Быт франкской деревни доклад

Обновлено: 30.06.2024

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

контр. ИСВ.docx

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………………17

Актуальность.

Источник.

Историография.

- рассмотреть развитие скотоводства древних франков;

- рассмотреть развитие земледелия древних франков;

- рассмотреть развитие ремесла древних франков.

РАЗВИТИЕ СКОТОВОДСТВА У ФРАНКОВ

Второй титул полностью посвящен краже свиней и включает в себя 16 параграфов и 4 прибавления. Из того, что столь пристальное внимание уделяется краже свиней можно сделать вывод о развитом скотоводстве. Прибавления № 1 и № 2 к параграфу №1 так же доказывают нам о развитом скотоводстве у Франков. В этих прибавлениях речь идет о внутреннем – третьем и о запертом хлеве, что говорит о том, что свиней на ночь загоняли в хлева.

Из дифференциации штрафов в зависимости от характера кражи, качества и количества похищенного, можно сделать вывод об интенсивном разведении свиней, а параграфы № 14 - № 16, говорят нам о большом количестве свиней, которых разводили Франки. Ведь в этих статьях говорится о краж в 24 и 50 свиней, а как мы знаем Франки жили деревнями, следовательно, речь идет скорее всего не об общем стаде, а об имуществе одной семьи 1 .

Примечательно так же то, что кража даже полусотни свиней не стоит и половины вергельда за свободного человека, это прослеживается и в других титулах касающихся кражи животных. Из титула второго, можно сделать вывод, что свиноводство было крайне важной отраслью сельского хозяйства салических Франков.

Титул третий посвящен краже рогатых животных. Титул состоит из семи параграфов и пяти прибавлений. Интересно, что этот титул короче предыдущего и максимальное количество похищенных животных так же меньше, чем в предыдущем, что объясняется, во-первых, большими габаритами крупного рогатого скота, а во-вторых, меньшей интенсивностью разведения.

Освоив земли гало-римлян, Франки порой были вынуждены селиться скученными поселениями, в которых нанимался общий пастух – смотревший днем, за общим стадом 2 . На это намекает нам параграф № 4,о быке, ведущем стадо. Здесь речь идет либо о быке ведущем стадо всей деревни, либо стадо одного владельца, первое вернее, но и второе возможно. Если существует возможность того, что стадо все принадлежало одному человеку, это говорит нам о том, что некоторые франки были достаточно состоятельные, которые могли позволить себе владеть целым стадом.

Титул под № 7, посвящен краже птиц. Ряд статей о краже охотничьих ястребов не интересен нам, поскольку элитарную охоту нельзя включить в состав сельского хозяйства. Однако в прибавлениях № 2 - № 4, к параграфу № 2, упоминаются уже домашние птицы, разведение которых относят к придоменному хозяйству. Это курицы, петухи, домашние журавли и лебеди. Штрафы за них одинаковы и равняются трем солидам, как и за кражу поросенка. Куры и другая птица, были крайне важны, ведь обеспечивали людей не только и не столько мясом, но и яйцами.

В параграфе № 4 говорится о гусях, как о домашней птице, но наиболее интересны для нас и прибавления к этому параграфу. В них говорится не только о домашних голубях, еще со времен Рима, крайне популярных в разведении животных.

Титул № 23, упоминает коня, однако речи пока нет о разведении коней. Конь одно из главных подспорий в сельском хозяйстве, а так же крайне важный транспорт. Как и титул № 38, полностью посвященный конокрадству.

Параграфы же № 20 и № 21 отсылают нас к рыбной ловле, упоминая сеть, невод – необходимые при рыболовстве принадлежности. Титул № 21, повествующий о краже лодок. Лодки использовались не только как транспорт, но и как платформа для рыбной ловли, которая была немаловажным пополнением рациона.

Из всего этого мы можем сделать вывод, что у франков скотоводство было хорошо развито. Животные являлись ценность, и степень богатства определялось количеством скота.

РАЗВИТИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ У ФРАНКОВ

В земледелии, которое в VI веке являлось основным занятием франков, по-видимому, уже господствовало двухполье, прекратились периодические переделы пахотной земли, затруднявшие развитие более интенсивных форм земледелия. Помимо зерновых культур — ржи, пшеницы, овса, ячменя, — у франков получили широкое распространение бобовые культуры и лен. Стали активно возделываться огороды, сады, виноградники. К концу VI века повсеместное распространение получает плуг с железным лемехом, хорошо взрыхлявший почву.



В германских племенах, период стремительного социального развития был устремлён на период времени со 2 века по 5. После записей Тацита, о этой культуре не было ничего известно до тех пор, пока не помогли археологические раскопки древних поселений. Благодаря им, стало известно, что германские племена в то время уже смогли достичь определённого уровня мастерства в обработке железа, в гончарном мастерстве они также превосходили. Но после того, как пала Римская империя, стали всё чаще образовываться племена варваров, которые постоянно чинили войны и расправ над другими поселениями. Из-за этого германские племена стали кодифицировать свои обычные права. Пришлось организовывать специальные Правды, в которых собирались все права и обязанности граждан. Они были составлены весьма неграмотно и по сути являлись простым перечнем штрафов за различного рода преступления, совершённые человеком. Но благодаря этим записям, можно восстановить полную картину всей экономической эпохи того времени.

Франки в основном осваивались на территориях, которые в своё время бросили представители галло-римской Империи. В большинстве случаев, эта территория располагалась в густых лесах, где редко встречались представители местного населения. Даже то, что франки на стали брать в противоположность другие народы, которые осваивали земли римского государства, говорит о том, то была весьма огромная территория, которая пролегала между Соммой и Рейном. Из-за ого, что повсюду находились огромные территории земли с лесами и полями, были наложены печати на всё хозяйство. Поселенцы, которые прибывали от Рейна, сажали фруктовые деревья просто посреди поля, а их скот мог пастись без надсмотра пастуха.

После того, как Римская империя пала, германские племена стали расселяться на их землях. Они постепенно превратились в крестьян, которые занимались обработкой земли. Несмотря на то, что в старые времена и на старых землях они постоянно занимались скотоводством и земледелием, на новых землях они ещё не могли раскрыть свои потенциалы в полной мере. Это было потому, что помимо крестьянской жизни, они по прежнему в первую очередь оставались сильными воинами, которые могли вершить правосудие. В описаниях Варварских Правд встречается весьма яркий контраст событий древней жизни германских племён. Основным содержанием судебника было то, что каждый человек имеет право защищать свою собственность, свой до и свой скот от разорителей.

Относительно поселений франкский переселенцев можно сказать, что сведений об этом практически не сохранилось. Курсунский в одной из своих работ весьма красочно описывал деревню Франции, о которой было известно хоть что-то. Вся деревня – это около тридцати выкопанных землянок. Приблизительно в 700 году, поселение покинуло эти земли. Неподалёку от каждой землянки, была расположена небольшая яма, в которую помещались отбросы. Некоторые строения не были предназначены для проживания. Они служили только мастерскими для ремесленников. В деревни находили руины строений, которые возводились во времена галло-римской империи. В одной из землянок, был найден специально сконструированный водосток самая нижняя часть жилища отличалась от другого уровня примерно на 65 сантиметров. Среди обнаруженных керамических остатков, были найдены предметы, которые изготовили при помощи гончарного круга. Самой большой была землянка площадью почти 18 квадратных метров.

Хронологические рамки исследования.

Территориальные рамки исследования.

Объединенное Франкское королевство салических (приморских) франков на территории северной Галлии.

Анализ исторических источников и имеющейся отечественной литературы.

Степень научной разработанности.

Наиболее полно в ней отражены архаические отношения, существовавшие у франков в период, предшествовавший завоеванию Галлии (родоплеменной строй в последней стадии его разложения, т.е. этап развития, следующий за тем, который переживали древние германцы эпохи Тацита) и слабо отражена жизнь и правовое положение галло-римского населения.

Т.о., Правда имеет исключительную ценность, как источник по истории франкского общества.

Франки селились на заброшенной галло-римской территории, среди больших лесных массивов, где очень редко попадалось местное население. Уже одно то обстоятельство, что франки не брали в противоположность другим освоившимся на римской территории варваров, землю у местного населения, говорит о земных просторах между нижним Рейном и Соммою.[6] Обилие пустых земель и лесов налагало печать на все хозяйство, приливавших от Рейна франкских поселенцев, сообщая своеобразный характер и их скотоводству и их земледелию (например, скот часто ходил по воле без пастуха, садовые деревья сажались в открытом поле).

2.1 Общинный строй, формы собственности

Основными микроструктурами варварского общества были семья и другие родственные группы. Семья в этом обществе имела свои особенности. То была большая семья (домовая община), состоявшая из ближайших сородичей трех поколений, совместно живших и ведших одно хозяйство. В ее оболочке, а отчасти уже и вне ее, существовала малая семья, постепенно выделявшаяся из домовой общины, но далеко еще не обособившаяся от нее полностью. Структура семьи-домохозяйства отличалась сложностью и разнородностью состава. В нее входили не одни только ближайшие родственники, происходившие от одного отца; наряду с ними мы найдем в ней и иных сородичей и свойственников, нахлебников и зависимых людей, рабов. Естественно, что среди домочадцев не было равенства и роль их в хозяйстве была весьма неодинаковой. Элементы отношений эксплуатации можно обнаружить в пределах большой семьи не только в связи с наличием в ней рабов, но и внутри круга родственников. В частности, немалую роль в крупных домохозяйствах играли незаконные дети, рожденные от наложниц и рабынь: не имея почти никаких прав, они использовались в качестве рабочей силы.

2.2 Социальная структура общества и правовое положение основных групп населения

Среди варварских Правд LexSalica в древнейшем ее тексте отражает самую раннюю стадию эволюции собственности и свободы в их взаимной связи.

Рабы не были основной производящей силой, т.к. основная производящая сила в этом новом, феодализирующемся обществе – непосредственные производители материальных благ – были земледельцы-общинники. Рабы, обслуживающие растущее хозяйство земледельца-собственника, не представляли собой класса – ни по месту своему в производстве, ни по численности.[40]

В дальнейшем, по мере укрепления феодальных отношений во франкском обществе, рабы наделялись землей и, в результате этого, все более сближались с закрепощаемыми крестьянами

Лит может быть отпущен на волю, что указывает на его несвободу, – тем более, что при этом указывается господин лита. Однако для установления характера несвободы лита до его отпуска на волю весьма существенно то обстоятельство, что имущество лита, освобожденного через денарий посторонним лицом, поступает господину бывшего лита, хотя последний, по мнению исследователей, и остается совершенно свободным, т.к. данная процедура отпуска на волю (перед лицом короля) необратима. Ибо это обстоятельство указывает на материальную зависимость лита от его господина.[42]

Изучая документ, мы можем наметить такие данные о социальном статусе лита, признаки его несвободы и свободы.

А. Признаки несвободы.

2. Лит может быть отпущен на волю.

3. В некоторых случаях (в случае убийства литом свободного) лит подвергается той же каре, что и раб, при этом характер кары – передача преступного лита в распоряжение родственников убитого – подчеркивает материальную и личную зависимость лита.

4. Браки между свободными и литами караются штрафом в 30 солидов, а похищение литом свободной женщине карается смертной казнью.

Б. Признаки свободы.

1. Наличие у лита известной правоспособности, в силу которой он выступает в качестве юридического лица и которая выражается: а) в наличии у него вергельда и б) в присущем ему праве выступать в mallus’e, давать обязательства и предъявлять иски.

2. Участие лита в походе, которое, впрочем, может быть истолковано двояко.[43]

Т.о., являясь полусвободными людьми, литы по существу были предшественниками крепостных крестьян последующих веков; наличие этой формы зависимости во франкском обществе V-VI вв., равно и как существование рабства, облегчило в дальнейшем процесс закрепощения свободных франков.[44]

Все говорит о том, что знать у салических франков отделяется от широкой массы свободных уже в эпоху редактирования самого древнего текста LexSalica, при этом она частично сливается со слоем королевских дружинников.

Однако, имущественная дифференциация в среде свободных уже налицо. Памятник дает на это и прямые, и косвенные указания. Так, изображая процедуру уплаты виры родичами убийцы, правда прямо указывает на наличие в их среде более и менее зажиточных людей.[47] С этими данными гармонизируют и последствия выхода из рода, такой сородич, очевидно, принадлежал к более зажиточным свободным.

Итак, если все свободные франки свободны в одинаковой мере, то они не в одинаковой форме зажиточны; если среди них нет более или менее полноправных, то есть более или менее имущие. Но, по-видимому, эта имущественная дифференциация в среде свободных франков не зашла еще так далеко, чтобы вызвать к жизни неполноправие части свободных.

По итогам нашей курсовой работы мы пришли к следующим выводам.

Анализируя источник, можно сделать вывод, что в недрах общины уже исчезло и былое некогда неравенство у германцев, появились бедняки и зажиточные люди. Положение различных прослоек франкского общества (король и военно-должностная знать, рядовые свободные общинники, полусвободные – литы и рабы), а также статус различных слоев покоренного галло-романского населения, довольно точно отражает шкала вергельдов (выкупов за убийство). В дальнейшем эта неоднородность сыграла важную роль в процессе феодализации.

Т.о., все вышеописанное свидетельствует о дофеодальном периоде в жизни франков. Постепенно вызревали зародыши будущих классов, формировался экономический базис феодальной собственности, создавались все необходимые предпосылки для развития феодализма. Этот сборник законов отражает социальную ситуацию, в которой родоплеменной строй уже отсутствует, а процесс феодализации только начинается. Общество салических франков сделало большой шаг вперед в своем развитии со времен Цезаря и Тацита.

Список использованных источников и литература

Практикум по истории средних веков. Выпуск I. М., 1981.

Всемирная история: Раннее средневековье / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич. Москва Минск, 2001.

Грацианский, Н.П. Средние века. Курс лекций, читанных в московском государственном педагогическом институте. Часть 1 / Н.П. Грацианский. М., 1948.

Гуревич, А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе / А.Я. Гуревич. М., 1970.

Данилова, Г.М. Проблемы генезиса феодализма у славян и германцев / Г.М. Данилова. Петрозаводск, 1974.

История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. В 3-х тт. Т. 1. М., 1985.

Корсунский, А.Р., Гюнтер, Р. Упадок и гибель Западной римской империи и возникновение германских королевств / А.Р. Корсунский, Р. Гюнтер. М., 1984.

Неусыхин, А.И. Проблемы европейского феодализма / А.И. Неусыхин. М., 1974.

Полянский, Ф.Я. Экономическая история зарубежных стран. Эпоха феодализма / Ф.Я. Полянский. М., 1954.

[3] Данилова Г.М. Проблемы генезиса феодализма у славян и германцев. Петрозаводск, 1974. С29-30.

[4] Практикум по истории средних веков. Выпуск I. – М., 1981, С 34.

[5] Грацианский Н.П. Средние века. Курс лекций, читанных в Московском госуд. пед. институте. Часть 1, М., 1948, С63.

[7] История крестьянства в Европе. В 3-х тт. Т. 1, М., 1985.

[8] Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной римской империи и возникновение германских королевств. М., 1984, С 148.

[9] Всемирная история: Раннее средневековье / А.Н.Бадак, И.Е. Войнич. Москва Минск, 2001, С 64.

[10] История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. В 3-х тт. Т 1. М.,1985.

[11] Полянский Ф.Я. Экономическая история зарубежных стран. Эпоха феодализма. М., 1954, С 31.

[13] Там же, II, §§ 1-16, С 14-15.

[14] Там же, III, §§ 1-7, С 15-16.

[15] Грацианский Н.П. Средние века. Курс лекций, читанных в Московском госуд. пед институте. Часть 1, М., 1948, С 63.

[16] Полянский Ф.Я. Указ. соч., С 32.

[17] Корсунский А.Р. Указ. соч., С 149.

[19] Там же, XXII, §1, С 27.

[20] Там же, VII, Приб. 9-е, С 18.

[21] Там же, VIII, §§ 1-4, С 19.

[22] Полянский Ф.Я. Указ. соч., С 41.

[23] Корсунский А.Р. Указ. соч., С 151.

[24] Полянский Ф.Я. Указ. соч., С 32-33.

[27] Полянский Ф.Я. Указ. соч., С 35.

[28] Полянский Ф.Я. Указ. соч., С 34.

[30] Данилова Г.М. Проблемы генезиса феодализма у славян и германцев. Петрозаводск, 1974, С 41-42.

[31] Гуревич А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М., 1970, С 122.

[33] Гуревич А.Я. Указ. соч., С 125-126.

[34] Полянский Ф.Я. Указ. соч., С 35.

[35] Неусыхин А.И. Проблемы европейского феодализма. М., 1974, С 42.

[37] Полянский Ф.Я. Указ. соч., С 36.

[38] Данилова Г.М. Указ. соч., С 95-96.

[42] Неусыхин А.И. Указ. соч., С 42-43.

[43] Неусыхин А.И. Указ. соч., С 46.

[44] Полянский Ф.Я. Указ. соч., С 38.

[45] Полянский Ф.Я. Указ. соч., С 39-40.

[46] Неусыхин А.И. Указ. соч., С 47-48.

РАЗДЕЛ ЗЕМЛИ МЕЖДУ ГЕРМАНСКИМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ

ПОЛОЖЕНИЕ РОМАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

Но такия насилия, каким подверглась Овернь при нашествии Теодориха австразийского, были все-таки лишь исключением из правила. Законы Меровингов и события их времени представляют много доказательств тому, что положение римлян мало-по-малу сделалось довольно сносным. Выгодою для туземцев было то, что исчезли обременительные налоги времен империи, заменялись умеренным поземельным налогом и подушною податью тоже умеренной величины; закон ограждал безопасность туземцев в частной жизни и собственность их; торговля и промышленность находились почти исключительно в их руках; население городов, особенно на юге, было римское; под охраною церкви, римских законов и данных германскими королями привилегий, оно имело довольно широкую возможность заботиться о своем благосостоянии, могло даже заниматься военным делом. Превосходя германцев образованностью и деловой опытностью, туземцы получали правительственные должности, иногда и самые важные; они были влиятельными советниками королей; в Бургундии три римлянина сряду занимали должность майордома; церковными сановниками были исключительно римляне. Заграничной торговлей и отдачей денег в проценты занимались кроме римлян иудеи, которые, хотя и подвергались притеснениям в галльских городах, составляли довольно значительную часть их населения.

СВОБОДНЫЕ ЛЮДИ И НЕСВОБОДНЫЕ

ПОДВЛАСТНЫЕ ЛЮДИ И РАБЫ

Люди, родившиеся несвободными, или утратившие свободу (как например пленники и преступники, отданные в рабство), не могли иметь земельной собственности, не участвовали ни в суде, ни в народном собрании. Они делились на рабов и подвластных (крепостных) людей. Рабы у германцев, как у римлян, составляли полную собственность господина, не имели никаких личных прав; господин был властен продать и убить раба; подвластные или крепостные люди жили подобно римским колонам на земле своего господина и возделывали ее, отдавая ему часть полученного продукта или отправляя вместо того барщину; другие подвластные люди, называвшиеся литами, жили при дворе господина и служили ему; эти слуги были разных разрядов: чернорабочие, домашняя прислуга, ремесленники и должностные люди, управлявшие делами господина (ministeriales). Подвластные люди всех разрядов были ограждены от деспотизма господина законом, устанавливавшим виры за обиды им от господина. Лица свободного сословия не могли вступать в брак с лицами несвободного сословия. На войне крепостные поселяне и литы составляли легкую пехоту и вероятно получали жалованье.

Крепостные люди и рабы могли быть отпускаемы на волю: но только те, которые были торжественно освобождаемы королем, получали полные права свободных людей; без этого торжественного обряда отпущенник получал только личную свободу, но не приобретал прав свободно рожденного человека, не был полноправным гражданином. Отпущенники церкви приобретали права свободных людей римского происхождения, а эти люди находились вообще в зависимости от какого-нибудь лица или учреждения, имевшего над ними право патроната.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ФРАНКСКОГО КОРОЛЕВСТВА

Первоначальным основанием государственного устройства в королевстве франков было сочетание прежнего племенного быта германцев с дружинно-военным устройством и с римскими государственными учреждениями; но мало-по-малу ленное право развилось так, что сделалось основой всего государственного быта.

Главою государства был король; под влиянием римских понятий и учреждений власть его стала гораздо болыпе той, какую прежде имели короли в Германии; эта перемена была так велика, что новая королевская власть сделалась совершенно не похожа на старинную. Мы знаем, что в древние времена сан короля был у германцев наследственным в королевском роде, но переход королевского сана с прежнего государя на другого происходил не иначе, как по одобрению народа. Эти короли, имевшие ограниченную власть, сделались неограниченными государями, подобными римским императорам; но с тем вместе прежний законный порядок наследования заменился беспорядочным захватом власти, как было в римской империи. Римские обычаи и христианские понятия, усвоенные франками, дали королевекому сану вместе с новым могуществом и новый блеск. Королевский двор стал центром общественной жизни, государь священным лицом. Переселение народов разорвало родовые связи; кажется, что вместе с ними исчезло и участие народа в передаче королевской власти у германцев, поселившихся в римских областях. Король первоначально был только главою племени, быть может даже только одного из отделов племени, теперь, покорив романское население, он стал неограниченным повелителем государства, управлял всеми мирными и военными делами по своей воле, и если власть его была сколько-нибудь ограничена, то разве обычаем советоваться с вельможами и епископами. Таким образом королевская власть имела двоякий характер: по отношению к своим романским подданным он был преемник императоров и назывался августом; франки видели в нем военачальника, а ленники своего ленного господина. Он поднялся так высоко над другими свободными франками, что в законе нет виры за убийство короля; вред, нанесенный ему, не мог быть выкуплен никавой вирой, наказывался смертью и отнятием имущества. К прежнему отличию франкских королей, исключительному праву носить длинные волосы, прибавилась теперь диадема или корона; прежде знаком власти короля было копье в его руке, теперь прибавились к этому и другие символы царской власти.

Вайц говорит: король -глава народа; он ведет войну и заключает мир; он представитель своего народа по отпошению к другим государствам. Он заключает договоры, посылает послов. Все племена его государства обязаны верностью ему; его покровительство соединяет всех их и служит основанием государственного единства и порядка. За нарушение общественного спокойствия виновный платит ему штраф. Он может давать иммунитет (освобождение от налогов и повинностей), то есть, отказываться от принадлежащих ему доходов. Он назначает светских и духовных правителей и может отнимать у них данные им должности. Через них он приводит в исполнение свою волю по всем частям государства и по всем делам; он созывает судебные собрания и он сам судья; но и без суда он подвергает наказаниям, располагая по произволу имуществом и жизнью своих подданных. Он имеет обширные земельные владения, дающими ему большой доход; но часть этих владений он передал служащим ему. Они тесно связаны с ним этим пожалованием. Другие служащие связаны с ним еще теснее, составляя его свиту. Они живут при его дворе, и всякая служба при дворе дает почет; двор - центр государства; все высшие правительственные должности — придворные должности.

Важнейшими из сановников, окружавших короля и составлявших его совет, были: майордом, первоначально заведовавший дворцом и дворцовой прислугой (как впоследствии заведывал этим сенескалк), канцлер, каммергер и пфальцграф, заступивший место короля в суде. Часто были приглашаемы в королевский совет еппскопы. Короли любили жить на своих виллах, которые были у них во всех частях государства. На королевской вилле был дворец, куда собирались сановники охотиться и пировать с королем; часто на виллах происходили собрания вельмож и епископов. Церковные соборы были созываемы королем; и во всяком случае их решения получали силу только с утверждения его. Свободный франк не мог вступить в духовное звание без его разрешения, потому что духовное звавие освобождало от военной службы.

ДОХОДЫ И СОКРОВИЩА КОРОЛЕЙ

Король получал доходы от своих имений; другими его доходами былиподати и повинности людей римского происхождения, налоги с церковных имуществ (из которых лишь немпогие были тогда освобождены от уплаты податей), добровольные подарки франков, дань с подвластных народов, штрафы с преступников, конфискация имущества некоторых из них, таможенные, дорожные и рыночные пошлины. При разъездах по государству король и его свита получали содержание от местных жителей. Франкские короли очень заботились о накоплении в своей казне сокровищ, переходивших по наследству вместе с престолом; это был старинный германский обычай: сокровища играют большую роль в германских легендах, как и в германской истории. Королевские сокровища состояли из золотой монеты, всяких дорогих уборов, между прочим из золотых колец и цепей, из дорогой посуды и дорогой одежды.

Итак власть франкских королей была расширена влиянием римских учреждений. Подати и повинности, которыми пользовался король, постоянно увеличивались. В судопроизводстве и в решениях о войне и мире король присвоил себе те права, которые прежде принадлежали народному собранию. Он воооще присвоил себе большую часть той власти, которую прежде имело народное собрание; он передавал свою власть графам и герцогам. Управление областями франкского государства было поручено графам. Граф — начальник округа. Он не избирается теперь народом, как было прежде, а назначается королем, поручающим эту должность по своему произволу тому или другому из людей своей свиты. Вообще графы были люди старинных богатых вельможеских родов; кроме высшей власти, полученной ими от короля, они имели и самостоятельную власть, как господа своих имений. Важнейшими обязанностями графа были суд, охрана общественного спокойствия, зашита слабых, обуздание злоупотреблений, взимание королевских доходов, передача их королю, созывание войска в поход и командование им на войне.

Время Меровингов было переходною эпохой, периодом слияния германцев и римского населения в одно национальное целое. Все переходные эпохи представляют много отвратительных явлений; при перерождении народов резко проявляются гнилые умирающие элементы. Мы уже говорили, что история франкского государства Григория Турского показывает нам владычество пороков и преступлений, под массою которых едва заметны зародыши лучшей жизни. Этот духовный сановник, с полной наивностью, без всяких умолчаний, рассказывает о том, как тогда люди всех сословий и в германской, и в романской части населения следовали только внушениям грубой чувственности, ревности, пошлой алчности, властолюбия и мстительности, нарушали все правила обычной нравственности, все божеские и человеческие законы, совершали всяческие злодейства; простодушно передавая эти гнусные и ужасные дела, Григорий не проявляет особенного негодования на злодеев; это равнодушие его служит ясньм свидетельством всеобщей испорченности. Слияние грубых германцев, волнуемых необузданными страстями, с изнеженным романским населением доджно было в начале давать дурные результаты.

ЦЕРКОВЬ И ДУХОВЕНСТВО

Даже церковь не могла охранить себя от грубости и порочности той эпохи. При всем своем суеверии франки очень часто не оказывали уважения храмам. Собор 650 года запрещает под страхом отлучения заводить в церквах драку, хвататься за оружие, петь зазорные песни. У Григория Турского мы находим между епископами много таких людей, которые покупали свой сан или получали его угождением королю, видели в нем только средство пользоваться доходами, бесчестили его грубейшим невежеством, пьянством, корыстолюбием, развратом, клятвопреступлениями, убийствами, или в латах и шлеме ходили на войну; а число тех, которые, как сам Григорий и его современники Авит Овернский и Ницеций Трирский, делали честь своему сословию благородными правилами жизни и образованностью, было не велико. Но церковь все-таки была единственным рассадником образованности. Она своими внушениями поддерживала уважение к закону, воспрещала грубое насилие и, при распадении всех общественных связей, представляла собою пример благоустроенной организации. Епископы съезжались на соборы с позволения короля, и сам он часто присутствовал на них; при отсутствии всякого законного порядка, их постановления приобретали все больше и больше авторитета. Остатки прежней образованности тоже были сохраняемы церковью.

ОБРАЗОВАННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА

АЛЬЦИМ ЭКДИДИЙ АВИТ

Альцим Экдидий Авит, происходивший от знатной овернской фамилии был с 490 года до своей смерти (в 525 году) епископом виэннским. Его поэма „О начале мира", состоящая из пяти книг, разсказывает о сотворении мира, о грехопадении, о потопе. Кроме того он и прямо перелагал книги Ветхого Завета в стихи. В его произведениях заметно подражание классическим поэтам; слог его страдает изысканностью, но язык более чист, чем у других писателей того времени. Его поэма „О начале мира" имеет, как заметил Гизо, поразительные черты сходства с „Потерянным Раем" Мильтона.

Венанций Фортунат, последний представитель щегольства школьной ученостью, родился в Италии, но большую часть жизни провел в Галлии, при дворе Сигберта, уважаемый и любимый франкскими вельможами. Он был очень предан святой Радегунде, жене Хлотара; она бросила мужа за то, что он убил её брата, последнего потомка тюрингского королевского рода, ушла в основанный ею монастырь в городе Пуатье и занималась там делами христианского смирения. Венанций, по сочувствию к её благочестивой жизни, вступил в духовное звание: он был сделан епископом города Пуатье и умер в этом сане. Он написал очень много стихотворений; темами для них служат действительные факты; они очень разнообразны по содержанию и по размеру; содержание их мелочно. Венанций любит играть словами, у него много прикрас плохого вкуса, есть даже ошибки против языка и просодии. Но его стихотворения написаны легко, в них много ума, местами есть п поэтическое творчество; и при всех своих недостатках они поддерживали эстетический интерес в эпоху угасания древней культуры. Одно из лучших стихотворений Венанция — трогательное послание к последнему родственнику Радегунды, живущему в Константинополе; оно имеет своим содержанием погибель тюрингского царства. Другое прекрасное стихотворение рассказывает судьбу несчастной Гальсвинты, сестры Брунгильды. Из прозаических сочинений Венанция самое важное — биография его покровительницы, Радегунды.

ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ 540-594

Читайте также: