Проблемы теории и практики налогового контроля доклад

Обновлено: 28.06.2024


Ключевые слова: налоговый контроль, федеральная налоговая служба, органы исполнительной власти, функции, контрольно-надзорная деятельность, административные регламенты, систематизация, унификация, результативность, эффективность

Abstract: The author studies theoretical problems of legal regulation of the supervisory activities of executive authorities using the example of tax control. The author analyzes the statistical data of supervisory activities of the bodies of the Federal Tax Service of the Russian Federation for 2011 – 2014 years. The author analyzes the draft law “On the grounds of state and municipal control (supervision) in the Russian Federation”. The concept of this law is the idea of creation of the legal grounds for the formation of the common system of state and municipal control (supervision) in the Russian Federation. The analysis shows its urgency for tax control. The research methodology is based on the modern achievements of epistemology. The author applies general philosophical methods, the system method, analysis, synthesis, analogy, deduction, traditional legal methods (formal-logical and comparative-legal), and the methods of specific sociological research (statistical, expert assessments, etc). The author concludes that it is necessary to support the idea of forming a legal base for creating a common system of control and supervision activities of public and local authorities. The author comes to the conclusion about the necessity to unify the control and supervision activities of executive bodies. The novelty lies in the proposals about legal regulation of tax control.

administrative regulations, control and supervision activity, functions, Executive authorities, Federal tax service, tax control, systematization, unification, effectiveness, efficiency

Характеризуя в целом эффективность контрольно-надзорной деятельности ФНС России, следует отметить значительные изменения в последние годы в организации налогового контроля и совершенствование системы налогового администрирования. Из более чем 8,7 млн. подконтрольных объектов, состоящих на учете в ФНС России, лишь 2-3 процента в год охвачены проверками. Такие показатели не следует рассматривать как негативные, наоборот, их следует признать более эффективными [3] . Большая часть проверок налоговых органов проводится в форме документарных (камеральных) проверок, проводимых без взаимодействия с хозяйствующими субъектами. Выездные проверки планируются по результатам проведенного анализа риска причинения вреда в связи с нарушениями конкретными хозяйствующими субъектами налогового законодательства.

Для наглядности анализа эффективности контрольно-надзорной деятельности ФНС России приведем статистику показателей в динамике с 2011 по 2014 гг.

Динамика отдельных характеристик контрольно-надзорной деятельности ФНС России

С тех пор, как в Российской Федерации произошли серьезные изменения в финансово-политической сфере, прошло уже более 20 лет. Однако, не смотря на проведение разнообразных реформ в различных областях экономической деятельности страны, и по сей день остаются проблемы в налоговой системе, в частности, в институте налогового администрирования, в который входит налоговый контроль.

На пути развития налоговой системы имеется большое количество проблем, которые вызваны как внешними, так и внутренними факторами, решить которые в 21 веке пока не удалось. Таким образом, в настоящее время существует проблема обеспечения стабильного развития налоговой системы, причем наиважнейшее значение имеет совершенствование налогового контроля Российской Федерации с помощью самых разнообразных методов.

В последнее время в налоговых органах Российской Федерации были разработаны новейшие методологические основы контрольной деятельности. Реформирование Налогового Кодекса позволило налоговым органам более эффективно проводить камеральные и выездные налоговые проверки. Практически во все времена своего существования налоговые органы проводили камеральные налоговые проверки. И это неудивительно, т.к. именно с их помощью чаще всего выявляются значительные нарушения налогоплательщиками налогового законодательства.

Кроме того, в последние годы все чаще проводятся углубленные камеральные налоговые проверки, которые предусматривают проверку дополнительных сведений о налогоплательщике, а также исследование важных бухгалтерских документов. Углубленные налоговые проверки позволяют охватить большее количество налогоплательщиков. При проведении углубленной камеральной проверки трудозатраты значительно ниже, чем при проведение выездных налоговых проверок, так как налоговый инспектор не выезжает предприятие, а готовит документы в налоговой инспекции.

Многие налоговые инспекции в России давно перешли на электронную систему обработки документов, что позволило автоматизировать камеральные налоговые проверки, т.к. система позволяет осуществлять арифметический и логический контроль налоговой отчетности. При этом качество камерального контроля обеспечивает эффективность выездного контроля, так как по результатам камерального анализа осуществляется отбор налогоплательщиков, к которым на места выезжают работники налоговых органов.

Трудно переоценить значимость налогового контроля: только за первый квартал 2013 года, включительно по 1 июля 2013 года органами налогового контроля и администрирования в бюджет Российской Федерации в результате проведения проверок дополнительно начислено более 164353,9 млн. рублей. По состоянию на 1 июля 2013 года налоговыми органами Российской федерации было проведено около 18 миллионов камеральных налоговых проверок, в результате которых налоговые органы выявили более 767077 нарушений законодательства о налогах и сборах. Также по состоянию на 1 июля 2013 года налоговыми органами было проведено 21340 выездных налоговых проверок, в результате которых было выявлено 21209 налоговых правонарушений. Таким образом, результативность выездных и камеральных налоговых проверок составила более 70% Приведенные данные подтверждают важность налогового контроля в целях соблюдения законодательства о налогах и сборах в Российской федерации.

Применение налогового администрирования в Российской Федерации является одним из самых важных способов обеспечения нормального экономического функционирования государства, поэтому организация налогового контроля, а также внедрение новых методов тактики его проведения позволит обеспечить бюджет Российской Федерации дополнительными средства, поступающими в бюджеты различных уровней. Кроме того, эффективный налоговый контроль позволит защитить права и законные интересы добросовестных налогоплательщиков.

Таким образом, реформирование налоговой системы в России сделало решение проблем налогового контроля востребованными в теоретическом и практическом плане. Проблема совершенствования налогового контроля обусловлена еще и тем, что в настоящее время налоговое законодательство в не совершенно, а его постоянные изменения не способствуют созданию стабильной налоговой системы.

Эффективность налогового контроля необходимо и дальше совершенствовать, ведь каждый год приносит налоговой системе дополнительные виды налогов. Кроме того, низкий уровень налоговой культуры значительно снижает эффективность налоговых проверок, поэтому необходимо разработать некоторые рекомендации в целях совершенствования налогового контроля в Российской Федерации.

Мы считаем, что в целях совершенствования налогового контроля и администрирования налоговые органы в обязательном порядке должны усилить работу аналитической составляющей своей деятельности. Именно аналитика позволяет стимулировать налогоплательщика к добровольному исполнению своих налоговых обязанностей.

Также мы считаем, что для совершенствования налогового контроля необходимо внести изменения в Налоговый Кодекс в части правовых и организационных основ контрольной деятельности самих налоговых органов Российской Федерации. Важными пунктами в развитии методов регулирования налогового контроля должно стать изменение правового положения должностных лиц налоговых органов. В целях укрепления результативности контрольных мероприятий, необходимо усовершенствование налоговых процедур по применению административно-налоговых санкций.

Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговых органов является совершенствование действующих процедур контрольных проверок.

Признаками действенной системы налогового контроля являются:

  • наличие специальной системы отбора налогоплательщиков для осуществления налоговых проверок, которая дает возможность выбора наиболее эффективного и оптимального направления использования кадровых и финансовых ресурсов налогового органа в целях увеличения результативности налоговых проверок;
  • использование новейших форм и методов налоговых проверок, которые основаны на единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок;
  • необходимость использования системы бальной оценки работы налоговых инспекторов, которая позволила бы учитывать результаты деятельности каждого инспектора, а также эффективно распределяла бы налоговые обязанности при планировании камеральных и выездных налоговых проверок;
  • увеличение размеров наказания за налоговые правонарушения.

Проблема отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает особую значимость в условиях массовых нарушений налогового законодательства, характерных для современной России.

Для надежного обеспечения финансовой безопасности необходимо создание специальных условий функционирования всей финансовой системы Российской Федерации, при которой исключается малейшая возможность развития коррупции и злоупотребления должностными полномочиями.

Мы полагаем, что для совершенствования налогового контроля в Российской Федерации одной из важнейших предпосылок является постепенное повышение налоговой культуры в стране. И что ее повышение необходимо начинать с раннего возраста и проводить информационную работу со школьной скамьи, например, ввести в учебно-образовательную программу школьников курс лекций о важности налогообложения и значимости налоговой дисциплины для решения социальных вопросов.

Применение рассмотренных выше мероприятий позволит повысить результативность контрольных мероприятий налоговых органов, а, соответственно, повысит собираемость налогов в целом по стране.

Введение
Библиография
Историческая справка
1. Процедура проведения налогового контроля в Российской Федерации
1. Правовые аспекты осуществления налогового контроля
2. Формы и методы налогового контроля
1. Учет налогоплательщиков
2. Выездные налоговые проверки
3. Камеральные налоговые проверк
4. Налоговый контроль за фактическим расходованием физических лиц
2. Проблемы и пути совершенствования налогового контроля
2.1. Проблемы налогового контроля
2.2 Пути совершенствования налогового контроля
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принял преподаватель: Самуйлова Е.В.

    1. Процедура проведения налогового контроля в Российской Федерации……………………………………………………… …………11
    2. Правовые аспекты осуществления налогового контроля……. 11
    3. Формы и методы налогового контроля……………….…….…. 14
      1. Учет налогоплательщиков…………………….……. .16
      2. Выездные налоговые проверки………………. …. 18
      3. Камеральные налоговые проверки…………………..20
            1. Налоговый контроль за фактическим расходованием физических лиц……………………………………….22
        1. Проблемы и пути совершенствования налогового контроля………..…26

        2.1. Проблемы налогового контроля…… ………………………..…..26

        2.2 Пути совершенствования налогового контроля………….…..…29

        Список использованных источников и литературы………. ……….…….….35

        На сегодняшний день налоговый контроль является одним из важнейших методом надзора государственных органов за выполнением лицами обязанности уплачивать налоги в бюджет в соответствии с нормами налогового законодательства. Н алоговый контроль направлен на обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды). Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство. В настоящее время эта тема является очень актуальной, так как многие предприятия, занимающиеся коммерческой деятельностью, стремятся любыми возможными и невозможными способами уклониться от уплаты налогов, чем нарушают законодательство РФ, ведь в соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки . Но, к сожалению, в практике работы юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. С переходом к рыночным отношениям создаются новые предприятия, осуществляющие свою финансово-хозяйственную деятельность в различных сферах экономики. Многие из них не имеют достаточно квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета. На таких предприятиях, как правило, допускаются ошибки в учете. Нередки случаи сознательного искажения отчетных данных. Причем сегодня стало естественным уклонение от налоговой повинности, как легальными – когда удается полностью или частично избежать налогообложения, не нарушая при этом действующего законодательства, так и нелегальными, то есть запрещенными законом способами. Все это приводит к занижению налогооблагаемой базы и недопоступлению в бюджет налогов и других приравненных к ним платежей. Ошибки в исчислении и уплате налогов допускаются также из-за частых изменений в законодательстве. В связи с этим сегодня перед налоговыми органами встает серьезная проблема – контроль над правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и его совершенствование.

        Налоговый контроль в России осуществляется в трех формах: предварительный, текущий и последующий, используются при этом такие методы как наблюдение, обследование, анализ и проверки, которые подразделяются на камеральные и документальные. Последние являются специфическим методом налогового контроля, который сочетает в себе все методы.

        Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых или таможенных органов в пределах своей компетенции посредством: налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода.

        Таким образом, на сегодняшний день эта тема является актуальной, так как налоговые поступления являются одними из ключевых для пополнения бюджета государства, и учет уплаты налогов является одной из первостепенных задач государственных органов.

        Целью данной курсовой работы является изучение механизма применения действующих форм и методов налогового контроля, оценка их эффективности, определение путей совершенствования контрольной работы налоговых органов.

        1. исследование нормативно-правовой базы осуществления налогового контроля;
        2. изучение основ организации контрольной работы налоговых органов;
        3. изучение действующих форм и методов налогового контроля;
        4. определение наиболее перспективных путей совершенствования форм и методов налогового контроля.

        Объектом исследования курсовой работы является финансовый контроль в Российской Федерации. Предметом – налоговый контроль, как один из видов финансового контроля.

        При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования: сравнение, измерение, анализ, синтез, умозаключение.

        Сравнение – метод исследования, с помощью которого устанавливаются сходства и различия между двумя или несколькими объектами.

        Измерение – процедура определения численного значения величины посредством единиц измерения.

        Анализ – разложение предмета на составные части.

        Синтез – соединение частей в нечто целое.

        Умозаключение – мыслительная операция, посредством которой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определенным образом связанное с исходным.

        Все эти методы были использованы при работе с учебной и методической литературой и при формулировании выводов.

        Данная курсовая работа состоит из двух глав.

        В первой главе рассматривается процедура проведения налогового контроля: правовые аспекты осуществления налогового контроля, а также формы и методы проведения налогового контроля (учет налогоплательщиков, выездные и камеральные налоговые проверки, контроль за фактическими расходами физических лиц). Во второй главе предложены пути совершенствования налогового контроля.

        В данной курсовой работе использованы нормативно-правовые документы Российской федерации, учебники, материалы периодической печати, интернет-ресурсы.

        Библиография

        В соответствии с комментариями основных положений Налогового Кодекса РФ под редакцией Брызгалина А.К., Зарипова В.М. были подробно охарактеризованы некоторые из использованных статей обеих частей Налогового Кодекса (ст. 14, 19, 82, 86, 87, 88).

        На основании статей первой и второй глав ныне действующего Налогового Кодекса Российской Федерации были изучены порядок и сроки уплаты налогов и сборов, рассмотрены общие положения о налогах и сборах, а также описаны формы налогового контроля.

        Историческая справка

        Со второй половины XVI в. налоги и сборы взимались в денежной форме.

        При Александре I (1777—1825, император с 1801 г.) изменения в акты законодательства вносились в части следующих фискальных сборов и налогов: оброчный сбор; гильдейский сбор; пошлина с наследств; горная подать; гербовый сбор; питейный сбор. Вводились новые обязательные платежи, например процентный сбор с доходов от недвижимого имущества; кибиточная подать; попудный сбор с меди. Существенному пересмотру подвергалась система земских денежных и натуральных повинностей. Была реформирована система организации сбора налогов.

        Изменения в налоговом законодательстве СССР в 1941—1965 гг. Во время войны действовала система обязательных платежей из прибыли государственных предприятий, установленная в предвоенный период. Но в связи с дополнительными потребностями бюджета указами Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. и 8 июля 1944 г. введены новые налоги и сборы с населения: налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР; военный налог; сбор с владельцев скота; сбор за регистрацию охотничье-промысловых собак.

        Читайте также: