Совет министров рб доклад

Обновлено: 30.06.2024

Совет Министров - Правительство Республики Беларусь - коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией исполнительную власть в стране и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.

Основные задачи

  • руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;
  • разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;
  • разрабатывает и представляет Президенту для внесения в парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;
  • обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;
  • принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;
  • обеспечивает исполнение Конституции, законов, декретов, указов и распоряжений Президента;
  • отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

Дом Правительства

Местоположение:

220010, г. Минск, ул. Советская, 11 (Дом Правительства)

Официальный сайт:

Материалы Портала могут использоваться в средствах массовой информации, распространяться в сети Интернет без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации. Единственным условием является ссылка на первоисточник. Никакого предварительного согласия на использование материалов Портала со стороны пресс-службы Президента Республики Беларусь не требуется.

Отсутствует соединение.
Проверьте, пожалуйста, соединение. Если соединение к сети отсутствует, вы все равно можете перейти на страницы: Главная, Президент, Государство и Президент молодежи.

К сожалению, ваш браузер не поддерживается.
Если информация отображена некорректно, попробуйте скачать новую версию или запустите другой браузер.

Правительство – это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчинённых ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти. Исполнительная власть (а именно Совет Министров) представляет глобальный интерес для административного права, исключительный интерес для теоретического и практического правового знания. Несмотря на актуальность и важность темы, в ряде очень интересных, содержательных учебников и учебных пособий она рассматривается довольно сжато и схематично.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие Правительства. Его место в системе органов государственной власти. Взаимодействие с иными органами государственного управления……………………………………………4 - 7
Глава 2. Состав, структура и порядок формирования Совета Министров. Срок полномочий…………………………………………..8 - 13
Глава 3. Компетенция Совета Министров………………………14 - 20
Заключение…………………………………………………………….21
Список использованной литературы и источников……………….22

Прикрепленные файлы: 1 файл

с сылками Совет Министров Республики Беларусь.docx

Глава 1. Понятие Правительства. Его место в системе органов государственной власти. Взаимодействие с иными органами государственного управления……………………………………………4 - 7

Глава 2. Состав, структура и порядок формирования Совета Министров. Срок полномочий…………………………………………..8 - 13

Глава 3. Компетенция Совета Министров………………………14 - 20

Список использованной литературы и источников……………….22

Государственные органы – это ветви единого целого, между которыми необходим раздел властных функций. В связи с этим появились три ветви государственной власти, которые отличаются определённой степенью самостоятельности. Все ветви государственной власти закреплены в Конституции – основном законе и занимают своё специфическое место в общем механизме государственного воздействия на общественные отношения.

Исполнение – это основной признак государственного управления как самостоятельной деятельности. Исполнительная власть представляет собой относительно обособленную ветвь государственной власти, которая тесно взаимодействует с законодательной и судебной ветвями. Она представлена органами исполнительной власти, практически реализуется через государственное управление.

Правительство – это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчинённых ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

Исполнительная власть (а именно Совет Министров) представляет глобальный интерес для административного права, исключительный интерес для теоретического и практического правового знания. Несмотря на актуальность и важность темы, в ряде очень интересных, содержательных учебников и учебных пособий она рассматривается довольно сжато и схематично.

Понятие Правительства. Его место в системе органов государственной власти. Взаимодействие с иными органами государственного управления

Вопрос о понятии органа исполнительной власти является одним из важнейших для науки административного права и отличается множеством предлагаемых определений. Одно из наиболее полных предложил Д.М. Овсянко, который полагает, что "орган исполнительной власти – это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, использует определённые методы в работе, наделена правом выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества".

Правительство занимает важное место в системе органов государственной власти. Оно является основным, центральным институтом управления государственными делами, поэтому ни одно государство не может обойтись без правительства. Многие учёные при характеристике данного органа делают упор на то, что он является частью государственного аппарата. А другие считают необходимым подчеркнуть, что это, прежде всего группа людей, своего рода коллектив.

В любом государстве правительство – это высший коллегиальный орган исполнительной власти, в состав которого входят руководители министерств и других центральных органов государственного управления. В тех странах, где исполнительная власть принадлежит Президенту, правительство выполняет роль совещательного органа при Президенте и, как правило, не имеет чёткого конституционного статуса. В большинстве стран Европы для обозначения рассматриваемого органа государственного управления употребляется лишь один термин. Например, в Литве, Чехии и Венгрии он называется Правительством, в Польше, Италии и Болгарии – Советом Министров, в Латвии – Кабинетом Министров.

По Конституции Республики Беларусь 1994 года (до внесения в неё изменений и дополнений в 1996 и 2004 годах) этот орган назывался Кабинетом Министров по той причине, что главой исполнительной власти был Президент, а Правительство являлось лишь отдельным звеном в его аппарате, находилось при Президенте. Согласно ст.1 Закона Республики Беларусь от 23.07.08 г. " О Совете Министров Республики Беларусь" Совет Министров – это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь.

Совет Министров вступает в тесные взаимоотношения с другими органами власти, прежде всего, с Президентом и Парламентом. Следует учитывать особенности взаимоотношений Правительства и Президента. Президент определяет структуру Правительства, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства и его членов. Он обладает правом руководить Правительством, председательствуя на его заседаниях, отменять акты Правительства, его декреты и указы обязательны для исполнения Правительством. Правительство в своей деятельности подотчётно Президенту (отчёт – это форма контроля за деятельностью Правительства. Он может быть как о всей деятельности за определённый промежуток времени, так и о выполнении отдельных вопросов). В ряде случаев Правительство может строить отношения с Национальным собранием только с разрешения или согласия Президента. Так же Президент определяет идеологию во всех сферах деятельности Правительства.

Всё вышесказанное свидетельствует о том, что белорусская модель конституционно-правового статуса Правительства тесно связана с конституционно-правовым статусом Президента.

Что же касается взаимоотношений Совета Министров с Национальным собранием, то они строятся по нескольким направлениям. А именно:

– утверждение республиканского бюджета и отчёта о его исполнении;

– заслушивание доклада Премьер-министра о программе деятельности Правительства;

– рассмотрение по инициативе Премьер-министра вопроса о доверии Правительству;

– дача согласия Президенту на назначение Премьер-министра;

– осуществление Советом Министров законодательной инициативы;

– внесение предложения Советом Министров об объявлении рассмотрения проекта закона срочным;

– Совет Министров может требовать принятия Палатой представителей окончательного решения по законопроекту, по которому не принят согласованный текст законопроекта;

– участие Премьер-министра и других членов Совета Министров в заседаниях палат Национального собрания и их органов.

Совет Министров может вступать в отношения с Национальным собранием и по другим поводам, например при рассмотрении законопроектов, затрагивающих его интересы.

Так как Национальное собрание – это, в первую очередь, законодательный орган, он лишь частично обладает правом контроля. Контроль же осуществляет только Президент. Генеральный прокурор, Комитет государственного контроля не вправе осуществлять контроль за деятельностью Совета Министров. Не имеют такого права и суды, за исключением Конституционного суда, который осуществляет контроль за соответствием Совета Министров Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам Республики Беларусь, декретам, указам Президента.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что все приведённые определения и тезисы раскрывают правовую природу Правительства Республики Беларусь, отражают его место в системе разделения властей и органов государственного управления. Можно сказать, что Правительство находится в прямой зависимости от Президента, занимая вторую ступень в общегосударственной системе исполнительной власти, и имеет определённые точки соприкосновения с Национальным Собранием, то есть законодательной властью.

Состав, структура и порядок формирования Совета Министров. Срок полномочий

Состав – это совокупность людей, руководителей органов государственного управления, составляющих Совет Министров как коллегиальный орган. Конституция Республики Беларусь не содержит исчерпывающего перечня лиц, входящих в состав Правительства. Там говорится лишь о том, что Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. На самом же деле в состав Правительства могут входить не только перечисленные лица, но и руководители иных республиканских органов государственного управления. В состав Совета Министров входят:

– Премьер-министр Республики Беларусь;

– Заместители Премьер-министра Республики Беларусь;

– Глава Администрации Президента;

– Председатель Комитета государственного контроля;

– Председатель Правления Национального банка;

– Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси;

– Председатели государственных комитетов;

– Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ.

Работой Правительства руководит Премьер-министр. В соответствии с Конституцией он выполняет следующие функции:

1. Осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несёт персональную ответственность за его работу;

2. подписывает постановления Правительства;

3. в двухмесячный срок после назначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае её отклонения представляет повторную программу деятельности Правительства в течение двух месяцев;

4. информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и обо всех его важнейших решениях;

5. выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Правительства.

В разных странах подобный руководитель имеет не одинаковый статус и по-разному именуется. Например, в Российской Федерации он называется Председателем Правительства, во Франции и Японии так же, как и в Республике Беларусь – Премьер-министром, в Польше и Италии – Председателем Совета Министров, в Болгарии и Венгрии – Министром-Председателем.

Формирование Правительства обычно начинается с назначения Президентом Премьер-министра. В Конституции и в Законе "О Совете Министров Республики Беларусь" не предусмотрена процедура выдвижения кандидатуры на должность Премьер-министра. Правом выдвигать кандидатуру на должность Премьер-министра обладает исключительно Президент. При этом возможно участие Администрации Президента, которая занимается вопросами кадровой политики. Не установлен также срок, в течение которого Президент, заняв свою должность, обязан представить кандидатуру в Палату Представителей для дачи согласия на назначения Премьер-министра.

Для сравнения, в Конституции Российской Федерации установлены конкретные сроки, в течение которых Государственной Думе должна быть предложена на рассмотрение кандидатура на должность Премьер-министра, а именно: внесение кандидатуры не позднее двухнедельного срока после вступления вновь избранного Президента в должность; не позднее двухнедельного срока после отставки Правительства; в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

В Конституции установлен срок, в течение которого Палата Представителей должна принять решение о даче согласия Президенту на назначение Премьер-министра. Это должно быть не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра.

Заместителей Премьер-министра назначает на должность и освобождает от должности Президент по предложению Премьер-министра. Министры, председатели государственных комитетов назначаются Президентом Республики Беларусь.

Структура Совета Министров Республики Беларусь как форма его организации представляется в следующем виде: собственно Совет Министров, Президиум Совета Министров, аппарат Совета Министра.

Постоянно действующим органом Совета Министров Республики Беларусь является его Президиум в составе Премьер-министра Республики Беларусь, Главы Администрации Президента Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля, Председателя Правления Национального банка, заместителей Премьер-министра Республики Беларусь, Министра экономики, Министра финансов, Министра иностранных дел.

Аппарат Совета Министров имеет структуру, состоящую из структурных элементов – отделов, управлений.

Аппарат состоит из: руководителя Аппарата, заместителей руководителя Аппарата, структурных подразделений Аппарата.

Руководитель назначается на должность и освобождается от должности Советом Министров по согласованию с Президентом. Заместители руководителя Аппарата, в том числе и первый, назначаются на должность и освобождаются от должности постановлением Совета Министров. Структурные подразделения Аппарата устанавливаются и утверждаются распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь.

Основное предназначение, цель создания Аппарата состоит в организация своевременной и качественной подготовки проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь, распоряжений Премьер-министра Республики Беларусь, а также в организации контроля за исполнением декретов, указов, директив, распоряжений и поручений Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь в пределах компетенции Совета Министров Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь для подготовки предложений по отдельным вопросам государственного управления, разработки проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь, а также для выполнения отдельных поручений может создавать постоянные или временные комиссии и иные формирования.

Существует две формы прекращения деятельности Правительства: сложения полномочий и отставка.

Правительство Республики Беларусь называется Советом министров и представляет собой центральный орган государственного управления. Совет министров осуществляет исполнительную власть в республике. В первой редакции Конституции Правительство называлось Кабинетом министров.

Правительство как высший орган исполнительной власти имеет ряд признаков:

Подзаконность. Речь идет о том, что исполнительная власть является вторичной (производной) от законодательной. Все действия и акты органов исполнительной власти основываются на законе, не должны ему противоречить и быть направлены на исполнение закона.

Универсальность. Правительство действует непрерывно на всей территории страны и имеет в своем распоряжении разветвленную систему органов исполнительной власти на местах.

Предметный характер. Как высший орган исполнительной власти правительство осуществляет реализацию политики страны в различных сферах жизни общества. Для осуществления этой цели в руках исполнительной власти находится аппарат чиновников, армия, милиция, а также материальные, финансовые и другие ресурсы.

Руководит работой Правительства Премьер-министр. Он издает в пределах своей компетенции распоряжения и подписывает постановления Правительства. Полномочия Премьер-министра оговорены в ст. 106 Конституции, к числу которых относятся:

- руководство деятельностью Правительства и ответственность за его работу;
- в двухмесячный срок после своего назначения представить Палате представителей программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения в течение двух месяцев представить повторную программу;
- информировать Президента об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях.

Список полномочий Премьер-министра является открытым. Это означает, что он может выполнять и другие функции, связанные с организацией и деятельностью Правительства. Премьер может предлагать Президенту определенные кандидатуры в состав Правительства, но окончательное решение в этом вопросе остается за Главой государства. Заседания Совета министров проходят под председательством Премьер-министра или Президента. За руководство деятельностью Правительства Премьер-министр несет персональную ответственность перед Президентом. Правительство или любой его член вправе заявить Президенту о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление своих обязанностей.

Согласно ст. 107 Конституции, Правительство выполняет следующие функции:

- руководит системой органов исполнительной власти и управления;
- разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики, проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;
- обеспечивает проведение единой государственной политики в различных сферах жизни общества;
- принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
- выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;
- обеспечивает исполнение Конституции и законодательства;
- отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления, а также выполняет другие полномочия в соответствии с Конституцией и законодательством.

Таким образом, являясь центральным органом государственного управления, правительство в Беларуси наделено широкими полномочиями для осуществления на практике основных направлений политики государства.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Описание: Понятие Правительства Республики Беларусь. Состав и порядок формирования Правительства Республики Беларусь. Срок полномочий и отставка Правительства Республики Беларусь. Компетенция Правительства Республики Беларусь.

Размер файла: 9.08 KB

Работу скачали: 7 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Лекция 14. ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

  1. Понятие Правительства Республики Беларусь.
    1. Состав и порядок формирования Правительства Республики Беларусь.
    2. Срок полномочий и отставка Правительства Республики Беларусь.
    3. Компетенция Правительства Республики Беларусь.
    4. Организация деятельности Правительства Республики Беларусь.

    1. Понятие Правительства Республики Беларусь

    Правительство РБ - Совет Министров - это центральный орган государственного управления, осуществляющий исполнительную власть.

    Правительство РБ 1)осуществляет исполнительную власть в РБ и возглавляет единую систему органов исполнительной власти, 2) как центральный орган исполнительной власти государственного управления, руководит системой подчиненных ему органов государственного управления, 3) в своей деятельности подотчетно Президенту РБ, 4) в своей деятельности ответственно перед Парламентом РБ.

    Президент РБ определяет структуру Правительства, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства. Он обладает правом руководить Правительством, отменять акты Правительства, его указы и декреты обязательны для исполнения Правительством.

    2. Состав и порядок формирования Правительства Республики Беларусь

    Правительство РБ состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители республиканских органов государственного управления. Премьер-Министр назначается Президентом РБ с согласия Палаты представителей.

    Решение о даче согласия на назначение Премьер-министра принимается Палатой представителей не позднее чем в 2-недельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра.

    В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент РБ вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

    Совет Министров РБ действует на протяжении срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РБ.

    3. Срок полномочий и отставка Правительства Республики Беларусь

    В Конституции РБ срок полномочий Правительства конкретно не определяется. В ней лишь сказано, что оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом, т.е. в связи с избранием нового Президента формируется заново и Правительство.

    Правительство или любой член Правительства вправе заявить Президенту о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них обязанностей. Правительство заявляет Президенту об отставке в случае выражения Палатой представителей вотума недоверия Правительству.

    Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии Правительству по представленной программе или по конкретному поводу. Если Палата представителей в доверии отказывает. Президент вправе в десятидневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов. При отклонении отставки Правительство продолжает осуществлять свои полномочия.

    Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена Правительства.

    В случае отставки или сложения полномочий Правительство Республики Беларусь по поручению Президента продолжает осуществлять свои полномочия до сформирования нового Правительства.

    4. Компетенция Правительства Республики Беларусь

    Статья 107 . Правительство Республики Беларусь:

    • руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

    • разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;

    • разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

    • обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;

    • принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;

    • обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента;

    • отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;

    • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

    5. Организация деятельности Правительства Республики Беларусь

    Заседания Совета Министров проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в 3 месяца. Заседание Совета Министров РБ считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины членов Правительства РБ.

    На заседаниях Совета Министров РБ имеет право председательствовать Президент республики. Решения Совета Министров РБ принимаются большинством голосов Правительства РБ, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое голосовал председательствующий.

    Вопросы, рассматриваемые на заседаниях Совета Министров РБ:

    1. вопросы подготовки и исполнения республиканского бюджета, формирования и использования государственных внебюджетных фондов;
    2. проекты программ экономического и социального развития РБ;
    3. основные направления внутренней и внешней политики РБ.

    Для решения вопросов создан постоянно действующий орган – Президиум Совета Министров РБ в составе Премьер-министра и заместителей Премьер-министра РБ.

    Заседания Президиума Совета Министров РБ проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 недели. Заседание Президиума Совета Министров РБ считается правомочным, если на нем присутствует более половины общей численности членов Президиума. Решения Президиума Совета Министров РБ принимаются большинством голосов от общей численности его членов, оформляются в виде постановлений Совета Министров.

    Читайте также: