Доклад о состоянии и использовании земель в смоленской области в 2020 году

Обновлено: 30.06.2024

Постановляет:

Глава муниципального образования

Кощинского сельского поселения

Смоленского района Смоленской области Н.В.Филатова

постановлением Администрации Кощинского сельского поселения Смоленского района

от 14.05. 2020 г. № 31

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Повышение эффективности использования и охраны земель на территории Кощинского сельского поселения

ПАСПОРТ

муниципальной программы

Ответственный исполнитель муниципальной программы

Администрация Кощинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области

Ответственные исполнители подпрограмм муниципальной программы

Исполнитель основных мероприятий муниципальной программы

Администрация Кощинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области

Цель муниципальной программы

предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечения рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель

Целевые показатели реализации муниципальной программы

-количество ликвидированных стихийных свалок;

-количество посаженных деревьев;

-количество выявленных самовольно занятых земельных участков

Наименование программных мероприятий

- воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

- защита земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

- защита сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями;

- сохранение и восстановление зеленых насаждений;

- обеспечение организации рационального использования земель на территории сельского поселения

Сроки (этапы) реализации муниципальной программы

Объемы ассигнований муниципальной программы (по годам реализации в разрезе источников финансирования)

Общий объем финансирования муниципальной программы составляет 15,0 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:

- 2020 год - 3,0 тыс. рублей;

- 2021 год - 3,0 тыс. рублей;

- 2022 год - 3,0 тыс. рублей;

- 2023 год - 3,0 тыс. рублей;

- 2024 год - 3,0 тыс. рублей.

Источник финансирования - средства бюджета муниципального образования Кощинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.

Средства собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков

Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы

- рациональное и эффективное использование и охрана земель;

- повышение экологической безопасности населения и качества его жизни

Раздел 1. Общая характеристика социально-экономической сферы реализации муниципальной программы

Земля - важная часть окружающей среды, использование которой связано со всеми остальными природными объектами: животными, лесами, растительным миром, водами, полезными ископаемыми и другими ценностями недр земли. Без использования и охраны земли невозможно использование других природных ресурсов. Бесхозяйственность по отношению к земле немедленно наносит или в недалеком будущем будет наносить вред окружающей среде, приводить не только к разрушению поверхностного слоя земли - почвы, ее химическому и радиоактивному загрязнению, но и сопровождаться экологическим ухудшением всего природного комплекса.

Использование значительных объемов земельного фонда в различных целях накладывает определенные обязательства по сохранению природной целостности всех звеньев экосистемы окружающей среды. В природе все взаимосвязано. Поэтому нарушение правильного функционирования одного из звеньев, будь то лес, животный мир, земля, ведет к дисбалансу и нарушению целостности экосистемы.

Нерациональное использование земли, потребительское и бесхозяйственное отношение к ней приводят к нарушению выполняемых ею функций, снижению природных свойств.

Охрана земель только тогда может быть эффективной, когда обеспечивается рациональное землепользование.

Проблемы устойчивого социально-экономического развития Кощинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области и экологически безопасной жизнедеятельности его жителей на современном этапе тесно связаны с решением вопросов охраны и использования земель. На уровне сельского поселения можно решать местные проблемы охраны и использования земель самостоятельно, причем полным, комплексным и разумным образом в интересах не только ныне живущих людей, но и будущих поколений.

На территории Кощинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области имеются земельные участки различного разрешенного использования.

Наиболее ценными являются земли сельскохозяйственного назначения, относящиеся к сельскохозяйственным угодьям.

Раздел 2. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы, цели, целевые показатели, описание ожидаемых конечных результатов, сроков и этапов реализации муниципальной программы

Основными принципами муниципальной политики в сфере использования и охраны земель на территории поселения являются: законность и открытость деятельности Администрации Кощинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, подотчетность и подконтрольность, эффективность.

Целями муниципальной программы являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Для достижения поставленных целей предполагается решение следую­щих задач: повышение эффективности использования и охраны земель на территории Кощинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, в том числе:

- воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

- защита земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

- защита сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями;

- сохранение и восстановление зеленых насаждений;

- обеспечение организации рационального использования земель на территории сельского поселения.

Реализация данной программы будет содействовать упорядочению землепользования; вовлечение в оборот новых земельных участков; повышению инвестиционной привлекательности сельского поселения, соответственно росту экономики, более эффективному использованию и охране земель.

от 16 ноября 2020 года N 1341

Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Смоленской области

(с изменениями на 15 ноября 2021 года)

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 15 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", Положением о Департаменте имущественных и земельных отношений Смоленской области, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 20.02.2009 N 86, приказом заместителя Губернатора Смоленской области - начальника Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 22.07.2019 N 746 "О проведении государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Смоленской области", на основании отчета от 14.10.2020 N 01-2020 об итогах государственной кадастровой оценки объектов недвижимости - земельных участков в составе земель населенных пунктов по Смоленской области, подготовленного областным специализированным государственным бюджетным учреждением "Фонд государственного имущества Смоленской области", уведомления от 27.10.2020 N 15-01336/20 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об отсутствии нарушений требований к отчету об итогах государственной кадастровой оценки, акта проверки от 23.10.2020 N 2020-67/1 и соответствия отчета об итогах государственной кадастровой оценки требованиям к отчету об итогах государственной кадастровой оценки приказываю:

1. Утвердить результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Смоленской области, по состоянию на 01.01.2020 согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить средний уровень кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Смоленской области, по муниципальным образованиям согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

2.1. Утвердить средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов, расположенных на территории Смоленской области, по кадастровым кварталам согласно приложению N 3 к настоящему приказу.

3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении одного месяца после дня его обнародования (официального опубликования).

И.о. начальника Департамента
Т.В.ЯКОВЕНКОВА

Приложение N 1
к приказу
начальника
Департамента имущественных
и земельных отношений
Смоленской области
от 16.11.2020 N 1341

КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В СОСТАВЕ ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ*

________________
* Приложение 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

Приложение N 2
к приказу
начальника
Департамента имущественных
и земельных отношений
Смоленской области
от 16.11.2020 N 1341

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В СОСТАВЕ ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, ПО МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЯМ*

________________
* Приложение 2 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

Приложение N 3
к приказу
начальника
Департамента имущественных
и земельных отношений
Смоленской области
от 16.11.2020 N 1341

СРЕДНИЕ ЗНАЧЕНИЯ УДЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, ПО КАДАСТРОВЫМ КВАРТАЛАМ*

________________
* Приложение 3 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.








В Сафонове под председательством губернатора Алексея Островского прошло выездное совещание. Участники обсудили вопросы эффективного использования земельных ресурсов на территории региона.

Как рассказал Алексей Островский в начале заседания, земельные ресурсы являются ключевым фактором роста экономики, продовольственной и промышленной обеспеченности Смоленщины. По его мнению, реализация государственной политики в аграрно-промышленном комплексе требует непрерывного развития сельскохозяйственного производства, которое невозможно без вовлечения в оборот неиспользуемых земель сельхозназначения.

— В Смоленской области таких земельных участков достаточно много, и данная тема для нас крайне актуальна. Тем более, в свете национальных целей и стратегических задач развития России, которые определил Президент нашей страны Владимир Владимирович Путин.

Одним из наиболее острых вопросов является выявление неиспользуемых земель сельхозназначения и их дальнейшее вовлечение в оборот. Хочу напомнить, что основными механизмами по вовлечению земель в оборот, которыми в рамках своих полномочий располагают органы местного самоуправления, являются инвентаризация земель, реализация муниципального земельного контроля и оформление в муниципальную собственность сельских поселений невостребованных земельных долей. Проведение органами местного самоуправления данных мероприятий находится на моем постоянном контроле.

Отдельно глава региона отметил те районы, которые активно применяют в своей деятельности данные механизмы. Среди них Сафоновский и Рославльский районы. Однако есть и отстающие муниципалитеты — Хиславичский и Ярцевский.

— Но если в лидерах у нас только два района и в отстающих — два, то где тогда все остальные? Видимо, их деятельность так же оценивается ниже тех показателей, которые можно считать идеальными. Прошу обратить на это внимание. Кроме того, на территории области зафиксированы случаи неиспользования или использования не по целевому назначению земельных участков, предоставленных гражданам в собственность для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства. В связи с этим органам местного самоуправления требуется обеспечить полный контроль за выделением и использованием таких участков, — прокомментировал губернатор.


После выступления главы региона участники приступили к обсуждению первого вопроса — механизмы вовлечения неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот.

С докладом выступил заместитель губернатора – начальник Департамента имущественных и земельных отношений Алексей Гусев. Он сообщил, что по поручению главы региона профильный Департамент осуществляет мониторинг и координацию деятельности органов местного самоуправления по проведению земельного контроля и оформлению в муниципальную собственность сельских поселений невостребованных земельных долей.

— Основная цель муниципального земельного контроля в отношении земель сельхозназначения – побуждение собственников земельных участков использовать их в соответствии с целевым назначением. В связи с чем мероприятия по муниципальному земельному контролю должны проводиться на регулярной основе с качественной подготовкой материалов. Помимо этого, обязательно необходима выдача предписаний нарушителям и контроль за их выполнением и своевременным направлением в Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям.

Алексей Гусев рассказал, что в 2019 году на территории Смоленщины 69% выявленных невостребованных долей уже оформлены в судебном порядке в муниципальную собственность. Лидерами в данном направлении стали Велижский, Духовщинский, Ельнинский, Новодугинский, Рославльский и Сычёвский районы.


Губернатор Алексей Островский подчеркнул особую значимость вовлечения неиспользуемых земель в оборот для улучшения бизнес-климата в регионе.

Также глава региона подчеркнул: на территории региона работают крупные холдинги Тропарево, Наша Житница и Золотая Нива.

— Они готовы вкладывать серьезные деньги в экономику Смоленщины, но им нужна земля. Почему сельхозпредприятия, которые в Сафоновском районе присутствуют, все больше и больше расширяются? Потому что Вячеслав Ефимович Балалаев эффективно решает вопросы, связанные с вовлечением в оборот неиспользуемых земель сельхозназначения. Предоставляю слово Вам, Вячеслав Ефимович, чтобы на Вашем примере иные главы послушали, что нужно делать для качественной организации работы в данном направлении.

Вячеслав Балалаев ответил, что администрация Сафоновского района ведёт активную работу с организациями, предпринимателями и банками по вовлечению неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в оборот. За последние два месяца в Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям направили информацию о более чем 20 участках сельхозназначения. В отношении них собственники не устранили ранее выявленные нарушения.


Глава Сафоновского района отметил, что до конца года администрация района планирует активно реализовывать мероприятия по проведению муниципального земельного контроля в отношении землевладельцев, в собственности у которых более 1,5 тысячи гектаров земель не используется в сельскохозяйственном производстве.

Отдельно участники заседания обсудили мероприятия, которые проводит в отношении земель сельхозназначения Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям. О контрольно-надзорной деятельности ведомства подробнее рассказал заместитель начальника отдела земельного надзора Виктор Понкратенков.

С начала 2019 года в Управление поступил 131 материал из органов муниципального земельного контроля и 14 муниципальных образований области. Инспекторы выявили нарушения на 155 участках общей площадью 3,5 тысячи гектаров.

Также в настоящий момент ведомство возбудило 85 административных дел и запланировал в 2020 году проведение 7 проверок земель сельхозназначения.

— Хотелось бы отметить те муниципальные образования, органы земельного контроля которых в первом полугодии направили в наш адрес наибольшее количество материалов, в том числе, в полном соответствии с требованиями земельного законодательства – Рославльский, Руднянский, Новодугинский, Сычевский, Темкинский, Вяземский, Ярцевский, Угранский и Краснинский. Вместе с тем, есть и ряд районов, откуда информация не поступала.

Алексей Островский попросил докладчика предоставить данную информацию, детализированную по районам, для дальнейшего предметного разговора с главами.

Ещё один пункт обсуждения – обеспечение контроля за выделением и использованием земельных участков для индивидуального жилищного строительства в Смоленской области. Руководителям муниципалитетов рекомендовали интенсифицировать работу с обращениями заявителей о предоставлении земельных участков в аренду, а после ввода объекта в эксплуатацию – в собственность.

Важно отметить, что выбор массивов для ИЖС, предназначенных для льготных категорий граждан, должен осуществляться в непосредственной близости к существующей застройке, инженерным коммуникациям.

Росреестр подготовил государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в России в 2019 году. В ходе работы над документом был проведен анализ и получены систематизированные сведения о количестве, качественном состоянии и правовом положении земель в разрезе субъектов и в целом по России.

Согласно докладу, площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2020 года составила 1 712 519,1 тыс. га (без учёта внутренних морских вод и территориального моря).

Изменения в структуре собственности на землю

В целом в течение 2019 года наблюдалось увеличение государственной и муниципальной собственности (на 78,3 тыс. га), а также собственности юридических лиц (на 896,7 тыс. га). В результате общая площадь земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на 1 января 2020 года составила 1 579 514,5 тыс. га (92,2% от всей площади земельного фонда страны). А общая площадь земель в собственности юридических лиц - 21 859,2 тыс. га (1,3%).

При этом доля земельных участков, находившихся в собственности граждан, сократилась на 975,0 тыс. га и составила 111 145,4 тыс. га (6,5%). В основном уменьшение площади таких участков наблюдалось в 55 регионах. Среди них Челябинская область (на 110,9 тыс. га), Ставропольский край (на 64,7 тыс. га), Саратовская область (на 57,5 тыс. га), Алтайский край (на 55,4 тыс. га), Липецкая область (на 51,4 тыс. га) и другие.

Таким образом, состоялось фактическое перераспределение земель между группами лиц. Это произошло в связи с выкупом юридическими лицами земельных участков, предоставленных им на праве пользования и аренды. Также причиной послужили факты передачи гражданами долей в общей собственности на земельный участок в уставный капитал сельскохозяйственного предприятия и выкупа у граждан долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Изменения в категориях земель

В течение года наблюдалась высокая активность в области перевода земель из одной категории в другую. В большей степени это коснулось земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.

Так, площадь категории земель лесного фонда увеличилась на 0,08% - до 1 126 643 тыс. га, а площадь категории земель сельхозназначения уменьшилась на 0,22% - до 381 673 тыс. га. Это произошло за счёт передачи земель от сельхозпредприятий в ведение лесхозов. Наибольшие площади земель переведены в Тюменской области (672,1 тыс. га), Пермском крае (59,8 тыс. га), Томской (37,3 тыс. га) и Кировской (33,4 тыс. га) областях.

Наибольшее увеличение площади земель населенных пунктов отмечено в Краснодарском крае (на 10,9 тыс. га), Иркутской области (на 9 тыс. га), Приморском крае (на 4 тыс. га), Тульской области (на 3,9 тыс. га) и Республике Башкортостан (на 3,4 тыс. га). В то же время отмечено и уменьшение данной категории земель. Например, в Кемеровской области – Кузбассе (на 1,7 тыс. га), Оренбургской и Свердловской областях (на 1,2 тыс. га).

Цифровизация земельного фонда

В целом произошедшие изменения в земельном фонде страны эксперты связывают в том числе с повышением уровня контроля за использованием объектов недвижимости, а также с цифровизацией государственных услуг Росреестра.

Читайте также: