Правовая защита природы доклад

Обновлено: 05.07.2024

Экологические права граждан принадлежат к естественным и неотчуждаемым правам, которые возникают с момента рождения человека и прекращаются с его смертью. Они определяют поведение человека в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности. В настоящей статье рассматриваются особенности защиты экологических прав граждан.

Виды экологических прав

Экологические права – тип естественных человеческих прав, обладающих неотчуждаемым характером. Законодательством определяется мера определенной свободы и гражданское поведение в области использования, сохранности природы и обеспечения экологических норм по безопасности.

Разделение экологических прав обуславливает наличие прав общих и специальных. Формулировка общих прав приведена в Конституции РФ. Права специального вида установлены законодательством, регулирующим использование и охрану обособленных природных объектов.

К основополагающим конституционным экологическим правам относятся:

  • право на благоприятное состояние природной среды;
  • право на достоверную информацию о состоянии природы;
  • право на компенсацию вреда, нанесенного здоровью или имуществу индивида экологическими правонарушениями.

Защита экологических прав

Нормы российского права гарантируют гражданину защиту его экологических прав. В целях защиты личных экологических прав индивиды могут:

  • организовывать общественные союзы по охране окружающей среды;
  • обращаться в органы государственной власти РФ для получения достоверных сведений о состоянии природной среды;
  • участвовать в митингах, демонстрациях, референдумах и иных мероприятиях, касающихся охраны природы;
  • вносить предложения о проведении экологических экспертиз;
  • подавать в государственные органы жалобы относительно охраны природы и состояния окружающей среды;
  • обращаться с иском в суд о компенсации экологического вреда
  • реализовывать иные права, предусмотренные законодательством.

Что касается защиты экологических прав со стороны государства, то в ст. 13 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определена правовая система соответствующих мер:

  1. Органы государственной власти РФ любого уровня должны гарантировать соблюдение и реализацию их прав в области охраны окружающей среды;
  2. При размещении объектов, деятельность которых способна причинить вред окружающей среде, решение о размещении принимается при учете мнения населения или итогов референдума.
  3. Должностные лица, препятствующие гражданам и организациям в реализации их экологических прав привлекаются к ответственности.

Защита экологических прав граждан и организацией обеспечивается также и возложением на них определенных обязанностей. Они обязаны сохранять окружающую среду, относиться бережно к природе в целом и соблюдать законодательство в данной области.

Способы защиты экологических прав

Согласно ст. 45 Конституции РФ граждане могут защищать свои права и свободы любыми способами, не запрещенные законодательством РФ.

Лицо, чьи права нарушены может отстаивать интересы сам (самозащита) либо обратиться в государственные органы за защитой (государственная защита).

Таким образом, защита экологических прав представляет собой деятельность не только физических и юридических лиц, но и государственных органов, органов местного самоуправления, так как защита прав и свобод человека является первостепенной обязанностью государства.

Способы защиты экологических прав:

Административный порядок защиты прав граждан регламентируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Гражданам гарантируется право на обращение с жалобой в государственные органы или органы местного самоуправления касательно нарушенных экологических прав, включая жалобы на незаконные действия/бездействия государственных структур, которые повлекли данные нарушения. Поданная жалоба рассматривается в течении 30 дней с момента регистрации, на которую законодатель отводит 3 дня. Государственный орган/орган местного самоуправления обязан

  • всесторонне и объективно изучить обращение,
  • при необходимости запросить материалы и документы в соответствующих государственных структурах,
  • принять меры о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
  • дать письменный ответ по существу поставленных вопросов в обращении;
  • уведомить гражданина о направлении обращения в другой государственный орган/орган местного самоуправления, компетентный рассмотреть и решить данный вопрос.

Если гражданин получил отказ в удовлетворении жалобы в административном порядке либо не получил ответа по истечении срока, предусмотренного законодательством, он имеет право обратиться в суд.

Судебный порядок рассмотрения административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 г. N 21-ФЗ.

В данном законе регламентируется оспаривание нормативно - правовых актов, решений, а также действий/бездействий государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.

Суд рассматривает жалобу, если она обоснована, то он признает действие или решение, повлекшее нарушение прав гражданина, незаконным, восстанавливает нарушенные права и свободы, отменяет примененные к нему ранее меры ответственности.

Суд может вынести решение о возмещении убытков, морального вреда, нанесенных гражданину незаконными действиями (решениями), а также предоставлением недостоверной информации.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Именно для предотвращения подобной ситуации, для устранения существующих дефектов российская правовая система и вырабатывает собственное природоохранное законодательство.

Все законодательные акты о природе в зависимости от объекта правового регулирования можно подразделить на:

  1. об окружающей среде, предметом которой является вся окружая среда в целом ;
  2. природоресурсное, предметом являются отдельные природные ресурсы;
  3. о природных комплексах, предмет – различные природные комплексы.

Вообще, всю правовую систему Российской Федерации можно отнести к относительно новой, ведь ей нет еще и 25 лет, но экологическое законодательство можно выделить как еще более новое, ведь оно начало стремительно развиваться только с началом 20 века. Связано это прежде всего с появлением раньше несуществующих проблем в данной сфере жизнедеятельности людей, с научно-техническим прогрессом и развитием промышленности.

Так, к основным правовым актам данной сферы можно отнести Федеральные законы об экологической экспертизе, отходах производства и потребления, об особо охраняемых природных территориях, а также о континентальном шельфе РФ.

Причем первые три были приняты еще в 90-е годы 20 века, когда Российская Федерация только набирала свою нормативную базу, но они актуальны и на сей день. В стране продолжает активно нарабатываться база законов об охране окружающей среды, эта проблема остается актуальной и сегодня, юристы всего мира не только России обеспокоены этим вопросом.

Доклад №2

Сейчас в современное время, из-за огромных химических выбросов, экология нашей планеты идет на спад. Здесь играют роль и маленькие предприятия и крупные корпорации. Чтобы, как можно сильней приостановить спад экологии, государство разработало экологическое законодательства. Под этим понятием подразумевается административные либо же уголовные наказания людям, которые наносят вред окружающей среде. Все эти законы стоят на защите природы.

До середины прошлого столетия, под словом защита природы, все понимали охрану животных или растений от вымирания. В тот период экология была значительно лучше, а сейчас положения намного ухудшилось. Все эти факторы свидетельствуют, что природе впервые понадобилась помощь человека. Раньше природные загрязнения не были повсеместными, а очистку территории проводили адресным путем. Сейчас же нет не какого самоочищения, даже экосистема реки не может этого сделать, так как приток вредных веществ не прекращает свое пребывания. Что там река, даже почва не в силах сама себя очистить. Современные ученые начали бить тревогу, а государство перешло к решительным действиям.

Экологическое законодательство это не только права и наказания, но это еще и целая государственная программа по защите окружающей среды. Это программа подразумевает инженерную охрану и профилактические работы. За нарушения данного законодательства, нарушитель в частности будет караться материально. Сумма будет напрямую зависеть от нанесенного ущерба, а максимальный штраф равен миллиону рублей. Эти законы должны выполнять все граждане страны, начиная от 14 лет и выше. Из-за этого могут потерпеть убытки множество компаний, но зато мы будем знать, что наша планета в безопасности.

Под охрану государства попадают все сферы биологической жизни человечества. Также все растения и животные, а также и микроорганизмы. Если все обобщить, то можно сказать что вся живая и не живая природа находится под защитой. Также нужно сказать, что подземный мир тоже не остался без защиты. Все эти законы направлены, чтобы улучшить пребывание в этом мире.

Экологическое законодательство РФ

Экологическое законодательство РФ

Уссурийский или амурский тигр - крупнейшая дикая кошка на Земле. Рост взрослого хищника равен 120 см. Он весит до трехсот килограммов и достигает трёх метров в длину. Его длинные крупные лапы позволяют ему достигать скорости до 80 км/ч,

Наверное, нет такой профессии, которая была бы не нужна человеку. А вот без помощи электрика вы не сможете включить ни один прибор, и придется сидеть в темноте. У него должно быть острое мышление, зоркий глаз и самое главное,

ЮНЕСКО – это Организация Объединённых Наций по вопросам науки, образования и культуры. С 1978 года ЮНЕСКО создает Список всемирного наследия, в котором числится болеет тысячи объектов: более 800 памятников культуры

Основные формы взаимодействия общества и природы:
- природопользование - использование полезных свойств природных ресурсов в целях удовлетворения экономических и духовных потребностей человека
- охрана окружающей природной среды (ОПС) - сохранение от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения объектов ОПС
- обеспечение экобезопасности - защищенность жизненноважных интересов объектов безопасности (личности, предприятия, территории, региона и т.п.) от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.
Законы: "О безопасности", "Об охране окружающей среды", О защите прав потребителя", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О недрах", "Об особо охраняемых природных территориях", "Об охране атмосферного воздуха", "Об экологической экспертизе" и др.
В структуру экобезопасности входят:
- объекты права и условия их охраны
- жизненно-важные интересы объектов (условия их существования)
- угрозы жизненноважным интересам (существованию) объекта
- меры нейтрализации угроз
Экологическая ответственность - это экономико-правовой комплекс, соединяющий в себе нормы и соответствующие им отношения по возмещению и предупреждению вреда природной среде.
Экологическими называются споры по поводу:
- размещения объекта
- заключения экологической экспертизы
- приостановка или прекращение деятельности предприятия
- размера платы за загрязнение ОПС
Виды экономической ответственности:
- обязательные платежи предприятия за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы
загрязняющих веществ, за захоронение вредных отходов
- возмещение потерь с/х лесохозяйственного производства при изъятии земель
- взимание платы за использование вод в промышленности
Юридическая ответственность порождается неправомерными деяниями (экологическими правонарушениями) и регулируется административно-правовыми методами.
Экологическое правонарушение - это виновное, противоправное деяние, посягающее на установленный экологический правопорядок и причиняющее вред ОПС, либо создающее угрозу такого причинения.
При умышленном нарушении законов мотивы и цели разнообразны:
- корыстная заинтересованность
- хулиганские побуждения
- пренебрежение законодательством
Неосторожная форма проявляется в виде:
- халатного, небрежного, самонадеянного поведения
- бездействие
За экологические правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, уголовную, материальную ответственность. (См. Административный, уголовный (ст. 246-262), трудовой, гражданский кодексы).
Все преступления можно разделить на:
- преступления против экологической безопасности населения
- преступления против природных богатств и природных комплексов

Похожие документы:

Междисциплинарный Центр Философии Права Доктрины Правового Государства и Верховенства Права в Современном Мире

. свободы экономической деятельности, равной правовой защиты форм собственности и защиты конкуренции. Одним из результатов . Правового Государства и природой нашего языка, посредством которого сформулирован закон. 2.2.3 Запрет обратной силы и защита .

Условное неприменение уголовного наказания как комплексный правовой институт

. исследований, авторы которых пытались прояснить правовую природу, социально-правовое назначение и особенности разновидностей условного . правила назначения наказания // Актуальные проблемы правовой защиты личности в уголовном судопроизводстве: сб. науч .

10-11 классы, базовый уровень (140 ч)

. и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура. Заключительные уроки . и применять разработанные человеком способы защиты природы. Уметь объяснять взаимосвязь человека, общества .

Международно-правовое регулирование устойчивого использования биологического разнообразия 12. 00. 10 Международное право. Европейское право

. . Эколого-правовой режим лесопользования. Эколого-правовой режим пользования животным миром. Эколого-правовая защита атмосферного . парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады; ж) .

Известный американский публицист Barry Commoner сформулировал следующие принципы общения человека с природой: 1) Все связано со всем, 2) Все должно куда-то деваться, 3) Природа знает лучше, 4) Ничто не дается даром.

К предмету моего доклада прежде всего относится второе правило, затем — первое, четвертое и третье.

Законами РФ предусмотрена также и защита окружающей природной среды от вредного биологического воздействия. В частности, сюда можно отнести ст. 52 ЗоООС, ст. 248 УК РФ, ст. 102 Земельного Кодекса. В Воздушном и Водном кодексах указанные нормы отсутствуют, замененные общими положениями. Отсюда следует то, что биологическое загрязнение относится к числу еще малоизученных видов загрязнений. Поэтому это понятие не имеет единого толкования — в основном под ним понимается деятельность человека, выражающаяся в превышении численности (биомассы) животных организмов сверх допустимой в естественных условиях предельной нормы, а также в привнесении в окружающую природную среду новых, не свойственных ей ранее животных организмов.

Последствия этого могут проявляться в резком возрастании численности вредных для человека сорных растений, насекомых, животных. Дополнительную опасность представляют вспышки инфекционных заболеваний, переносимых некоторыми вышеуказанными биологическими объектами. В данном случае, мы будем иметь дело с эпидемиологической эпизоотией, эпифитотией, или даже пандемией.

Развитие биотехнологии и генной инженерии создает новую экологическую опасность — возможность попадания из цеха завода в природную среду агрессивных микроорганизмов с непредсказуемыми свойствами. Аналогичную опасность представляют также и медицинские и ветеринарные лаборатории, работающие с возбудителями болезней.

В целом, деяния, повлекшие за собой вышеперечисленные последствия, квалифицируются как деяния небольшой или средней тяжести и караются в основном лишением свободы и права занимать определенную должность.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. Презентация на заданную тему содержит 48 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

1.Особенности правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды для защиты среды обитания природоохранное законодательство раздел международного права раздел правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни.

Окружающая человека среда (среда обитания человека) часть естественной природной среды, которая в результате взаимодей­ствия общества и природы преобразуется в качест­венно новую структуру, органически соединяю­щую в себе элементы естественной среды (земля, вода, воздух и др.) с искусственно созданными эле­ментами, продуктами хозяйственной деятельности человека (средства производства, предметы быта, культуры и т. д.).

основные принципы правового подхода к охране природы: 1. Государствам следует ввести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в областях охраны окружающей среды и ее развития, в которой они будут реализовываться. 2. Государство должно разработать национальное законодательство, касающееся ответственности за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого. (декларация Конференции ООН по окружающей среде и развитию, г. Рио-де-Жанейро, июнь1992 г.)

система правовой охраны природы России: Правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов. 2. Организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий. 3. Государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы. 4. Юридическая ответственность правонарушителей.

объектом правовой охраны выступает природная среда - объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.

природоохранное (экологическое) законодательство в России - совокупность природоохранных норм и правовых актов, объединенных общностью объекта, предметов, принципов и целей правовой охраны

Источники экологического права законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.

продолжение 6. Принцип гласности в области охраны окружающей среды реализуется в двух формах: 1) обеспечение открытого доступа к экологической информации; 2) обеспечение гласности природоохранных мероприятий. 7. Принцип международного сотрудничества в области охраны природной среды обусловлен межгосударственным характером проблем охраны природной среды.

ПРИНЦИПЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ содержатся в актах природоресурсного законодательства, а также выводятся на основе анализа норм соответствующих подотраслей экологического права.

1 Принцип рационального природопользования. 2. Принцип платности специального природопользования. 3. Презумпция общедоступности природных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 9 Конституции РФ) 4. Др.

Окружающая человека среда (среда обитания человека) - часть естественной природной среды, которая в результате взаимодействия общества и природы преобразуется в качественно новую структуру, органически соединяющую в себе элементы естественной среды (земля, вода, воздух и др.) с искусственно созданными элементами, продуктами хозяйственной деятельности человека (средства производства, предметы быта, культуры и т. д.).

Читайте также: