Тифлотехнические средства реабилитации доклад

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Использование современного тифлотехнического оборудования в коррекционной работе со слепыми обучающими.

Одна из главных функций тифлотехники - создание для слепого человека возможностей получения полной информации об окружающем мире и применение её для самостоятельной адаптации в жизни общества. Компенсация зрительных дефектов осуществляется, в основном, благодаря использованию сохранных анализаторов - осязания и слуха. Основные задачи тифлотехники следующие:

Уменьшение ограниченности в ориентировании слепых в пространстве, вызванной полной или частичной потерей зрения;

Создание необходимых технических условий для разностороннего развития и получения дополнительного необходимого образования, с дальнейшим повышением культурного уровня;

Расширение возможности применения труда незрячих на современных механизированных производствах;

Повышение производительности и экономической эффективности их труда;

Облегчение ориентировки слепых в быту, создание возможности организации культурного отдыха и досуга.

Все средства специального тифлотехнического назначения принято разделять на: бытовые, учебные и технические средства.

Учебная тифлотехника. Устройства, дающие возможность обогатить содержание, а также методы обучения слабовидящих, слепых и слепоглухонемых учеников в специальных школах, ВУЗах и учебных заведениях профессиональной подготовки. Учебная тифлотехника способствует совершенствованию содержания и методов обучения, оп-тимизации учебного процесса, а также производственной подготовки незрячих.

Серьезные нарушения зрения влекут за собой изменения в информационном обмене. Избежать этого помогает электронная тифлотехника, позволяющая даже при отсутствии зрения, получать объективную и достоверную информацию о действительности. Специальные средства информационного обеспечения, кроме того, обеспечивают быстрый доступ слабовидящих учащихся к необходимой информации. Новейшие компьютерные технологии дают возможность людям с глубокими нарушениями зрения самостоятельно создавать и получать информацию в общепринятой форме, что означает приобщение их к информационной культуре.

Использование в работе с незрячими учащимися компьютерных программ - это создание игровой среды с подачей коррекционных задач и разнообразием материала, контроль над действиями ученика и регулирование темпа обучения, а также его сложности. При этом, даже при многократном повторении упражнений на компьютере, для формирования определенного навыка, дети сохраняют устойчивый интерес к их выполнению.

Серьезная проблема незрячего человека возникает из-за невозможности получения информации из привычных для видящих людей источников. Книги, газеты, журналы, Интернет все это недоступно для незрячего. Решению этой проблемы способствует использование современных электронных устройств и приборов.

hello_html_m79bfec28.jpg


Машина сканирующая и читающая текст Optelec Clear Reader

Самонастраиваемая сканирующая машина выводит речь на разных языках и быстро распознает текст. Воспринимает любой печатный ввод (письма, газеты, книги) и воспроизводит его естественным голосом, а встроенные громкоговорители обеспечивают качественный стереозвук.

Читающая машина обеспечивает ребенку с нарушениями зрения возможность чтения любых плоскопечатных текстов с помощью синтеза речи. Она удобна и проста в эксплуатации даже для пользователей, не умеющих работать на компьютере – стандартная клавиатура, монитор и мышь отсутствуют. Компактно расположенные управляющие кнопки имеют большой размер, контурные рисунки и снабжены тактильной маркировкой и тональными сигналами. Возможность изменять голос, громкость и скорость речи, позволяют настроить устройство под индивидуальные возможности ребенка.

Электронная пишущая машинка Брайля с речевыми и обучающими функциями Mountbatten Writer

hello_html_mfb9a55a.jpg

Электронная пишущая машинка Брайля будет верным помощником и тем, кто впервые изучает Брайль, и учителям для подготовки обучающих материалов на Брайле, а также всем тем, кто хочет повысить уровень своей грамотности печати на Брайле.

Технические характеристики:

Порты: 2x9-pin последовательных порта, 1x25-pin out параллельный порт, 1хPS2 разъем, USB -B порт, D15 порт внешней клавиатуры.

Возможность подключения к ПК.

Стандартный разъем 3,5 мм для наушников.

Размер памяти 400 кб или 600 брайлевских страниц.

Источник питания: работает и от сети и от аккумулятора 9В постоянного тока 5.5 А, цикл зарядки 8 часов, время работы 6-8 часов. При тиснении файлов необходимо подключение к источнику питания.

Габариты: Вес 4,7 кг; Высота 12 х глубина 24 мм х ширина 45 см.

Устройство имеет д ва режима: режим обучения и расширенный режим. Речевое сопровождение; оцифрованная речь; назначаемые функциональные клавиши; передача файлов на ПК, запись файлов в память, машинка имеет эргономичную клавиатуру, возможность корректировки и удаления набранных символов, форматирования страницы.

Дополнительные возможности


Перевод Брайля в обычный текст и обратно: может использоваться людьми, которые не знают Брайль. При печати с обычной клавиатуры происходит конвертация текста в Брайль. В то же время дисплей Mimic отображает обычный текст, набранный на Брайлевской клавиатуре.

В структуре урока использование электрической машинки начинается со знакомства обучающихся с ее устройством. После изучения устройства машинки, учитель уточняет устройство каждого ее узла, назначения его и функционирования: учащиеся показывают, где находится столик для чтения, печатающая головка, линейка, рычаг захвата бумаги, ограничители полей, прижимный обрезиненный валик, клавиши и их нумерацию в соответствии с точками шеститочия, пропускную клавишу (клавишу возврата); добивается ясного осмысления механизма получения рельефной точки на бумаге.

На следующем этапе работы учащиеся учатся правильно заправлять бумагу, устанавливать поля с помощью ограничителя, овладевают переводом рабочей зоны с одной строки на другую, учитель объясняет также назначение дополнительных клавиш, с помощью которых обеспечивается возврат на 1 знак с целью его перебивки. Затем учитель руководит освоением техники получения отдельных знаков, причём прежде всего учащиеся учатся печатать шеститочие путём одновременного нажима всех шести рабочих клавиш. После этого осваивается запись букв, клавишный рисунок которых наиболее удобен для запоминания и нажима. Специально подобранные задания и упражнения позволяют достаточно быстро научить учащихся письму на шестиклавишной машинке.

Портативный компьютер ELBraille - W 14 JG 2

Общеизвестно, что творческий потенциал инвалидов весьма высок. Необходимое условие его реализации – возможность доступа инвалидов к современному информационному пространству и, в частности, освоение ими компьютерных технологий. Отсутствие знаний и навыков пользования компьютером, оснащенным соответствующим инструментарием, – одна из причин дискриминации инвалидов в правах на образование, квалифицированный труд, общение с окружающим миром, интеллектуальный отдых и социокультурную реабилитацию.

Работать с текстами инвалидам по зрению помогают специальные приспособления для электронных устройств - клавиатура со шрифтом Брайля и дисплей, имеющий генератор человеческой речи, помогающий считывать информацию с экрана. Все это делает жизнь незрячих людей более полноценной и насыщенной, помогает адаптироваться в социуме. Брайлевские дисплеи предназначены для реабилитации инвалидов по зрению. Дисплей обеспечивает отображение части экранной области компьютера в рельефно-точечном коде Брайля. Использование программы Jaws for Windows с брайлевским экраном предоставляет тактильный доступ к экрану компьютера. Клавиши брайлевского дисплея позволяют осуществлять навигацию по экрану компьютера, а также получать доступ к информации, содержащейся в выпадающих меню, диалогах, полях редакторов и т.д.

Портативный компьютер ELBraille - W 14 JG 2 с Windows 10, JAWS и встроенным дисплеем Брайля предназначен для пользователей с полной или частичной потерей зрения, а также одновременной потерей зрения и слуха.

Далее обучающиеся более детально познакомятся с устройством основного функционального блока портативного компьютера - дисплея Брайля. Они научатся находить дисплей Брайля на устройстве, знать функциональные особенности основных и дополнительных клавиш, совершенствуют навыки работы со шрифтом Брайля.

Технические средства, адаптированные для инвалидов всех категорий, открывают новые возможности для их обучения, самообразования, трудовой и социальной деятельности. Сегодня компьютерные технологии стали средством формирования социально-адаптивных и коммуникативных навыков у слепых обучающихся для дальнейшей их интеграции в современное общество.

• Материалы тактильной ориентации, в том числе со структурной поверхностью (тактильная полоса, тактильная лента направляющая, тактильные напольные индикаторы и др.).
• Электронные устройства, предназначенные для обеспечения человека с нарушением зрения информацией, позволяющей ему(ей) установить свое относительное местоположение на определенной территории.
• Устройства, производящие звук или издающие сигнал, позволяющие ориентироваться людям с нарушением функций зрения.
• Компасы для людей с нарушением зрения.
• Пособия рельефно-графические, в том числе рельефные карты местности, зданий, маршрутов движения, атласы, глобусы.

3.1.2. Тифлотехнические средства реабилитации

Трость тактильная

Рис. 3.1. Трость тактильная

Тактильные трости назначаются инвалидам по зрению, в том числе детям-инвалидам по зрению (младшего школьного, школьного и подросткового возрастов) с абсолютной и практической слепотой (острота зрения 0—0,05 или/и концентрическим сужением поля зрения до 10°). Они требуются для полной или частичной компенсации ограничений способности к передвижению, общению, самообслуживанию, ориентации. Опосредованно, благодаря этому, трости способствуют возможности трудовой деятельности и обучения.

3.1.3. Оптические средства для коррекции слабовидения

3.1.4. Медицинские приборы для слабовидящих

Медицинские тонометры с речевым выходом обеспечивают контроль состояния артериального давления, самостоятельную оценку эффективности лечения и приема лекарственных препаратов как элементы самообслуживания. Назначаются инвалидам по зрению I группы (слепые — острота зрения 0—0,05), страдающим артериальной гипертонией.
Медицинские тонометры с речевым выходом частично способствуют компенсации ограничений к самообслуживанию, контролю состояния своего здоровья и своевременному применению адекватных мер по его улучшению при наличии заболевания.
Медицинские термометры с речевым выходом предназначены для контроля температуры тела и назначаются инвалидам по зрению (слепым — острота зрения 0-0,05).

3.1.5. Собаки-поводыри

Собака-поводырь — это специально обученное животное, которое помогает незрячим и слабовидящим людям передвигаться вне помещений.
Собаки-поводыри с комплектом снаряжения показаны для инвалидов I группы по зрению (острота зрения единственного или лучше видящего глаза 0—0,05 и/или концентрическое сужение поля зрения до 10° и менее) в возрасте 18 лет и старше при отсутствии стойких выраженных нарушений статодинамических функций, выраженных нарушений центральной нервной системы, дыхательной, сердечно-сосудистой, эндокринной систем, расстройств психических функций, тугоухости III— IV степени (затрудняющих контакт с собакой-проводником).
Первые центры по подготовке собак-поводырей появились во Франции и Германии в 1915 г. Изначально они готовили четвероногих помощников для солдат, потерявших зрение во время Первой мировой войны. В США первая школа собак-поводырей была создана в 1929 г. в штате Теннеси. В России собак-поводырей на профессиональном уровне начали готовить после Второй мировой войны, и предназначались они для ветеранов, которые потеряли зрение на войне.
Обучение собаки-поводыря — процесс очень сложный, долгий и трудоемкий. Для начала отбирают щенков, которые в дальнейшем смогут стать проводниками для людей с ограниченными возможностями по зрению. Уже с двухмесячного возраста за щенками ведется наблюдение, кинологи изучают реакцию и поведение щенка в той или иной ситуации. Затем отобранные щенки проходят сначала общий курс подготовки, а с десятимесячного возраста начинается дрессировка по специальной программе для подготовки собак-поводырей.
Собак учат хорошо ориентироваться в пространстве, запоминать маршруты, по которым обычно ходит хозяин. Если слепой хорошо умеет ориентироваться на местности, то основная задача собаки-поводыря заключается в своевременном предупреждении хозяина о препятствии на дороге. Собака в таком случае останавливается, давая возможность инвалиду изучить препятствие с помощью трости, и по его команде продолжает движение.
Если же впереди есть какое-то препятствие, которое загораживает часть дороги (рекламный щит, ветки деревьев и прочее), то собака-поводырь, не останавливаясь, просто помогает хозяину обойти помеху, уводя его в нужную сторону.
В том случае, если слепой человек плохо ориентируется на местности и легко может заблудиться, тогда собаку-поводыря обучают запоминать привычный для ее хозяина маршрут и помогать ему найти правильную дорогу.
Кроме этого, собака-поводырь оказывает огромную психологическую помощь и поддержку для слепого или слабовидящего человека. Она позволяет ему не зависеть постоянно от других людей, придает уверенность в себе и в своих силах.
В качестве поводырей в основном используются ротвейлеры, немецкие овчарки, лабрадоры-ретриверы, ризеншнауцеры, однако возможна дрессировка с этой целью собак и других пород.

3.2. Технические средства реабилитации для инвалидов с нарушениями слуха

3.2.1. Способы коррекции тугоухости

3.2.2. Типы слуховых аппаратов

Заушный слуховой аппарат располагается за ухом и состоит из пластикового корпуса, вмещающего электронику (усилитель, микрофон и излучатель звука). Усиленный и преобразованный звук достигает барабанной перепонки через ушной вкладыш. Обычно он делается по слепку уха пациента и необходим для уменьшения свиста (эффект акустической обратной связи) и для достижения максимальной эффективности слухового аппарата, а также для исключения дискомфорта в ухе при ношении аппарата. Соединительная трубка должна иметь определенную длину и быть мягкой и упругой (рис. 3.2).

Заушный слуховой аппарат

Рис. 3.2. Заушный слуховой аппарат

Внутриушной слуховой аппарат

Рис. 3.3. Внутриушной слуховой аппарат

Внутриканальные слуховые аппараты. Их основное отличие от внутриушных — в минимальном размере, что делает их почти или полностью незаметными для посторонних (рис. 3.4).

Внутриканальный слуховой аппарат

Рис. 3.4. Внутриканальный слуховой аппарат

Такой аппарат оснащен леской для облегчения вынимания его из уха, он не имеет оперативного регулятора громкости и выключается при помощи открывания батарейного отсека. Для того чтобы эффективно использовать внутриушные аппараты, пользователю необходимо обладать хорошей координацией движений и хорошим зрением, иначе могут возникнуть затруднения при обслуживании такого аппарата. Внутриушные аппараты обычно компенсируют малые и средние потери слуха.
Карманные слуховые аппараты. Карманный слуховой аппарат состоит из прямоугольного корпуса, в который встроены электроника и источник питания (батарейка типа АА). Телефон карманного аппарата (излучатель звука) вынесен в отдельный корпус и присоединяется к аппарату при помощи шнура (рис. 3.5). Он помещается в ухо со вкладышем, который имеет стандартную или индивидуальную форму. Аппарат также оснащен регулятором громкости и переключателем режимов, которые удобно расположены на внешней панели аппарата и легко доступны. Это дает преимущества в обращении с карманными аппаратами пожилым людям и тем, чьи возможности в движении ограничены. Такие аппараты обычно имеют максимальную мощность и компенсируют тяжелые потери слуха и пограничную глухоту, причем тенденция к свисту у них гораздо меньше, чем у заушных аппаратов в силу их конструктивных особенностей.

Карманный слуховой аппарат

Рис. 3.5. Карманный слуховой аппарат

3.2.3. Биомедицинские и дистанционные технологии коррекции, восстановления и адаптации недостатков слуха

В настоящий момент проводятся испытания первого устройства, которое позволит глухим или людям с очень плохим слухом общаться по телефону, используя язык жестов (рис. 3.6).

Телефон с технологией распознавания жестов

Рис. 3.6. Телефон с технологией распознавания жестов

В зависимости от назначения все эти средства можно условно разделить на функциональные группы:

1. Средства ориентации на местности и передвижения в пространстве включают в себя предметы от простой трости, до высокотехнологичных гаджетов типа лазерного локатора и GPS - навигатора. Трости для незрячих имеют различные конструктивные особенност в зависимости от назначения: тактильная легкая трость служит инвалиду по зрению и щупом для обследования ближайшего пространства, и щитом от столкновения с препятствиями, и инструментом для предупреждающих сигналов прохожим и водите- лям; опорная, усиленная трость может дополнительно служить опорой для пожилых незрячих с проблемами опорно-двигательного аппарата.

GPS-навигатор представляет собой озвученный комплекс из GPS-приемника и смартфона; он позволяет незрячему сориентироваться в пространстве, определить свое местонахождение в данный момент, скорректировать свой маршрут, уточнить направление и расстояние до нужного объекта.

В соответствии с государственными программами по организации доступной среды для инвалидов, во многих общественных учреждениях страны все шире применяются аудио-системы ориентирования, аудио-информаторы, панели вызова и аудио-извещатели; наиболее же доступными средствами оповещения незрячего в незнакомом интерьере, являются рельефно-графические указатели и пиктограммы, рельефно-точечные аншлаги и панели, корректные поручни, контрастно окрашенные и тактильно обозначенные структурой поверхности, направляющие дорожки, линии перепадов уровня пола, начала и конца ступенек лестниц.

программированием задач. Специализированные торговые предприятия предлагают довольно широкий ассортимент приборов, облегчающий самообслуживание людей с ограничениями зрения; это - цифровые маркеры, помогающие быстро найти помеченный предмет, озвученные определители уровня жидкости в сосуде, дозирования ингредиентов, измерения веса продуктов, температуры воздуха и тела, артериального давления, определения цвета различных изделий.

3. Специализированные изделия культурно-досугового и спортивно-оздоровительного назначения для инвалидов по зрению представлены на современном рынке такими вещами, как шахматы, шашки, домино, пазлы, кубик Рубика и другие игровые устройства, адаптированные для незрячих пользователей; для оборудования тренажерных залов и домашнего пользования имеются в наличии современные тренажерные устройства с речевым доступом.

Sara, Topaz, ElecGeste.

5. Устройства и программное обеспечение для доступа инвалидов по зрению к источникам информации, обучению, профессиональной деятельности и социальной коммуникации до сего времени включают в себя все - от таких элементарных письменных приборов, как трафарет и грифель для рельефно-точечного письма, до высокотехнологичных РТШ принтеров, от рельефно-графических изображений на плотной бумаге и пластике, до Брайлевских дисплеев с бегущей строкой, а в перспективе – с тактильной страницей.

С распространением мобильной связи на смену озвученным стационарным телефонным аппаратам пришли мобильные кнопочные телефоны и сенсорные смартфоны с синтезаторами речи, которыми успешно пользуются наиболее продвинутые инвалиды по зрению. При этом применяется программное обеспечение речевого доступа Mobile Speak.

В последнее время на мировом рынке гаджетов появились смартфоны с поддержкой шрифта Брайля с широким набором опций.

Уровень развития современных электронных технологий вообще и тифлотехнических средств, в частности, поражает воображение; вместе с тем, они имеют существенный недостаток – высокую рыночную стоимость, поскольку являются малосерийным специально разработанным или адаптированным продуктом, зачастую недоступным широкому кругу незрячих пользователей. Только благодаря государственным программам по организации доступной среды для инвалидов и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, через органы социальной защиты, многие инвалиды по зрению безвозмездно обеспечиваются необходимыми высокотехнологичными и дорогостоящими устройствами, способствующими их глубокой и всесторонней интеграции в современное общество.

Тифлотехникой называют отрасль приборостроения особого назначения. Она относится к разработке технических средств, направленных на обучение, политехническую, производственную подготовку, трудовую деятельность и культурно-бытовое обслуживание слепых, слабовидящих, а также слепоглухих. Кроме того, тифлотехника выполняет задачи коррекции, развития и восстановления зрения.

Функции и задачи тифлотехники

Одна из главных функций тифлотехники - создание для слепого человека возможностей получения полной информации об окружающем мире и применение ее для самостоятельной адаптации в жизни общества. Компенсация зрительных дефектов осуществляется, в основном, благодаря использования сохранных анализаторов - осязания и слуха. Поэтому в развитии тифлотехники, основным путем решения этой проблемы, является трансформация зрительной информации в слуховую и осязательную.

Основными задачами тифлотехники, признано следующее:

  • Уменьшение ограниченности в ориентировании слепых в пространстве, вызванной полной или частичной потерей зрения;
  • Создание необходимых технических условий для разностороннего развития и получения дополнительного необходимого образования, с дальнейшим повышением культурного уровня;
  • Расширение возможности применения труда незрячих на современных механизированных производствах;
  • Повышение производительности и экономической эффективности их труда;
  • Облегчение ориентировки слепых в быту, создание возможности организации культурного отдыха и досуга.

При разработке устройств тифлотехники опираются на следующие принципы:

  • Замещение функции зрения функциями остальных сохранных анализаторов при использовании акустических, тактильных, проприоцептивных вариантов отображения информации;
  • Создание визуального сигнала, превышающего помехи, создаваемые дефектом зрительного анализатора;
  • Рациональное использование сохранных анализаторов.

Виды и формы тифлотехнические средств

Все средства специального тифлотехнического назначения принято разделять на: бытовые, учебные и технические средства.

Благодаря им расширяются возможности участия слепых в разных сферах социокультурной жизни и деятельности. В сфере образования, дети с нарушениями зрения используют перечисленные средства на учебных и коррекционно-развивающих занятиях, предусмотренных учебным планом.

Тифлотехника

Бытовые тифлотехнические средства. Они позволяют расширять познавательную деятельность слепых и представляют собой базу повышения их физического и культурного уровня. Сюда входит:

Проекционная аппаратура и приборы для чтения с различной степенью увеличения:

Учебная тифлотехника. Устройства, дающие возможность обогатить содержание, а также методы обучения слабовидящих, слепых и слепоглухонемых учеников в специальных школах, ВУЗах и учебных заведениях профессиональной подготовки.

Технические средства. Аппаратура для лучшего доступа слабовидящих к информационной среде современного общества, такие как:

  • Приборы и устройства для чтения по Брайлю;
  • Адаптированные пишущие машинки;
  • Азбука-колодка Брайля, кубик – буква Брайля и пр.

Серьезные нарушения зрения влекут за собой изменения в информационном обмене. Избежать этого помогает электронная тифлотехника, позволяющая даже при отсутствии зрения, получать объективную и достоверную информацию о действительности. Специальные средства информационного обеспечения, кроме того, обеспечивают быстрый доступ слабовидящих учащихся к необходимой информации. Новейшие компьютерные технологии дают возможность людям с глубокими нарушениями зрения самостоятельно создавать и получать информацию в общепринятой форме, что означает приобщение их к информационной культуре.

Тифлотехника

Использование в работе с незрячими учащимися компьютерных программ - это создание игровой среды с подачей коррекционных задач и разнообразием материала. Контроль за действиями ученика и регулирование темпа обучения, а также его сложности. При этом, даже при многократном повторении упражнений на компьютере, для формирования определенного навыка, дети сохраняют устойчивый интерес к их выполнению.

Способствуют этому читающие машины, которые преобразуют традиционные буквы в тактильные, слуховые и тактильно-вибрационные сигналы, которые на выходе дают звуковое оформление букв:

Появился выбор и в использовании специальных компьютерных устройств. Благодаря встроенному доступу в операционную систему Apple Leopard, незрячие и слабовидящие пользователи получила возможность работать на компьютерах Макинтош. По умолчанию любой современный Мак обладает достаточными средствами как речевого, так и брайлевского доступа, предусмотрено и экранное увеличение.

Первым компьютером, созданным для слепых, стал ноутбук ДАВИД. Он предоставляет огромные возможности, которые просто несравнимы с компактным его размером. Компьютер совмещает все технологии для слепых, включая брайлевскую строку, речевой синтезатор, функцию увеличения текста и многие новые функции. ДАВИД работает с ОС DOS, хотя предусмотрена возможность работы и с Windows-приложениями. Время работы машины составляет 5 часов, затем аккумуляторы необходимо в течение 2-х часов заряжать от сети.

Огромную популярность завоевали нетбуки или субноутбуки. Эти устройства, с массой до 1 кг, имеют технические возможности сравнимые со стандартным ноутбуком и в разы более низкую стоимость. Главное их достоинство - программы экранного доступа.

Существует выбор Брайлевских принтеров и дисплеев:

С 2008 года для незрячих стали доступными известные плееры IPаd. Сегодня в них есть возможность голосового меню, голосовых меток, с названиями композиций.

Необходимо отметить, что компьютерные технологии стали средством формирования социально-адаптивных и коммуникативных навыков у незрячих учащихся для дальнейшей их интеграции в современное общества.

Тифлотехнические средства для коррекционно-развивающих занятий. Как правило, это аппаратура медицинского назначения, выполняющая важную роль в повышении эффективности работы врачей и педагогов. В зависимости от функций устройства, они подразделяются на:

Диагностика и лечение болезней глаз у детей и взрослых в МГК отзывы

Обратившись в Московскую Глазную Клинику, каждый пациент может быть уверен, что за результаты хирургического вмешательства будут ответственны высококвалифицированные рефракционные хирурги – одни из лучших российских специалистов в данной области. Уверенности в правильном выборе, безусловно, прибавит высокая репутация клиники и тысячи благодарных пациентов. Самое современное оборудование для диагностики и лечения заболеваний глаз, одни из лучших специалистов и индивидуальный подход к проблемам каждого пациента – гарантия высоких результатов лечения в Московской Глазной Клинике.

В самом широком смысле тифлотехника — это совокупность различных приборов, технических устройств и способов их применения, позволяющих людям со значительными дефектами зрения получать необходимую информацию, используя другие виды чувствительности (слуховую, осязательную, вибрационную). К тифлотехнике относятся всевозможные специальные средства, которые помогают слабовидящим и незрячим людям в обучении, профессиональной деятельности, ориентировке в пространстве, в культурном и бытовом обслуживании.

Тифлотехника

Основные функции тифлотехники

Основными задачами тифлотехники являются не только возможность снятия ограничений, вызванных тотальной или значительной потерей зрения, но и расширение путей применения специальных технических средств, а также возможность участия таких людей в трудовой деятельности и создание дополнительных условий, повышающих уровень их культурного развития.

Автор многих научных трудов, связанных с преподаванием географии незрячим, работой незрячих педагогов, трудоустройством слепых — Сверлов В.С. считал, что тифлотехника — это любая техника, которая создается специально для людей, лишенных зрения, и играет для них важную роль.

К принципиальным отличиям между тифлотехникой и обычным техническим устройством относятся:

  • наличие специальных возможностей и дополнительных сведений об окружающем пространстве, которые можно получить только при помощи тифлоприбора;
  • наличие конструктивных данных, позволяющих незрячим с помощью тифлоприбора дополнять действия, требующие наличия зрительной функции.

Обычный смартфон, которым давно и успешно пользуются как зрячие, так и незрячие пользователи, не относится к разряду тифлотехники. Потому что незрячие получают через него информацию, не имеющую зрительной основы. Тогда как трость считается тифлотехническим средством и используется в качестве специального прибора, выполняющего опорную и сигнальную функции, а также функцию ориентирования при движении.

Специфика функционального назначения тифлотехники

В настоящее время выделяют следующие категории функционального назначения тифлотехники:

  • учебная тифлотехника, помогающая обогатить образовательную программу и методы обучения слабовидящих и незрячих в школах, учреждениях среднего профессионального образования и высших учебных заведениях;
  • производственная тифлотехника, повышающая производительность труда и позволяющая освоить новые профессии и виды квалифицированного труда слабовидящим и незрячим;
  • тифлотехника культурно-бытового назначения, расширяющая познавательную деятельность в бытовых условиях и формирующая основу для повышения уровня культурного и физического развития слабовидящих и незрячих.

Виды тифлотехники

Для того чтобы самостоятельно ориентироваться в пространстве, человеку с частичной или полной потерей зрения необходимо использовать различные тифлотехнические средства.

Условно тифлотехнику можно разделить на 4 вида:


1. Наглядные средства — это тактильные указатели и тактильно-звуковые устройства: мнемосхемы, таблички, стенды. Эти устройства помогают человеку без посторонней помощи сориентироваться в любом помещении или на улице, используя тактильные ощущения и слух.


2. Средства обнаружения — это трости, эхолокаторы, а также индивидуальные тифлоприборы для распознавания предметов и объектов. К индивидуальным тифлоприборам относится лазерная тифлотехника, которая позволяет при наведении лазерного луча получать информацию об объектах и предметах, находящихся перед человеком (тифломаркер с тифлометками).


3. Средства информирования — это информационные тактильно-сенсорные терминалы, визуально-акустические системы и радиомодули. Эти устройства являются универсальными и предназначаются для всех людей, включая тех, кто имеет ограничения по зрению.


4. Средства индикации — это световые и звуковые маяки, указатели с применением системы Брайля, тактильные пиктограммы и тактильные наземные указатели. Данные устройства позволяют слепому человеку определить верное направление при перемещении на объекте. Тактильные наземные указатели включают в себя тактильную плитку, индикаторы, направляющие и тактильные грязезащитные системы.

Психофизиологические основы тифлотехники

Тифлотехника основана на общепринятых положениях психологии, педагогики и физиологии человека, учитывает рекомендации, которые касаются многих разделов медицины, а также использует законы оптики, акустики, электронной автоматики и техники, теории информации и кибернетики.

Тифлотехника помогает восполнить утраченные зрительные функции путем применения специальных технических устройств и вспомогательных приспособлений. Она способствует устранению скованности, поддерживает и развивает естественную двигательную потребность человека с ограниченным зрением, помогает его полноценному всестороннему развитию наравне с другими людьми.

Читайте также: