Нетрадиционные формы домашнего задания доклад

Обновлено: 01.07.2024

Оценить 3938 0

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. Элберт Г. Хаббард

2. Роль домашнего задания в обучении

3. Виды домашних заданий.

4. Методика организации домашней работы

5. Системная организация домашней работы

6. Проверка домашнего задания

Процесс изучения любой учебной дисциплины не возможен без активного включения самого обучаемого в данный процесс, то есть обучение нацелено на формирование и развитие умений самообразования и самовоспитания. Одним из наиболее эффективных видов деятельности учащихся по формированию умений самообразования является домашняя работа, поскольку при ее выполнении происходит более глубокое осмысление теоретического материала предмета, изученного на уроке, а также его интеграция с практикой.

В современной дидактике существует множество форм организации учебной деятельности учащихся. И одной из таких форм является домашняя работа учащихся.

2.Роль домашнего задания в обучении.

Проблема организации домашней работы весьма актуальна. Как отмечается в учебнике педагогики, необходимость домашней работы учащихся обусловлена не столько решением чисто дидактических задач (закрепления знаний, совершенствования умений и навыков и т.п.), сколько задачами формирования навыков самостоятельной работы и подготовки к самообразованию. Домашнее задание как структурный элемент урока заключает в себе широкие возможности для активизации познавательной деятельности учащихся и является пока еще не использованным в полной мере резервом повышения эффективности изучения информатики в школе.

В пособиях по педагогике домашняя работа рассматривается как одна из дополнительных организационных форм обучения. Отмечая, что домашняя подготовка учащихся выступает неотъемлемой частью традиционного обучения, В.И. Загвязинский относит ее к дополнительным внеурочным формам организации обучения, которые должны органически дополнять урок и составлять систему работы, предусмотренную тематическими и календарными планами. Некоторые специалисты рассматривают домашнюю работу учащихся как разновидность самостоятельной работы (С.А. Пуйман ).

Домашняя работа учащихся представляет собой самостоятельное выполнение учебных заданий вне рамок существующего расписания уроков .

Домашняя учебная работа учащихся принципиально отличается от классной прежде всего тем, что протекает по указаниям учителя, но без его непосредственного руководства. Ученик сам определяет время выполнения задания, выбирает наиболее приемлемый для него ритм и темп работы.

В 1960-е годы пропагандировался опыт организации обучения без домашних заданий, когда вся работа над материалом завершается на уроке. Однако этот опыт себя не оправдал. Домашняя подготовка учащихся должна не заменять, а завершать работу, выполненную в классе, под руководством педагога: введение и анализ основных понятий и идей, знакомство с новыми

3. Виды домашних заданий

Поскольку теоретические аспекты домашней работы учащихся исследованы недостаточно, в педагогической и методической литературе предлагаются различные основания классификации домашних заданий.

По дидактическим целям выделяют следующие виды домашних заданий :

• подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы;

• направленные на закрепление и применение знаний, полученных на уроках, выработку умений и навыков;

• способствующие расширению и углублению учебного материала, изученного в классе;

• направленные на формирование и развитие умений самостоятельного выполнения упражнений;

• способствующие развитию самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающем возможностям учеников.

Особым видом являются задания творческого характера (написание изложений, сочинений, выполнение рисунков, изготовление поделок, наглядных пособий и т.п.).

По виду учебной деятельности учащихся выделяются следующие виды домашней работы : работа над текстом учебника и различными дополнительными источниками информации (словари, периодическая печать, Интернет и т.д.); выполнение упражнений и решение задач; выполнение письменных работ; заполнение рабочих тетрадей на печатной основе; написание рефератов и докладов; изготовление наглядных пособий, макетов и т.д. В опыте передовых учителей используются также чтение и анализ дополнительных литературных источников; самостоятельная работа с периодической печатью; аннотирование кино- и видеофильмов и т.д.

Так же была предложена классификация в зависимости от типа предстоящего урока:

• к урокам изучения нового материала:

1) изучение материала учебника и его пересказ;

2) доработка материала, изученного на уроке;

3) группировка материала по какому-либо признаку ;

4) сбор материалов из дополнительных источников и окружающей действительности.

• к урокам обучения применению знаний:

1) практические работы (изготовление пособий, карточек, таблиц: придуманных самостоятельно, заимствованных из дополнительной литературы, справочников, словарей и т.д.);

2) решение задач, аналогичных решенным в классе, или по образцу;

3) решение нестандартных задач;

4) решение задач с межпредметными связями;

5) самостоятельное составление задач;

6) самостоятельное изучение материала;

7) сравнение фактов, наблюдаемых явлений и объяснение их сходства и различия;

8) работа над ошибками.

• к урокам обобщения:

1) ответы на специально поставленные вопросы учителя;

2) подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем;

3) самостоятельное составление плана ответа по теме или подготовка по этому плану;

4) выделение в тексте основного и второстепенного материала;

5) самостоятельное доказательство того или иного положения или вывода, аналогичное тому, которое давалось в классе;

6) подбор дополнительного материала по теме;

7) самостоятельное составление задач по изученной теме (индивидуальное, парное или групповое);

8) формулирование выводов на основании фактического материала (наблюдений, опытов, эксперимента, экскурсии);

9) подготовка таблиц, схем, опорных конспектов;

10) нетрадиционные задания обобщающего характера: составление кроссворда, теста, обучающей программы и т.д. по изученному материалу.

• к урокам контроля и проверки знаний:

1) письменные ответы на вопросы;

2) индивидуальная домашняя контрольная работа;

3) решение нестандартных задач.

Рассматриваются следующие виды домашней работы: индивидуальная,групповая, творческая, дифференцированная, одна на весь класс.

В педагогике предлагается использовать несколько уровней домашнего задания.

Первый уровень – обязательный минимум. Задание должно быть понятно и посильно всем ученикам.

Второй уровень домашнего задания – тренировочный. Его выполняют ученики, желающие хорошо знать предмет и без особой трудности осваивающие программу. При этом они могут освобождаться от задания первого уровня.

Третий уровень – творческое задание – используется в зависимости от темы урока, подготовленности класса и т.д. Оно выполняется учениками, как правило, на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой. В рамках творческих заданий ученикам предлагается разработать: сказки, фантастические рассказы и т.д. (по теме);чайнворды, кроссворды; тематические сборники интересных фактов, примеров, задач; плакаты – опорные сигналы, схемы, наглядные пособия.

4.Методика организации домашней работы

Методика организации выполнения домашней работы – одно из слабых звеньев в деятельности школы. Часто задавание уроков на дом вообще не выделяется как самостоятельный этап урока. Между тем оно должно подготовить учащихся к самостоятельному и сознательному выполнению задания.

До 80% учителей дает домашнюю работу в конце урока, хотя возможны и другие варианты: в начале урока, в середине, в ходе урока.

В середине урока. Если в начале урока шло повторение, класс работал как единое целое, то вторым этапом урока, дается домашнее задание. Во второй части урока класс либо работает по группам, где одна группа у компьютеров выполняет небольшое практическое задание, а вторая в это время отвечает на вопросы теста за партами, либо учитель объясняет новый материал;

В конце урока. На таких уроках в начале идет проверка домашнего задания или повторение, обобщение, изучение нового материала. Вторую часть урока учитель и класс работают все вместе. После чего задается и комментируется домашнее задание.

В связи с особенностями предмета (интерактивная работа за компьютером) домашние задания нужно давать с учетом его наличия у учащихся. Целесообразны задания, не требующие компьютера.

Домашняя работа происходит без непосредственного руководства учителя, поэтому нуждается в создании необходимых условий для успешного его выполнения. Одним из таких условий является его доступность.

С.А. Пуйман формулирует основные правила задавания на дом следующим образом:

• для задавания на дом необходимо отводить специальное время;

• давать задания следует при полном внимании всего класса;

• домашнее задание должно быть понято всеми без исключения;

• учащиеся должны знать не только, что делать, но и как делать: как прочитать учебник, как приступить к решению задачи и т.д.

Домашние задания следует дифференцировать. Хорошо успевающие ученики могут получить задание повышенной трудности.

В практике работы школы сложились следующие виды инструктажа при задавании уроков на дом: предложение выполнить таким же способом, каким выполнялись аналогичные работы в классе; объяснение способа выполнения задания на двух-трех примерах; разбор наиболее трудных элементов домашнего задания.

А.А. Гин предлагает ряд приемов подачи домашнего задания :

Задание массивом. Например, учитель дает 10 задач, из которых ученик должен сам выбрать и сделать не менее заранее оговоренного объема задания. В рамках большой изучаемой или повторяемой темы может задаваться большой массив задач сразу (не к следующему уроку, а на более продолжительный срок). Стимулируется выполнение большого числа задач из массива релейными контрольными работами.

Особое задание. Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания (учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом).

Творчествоработает на будущее: ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов, которые используются в том же или следующих классах.

Необычная обычность: учитель задает домашнее задание необычным способом. Например, зашифровав его.

Идеальное задание: учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. Это может быть любое из известных видов заданий.

Домашнее задание следует дозировать по времени (от 1 часа в начальных классах до 3-4 часов в выпускных), не допуская перегрузки учащихся; оно должно быть хорошо объяснено и, как правило, не требует помощи взрослых.

Учащиеся должны знать, что выполнить домашнее задание легче и быстрее в тот же день, когда оно было задано.

5.Системная организация домашней работы

Исходя из индивидуальных особенностей детей, задания подбираются так, что при подчинении единой познавательной цели и одной теме они отличаются степенью трудности. Причем наряду с индивидуальными карточками-заданиями, как правило, в трех вариантах (учащиеся сами выбирают вариант, или каждый вариант учитель заранее предназначает определенной группе учеников), возможна подготовка работы, содержащей задания нескольких уровней, при выполнении такого задания учащиеся становятся субъектом познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность (в данном случае выбор уровня), самостоятельность в усвоении знаний, умений и навыков, в развитии мышления, памяти и творческого воображения.

Полезно использовать в домашней работе такие приемы, как:

• выполнение заданий, включающих ошибки в рассуждениях или записях;

• выполнение заданий на выявление закономерностей;

• рассмотрение задач с лишними или недостающими данными;

• разнообразные приемы самоконтроля.

6.Проверка домашнего задания.

Проверка домашней работы может осуществляться учителем разными путями: устным опросом или попутным ознакомлением с письменными работами на уроке или просмотром тетрадей после урока. Проверка заданий в основном проводится в начале урока, однако может осуществляться и в конце, и в течение его в сочетании с работой над новым материалом. Некоторые учителя вместо проверки домашнего задания дают учащимся упражнения, аналогичные задачам, и на основе их выполнения делают вывод о качестве домашней работы.

Наиболее распространена фронтальная проверка выполнения задания на уроке. Учитель проверяет, выполнение домашнего задания, ставит всему классу вопрос относительно его содержания, ученики дают краткие ответы, отмечают трудности, с которыми встретились. Педагог выявляет и устраняет ошибки, делает обобщение. Более глубокая индивидуальная проверка предполагает опрос одного-трех учеников, в течение которого другие ученики следят за ответами, дополняют, исправляют ошибки.

Если школьник не выполнил задания, то учитель должен выяснить причины этого. Они бывают самыми разными - от неблагоприятных условий для занятий дома, к нежеланию систематически работать. В случаях, когда окажется, что задача сложная для ученика, следует выяснить, в чем затруднение и помочь его преодолеть. Если школьник ленивый, то нужно усилить контроль за его работой, требуя выполнения ученических обязанностей, приучать доводить начатое дело до конца. Если ученик не успевает выполнять домашние задания - помочь ему овладеть приемами рациональной организации труда.

Важной формой контроля является взаимная проверка выполненных работ учащимися с обнаружением ошибок, их устранением и выставлением оценки, а затем, в отдельных случаях, обоснованием оценки перед всем классом. Вовлечение всех учащихся класса к проверке домашних заданий, для обсуждения ошибок, путей их преодоления очень целесообразно, поскольку дает каждому школьнику дополнительные представления о процессе усвоения и возможных трудностях. Привлечь учащихся к участию в проверке можно еще таким образом: учитель вызывает одного из учеников, который демонстрирует выполненное задание (записывая на доске, читая и т.д.), а остальные сверяют его со своей работой. Если учитель обнаруживает у вызванного ученика ошибку, то спрашивает, у кого сделано иначе, с помощью класса выясняет, как должно быть правильно.

Если проверка домашнего задания проводится постоянно и, как правило, связывается с содержанием работы на уроке, то учащиеся более ответственно относятся к их выполнению и стараются работать дома самостоятельно, чтобы быть готовыми к предстоящему уроку.

Кроме того, ученик, работая над ошибкой, должен подумать, в чем состоит ошибка, найти ее, сравнить свое первоначальное решение с вновь решенным вариантом. Может получиться, что и в этот раз ученик допустит ошибку, тогда работа будет продолжена дальше, до тех пор, пока ученик не исправит все ошибки.

Полностью исписанная индивидуальная тетрадь ученика не выбрасывается, а хранится у учителя. Просматривая их, учитель периодически выписывает в индивидуальную карту ученика обнаруженные пробелы, характер ошибок. Все это позволяет ему в дальнейшем подготовить для ученика индивидуальные задания (не только классные или домашние, но и на период каникул).

Сказанное выше не означает, что учащиеся вообще не выполняют общих самостоятельных работ. На этапе ознакомления с новой темой и этапе первичного закрепления материала все учащиеся работают над общими заданиями во фронтальной форме деятельности.

Способы проверки домашнего задания различны: проверяет и учитель, и сам ученик (самопроверка), и другие учащиеся (взаимопроверка). В этом случае возрастает и роль ассистентов учителя. За учебный год накапливается дидактический материал, который используется и самим учащимся при подготовке к зачету, диктанту, экзамену, и в работе парами, группами.

До 90% учителей используют такие формы проверки домашнего задания, как устная и письменная, работа по карточкам.

Проверка домашнего задания непременно должна сопровождаться отметкой или оценкой. Неудовлетворительную отметку можно не ставить, нужно предложить переделать домашнюю работу, исправив допущенные ошибки, или дать подобное первому новое домашнее задание.

7. Заключение.

Гармоничное сочетание различных видов, форм и методов подачи и проверки домашних заданий повлияют на формирование самостоятельности у школьников и повышение уровня учебной мотивации, формирование у школьников положительного отношения к учению в процессе выполнения домашних заданий является важнейшей задачей учителя в любом классе.

Кроме образовательного, чрезвычайно велик воспитательный потенциал домашних заданий. Ведь учитель даёт знания, прежде всего для того, чтобы воспитать человека, личность творческую, неравнодушную. И в этом благородном деле домашние задания – незаменимый помощник. Главное, чтобы в учителе не гас этот свет творчества, чтобы ему самому было всё это интересно.

Если ученики увидят, что учителю тоже интересно, как выполняется домашнее задание, в каком виде оно преподносится, то они будут ответственно подходить к выполнению домашнего задания

8. Литература

1.Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1988.

Костылев Ф.Б. учить по-новому. Нужны ли оцен­ки-баллы. М.: Владос, 2000,

2. Крупепин А.А., Крохина ИМ. -Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. Ростов-на-Дону: изд-во "Феникс", 1995.

3. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М.: Педагогическое общество России, 2000,

4. Новые технологии в обучении и контроле учащихся. Материалы научно-практической конференции. М.; Интеллект-центр, 29 марта 1999 г.

5.Лапчик М.П. Методика преподавания информатики. М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хенер.- М.: Академия, 2007.

6. Голуб Б.П. Средства активизации мыслительной деятельности учащихся.- М., Педагогика, 1998.

7. Кульневич С.В. Современный урок. Часть1.- Ростов-н/Д, Учитель, 2004г.

8.Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебное пособие. 2-е издание, переработанное / А.В. Хуторской. — М.: Высшая школа, 2007. — 639 с: ил.

Выпуск № 1 / 2007

10. Пуйман С. А История образования и педагогической мысли. Ответы на экзаменационные вопросы. ТетраСистемс, 2010.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нетрадиционные домашние задания помогают активизировать самостоятельную деятельность учащихся.

Нетрадиционные домашние задания

- Самостоятельное составление Словаря терминов по русскому языку, расположение их по темам.

- Уточнение определений школьного учебника.

- Исследование лингвистического текста учебника.

- Разработка наглядных пособий.

Изучить материал по орфограмме, построить таблицу по ключевым словам текста, а затем перевести его в алгоритм (например: «как различать суффиксы -к- и – ск-«).

-Различные творческие задания: написание стихов, рассказов, сказок, сценариев, сочинений на лингвистическую тему.

- Разработка кроссвордов, обеспечивающих подготовку к изучению нового материала и повторение основных лингвистических терминов.

- Объединение нескольких правил в одну группу и подготовка рассказа об этом объединенном правиле.

Изучите таблицу. Разработайте алгоритм и приготовьте рассказ о написании ь после шипящих во всех частях речи.

- Сочинения-миниатюры по пословицам:

а) языковой анализ пословиц;

б) описание события (ситуации), обозначенного пословицей.

- Разработка таблиц, схем, алгоритмов, ОК.

- Многоаспектный анализ слова.

Определите ключевые слова текста. Сделайте всевозможные виды разбора этих слов. Что у них общего и чем они различаются?

1) Я стихи эти начал невесело,

Но приспело, как ни крути:

Почему-то среди ответственных

Отвечающих не найти.

2) Чем дрессировщик более искусен, тем менее искусан.

1) Филателист сказал своей сестре, что он любит ж…вотных разных марок. 2) Мы хотим в ближайшее время пос…тить музей города и вынести из него все самое полезное. самое интересное. 3) У девочки болело горло, и она закр…чала ш…потом.

1) - Какая разница между хорошим и прекрасным? – спросили Вольтера.

- Хорошее требует …, а прекрасное не требует, - ответил Вольтер.

2) Как-то к Брехту пришел молодой человек и сказал:

- У меня в голове полно творческих замыслов, я могу написать

хороший роман. Писать мне мешает только одно – я не знаю, как

Брехт улыбнулся и посоветовал:

- Очень просто. Начните с … .

3) Пациентка спросила Боткина:

-Скажите, доктор, какие упражнения самые полезные, чтобы похудеть?

- Поворачивайте голову справа налево и слева направо, - ответил он.

Домашнее задание - это задание, задаваемое учителем ученику для самостоятельного выполнения после уроков. Оно способствует закреплению нового изученного на уроке материала, усвоение которого носит концентрированный характер.

• формирование исследовательских умений ученика (сопоставле-ние, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).

Существует большое количество форм домашнего задания, которые можно разделить на традиционные и нетрадиционные.

В своей работе применяю все традиционные формы домашнего задания. Устное изучение материала по учебнику используется для изучения правил по русскому языку, литературных терминов и так далее. Письменные и практические работы также выполняются по предмету русский язык.

Существуют следующие виды нетрадиционных форм домашнего задания, которые также использую в своей деятельности:

ПОДБОРКА ЗАГАДОК, ПОСЛОВИЦ, ПОГОВОРОК, СТИХОТВОРЕНИЙ, ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОТРЫВКОВ. Цель использования: повышение общего уровня эрудиции учащихся; развитие эмоционального восприятия учащихся, стимулирование их творческой активности. Достоинства: развивает любознательность; применение знаний в нестандартных ситуациях; воспитывает наблюдательность. Чаще всего использую на уроках литературы, для сравнения художественных произведений, отрывков из них, создания литературных образов.

МИНИ-ПРОЕКТ. Цель использования: повышение интереса к изучению предметов гуманитарного цикла; создание мотивации учения; развитие у учащихся исследовательских умений (выявление проблем, сбор информации из литературы и т. д.), умение выдвигать гипотезы, обобщать, развитие аналитического мышления; обеспечение механизма развития критического мышления ребенка, умение искать пути решения поставленной задачи. Достоинства: развивает умение работать с дополнительной литературой, выделять главное; развивает умения решать поставленные задачи; создает реальную возможность индивидуального свободного творчества учащегося. Используется на уроке литературы, например, при исследовании образов, персонажей в произведении какого – либо писателя, поэта.

Изложенные выше нетрадиционные формы домашнего задания позволяют формировать следующие учебно-познавательные компетенции:

• организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

• задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

• ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы;

• выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий.

Таким образом, применение нетрадиционных форм домашнего задания можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетентностей современного выпускника школы.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование нестандартных форм домашнего задания является основой развития познавательной компетентности школьника.

Домашнее задание является важной ступенью в учебном процессе. Оно даёт ребёнку возможность формировать умение самостоятельного поиска. В процессе подобной деятельности школьники формируют определённое отношение к учению. Здесь огромную роль играет научная и познавательная содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой. Самое важное в домашних заданиях – организация познавательной, поисковой деятельности учащихся, которая непосредственно даёт возможность ребёнку переживать радость самостоятельных открытий.

Надо точно знать, какую цель мы преследуем, давая задание на дом, достоинства и недостатки данной формы. Это важно не только для решения вопроса, стоит или нет давать такое задание, не только для определения его содержания и формы, но и для мотивирования заданной работы учащимся. Из опыта работы предлагаю описание некоторых форм домашнего задания.

Для того, чтобы учащийся правильно выполнил домашнее задание ему необходимо предложить памятку-алгоритм, где идет разъяснение цели, ожидаемого результата, алгоритма выполнения и критерии оценивания. Ученик должен точно знать, какого результата он должен достичь. Из опыта работы предлагаю следующую памятку-алгоритм и творческую работу выполненную учащимися .

Изложенные выше нетрадиционные формы домашнего задания позволяют формировать следующие учебно-познавательные компетенции:

  • ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
  • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы;
  • выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий;
  • иметь опыт восприятия картины мира.

Таким образом, применение нетрадиционных форм домашнего задания можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетентностей современного выпускника средней школы.

Читайте также: