Соблюдение конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве доклад

Обновлено: 02.07.2024

Роль органов прокуратуры в соблюдении прав и свобод гражданина и в осуществлении правосудия. Особенность прокурорского надзора в уголовном процессе. Определение уровня взаимодействия между судом и прокуратурой. Анализ мер прокурорского реагирования.

Рубрика Государство и право
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 24.02.2018
Размер файла 15,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Некоторые проблемы соблюдения конституционных прав граждан в уголовном процессе

Права и свободы человека и гражданина, его честь и достоинство являются высшей ценностью общества и государства. Эти положения закреплены как во Всеобщей декларации прав человека, так и во внутреннем законодательстве, в том числе и в нашей стране.

В современный период, когда Конституция Республики Казахстан утвердила страну демократическим, светским, правовым и социальным государством, в положении личности в уголовном процессе произошли определенные изменения. Эти изменения отражают общий процесс развития демократизма в нашем государстве.

Главной задачей государства Конституция обозначила именно защиту прав и свобод человека, особо выделив в этом роль прокуратуры. Другими словами, спектр взаимоотношений, где необходимо обеспечить надзор за точным и единообразным соблюдением требования Основного закона, охватывает практически все сферы жизни.

Можно привести множество фактов, когда именно благодаря вмешательству прокуратуры были пресечены нарушения со стороны государственных органов, ущемляющих права и интересы простых граждан.

Ведь, к сожалению, есть факты, когда отдельные непродуманные действия руководителей госорганов создавали конфликтные ситуации и могли повлиять на общественную стабильность.

Особая роль отводится органам прокуратуры в отправлении правосудия. При этом прокуратура отошла от некогда присущих ей карательных функций и на сегодняшний день призвана обеспечить принцип неотвратимости наказания и защиты законных интересов граждан.

Особенность прокурорского надзора в уголовном процессе заключается в том, что он, с одной стороны является участником уголовного процесса и осуществляет представительство интересов государства в суде, а с другой - стоит как бы над процессуальной деятельностью следователя, обеспечивая возможность для выявления и предупреждения нарушений законов, допускаемых органами уголовного преследования, судами и участниками уголовного процесса, с принятием мер по устранению нарушений и восстановлению законности.

Достижение положительных результатов в работе невозможно без определенного уровня взаимодействия между судом и прокуратурой. Можно даже сказать, без определенного уровня доверия между нашими ведомствами. В некотором роде эти взаимоотношения предопределяют и личностные отношения между прокурорами и судьями на всех уровнях судопроизводства.

В условиях становления нашего государства, законы также регулярно претерпевают изменения и дополняются новыми положениями. В этой связи и суд и прокуратура стремятся к стабильности вынесенных судами судебных постановлений.

Понятие стабильности, в свою очередь, включает в себя и законность судебных постановлений, полное, всестороннее и объективное изучение всех обстоятельств дела при соблюдении всех норм процессуального и материального права.

При стабильности судебных приговоров по уголовным делам и решений по гражданским делам, граждане, пострадавшие от преступления или понесшие ущерб, вследствие нарушений их интересов, получают должное удовлетворение своих требований и восстановление нарушенных прав. А виновные несут установленную законом ответственность.

При нормальном функционировании этого принципа на начальных стадиях судопроизводства, в частности, в судах первой инстанции, у большинства граждан, вовлеченных в орбиту судебных тяжб или уголовного преследования, отпадает необходимость обращения в вышестоящие судебные инстанции. Соответственно исчезает сопутствующая волокита, при доказывании и отстаивании своей позиции добропорядочными гражданами.

Конечно, всегда, где есть спор, есть два разных мнения. И всегда есть недовольные решением суда.

Хочу отметить, что роль прокуратуры сводится не только к опротестованию судебных постановлений по конкретным делам, но и устранении причин и условий, при которых они стали возможными, независимо от того, кто их допустил, будь то орган уголовного преследования или суд.

Своей деятельностью мы содействуем правосудию, предупреждаем вынесение в ходе уголовного судопроизводства незаконного судебного акта путем внесения протеста на это решение в вышестоящий суд.

Если говорить о статистике, то прокуратура города за истекшие 8 месяцев т.г. поддержала государственное обвинение в суде по 947 делам в отношении 1016 лиц. Вместе с тем, судами города Астаны вынесено 6 оправдательных приговоров, 2 из них уже вступили в законную силу, по 4 делам прокуратура не согласилась с вынесенными приговорами и опротестовала их. прокуратура право свобода правосудие

Прокуроры с учетом состязательности судебного процесса несут ответственность за предъявленное обвинение. Так, по актам прокурорского реагирования за 8 месяцев т.г. из общего числа рассмотренных в апелляционном и надзорном порядке количества уголовных дел отменены и изменены 35 неправосудных приговоров. Благодаря принятым органами прокуратуры мерам судебные ошибки были устранены и вынесены законные и обоснованные судебные постановления.

Соответственно, мерами прокурорского реагирования защищены права и законные интересы 43 лиц, а это, думаю, немало.

Вызывают особую тревогу факты возвращения судами на дополнительное расследование уголовных дел. В текущем году для организации дополнительного расследования по постановлениям суда возвращено 15 уголовных дел в отношении 23лиц. В связи с этим, недостатки предварительного следствия были обсуждены на совещаниях и приняты меры к их устранению. В результате принимаемых мер по обеспечению качественного поддержания гособвинения снижено общее количество отмен и изменений судебных постановлений первой инстанции.

В условиях создания демократического и правового государства роль органов прокуратуры велика, поскольку на них возложена задача обеспечения высшего надзора за точным и единообразным применением законов, защиты прав и свобод человека и гражданина, поэтому общество ждет такого прокурорского надзора, который всеми средствами противостоял бы любым нарушениям законности.

В целом, резюмируя свое выступление, хочется еще раз подчеркнуть, что главным залогом движения Казахстана к правовому и социальному государству, является стремление сохранить стабильность, гражданское и общенациональное согласие.

Подобные документы

Роль органов прокуратуры в уголовном судопроизводстве, задачи прокурорского надзора. Характеристика полномочий прокуроров при проведении проверок. Виды надзора и оформление его итогов, сущность актов реагирования. Ознакомление с результатами проверки.

дипломная работа [82,9 K], добавлен 22.06.2012

Анализ предмета, сущности и задач прокурорского надзора. Организация и основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Проблемы прокурорского реагирования.

курсовая работа [71,3 K], добавлен 15.11.2010

Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации. Система органов и учреждений прокуратуры. Характеристика отраслей прокурорского надзора. Осуществление надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

дипломная работа [220,9 K], добавлен 31.01.2014

Обязанности представителей судебной власти и правоохранительных органов в уголовном процессе по защите прав и свобод гражданина. Содержание прав и обязанностей подозреваемого и обвиняемого в уголовном процессе по законодательству Республики Казахстан.

курсовая работа [49,8 K], добавлен 20.07.2015

Правовое регулирование деятельности органов прокуратуры при выявлении и устранении нарушений прав субъектов предпринимательства. Типичные нарушения прав предпринимателей. Основные виды и особенности применения мер прокурорского реагирования.

курсовая работа [47,8 K], добавлен 08.12.2014

Правовая природа и система направлений деятельности органов прокуратуры по борьбе с нарушениями законов в отношении прав субъектов предпринимательской деятельности. Виды мер прокурорского реагирования на выявленные нарушения и особенности их применения.

курсовая работа [43,6 K], добавлен 14.12.2014

Общий надзор как отрасль надзора органов прокуратуры. Место общего надзора среди других отраслей прокурорского надзора: проблемы и перспективы. Акты прокурорского реагирования. Протест, представление прокурора. Постановление о возбуждении уголовного дела.

Осуществляя надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования, изучая материалы уголовных дел, прокурору зачастую приходится сталкиваться с фактами неосведомленности граждан об имеющихся у них на досудебной стадии предварительного расследования основных правах, в том числе, в части своевременности наделения их этими правами.

Об этом и хотелось бы поговорить сегодня.

Итак, основными участниками уголовного судопроизводства (за исключением, разумеется, государственных органов и их должностных лиц), являются две стороны: потерпевший и подозреваемый (в дальнейшем, обвиняемый). И для каждой из этих сторон в равной степени важно своевременное наделение его этим статусом.

Кто же такой потерпевший? Согласно статье 42 Уголовно-процессуального кодекса РФ, потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации.

Решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно с момента возбуждения уголовного дела и оформляется постановлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда. Если на момент возбуждения уголовного дела отсутствуют сведения о лице, которому преступлением причинен вред, решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно после получения данных об этом лице.

При этом обращает на себя внимание, что признание лица потерпевшим и допрос его в данном статусе не обязательно должны быть единовременны. Так, отказа пострадавшего лица от участия в допросе в ночное время не может служить основанием для непризнания его потерпевшим по уголовному делу.

Будучи наделенным правовым статусом потерпевшего гражданин (непосредственно пострадавший от преступления, либо представитель юридического лица), получает существенный объем прав: например, право знать о предъявленном обвиняемому обвинении; право иметь представителя; право знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания, с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта; право знакомиться по окончании предварительного расследования, в том числе в случае прекращения уголовного дела, со всеми материалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, о признании его потерпевшим, об отказе в избрании в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, о прекращении уголовного дела, о приостановлении производства по уголовному делу, о направлении уголовного дела по подсудности, о назначении предварительного слушания, судебного заседания, получать копии приговора суда первой инстанции, решений судов апелляционной и кассационной инстанций. Также, например, потерпевший по ходатайству вправе получать копии иных процессуальных документов, затрагивающих его интерес, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, прокурора и суда; обжаловать приговор, определение, постановление суда – свидетель таким правом не наделен.

Следует обратить внимание, что потерпевший по уголовному делу и гражданский истец – два разных правовых статуса. Таким образом, приобретение в силу неосведомленности предмета, ранее похищенного и впоследствии в рамках предварительного расследования изъятого и возвращенного первоначальному собственнику, не порождает право добросовестного приобретателя на получение статуса потерпевшего по уголовному делу о хищении, но порождает его право на признание его гражданским истцом по такому уголовному делу, так как согласно ч.1 ст.44 УПК РФ, гражданским истцом является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя.

Перейдем к противоположной стороне – стороне защиты, и поговорим о правах подозреваемого (в дальнейшем - обвиняемого). Почему для него важно своевременное наделение его данным статусом и чем грозит длительность нахождения в статусе свидетеля?

Согласно статье 46 УПК РФ, подозреваемым является лицо либо в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, которые установлены гл.20 УПК РФ, либо которое задержано в соответствии со ст.ст.91-92 УПК РФ, либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со ст.100 УПК РФ, либо которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст.223.1 УПК РФ.

Только наделение статусом подозреваемого (обвиняемого) дает возможность использовать право на защиту: право пользоваться помощью защитника с момента, предусмотренного п.п.2-3.1 ч.3 ст.49 УПК РФ, и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого, правом представлять доказательства, правом на бесплатную защиту в случаях, установленных законом, право приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, прокурора и суда; право защищаться иными средствами и способами, не запрещенными уголовно-процессуальным законом и, разумеется, правом на реабилитацию. Получив статус обвиняемого, лицо одновременно наделяется правом возражать против обвинения, давать показания по предъявленному ему обвинению либо отказаться от дачи показаний, знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы, ставить вопросы эксперту и знакомиться с заключением эксперта; знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела и выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме; снимать за свой счет копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств; обжаловать приговор, определение, постановление суда и получать копии обжалуемых решений.

Ни правом на бесплатное предоставление защитника, ни правом на ознакомление с материалами уголовного дела, ни правом на снятие копий с материалов уголовного дела, ни правом на постановку вопросов эксперту, ни правом на реабилитацию, ни правом представлять доказательства свидетель не наделен.

Таким образом, своевременное наделение лица статусом подозреваемого (обвиняемого) – одна из основополагающих гарантий его прав, добиваться реализации которой лицо вправе как путем подачи ходатайств следователю (дознавателю), так и обжалованием факта фактической подмены процессуального статуса бездействия следователя (дознавателя) прокурору, которым, при наличии к тому оснований, будет решен вопрос о принятии мер реагирования.

И в заключении хотелось бы сказать несколько слов о таком участнике уголовного судопроизводства, как свидетель.

В соответствии с законом, свидетель вправе отказаться свидетельствовать только против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен действующим законодательством. Отказаться свидетельствовать по иным вопросам, а также в отношении иных лиц свидетель не вправе, так же как не вправе уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд и давать заведомо ложные показания.

Расхожее мнение об отсутствии правовых последствий за подобные действия является ошибочным и влечет привлечение к ответственности по статьям 307-308 Уголовного кодекса РФ. Также уголовно-процессуальное законодательство устанавливает, что в случае уклонения от явки без уважительных причин свидетель может быть подвергнут приводу.



18 октября в актовом зале межрайонной прокуратуры под председательством Кизилюртовского межрайонного прокурора Башира Билалова состоялось расширенное заседание координационного совещания руководителей правоохранительных органов города Кизилюрта и Кизилюртовского района. Обсуждался вопрос о состоянии соблюдения в правоохранительных органах конституционных прав и гарантий граждан на досудебной стадии уголовного судопроизводства.

В нем приняли участие заместитель прокурора республики Дагестан Т. Абдулазизов, заместитель министра внутренних дел М. Зеленский, исполняющий обязанности начальника отдела организации дознания МВД республики Р. Ибрагимов, прокуроры городов и районов северной зоны республики, председатели городского и районного судов, руководители всех правоохранительных органов, их отделов и подразделений, все следователи и дознаватели, а также работники межрайонной прокуратуры.

Межрайонный прокурор в своем докладе отметил, что принятие всеми правоохранительными органами радикальных мер, направленных на соблюдение конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве и пресечение нарушений законности в указанной сфере, восстановление нарушенных прав граждан, привлечение к ответственности виновных должностных лиц, способствует упрочению государственности, усилению борьбы с преступностью.

Однако, как подчеркнул прокурор, в названной сфере нарушения закона как допускались, так и допускаются поныне. Причем, имеется устойчивая тенденция к увеличению таких нарушений закона.


Для устранения выявленных нарушений закона Межрайонным прокурором внесено 30 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 57 должностных лиц отдела полиции, отменено 9 постановлений о возбуждении уголовного дела, 154 – об отказе в нем, 25 – о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), 69 – о приостановлении предварительного следствия, прокурором возвращено для производства дополнительного следствия либо пересоставления обвинительного заключения (акта, постановления) 16 уголовных дел, расследованных в отделе полиции (6 – следствие, 10 – дознание), вынесены 9 постановлений о признании доказательств недопустимыми.

Таким образом, количество актов и мер прокурорского реагирования за 9 месяцев 2017 года превысило всякое разумное число. Их стало на 194 процента больше, чем за 9 месяцев истекшего года.

Резюмируя эти цифры, сказал межрайонный прокурор, можно прийти лишь только к одному и единственному выводу: состояние дел с соблюдением конституционных прав граждан на досудебной стадии уголовного судопроизводства, особенно в отделе полиции, находится в удручающем состоянии.

Работники межрайонной прокуратуры получили серьезные упреки за отсутствие упреждающего прокурорского надзора за деятельностью следователей и дознавателей.


На заседании выступили заместители прокурора республики и министра внутренних дел Т. Абдулазизов и М. Зеленский.

Зеленский напомнил, в частности, что в соответствии с должностной инструкцией, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации необходимо представлять обоснованное уведомление о направлении уголовного материала по территориальности в другой орган внутренних дел. И предупредил, что будут предприняты все меры реагирования по устранению выявленных недочетов.

Уполномоченный по правам человека отметила, что в основном к ней поступают жалобы от граждан на неверную квалификацию действий осужденных, чрезмерную суровость приговоров, неправильное применение норм материального и процессуального права


Один из адвокатов посчитал, что в докладе сделан верный акцент на самые болевые точки отечественного уголовного судопроизводства и системные нарушения требований законодательства и прав граждан. Второй указал, что для решения имеющихся проблем достаточно просто соблюдать закон на всех стадиях уголовного преследования, а не игнорировать его, создавая негативную судебную практику.

По мнению омбудсмена, это связано не только с объективной причиной — наличием неизбежного конфликта интересов участников уголовного судопроизводства, — но и с нерешенностью на протяжении ряда лет проблем системного характера, таких как недостаточность полномочий прокурора при осуществлении надзора на стадии предварительного следствия, а также отсутствие в уголовно-процессуальном законе ограничений сроков содержания под стражей на этапе ознакомления с уголовным делом по окончании расследования и в стадиях судебного рассмотрения дела.

Татьяна Москалькова указала, что в основном граждане жалуются на неверную квалификацию действий осужденных, чрезмерную суровость приговоров, неправильное применение норм материального и процессуального права.

Судебный департамент при ВС РФ опубликовал статистику по рассмотрению уголовных дел судами общей юрисдикции за 2018 г.

Игорь Бушманов выразил надежду, что совместными усилиями уполномоченного по правам человека, ФПА и всей адвокатской корпорации возможно добиться больших успехов в деле защиты прав граждан и в продвижении инициатив, направленных на усиление позиций адвокатуры в обществе, а также на демократизацию и гуманизацию отечественного судопроизводства. Тогда, предположил он, следующий доклад уполномоченного по правам человека будет более оптимистичным и обнадеживающим.

Читайте также: