Текстовая информация и компьютер доклад

Обновлено: 02.07.2024

Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией.

Всякий письменный текст — это определённая последовательность символов. Пропуск, замена или перестановка хотя бы одного символа в тексте подчас изменяет его смысл. Рассмотрим две фразы, отличающиеся одна от другой единственным, последним символом:

Кто к нам пришёл!

Кто к нам пришёл?

Смысл первой последовательности символов состоит в том, что вошедшего увидели и узнали. Вторая последовательность символов является вопросом, подчеркивающим неизвестность и неопредел ённость ситуации.

На протяжении тысячелетий люди записывали информацию. В течение этого времени менялось и то, на чём записывали информацию (камень, глина, дерево, папирус, пергамент, бумага), и то, с помощью чего это делали (острый камень, костяная палочка, птичье перо, перьевые ручки, авторучки, с конца XIX века для выполнения письменных работ стала применяться пишущая машинка). Но не менялось главное: чтобы внести изменения в текст, его надо было заново переписать. А это очень длительный и трудоёмкий процесс.

Дополнительную информацию об истории создания текстовых документов вы найдёте в электронном приложении к учебнику.

Текстовые документы

Любой текст, созданный с помощью текстового редактора, вместе с включёнными в него нетекстовыми материалами называют документом.

Текстовый документ может быть статьёй, докладом, рассказом, стихотворением, приглашением, объявлением, поздравительной открыткой. При работе в сети части одного сложного документа могут храниться на разных компьютерах, расположенных далеко друг от друга.

Основными объектами текстового документа являются: символ, слово, строка, абзац, страница, фрагмент.

Символ — цифра, буква, знак препинания и т. д.

Слово — произвольная последовательность символов (букв, цифр и др.), ограниченная с двух сторон служебными символами (такими как пробел, запятая, скобки и др.).

Строка — произвольная последовательность символов между левой и правой границами документа.

Абзац — произвольная последовательность символов, ограниченная специальными символами конца абзаца. Допускаются пустые абзацы.

Фрагмент — произвольная последовательность символов. Фрагментом может быть отдельное слово, строка, абзац, страница и даже весь вводимый текст.

Компьютер — основной инструмент подготовки текстов

Подготовка текстов — одна из самых распространённых сфер применения компьютеров. На любом компьютере установлены специальные программы, предназначенные для создания текстов, — текстовые редакторы.

Вы уже работали с простым текстовым редактором. С его помощью можно создавать простые тексты, состоящие из букв, цифр, знаков препинания и специальных символов, которые можно ввести с помощью клавиатуры.

Для создания и оформления рассказов, докладов, статей для школьной газеты, содержащих надписи, таблицы, схемы, рисунки, фотографии, используют более мощные текстовые редакторы. Их ещё называют текстовыми процессорами.

Окно одного из простых текстовых процессоров показано на рис. 24.


Подготовка документа на компьютере состоит из таких этапов, как ввод (набор), редактирование, форматирование и печать.

Ввод текста

Ввод (набор) текста, как правило, осуществляется с помощью клавиатуры. Место для ввода очередного символа текста указывается на экране монитора с помощью мигающей вертикальной черты — курсора.

  1. Там, где это нужно, используйте прописные буквы.
  2. Все знаки препинания, кроме тире, ставьте сразу же за последней буквой слова; после любого знака препинания нажимайте клавишу Пробел. Тире выделяйте пробелами с двух сторон.
  3. Избегайте ввода подряд двух и более пробелов; не используйте пробел для выравнивания границ абзаца.
  4. Не следите за концом строки: как только он будет достигнут, курсор автоматически перейдёт на начало следующей строки.
  5. Для того чтобы перейти к вводу нового абзаца (или строки стихотворения), нажимайте клавишу Enter.

Контролировать соблюдение правил набора текста будет значительно проще, если установить режим отображения непечатаемых символов.

Редактирование текста

Редактирование — следующий этап подготовки документа на компьютере. При редактировании текста вы просматриваете его, чтобы убедиться, что всё правильно, исправляете обнаруженные ошибки (например, в правописании) и вносите необходимые изменения.

Если текст большой, то на экране будет видна только его часть, а весь он будет храниться в памяти компьютера.

С помощью курсорных стрелок курсор можно перемещать по всему экрану, подводить его к любому символу. Для перемещения по всему документу предназначены специальные клавиши или комбинации клавиш:


Кроме того, существует режим прокрутки, позволяющий быстро вывести на экран части текста, находящиеся за его пределами.

При редактировании можно работать не только с отдельными символами, но и с целыми фрагментами текста. Предварительно фрагмент должен быть выделен. Для этого необходимо установить указатель мыши в начало нужного фрагмента и, держа кнопку мыши нажатой, протянуть указатель до его конца.


Выбор фрагмента можно отменить щелчком в произвольном месте рабочей области окна.

Выделенный фрагмент можно удалить из текста и стереть из памяти, а можно удалить из текста, но поместить в специальный раздел памяти, называемый буфером. В этом случае удалённый фрагмент можно будет или вернуть на прежнее место, или поместить в другое, более подходящее место текста (рис. 25).


Текстовые процессоры позволяют находить в тексте заданное слово, при необходимости автоматически заменять во всём тексте одно слово другим.

Современным текстовым процессорам можно поручить также обнаружение и исправление орфографических ошибок.

Форматирование текста

На этапе форматирования совершаются различные операции по оформлению документа.

Вначале абзацы текста выравниваются.

Когда текст выровнен влево, левая граница абзаца образует прямую линию. При этом все строки имеют одинаковые отступы от края страницы. Данный абзац выровнен влево.


Когда текст выровнен вправо, правая граница абзаца образует прямую линию. Каждая строка абзаца заканчивается на одном и том же расстоянии от края страницы. Данный абзац выровнен вправо.


Выровненный по центру, или центрированный, текст располагается так: с обеих сторон каждой строки ширина свободного пространства одинакова. С обеих сторон края абзаца получаются неровными. Данный абзац выровнен по центру.


Шрифт — это полный набор букв алфавита с общим стилем их изображения.

  • Полужирный шрифт темнее, он хорошо заметен.
  • Курсивный шрифт имеет наклон.
  • Подчёркнутый шрифт.
    1 Дюйм — единица длины в английской системе мер, равна 2,54 см.

Дополнительную информацию о шрифтах вы найдёте в электронном приложении к учебнику.

Для вывода документа на бумагу к компьютеру подключается печатающее устройство — принтер. Существуют различные типы принтеров.

Матричный принтер печатает с помощью металлических иголок, которые прижимают к бумаге красящую ленту. Ударяя по ленте, они оставляют на бумаге узор из точек — матрицу буквы.

Струйный принтер наносит буквы на бумагу, распыляя над ней капли жидких чернил.

В лазерном принтере для печати символов используется лазерный луч. Это позволяет получать типографское качество печати.

Самое главное

Текст — это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме.

Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией.

Для обработки текстовой информации предназначены специальные программы — текстовые редакторы.

Любой текст, созданный с помощью текстового редактора, вместе с включёнными в него нетекстовыми материалами называют документом.

Подготовка документа на компьютере состоит из таких этапов, как ввод (набор), редактирование и форматирование.

Вопросы и задания

Компьютерный практикум

ЭВМ первых двух поколений могли обрабатывать только числовую информацию, полностью оправдывая свое название вычислительных машин. Лишь переход к третьему поколению принес изменения: к этому времени уже назрела настоятельная необходимость использования текстов.

С точки зрения ЭВМ текст состоит из отдельных символов. К числу символов принадлежат не только буквы (заглавные или строчные, латинские или русские), но и цифры, знаки препинания, спецсимволы типа "=", "(", "&" и т.п. и даже (обратите особое внимание!) пробелы между словами. Да, не удивляйтесь: пустое место в тексте тоже должно иметь свое обозначение.

Каждый символ хранится в виде двоичного кода, который является номером символа. Можно сказать, что компьютер имеет собственный алфавит, где весь набор символов строго упорядочен. Количество символов в алфавите также тесно связано с двоичным представлением и у всех ЭВМ равняется 256 . Иными словами, каждый символ всегда кодируется 8 битами , т.е. занимает ровно один байт .

Как видите, хранится не начертание буквы, а ее номер. Именно по этому номеру воспроизводится вид символа на экране дисплея или на бумаге. Поскольку алфавиты в различных типах ЭВМ не полностью совпадают, при переносе с одной модели на другую может произойти превращение разумного текста в "абракадабру". Такой эффект иногда получается даже на одной машине в различных программных средах: например, русский текст, набранный в MS DOS, нельзя без специального преобразования прочитать в Windows. Остается утешать себя тем, что задача перекодировки текста из одной кодовой таблицы в другую довольно проста и при наличии программ машина сама великолепно с ней справляется.

Наиболее стабильное положение в алфавитах всех ЭВМ занимают латинские буквы, цифры и некоторые специальные знаки. Это связано с существованием международного стандарта ASCII (American Standard Code for Information Interchange - Американский стандартный код для обмена информацией). Русские же буквы не стандартизированы и могут иметь различную кодировку.

Желающие могут в качестве примера ознакомится с таблицей стандартной части алфавита ЭВМ - символы с шестнадцатеричными кодами с 20 до 7F.

Нельзя также пройти мимо еще одного интересного факта: каждый символ текста имеет свой числовой код, но не каждому коду соответствует отображаемый на экране символ. Речь идет о существовании так называемых УПРАВЛЯЮЩИХ КОДОВ , величина которых меньше шестнадцатеричного числа 20 (т.е. 32 в десятичной системе счисления). При получении этих кодов внешние устройства не изображают какого-либо символа, а выполняют те или иные управляющие действия. Так, код 07 вызывает подачу стандартного звукового сигнала, а код 0C - очистку экрана. Особую роль играют коды 0A (перевод строки, обозначаемый часто LF ) и 0D (возврат каретки - CR ). Первый вызывает перемещение в следующую строку без изменения позиции, а второй - на начало текущей строки. Таким образом, для перехода на начало новой строки требуются оба кода и в любом тексте эта "неразлучная пара" кодов хранится после каждой строки.

Обратим внимание читателя на то, что названия возврат каретки и перевод строки имеют историческое происхождение и связаны с устройством пишущей машинки.

Представление графической информации.

Растровое представление:

В отличии текстового представления информации, когда минимальной единицей является символ, при отображении графики картинка строится из отдельных элементов - ПИКСЕЛОВ (от английских слов PIC ture EL ement, означающих "элемент картинки ").

Очень часто пиксел совпадает с точкой дисплея, но это совсем необязательно: например, в некоторых видеорежимах 1 пиксел может состоять из 2 или 4 точек экрана.

Каждый пиксел характеризуется цветом . Как и вся остальная информация в ЭВМ, цвет кодируется числом . В зависимости от количества допустимых цветов, число двоичных разрядов на один пиксел будет различным.

Так, для черно-белой картинки закодировать цвет точки можно одним битом: 0 - черный, 1 - белый. Для случая 16 цветов требуется уже по 4 разряда на каждую точку, а для 256 цветов - 8 , т.е. 1 байт.

Растр - прямоугольная сетка пикселей на экране.

Число цветов, воспроизводимых на экране дисплея (K), и число бит, отводимых в видеопамяти под каждый пиксель (N), связаны формулой:

В режиме 16 -цветной графики это же самое изображение потребует памяти в 4 раза больше.

Наконец, при 256 цветах на каждую точку требуется уже по байту и наш квадратик разрастется еще вдвое.

Обратите внимание на то, что белый цвет, как самый яркий, обычно имеет максимально возможный номер. Поэтому для черно-белого режима он равен 1 , для 16-цветного - 15 , а для 256 цветов - 255 .

Все многообразие красок на экране получается путем смешивания трех базовых цветов: красного , синего и зеленого . Каждый пиксель на экране состоит из трех близко расположенных элементов, святящихся этими цветами. Цветные дисплеи, использующие такой принцип, называются RGB (Red - Green - Blue) - мониторами.

Код цвета пикселя содержит информацию о доле каждого базового цвета.

Если все три составляющие имеют одинаковую интенсивность (яркость), то из их сочетаний можно получить 8 различных цветов (2 3 ).

Желающие могут в качестве примера ознакомится с таблицей кодирующей 8 - цветную палитру с помощью трехразрядного двоичного кода

Шестнадцатицветная палитра получается при использовании 4 - разрядной кодировки пикселя: к трем битам базовых цветов добавляется один бит интенсивности. Этот бит управляет яркостью всех трех цветов одновременно.

Например:
если в 8 - цветовой палитре код 100 обозначает красный цвет , то в 16 - цветной палитре : 0100 - красный , 1100 - ярко - красный цвет ; 0110 - коричневый , 1110 - ярко коричневый (желтый ).

Большее количество цветов получается при раздельном управлении интенсивностью базовых цветов. Причем интенсивность может иметь более двух уровней, если для кодирования каждого из базовых цветов выделять больше одного бита.

При использовании битовой глубины 8 бит / пиксель количество цветов: 2 8 = 256. Биты такого кода распределены следующим образом:КККЗЗЗСС.

Это значит, что под красную и зеленую компоненты выделено по 3 бита , под синюю - 2 бита . Следовательно, красная и зеленая компоненты имеют по 2 8 = 256 уровней яркости, а синяя - 4 уровня.

Векторное представление:

При векторном подходе изображение рассматривается как совокупность простых элементов: прямых линий, дуг, окружностей, эллипсов, прямоугольников, закрасок и пр., которые называются графическими приметивами.

Графическая информация - это данные, однозначно определяющие все графические приметивы, составляющие рисунок.

Положение и форма графических примитивов задаются в системе графических координат, связанных с экраном. Обычно начало координат расположено в верхнем левом углу экрана. Сетка пикселей совпадает с координатной сеткой. Горизонтальная ось X направлена слева направо; вертикальная ось Y - сверху вниз.

Отрезок прямой линии однозначно определяется указанием координат его концов; окружность - координатами центра и радиусом; многоугольник - координатами его углов, закрашенная область - граниной линией и цветом закраски.

Таким образом, графическая информация, также как числовая и текстовая, в конечном счете заносится в память в виде двоичных чисел.

Представление звуковой информации

звук есть колебания среды.

Для их записи с целью последующего воспроизведения необходимо как можно точней сохранить форму кривой зависимости интенсивности звука от времени. При этом возникает одна очень важная и принципиальная трудность: звуковой сигнал непрерывен, а компьютер способен хранить в памяти только дискретные величины. Отсюда следует, что в процессе сохранения звуковой информации она должна быть "оцифрована", т.е. из аналоговой непрерывной формы переведена в цифровую дискретную. Данную функцию выполняет специальный блок, входящий в состав звуковой карты, который называется аналого-цифровой преобразователь – АЦП .

Каковы основные принципы работы АЦП ?

Во-первых , он производит дискретизацию записываемого звукового сигнала по времени. Это означает, что измерение уровня интенсивности звука ведется не непрерывно, а, напротив, в определенные фиксированные моменты времени (удобнее, разумеется, через равные временные промежутки). Частоту, характеризующую периодичность измерения звукового сигнала принято называть частотой дискретизации . Вопрос о ее выборе далеко не праздный и ответ в значительной степени зависит от спектра сохраняемого сигнала: существует специальная теорема Найквиста , согласно которой частота "оцифровки" звука должна как минимум в 2 раза превышать максимальную частоту, входящую в состав спектра сигнала .

Считается, что редкий человек слышит звук частотой более 20 000 Гц (20 кГц ). Поэтому для высококачественного воспроизведения звука верхнюю границу обычно с некоторым запасом принимают равной 22 кГц . Отсюда немедленно следует, что частота звукозаписи в таких случаях должна быть не ниже 44 кГц . Названная частота используется, в частности, при записи музыкальных компакт-дисков. Однако часто такое высокое качество не требуется, и частоту дискретизации можно значительно снизить. Например, при записи речи вполне достаточно частоты дискретизации 8 кГц . Заметим, что результат при этом получается хотя и не блестящий, но легко разборчивый – вспомните, как вы слышите голоса своих друзей по телефону.

Во-вторых , АЦП производит дискретизацию амплитуды звукового сигнала. Это следует понимать так, что при измерении имеется "сетка" стандартных уровней (например, 256 или 65 536 – это количество характеризует глубину кодирования), и текущий уровень измеряемого сигнала округляется до ближайшего из них. Напрашивается линейная зависимость между величиной входного сигнала и номером уровня. Иными словами, если громкость возрастает в 2 раза, то интуитивно ожидается, что и соответствующее ему число возрастет вдвое. В простейших случаях так и делается, но, как показывает более детальное изучение, это не самое лучшее решение. Проблема в том, что в широком диапазоне громкости звука человеческое ухо не является линейным. Например, при очень громких звуках, увеличение или уменьшение интенсивности звука почти не дает эффекта, в то время как при восприятии шепота очень незначительное падение уровня может приводить к полной потере разборчивости. Поэтому при записи цифрового звука, особенно при 8 - битном кодировании, часто используют различные неравномерные распределения уровней громкости, в основе которых лежит логарифмический закон.

Итак, в ходе оцифровки звука мы получаем поток целых чисел, представляющих собой стандартные амплитуды сигналов через равные промежутки времени.

На рисунке представлен процесс "оцифровки" зависимости интенсивности звукового сигнала I от времени t. Отчетливо видна дискретизация по времени (равномерные отсчеты на горизонтальной оси) и по интенсивности сигнала (требуемое при этом округление схематически изображено "изломами" горизонтальных линий разметки). Подчеркнем, что на рисунке степень дискретизации для наглядности сознательно утрирована: реально различие между соседними уровнями дискретизации по обеим осям значительно меньше и, следовательно, форма сигнала передается гораздо точнее.

Мы рассмотрели лишь наиболее общие принципы записи цифрового звука. На практике для получения качественных звуковых файлов используется целый ряд дополнительных технических приемов.

Изложенный метод преобразования звуковой информации для хранения в памяти компьютера в очередной раз подтверждает уже неоднократно обсуждавшийся ранее тезис: любая информация для хранения в компьютере приводится к цифровой форме и затем переводится в двоичную систему.

Остается рассмотреть обратный процесс – воспроизведение записанного в компьютерный файл звука. Здесь имеет место преобразование в противоположном направлении – из дискретной цифровой формы представления сигнала в непрерывную аналоговую, поэтому вполне естественно соответствующий узел компьютерного устройства называется ЦАП – цифро-аналоговый преобразователь . Процесс реконструкции первоначального аналогового сигнала по имеющимся дискретным данным нетривиален, поскольку никакой информации о форме сигнала между соседними отсчетами не сохранилось. В разных звуковых картах для восстановления звукового сигнала могут использоваться различные способы.

Наиболее наглядный и понятный из них состоит в том, что по имеющимся точкам рассчитывается степенная функция, проходящая через заданные точки, которая и принимается в качестве формы аналогового сигнала. Чтобы понять, как это делается, возьмем, например, интерполяцию параболой I = at 2 + bt + c по трем заданным точкам. Подставив в эту формулу известные значения времени и приравняв их к сохраненным в файле значениям интенсивности звука I, получим три линейных уравнения с тремя неизвестными a, b и c.

Качественный вид результата представлен на рисунке:

Видно, что на интерполируемом участке даже для параболы совпадение получается вполне удовлетворительное. Кроме того, технические возможности современных микросхем позволяют значительно увеличить степень полинома (многочлена), а вместе с ней и точность реконструкции формы сигнала.

Представление видео информации.

Следует четко представлять, что обработка видеоинформации требует очень высокого быстродействия компьютерной системы, причем не только процессора, но и CD-ROM, с которого считываются данные, конечно, видеосистемы, а также всех информационных шин, по которым данные передаются от одного устройства к другому.

В частности, когда при весьма скромном размере окна видеоизображения 360x240 и 16 битах цветовой информации на каждый пиксел скорость передачи данных превышает один мегабайт в секунду. То есть за десять минут должно быть передано более 600 Мбайт данных, что эквивалентно немного немало почти целому диску CD-ROM!

Таким образом, если для прочих видов информации сжатие лишь повышает удобства работы, то для видеоинформации технологии сжатия имеют поистине жизненно важное значение.

Что представляет собой фильм с точки зрения информатики? Прежде всего, это сочетание звуковой и графической информации. Кроме того, для создания на экране эффекта движения используется дискретная по своей сути технология быстрой смены статических картинок. Исследования показали, что если за одну секунду сменяется более 10-12 кадров, то человеческий глаз воспринимает изменения на них как непрерывные. В любительской киносъемке использовалась частота 16 кадров/сек., в профессиональной – 24.

Традиционный кадр на кинопленке "докомпьютерной" эпохи выглядел так, как показано на рисунке.

Основную его часть, разумеется, занимает видеоизображение, а справа сбоку отчетливо видны колебания на звуковой дорожке. Имеющаяся по обоим краям пленки периодическая система отверстий (перфорация) служит для механической протяжки ленты в киноаппарате с помощью специального механизма.

Казалось бы, если проблемы кодирования статической графики и звука решены, то сохранить видеоизображение уже не составит труда. Но это только на первый взгляд, поскольку, как показывает разобранный выше пример, при использовании традиционных методов сохранения информации электронная версия фильма получится слишком большой. Достаточно очевидное усовершенствование состоит в том, чтобы первый кадр запомнить целиком (в литературе его принято называть ключевым), а в следующих сохранять лишь отличия от начального кадра (разностные кадры).

Принцип формирования разностного кадра поясняется на следующем рисунке, где продемонстрировано небольшое горизонтальное смещение прямоугольного объекта.

Отчетливо видно, что при этом на всей площади кадра изменились всего 2 небольшие зоны: первая сзади объекта возвратилась к цвету фона, а на второй – перед ним, фон перекрасился в цвет объекта. Для разноцветных предметов произвольной формы эффект сохранится, хотя изобразить его будет заметно труднее.

Конечно, в фильме существует много ситуаций, связанных со сменой действия, когда первый кадр новой сцены настолько отличается от предыдущего, что его проще сделать ключевым, чем разностным. Может показаться, что в компьютерном фильме будет столько ключевых кадров, сколько новых ракурсов камеры. Тем не менее, их гораздо больше. Регулярное расположение подобных кадров в потоке позволяет пользователю оперативно начинать просмотр с любого места фильма: "если пользователь решил начать просмотр фильма с середины, вряд ли он захочет ждать, пока программа распаковки вычислит все разности с самого начала". Кроме того, указанная профилактическая мера позволяет эффективно восстановить изображение при любых сбоях или при "потере темпа" и пропуске отдельных кадров на медленных компьютерных системах.

Заметим, что в современных методах сохранения движущихся видеоизображений используются и другие типы кадров.

Существует множество различных форматов представления видеоданных. Рассмотрим некоторые из них:

В среде Windows , например, уже более 10 лет (начиная с версии 3.1) применяется формат Video for Windows , базирующийся на универсальных файлах с расширением AVI (Audio Video Interleave – чередование аудио и видео ). Суть AVI файлов состоит в хранении структур произвольных мультимедийных данных, каждая из которых имеет простой вид, изображенный на рисунке.

Файл как таковой представляет собой единый блок, причем в него, как и в любой другой, могут быть вложены новые блоки. Заметим, что идентификатор блока определяет тип информации, которая хранится в блоке.

Внутри описанного выше своеобразного контейнера информации (блока) могут храниться абсолютно произвольные данные, в том числе, например, блоки, сжатые разными методами. Таким образом, все AVI -файлы только внешне выглядят одинаково, а внутри могут различаться очень существенно.

Наиболее популярные программы проигрывания видеофайлов позволяют использовать замещаемые подсистемы сжатия и восстановления видеоданных – кодеки (от англ. compression/decompression – codec).

Такой подход позволяет легко адаптировать новые технологии, как только те становятся доступными. Замещаемые кодеки хороши как для пользователей, так и для разработчиков программного обеспечения. Тем не менее, большое разнообразие кодеков создает определенные трудности для производителей видеопродукции. Часто в качестве выхода из создавшегося положения необходимые кодеки помещают на компакт-диск с фильмами или даже поставляют видеоматериалы в нескольких вариантах, предоставляя тем самым возможность выбрать подходящий. Все больше распространяется автоматизация распознавания, когда плейер, обнаружив информацию об отсутствующем кодеке, загружает его из Интеренет.

В информатике текстом считают последовательность любых символов. Сейчас компьютеры в основном пользуются алфавитами, содержащими 256 знаков1. Каждому из символов соответствует свой восьмиразрядный двоичный код. Таким образом любой символ текста, включая пробелы, занимает 8 бит (1 байт) в памяти компьютера. Зная это, можно легко оценить объем памяти, необходимый для хранения того или иного текстового документа.

Вспомним, как связано количество бит в коде с тем, сколько требуется различных кодов.

Один бит (двоичная цифра) может принимать два значения, добавление каждого разряда в код удваивает количество получаемых комбинаций: двухбитовый код — четыре варианта, трехбитовый — восемь, четырехбитовый — шестнадцать и т. д.

В такой ситуации на помощь приходят программы-конверторы6. Они заменяют двоичный код каждого символа на код, которым такой символ представляется в другой кодировке. Это соответствие определяется таблицей перекодировки. Обычно пользователь должен указать, из какой кодировки в какую идет преобразование, однако появились и программы, умеющие автоматически определять кодировку исходного текста.

Стремление упростить работу с различными текстами (сперва текстами программ, затем служебными документами, газетами, журналами, книгами и т.д.) привело к созданию множества программ, специально ориентированных на это — текстовых редакторов (или текстовых процессоров).

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Новый стандарт Unicode, на который осуществляется постепенный переход, позволяет использовать 216=65536 (а в последней версии — 232) символов. Текст в такой кодировке будет занимать существенно (в среднем — вдвое) больше памяти. [Примечание к примечанию: реальные системы используют не непосредственно Unicode (UTF-32), а представления UTF-8 и UTF-16. В первом из них символ может занимать от 1 до 6 байт, во втором — 2 или 4 байта]

Это — примерные значения для русской пишущей машинки. В англоязычных странах обычно используют более мелкий шрифт.

American Standard Code for Information Interchange — Американский стандартный код обмена информацией.

В России широко используются в настоящее время четыре кодировки:

CP1251 (Для PC-совместимых компьютеров под Windows, а также на большинстве сайтов WWW);

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

План урока:

Текст как форма представления информации

Примером текстовой информации может служить параграф школьного учебника, детская считалка, ремарка актера в пьесе, расписание уроков, магазинный чек и т.д.

Издавна люди пытались сохранить различного рода сведения на таких носителях, как камень, глина, береста, папирус, на смену которым пришла повсеместно используемая бумага.

Письменный текст записывали различными инструментами – острой костяной палочкой, перьевыми ручками, авторучками и с позапрошлого века стали печатать на пишущих машинках.

Чтобы зафиксировать большой объем информации или изменить смысл предложений, необходимо было проделывать огромную работу, трудоемкую и длительную. С помощью компьютера текстовую информацию можно с легкостью не только вводить, но и редактировать, сохранять, передавать и печатать любое количество копий на принтере. Компьютерные программы коренным образом изменили технологию письма . В современном мире все чаще бумажные документы заменяются электронными.

Причиной перехода к безбумажным технологиям во многих сферах деятельности человека является увеличение скорости и качества обработки информации, уменьшение себестоимости электронных носителей при росте цен на бумагу вследствие мирового экологического кризиса.

Представление текстовой информации в компьютере –это преобразование вводимых символов с помощью кодовой таблицы. Современная универсальная таблица кодировки Unicode позволяет охватить более 65 тысяч символов различных алфавитов, цифры, знаки препинания, математические и другие символы.

Фрагмент кодовой таблицы Unicode

Для каждого знака в памяти компьютера выделяется 2 байта или 16 бит двоичного кода. Таким образом, можно вычислить объем текстовой информации, легко перемножив количество символов (включая пробелы) на информационный вес одного символа. Для выражения крупных объемов информации используются такие единицы измерения, как килобайты, мегабайты и гигабайты.

Единицы измерения информации

Различают следующие виды текстовой информации:

  • фактуальная (отражает события, описание людей, мест действия, времени и т.д.);
  • концептуальная (открывает замысел автора, его позицию, точку зрения);
  • подтекстовая (дополнительная информация, позволяющая полнее раскрыть предыдущие виды информации).

Большинство текстов имеют сложную структуру, подразумевающую сочетание различных типов сведений: когнитивных, оперативных, эмоциональных и эстетических. Каждый из видов информации в тексте характеризуется своими особыми способами языкового выражения.

Текстовые документы

В целях упрощения работы с письменной информацией создали специальное программное обеспечение – текстовые редакторы (процессоры). Каждый текст, написанный в нем, будет называться текстовым документом. Это может быть и научная статья с формулами, и рассказ, и рекламное объявление.

Компьютерный текстовый документ как структура данных, реализованная с помощью гиперссылок, называется гипертекстом . Такой метод организации электронного документа позволяет в кратчайшие сроки переходить к необходимым сведениям и устанавливать связи между различными фрагментами текста.

Основные объекты текстового документа

Различают следующие основные структурные единицы текстового документа:

  • символ – самый маленький элемент текста;
  • слово – буквенный или цифровой ряд, ограниченный пробелами или символами препинания;
  • абзац – набор письменных элементов, начинающийся с красной строки;
  • строка – ряд символов внутри абзаца, который расположен в пределах одной горизонтальной линии между границами полей документа;
  • фрагмент – произвольная непрерывная часть текста (может быть какодно слово, строчка, абзац, так и весь документ).

Компьютер – основной инструмент работы с текстом

В современном мире компьютер – уникальное устройство, в том числе и для работы с текстовой информацией. Элементарные программы для текстовых документов имеют возможность создания текстов, составленных из символов, печатаемых с клавиатуры, и небольшой комплект инструментов для оформления информации. Для подготовки наиболее сложных текстов с графиками, табличным представлением данных, надписями, схемами, картинками и фотографиями целесообразно использование сильных текстовых процессоров.

Среди множества программ, предназначенных для работы с текстовой информацией, выделяют следующие:

  1. Foxit Reader – бесплатная программа для открытия текстовых документов в формате PDF. Кроме просмотра, она имеет возможность редактировать и отправлять текст на печать.
  1. Libre Office Writer– свободное офисное приложение. Прямой аналог Open Office Writer.Текстовый документа, напечатанный в этой программе, будет иметь формат ODF.
  1. Adobe Reader – удобная программа для работы текстовыми документами в формате PDF, используемого для создания текстовой информации высокого качества.
  1. Open Office Writer– бесплатное программное обеспечение, полная альтернатива приложению Microsoft Office Word. Поддерживает многие форматы. Из минусов данного приложения – отсутствует автоматическая проверка грамматики.
  1. Word Pad – стандартная программа операционной системы Microsoft Windows, обладающая ограниченными функциональными возможностями.
  1. В большинстве случаев для создания текстового документа используют программу Microsoft Word, имеющую богатый арсенал инструментов для обработки текстовой информацией. Позволяет создавать документы различной сложности.

Основные стадии подготовки электронного текстового документа:

  1. Ввод (набор символов).
  2. Редактирование.
  3. Форматирование.
  4. Печать.

Ввод текста

К устройствам ввода текстовой информации относится графический планшет, сканер, сенсорный экран и самое распространённое - клавиатура. Она позволяет вводить числа, буквы, различные знаки и управлять действиями компьютера служебными клавишами.

При вводе текстовой информации следует придерживаться несложных правил:

  1. Каждый абзац начинается после нажатия на клавишу Enter с новой строки.
  2. Отступ для абзаца создается нажатием на Tab.

Редактирование текста

Редактирование текста представляет собой процедуру внесения необходимых правок. Этот этап подготовки документа требует внимания и усидчивости.

В процессе редактирования текста изменяется содержание текста. В результате работы текст должен стать грамотным и понятным.

Основными функциями редактирования текста являются:

  • выделение текстового отрывка;
  • удаление, копирование, перемещение и вставка необходимых фрагментов текста;
  • корректировка документа, включающая в себя подстановку вместо повторяющихся слов синонимов, устранение грамматических, пунктуационных, орфографических и стилистических ошибок.

Редактирование текста осуществляется перемещением курсора в необходимое место с помощью мыши либо нажатием служебных клавиш (их комбинации).

Основные сочетания клавиш

Работать можно как с отдельными знаками, строками, абзацами,так и со всем текстом. Прежде всего нужный фрагмент следует выделить. Для этого нужно установить курсорную стрелку в начало элемента и, зажимая левую кнопку мышки, провести до его окончания.

Далее можно его скопировать, вырезать, удалить соответствующими кнопками или сочетаниями клавиш.

Microsoft Word – самая популярная программа для редактирования текста. Она обладает богатыми возможностями и удобным интерфейсом. Основные средства для редактирования текста в Word:

  1. Режим вставки и замены символов (в первом режиме при печатании знаки вставляются между уже имеющимися, а при втором – очередные символы заменяют ранее напечатанные при вводе) Файл→Параметры→Дополнительно
  1. Режим Тезауруса (используется для автоматической замены выделенных слов синонимами)
  1. Автоматическая проверка правописания (проверка орфографии и грамматики)
  1. Средства рецензирования (позволяет создавать примечания, исправления и другие операции, не изменяя исходный текст) вкладка Рецензирование

Форматирование текста

Следующий этап обработки текста заключается в его форматировании. Форматирование текста подразумевает изменение внешнего вида документа. Информация подвергается оформлению по необходимым критериям.

Форматирование текста представляет собой:

  • выбор параметров страницы;
  • форматирование символов;
  • форматирование абзацев;
  • создание списков.

Вначале выбирается альбомная или книжная ориентация страницы (Разметка страницы → Ориентация).

Также в этой вкладке можно устанавливать различные параметры страницы (поля, размер, колонки и т.д.)

Нумерация страницы производится нажатием на кнопку Вставка → Номер страницы.

В процессе форматирования текста изменяется размер, начертание и цвет шрифта на Главной вкладке.

Оформление абзацев состоит в выравнивании текста относительно границ страницы (по левому или правому краю, центру или ширине).

Применение номерованных или маркированных списков позволит облегчить восприятие текстовой информации.

Подготовка документа заканчивается его распечатыванием. Для этой цели используют принтеры (устройства, переводящие электронную информацию на бумажный носитель) разного типа:

Читайте также: