Доклад по пожарной безопасности в муниципальном образовании

Обновлено: 30.06.2024

- организацию выполнения мер пожарной безопасности;

- участие в выполнении федеральных и региональных целевых программ;

- разработку, утверждение и исполнение местных бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны, финансируемой за счет средств местных бюджетов;

- создание, реорганизацию и ликвидацию в установленном порядке пожарной охраны, финансируемой за счет средств местных бюджетов;

- осуществление в пределах их компетенции экономического и социального стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

- установление специальных целевых сборов с граждан и юридических лиц на обеспечение противопожарной безопасности;

- содействие созданию и деятельности фондов пожарной безопасности;

- обучение населения мерам пожарной безопасности и его привлечение к пре­дупреждению и тушению пожаров;

- содействие деятельности добровольных пожарных дружин и объединений пожарной охраны;

- организацию общественного контроля за обеспечением пожарной безопас­ности.

- организовывать разработку и обеспечивать реализацию мер пожарной безо­пасности;

- принимать в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания, исполь­зовать это имущество по его прямому назначению;

- создавать и содержать в соответствии с установленными нормами финанси­руемые за счет средств местных бюджетов органы управления и подразделе­ния пожарной охраны, в том числе на основе договоров с государственной противопожарной службой;

- организовать обучение населения мерам пожарной безопасности;

- содействовать деятельности добровольных пожарных и объединений пожар­ной охраны.

Перечисленные законодательные нормы реализуются далеко не полностью. Муниципальные органы пожарной охраны не созданы, кое-где их пытались соз­давать. Как правило, местные бюджеты частично финансируют государственную пожарную службу, переданную из МВД в ведение МЧС.

Актуальность. Сегодня местное самоуправление получает все большее развитие как институт, не входящий в систему государственной власти, а органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации, получили статус самостоятельных органов, действующих в рамках, установленных законодательством Российской Федерации и ее субъектов. Одновременно все большее развитие получают вопросы местного значения. Если прежде законодательство устанавливало единый перечень вопросов местного значения для всех муниципальных образований, то в настоящее время каждое муниципальное образование, в зависимости от статуса, решает свой строго определенный круг местных дел.

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая.docx

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Сибирский институт управления

Факультет Государственного и муниципального управления

Кафедра Государственного и муниципального управления

Студентка III курса ГМУ

Доцент кафедры ГМУ, к.э.н.

Введение

Актуальность. Сегодня местное самоуправление получает все большее развитие как институт, не входящий в систему государственной власти, а органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации, получили статус самостоятельных органов, действующих в рамках, установленных законодательством Российской Федерации и ее субъектов. Одновременно все большее развитие получают вопросы местного значения. Если прежде законодательство устанавливало единый перечень вопросов местного значения для всех муниципальных образований, то в настоящее время каждое муниципальное образование, в зависимости от статуса, решает свой строго определенный круг местных дел.

В системе этих вопросов одно из важных мест занимают вопросы организации пожарной безопасности на местах. От их благополучного состояния в каждом муниципальном образовании зависит стабильность пожаробезопасности как в конкретном субъекте федерации, так и в Российской Федерации в целом.

Правовая основа пожарной безопасности вызывает обоснованный интерес представителей различных отраслей права: конституционного, муниципального, административного, экологического и др. Их внимание обусловлено также и новым подходом законодателя к определению места пожарной безопасности в системе вопросов местного значения и предметов ведения государства. Это означает также, что в современных условиях возрастает и необходимость определения понятия пожарной безопасности, ее признаков, выявление места в общей системе вопросов местного значения и уточнение характера нормативного закрепления.

Изучение в комплексе проблемы обеспечения пожарной безопасности в муниципальных образованиях – важное направление для теории и практики государственного строительства в силу особой социально-политической значимости задач, решаемых населением и образуемыми им органами на уровне местного самоуправления.

Поэтому в числе многих проблем в сфере местного самоуправления актуальной является и исследование проблемы пожарной безопасности как одного из важнейших направлений деятельности муниципальных образований.

Степень изученности темы. В последнее десятилетие были приняты конкретные меры по созданию законодательных и организационно-правовых основ функционирования системы обеспечения пожарной безопасности Российской Федерации. Возросло количество проводимых научных конференций, увеличился выпуск научных публикаций по теоретическим проблемам пожаробезопасности Российской Федерации. Исследованием данной темы занимались такие авторы, как Воробьев Ю.Л, Дешевых Ю., Ильин В.В., Кишкурно В.Т., Мешалкин Е.А., Нестругин А., Серебренников Е.А., Чуприян А.П., Широков В и другие. 1

Но несмотря на имеющиеся исследования, посвященные вопросам организации пожарной безопасности в целом, либо применительно к отдельным сферам государственного управления, комплексного анализа пожарной безопасности в системе вопросов местного значения до настоящего времени не проводилось.

Предметом исследования выступает вопрос обеспечения мер первичной пожарной безопасности в данном муниципальном образовании.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Глава 1. Основные подходы к обеспечению мер первичной пожарной безопасности на местном уровне

Пожарная безопасность в муниципальном образовании

По статистическим данным на территории Российской Федерации каждый год происходит в среднем около 300 тысяч пожаров, а материальный ущерб от пожаров исчисляется десятками миллиардов рублей. Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров является важным фактором устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации.

  1. реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
  2. разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
  3. разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
  4. разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
  5. установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
  6. обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
  7. обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
  8. организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
  9. социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участие в борьбе с пожарами. 5

Перечисленные законодательные нормы реализуются далеко не полностью. Муниципальные органы пожарной охраны созданы не везде. Как правило, местные бюджеты частично финансируют государственную пожарную службу, переданную из МВД в ведение МЧС.

В последние годы в России заметно активизировалось внимание к вопросам подготовки населения в области пожарной безопасности на местном уровне и привлечения его к борьбе с пожарами. Это объяснимо, ведь по официальным данным МЧС России, свыше 50 тыс. населенных пунктов в Российской Федерации находятся далеко за пределами радиуса выезда подразделений Государственной противопожарной службы.

В итоге на долю проживающего в этих населенных пунктах населения (примерно 27% общего числа населения) приходится половина всех пожаров и убытков от них и свыше 60% погибших. Иными словами, риск погибнуть при пожаре, как это ни парадоксально, у сельских жителей более чем в два раза выше, чем у горожан. Очевидны явная несправедливость и неравенство налогоплательщиков, проживающих в селе перед горожанами по защищенности от пожаров. Хотя Конституция РФ гарантирует равные права и возможности гражданам, независимо от места их проживания.

Решить проблему обеспечения пожарной безопасности только путем создания Государственной противопожарной службы, содержащейся за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ нереально. Бюджет ни одной, даже самой богатой страны мира, тем более с такой обширной территорией, как Россия, не может позволить себе создание в каждом населенном пункте профессиональной пожарной охраны. С точки зрения экономической целесообразности при нехватке трудовых ресурсов это было бы еще и иррационально. 6

Сложившаяся тяжелая ситуация с обеспечением первичных мер пожарной безопасности во многих муниципальных образованиях связана с комплексом проблем финансового, материально-технического, социального характера, накапливающихся десятилетиями и не получавших своего решения. Принятие неотложных организационных и перспективных практических решений и мер в этой области позволит значительно снизить социальную напряженность, сохранить экономический потенциал, придаст больше уверенности населению страны в своей безопасности и защищенности от огня.

1.2 Состояние нормативно-правового регулирования в сфере обеспечения мер первичной пожарной безопасности на местном уровне

На данный момент нормативно-правовое регулирование полномочий органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования является крайне спорным вопросом.

На сегодняшний день к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

В 2021 году органы МСУ должны руководствоваться новыми Правилами противопожарного режима в РФ. Работы у муниципалитетов станет больше, и завершить ее надо до начала очередного пожароопасного периода. Прочтите, какие задачи вы должны решить. Кроме того, изменились основания внеплановой проверки органа МСУ. А с 1 января 2022 года у муниципальных районов появятся новые полномочия в сфере пожарной безопасности.

Изменились Правила противопожарного режима

Документ: Новые Правила противопожарного режима утверждены постановлением Правительства от 16.09.2020 № 1479 и действуют до 31 декабря 2026 года

В Правилах противопожарного режима в РФ (ППР) теперь предусмотрена новая обязанность органов МСУ. Они должны до начала пожароопасного периода создать либо обновить противопожарные минерализованные полосы вокруг каждого населенного пункта. Прилегает он к лесу или нет, значения не имеет (п. 63 ППР). Раньше минерализованные полосы надо было обустраивать только вокруг населенных пунктов, прилегающих к лесам. Изменение обусловлено тем, что пожары могут быть не только лесными, но и ландшафтными. Например, когда горит сухая трава, возникает риск, что горение распространится на населенные пункты. Требования к ширине минерализованной полосы остались прежними: она должна быть не меньше 10 м.

Изменились правила выжигания сухой травянистой растительности на земельных участках населенных пунктов. Территория вокруг участка для выжигания должна быть очищена от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов в радиусе 30 м. Кроме того, вокруг этой территории надо создать противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 1,5 м (п. 63 ППР). Ранее Правила противопожарного режима допускали радиус 25–30 м и минимальная ширина полосы была другой — 1,4 м.

Новая редакция ППР запрещает разводить костры не только на землях общего пользования населенных пунктов, но и на территориях частных домовладений. Нельзя использовать открытый огонь для приготовления пищи вне специально отведенных и оборудованных для этого мест (п. 66 ППР). Эти места по-прежнему определяют органы местного самоуправления.

В населенном пункте теперь не всегда нужны пирсы для забора воды из естественных или искусственных источников (например, реки, озера, бассейна, градирни и др.). Без пирсов можно обойтись, если территория населенного пункта и находящиеся на ней здания и сооружения обеспечены иными источниками противопожарного водоснабжения. Например, пожарными гидрантами, водонапорными башнями (п. 80 ППР).

В ППР вернули запрет на установку на окнах объектов защиты глухих решеток. Их также нельзя устанавливать на приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами. Исключение — случаи, специально предусмотренные в нормативных правовых актах РФ и нормативных документах по пожарной безопасности (п. 16 ППР).

Уточнены основания для проверки органа МСУ

Документ: Положения федеральных законов № 69-ФЗ и 131-ФЗ изменил Федеральный закон от 22.12.2020 № 454-ФЗ

Внеплановая выездная проверка проводится в отношении деятельности органа местного самоуправления и его должностных лиц. В частности, контролеры выяснят, как орган МСУ обеспечивает первичные меры пожарной безопасности в подверженных угрозе природных пожаров населенных пунктах, где введен особый противопожарный режим.

Перечень населенных пунктов, подверженных угрозе природных пожаров, ежегодно утверждают органы государственной власти субъектов (ст. 18 Закона № 69-ФЗ). Критерии, которые должны использовать регионы при формировании перечня, устанавливает Правительство.

Изменился порядок оформления паспорта населенного пункта

15 дней — срок оформления паспорта населенного пункта. Отсчитайте их со дня, когда регион утвердил перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров

Установлен срок оформления паспорта населенного пункта — 15 дней со дня, когда регион утвердил перечень населенных пунктов и территорий, подверженных угрозе лесных пожаров. Это правило установлено в пункте 418 ППР. Ранее ограничений по срокам не было.

Паспорт населенного пункта надо оформить в трех экземплярах. В течение трех дней со дня его утверждения один экземпляр направьте в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования. Еще один — в структурное подразделение территориального органа МЧС. Третий экземпляр паспорта населенного пункта храните в органе МСУ.

Еще одно изменение касается организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе муниципальных. Теперь они тоже должны оформлять паспорта своих территорий. Паспорт понадобится, только если территория организации подвержена угрозе лесных пожаров. Оповестите руководителей таких муниципальных организаций о том, что они обязаны составить паспорт до начала пожароопасного сезона и соблюсти 15-дневный срок.

Незначительно изменились формы паспортов (нумерация, формулировки). Используйте формы паспортов населенного пункта, детского лагеря из приложений № 8 и 9 к новым ППР.

На заметку: Органам МСУ стало проще квалифицировать пожары

У муниципальных районов появятся полномочия в области пожарной безопасности

С 1 января 2022 года органы МСУ муниципальных районов начнут осуществлять полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах своих территорий за пределами городских и сельских населенных пунктов. В границах населенных пунктов аналогичные полномочия продолжат реализовывать органы МСУ поселений, муниципальных и городских округов, внутригородских районов.

Также органы МСУ муниципальных районов получат право создавать муниципальную пожарную охрану. Штрафовать за ее отсутствие не будут (ст. 15.1 Закона № 131-ФЗ). Для реализации данного права органам МСУ муниципального района нужно разработать и утвердить положение о деятельности муниципальной пожарной охраны. Посмотрите его образец ниже.

АЛЕКСЕЙ ЕВДОКИМОВ, доцент Саратовской государственной юридической академии, Саратовского ГАУ, к.ю.н. ГАЛИНА НАДЕЖКИНА, доцент Саратовского ГАУ, к.т.н.

Тушения лесных пожаров, основных мероприятий по сокращению количества пожаров на территории муниципального образования город Новороссийск в 2013 году, мероприятий по охране лесов от пожаров и противопожарной профилактике в лесном фонде, основных мероприятий по подготовке к пожароопасному периоду в 2013 году.

С целью пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности организуются и проводятся следующие мероприятия:

-проведение занятий и инструктажей во время проведения сходов и общих собраний с населением;

-информирование населения о порядке поведения при угрозе и в случае возникновения лесных пожаров;

-показ по местному телевидению и информирование по местному радио правил безопасности поведения при угрозе и возникновении лесных пожаров;

Подготовка аварийно-спасательных служб, добровольной пожарной охраны, необходимых сил и средств для тушения лесных пожаров осуществляется в ходе участия в установленном порядке в учениях и тренировках по защите населения и территорий районов и сельских округов от лесных пожаров.

На территории муниципального образования город Новороссийск имеются и поддерживаются в ухоженном состоянии минерализованные полосы, общая протяженность опашки минерализованных полос составляет более 160 км.

На территории муниципального образования город Новороссийск находятся и поддерживаются в исправном состоянии 1522 пожарных гидрантов и 259 пожарных водоемов.

На территории МО г. Новороссийск в 2013 году произошли два лесных пожара:

20.07. По информации Новороссийского лесничества, в районе п. Верхнебаканский лесничим обнаружено возгорание лесного массива, площадь возгорания составила 2,8 га. Для тушения возгорания были привлечены силы и средства:

Администрация Новороссийского района – старший глава района Чумак В.И. Ликвидация 22:50.

- 7 добровольных пожарных дружин сельских округов, всего 72 чел., 8 ед. техники;

- 4 добровольных пожарных дружины внутригородских районов (2 эшелон), всего 32 чел., 4 ед. техники;

- лесохимическая станция Новороссийского лесничества – всего 8 чел.,2 ед. техники.

- находятся и поддерживаются в исправном состоянии 1522 пожарных гидрантов и 259 пожарных водоемов;

В период с 10 сентября по 17 сентября 2013 года проводились проверки готовности и смотры добровольных пожарных дружин внутригородских районов, в лучшую сторону отмечается работа и действия администрации и ДПД Новороссийского, Центрального и Южного внутригородских районов, хуже подготовлена ДПД Восточного внутригородского района; в Приморском Внутригородском районе работа ведется на низком уровне, должного внимания администрация района вопросам создания ДПД, обеспечения и обучения добровольных пожарных не уделяет. Среди ДПД Новороссийского Внутригородского района в лучшую сторону отмечаются ДПД: Мысхакского, Натухаевского и Раевского сельских округов.

- обучение личного состава подразделений ДПД в лицензированных учебных центрах проведено частично;

- мед. освидетельствование личного состава подразделений ДПД не проведено.

По результатам проверки ДПД, рекомендую Главам администраций внутригородских районов:

2. Проводить в течении пожароопасного периода еженедельные тренировки членов ДПД;

3. Еженедельно проводить работу по противопожарной пропаганде с населением при подворовых обходах частных домовладений и мест компактного проживания населения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение

«Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов

(СПб ГБУ «ЦСРИиДИ Кировского района)

Специалист по социальной работе

Познакомить слушателей с вопросами пожарной безопасности, организацией противопожарной защиты учреждения и законодательно-нормативной базой действующей в этой области.

На территории Российской федерации каждый год происходит
в среднем около 300 тысяч пожаров. Материальный ущерб от пожаров исчисляется десятками миллиардов рублей.

Пожароопасная ситуация в стране сегодня возрастает, так как
в промышленности, строительстве и быту применяется множество легковоспламеняющихся веществ и материалов. Используется
в огромных количествах нефть и нефтепродукты, природный газ.
В производстве сохраняются и внедряются сложные и энергоемкие технологии, обладающие высокой потенциальной пожароопаснотью. Все это требует повышенного внимания к противопожарной защите, осторожности, высокой технологической дисциплины. Многие предприятия и иные объекты имеют свои специфические требования по обеспечению пожарной безопасности.

В нем определены основные понятия, используемые при изучении темы.

Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Пожарная безопасность (ПБ) – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Обеспечение П.Б. является одной из важнейших функций государства.

Требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Законодательство РФ в области П.Б. основывается на конституции РФ
и включает в себя выше названный закон, другие законы РФ, принимаемые
в соответствии с ним, а также законы и нормативные акты субъектов РФ, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности также относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования П.Б.

В Российской Федерации функционирует система обеспечения пожарной безопасности, которая представляет собой совокупность сил
и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу
с пожарами.

Одним из элементов этой системы является предприятие. Обеспечение пожарной безопасности на предприятии является предметом рассмотрения данной темы.

Причины возникновения пожаров в учреждениях.

Неисправное электрооборудование, нарушение правил эксплуатации электрических приборов и сетей, в результате чего возникают короткие замыкания, электрические дуги, переходные сопротивления, вихревые токи.

Неисправность технологического оборудования и контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИП и А) в результате чего образуются взрывоопасные смеси, перегрев оборудования и т.д.

Статическое электричество, возникающее в результате трения частей механизмов и при наличии пылевых частиц сгораемых материалов.

Использование открытого огня: сварочные работы, курение, использование факелов, паяльных ламп и т.д.

Самовозгорание и самовоспламенение веществ с низкими температурами возгорания и воспламенения.

Нарушение правил пожарной безопасности.

Природные электрические разряды – молнии.

Выбор способов тушения зависит от:

характеристики горящих веществ и условий, в которых протекает процесс горения;

доступности зон горения, необходимости выполнения мероприятий
по подготовке к тушению;

наличия личного состава, огнетушащих веществ, материалов и средств.

Первичные средства пожаротушения (раздаточный материал)

Простейшим средством тушения возгораний и пожаров является песок.

Наиболее распространенным и универсальным средством тушения пожара является вода.

Для ликвидации пожаров в начальной стадии можно применять асбестовое и войлочное полотно, грубошерстные ткани.

Особое место отводится огнетушителям - это современные технические устройства, предназначенные для тушения пожаров
в их начальной стадии возникновения.

Технические средства пожаротушения

Технические средства противопожарной защиты и тушения пожаров включают в себя системы пожарной сигнализации и системы пожаротушения.

Системы пожарной сигнализации (СПС)

СПС предназначены для обнаружения в начальной стадии пожара, передачи тревожных извещений о месте и времени его возникновения. Они могут быть пожарными, реагирующими на первоначальные признаки пожара (дым, пламя, тепло) и охранно–пожарными, совмещающими охранные и пожарные функции.

Установки пожарной сигнализации бывают на базе:

-автоматических пожарных извещателей (дымовых, тепловых, комбинированных);

-ручных пожарных извещателей;

-автоматических и ручных пожарных извещателей.

Из-за того, что население нашей страны недостаточно подготовлено
в сфере пожарной безопасности, нет необходимого уровня культуры собственной безопасности - жизнь и здоровье нас и наших детей зависят только от нашей профессиональной подготовки.

Читайте также: