Тенденции развития налоговой системы рф доклад

Обновлено: 30.06.2024

Налоговая система в РФ — это инструмент для выполнения ключевых государственных функций и задач. Совокупность механизмов и принципов организации фискального обременения представляет собой налоговую систему Российской Федерации. Определим действующую структуру и ключевые функции, а также расскажем об основах налоговой системы в Российской Федерации.

Фискальная система государства: кратко об истории

Уже в 1998 году была утверждена первая часть НК РФ , а через два года, в 2000, законодатели приняли вторую часть . Так, стал главной правовой основой налоговой системы РФ Налоговый кодекс. Норматив детально определял порядок взаимоотношений между государством и налогоплательщиками.

Преобразования коснулись не только самой налоговой системы страны, но и органов, осуществляющих контроль. Так, в 1990 году была создана Государственная налог. инспекция, на которую были возложены функции по контролю и сбору фискальных платежей. Затем ее переименовали в службу. Но уже 1998 году службу упразднили, а взамен было создано специальное Министерство по налогам и сборам.

Однако и это не последнее изменение. В 2004 году чиновники решили передать бюджетные полномочия в Минфин РФ. Контрольная же функция была передана в ФНС — службу, которая действует и по сей день. Следовательно, единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства финансов России и ФНС.

Определения и общая характеристика налоговой системы РФ

Итак, что такое налоговая система, определение кратко: налоговая система — это совокупность норм, обязательств, налогоплательщиков и государственных органов.

Иными словами, это не только фискальные платежи, зачисляемые в государственный бюджет в соответствии с действующими законодательными актами, это еще и все категории и виды налогоплательщиков, подпадающих под фискальное обременение, а также государственные органы, контролирующие правильность и полноту перечислений в бюджет.

Сущность налоговой системы РФ (кратко) — это гарантия поступления платежей в бюджеты, а следовательно, это важнейший и основной источник дохода государства, позволяющий качественно и постоянно выполнять ключевые государственные функции и задачи.

Принципы построения

Разобраться в столь сложном понятии, не определив принципов его построения, невозможно. Так, все принципы становления и построения налоговой структуры РФ описаны в 3 статье НК РФ. К ним следует относить:

  • справедливость, то есть обременение распространяется на всех (граждане, ИП, организации);
  • определенность, которая не допускает двусмысленных трактовок одного и того же положения, правила, нормы;
  • равенство, устанавливается независимо от расовых, социальных, религиозных, национальных и прочих принципов;
  • доступность, то есть все нормы должны быть сформулированы максимально доступным и понятным языком;
  • удобство, налогоплательщики должны быть информированы обо всех обязательных платежах, объектах обложения и порядках исчисления суммы обязательства;
  • обоснованность, все действующие и новые обязательства должны быть экономически обоснованы, недопустимо вводить обременения, противоречащие Конституции России.

Следовательно, принципы налогообложения направлены на соблюдение действующего законодательства и основ Конституции.

Структура налоговой системы РФ 2020

Налоговая система государства, налоги и их виды, подразумевает группировку на определенные уровни. А вот уровень конкретизируется двумя взаимосвязанными признаками: в какой бюджет зачисляется платеж, и власти какого уровня устанавливают нормы налогообложения. Так, выделяют всего три уровня:

  1. Федеральный. Платежи федерального уровня зачисляются напрямую в бюджет Федерации (высший уровень). Нормы и принципы налогообложения (объект, база, ставки, льготы, периоды, освобождения, отчетности и сроки) регламентируются Кодексом и Конституцией, федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства России. Федеральные обязательства применимы на территории всей страны.
  2. Региональный. Сборы, которые подлежат зачислению в казну региона, субъекта, автономного округа, области, города федерального значения. Следовательно, ключевые правила налогообложения устанавливают власти субъекта РФ. Нормы действуют только для конкретного региона.
  3. Местный. Обязательства, которые уплачивают в бюджет муниципального образования. Принципы налогообложения устанавливают власти местных администраций в индивидуальном порядке.

Налоговая система России: кратко об элементах

Эффективность определяется не только ее структурой, но и составляющими элементами. Выделяют следующие элементы:

  • виды налогов, сборов, взносов (с 2017 г.) и иных платежей;
  • права и обязанности налогоплательщиков и госорганов;
  • совокупность способов и видов контроля;
  • введение ответственности на правонарушения фискальных норм;
  • принципы и обоснования для установления фискальных платежей;
  • установленный порядок обжалования.

Несмотря на многочисленность элементов, основой функционирования Налоговой системы РФ является его правовая база, а именно Налоговый кодекс.

Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования

Основное направление деятельности налоговой системы — это создание рационального, эффективного и справедливого механизма, который бы обеспечил достойный экономический рост всему государству. Однако, как показывает практика, ключевым направлением становится повышение стимула к сбору фискальных платежей.

В то же время повышение стимулов к собираемости фискальных обязательств позволило российской экономике выйти на новый, более высокий уровень развития. Это связано с тем, что законодатели предложили рациональные виды и режимы налогообложения, сокращающие фискальную нагрузку плательщиков. А следовательно, большинство экономических субъектов решило выйти из теневой экономики. Однако действующие подходы несовершенны и требуют многочисленных изменений.


Налоговые органы Российской Федерации представляют собой неотъемлемый элемент налоговой системы России, входящий в систему органов исполнительной власти. Основной задачей налоговых органов с учетом системы и структуры их построения является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, в связи с чем налоговый орган является одним из основных органов, осуществляющих финансовый контроль [5]. Основным принципом в построении системы налоговых органов является принцип централизации. В соответствии с данным принципом система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов, которые наделены полномочиями по контролю и надзору в области налогов и сборов. Исследование правового регулирования деятельности налоговых органов осуществляется как в фундаментальных исследованиях [6], так и применительно к отдельным сферам их полномочий.

Налоговый кодекс РФ содержит нормы, которые устанавливают основные права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц. В Налоговом кодексе РФ закрепляются основные формы и методы налогового контроля, детально регламентирован и установлен порядок проведения налоговых проверок, оформления их результатов, производства по делу о налоговом правонарушении и др.

Проблема заключается в том, что при включении в налоговое законодательство новых дефиниций, процедур применения и введении в действие в существующие правоотношения игнорируются теоретические и законодательные основы административного, государственного, конституционного, финансового, гражданского, земельного права; арбитражного, административного и уголовного процессов. Необходимо учитывать, что нормы различных отраслей российского права должны применяться с учетом норм, существовавших до введения в действия новых и быть взаимоприменяемы. Необходимо понимать, что отраслевым кодексом не исчерпывается состав норм любой отрасли.

Одним из основополагающих в праве положений является необходимость учета принципов системного подхода в нормотворческой деятельности, обусловленная комплексным характером регулируемых отношений. В ст. 2 Налогового кодекса РФ к предмету регулирования законодательством о налогах и сборах отнесен круг не только налоговых отношений, но и властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, отношений, которые возникают в процессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Необходимо учитывать, что налоговые отношения также регулируют сферу осуществления налоговой политики Правительством РФ и другими государственными органами исполнительной власти в пределах, предоставленных им законодательством прав; порядок возмещения убытков и вреда, которые были причинены действиями налоговых органов; порядок возврата налогов из бюджета, налогово-бюджетные зачеты; вопросы применения иностранного права в налоговых правоотношениях с иностранным элементом и многие другие. Стремясь максимальным образом урегулировать как можно больше различных аспектов налоговых отношений в Налоговом кодексе РФ, законодатель часто без отсылок на нормы других отраслей законодательства вводит в налоговое законодательство противоречивые положения. На наш взгляд, такой подход во всевозможном и всестороннем урегулировании правоотношений делает налоговое законодательство очень сложным для понимания и применения. Например, администрирование страховых взносов, которые с 1 января 2017 г. закреплены Налоговым кодексом РФ (а еще ранее администрировались в виде единого социального налога).

К недостаткам действующей налоговой системы необходимо отнести завышенный уровень налогообложения предприятий и различных организаций. Сложная процедура подсчета некоторых видов налогов приводит к непониманию налогоплательщиком современной налоговой системы, что приводит к лишним административным издержкам и порождает различные способы ухода от уплаты налогов. Налогообложение, которое существует сегодня, принуждает предприятия пересматривать баланс не только по экономическим причинам, но и по налоговым.

Предпринимаемые законодателем попытки обособить процесс кодификации норм налогового законодательства, отделить его от общей кодификации административно-правовых, финансово-правовых и гражданско-правовых норм приводят к нарушению целостности системы норм, которые направлены на регулирование институтов как публичного, так и частного права.

Решение обозначенных выше проблем является наиболее важным и необходимом этапом для достижения цели эффективной налоговой системы, которая способна обеспечить поступление налоговых доходов в бюджеты с соблюдением прав и интересов налогоплательщиков. Необходимо проведение мероприятий, направленных на преодоление выявленных проблем в налоговых правоотношениях. Данный подход должен носить комплексный характер, учитывающий специфику российских условий и время для их реализации.

Важным условием для продуктивного функционирования налоговой системы является плодотворная работа налоговых органов, направленная на контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Если результативность налоговых органов будет низкой, соответственно, нельзя будет рассчитывать на то, что налогоплательщики будут уплачивать налоговые платежи своевременно и в полном объеме. В современных условиях развития экономики важным является создание всех условия для формирования прочной финансовой системы государства, что, на наш взгляд, является невозможным без создания системы эффективного налогового контроля. Необходимо заметить, что именно налоговый контроль призван обеспечивать финансовые интересы государства и соблюдение прав налогоплательщиков. Вопросы по совершенствованию организации налогового контроля, анализ эффективности работы контролирующих налоговых органов и определение путей совершенствования налогового контроля на сегодняшний момент являются актуальными. Деятельность налоговых органов должна быть направлена на неотвратимость привлечения к ответственности лиц, которые нарушили налоговое законодательство, деятельность в данном направлении должна стать основной целью налогового контроля. Ведь если налогоплательщик будет уверен в том, что факты его уклонения от налогообложения будут обнаружены, это будет способствовать добросовестному исполнению обязанности плательщика налогов и сборов.

Для осуществления действий по обеспечению финансовой безопасности государства необходимо совершенствование существующего механизма осуществления налогового контроля налоговыми органами. Для улучшения результативности механизма налогового контроля продолжение совершенствования законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в аспекте уточнения процедур осуществления налогового контроля и системы налогового администрирования, совершенствование информационных технологий позволит обеспечивать взаимодействие государственных органов в процессе осуществления налогового контроля.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что актуальными на сегодняшний момент остаются вопросы, связанные с основными направлениями совершенствования деятельности налоговых органов. К таким вопросам относятся: модернизация налогового законодательства, внедрение инноваций в налоговую политику и улучшение деятельности налоговых органов по администрированию налогов. При этом мероприятия по усовершенствованию налогового контроля должны проходить в соответствии с принципом экономии налогообложения, а именно, расходы на проведение налоговых контрольных мероприятий не должны превосходить доходы от этой деятельности.

На современном этапе основной целью налоговой системы является обеспечение государства финансами, необходимыми для выполнения своих задач. Воздействие на экономическое поведение хозяйствующих субъектов со стороны государства осуществляется посредством налогов, льгот и санкций. Именно налоговые рычаги воздействия на общественные отношения способствуют созданию единого и целостного рынка, что в дальнейшем влияет на развитие рыночных отношений.

Налоговая система всегда нуждается в развитии и совершенствовании, существует необходимость в решении вопросов, связанных с ре-формированием налоговых органов, приведении налоговых органов к определенному единству, упорядочению их функции и конкретизации административных процедур, согласованию деятельности налоговых органов с другими субъектами финансового контроля на основе создания единой автоматизированной информационной системы электронной обработки данных.

В сферах налогообложения и денежного обращения меры государственного воздействия должны способствовать полному и своевременному исполнению хозяйствующими субъектами требований законодательства.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговый контроль, орган, Российская Федерация, Налоговый кодекс РФ, налоговое законодательство, исполнительная власть, Конституция РФ, РФ, сбор, Федеральная налоговая служба.

Читайте также: