Типы цивилизаций доклад по обществознанию

Обновлено: 29.06.2024

Типология цивилизаций – это разделённый на определенные типы ряд культурно-исторических этапов, имеющих общие черты, элементы и закономерности развития.

Типология цивилизаций – это разделённый на определенные типы ряд культурно-исторических этапов, имеющих общие черты, элементы и закономерности развития. В глобальном, неисторическом рассмотрении ученые выделяют два типа цивилизации – Восток и Запад.

Восточная цивилизация – консервативна по своей сути и за многие века практически не претерпела изменений. Даосизм, буддизм и конфуцианство наложили свой отпечаток на ее развитие. Человек почти неотделим от природы, и уж тем более его нельзя назвать ее царем. В некоторых странах до сих пор особую роль играет государство и верховный правитель, а также существует множество табу и запретов.

С точки зрения исторического развития существует намного больше типов цивилизаций. На самом деле точно даже не известно их количество. К примеру, до сих пор толком ни доказано, ни опровергнуто существование цивилизации Атлантиды. Итак, рассмотрим основные.

1. Первичный тип цивилизаций – это, грубо говоря, первый шаг от обезьяны к человеку. Ключевые моменты – изобретение орудий труда и переход от охоты к животноводству и земледелию. Не менее важно появление первых религий, типа анимизма или фетишизма, и мифов, появление которых уже можно назвать первым явлением культуры.

2. Ранние цивилизации – окончательный переход от первобытнообщинного строя к цивилизации. Включает египетскую, вавилонскую, индийскую и китайскую, а также цивилизации шумеров, майя, ацтеков и инков. Здесь уже появляется такая социальная организация, как государство, а также города. Развивается религия, письменность, первые знания о природе и человеке.

3. Античные цивилизации – в основном Древняя Греция и Древний Рим. Основные черты – высокоразвитая культура и искусство (Овидий, Гораций, Гомер, Эврипид), появление множества наук и учений (Платон, Архимед, Тит Ливий, Софокл). Появляются новые формы государства – Греция со своими независимыми городами-полисами, Римская республика, затем Римская империя.

4. Цивилизация Средневековья. Ключевые моменты – на смену язычеству пришло христианство, феодальное общество с разделением на сословия, религия оказывает большую роль на культуру и искусство и, при этом, подавляет развитие научной и исследовательской деятельности.

5. Цивилизация Возрождения (или Ренессанса). Характеризуется расцветом гуманизма вообще и гуманитарных наук в частности. Человек наконец-то выходит из тени церкви. Античная культура снова становится в почете, и на нее равняются многие деятели искусства, особенно скульпторы и архитекторы. Даже дети знают лицо Возрождения – знаменитую четверку – Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэля Санти и Донателло. Снова стал развиваться театр, практически забытый, со времен античности (Мольер, Шекспир).

6. Реформация. Движение Реформации - промежуточный этап между цивилизациями Возрождения и Просвещения. Основоположник – Мартин Лютер, давший мощный толчок к переосмыслению христианства. В противовес католикам появляются протестанты. Их взгляд на религию и права человека стал по сути первым шагом к институтам гражданского общества, к созданию правового государства. Попросту говоря, ведьм уже не сжигают.

7. Цивилизация Просвещения. Развивается процесс отделения государства от церкви. Этот период считается золотым веком театра. Мощное развитие получает и музыкальное искусство (Моцарт, Бах), а также философия (Локк, Руссо, Вольтер, Дидро, Бэкон, Декарт). Возрастает интерес к личности человека и получает развитие социология.

8. Индустриальная цивилизация. Отделение церкви от государства завершено. Это эпоха промышленного прорыва. Пик всех изобретений и научных открытий приходится именно на этот период. Наука в почете везде и во всех отраслях. В политике утверждается демократия, а в экономике – капитализм. В ХIХ—ХХ веках индустриальная цивилизация расширяется с Европы на весь мир. Благодаря развитию транспорта (поезда, самолеты, пароходы) мир становится теснее – капиталистические отношения и массовая культура проникают всюду, различные устои и культуры смешиваются. Отсюда и возникают конфликты, очень часто перерастающие в войны. Именно в эту эпоху происходят обе мировые войны.

9. Постиндустриальная цивилизация. Постиндустриальная или информационная цивилизация возникает во второй половине ХХ века, в эпоху развития информационных технологий и набирает оборотов с появлением интернета, который проникает в культурную, экономическую и прочие сферы общественной жизни. Индустриализация уходит на второй план, на первый выдвигается информация. Возникает понятие инфосферы. Люди все чаще общаются, не видя друг друга вживую, что очень часто приводит к социальной самоизоляции. Развитие этой цивилизации мы наблюдаем воочию, и ,конечно, невозможно с уверенностью предсказать все этапы ее развития.

Естественно такое деление на типы условно, хотя и общепринято. При желании можно углубиться и выделить новые типы, либо наоборот, - обобщить и свести их количество к трем-четырем.

Типы цивилизаций

Описание: Основным принципом космогенной цивилизации является принцип традиционализма – принцип преобладания традиций над новациями. Мир с точки зрения космогенной цивилизации рассматривается как космос. Это является главной характеристикой космогенной цивилизации. Из вышесказанного вытекает важная характеристика космогенной цивилизации – это крайне низкий темп социального развития.

Дата добавления: 2014-07-09

Размер файла: 15.61 KB

Работу скачали: 48 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Лекция 12
Типы цивилизаций
План:

  1. Космогенная цивилизация ;
  2. Техногенная цивилизация ;
  3. Антропогенная цивилизация.
  1. Космогенная цивилизация – это тип цивилизаций, относящийся к древним временам, таким как Древний Вавилон, Древний Рим, Древняя Греция, Древний Китай, Древняя Индия, Европейское Средневековье и другие.
  • Основным принципом космогенной цивилизации является принцип традиционализма – принцип преобладания традиций над новациями.
    Мир, с точки зрения космогенной цивилизации, рассматривается как космос. В свою очередь, космос – это гармоничное единое целое, которое пронизано единым божественным высшим порядком. Из этого можно сделать вывод, что мир уже совершенен: он не может быть лучше. Мир – это гармоничный высший порядок. Следовательно, главной задачей человека является поддержание гармоничного состояния, то есть не делать мир хуже. Чтобы не нарушить идеального состояния мира, человек должен всегда делать так, как делали раньше и не нарушать тот порядок, что был установлен ранее. Это можно сделать с помощью соблюдения традиций.
    Это является главной характеристикой космогенной цивилизации. Из неё вытекают все последующие характеристики:
  • Негативное отношение к новациям. Любая новизна, что-то новое несёт собой угрозу нарушения традиций. Новое – это отступление от традиций, а отступление от традиций – это угроза нарушения высшего гармоничного порядка. Следовательно, всё новое – это источник зла, который нужно всеми силами избежать. Человек, который внёс что-то новое – это злой человек. Таких людей нужно выгонять из общества, либо уничтожать.
    Если новое считается злом и уничтожается, то весьма очевидно, что развиваться общество будет крайне медленно. Из вышесказанного вытекает важная характеристика космогенной цивилизации – это крайне низкий темп социального развития.
    Общество космогенных цивилизаций по-другому называют традиционным обществом . На протяжении всего своего существования, космогенные цивилизации сохранились такими, какими они были в самом начале. Политическая система осталось прежней, нет никаких научных открытий, так как научные открытия – это новизна, а новизна – это зло. Как правило, все технические новации люди воспринимают с недоверием и очень долго не хотят их использовать.
  • Отсутствие социальной мобильности. Если общество традиционное, то отсюда следует, что социальный порядок должен носить традиционный характер. Каждый человек должен носить тот социальный статус (положение в обществе ) , который был ему предопределён перед рождением. Таким образом, если человек родился в семье крестьянина, то он и будет крестьянином. Аналогично, его дети и внуки так же будут крестьянами. Если человек родился в семье воинов, то он будет воином и т.д. Следовательно, не может быть такого, что человек родился в семье сапожников и стал горшечником.
  • Подчинённое отношение человека к природе. Природа – это часть божественного космоса, божественный порядок. Из этого можно сделать вывод, что человек должен подчиняться природе, обожествлять её. В космогенной цивилизации появляются Боги Солнца, Земли, Воды и т.д. Следовательно, человек не использует природу, а всего лишь подчиняется ей.

Главный способ преодоления кризиса – это переход к другому типу цивилизации, который носит название антропогенный тип цивилизации.

В изучении истории человечества исследователи придерживаются цивилизационного подхода, то есть принимают цивилизацию за основную структурную единицу процесса развития общества. При выделении типов цивилизации они придерживаются различных критериев – конфессионального, экономического, социально-политического, географического. Что такое цивилизация и какие типы цивилизации сформировались за всю историю человечества – об этом пойдет речь далее в статье.


Понятие

  • С. Хантингтон – как культурную общность высшего ранга. Автор выделяет 8 цивилизаций: западную, конфуцианскую, японскую, православно-славянскую, исламскую, индуистскую, латиноамериканскую и африканскую.
  • О. Шпенглер – как заключительный этап развития любой культуры, характеризующийся перевесом материальных интересов над духовными.
  • П. Сорокин – как социокультурную суперсистему с присущей ей политической, экономической, религиозной и ментальной организацией, системой ценностей и типом личности.
  • Ф. Энгельс и Л. Морган – как более высокую ступень развития общества, пришедшую на смену дикости и варварству.
  • А. Тойнби – как систему ценностей, традиций, символов, ментальности и образа жизни данного социума или целой эпохи.
  • Э. Литтре – как совокупность свойств, принадлежащих некоему обществу, расположенному на определенной территории в определенный момент истории.

В одних определениях понятия культуры и цивилизации тождественны, в других – противопоставлены, в третьих цивилизация представлена как специфическое культурное образование. Чаще всего цивилизацией называют целостное общественно-историческое образование, которое характеризует ступень развития материальных и духовных сил общества и отражает совокупность социально-культурного наследия в области экономики, политики, техники и искусства. Первые цивилизации возникли с появлением:

  • государства и права;
  • классового разделения общества;
  • торговли;
  • института частной собственности;
  • городов;
  • письменности;
  • монументальных сооружений;
  • зачатков науки и искусства.


Главная функция цивилизации заключается в обеспечении все более свободных форм совместного бытия людей. Степень цивилизованности или отсталости общества определяется степенью свободы личности во всех сферах жизни и деятельности.

Классификация

Тип цивилизации – понятие, используемое для крупного членения исторического процесса и позволяющее обозначить специфические особенности, присущие многим обществам. В основе типологии цивилизаций положены критерии:

  • географическая среда обитания;
  • уровень развития производительных сил;
  • социальная организация;
  • религия;
  • близость языка;
  • общность бытовой и духовной культуры;
  • политическая индивидуальность.

Принятие за основу природно-географического фактора порождает деление цивилизаций на:

  • речные – древнеегипетская, шумерская;
  • приморские – финикийская, греческая, римская;
  • нагорные – хеттская, андская, мексиканская;
  • архипелагического типа – минойская, эллинская, дальневосточная;
  • континентальные – китайская, индская, славянская;
  • лесная – майя.

Выделение религии в качестве первоосновы подразделяет цивилизации на:

  • христианский мир;
  • исламский мир;
  • индуистско-буддистский мир Южной Азии;
  • конфуцианско-буддистский мир Дальнего Востока.

С позиции исторического развития цивилизации делят на:

  • традиционное общество аграрного типа, в котором социокультурная регуляция основана на традициях;
  • индустриальное общество, основанное на развитии крупного промышленного производства, формировании целостных наций-государств, общности языка и культуры;
  • постиндустриальное общество – социальная формация, возникшая в процессе эволюции и преобразования индустриального общества, характеризующаяся активным использованием принципиально новых технологий, достижений научно-технической революции, гуманитарным подходом в решении конфликтов, социальных проблем;
  • информационное общество – стадия общественного развития, на которой информация и информационные технологии приобретают ведущее значение во всех сферах общественной жизни.


По масштабу, территориальному охвату различают цивилизации:

  • Локальные – самостоятельные, самодостаточные цивилизации отдельного региона, характеризующиеся уникальными особенностями социально-экономического и культурного развития (египетская, эллинская, китайская, западно- или восточнохристианская, исламская).
  • Линейно-стадиальные (мировые) – крупные этапы в развитии общества, имеющие общие для всего человечества черты развития в этот период. Таковыми являются эпохи античности, средневековья, Возрождения, Просвещения, Нового и Новейшего времени.

На основе общности экономико-политического развития, ментальности, культурных взаимосвязей выделяют 3 типа цивилизационного развития:

  1. Непрогрессивный – природные сообщества, цель и смысл существования которых заключены в сохранении равновесия между человеком и природой. Жизнь в них движется по кругу, восходящее развитие отсутствует.
  2. Циклический– восточная цивилизация, для которой характерен традиционализм, отсутствие ценности личности, медленный темп изменений, общественная собственность, регулирующая роль религии.
  3. Прогрессивный– западная цивилизация, основными ценностями которой является рационализм, практицизм, расчетливость. Характерные черты: быстрое развитие научно-технического и экономического прогресса, признание личности высшей ценностью общества, приоритет закона и права, демократическая форма государственного управления.

Любой тип цивилизации проходит эволюционные фазы развития. У каждой из них есть определенный срок жизни, в течение которого они формируются, развиваются, достигают расцвета, дряхлеют и угасают.

Заключение

Современное общество идет по пути создания универсальной мировой цивилизации. Процесс глобализации объединяет народы земли в единую общность, идет процесс взаимовлияния и взаимообогащения различных типов развития при сохранении цивилизационных особенностей каждого сообщества. Страны Востока, выбирая своей целью индустриальное развитие, стремятся сохранить свои фундаментальные ценности, а страны Запада обращаются к этим ценностям в поисках духовного смысла существования.

1. Цивилизационный подход в изучении истории человечества.

3. Признаки цивилизации:

  • появление государства и права;
  • классовое разделение общества;
  • возникновение городов;
  • развитие торговли;
  • появление письменности;
  • постройка монументальных сооружений;
  • зарождение науки и искусства.

4. Критерии классификации цивилизаций. Типология на основе различных признаков:

В широком смысле под циви­лизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью.

Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности.

В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.

Различные ци­вилизации коренным образом отличаются друг от друга, так как основываются не на схожей производ­ственной технике и технологии (как общества одной формации), а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация ха­рактеризуется не столько производственным бази­сом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимо­связи с окружающим миром.


Освальд Шпенглер (1880-1936), немецкий историк, философ

Культура — э то качественное своеобразие, особенность каждого народа, а цивилизация — это унифицирование, приведение к единым стандартам посредством распространения продуктов НТП.

Шпенглер О. считал, что если пришла цивилизация, то культура умирает.

Типы цивилизаций

В современной теории цивилизаций распростране­ны как

Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:

1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.

2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.

3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека ,предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.

4. Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни — интровертность .

5. Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма .

6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом .

7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.

Макс Вебер (1864-1920),немецкий социолог

Западный тип цивилизации (западная цивилизация) — систематическая

характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие:
1) динамизм , ориентация на новизну;
2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;
3) индивидуализм , установка на автономию личности;
4) рациональность ;
5) идеалы свободы, равенства, терпимости;
6) уважение к частной собственности ;
7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.

Современные цивилизации

Техногенная цивилизация — исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару, вплоть до конца XX столетия.

Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.

Характерные черты:

1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний;

2) как результатом слияния науки и производства произошла и научно-техническая революция, существенным образом изменившие взаимоотношения человека и природы, место человека в системе производства;

3) ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой непосредственно протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества— индустриальное общество и постиндустриальное общество.

Глобальная цивилизация — современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Глобализация связана прежде всего с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.

Читайте также: