Самоанализ результатов тестирования доклад

Обновлено: 05.07.2024

Примерный самоанализ. Выпущен мною в виде буклета для воспитателей.

ТЕХНОЛОГИЯ АНАЛИЗА СОСТОИТ ИЗ 3 ЭТАПОВ:

1. СБОР ДАННЫХ О СОСТОЯНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

2. РАССМОТРЕНИЕ ИХ.

3. ПОИСК ПУТЕЙ УСТРАНЕНИЯ ВЫЯВЛЕННЫХ НЕДОСТАТКОВ.

Самоанализ :

1. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ (ФГОС ДО).

2. ЗА КАКОЙ ПЕРИОД ДЕЛАЕТЕ АНАЛИЗ.

3. КАКИЕ БЫЛИ ПОСТАВЛЕНЫ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ.

4. ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ.

5. РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВИЧНОЙ ДИАГНОСТИКИ.

6. КАК СТРОИЛИ РАБОТУ, ИСХОДЯ ИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. КАКИЕ ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗОВАЛИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ.

7. КАКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЛУЧИЛИ ПОСЛЕ ПРОВЕДЕННОЙ РАБОТЫ.

8. КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКЛИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ.

9. КАК РЕШИЛИ ВОЗНИКШИЕ ТРУДНОСТИ, ПРОБЛЕМЫ.

10. ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЫ.

Самоанализ осуществляется на основе данных самонаблюдения и

самоконтроля.

МОЙ САМОАНАЛИЗ ЗА 2014-2015 учебный год

Основная цель: научить детей любить и понимать музыку. Помогали решать поставленную цель следующие задачи:

- развитие интереса детей к разным видам музыкальной деятельности;

-развитие творческих способностей;

- артистических и танцевальных навыков;

-расширение музыкального кругозора;

-обогащение эмоциональной сферы детей;

-формирование элементарных музыкальных навыков.

Поставленные годовые задачи решались как на музыкальных занятиях, так и на праздниках, развлечениях, театрализованной деятельности, в повседневной жизни, совместно с воспитателями и родителями воспитанников через пение, восприятие музыки, игру на детских музыкальных инструментах, театрализованные этюды, игры – драматизации, танцевальное творчество.

Воспитатели также принимали участие в реализации годовых задач:

- на музыкальных занятиях активно участвовали во всех видах музыкальной деятельности;

- принимали участие в праздниках и развлечениях в качестве ведущих программы и персонажей;

- помогали в изготовлении атрибутов и реквизита, украшении музыкального зала к праздникам;

- проводили работу в группах по закреплению песен, стихов, театрализованных сюжетов мероприятий.

Родители детей также принимают активное участие: и праздничных мероприятиях ДОУ, и в конкурсных развлекательных программах, изготавливают необходимые для праздников атрибуты, костюмы детям.

В течение учебного года проведены следующие мероприятия:

7 социально - значимых праздника: День Матери (3, День семьи (2, День Победы (2, новогодние праздники (4, 8 марта (4, День народного единства (2, День Знаний: всего 18.

4 праздника: День открытых дверей, Праздник Осени (4, Старый Новый Год (3, День смеха, Выпускной бал: всего 10.

Развлечения: 12 у детей 2 младшей группы, по 7 у детей подготовительной и средних групп.

Повышается интерес детей к слушанию музыки, расширяется их музыкальный кругозор. Дети с удовольствием поют, танцуют, музицируют, могут выражать свои впечатления и настроение музыки в рисунках, в движениях, в импровизации.

С большим желанием использую возможность повышать свое самообразование, используя интернет – ресурсы, изучая инновационные технологии, создаю слайды, буклеты, печатаю материал на сайт ДОУ.

Активно участвую в жизни детского сада, вовлекаю в концертную деятельность педагогов ДОУ. Организована работа с обществом ветеранов к Дню 70 летия Победы. Представлены две театрализованные концертные программы для ветеранов города и бабушек,дедушек, родителей наших воспитанников.

Мои дальнейшие планы на 2015-2016 учебный год.

Основная цель: обновление музыкально – образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

1. Работа с воспитателями:

2. Работа с детьми:

продолжать создавать благоприятную атмосферу на музыкальных занятиях, обогащать через музыкальные произведения эмоциональный мир каждого ребенка, продолжать формировать уверенность каждого ребенка в собственных силах, продолжать развивать самостоятельность, инициативу, творчество, продолжать способствовать развитию познавательной активности детей в музыкальной деятельности, продолжать развивать музыкальные способности.

3. Работа с родителями:

продолжать привлекать родителей к участию в образовательной деятельности вместе с детьми, к участию в праздничных мероприятиях, продолжать привлекать к изготовлению атрибутов, декораций, пошиву костюмов.

4. Использование инновационных технологий:

-изучить ИД и ИП, и использовать в образовательной деятельности с детьми для раскрытия музыкально – творческого потенциала каждого ребенка, личностного развития в соответствии с ФГОС ДО;

- использовать в ОД здоровьесберегающие технологии: дыхательную и артикуляционную гимнастику, логоритмику, арт-терапию, музыкотерапию, релаксацию.

Музыкальный руководитель М. В. Комкова

Итоговый отчет учителя-логопеда за 2014–2015 учебный год № Показатели Количество детей 1. Общее количество детей 14 2. ОНР 14 На 1 сентября 2014 года подготовительную к школе группу компенсирующей.

Отчёт об образовательной деятельности за 2014–2015 учебный год Анализ образовательной деятельности в 1 разновозрастной группе детей четвертого и пятого года жизни в 2014-2015 учебном году. Воспитатель.

План мероприятий по развитию развивающей предметно-пространственной среды на 2014–2015 учебный год № п/п Содержание деятельности. Сроки реализации. 1. Изучение нормативно – правовой основы организации РППС ДОУ на современном этапе. Сентябрь.

План работы родительского комитета на 2014–2015 учебный год 1. Провести заседания родительского комитета. СЕНТЯБРЬ: Распределение обязанностей членов родительского комитета. Определение основных направлений.

Программа социального партнерства с семьей на 2014–2015 учебный год дата Цель работы Способ реализации Сентябрь Знакомство родителей с педагогами МБДОУ Активизация и формирование единого подхода к соблюдению.

Педагогическая деятельность - это прежде всего создание условий для формирования гармонично развитой личности, способной плодотворно трудиться в различных сферах человеческой деятельности при непрерывном и нарастающем ускорении научно-технического прогресса .Цель моей педагогической деятельности :обеспечение условий для формирования и развития личности обучающегося с учетом его способностей и возможностей . Задачи педагогической деятельности вижу следующие:

-научить учиться определять цели познавательной деятельности выбирать необходимые источники информации.анализировать информацию.

-научить обьяснять природные явления их сущность решать познавательные задачи.

-научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни.

-анализировать причины природных катаклизмов и экологических бедствий и находить пути решения этих проблем.

Программа выполняет две основные функции:

1. Информационно – методическую - даёт представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся.

2. Организационно – планирующую - предусматривает выделение этапов обучения по разделам и темам с учетом междисциплинарных и внутридисциплинарных связей

Анализируя свою педагогическую деятельность отмечу что в своей работе я стараюсь повысить эффективность каждого урока увеличить практическую направленность .В своей работе придерживаюсь слов Ушинского Дитя требует деятельности беспристанно а утомляется не деятельностью а ее однообразием.

Занятия с выходом в Интернет используются при изучении всех тем. Обучающиеся с помощью сети Интернет получают информацию для рефератов. Чтобы исключить появление одинаковых работ, перед обучающимися ставлю задачу – обосновать актуальность выбранной темы. После защиты реферата необходимо ответить на вопросы. Такой прием заставляет обучающихся осуществлять поиск оригинальной информации и анализировать ее.

В процессе обучения не всех обучающихся можно подготовить одинаково, одни будет более успешно усваивать учебный материал, другие с большим трудом и медленнее, поэтому я в своей педагогической работе использую технологию дифференцированного подхода.

Важную роль в сохранении и укреплении здоровья обучающихся играют здоровьесберегающие технологии. Цель – обеспечить сохранение здоровья в период обучения, научить использовать знания, умения, навыки здоровьесбережения в повседневной жизни. направлены на воспитание здоровьесбережения.

В своей работе я уделяю внимание следующим принципам здоровьесбережения:

1. Комфортное начало и окончание занятия, что обеспечивает положительный настрой обучающихся.

2. Объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт обучающихся.

3. Учет индивидуальных способностей.

4. Опрос в первую очередь только тех обучающихся, которые желают отвечать и объективная оценка конечного результата.

5. Индивидуальный подход к выдаче задания.

Немаловажными являются и гигиенические факторы - выполнение санитарно-гигиенических требований: проветривание и влажная уборка кабинета, обучение элементам здорового образа жизни.

Перед системой образования стоит задача формирования целостной системы знаний. Поэтому в современной образовательной технологии я стала использовать технологию интегрированного подхода , она позволила сделать занятия более интересными, содержательными и познавательными для всех обучающихся, способствующая формированию целостной системы знаний. Одно из достоинств интегрированного образования - возможность использования различных форм образовательных технологий и их элементов.

Интеграция осуществляется по нескольким направлениям и на разных уровнях.

Мной используется и междисциплинарная узловая интеграция, когда на протяжении всего занятия приходиться опираться на знания других дисциплин, чтобы лучше освоить новый материал. .

Современный человек должен в первую очередь научиться добывать знания и применять их на практике. Ставить глубокие умные вопросы не менее важно чем отвечать на них.Поэтому в процессе обучения наибольшее предподчтение я отдаю проектной технологии которая позволяет сформировать позновательную самостоятельность у студентов которые зачастую слабо инициированы в учении боятся высказать свое мнение а то и не имеют его вовсе. В процессе проектной деятельности формируются умения и навыки:

-навыки оценочной самостоятельности

Проектная деятельность формирует у студентов умения и навыки работы в сотрудничестве анализирует собственную деятельность развивает коммуникационные качества. Выполнение проектов эффективно организовывает познавательную деятельность каждого студента по овладению знаниями и способами деятельности .Благодаря применению данной технологии сформировано и успешно работает научное общество студентов Спектр которое реализует свои проекты на базе учебного заведения и других уровнях .В настоящее время в стадии завершения находится проект Здоровьесберегающие технологии и их роль в образовательном процессе который будет реализовываться не базе нашего учебного заведения и будет рекомендован другим.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе тестирования, решении ситуационных задач, а также выполнении обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методические рекомендации к составлению самоанализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников

К составлению самоанализа надо приступать задолго до начала аттестации и представлять в качестве приложения к заявлению на аттестацию. Самоанализ – самостоятельная, творческая работа педагога, основанная на результатах профессиональной деятельности в межаттестационный период. Аттестуемый может сосредоточить свое внимание на результатах, полученных за последние три года.

Приложением к самоанализу может являться портфолио, куда входят копии наградных документов, документов о повышении квалификации, отзывы, методические разработки, другие материалы, подтверждающие содержание самоанализа, также можно приложить представление администрации образовательного учреждения или методических служб.

Самоанализ – это основной источник информации о личности педагога и направлениях его деятельности для осуществления экспертной оценки

В процессе изучения представленных материалов эксперты обращают внимание на следующие моменты:

степень понимания аттестуемым педагогом основных позиций государственной политики в области образования (современные тенденции, идеалы, ценностные ориентиры, мировоззренческие позиции)

уровень профессионального мышления педагога (готовность принимать решения и нести ответственность за полученный результат)

вклад аттестуемого педагога в формирование положительного имиджа образовательного учреждения

саморазвитие педагога как путь к вершинам профессионального мастерства (повышение квалификации, самостоятельное изучение современной научно-методической литературы, работа над темой по самообразованию)

творческий портрет педагога (индивидуальный методический почерк, педагогическая культура, творческий потенциал, кругозор и эрудиция)

уровень профессиональной компетентности (владение современными технологиями)

логика и стиль изложения (последовательность, четкость, ясная формулировка, наличие выводов)

соответствие содержания предъявляемым требованиям

уровень достижений (результаты обучения, участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях)

Структура самоанализа

Титульный лист – оформляется на отдельной странице (Приложение 1).

Частые ошибки: отсутствие титульного листа, неправильное или неполное наименование образовательного учреждения, излишняя информация.

Информационная справка или визитная карточка педагога, которая может включать:

сведения об образовании,

стаж работы аттестуемого,

специфика образовательного учреждения,

характеристика контингента учащихся, воспитанников,

объем учебной нагрузки,

а также девизы, педагогическое кредо,

поощрения и награды.

Основная часть, при составлении которой следует руководствоваться требованиями, предъявляемыми к первой или высшей квалификационной категории (п.30-31 Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2011года № 209).

Владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической профессиональной деятельности

Особенности программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса:

необходимо обосновать свой выбор учебно-методического комплекса

раскрыть целесообразность использования в работе модифицированной или авторской программы (для педагогов дополнительного образования, педагогов-коррекционников, социальных педагогов, педагогов-психологов)

использование авторских методик

б) Современные образовательные технологии как основа эффективной практической деятельности педагога:

раскрыть приемы отдельных образовательных технологий на конкретных примерах

проанализировать результаты применения

Частые ошибки: простое перечисление технологий, отсутствие примеров и анализа полученных результатов.

Личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания

а) Методическая деятельность:

наличие собственных методических разработок, работа по созданию дидактических материалов, учебных пособий, репертуарных сборников, сценариев

собственное сочинение стихов, музыки, танцевальных номеров, используемых в учебном процессе

б) Инновационная деятельность:

апробация и внедрение новых программ, технологий, участие в проектной деятельности, ведение исследовательской деятельности, работа с одаренными детьми

в) Непрерывное саморазвитие как важнейшее условие совершенствования мастерства педагога:

самостоятельное изучение современной научно-методической литературы (указать источники)

обращение к ресурсам Интернет

работа над темой по самообразованию (формулировка темы и ее актуальность, этапы освоения, полученные результаты)

г) Распространение собственного педагогического опыта:

участие в научно-практических конференциях, семинарах, мастер-классах

участие в конкурсах профессионального мастерства

представление опыта перед слушателями курсов повышения квалификации

наставническая деятельность (руководство педагогической практикой, творческой группой, руководство методическим объединением)

д) Взаимодействие с другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями, социальными службами:

ДОУ, СОШ, ДМШ, педколледжем, педакадемией, библиотеками, музеями, творческими союзами, концертными организациями, художественными коллективами (осветить целесообразность и результаты взаимодействия).

Наличие стабильных результатов освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, с учетом результатов участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.

Представленные результаты в виде таблиц, диаграмм необходимо дополнить комментариями и пояснениями, провести анализ.

Педагогические работники, у которых результаты работы не могут быть представлены в конкретных цифрах, процентах, могут предоставить планы мероприятий и отчеты (социальный педагог), а также использовать метод описания (музыкальный руководитель в детском доме), либо приложить результаты диагностических исследований с пояснениями.

Типичные ошибки, которые может допустить педагог при подготовке и написании самоанализа деятельности

При подготовке самоанализа следует помнить: самоанализ – это не статистический отчет! Предмет самоанализа – не данные статистики, а аналитические индикаторы и показатели, содержательно характеризующие деятельность педагога. Содержание самоанализа – это не представление имеющихся данных за определенный период, а анализ и интерпретация собственной деятельности.

1. Педагог пишет только о том, что им сделано за отчетный период.

Для самоанализа первостепенно важно не то, что сделано педагогом за определенный период времени, а то, какая задача им решается, почему именно эта задача является для него актуальной, что делается педагогом для решения этой задачи, и каков результат его деятельности. То есть сначала формулируется проблема, а только потом говорится о шагах, способствующих ее решению.

2. Избыток фактов и цифр.

Зачастую в самоанализе педагог указывает огромное количество фактов и цифр, которые не несут никакой содержательной информации и никак не участвуют ни в оценке ситуации, ни в планируемых педагогом видах деятельности. Для самоанализа важно, прежде всего, то, для чего педагогом применялись те или иные методы, приемы и технологии, почему именно их использовал педагог в своей деятельности, как их использование повлияло на конечный результат.

3. Педагог не указывает, с какими трудностями он сталкивается в процессе своей профессиональной деятельности.

Среди педагогов (особенно среди аттестующихся на высшую квалификационную категорию) бытует мнение, что у них не должно быть никаких трудностей, иначе о каком соответствии той или иной категории может идти речь.

При подготовке самоанализа следует помнить, что практика становится источником профессионального роста педагога лишь в той мере, в какой она является объектом структурированного анализа: неотрефлексированная практика бесполезна и со временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации педагога. Педагогическая рефлексия в деятельность – это процесс последовательных действий от затруднения (сомнения) к его обсуждению с самим собой и к поиску выхода из него . Умение видеть существующие в профессиональной деятельности проблемы, планировать выход из сложившейся ситуации характерны только для сложившегося педагога-профессионала. С помощью рефлексивных способностей, которые включают в себя ряд основных интеллектуальных умений, можно управлять собственной профессиональной деятельностью .

Помните: написание самоанализа – это аналитическая деятельность, требующая глубокого осмысления собственного опыта и перспектив развития.

Что такое самоанализ

самоанализ личности

Что такое самоанализ в психологии? Дадим определение. Самоанализ личности – это обращение человека к своему сознанию. Это наблюдение за самим собой, при помощи которого человек находит ответы на волнующие вопросы. Самоанализ – самое доступное и универсальное средство психологической помощи. Прежде чем идти к психологу с какой-то проблемой, поговорите сами с собой. Высшим проявлением самоанализа становится перевод проблемы с бессознательного уровня на уровень осознанности.

Для чего нужен самоанализ личности

Для чего нужен самоанализ? Он помогает человеку разобраться в себе, понять и принять себя. Это, в свою очередь, помогает обрести гармонию внутри и снаружи, а также способствует становлению и развитию личности. При помощи самоанализа субъект разбирается в своих мотивах, потребностях, ценностях, желаниях, чувствах.

Важно! Результат самоанализа – осознание человеком истинной проблемы и разработка пошагового плана по ее устранению.

Когда необходимо использовать самоанализ

отказ при трудоустройстве

К самоанализу обращаются в ситуациях психологической нестабильности, когда человек не видит логику, причинно-следственную связь в том, что происходит в его жизни. Например, человек обращается к самосознанию, когда:

  • неожиданно для самого себя срывается на кого-то из близких;
  • из раза в раз получает отказ при трудоустройстве, ему кажется, что он ходит по кругу;
  • не может разорвать болезные отношения, хотя понимает, что они вредны для него;
  • без очевидной причины тревожится;
  • отказывается от принятия важных решений из-за необоснованного страха и т.д.

Это список вероятных причин, чтобы начать анализ самого себя.

В общем, самоанализ нужно проводить тогда, когда вы испытываете любой душевный дискомфорт, входите в конфликт с самим собой. Всегда, когда чувствуете, что теряете связь с собой и миром, обращайтесь к самоанализу.

Как провести самоанализ себя

Постепенно вы научитесь проводить самоанализ в любое время и в любом месте, быстро абстрагируясь от внешних условий. Однако в начале пути по освоению этого навыка рекомендую придерживаться следующего плана.

Как провести самоанализ себя:

  • Выделите удобное время и место. Выделите на это час или пару часов. Отключите телефон, выключите компьютер и телевизор. Никто и ничто не должны отвлекать вас.
  • Приготовьте ручку и тетрадь. Фиксировать свои мысли, зарисовывать схемы полезно на любом этапе освоения самоанализа.
  • Определите, что конкретно вас тревожит, и составьте список вопросов.

Задачи и цели

открытое самовыражение

Какова основная цель регулярного самоанализа? Цель самоанализа – облегчить состояние, разобраться в актуальных психологических проблемах. Проще говоря, самоанализ нужен человеку, чтобы разобраться в себе и своей жизни. Любой психологический дискомфорт связан с тем, что человек идет против себя, свой сущности и подавляет личностный потенциал, свое истинное Я.

Задачи, которые личность решает в процессе самоанализа:

  • самовыразиться честно и открыто, максимально полно;
  • понять скрытые причинно-следственные связи и истинные мотивы своих поступков;
  • определить деструктивные установки и паттерны поведения, отказаться от них, заменить их продуктивными моделями.

Не путайте самоанализ с самокопанием и самобичеванием. Последнее – деструктивно. Первое – продуктивно. Самоанализ – это сдержанный и безоценочный разбор ситуации. Вы не характеризуете свои мысли, действия и желания как плохие или хорошие. Вы просто принимаете свои ответы как данность. Вы разбираетесь, а не бессмысленно копаетесь в прошлом или настоящем.

Виды самоанализа

Можно выделить систематический и несистематический самоанализ. Первый предназначен для решения сложных проблем, которые мешают человеку жить, и ситуаций, повторяющихся снова и снова. Например, когда мужчина борется со страхом знакомства с противоположным полом, выполняет упражнения, ведет дневник и отслеживает динамику.

Несистематический самоанализ применяется тогда, когда человек хочет объяснить себе что-то разовое. Например, он не понял, почему друг на него обиделся и теперь не разговаривает с ним. Кроме попыток поговорить с другом, субъект еще обращается внутрь себя, анализирует свои слова и действия.

Кроме видов самоанализа принято выделять еще типы, а точнее техники. Например, можно использовать такие приемы и способы, методы самоанализа:

  • Письмо самому себе на разных листах. Возьмите 5 листов: белый, коричневый, зеленый, желтый и синий. Или можно взять обычные белые листы и использовать карандаши разных цветов. На первом листе объективно опишите проблему: что и когда произошло (по типу сводки новостей). На втором листе опишите все свои негативные эмоции и чувства, связанные с этой ситуацией. На третьем листе распишите положительные эмоции и чувства, которые вызывает у вас эта ситуация. На четвертом листе творчески опишите проблему. Например, зарисуйте ее. На последнем листе проведите анализ, сделайте выводы и напишите себе пару рекомендаций. Таким образом, на последнем листе должно появиться решение проблемы. Остальные листы предназначены для того, чтобы помочь вам увидеть проблему под разным углом, с разных точек зрения.
  • Анализ сновидений. Сновидения – это отражение нашего подсознания, переживаний, мыслей и чувств. Если регулярно разбирать сны, то можно найти решение актуальной проблемы. Анализ снов можно проводить в формате дневника. Если не хватает знаний, то обратитесь к трудам Фрейда (он много писал про сны и их значение).
  • Личный дневник. Задача – ежедневно делать что-то для формирования новых, полезных привычек и изменения деструктивного мышления. То есть вы определяете проблему и разрабатываете план работы над ней. В дневнике вы описываете ситуации, в которых проблема проявляет себя, свои чувства, мысли и реакции. Там же вы фиксируете, чем следовало бы заменить эти элементы. То есть вы отмечаете, что хотели бы чувствовать и думать, как хотели бы реагировать. А если реакции вас устраивают, то вы отмечаете прогресс и просто закрепляете поведение.

Обратите внимание! Дневники могут быть разной направленности: целей, благодарностей, личностного развития, работы над ошибками прошлого и т.д.

Для самоанализа можно использовать любые изолированные методики. Например, любые тесты на определение уровня тревожности, самооценки, стрессоустойчивости, способностей, темперамента, типа личности и т.д. С помощью изолированных способов диагностики можно проводить узконаправленный самоанализ. К примеру, самоанализ опыта и навыков, способностей, достоинств и недостатков, образа жизни, себя как личности.

Вопросы для самоанализа

Вопросы для самоанализа

Вопросы для самоанализа будут меняться от случая к случаю. Мы уже определили, с чего стоит начать и как лучше продолжать. А теперь разберем это на примере вопросов для ситуации, когда человек чувствует себя несчастным или просто ощущает какой-то дискомфорт.

Вопросы для самоанализа личности от психолога на каждый день:

  • Насколько я счастлив? Почему я сейчас нахожусь именно на этом уровне?
  • Что и кто делает меня счастливым?
  • Могу ли я стать еще счастливее?
  • Что мешает мне стать счастливее?
  • Почему мне это мешает?
  • Чего я на самом деле хочу?
  • Почему я не могу достичь того, чего на самом деле хочу?
  • Как мне избавиться от этих ограничений и почему я до сих пор не сделал этого?
  • Какое место в сложившейся ситуации занимают мои достоинства и недостатки?
  • Какие ресурсы у меня есть, чтобы быть счастливым, а какие нужно приобрести?
  • Почему я не могу изменить свою жизнь, что мешает работать над собой (мысли, убеждения, страхи)?
  • Честен ли я с собой?

С чего начать психологический самоанализ? Обратите внимание на универсальный план:

Обратите внимание! Вы поймете, что самоанализ прошел успешно, когда определите свою потребность, желание в данный момент. Помните, что главное – жить в гармонии с собой.

Пример из моей жизни

Самоповреждение бывает разным. Часто речь идет о порезах на теле. В моем случае была другая форма, но тоже часто встречающаяся – обдирание кутикул ногтями. Относится к дерматилломании. Сначала это имело неосознанный характер (как часто и бывает), то есть я замечала уже разодранные пальцы, кровоточащие раны. При этом я не могла сказать, когда и почему я это сделала (снова все идет по классическому сценарию).

Вот на какие вопросы я отвечала в процессе самоанализа (пример написания самоанализа себя):

  • Что такое самоповреждающее поведение? Это проявление аутоагрессии.
  • Откуда берется агрессия, направленная на самого себя? Это трансформация агрессии, направленной на что-то или кого-то из внешнего мира. Если не можешь выразить гнев на этот объект, то подавляешь негатив, и потом он выплескивается в виде самоповреждения.
  • В каких ситуациях я повреждаю себя? Это было самое сложное. Долгое время я не могла вывести проблему на осознанный уровень. Вела дневник, постепенно удалось записать основные ситуации.
  • Что общего в этих ситуациях? Какие эмоции и чувства я испытываю, кроме очевидной агрессии? Раздражение, нежелание делать то, что мне нужно делать (общаться с кем-то/другой вариант – зависит от ситуации), злость.
  • Почему я это испытываю? Потому что это идет в разрез с моими истинными желаниями и интересами. Я заставляю себя делать что-то, что противоречит моей натуре, или препятствую выходу чего-то важного.
  • Что я чувствую в процессе самоповреждения? Успокоение, расслабление.
  • Возможно, я в чем-то боюсь себе признаться? Например, в том, что отношения с конкретным человеком изжили себя. Или в том, что конкретная работа не приносит радости и не интересна. Или в том, что я не умею спокойно и прямо говорить о том, что мне не нравится, а вместо этого коплю негатив.
  • Почему я боюсь себе в этом признаться? Чего я на самом деле боюсь? Обидеть этого человека, если разорву с ним отношения? Неопределенности, если брошу эту работу?
  • Почему я этого боюсь? Каких ресурсов мне не хватает, чтобы решиться на важный шаг и стать счастливой?
  • Где мне раздобыть нужные ресурсы, инструменты?

И знаете, что было дальше? Облегчение. Все стало понятнее, появился план. Ненужные элементы исключались из жизни, а вместе с ними уходила агрессия и, как следствие, аутоагрессия. А на всякий пожарный случай (если что-то заставит меня нервничать и злиться) у меня есть такой прием: вместо повреждения пальцев нужно перебирать в руках какой-то предмет, например, ластик, резинку для волос, ручку и т.д. Этот метод рекомендуют психологи всем людям со склонностью к самоповреждению в ситуациях, когда не удается совладать с импульсом. Главное – вывести все на осознанный уровень, научиться отслеживать начало.

Так было в моем случае. У другого человека с той же проблемой (самоповреждение) индивидуальный самоанализ может пойти по другому пути. Например, причинение себе вреда более осознанное, а причина – душевная боль. Многие люди, которые режут себя, говорят о том, что физическая боль усмиряет душевную, отвлекает их. Тогда и план коррекции будет другим, и дальнейшие вопросы для самоанализа будут другими. Ведь и причины такого поведения здесь другие.

Заключение

Самоанализ – неотъемлемая часть психотерапии. Даже если вы начнете ходить к психологу, специалист обучит вас этому навыку. Задача психотерапевта – научить клиента самостоятельно разбираться со своими проблемами, так как специалист не может быть всегда рядом. Самоанализ не только помогает человеку разобраться в себе, но и повышает адаптивные способности личности, облегчает процесс социализации. На мой взгляд, этому нужно учить еще в школе в рамках общей программы, так как этот навык – основа поддержания психического здоровья.

Читайте также: