Тейлор доклад по менеджменту

Обновлено: 08.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Личность Ф. Тейлора

Родился в семье адвоката с глубокими культурными традициями; путешествуя по Европе, получил образование во Франции и Германии, затем - в академии Ф.Экстера, Нью-Хэмпшир, в 1874 г. окончил Гарвардский юридический колледж, но из-за ухудшения зрения не смог продолжить образование и устроился работать рабочим пресса в промышленные мастерские гидравлического завода в Филадельфии, в 1878 г. благодаря своей настойчивости (в это время был пик экономической депрессии) получил место разнорабочего на Мидвэльском сталелитейном заводе, был лекальщиком и механиком, с 1882 г. по 1883 г. - начальником механических мастерских. Параллельно, учась по вечерам, получил техническое образование (степень инженера-механика, Технологический институт Стивенса, 1883). В 1884 г. Тейлор стал главным инженером, в этом году он впервые использовал систему дифференциальной оплаты за производительность труда. Оформил патентами около 100 своих изобретений и рационализаций. С 1890 г. по 1893 г. Тейлор - главный управляющий Мануфактурной инвестиционной компании, Филадельфия, владелец бумажных прессов в Мэне и Висконсине, организовал собственное дело по управленческому консультированию, первое в истории менеджмента. С 1898 г. по 1901 г. он - консультант Вифлеемской сталелитейной компании, шт. Пенсильвания. В 1906 г. Тейлор становится президентом Американского общества инженеров-механиков, а в 1911 г. учреждает Общество содействия научному менеджменту (позднее оно получило название Общества Тейлора).

2. Теория Ф. Тейлора

Основателем школы научного управления был Фредерик Тейлор (1856-1915), американский инженер-практик и менеджер в конце 19, начале 20 века, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности труда. Главное внимание направлено на повышение производительности труда, по его мнению, это должно обогатить хозяев и рабочих, но для этого необходим переворот в психологии и тех и других.

Изучая способы выполнения работ Тейлор выдвинул 4 принципа научной организации труда: - 1) научный подход к выполнению каждого элемента работы (администрация берет на себя выработку научного фундамента, заменяющие старые традиционные и сугубо практические методы для каждого отдельного действия во всех различных разновидностях труда, применяемых на предприятии), 2) научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего (администрация производит на основе научно установленных признаков тщательный отбор рабочих, а затем обучает и развивает способности каждого отдельного рабочего, ранее рабочий себе сам выбирал специальность и сам обучался), 3) кооперация с рабочими (админ-ия осуществляет доверительное сотрудничество с рабочими в целях достижения соответствия принципов отдельных отраслей производства научным принципам, которые были ею выработаны), 4) разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими (устанавливается почти равномерное распределение труда между администрацией предприятия и рабочими (админ-ия выполняет те виды труда, для которых она лучше приспособлена, чем рабочие, тогда как ранее почти весь труд и большая часть ответственности были возложены на рабочих). Вся система направлена на рационализацию труда, можно выделить рациональные методы Тейлора: - 1) расчленение производственных операций на составные элементы, 2) управление -активный фактор производства, 3) разделение труда непосредственно в сфере управления, 4) выделение планирования в качестве особой функции управления, 5) принцип принудительной централизации орудий труда, техпроцессов, а также условий и методов труда, 6) введение карт - инструкций, 7) введение высоких научно обоснованных норм, 8) введение оплаты труда, стимулирующий рост выработки, 9) строгое иерархическое подчинение, 10) тесное сотрудничество администрации и рабочих. Одним из принципов он выдвинул тесное сотрудничество администрации и рабочих, что основывалось на учете социального состояния и интересов групп и личности работающих. Социальные интересы он учитывал, они служили сглаживанию противоречий между предпринимателями и рабочими. Всё принципы представляют собой систему. Методы рационализации труда обусловили перестройку всего процесса производства, а также управления.

Эта сторона широко применяется на различных предприятиях промышленности. По его словам, такие цели, как сотрудничество между администрацией и рабочими и равномерное распределение между ними труда и ответственности не были достигнуты. Применение философии управления Тейлора- погрузка чугуна в вагоны, основана на подборе рабочего, использовали в эксперименте после наблюдения и изучения всей бригады (во внимание брались в основном только физические данные, проблема межличностных отношений не решалась). Его работа оценивалась как работа высокооплачиваемого, в отличие от других, он должен был четко выполнять инструкцию. Анализ показал, что зарплата возросла, норма выработки увеличилась более чем в три раза, стоимость труда уменьшилась более чем в три раза. Получил феноменальные результаты. В систему научного управления входит также контроль за рациональным использованием трудозатрат, хронометраж. В 1911 г вышла книга "Научный менеджмент, принципы и методы". Тейлор выделил 4 группы управленческих функций: - выбор цели, выбор средств, подготовка средств, контроль результатов.

Теория Тейлора предусматривала одностороннее влияние управляющей на рабочего и беспрекословное его подчинение. В деталях описывался техпроцесс, который он не мог нарушить. Тейлоризм в какой-то мере игнорировал рабочего как личность. В ней не учитывались мотивы поведения, соц группы и психология рабочего. Со школой научного менеджмента связаны также имена мужа и жены Гилберты и Эмерсон. Эмерсон под термином производительность понимал оптимальное соотношение между совокупными затратами и экономическим результатом. Им впервые была высказана идея о необходимости и целесообразности комплексного подхода к решению сложных задач организации производства и управления, а также рационализации с позиции эффективности. Гилберты полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного управления. Созданные ими методы изучения движения рабочих с использованием камеры в сочетании с микрохронометражом пополнили арсенал научной организации труда. Большую поддержку в развитии и признании системы Тейлора оказал Форд, который явл символом организационного и технического прогресса, сознательным создателем общества массового потребления и социальных гарантий. Он использовал модель Тейлора в автомобилестроении в массовом поточном производстве. Он стремился расчленить операции по выработке изделий до простейших движений, что позволило ему резко снизить себестоимость продукции. При такой организации процесса производства возникла необходимость изменить и систему управления, которую Форд построил на принципах - точный расчет планирование всего процесса, его ступеней, связей, учет и планирование условий работы, подготовка сырья, материалов, рабочей силы, постоянный поиск путей совершенствования производства. концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало признаваться самостоятельной областью научных исследований. Впервые руководители практики и учёные увидёли, что методы и подходы, используемые в науке, могут быть эффективно использованы в практике для достижения целей организации.

Список литературы

1. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2008. – 375 с.

2. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА – М, 2009. – 558 с.

4. Доблаев В.Л. Теория организаций. – М.: Институт молодежи, 2005. – 174 с.

5. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации./ С.В. Рогожин, Т.В.Рогожина. – М.: Издательство "Экзамен", 2009. – 320 с.

6. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. – М.: Дело, 2007.

7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарика, 2008. – 528 с.

8. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2009. – 248 с.

9. Теория организации: Антология / Составление В.Л. Семикова – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2008. – 960 с.

10. Лафта Дж. К. Теория организации: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. – 416 с.

История управленческого мышления насчитывает века и тысячелетия. Практика управления так же стара, как и само человечество. Однако управление в древние времена нельзя было назвать управлением в полном смысле этого слова. Скорее, он представлял собой предысторию менеджмента и был рудиментарным, примитивным и ненаучным по своей природе. Это был долгий и необходимый процесс накопления практического опыта управления и его понимания.

Первые попытки теоретического осмысления управления начались в период становления капитализма в западных странах. Попытки объяснить мотивы активной деятельности человека предпринимались рядом ученых и практиков в XVII-XVIII веках.

Заметный толчок и интерес к теоретическому осмыслению менеджмента возник в условиях промышленной революции в странах Запада и Америки в середине девятнадцатого и начале двадцатого веков. В этот период происходил процесс становления и формализации менеджмента как науки. Двадцатый век. — Период эволюционного развития науки управления, то есть менеджмента, связанный с появлением различных концепций и школ управления.

С точки зрения научного менеджмента — школа научного менеджмента.

Административный подход является классическим (административная школа).

С точки зрения человеческих отношений и поведенческих наук — Школа человеческих отношений и поведенческих наук.

По количеству методов — школа делового администрирования.

Зарождение науки управления и возникновение менеджмента в конце XIX — начале XX века, школа научного управления.

Школа научного менеджмента стала важным поворотным пунктом, благодаря которому менеджмент был признан в качестве самостоятельной области деятельности и исследований. Впервые было доказано, что менеджмент может значительно повысить эффективность организации.

Представители этой школы:

  • Было изучено содержание работы и ее основные элементы;
  • Измерялось время, затраченное на выполнение рабочих приемов (учет времени);
  • Были изучены рабочие движения, выявлены непродуктивные движения;
  • Были разработаны рациональные методы работы; предложения по улучшению организации производства;
  • была предложена система стимулирования труда для мотивации работников к повышению производительности и объема производства;
  • необходимость предоставления работникам перерывов для отдыха и неизбежных перерывов в работе была оправдана;
  • Были установлены нормы рабочей нагрузки, а за превышение этих норм предлагалась дополнительная компенсация;
  • Признал важность отбора людей на эту роль и необходимость обучения;
  • Функции управления были выделены в отдельную профессиональную область деятельности.

Научный менеджмент Фредерика Тейлора

Система Тейлора основана на предположении, что для эффективной организации труда в компании необходимо создать такую систему управления, которая обеспечит максимальный рост производительности труда при наименьших затратах.

Среди наиболее важных принципов научной организации труда Тейлора выделяются такие, как специализация труда и распределение ответственности между рабочими и менеджерами. Эти принципы легли в основу проповедуемой Тейлором функциональной организационной структуры, которая должна была заменить преобладавшую в то время линейную структуру.

Под влиянием идей Адама Смита о разделении работы на простейшие задачи и поручении каждой из них низкоквалифицированному специалисту, Тейлор стремился собрать единую команду и тем самым максимально снизить затраты и повысить производительность.

Он был одним из первых, кто применил точный расчет (вместо интуиции) в системе оплаты труда и ввел систему дифференцированной заработной платы. Он считал, что научная организация корпоративной деятельности основана на пробуждении инициативы сотрудников, а для резкого повышения производительности труда необходимо изучать психологию работников и руководство должно перейти от конфронтации с ними к сотрудничеству.

Система сдельных расценок, введенная задолго до Тейлора, поощряла стимулы и инициативу, оплачивая труд в зависимости от результатов работы. До Тейлора такие системы полностью провалились, потому что стандарты были плохо установлены, и работодатели урезали зарплату работникам, как только те стали зарабатывать больше. Рабочие скрывали новые, более совершенные методы и приемы труда и совершенствования для защиты своих интересов.

Помня прошлый опыт снижения заработной платы выше определенного уровня, рабочие пришли к соглашению о производительности и заработке. Тейлор не винил этих людей и даже сочувствовал им, воспринимая их как неудачников системы.

Первые попытки изменить систему натолкнулись на сопротивление рабочих. Он пытался убедить их, что они могут заработать больше. Тейлор начал с того, что объяснил токарям, как они могут получить больше продукции при меньших затратах благодаря его новым методам работы. Но он потерпел неудачу, потому что они отказались следовать его указаниям. Он решил внести серьезные изменения в тарифы на труд и заработную плату: Теперь они должны были работать лучше за ту же цену. В ответ на это люди стали баловаться и останавливать машины. В ответ Тейлор ввел систему штрафов (доходы от штрафов шли рабочим). Тейлор не выиграл битву с машинистами, но он извлек из этой битвы полезный урок. Он никогда больше не использовал систему штрафов и позже создал строгие правила против сокращения заработной платы. Тейлор пришел к выводу, что следовало создать новую промышленную систему, чтобы предотвратить такие неприятные столкновения между рабочими и менеджерами.

Он считал, что сможет преодолеть отлынивание, тщательно изучив работу, чтобы установить точные стандарты производительности. Проблема заключалась в том, чтобы найти полные и справедливые стандарты для каждого задания. Тейлор решил научно определить, что люди должны делать с оборудованием и материалами. Для этого он начал использовать научные методы добычи данных с помощью эмпирических исследований. Тейлор, вероятно, не думал о создании общей теории, применимой к другим профессиям и отраслям, он просто предположил необходимость преодоления враждебности и антагонизма рабочих.

Исследование времени

  • Каждый работник должен получать ту работу, которая является для него наиболее сложной;
  • От каждого работника следует требовать выполнения максимальной работы, на которую способен первоклассный работник;
  • Каждый рабочий, если он работает по первому разряду, должен получать премию от 30% до 100% за выполнение работы выше среднего.

Задача руководства состояла в том, чтобы найти работу, для которой лучше всего подходит конкретный работник, помочь ему стать первоклассным работником и дать ему стимулы для максимальной производительности. Он пришел к выводу, что главное различие между людьми заключается не в их интеллекте, а в их воле, стремлении к достижению.

  • Каждый день рабочий получал конкретное задание с подробными инструкциями и точным временем для каждого шага;
  • Работник, выполнивший задание за определенное количество времени, получал более высокую зарплату, а те, кому требовалось больше времени, получали обычную зарплату.

Такое разделение двух функций основано на специализации труда как менеджеров, так и рабочих и рациональном подходе к формированию управленческой иерархии в организациях. Специализация функций происходит на каждом уровне организации. Отделяя планирование работы от ее выполнения, производственные организации формируют отделы планирования, задача которых заключается в разработке точных ежедневных спецификаций для менеджеров. Однако Тейлор пошел дальше и обосновал необходимость специализации менеджеров низшего уровня — групп менеджеров.

Концепция функционального руководства командой заключается в разделении работы лидеров таким образом, чтобы каждый человек (начиная с помощника лидера и ниже) имел столько функций, сколько он может выполнить. Тейлор считал, что традиционные функции лидера низовой группы сводятся к планированию и управленческой деятельности.

Подфункции

Тейлор отметил, что деятельность по планированию в отделах планирования должна осуществляться персоналом, который специализируется в этих вопросах. Он выделил четыре различные подфункции, которые должны выполнять четыре разных человека: секретарь по заказам и инструкциям, секретарь по инструкциям, секретарь по времени и затратам и секретарь по операционной дисциплине. Управленческая деятельность должна проявляться на уровне цеха и осуществляться четырьмя разными людьми: Начальник смены, секретарь, начальник цеха и начальник отдела нормирования.

Тейлор выделил 9 признаков, определяющих хорошего менеджера низшего звена — мастера: Интеллект, образование, специальные или технические знания, исполнительность или сила, такт, энергия, настойчивость, честность, личное мнение и здравый смысл, а также хорошее здоровье.

Типичный менеджер того времени не знал, как планировать, и не утруждал себя этим. Его новый стиль управления начался с отделения планирования работы от ее выполнения, что было выдающимся достижением для своего времени. Тейлор разделил обязанности на две основные области: Обязанности по выполнению и обязанности по планированию.

Одним из важнейших принципов управления, разработанных Тейлором, был принцип адаптации работника к его должности. Тейлор предложил систему отбора персонала и считал, что каждый работник должен быть обучен основам своей работы. По его мнению, руководитель несет полную ответственность за всю работу своих сотрудников, в то время как каждый из них лично отвечает только за свою часть работы.

Таким образом, Тейлор сформулировал четыре основных принципа управления производством:

  1. научный подход к выполнению каждого элемента работы;
  2. Сотрудничество менеджеров с рабочими;
  3. Систематический подход к обучению;
  4. Разделение ответственности.

Искусство научного управления

Фредерик Тейлор и его единомышленники представляют первую волну синтеза в научном менеджменте. Научный менеджмент характеризуется как процесс объединения физических ресурсов или технических элементов организации с человеческими ресурсами для достижения организационных целей. Что касается технологической стороны, то научный подход Тейлора был направлен на анализ существующей практики с целью стандартизации и рационализации использования ресурсов. Что касается персонала, он стремился к наивысшей степени индивидуального развития и вознаграждения путем снижения усталости, научного отбора, соответствия навыков сотрудника работе и создания стимулов для работника. Он не игнорировал человеческий элемент, как это часто отмечается, но делал акцент на личности, а не на социальной, групповой стороне человека.

Тейлор был центром движения научного менеджмента, но люди, которые окружали и знали его, также внесли свой вклад в возникновение и распространение научного менеджмента.

Наибольший эффект от внедрения своей системы, получил на заводах Генри Форда, который благодаря научной работе добился революционного повышения производительности труда и в 1922 году на своих заводах выпускал каждый второй автомобиль в мире.

Одаренный инженер-механик и изобретатель, Форд позаимствовал у Тейлора основные принципы рационального управления и практически впервые полностью внедрил их в свое производство.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института


Лекции


Лабораторные


Справочники


Эссе


Вопросы


Стандарты


Программы


Дипломные


Курсовые


Помогалки


Графические

Доступные файлы (1):

1. Введение……………………………………2
2. Возникновение научного менеджмента….6
3. Личность Ф.У. Тейлора……………………9
4. Принципы концепции Ф.У.Тейлора…….11
5. Правила управления Ф.У.Тейлора……….14
6.Заключение…………………………………17
7.Список литературы………………………. 20


Введение.
Управление, управленческий труд, превращение его в особый вид
деятельности, отличной от непосредственного производства, связано с
кооперацией труда. Кооперация труда в примитивной форме существовала
уже в первобытнообщинном строе: как простое соединение усилий многочисленных работников.
Но исследователи истории менеджмента подчеркивают, что
отдельные признаки управления появляются уже в древнейших обществах –
Шумере, Египте, Аккаде - происходит трансформация высшей касты
священников в религиозных функционеров, а по сути говоря, менеджеров.
Этому способствовало изменение религиозных принципов - вместо
человеческих жертв стали преподносить символические жертвы в виде
подношения денег, скота, масла, ремесленных изделий. В результате среди
жрецов появляется новый тип деловых людей, которые помимо соблюдения
ритуальных почестей заведовали сбором налогов, управляли государственной казной, ведали имущественными делами. Они вели деловую документацию, бухгалтерские расчёты, осуществляли снабженческие, контрольные, плановые и прочие функции , которые сегодня определяют содержание управленческого процесса.
Побочными результатами такой управленческой деятельности
явились появление письменности, так как запомнить весь объем деловой
информации было невозможно, и потребности в расчетах. Таким образом, в
самом начале менеджмент формировался как инструмент коммерческой и
религиозной деятельности, превращаясь со временем в социальный институт
и профессиональное занятие.

Очередной скачок в развитии менеджмента связывают с именем
вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э). Для эффективного управления
обширными владениями им впервые был выработан так называемый свод
Хаммурапи, который содержал 285 законов управления государством,
регулировал все многообразие общественных отношений и служил
руководством для администраторов всей империи. Нововведением было и то,
что Хаммурапи выработал оригинальный лидерский стиль, поддерживая
постоянно образ самого себя как опекуна и защитника людей. Итак, впервые
в период правления Хаммурапи появляется чисто светская манера
управления, возникает формальная система организации и регулирования
отношений людей и, наконец, зарождаются первые ростки лидерского стиля.
Значительно позже царь Навуходоносор 11 (605-562 гг. до н. э.), автор
проектов Вавилонской башни и висячих садов, вводит систему
производственного контроля на текстильных фабриках и зернохранилищах,
применяя в частности цветные ярлыки для определения сроков поступления
и хранения пряжи.
Значительное количество управленческих нововведений имело место в
Древнем Риме. Самые знаменитые среди них - система территориального
управления Диоклетиана (243-316 гг. до н, э.) и административная
организация Римской католической церкви, которая сохранилась без
изменений до сегодняшних дней.
Великая индустриальная революция XVII – XVII веков оказала гораздо более
существенное влияние на теорию и практику управления, чем все
предшествующие революции. По мере того как индустрия перерастала
границы мануфактуры и созревала современная система акционерного капитала, владельцы капитала всё более удалялись от занятия бизнесом.
Руководитель- собственник был заменен сотнями и тысячами акционеров.
Появилась новая, диверсифицированная (распыленная) форма собственности.
Вместо единого собственника стало множество акционеров, т.е. совместных
(и долевых) владельцев одного капитала. Вместо единственного
руководителя-собственника появились несколько наемных менеджеров,
рекрутировавшихся из всех, а не только привилегированных классов.
При этом под администрированием понималась формулировка общих целей
и политики компании, а менеджмент в первоначальном и узкотехническом
смысле понимался как контроль за их реализацией.
Рост объема производства, ускорение оборота капитала, расширение
банковских операций, влияние современной НТР чрезвычайно усложняет
управление. Оно уже не могло быть сферой приложения одного лишь
здравого смысла, а потребовало специальных знаний, навыков и умений экспертов.
Язык догадок и интуиции приобретает четкую калькуляционную основу- все
переводится в формулы и деньги.
Каждый производственный процесс выделяется в самостоятельную функцию
и сферу деятельности менеджмента. Число функций возрастает, обостряется
проблема их координации и соединения на новой основе. Чтобы их
объединить, за каждой функцией закрепляется штат специалистов (отдел,
подразделение), а общие координационные функции отдаются менеджменту.
Здесь важно отметить следующую закономерность. Вначале собственник и
менеджер представлены в одном лице. Затем управление отделяется от
капитала и производства. Вместо одного капиталиста-менеджера возникают
два сообщества: акционеров и наемных руководителей. Следующий этап
развития: менеджеров много и каждый следит за конкретной функцией.
После этого единый менеджер-специалист вновь дробится, и вместо него
появляется сообщество специалистов. Теперь менеджер координирует работу
специалистов, используя для этого специальные инструменты
координирования, в частности, систему принятия решений, цели политики
компании и др.

Менеджмент зародился в частном секторе как бизнес-менеджмент, но встал
на ноги как научная и социальная сила не в средних и малых фирмах, хотя
там свободное предпринимательство очень развито, а в крупных
корпорациях.

Годовые доходы некоторых корпораций нередко превышают
бюджеты многих государств. Благосостояние и государства, и частного
сектора все больше зависело от качества управления. Менеджмент
притягивает лучшие силы нации. Даже средние по способности люди, пройдя
сложный путь управленца, становятся выдающимися личностями. Если в
середине XIX века главные бои шли между трудом и капиталом, то в ХХ веке
противоборство стало управленческим. Не капиталист сейчас противостоит
рабочему, а руководитель подчиненному. Если в докапиталистический
период развития общества функция управления еще не была обособлена от
непосредственной производительной деятельности и сводилась в основном к
функции надзора и принуждения к труду, то сейчас развитие капитализма
ведет к возрастанию роли функций управления производством, которое все
более усложняется, дифференцируется, становится самостоятельной,
специфической областью деятельности. Появляется многочисленный штат
специалистов, прошедших специальную подготовку в школах бизнеса и
системах профессионального обучения. Появляется институт
профессиональных менеджеров-управляющих, которые становятся основной
фигурой на частных и государственных предприятиях.


Возникновение научного менеджмента.

Управление как наука, научная дисциплина возникла в США в начале ХХ
века. Этому способствовал целый ряд факторов, среди которых следует
отметить демократичность страны, трудолюбие граждан, высокий престиж
образования, а также отсутствие государственного вмешательства в
экономику. Страна была свободна от консервативных догм старого света, а
создание монополий приводило к усложнению управления ими. В этих
условиях возникновение научного менеджмента стало ответом на потребности бизнеса.
Основателем научного менеджмента по праву считается Фредерик
У.Тейлор (20.03.1856 - 21.03.1915).


Он рано включился общественную и научную жизнь страны. В те годы промышленным центром США считалась Филадельфия, которая бурлила , от всевозможных движений реформаторов и разнообразных дискуссий и идей по обновлению промышленности.
Одну из групп составляли профессиональные инженеры,
недовольные ролью менеджеров, особенно мастеров, которым передоверяли
всю власть над людьми и техникой. Они выдвинули свой альтернативный
проект - так называемую "машинную модель", суть которой сводилась к
тому, что управление предприятием должно быть таким же точным и
прогнозируемым, как конструирование машины.
Другие - это так называемые "реформаторы труда", куда входили умеренно
или консервативно настроенные бизнесмены, промышленники и политические деятели.
Их внимание - проблемы взаимоотношений рабочих и работодателей,
социокультурного окружения и условий труда, различные благотворительные
благотворительные проекты и программы, например, улучшение трудовой морали, физического
комфорта на производстве, жилищных условий, социального страхования,
ухода за больными и престарелыми.

Эти течения оказали разное влияние на Ф. Тейлора. Начав жизнь с простого
рабочего - ученика в механической мастерской, он вырос до главного
инженера завода.

Уйдя из компании он пропагандирует "научный менеджмент", открывает
собственную консультативную фирму, становится держателем акций крупных компаний. Свое состояние в 10 тыс. долларов он увеличил к 1910 году до 900 тысяч.
Первоначально сам Тейлор называл свою систему "системой заданий" или
"управлением посредством заданий". Понятие "научное управление" впервые
в 1910 году ввел Луис Брандейс, представлявший интересы фирм-
отправителей грузов в конфликте с железнодорожными компаниями. С этого
времени и сам Тейлор широко пользуется понятием "научное управление".
Он полагал, что "управление - это подлинная наука опирающаяся на точно
определенные законы, правила и принципы". Он исходит из того, что
управление как особая функция состоит из ряда принципов, которые могут
быть приложены с равным успехом ко всем решительно видам социальной
деятельности. На смену расплывчатым и противоречивым принципам
управления, предлагавшимися его предшественниками, Тейлор
сформулировал строгую научную систему знаний, в основу которых положены четыре научных принципа, которые он сам назвал законами
управления.

В отличие от многих специалистов, создающих управленческие теории, Тейлор был не ученым-исследователем или профессором школы бизнеса, а практиком: сначала рабочим, затем менеджером, а затем главным инженером в сталелитейной компании.


Личность Ф.У.Тейлора.
Фредерик У. Тейлор (1856-1915) - американский инженер и ученый, родоначальник теории научного управления, индустриальной социологии и социальной психологии.

Фредерик У. Тейлор родился 20 марта 1856 года в Филадельфии . Он учился во Франции, Германии, получил блестящее образование окончив Гарвардский юридический колледж и Академию Филиппа Экзетера. Вернувшись в Филадельфию, он устраивается на работу в промышленную мастерскую гидравлического завода простым работником пресса. Однако природная предприимчивость и феноменальная энергия, не смотря на разгар экономического кризиса, охватившего всю Америку, помогли ему найти новую работу.

В 1878 году он устраивается на завод Мидвэльской Стальной Компании, в механический цех разнорабочим. За четыре года он проходит путь от разнорабочего до начальника механических мастерских, побывав за это время и лекальщиком и механиком.

Фредерик У. Тейлор был удивительным человеком, кроме того, что он был предприимчив, настойчив, трудолюбив, он ещё был и очень внимательным, изобретательным. За всю свою жизнь он получил более 100 патентов на свои открытия и рационализаторские предложения. Там, где невнимательный человек проходил мимо, Тейлор останавливался и задумывался, анализируя все мелочи, каждый раз ища способы сделать что-нибудь лучше, совершеннее, эффективнее. Несмотря на свою застенчивость, он был довольно принципиальным человеком, и подчас в безвыходных ситуациях отстаивал свою точку зрения, как правило, основанную на глубоких размышлениях и научных достижениях того времени.
Он заинтересовался не только эффективностью деятельности человека, но и эффективностью деятельности организации, что явилось первым шагом к рассмотрению менеджмента как науки и положило начало развитию школы научного управления. Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. В своих работах "Управление фабрикой" (1903) и "Принципы научного менеджмента" (1911) Ф. Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда. Его основополагающие принципы управления состоят в следующем: если я могу на научной основе отобрать людей, на научной основе их подготовить, предоставить им некоторые стимулы и соединить воедино работу и человека, тогда я смогу получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Главная заслуга Ф.Тейлора состоит в том, что он как основатель школы "научного управления" разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Величайший вклад Ф. Тейлора состоит в том, что он начал революцию в области менеджмента.


Принципы Концепции Ф.Тейлора.
В основу нового типа менеджмента Тейлор положил четыре НАУЧНЫХ ПРИНЦИПА (правила управления):
1) создание (на основе проведённых исследований каждого вида трудовой деятельности, существующего на предприятии) научного фундамента управления, заменяющего собой старые традиционные, сугубо практические методы;

2) отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профессиональное обучение;

3) тесное сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения научной организации труда (НОТ);

Фредерику У.Тейлору, по моему мнению, помогли добиться успеха следующие черты характера: природная предприимчивость, феноменальная энергия, настойчивость, трудолюбие, принципиальность, внимательность,

изобретательность, застенчивость, упрямство, целеустремлённость, честность.

1. В.В. Травин, В.А Дятлов. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело, 1999.
2. Основы менеджмента. - ; Учебник для вузов/ Под ред. Д. Д. Вачугова – 2-е изд. Перераб. И доп.- М: Высшая школа , 2005.
3. Основы менеджмента. - ; Учебник для вузов/ Под ред. Кабушкина.

- М: Высшая школа , 2004
4. Основы менеджмента. - ; Учебник для вузов/ Под ред. Семенова.- М: Высшая школа ,2005.
5. Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент. – М. .2000
6. Основы менеджмента. - ; Учебник для вузов/ Под ред. В.И Гончарова.- М: ИНФРА-М , 2005
7. Герчикова И.Н. Менеджмент. М. Банки и биржи, 2003
8. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу.- М.: ФБК-ПРЕСС, 2001

Актуальность. История развития человечества показывает, что прежде всего высокий уровень культуры в целом, как уровень сознания, и в частности, уровень культуры управления развитием, определяет способность человека к сотрудничеству, содружеству, интеграции и более эффективному развитию.

Развитие менеджмента осуществлялось эволюционно, путем возникновения научных школ менеджмента и их взаимодействия. Почти вековая история развития менеджмента как науки, имеет богатый материал по концептуально-теоретическим разработкам природы управленческой деятельности, методам оценки эффективности профессионального управления, а также по описаниям образцов практической деятельности менеджеров.

Отсчет эре научного менеджмента положило опубликование Тейлором в 1911 году книги "Принципы научного управления", значение которой для менеджмента, может быть, такое же, как для христианства - Библия. Управление стало считаться самостоятельной областью исследования.

В основу методологии научного управления был положен анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Ф. Тейлор считал, что "только путем принудительной стандартизации методов, принудительного использования наилучших условий и орудий труда и принудительного сотрудничества можно обеспечить общее ускорение темпа работы".

Разрабатываемая система управления наиболее эффективна тогда, когда она вобрала в себя весь предшествующий опыт, накопленный множеством различных течений и обоснованный научно. Новая система управления, система менеджмента имеет самые глубокие корни, зародившиеся в начале XX века. Следовательно, на современном этапе развития в управленческой деятельности необходимы глубокие знания законов, управляющих эволюцией окружающего мира, целей, мотивов развития человечества, и, что особенно важно, механизма реализации этих целей.

Цель работы: изучить основные положения менеджмента Фредерика Тейлора - основателя школы научного управления.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

1. Краткая биография

Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915) родился в Пенсильвании в семье адвоката.

Образование получил во Франции и Германии, затем - в академии Ф. Экстера в Нью-Хэмпшире.

В 1874 году окончил Гарвардский юридический колледж, но из-за проблем со зрением не смог продолжить образование и устроился работать рабочим пресса в промышленные мастерские гидравлического завода в Филадельфии.

В 1878 году, в пик экономической депрессии, получил место разнорабочего на Мидвэльском сталелитейном заводе. Там Тейлор прошел за 6 лет путь от рабочего до главного инженера. С 1882 по 1883 гг. работал начальником механических мастерских.

Осознавая необходимость технического образования он поступил на заочное отделение технологического института и получил степень инженера - механика в 1883 году.

В 1884 году Тейлор становится главным инженером, в этом же году он впервые использовал систему дифференциальной оплаты за производительность труда.

С 1890 по 1893 гг. Тейлор - главный управляющий Мануфактурной инвестиционной компании в Филадельфии, владелец бумажных прессов в Мэне и Висконсине, где организовал собственное дело по управленческому консультированию, первое в истории менеджмента.

С 1885 года Тейлор - член Американского Общества инженеров-механиков, которое сыграло большую роль в организации движения за научные методы управления производством в США. В 1906 году Тейлор становится его президентом, а в 1911 году - учреждает Общество содействия научному менеджменту.

С 1895 года Тейлор начал свои всемирно известные исследования по научной организации труда. Основные теоретические концепции Ф. Тейлора изложены в его работах "Управление фабрикой" (1903 г), "Принципы научного управления" (1911 г), "Показания перед специальной комиссией Конгресса" (1912 г).

2. Фредерик Тейлор и его вклад в развитие менеджмента

2.1 Эволюция управленческой деятельности и менеджмента

История управленческой мысли своими корнями уходит в глубь веков и тысячелетий. Практика управления так же стара, как и само человечество. Однако управление в древности нельзя было называть менеджментом в полном смысле. Скорее всего, оно представляло собой предысторию менеджмента и имело зачаточный, примитивный и ненаучный характер. Шел длительный и необходимый процесс накопления практического опыта управления и его осмысления.

Первые попытки теоретического осмысления управления начались в эпоху становления капитализма в странах Запада. Попытки дать объяснение мотивов активной деятельности людей были сделаны рядом ученых и практиков в XVII-XVIII вв.

Заметный толчок и интерес к теоретическому осмыслению управления появился в условиях промышленной революции в странах Запада и Америке в середине XIX - начале ХХ в. В этот период шел процесс становления и оформления управления как науки. ХХ в. - период эволюционного развития науки управления, т.е. менеджмента, путем возникновения различных концепций и школ менеджмента.

В литературе имеется несколько подходов и школ управления, каждая из которых акцентирует внимание на определенных позициях и взглядах. Так, М. Ме скон в книге "Основы менеджмента" выделяются четыре подхода: [1]

Читайте также: