исследовательских проектов и др.), информационные (умение работы с компьютером, музыкальным центром, проектором, интерактивной доской, умение извлекать необходимую для уроков музыки, проектно-исследовательской, внеурочной деятельности информации из поисковых сетей Интернета, создавать компьютерные презентации и др.).

На уроках музыки в основной школе используются разнообразные виды музыкально-практической деятельности школьников как основы формирования УУД.

К ним относятся:

восприятие музыки и размышления о ней (устные и письменные);

хоровое, ансамблевое, сольное пение;

музицирование (включая игру на различных инструментах, включая синтезаторы и миди-клавиатуры);

музыкально-ритмические движения и пластическое интонирование, инсценировки и драматизации музыкальных произведений, выявление ассоциативно-образных связей музыки с другими видами искусств;

проектно-исследовательская деятельность школьников, использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов, самообразование, саморазвитие в области музыкальной культуры и искусства;

применение разнообразных способов творческой деятельности вне урока, в системе воспитательной работы;

перенесение полученных знаний, способов деятельности в досуговую сферу.

Наиболее перспективные образовательные технологии должны включать в себя такую деятельность педагога, которая целостна по своей природе, последовательна в наборе действий, а необходимый результат этой деятельности должен иметь прогнозируемый характер.

На уроках музыки в основной школе рекомендуется использовать следующие технологии:

Технология развития процессов восприятия: слушание музыки и размышления о ней, певческое развитие школьников, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения, инструментальное музицирование и разного рода импровизации (речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные).

Технологии арттерапевтического воздействия музыки на учащихся.

создание комфортной обстановки для обучения (снижение влияния стрессов),

нормализация основных функций организма – дыхание, артериальное давление, сердечные ритмы;

стимулирование слуховой активности при восприятии музыки,

оздоровление голосового аппарата в процессе пения,

восстановление координация между слухом и голосом (вокалотерапия),

развитие координации движений под музыку (пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения) и др.

Технологии развития ассоциативно-образного мышления школьников на уроках музыки базируются на интеграции музыки с другими видами искусства – литературой, изобразительном искусством, кино, театром.

Ученические исследовательские проекты как технология развития познавательных интересов школьников, их социализации приобретает сегодня широкое распространение на уроках музыки. Возможны коллективные, групповые, индивидуальные формы подготовки и защиты проектов. В проектах рекомендуется использовать различные виды музыкально-практической деятельности, имеющие социальную значимость для школьников. Проектная деятельность учащихся может выступать и как форма промежуточного и итогового контроля за усвоением учебного материала.

Технологии диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников необходимо использовать в целях выявления:

выявления личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, качества формирования УУД, степени эмоционального восприятия явлений музыкальной культуры, открытости учащихся к их познанию;

осознанного отношения к изучаемым произведениям через систему усвоения основных понятий и категорий музыки, ее стилей, жанров, языка;

представлений школьников о духовных ценностях музыкального искусства;

становления индивидуально-оценочных суждений о роли и месте музыки в жизни человека, общества;

Контрольно-оценочная деятельность по музыке может быть различна по форме: устная, письменная, в виде тестового контроля, а также предполагать выполнение школьниками проектов и исследовательских работ по предмету.

Критерием контрольно-оценочной деятельности по музыке является определение результативности музыкальной деятельности школьников:

степень развития эмоционального восприятия учащимися музыкальных произведений различных стилей и жанров;

степень сформированности осознанного отношения у школьников к явлениям музыкального искусства (основные категории и понятия, специфика языка, понимание терминологии);

степень развития индивидуально-оценочных суждений о содержании музыкальных сочинений, об их нравственных ценностях, о современности звучания шедевров музыкальной классики;

степень развития у школьников музыкальности, творческих способов деятельности, навыков коммуникативной культуры, потребности общения с музыкой.

Среди форм диагностики достижений учащихся основной школы учителю рекомендуется следующие: вести дневник наблюдений за музыкальным развитием учащихся по каждому классу, проводить итоговое тестирование школьников (на основе звучащей музыки) по четвертям или полугодиям (включая его электронные формы), их анкетирование, оценивание работы в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, фиксацию степени участия обучаемых в проектно-исследовательской деятельности, внеурочных формах музыкально-эстетической работы, а также результатов школьных олимпиад, марафонов, фестивалей искусств, концертных программ.

Учителю необходимо предусматривать также домашние задания по музыке, которые должны быть не репродуктивного, а творческого характера и ориентировать школьников на работу с различными источниками информации (создание рисунков; подбор литературного и зрительного рядов к музыкальным произведениям; составление эскизов костюмов персонажей опер, балетов, мюзиклов; оформление афиш программ концертов, коллажей; сочинение стихов, выпуск газет и журналов; драматизация, инсценирование, создание презентаций, попурри и т.д.).

Информационно-коммуникационные технологии приобретают большое значение для учащихся-подростков на уроках музыки и во внеурочной музыкально-эстетической деятельности.

Для эффективного преподавания музыки необходимо широко использовать аудиозаписи, фрагменты фильмов (DVD), цифровые образовательные ресурсы, познавательные компьютерные программы, мультимедийные презентации, электромузыкальные инструменты (например, синтезатор), интерактивную доску и др.

В основной школе целенаправленно формируются самостоятельные умения и навыки школьников, направленные на владение

навыками работы с различными источниками информации, самостоятельный поиск, извлечение, систематизацию, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, ее организацию, преобразование, сохранение и передачу;

ориентацию в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое;

умение осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию, распространяемую по каналам средств массовой информации;

развитие критического отношения к распространяемой по каналам СМИ, умения аргументировать ее влияние на формирование музыкального вкуса, художественных предпочтений;

применение для решения учебных задач, проектно-исследовательской деятельности информационных и телекоммуникационных технологий: аудио и видеозаписи, электронной почты, Интернета;

увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ;

осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры.

Эти учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки РФ.

Анализ этих данных поможет учителю адаптировать объем изучаемого в основной школе музыкального (шире – художественного) материала, выстраивать систему заданий, направленных на закрепление основных тем, категорий и понятий, УУД, рекомендованных для изучения в начальной школе.

Воображенная нами модель урока представляются в подборе специальных приемов работы над произведениями, песнями, в выборе методических ходов, способствующих становлению вокальных данных учеников. Пожалуй, каждый из нас осознанно или нет пользуется при планировании уроков следующими тремя этапами в изучении урочного музыкального материала.

  1. Знакомство с произведением, образное его восприятие, осмысление в соответствии с изучаемой темой.
  2. Детальный анализ произведения, при котором должны формироваться музыкально слуховые представления детей. Сюда же можно отнести эволюцию исполнительских навыков.
  3. Целостное, наиболее полное восприятие произведения на основе знании, полученных в процессе работы над ним.

Примерно по такой же схеме обычно и строятся уроки музыки:

  1. Введение в тему.
  2. Углубление в тему.
  3. Обобщение темы.
  1. Вводная, ознакомительная, общая характеристика нового ключевого знания.
  2. Новая детальная, углубленная характеристика ключевого знания.
  3. Целостная, обновленная, обобщенная характеристика ключевого знания.

К особым типам уроков можно отнести заключительный урок-концерт четверти, полугодия, учебного года. Музыкальный материал такого урока заранее обсуждается с учениками. Вместе с известными детям песнями, музыкальными произведениями в урок монтируется и свежий материал. Элемент новизны – обязателен. Неплохо было бы, если бы учитель выступил на этом уроке в роли солиста. Естественно, подготовка к такому выступлению должна быть проведена самым тщательным образом.

2015-03-28_224412

По содержанию уроки музыки обычно делятся на четыре вида: типовые, тематические, доминантные, комплексные.

Типовые – используются довольно часто в практике проведения уроков музыки и включают в себя все виды музыкальной деятельности школьников.

При планировании подобных уроков нужно обратить внимание на то, чтобы разные виды общения учеников с музыкой органично переплетались в сюжете урока согласно целям и задачам.

Доминантный тип урока – в нем четко прослеживается преобладание одного из видов музыкальной деятельности школьников (пение, слушание, игра на музыкальных инструментах и т.д.)

Тематический урок – отрабатывает одну тему посредством всех видов музыкальной деятельности.

Комплексный урок – объединяет не только различные виды музыкальной деятельности учащихся, но и другие виды искусства и художественного творчества (живопись, поэзия, танец и т.д.)

Планирование, моделирование урока музыки занятие увлекательное – безграничный простор для творчества и профессиональной фантазии. Дерзайте.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Типы уроков музыки. Презентация на заданную тему содержит 16 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Типы уроков музыки Теоретические и методические основы музыкального образования детей в общеобразовательных учреждениях

Тип - это определенная форма, вид чего-либо, обладающий существенными качественными признаками. тип урока - это определенная структура урока, в которой части связаны между собой общей логикой построения.

Структура урока: организационный момент – повторное изучение – изучение нового, формирование новых умений – закрепление, систематизация – задание на дом

Типы уроков по Кабалевскому: - урок введения в тему; - урок углубления темы; - урок обобщения темы; - обобщающий урок-концерт года.

Урок введения в тему. Его главный признак наличие в содержании нового ключевого знания. В каждой четверти один урок такого типа.

Урок углубления темы. Главный признак – наличие в его содержании новой характеристики ключевого знания. Уроков этого типа в каждой четверти большинство.

Урок обобщения темы. Основной признак – наличие в его содержании целостной, но уже обогащенной, по сравнению с уроком введения в тему, характеристики ключевого знания. Учитель определяет содержание музыкального материала, выбирает средства и приемы обучения в зависимости от того, как учащиеся конкретного класса усвоили тему четверти.

Заключительный урок-концерт года. Цель такого урока – продемонстрировать уровень музыкальной культуры учащихся, достигнутый в течение учебного года.

В одном уроке музыки могут сочетаться несколько типов, например, урок углубления темы может одновременно содержать признаки урока-образа и урока-путешествия, урок введения в тему может быть сразу уроком творчества и уроком образом и т.д. В одном уроке музыки могут сочетаться несколько типов, например, урок углубления темы может одновременно содержать признаки урока-образа и урока-путешествия, урок введения в тему может быть сразу уроком творчества и уроком образом и т.д.

Читайте также: