Правовая культура современной молодежи доклад

Обновлено: 02.07.2024

Правовая культура как один из ключевых элементов формирования мировоззрения подрастающего поколения. Определение роли социологических исследований, позволяющих устанавливать и поддерживать эффективную обратную связь управленческих структур и молодежи.

Рубрика Социология и обществознание
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 05.09.2018
Размер файла 21,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Краснодарский университет МВД России

Правовая культура российской молодежи (опыт социологического анализа)

правовой культура мировоззрение молодежь

Правовая культура - один из ключевых элементов формирования мировоззрения подрастающего поколения, в том числе и относительно различных социально-правовых феноменов. Именно правовая культура, укоренившись в структурах сознания молодежи, позволяет достичь стабильности, предсказуемости социальных действий и взаимодействий данной социальной группы, препятствовать девиантному поведению, оптимизировать процесс социализации и воспитания. С учетом значимости правовой культуры молодежи в целях обеспечения преемственности и смены поколений становится очевидной роль социологических исследований, как теоретических, так и эмпирических, позволяющих устанавливать и поддерживать эффективную обратную связь управленческих структур и молодежи.

Ключевые слова: общество, право, правовая культура, молодежь, молодежное сознание, социальные действия и взаимодействия, социализация, воспитание.

Annotation

Legal culture is one of the key elements in shaping the worldview of the younger generation, including the relatively different social and legal phenomena. It is legal culture, rooted in the structures of consciousness of young people, allows to achieve stability, predictability of social actions and interactions of this social group, to prevent deviant behavior, to optimize the process of socialization and education. Taking into account the importance of the legal culture of young people for the purpose of ensuring continuity and change of generations, the role of sociological research, both theoretical and empirical, allowing to establish and maintain effective feedback of management structures and young people becomes obvious.

Keywords: society, law, legal culture, youth, youth consciousness, social actions and interactions, socialization, education.

Усвоение молодежью правовой культуры составляет сущность одного из ключевых социальных процессов, от эффективности которого зависят векторы развития социума. Основой стабильного существования любой социальной системы выступают социокультурные, аксиологические, мировоззренческие основы духовной жизни, позволяющие добиться осознанного, целенаправленного соблюдения населением требований социальных норм, прежде всего, норм права. При надлежащем уровне развития индивидуального, группового и массового сознания институт государства, как ключевой элемент социума, значительно усиливает свое влияние, прежде всего, на подрастающее поколение, нуждающееся в соответствующем социально-управленческом воздействии. Среди различных инструментов влияния государства на подрастающее поколение одним из самых эффективных выступает правовая культура. Формирование правовой культуры позволяет добиться добровольного, осознанного следования нормам права.

Ряд исследователей справедливо обращает внимание на тесную взаимосвязь правовой культуры с историческими условиями существования общества. Именно исторический контекст развертывания правовой культуры накладывает свой отпечаток на ее внутреннее содержание, возможности влияния на сознание и поведение людей, на общее восприятие права людьми.

Безусловно, состояние правовой культуры непосредственно связано с духовной культуры общества, элементом которого и выступает правовая культура. В этой связи становится очевидным, что кризисные тенденции системы культуры непосредственно отражаются и на правовой культуре, а в первую очередь, на успешности усвоения молодежью правовых ценностей, идей и т.п.

В целях более подробного анализа проблемной ситуации было проведено эмпирическое исследование молодежи. География исследования - Краснодарский край, общее число опрошенных - 622 человека, в возрасте от 16 до 28 лет; метод сбора первичной информации - формализованное интервью.

Больше половины респондентов (54,6%) оценили свой уровень правовых знаний как средний, еще 24,6% полагают, что их правовые знания высокие. В то же время, низкий уровень своих правовых знаний отметили 11,5% опрошенных. Следует также заметить, что затруднились ответить на данный вопрос 9,3% участников исследования, что косвенно подтверждает устойчивое нежелание части опрошенных давать содержательные ответы на данный вопрос. С учетом психологии молодых респондентов, высокой доли затруднившихся ответить на данный вопрос, целесообразно предположить, что в сфере правовых знаний молодежи имеются достаточно серьезные проблемы, связанные с общим кризисным состоянием института среднего образования в нашей стране.

Становится очевидным, что большинство молодых людей оценивает свой уровень правовой информированности как средний (61,8%). Вместе с тем, почти каждый пятый молодой человек полагает, что у него низкий уровень правовой информированности (18,3%). Несколько меньшая доля опрошенных - 15,6%, - убеждены в том, что у них, напротив, высокий уровень правовой информированности. Также затруднились ответить 4,3% участников исследования. Следует подчеркнуть, что мнения молодежи существенно разделились при ответе на данный вопрос, что свидетельствует о серьезной дифференциации молодежной среды по данному аспекту оценки.

Большинство молодых респондентов не осведомлены о проблеме криминализации сознания (55%, ответы не осведомлен и скорее не осведомлен). В то же время знают о данной проблеме 36,9% (ответы осведомлен и скорее осведомлен). Весьма высокая доля молодежи, кто затруднился дать ответ на вопрос - 8,1%. Как показало исследование, более половины респондентов не знают и не ощущают проблему криминализации сознания, данное явление выглядит обыденным, само собой разумеющимся в их представлениях. Отсутствие осознания проблемой ситуации усугубляет ее протекание и затрудняет поиски эффективного решения, так как заинтересованность наблюдается лишь у ученых и представителей системы государственного управления, в то время как у самой молодежи подобные установки не преобладают.

Большинство опрошенной молодежи, по их утверждениям, не имеет в окружении людей, отрицающих нормы права, негативно настроенных по отношению к законам (64,9%). В то же время такие знакомые есть у 23,7% респондентов. Затруднились ответить на данный вопрос или, возможно, просто не знают о подобном криминальном статусе людей в своем окружении, 11,4% участников исследования. Как показало исследование, порядка четверти опрошенных имеют знакомых с криминализированным сознанием; стоит предположить, что данный показатель несколько занижен вследствие опасений части опрошенных давать откровенные ответы незнакомым социологам.

Интеграция молодежи в пространство правовой культуры осложняется социально-возрастными характеристиками данной группы, создающих риски отклоняющейся правовой социализации вследствие юношеского максимализма, инфантилизма, склонности к самоутверждению с преобладающими эмоционально-чувственными реакциями. Период пубертации приводит к формированию алогичных реакций на рациональные, формализованные нормы права. Именно поэтому для молодежи критически важна система правового воспитания, а также эффективное функционирование агентов правовой социализации. Однако, как показало проведенное эмпирическое исследование, именно этот аспект современной российской действительности может быть отрицательно оценен и вызывает серьезные опасения. Состояние правового мышления, правовой культуры, правового воспитания современной российской молодежи также выглядит достаточно тревожно. В этой связи актуальность приобретают социальноуправленческие модели, опирающиеся на количественные и качественные прикладные социологические исследования, целью которых должна стать согласованная, верифицированная на практике позиция науки и практики по поводу стратегических и тактических действий относительно правового воспитания и правовой социализации российской молодежи в XXI в. в условиях фрагментированной реальности, информационной перегрузки, свойственной глобальному постиндустриальному обществу, куда интегрируется Россия.

Литература

1 Братусева О.Н. Правовые культуры: дис. … канд. юрид. наук. М., 2009.

2. Гурьянов Н.Ю. Правовая культура: сущность, структура, социальные функции: дис. … канд. филос. наук. Чебоксары, 2007.

3. Жигулин А.А. Понятие правовой культуры и ее сущностные характеристики // Научно-исследовательские публикации. 2013. № 2.

4. Медведев В.А. Правовая культура российского общества: особенности и тенденции развития: дис. … канд. юрид. наук. Казань, 2004.

5. Сангинов К. Формирование правовой культуры молодежи: сущность и проблемы // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2013. №3

6. Староверова И.В. Правовая культура молодежи на этапе социального старта: дис. … канд. соц. наук. М., 2010.

7. Шефруков А.З. Динамика правовой культуры // Новые технологии. 2008. № 5.


Прежде чем говорить о правовой культуре современной молодежи, необходимо определить, что такое культура вообще.

Культу́ра (от лат. cultura — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики, юриспруденции и др. [2, 87].

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.

Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. И прежде всего, конечно, собычной, поведенческой, связанной своспитанностью человека, его адаптированностью к порядку, дисциплине, организованности, уважению к законам страны. Не подготовленного в правовом отношении человека, особенно молодого, вряд ли можно назвать культурным. Юридическая культура — важнейший элемент правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства, особенно такого, как современная Российская Федерация, которой всего лишь два с половиной десятилетия.

Правовая культура — система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций, принятых членами определенной общности (государственной, религиозной, этнической) и используемых для регулирования их деятельности [3, 114].

Правовая культура в правовом государстве, каковым является Россия (ст. 1 Конституции РФ) — это уровень знаний, прав и законов, умение их использовать и применять в разных сферах жизнедеятельности.

Наиболее характерными чертами правовой культуры личности являются: достаточно высокий уровень правосознания, знание действующих законов страны; соблюдение, исполнение или использование этих законов.

Это в полной мере относится к современной Российской молодежи, которой помимо других знаний необходимо обладать правовыми знаниями. Следует признать, что правовые знания современной молодежи находятся не на должном уровне, а это значит, что молодой человек, какое бы он не имел образование, не может считаться культурным в правовом смысле.

Специалисты различных областей знаний суть правовой культуры гражданина выражают следующей формулой: знать — уважать — соблюдать. Речь идет о знании, соблюдении и исполнении законов Российской Федерации.

Правовая культура включает в себя несколько элементов: само право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, законотворческую, правоприменительную и другие виды деятельности в сфере функционирования права в обществе.

Уровень правовой культуры в том или ином обществе определяется развитостью и согласованностью названных элементов, а также масштабом и глубиной юридического образования и правового воспитания, качественной профессиональной подготовкой юристов, степенью развития юридической науки и правового мышления.

Естественно, правовая культура будет достаточно высокой, когда она воспитывается в сочетании с другими видами культур.

В своей статье мы более детально остановимся на масштабах и глубине юридического образования и правового воспитания подрастающего поколения.

Прежде чем говорить о юридическом образовании, которое дается в образовательных организациях различного уровня (колледжи, институты, университеты, академии и т. д.) следует обратить внимание насколько подготовлены в правовом отношении будущие их выпускники. Мы считаем, что правовое воспитание и образование в сфере права подрастающее поколение должно получать с дошкольного возраста. Например, в различных дошкольных образовательных организациях, первые сведения о праве дети должны получать при проведении различных игр, чтения литературы, соответствующей возрасту и из других информационных источников. Такие формы обучения будут способствовать привитию правовой культуры. Это можно назвать первым этапом воспитания правовой культуры.

Следующим этапом правового обучения и, следовательно, воспитания правовой культуры является обучение в общеобразовательных организациях, начиная с начального звена до завершения обучения. Это наиболее ответственный и сложный этап в формировании правовой культуры. Правовое образование следует начинать не в старших классах школы, а с начальной школы. В данном случае требуется серьезная работа органов власти различных уровней, в первую очередь образовательных, по разработке специальных образовательных программ.

В воспитании подрастающего поколения, в том числе и в правовом воспитании, важное место принадлежит Федеральным, Региональным и местным молодежным проектам, конкурсам, олимпиадам. В последнее время в стране получили распространение всевозможные молодежные форумы, участие в которых принимают первые лица государства. Президент РФ В. В. Путин, придавая важное значение воспитанию молодого поколения выступает на таких форумах с программными заявлениями. Такие выступления Президента страны оказывают позитивное влияние на воспитание молодежи, в том числе и правовое.

Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, современная молодежь, правовое воспитание, подрастающее поколение, юридическое образование, знание, Избирательный процесс, культура, человеческая деятельность.

Одна из актуальнейших проблем современного российского общества является нежелание жителей, и молодежи в первую очередь, участвовать в политической и социальной жизни. Особую озабоченность вызывают тенденции к пассивной позиции среди молодежи, не желание встраиваться в современное общество. Одна из форм проявления этих тенденций - не желание участвовать в выборном процессе.

Многие молодые люди не ходят на выборы, позволяя политической жизни течь в русле, диктуемом другими возрастными группами. Что само по себе плохо, так как современные тенденции не воспринимаются поколениями прошлых эпох, в силу своей новизны.

Очень маленькое количество из людей, недавно достигших возраста, дающего активное избирательное право, используют его. Еще меньше тех, кто участвует в выборах в роли кандидатов, используя свое пассивное избирательное право.

Основными вопросами являются:

- формы и методы повышения электоральной активности молодежи,

- механизмы привлечения молодых людей в выборный процесс,

- повышение социальной активности молодых людей, за счет использования современных технологий.

Можно определить основные задачи:

- изучение уровня политической и правовой культуры молодежи.

- исследование особенностей формирования правового сознания молодежи.

Являясь одной из предусмотренных Конституцией Российской Федерации форм народовластия, местное самоуправление, приближает население сельских поселений, городов, районов к решению вопросов, напрямую связанных с жизнедеятельностью жителей этих муниципальных образований. Под час такие вопросы требуют оперативного вмешательства на местном уровне, что и обуславливает происходящие в местном самоуправлении реформы. Потому особо актуально привлечение молодых людей в местное самоуправление, которое должно стать школой, пройдя которую, молодой гражданин получит знания и возможности идти далее.

На местном уровне, так же, как и на федеральном, требуются свежие, молодые кадры, умеющие ясно мыслить, обладающие профессионализмом. Это не возможно, без привлечения молодежи. Однако для увеличения молодежи в органах власти, требуется ее непосредственное участие в самих выборах. Иначе новая власть не будет легитимной, по отношению к приходящим поколениям.

Современное состояние правовой культуры российской молодежи.

Существует несколько научных подходов к трактовке понятия правовой культуры. Согласно деятельностному подходу, правовая культура есть процесс и результат творчества человека в сфере права, характеризующийся созданием и утверждением правовых ценностей. Правовая культура не имеет собственной предметности, а представляет собой один из аспектов общечеловеческой культуры, воплотившейся в праве и юридической практике. Творец, носитель и реализатор правовой культуры - личность. Под правовой культурой личности принято понимать субъективно выработанный индивидом уровень овладения правом в своей деятельности.

Явлениями, образующими правовую культуру, выступают:

а) правовое сознание

б) правовая наука

в) правовая деятельность

г) материальные предметы, обеспечивающие и сопровождающие правовую деятельность

д) юридические акты

При характеристике правовой культуры молодежи наибольшее значение представляют правовое сознание, сложившееся в молодежной среде и обусловленное соответствующим типом правосознания юридически значимое поведение.

В ряде современных исследований отмечается, что со­стояние правовой культуры общества является показателем зрелости его правовой системы, отражает достигнутый уро­вень прогрессивно-правового развития. В то же время, очевидно, что различные компоненты правовой системы могут изменяться неравномерно, вбирая в себя массу нега­тивных черт, обусловленных системным кризисом переход­ного общества. Так процесс модернизации российского общества, состав­ной частью которого является построение в России граж­данского общества и правового государства, характеризу­ется противоречиями между институциональным и ценност­ным уровнем правовой организации общества. Не вызыва­ет сомнений тот факт, что изменения на уровне ценностного сознания, как правило, происходят гораздо медленнее, чем перемены, связанные с функционированием основных со­циальных институтов общества, однако, именно сфера со­знания выступает важнейшим побудителем повседневного поведения на индивидуальном уровне. И только при усло­вии трансформации этой сферы происходит постепенное формирование гражданского общества.

Существуют различные точки зрения на развитие правовой культуры российской молодежи. На формирования правового сознания молодого человека влияют следующие факторы:

непосредственные условия жизни и работы;

организованная система обучения и воспитания;

средства массовой информации;

государственная молодежная политика.

Правовая культура проявляется в повседневном поведении. К высшим ее проявлениям относится неукоснительное соблюдение Закона. Осознанный выбор подобной модели поведения предполагает высокий уровень доверия к действующему законодательству. Какие же меры, и в какой степени, могли бы способствовать неукоснительному соблюдению молодежью законодательства?

Методы повышения социализации и правовой культуры

В условиях современного развития общества необходимость социализации молодежи фактически определяет судьбу всех происходящих в стране реформ, поскольку ныне молодое поколение вынуждено ориентироваться на будущее, формировать свой собственный потенциал применительно к рыночным отношениям, пройдя адаптацию к таким процессам, с которыми их предшественники не встречались – безработица, платное обучение, инфляция и т.д. Под воздействием этих негативных тенденций активизируются процессы социального отчуждения российской молодежи, ее отстраненности от политической жизни, от участия в поддержке общественных целей конкретным действием, уменьшения заинтересованности судьбой различных общностей и слоев, концентрации внимания на своих индивидуалистических устремлениях, собственных делах, на становлении социально – нигилистических субкультур. Социально – экономические факторы и условия обусловливают не только идеологические, политические, моральные позиции и мотивацию поступков молодежи, но и формирование ее правовой культуры и правосознания.

единство слова и дела, глубокая убежденность в справедливости, истинности требований, относящихся к сфере права.

безупречная логика обоснования утверждаемых юридических положений и принципов.

индивидуальный подход в процессе убеждения воспитуемых, исключение морального и психологического давления.

Организация управления правовой социализацией должна всесторонне учитывать возможности и действенность самовоспитания, что может выражаться как в повышении личных требований к себе в контексте правового самообразования, так и в творческом, вариативном применении законов и использовании своих прав. Психологической профилактикой духовного перерождения является умение самоограничиться, соизмерять свои потребности с экономическими и правовыми возможностями.

правовое сознание молодых людей характеризуется сложностью и неоднозначностью, где одновременно сочетаются стремление к законопослушному поведению и готовность нарушить закон, ради личной выгоды;

в формировании правового сознания молодежи существенную роль играет личностный фактор. Целеустремленные, настойчивые и самостоятельные молодые люди демонстрируют более зрелое правовое сознание. У той части молодежи, которая предпочитает соперничество в конфликтных ситуациях, проявляются установки на противоправное поведение и даже вызов закону.

независимо от категории молодежи представления у них о патриотизме, престиже государства, чувстве национальной гордости, гражданственности, ценности права в целом не различаются.

С помощью правовых средств можно успешно преодолевать деформацию правовой культуры молодежи.

Похожие страницы:

Правовая культура (5)

. работы с молодёжью, стимулировать его развитие на новом политико-правовом фундаменте. Рост . . Правовая культура подвержена оценкам. Поэтому представляется возможным говорить о высокой правовой культуре, низкой правовой культуре и культуре среднего .

Формирование правосознания и правовой культуры России в современны

. правовой действительности 2. Правовая культура в системе культуры общества 2.1 Понятие, структура и функции правовой культуры 2.2 Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры 2.3 Правовая культура .

Правосознание и правовая культура (6)

. (например студенчества, школьной или рабочей молодёжи, военнослужащих, должностных лиц и т.д.) Индивидуальное . , а находит свое завершение в правовой активности личности, в ее правовой культуре. Правовая культура личности выражается в овладении ею .

Правовое и социальное государство (2)

. исторических традиций правовой жизни и правовой культуры, которые приобретаются . в демократизации общества, уровне правовой культуры населения страны. Тоталитарное государство . большей степени отвечает воспитание молодёжи в духе гуманизма, нравственности .

Правовое поведение

. . Субъективная сторона свидетельствует об уровне правовой культуры личности, степени ответственности лица, о его . положительным, так и отрицательным. И задачей правового воспитания молодёжи является развитие самосознания, обеспечивающего уверенность .

Содержание

1.Понятие культуры и правовой культуры молодежи
2.Направления развития молодежи
3.Особенности правовой культуры молодежи

Прикрепленные файлы: 1 файл

Социология права.doc

Северо-Кавказский филиал

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ (ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

Кафедра общетеоретических правовых дисциплин

Тема: " Особенности правовой культуры современной российской молодёжи "

Студент(ка) курса группы

заочной формы обучения

учёная степень, учёное звание, должность

1.Понятие культуры и правовой культуры молодежи

2.Направления развития молодежи

3.Особенности правовой культуры молодежи

Обращение к проблеме правовой культуры российского общества продиктовано не только теоретическими интересами, но и запросами, потребностями практики. Негативные последствия экономических и социально-политических преобразований в стране привело к снижению качества культурного, образовательного, духовного потенциала российского общества и его отдельных социальных групп, в частности молодежи. Одним го последствий такой ситуации стала криминализация общественных отношений В сложившихся условиях актуализируется потребность в определении уровня и особенностей правовой культуры российской молодежи как относительно самостоятельного феномена современной социокультурной реальности2

От того, как молодежь использует свою молодость, зависит и будущее общества, и его настоящее. Реальное положение молодежи вызывает все большее социальное беспокойство в российском обществе. Гражданское общество формирует свой социальный заказ на будущие молодые поколения и за процессами, происходящими в молодежной среде, наблюдают политики, законодатели, социологи, психологи, педагоги, врачи… Молодежная проблематика - предмет наиболее острых дискуссий и о молодежи говорится много и по - разному3.

Одни говорят, что молодежь – это поколение, которое Россия уже потеряла. Их оппоненты утверждают, что современная молодежь более мобильна, более энергична, практична и целеустремленна, чем их предшественники 10-15 лет назад. Некоторые говорят, что молодежи необходимо предоставить все условия для самореализации в обществе. Другие возражают - у каждого времени свои трудности, старшее поколение свои преодолело, пусть племя молодое преодолевает сегодняшние свои. Различны в российском обществе и взгляды относительно молодежной субкультуры, причинах негативных явлениях в молодежной среде и т.д.

Помочь молодёжи разобраться в реалиях современной жизни, понять законы и закономерности изменений в политико-правовой сфере России можно только в рамках систематической целенаправленной работы по “улучшению” образа права в глазах старшеклассников. В этой работе должны принимать участие не только учителя, но и родители, а также органы власти, своим положительным примером и действиями, направленными на заметное улучшение правопорядка и законности в обществе. Не всё из перечисленного в возможностях школы и учителя, однако некую положительную роль в поиске школьником своего места в жизни, становлении образа мыслей и эволюции поведения, может сыграть и учитель, направляя ученика к формированию самостоятельной положительной жизненной позиции4.

2. Одним из стратегических приоритетов социально-экономического развития страны являются инвестиции в человека, а значит, и в молодое поколение. Основными направлениями государственной молодежной политики в Российской Федерации являются:

- создание всероссийского банка данных по проблемам молодежной политики;

- подготовка кадров сферы государственной молодежной политики;

- разработка мер экономического и правового характера, направленные на повышение уровня занятости молодежи;

Отличительной чертой имеющегося законодательства России является то, что большинство правовых норм, регулирующие положение молодежи: несовершеннолетних подростков, молодых людей в различных сферах жизнедеятельности, разбросано по соответствующим отраслям: Семейный кодекс, Кодекс о труде, законодательство об образовании и т.д. Решение молодыми гражданами России жилищных, медицинских, производственных, семейных и досуговых проблем чаще всего связано с различными нарушениями конституционных прав.

Таким образом, актуальна задача обновления действующего законодательства, обеспечивающего конституционно-правовой статус детей от рождения до совершеннолетия. Необходим комплекс нормативных актов, регулирующих права ребенка: его рождение, развитие, обеспечение, социализацию; воспитание и образование; выбор профессии и формирование профессиональных планов и т.д. Что это будет: закон о правах детей или ювенальный кодекс – задача будущего, но искать пути ее решения необходимо уже сейчас, так как слишком велика цена вопроса.

Молодежь из разных социальных слоев имеет неодинаковые шансы уже на этапе жизненного старта. Для молодого россиянина из семьи с высоким материальным достатком это выбор между учебой в отечественном или зарубежном вузе, для юноши или девушки из семьи некоторых категорий служащих – между учебой или работой, то выходцам из малообеспеченных, многодетных и неполных семей часто приходится выбирать между жалким существованием и криминалом. Как видно рискуют все. Но для одних это риск мобильности, а для других - угроза криминализации. Разумеется, на практике ни одно государство не может обеспечить полного равенства стартовых возможностей молодых людей, но процесс демократизации предполагает выравнивание прав различных групп молодежи на полную интеграцию в социальную структуру. Тем самым риск фальстарта сводится к минимуму. Поэтому определение эффективных путей локализации риска становится одним из направлений государственной молодежной политики в современном российском обществе5.

В России сложилась такая ситуация:

С одной стороны - государство, проводящее определенную молодежную политику.

Гражданское общество, находящееся в стадии становления и пытающееся объединиться в социальных и общественных институтах, ориентированных на создание условий для социализации молодого поколения - с другой стороны.

И между ними - молодежь, которая имеет гражданские права лишь номинально, и поэтому ставит вопрос об их расширении. Кроме того, хотела бы видеть поддержку своих инициатив государством.

Наконец, есть ситуация востребованности молодежи, изучения ее проблем и определения современного типа отношений в новой концепции молодежной политики в обществе.

- принятие эффективных законов об актуальных проблемах молодежи;

- создание социальных центров и служб для молодежи, оказывающих социально-правовые, медико-психологические, семейно-педагогические консультации

- усиление сексуально-семейного просвещения и воспитания молодежи с целью предотвращения семейных кризисов первых лет совместной жизни и разводов;

- активизация антиалкогольной, антинаркотической пропаганды и спортивно-оздоровительной работы среди молодежи;

- развитие сферы образования с целью поддержки прогрессивных, честных, высококвалифицированных педагогов;

- поддержка молодежных общественных организаций.

3. России необходима продуманная и социально ориентированная молодежная социальная политика. Сегодня она, по понятным экономическим причинам, является недостаточной. Но, вероятно, не только государство ответственно за это. Немалую лепту в разработку и реализацию подобных стратегий могут внести специалисты самых разных профилей, а также формирующиеся в стране институты гражданского общества: политические партии, общественные организации и.д.

Безуспешные попытки молодежи интегрироваться в общественные структуры ставят ее перед необходимостью поиска альтернативных каналов интеграции и выбора между самореализацией в социально – одобряемых формах (учеба, труд) и самоутверждением в рамках молодежной культуры. Молодежная культура в данном случае выполняет функции социализации молодых людей.

Массовая (обыденная) культура реализуется в образе жизни, который зависит от профессиональных занятий человека, традиций места проживания, социального статуса и т.д. Чаще всего, именно социальный статус задает направленность экономических и познавательных интересов личности, стиль ее досуга, общения, этикета, информационных устремлений, эстетических вкусов, моды, имиджа, образов престижности, представлений о собственном достоинстве и т.д., которые и есть массовая или обыденная культура. Молодое поколение усваивает обыденную культуру стихийно в процессе воспитания и общего образования, общении с родственниками и в своей социальной (молодежной) среде, коллегами по работе и т.д., корректируя ее по мере изменения социального статуса и социальных контактов. И в процессе вхождения в обыденную культуру общества, человек обязательно включается в одну из социальных субкультур. В нашем случае – молодежную субкультуру.

Роль молодежной субкультуры возрастает тогда, когда основные социальные институты, обеспечивающие социализацию молодежи (семья, образовательные и культурные учреждения, общественные и религиозные организации, средства массовой информации) пропагандируют весьма разнообразные и отличные друг от друга ценности и модели поведения, что осложняет процесс поиска себя, обретение социального статуса, интеграцию молодежи в общество.

Молодые люди воздвигают границы и обосабливаются от других поколений внешним видом и понятным только им сленгом, музыкальными пристрастиями, новым способом коммуникации – Интернет, сотовые телефоны, самоорганизациями в рамках субкультур (не всегда одобряемыми в обществе и не редко – деструктивными).

Читайте также: