Краеведение и туризм доклад
Обновлено: 16.05.2024
Краеведческий туризм – это комплексное понятие, имеющее своей целью изучение родного края, расширение знаний, полученных ранее, физическое развитие и оздоровление, эстетическое, этическое, экологическое и патриотическое воспитание молодежи.
По характеру деятельности в туризме различают прогулки, экскурсии, походы и экспедиции.
Прогулки – простейшая, кратковременная, доступная форма туризма, осуществляемая пешком, на лыжах, на велосипедах, на байдарках и т.п. с целью ознакомления с окрестностями и оздоровления.
Экскурсии – это коллективные посещения какого-либо объекта с учебно-познавательной целью или для общекультурного развития. Прогулки и экскурсии являются элементарными формами туризма и могут проводиться самостоятельно или как составная часть туристического похода.
Походы – организованное групповое передвижение пешком, на лыжах, на велосипедах и т.п. с целью познания края, физического совершенствования и активного отдыха, рассчитанное на несколько дней. Организация похода предполагает тщательную предварительную подготовку: выбор и изучение маршрута, пробор необходимого снаряжения, освоение приемов разбивки бивуака. Приготовления пищи и т.п. на проведение сложных, многодневных походов должно быть получено специальное разрешение, такие походы должен возглавлять специальный инструктор.
Экспедиции – это туристические многодневные путешествия поискового характера с целью глубокого изучения каких-либо природных или социально-экономических объектов и явлений. Организация экспедиции должна предусматривать разработку программы исследовательской работы и четкого плана на каждый день.
Туризм, являясь, прежде всего средством физического воспитания и оздоровления, потенциально имеет возможности решения целого ряда образовательных, развивающих и воспитательных задач. Занятие туризмом содействует интеллектуальному развитию, обогащает новыми знаниями, способствует решению нравственных задач, воспитанию моральных и волевых качеств. В процессе туристической деятельности формируются и трудовые навыки. Велико значение туризма как формы активного отдыха для укрепления здоровья, закаливания организма.
Туристические группы формируются из физически крепких, здоровых людей. В многодневном походе в группе не должно быть более 15 человек. Каждый член группы выполняет в походе конкретные обязанности и во всем подчиняется руководителю группы. Дисциплина в туризме – главный принцип успешности и безопасности. Перед выходом на маршрут все члены группы получают инструкцию по правилам поведения и технике безопасности.
Краеведческий туризм – это комплексное понятие, имеющее своей целью изучение родного края, расширение знаний, полученных ранее, физическое развитие и оздоровление, эстетическое, этическое, экологическое и патриотическое воспитание молодежи.
По характеру деятельности в туризме различают прогулки, экскурсии, походы и экспедиции.
Прогулки – простейшая, кратковременная, доступная форма туризма, осуществляемая пешком, на лыжах, на велосипедах, на байдарках и т.п. с целью ознакомления с окрестностями и оздоровления.
Экскурсии – это коллективные посещения какого-либо объекта с учебно-познавательной целью или для общекультурного развития. Прогулки и экскурсии являются элементарными формами туризма и могут проводиться самостоятельно или как составная часть туристического похода.
Походы – организованное групповое передвижение пешком, на лыжах, на велосипедах и т.п. с целью познания края, физического совершенствования и активного отдыха, рассчитанное на несколько дней. Организация похода предполагает тщательную предварительную подготовку: выбор и изучение маршрута, пробор необходимого снаряжения, освоение приемов разбивки бивуака. Приготовления пищи и т.п. на проведение сложных, многодневных походов должно быть получено специальное разрешение, такие походы должен возглавлять специальный инструктор.
Экспедиции – это туристические многодневные путешествия поискового характера с целью глубокого изучения каких-либо природных или социально-экономических объектов и явлений. Организация экспедиции должна предусматривать разработку программы исследовательской работы и четкого плана на каждый день.
Туризм, являясь, прежде всего средством физического воспитания и оздоровления, потенциально имеет возможности решения целого ряда образовательных, развивающих и воспитательных задач. Занятие туризмом содействует интеллектуальному развитию, обогащает новыми знаниями, способствует решению нравственных задач, воспитанию моральных и волевых качеств. В процессе туристической деятельности формируются и трудовые навыки. Велико значение туризма как формы активного отдыха для укрепления здоровья, закаливания организма.
Туристические группы формируются из физически крепких, здоровых людей. В многодневном походе в группе не должно быть более 15 человек. Каждый член группы выполняет в походе конкретные обязанности и во всем подчиняется руководителю группы. Дисциплина в туризме – главный принцип успешности и безопасности. Перед выходом на маршрут все члены группы получают инструкцию по правилам поведения и технике безопасности.
Такие понятия как туризм и краеведение во многом взаимосвязаны между собой.
Туризм является средством для изучения и познания своего края, местности, страны посещения. Туризм подразделяется на несколько направлений: спортивный туризм, экологический, экскурсионный, пешеходный, реабилитационный и т.п. Туризм учит путешественника любить все живое вокруг, брать от природы только то, что жизненно необходимо, не нарушая при этом естественный баланс в природе.
Краеведение же изучает историю и культурные традиции региона, специфические черты местной природы. Краеведение включает изучение всего края в целом: историко-культурные связи, политическую, экономическую, социальную жизнь в регионе. Краеведение изучает промышленность; сельское хозяйство; торговлю; уровень благотворительности в крае; образование. Объектом подробного изучения в краеведении являются также исторические территории и заповедные места, региональные и районные (административные) единицы, отдельные улицы, культурные памятники, дома, старинные особняки и усадьбы, церкви, монастыри и кладбища.
Значение таких понятий как туризм и краеведение очень трудно переоценить. Туризм и краеведение в целом способствуют накоплению опыта регулирования взаимоотношений между туриндустрией и объектами культурного наследия. В результате такого союза исторические объекты не только сохраняются, но и возрождаются к новой жизни. Во многих европейских государствах принимаются законодательные меры, организационные и информационные меры, используются новые технологии для дальнейшего развития туризма и краеведения и экскурсионно-познавательного направления в целом.
В целом все туристко - краеведческие маршруты направлены на овладение туристическими навыками в походах и путешествиях, правилами движения и преодоления всех возможных препятствий, использование различных мер безопасности. Также – это ознакомление с топографией и ориентированием на местности, измерение расстояний и работа с компасом, первая доврачебная помощь и общая физическая подготовка. Что касательно краеведения – это обязательно подробное изучение исторических ценностей края, его природных особенностей, исторических фактов и известных людей, обзорные экскурсии по музеям и знаменитым памятникам культуры.
Активный отдых (туризм) и познание (краеведческая деятельность) составляют единую систему, при помощи которой туристы-путешественники, молодежь со всего мира осуществляют свои потребности в отдыхе, укреплении здоровья и получении интересной и важной информации, касающейся непосредственно мест их пребывания и исторического прошлого многих мировых цивилизаций и отдельных народов.
2.1 система туристско-краеведческой деятельности в школе:
- Содержание туристско-краеведческой деятельности
- Качество и количество туристско-краеведческой деятельности
- Мероприятия, направленные на развитие туристско-краеведческой системы в общеобразовательной школе
2.2 социальная адаптация средствами туризма
2.3 поддержание и улучшение физического и психического здоровья школьников посредством занятий туризмом
2.4 воспитание нравственности на уроках туризма и во внеурочное время
3. Динамика результативности развития туристско-краеведческой деятельности за период с 2013 по 2015 годы
4.Перспективы развития туристско-краеведческой деятельности
6.Авторская программа по туризму для общеобразовательных школ и системы дополнительного образования
К сожалению, в иерархии потребностей, удовлетворение которых лежит в основе человеческого поведения, здоровье находится далеко не на первом месте. Особенно это касается молодых людей, которые (как они сами думают), пока еще здоровы. И поэтому ответственность за их соматическое, физическое, психическое и нравственное здоровье целиком и полностью ложится на семью и школу. Именно поэтому данный проект является актуальным, так как правильно организованная туристско-краеведческая работа в общеобразовательной школе может решить проблему (хотя бы частично) сбережения здоровья подрастающего поколения в широком смысле этого слова.
Туристическая деятельность решает ряд образовательных и воспитательных задач, ведь любой вид туристского путешествия от простой экскурсии до многодневного похода – непременно обогащает человека новой информацией, развивает его интеллект. Это свойство туризма лежит на поверхности, оно очевидно, неоспоримо и не требует доказательств. Совершенно справедливо, что педагогика использует в первую очередь информативность туризма. Особо надо выделить активизацию аналитических способностей учащихся. Аналитическое мышление может развиваться только на базе большого запаса впечатлений и наблюдений, дающих материал для сравнения.
Регулярные занятия туризмом и краеведением формируют духовный облик человека, его характер, жизненные ориентиры, отношение к другим людям, к природе, к труду, к Родине. Одновременно происходит пробуждение эстетического чувства прекрасного, эстетического отношения к окружающему миру. Для воспитания таких чувств нужны яркие впечатления, которые в изобилии дает туризм. Чем богаче мир, окружающий ребенка, тем богаче и разнообразнее его личность.
Трудно переоценить и оздоровительное значение туризма. Что может быть естественнее движения, физического труда в природной среде! На туристских маршрутах закладываются основы здорового образа жизни, стремление к физическому совершенству.
Воздействие на ум, тело и душу растущего человека невозможно вести последовательно: сначала отшлифовать одну грань, затем другую и под конец третью. Процесс обработки идет по всем направлениям одновременно, И это разностороннее, комплексное воздействие на личность ребенка является основным и безусловным достоинством педагогически грамотно организованной туристско-краеведческой работы.
В настоящее время, когда школа практически устранилась от воспитания подрастающего поколения, оставив себе лишь функцию обучения, туристско-краеведческая деятельность может помочь ликвидировать этот пробел. Причем воспитательная роль туризма заключается не только в благоприятном воздействии на детей, но и в формировании более демократичных, творческих взаимоотношений учителя и учеников, в становлении педагогики сотрудничества.
2.1 Система туристско-краеведческой деятельности в школе
Всякая система – стройный ряд частей, образующих целое, - характеризуется такими категориями:
В нашем случае целью создания системы туристско-краеведческой
деятельности, как мы уже выяснили, является создание условий для привлечения как можно большего числа учащихся к занятиям туризмом, как средству воспитания физически, психически и нравственно здоровой личности.
Содержание туристско-краеведческой деятельности
Формами работы в школе, которые и составляют содержание туристско-краеведческой деятельности, являются: уроки туризма, экскурсии, прогулки, походы, многодневные путешествия и экспедиции, детские объединения, клубы, конкурсы, слеты, соревнования, выставки, музеи, уроки, семинары, туристские лагеря, учебно-тренировочные сборы, профильные смены. Это многообразие форм обеспечивает комплексный характер в обучении, воспитании, оздоровлении, профессиональной ориентации.
Не все части равнозначны. Следует выделить группу из шести наиболее важных элементов: походы, прогулки, экскурсии, экспедиции, слеты, соревнования. Именно они составляют костяк, основное ядро содержания туристско-краеведческой деятельности.
Но сущностью туристской работы, ее главным звеном, тем зерном, без которого нет туризма, является поход. Только поход, является самой комплексной формой туризма, позволяющей одноразово достигать целей, которые ставятся в туристско-краеведческой деятельности.
Качество и количество туристско-краеведческой деятельности
Качественную сторону туристско-краеведческой деятельности можно легко определить, выяснив, что такое бессистемность. Это очевидно разрушенность целого, разрозненность его частей, т.е. такое состояние работы, когда реализуются лишь отдельные части, используется лишь одно или две, три формы из множества и без продуктивной связи между ними.
Например, в школе проводятся походы и туристские соревнования, но нет краеведческой работы или наоборот - идет поток по краеведческой теме, создается музей, проводятся конференции, но почти нет походов или они идут вне связи с краеведением, с поисковой тематикой.
К понятию системы туризма надо подходить диалектически, учитывая, что она должна развиваться от нуля, проходя все стадии своего развития.
Итак мы выяснили качественную сторону содержания туристско-краеведческой деятельности, теперь надо разобраться в количественной стороне дела.
Какое же количество часов на туризм требуется отводить в школе?
Часто наблюдается обратная картина, когда в школе проводятся походы высокой сложности и их много, но и эта картина не раскрывает полностью уровень развития туризма в школе, ибо в таких показателях замаскирована обычная ситуация: один - два учителя интенсивно ходят в походы со своими классами (кружками), а больше никто не ходит. Фактический охват учащихся 30 – 40 человек. Ясно, что в школе отсутствует массовая туристская работа.
Главное в определении количественной стороны дела: нужен комплекс – количество, разнообразие и охват детей походами. Чем выше охват, тем выше уровень развития системы туристско-краеведческой деятельности.
Безусловно, туризм нужен каждому ребенку, но в разной степени. Здесь следует разделить туризм на две ветви: малый туризм (массовый туризм) и большой туризм (любительский туризм).
- Уроки
- Однодневные походы
- Экскурсии
- Практические занятия на местности
- Школьные соревнования
- Школьный туристский слет
- Творческие конкурсы
- Краеведческие конференции
- Внеурочная работа (занятия в секции или объединении)
- Многодневные походы
- Практические занятия на местности
- Туристские соревнования регионального, краевого федерального уровня
- Краевой туристский слет
- Краеведческие мероприятия регионального, краевого, федерального уровня
Необходим баланс массового и любительского туризма. Оба направления тесно взаимосвязаны, дополняют и взаимообеспечивают друг друга: массовый туризм питает любительский, а квалифицированные туристы укрепляют и развивают массовый.
Все хорошо в меру. Надо идти от детей, от их интересов, увлечений, склонностей. Надо разобраться каково отношение реальных школьников к туризму и краеведению. Приведу данные, проведенного мною социологического опроса, после первого однодневного похода в группах классов с 5-го по 7-й (137 человек), в них четко просматривается четыре группы. Впрочем, первая еще до похода обнаруживает себя.
Участие в походах
Отношение (мотивы, причины)
Почти никогда не участвует
Не интересуется туризмом, имеет другие увлечения. Боится походов, испытывает неприязнь к спортивным походам. Не разрешают родители. Не позволяет здоровье.
Почти всегда участвуют
А вот результаты этой же группы учащихся через полтора года работы в школе туристского кружка по группам классов и введения в образовательный процесс уроков туризма, как третьего часа по физкультуре.
Это ли не реальный результат работы по профилактике безнадзорности и правонарушений. В нашей школе на настоящий момент классно-урочной формой занятий по туризму охвачены учащиеся со второго по девятый класс, уроки туризма ведутся как третий час физкультуры. Согласно учебному плану осенью и весной проводятся выездные уроки по спортивному ориентированию на местности, отработке туристической технике.
Особенное внимание в школе должны уделять наиболее горячим сторонникам туризма и организовать их в объединения, в которых вырастут будущие разрядники, инструкторы, организаторы и пропагандисты туризма. Актив заядлых туристов это катализатор процесса становления туристско-краеведческой деятельности, без него система задохнется застоем.
В работе объединения важно правильно организовать поисковую и исследовательскую деятельность: сбор информации о предполагаемом районе путешествия, изучение документов, карт. Результатом похода может стать выставка, экспозиция, экологическая тропа. У ребят необходимо развивать спортивное мастерство, то есть, умения преодолевать естественные препятствия в походах, сложные технические дистанции на соревнованиях.
Показателем мастерства являются значки и разряды, звания. Поощряя стремление к высотам туристского спортивного мастерства, следует отмечать не сами победы и разряды, а то, что за ними стоит: преодоление себя, трудолюбие, упорство, настойчивость. Развивать культ полезной деятельности, добрых дел.
Очень важны как для группы, в общем, так и для каждого ребенка в частности коллективные победы. Это отражается на сплоченности группы. Это не только психологическая совместимость, дружба, это фактор безопасности, и в смысле отсутствия конфликтов, и в смысле прохождения сложных участков на маршруте.
Очень важно, чтобы о достижениях школьного туристского объединения знали в школе, это работает не только на авторитет команды и руководителя, но и поощряет стремление к достижению вершин туристского мастерства, воспитывает презрение к пустому отдыху, бивуачному разложению.
Мероприятия, направленные на развитие
туристско-краеведческой системы в общеобразовательной школе
1. Организационное направление
- Планирование ТКД.
- Подготовка и проведение общешкольных дел (массовые походы, слеты, соревнования, экскурсии, конференции, туристские праздники и т.д.).
- Оформление значков, званий, разрядов.
- Связь с организациями и учреждениями.
- Работа по созданию и использованию материальной базы.
- Учет туристской работы.
2. Агитационное направление
- Выпуск стенгазет, плакатов, листовок по вопросам ТКД
- Изучение общественного мнения среди школьников, родителей, учителей.
- Проведение бесед по классам.
3. Учебно-методическое направление
- Создание туристского кабинета или методического уголка.
- Комплектование и обслуживание библиотечки.
- Создание и работа объединений юных туристов.
- Подготовка кадров.
- Разработка пособий, методичек.
4. Краеведческое направление
- Подготовка (разведка маршрутов) походов и экскурсий.
- Создание фонда топографических карт.
- Съемки кино и видеофильмов, слайдов.
- Создание краеведческого уголка.
- Комплектование библиотеки отчетов о проведенных походах.
- Разработка заданий для участников походов и экспедиций.
- Проверка готовности групп к походам
2.2 Социальная адаптация средствами туризма
В процессе туристско-краеведческой деятельности расширяется сфера общения учащихся, происходит приобретение навыков социального взаимодействия, накопления положительного опыта поведения, создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств личности. Прежде всего, это коллективизм, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручка.
Важным преимуществом активных форм туристско-краеведческой деятельности является преодоление разрыва между знаниями о нормах поведения и практикой применения их в условиях общежития. В туристском походе устраняется разрыв между идейно-нравственными представлениями и практикой поведения, формирование нравственных убеждений становится более эффективным, так как деятельность сопровождается должным воспитательным воздействием, а накопление положительного опыта поведения происходит в процессе полезной деятельности.
Туристский поход позволяет каждого участника поставить в уникальные, с точки зрения воспитания, условия, когда абстрактные идеи
норм общежития приобретают весьма конкретную жестко обусловленную реальность. Здесь естественным путем возникает очень важная для педагогов обстановка – ответственная взаимозависимость. Понимание элементарных общечеловеческих правил взаимозависимости людей из области абстрактных знаний перемещается в область конкретных поступков. Личность ребенка обогащается пониманием себя как конкретного человека, способного своими действиями причинить другим людям радость или несчастье.
Современные школьники постоянно находятся в положении опекаемых. А наукой доказано обратное: для полноценного развития человеку обязательно необходим дефицит жизненных благ, некоторая некомфортность условий жизни.
Методические рекомендации по организации туристско-краеведческой работы в образовательном учреждении 2008. – 48 с.
Беззубцева Н.В., методист отдела содержания и развития образования ДООЦ (спорта и туризма).
Алексеева В.В., заместитель директора по учебно-методической работе ДООЦ (спорта и туризма).
Ответственный за выпуск:
Кащеев А.С., директор ДООЦ (спорта и туризма).
ГООУ ДОД Детский оздоровительно-
образовательный центр (спорта и туризма). 2008 г.
Учителю о школьном туризме
Туризм и краеведение в современном их понимании - это физическое развитие, оздоровление и познание окружающей действительности, формирование ценных духовных качеств личности. Теория физического воспитания рассматривает туризм как одно из средств воспитывающего воздействия на подрастающее поколение наряду с физической культурой и спортом.
Обычно небольшая часть детей в школе, независимо от подхода к туризму администрации и учителей, проявляет особый, повышенный интерес к туризму, и этот интерес школа не может оставить без внимания.
В школе должно быть два разных туризма:
Оба эти туризма в школе сильно различаются между собой по многим параметрам: объему перемещений, регулярности, сложности, формам мероприятий и по контингенту детей.
Педагогический потенциал школьного туризма, если иметь в виду весь комплекс его форм и видов, и, прежде всего, походы, очень велик. Но коэффициент полезного педагогического действия туризма зависит от подхода к нему организаторов, от их умения и опыта, персональной концепции и профессиональной подготовки.
Из истории детского туризма
В России детский туризм возник в середине XIX в. и носил характер общеобразовательных экскурсий.
Еще до революции школьные программы рекомендовали для каждого класса разрабатывать планы и программы экскурсий, которые следовало проводить в учебные часы. Для дальних экскурсий рекомендовалось выделить несколько полных учебных дней в течение года.
Официально годом создания государственной системы детско-юношеского туризма считается 1918 год, когда по предложению Н.К. Крупской было создано Центральное бюро школьных экскурсий.
С 1924/25 учебного года началось широкое внедрение краеведения в школьную практику. Государственным ученым советом были разработаны комплексные программы (в отличие от традиционных, предметных ). Этими программами пытались устранить существенный недостаток старой школы - разрыв между учебными школьными предметами. Весь объем знаний, намеченных к изучению в общеобразовательной школе, был представлен в виде единого комплекса сведений о природе, труде и обществе. Ярким примером обучения детей по комплексным программам ГУСа являются групповые школьные тетради Дрязгинской школы, которые хранятся в музее СОШ с. Октябрьское Усманского района.
В 1932 году Наркомпрос РСФСР принимает постановление, в котором отмечалось, что экскурсионно-туристская работа среди детей является одним из наиболее актуальных и необходимых приемов в деле максимального повышения качества работы школы, общеобразовательной и политехнической подготовки детей, ставилась задача каждой школе включить в учебный план минимум проведения местных экскурсий.
Дальнейшему развитию экскурсионно-туристской работы с детьми помешала Великая Отечественная война. Перед детским туризмом встали задачи военно-физической подготовки школьников, привития туристских навыков, имеющих оборонное значение, вовлечения школьников в общественно полезную работу в помощь фронту.
К 1957 году во всех территориях России были созданы детские экскурсионно-туристские станции, которые подняли туристско-краеведческую работу на новый, более высокий уровень.
Школьный туризм в Липецкой области
70-80-е годы характеризуются как период подъема туристско-краеведческой работы в школах области. На эти годы приходится наибольшая численность учащихся, состоящих в туристско-краеведческих кружках, участвующих в массовых мероприятиях, походах, экскурсионных поездках. Организуются экскурсии для учащихся по путевкам Управления дальних путешествий школьников МП РСФСР в города СССР: Москву, Ленинград, Минск, Киев, Ереван, Баку, Одессу и т.д.
Родились новые формы работы: выполнение юными туристами-краеведами заданий государственных учреждений и научных организаций; смотры школьных музеев; конкурсы на лучшее туристское путешествие; соревнования среди команд комнат школьника (по месту жительства); областные туриады на Кавказе, Урале, в Карелии. В программу областных туристских соревнований включается контрольный туристский маршрут (КТМ) как наиболее комплексный вид, позволяющий проверить знания, умения и навыки участников в самостоятельном прохождении маршрута, преодолении препятствий и выполнении других заданий. В программу КТМ включаются элементы полевой краеведческой работы.
Большую работу по изучению и сбору этнографического материала, археологических и документальных источников по истории Липецкого района проводил ветеран войны и труда, инвалид войны II группы, учитель истории и обществоведения М.М. Виленский. Учащиеся Сырской, а затем Частодубравской школ собрали под его руководством около 15000 экспонатов для музея. Юными краеведами установлены 14 мемориальных досок, 6 памятников, увековечивших память земляков.
С 1963 по 1983 года обл. ДЭТС располагалась по адресу: г. Липецк, ул. К. Маркса, 27. При станции работала летняя туристская база, где проходили педагогическую практику студенты ЛГПИ. В 1982 году областная детская экскурсионно-туристская станция переименована в областную станцию юных туристов, а с 1 декабря 1991 года - в областной Центр детского и юношеского туризма.
В 90-е годы на состоянии туристско-краеведческой работы сказывается неблагоприятная социально-политическая обстановка в стране. Сокращается количество школьных музеев и кружков, походов и экскурсий. На повестку дня ставятся вопросы выживания, сохранения традиций, системы, необходимой детям, родителям, народному образованию. Однако областные и местные органы власти были заинтересованы в сохранении системы туристско-краеведческой работы с детьми: в 90-е годы открываются Центры детско-юношеского туризма в гг. Ельце и Липецке, в Елецком и Липецком районах. Центры проводят различные массовые туристско-краеведческие мероприятия: соревнования школьников по видам туризма, туристские праздники для воспитанников учреждений интернатного типа, мероприятия для кружковцев, краеведческие, экологические конференции школьников. Делегации туристов и краеведов Липецкой области успешно выступают на Всероссийских и Международных соревнованиях по туризму, во Всероссийском конкурсе исследовательских краеведческих работ, Всероссийских краеведческих конференциях.
туристско-краеведческой деятельности обучающихся
Концепция туристско-краеведческой деятельности была разработана авторским коллективом во главе с А.А. Остапцом-Свешниковым в 1986 году. [2, с.54]
Основные положения концепции:
- освоение окружающего мира средствами туристско-краеведческой деятельности осуществляется по принципу расширяющейся и углубляющейся спирали: от своей семьи, дома - к родному краю и другим регионам Отечества; от созерцания-ознакомления - к научному исследованию действительности;
- структурной основой любого туристско-краеведческого мероприятия является туристско-краеведческий цикл (подготовка, проведение и подведение итогов);
- связанные между собой циклы создают круглогодичную систему этой деятельности;
- на каждый туристско-краеведческий цикл ставится комплекс воспитательно-образовательно-оздоровительных задач, ориентированных на гармоничное развитие личности учащихся;
- реализация принципа самодеятельности и самоуправления осуществляется через подсистему туристских и краеведческих постоянных и временных (дежурных) походных должностей, имеющих определенный функционал жизненно важных обязанностей;
- функционирование подсистемы воспитательного воздействия: туристско-краеведческих традиций, законов, правил и норм, воспитание на истории, культуре и природе своей Родины;
- открытость, гибкость, вариативность системы, демократичность ее построения
- четкое понимание сущности концепции необходимо всем работникам школы и учреждений дополнительного образования, т.к. только при этом можно целесообразно, педагогически грамотно и с максимальной пользой применять различные формы и нормы туризма к разным контингентам детей.
Туризм или краеведение?
Туризм по своей природе всегда содержит элементы познания края. Невозможно путешествовать, ничего не узнавая. Но в спортивном туристском походе приоритетным является прохождение намеченного маршрута.
Простые поверхностные наблюдения всегда делаются в походах, но полное право на жизнь имеет в школе и серьезное глубокое краеведение. И нет необходимости такому научному краеведению навязывать спортивные нормы туризма - маршрут, километраж, преодоление естественных препятствий. Серьезную научную работу учащихся трудно соединить со спортивными целями.
Содержанием туристского краеведения являются изучение природы и истории края. Этим проблемам чаще всего посвящается общешкольная экспедиционная деятельность, а также работа класса, кружка.
Опыт краеведческой деятельности свидетельствует о следующем:
- словесное, книжное краеведение педагогически неэффективно. Готовое знание - тормоз мышления, поэтому необходимо идти путем деятельностного изучения окружающей действительности, ее предметов и явлений.
- для детей важна мотивация работы: зачем изучать.
Ответ однозначен: для педагогики лучше, если это будет туристско-краеведческая работа . Научная, исследовательская деятельность учащихся и занятия физической культурой, спортом вообще вполне сочетаемы и хорошо дополняют друг друга при условии, если они разнесены по времени.
Большую роль в развитии ТКД имеет интерес учителя и его физические возможности. Как показывает практика, краеведческой деятельностью в школе чаще всего занимаются женщины, которые по тем или иным причинам (возраст, здоровье, семейное положение) не могут ходить в походы, но в краеведении видят эффективное средство педагогического воздействия на учеников. Поэтому краеведение может быть самостоятельным занятием, может существовать как отдельный вид внеклассной учебно-воспитательной работы.
Необходимо стремиться к использованию в школе всего многообразия форм ТКД, т.к. только при этом можно максимально полно удовлетворить и разнообразные интересы детей.
Туристские походы во всем их собственном разнообразии составляют главное содержание школьного туризма, т.к. только в этой форме наиболее полно реализуется то, что может извлечь педагогика из детского туризма.
туристско-краеведческой деятельности в школе
Многообразие форм обеспечивает комплексный характер ТКД в обучении, воспитании, оздоровлении и профессиональной ориентации детей. Здесь заложены широкие возможности для всякой творческой детской самодеятельности - спортивной, научной, художественной, технической, социальной и даже педагогической. Но не все части целого, составляющие в школе ТКД, равнозначны между собой, есть более важные, основные, а есть менее важные, вторичные, неспецифические. Ю.С. Константинов и В.М. Куликов выделяют группу из шести элементов, наиболее важных: походы, прогулки, экскурсии, экспедиции, слеты, соревнования. [1,с.64] Они предлагают формулу туризма в школе, состоящую из этих основных элементов: ТКД = 2 (П+Э+С), где 2П - прогулки и походы, 2Э - экскурсии и экспедиции, 2С - слеты и соревнования.
Туризм нужен каждому ребенку, но в разной степени, по разной норме. В этом проявляется смысл деления школьного туризма на две ветви, на два рубежа - массовый и любительский. И обе ветви нужны школе:
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Краеведение с элементами туризма. Презентация на заданную тему содержит 10 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Краеведение с элементами туризма Работу выполнил: учитель истории МОУ СОШ №3 г,Пикалёво, тренер-преподаватель Молодёжного центра г.Бокситогорска Иванов Александр Викторович
В настоящее время краеведение и туризм неразрывно связаны. Памятники старины не исчезли: они частично разрушились и слились с природой. Именно туристы – краеведы помогают учёным найти прочитать следы истории. Туристические тропы не легки – приходиться преодолевать и водные преграды и труднопроходимые места. В настоящее время краеведение и туризм неразрывно связаны. Памятники старины не исчезли: они частично разрушились и слились с природой. Именно туристы – краеведы помогают учёным найти прочитать следы истории. Туристические тропы не легки – приходиться преодолевать и водные преграды и труднопроходимые места.
В Бокситогорском районе сохранились старинные часовни. Часто они не притязательны, но от них исходит дух исчезнувшего исторического времени. В Бокситогорском районе сохранились старинные часовни. Часто они не притязательны, но от них исходит дух исчезнувшего исторического времени.
В нашем крае сохранилась старинная сельская архитектура. На снимке дом XIX века в деревне Забелино. В нашем крае сохранилась старинная сельская архитектура. На снимке дом XIX века в деревне Забелино.
Читайте также: