Доклад речевой этикет в деятельности специалиста

Обновлено: 19.05.2024

Слово этикет(от французскогоetiquette– ярлык, этикетка) определяется как совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).

Речевой этикет–это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях. В различных сферах человеческой деятельности этикетные средства используются различно.

Деловой этикет предусматривает соблюдение норм поведения и общения в деловой сфере. Поскольку общение есть деятельность человека, процесс, в котором он участвует, то при общении в первую очередь учитываются особенности речевого этикета.

Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Это прежде всего относится к государственным служащим, политикам, педагогам, юристам, врачам, менеджерам, предпринимателям, журналистам, работникам сферы обслуживания, т.е. тем, кто по роду своей деятельности постоянно общается с людьми.

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих.

Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступающих в деловые отношения, их социального статуса, места в служебной иерархии, профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера.

Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение.

Речевой этикет в определенной мере отражает нравственное состояние общества, его моральные устои.

Необходимо помнить, что речевой этикет имеет национальную специфику. Знание особенностей национального этикета, его речевых формул, понимание специфики делового общения той или иной страны, народа помогают при ведении переговоров, установлении контактов с зарубежными партнерами.

Приветствие часто сопровождается рукопожатием, которое может даже заменять вербально выраженное приветствие.

Однако следует знать: если встречаются мужчина и женщина, то мужчина должен выждать, когда женщина протянет руку для пожатия, иначе он только делает легкий поклон.

Невербальным эквивалентом приветствия, когда встречавшиеся от­далены друг от друга, служит поклон головой; покачивание сжатыми в ладонях руками, слегка приподнятыми и вытянутыми перед грудью вперед; для мужчин – чуть-чуть приподнятая над головой шляпа.

Речевой этикет приветствий предусматривает и характер поведения, т. е. очередность приветствия.

• младший (младшая) по возрасту – старшего (старшую),

• младшая по возрасту женщина – мужчину, который значительно старше ее,

• младший по должности – старшего,

• член делегации – ее руководителя (независимо от того, своя делегация или зарубежная).

Психологические особенности ведения деловой дискуссии и публичного выступления

Дискуссия — процесс продвижения и разрешения проблем путем сопоставления, столкновения, ассимиляции, взаимообогащения предметных позиций участников (мнений по сути решаемой проблемы).

Выделяется ряд этапов деловой дискуссии:

1 .Вступление в контакт.

2. Постановка проблемы (что обсуждается, зачем, в какой степени нужно решить проблему, какова цель дискуссии).

3. Уточнение предмета общения и предметных позиций (мнений) участников.

4. Выдвижение альтернативных вариантов.

5. Конфронтация участников.

7. Установление согласия благодаря выбору наиболее приемлемого или оптимального решения.

Неэффективная дискуссия часто завершается на этапе выдвижения альтернативных позиций и конфронтации участников, не поднимаясь к уровню совместного решения проблемы.




Для деловой дискуссии очень важен предмет общения и отношение к нему участников. Способность понимать предметные позиции партнеров (т. Е. представление о ситуации, о проблеме) и свою собственную — непреложное условие для успеха делового общения. В дискуссии значительна роль ведущего.

Он должен:

1. Сформулировать цель и тему дискуссии (что обсуждается, зачем нужна дискуссия, в какой степени следует решить проблему).

2. Установить время дискуссии (20, 30, 40 минут или более).

3. Заинтересовать участников дискуссии (изложить проблему в виде некоторого противоречия).

4. Добиться однозначного понимания проблемы всеми участниками, проверив это контрольными вопросами или попросив участников задавать вопросы.

5. Организовать обмен мнениями (желающими или по кругу).

6. Активизировать пассивных участников (обратиться к молчащему с вопросом, с просьбой помочь).

7. Собрать максимум предложений относительно решения обсуждаемой проблемы (свои предложения высказать после того, как выслушаны мнения всех участников).

8. Не допускать отклонений от темы (тактично останавливать, напоминать о целях дискуссии).

9. Уточнять неясные положения, пресекать оценочные суждения о личности участников.

10. Помогать группе прийти к согласованному мнению.

11. Подвести четкие итоги, сформулировать выводы, спектр решений, сопоставить цели дискуссии с полученными результатами, определить вклад каждого в общий итог, вынести благодарности участникам.

Слово этикет(от французскогоetiquette– ярлык, этикетка) определяется как совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).

Речевой этикет–это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях. В различных сферах человеческой деятельности этикетные средства используются различно.

Деловой этикет предусматривает соблюдение норм поведения и общения в деловой сфере. Поскольку общение есть деятельность человека, процесс, в котором он участвует, то при общении в первую очередь учитываются особенности речевого этикета.

Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Это прежде всего относится к государственным служащим, политикам, педагогам, юристам, врачам, менеджерам, предпринимателям, журналистам, работникам сферы обслуживания, т.е. тем, кто по роду своей деятельности постоянно общается с людьми.

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих.

Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступающих в деловые отношения, их социального статуса, места в служебной иерархии, профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера.

Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение.

Речевой этикет в определенной мере отражает нравственное состояние общества, его моральные устои.

Необходимо помнить, что речевой этикет имеет национальную специфику. Знание особенностей национального этикета, его речевых формул, понимание специфики делового общения той или иной страны, народа помогают при ведении переговоров, установлении контактов с зарубежными партнерами.

Приветствие часто сопровождается рукопожатием, которое может даже заменять вербально выраженное приветствие.

Однако следует знать: если встречаются мужчина и женщина, то мужчина должен выждать, когда женщина протянет руку для пожатия, иначе он только делает легкий поклон.

Невербальным эквивалентом приветствия, когда встречавшиеся от­далены друг от друга, служит поклон головой; покачивание сжатыми в ладонях руками, слегка приподнятыми и вытянутыми перед грудью вперед; для мужчин – чуть-чуть приподнятая над головой шляпа.

Речевой этикет приветствий предусматривает и характер поведения, т. е. очередность приветствия.

• младший (младшая) по возрасту – старшего (старшую),

• младшая по возрасту женщина – мужчину, который значительно старше ее,

• младший по должности – старшего,

• член делегации – ее руководителя (независимо от того, своя делегация или зарубежная).

Психологические особенности ведения деловой дискуссии и публичного выступления

Дискуссия — процесс продвижения и разрешения проблем путем сопоставления, столкновения, ассимиляции, взаимообогащения предметных позиций участников (мнений по сути решаемой проблемы).

Выделяется ряд этапов деловой дискуссии:

1 .Вступление в контакт.

2. Постановка проблемы (что обсуждается, зачем, в какой степени нужно решить проблему, какова цель дискуссии).

3. Уточнение предмета общения и предметных позиций (мнений) участников.

4. Выдвижение альтернативных вариантов.

5. Конфронтация участников.

7. Установление согласия благодаря выбору наиболее приемлемого или оптимального решения.

Неэффективная дискуссия часто завершается на этапе выдвижения альтернативных позиций и конфронтации участников, не поднимаясь к уровню совместного решения проблемы.

Для деловой дискуссии очень важен предмет общения и отношение к нему участников. Способность понимать предметные позиции партнеров (т. Е. представление о ситуации, о проблеме) и свою собственную — непреложное условие для успеха делового общения. В дискуссии значительна роль ведущего.

Он должен:

1. Сформулировать цель и тему дискуссии (что обсуждается, зачем нужна дискуссия, в какой степени следует решить проблему).

2. Установить время дискуссии (20, 30, 40 минут или более).

3. Заинтересовать участников дискуссии (изложить проблему в виде некоторого противоречия).

4. Добиться однозначного понимания проблемы всеми участниками, проверив это контрольными вопросами или попросив участников задавать вопросы.

5. Организовать обмен мнениями (желающими или по кругу).

6. Активизировать пассивных участников (обратиться к молчащему с вопросом, с просьбой помочь).

7. Собрать максимум предложений относительно решения обсуждаемой проблемы (свои предложения высказать после того, как выслушаны мнения всех участников).

8. Не допускать отклонений от темы (тактично останавливать, напоминать о целях дискуссии).

9. Уточнять неясные положения, пресекать оценочные суждения о личности участников.

10. Помогать группе прийти к согласованному мнению.

11. Подвести четкие итоги, сформулировать выводы, спектр решений, сопоставить цели дискуссии с полученными результатами, определить вклад каждого в общий итог, вынести благодарности участникам.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Речь – одна из главных характеристик, по которым можно определить степень образованности человека, его причастность к той или иной культуре. По тому как человек общается можно определить уровень его самооценки, понять, как он себя позиционирует в обществе, как относится к окружающим его людям. Подобная совокупность правил поведения, которые касаются внешнего проявления отношения к людям (т.е. поведение в обществе, внешний вид человека, то как он обходится с другими, манеры и т.д.) называется этикетом. Именно этикет определяет то, как ведёт себя человек.

Общение является одной из наиболее важных сфер деятельности человека. Именно при общении в первую очередь учитываются особенности речевого этикета, который незримо, но все же оказывает сильное влияние на наши жизни. Речевой этикет представляет собой выработанные правила речевого поведения, системы речевых формул общения.

При подготовке реферата моей целью было выяснить, какие именно формулы лежат в основе речевого этикета. Исходя из поставленной цели, я вывела для себя несколько задач:

- выявить какие факторы определяют формирование и использование речевого этикета;

- рассмотреть проблему культуры общения и обозначить основные формулы речевого этикета;

- подробно ознакомиться с видами речевого этикета.

Сегодня считается, что красивая грамотная речь не является обязательным атрибутом в жизни каждого из нас, поэтому проблему речевого этикета я считаю особенно актуальной в XXI веке, когда чтение книг и упражнения в красноречии становятся всё менее популярны.

Одним из важнейших достоинств быть человеком является возможность общения с себе подобными. Концепция культуры общения, культуры речевого этикета входит в состав понятия о культуре в целом.

Правила речевого поведения регулируются речевым этикетом, охватывающим все способы выражения доброжелательного отношения к собеседнику. Богатство языковых средств позволяет выбрать ту форму общения, которая наилучшим образом подходит для той или иной речевой ситуации, помогает задать дружеский или формальный тон беседы.

Выражение речевого этикета приятно каждому из нас так же как оскорбительно его несоблюдение. Но почему так происходит? Попробуем разобраться вы признаках речевого этикета, которые объяснят его социальную значимость:

1. Первый признак. Общество негласно требует исполнения предписаний этикета. Социальная заданность ритуалов вежливости воспитывается в людях с самого детства. А если человек хочет принадлежать к какой-либо социальной группе, ему следует примерить на себя модель поведения, обязательную для того или иного сообщества.

3. Третий признак. Некоторые действия невозможно выполнить молча. У человека получится без слов погулять или поплавать без слов, но пообещать, попросить или спросить что-то, не привлекая такой инструмент речи как язык, он не сможет.

4. Четвертый признак. Речевой этикет тесно связан с категорией вежливости. Обходительность и почтительность нужно обязательно выражать, чтобы показать другому человеку ваше хорошее отношение. Для этого следует прибегать в речи, не забывая о речевом этикете. В противном случае, вся уважительность останется нереализованной.

Рассмотрим основные факторы, влияющие на формирование речевого этикета:

1. Особенности сотрудничества. В общении могут прослеживаться различия в речевом этикете у людей разных возрастов, социальных статусов и пр. Во внимание следует брать и национальность, и профессию, и религию, и характер собеседника.

2. Ситуация, при которой происходит общение. Это также влияет на формирование речевого этикета. Во каждой культуре имеется собственная структура нормативного общения. Речевой этикет – важный элемент культуры нации, он является составной части культуры поведения и общения. Являясь частью культуры, речевой этикет каждого народа несет в себе определенный национальный смысл.

Таким образом, речевые особенности учитывают факторы, определяющие формирование речевого этикета, которые, в своём большинстве, уникальны, но сходятся в одном – знания и соблюдения норм общения помогают установить с разными людьми одинаково тёплые дружеские или формальные отношения. Речевой этикет - важный элемент всякой национальной культуры.

Формулы речевого этикета разделяют на три основные группы:

- речевые формулы, относящиеся к началу беседы, знакомства, приветствия;

- речевые формы основной части разговора;

- речевые формулы, завершающие беседу.

Часть 1. Начало беседы, знакомство, приветствие.

Согласно этикету, младшие первыми здороваются со старшими, мужчины первыми приветствуют женщин.

Гост

ГОСТ

Деловой этикет – это специфический раздел этикета, который содержит свод норм и принципов, регламентирующих деятельность людей в ситуациях делового общения.

Общие сведения об этикете делового общения

Знание правил этикета делового общения необходимы любому человеку, поскольку он регламентирует важнейший тип взаимоотношений личности с другими людьми.

Главными регуляторами подобных отношений можно назвать этические нормы.

Этические нормы – это социальные правила поведения человека, выражающие представление общества о добре и зле, справедливости и несправедливости.

Общаясь с начальником, коллегами, подчиненными, человек сознательно опирается на этикет делового общения. В зависимости от понимания моральных норм, а также степени восприятия этикета человеком его деловое общение может быть более либо менее эффективным.

Этикет делового общения может проявляться на различных уровнях социальной системы и в ее разнообразных формах. Все участники делового общения имеют официальные статусы и нацелены на достижение тех или иных задач. Отличительной чертой делового общения является отсутствие давления, так как этикет делового общения нельзя назвать самоцелью, а следует признавать средством в достижении конкретных целей (в условиях рыночных отношений такой целью можно назвать получение максимальной прибыли).

Особенностью делового общения можно назвать то, что оно возникает по поводу определенного типа деятельности, которая основывается на производстве. Спецификой делового общения можно назвать регламент, который выражается в подчинении личности установленным традициям и ограничениям, национальным и культурным традициям.

Речевой этикет внутри делового общения является важнейшим фактором установления коммуникаций между индивидами внутри служебной сферы.

Речевой этикет – это система предписываемых обществом устойчивых формул общения, правил речевого поведения и норм использования средств языка в определённых условиях.

Готовые работы на аналогичную тему

Существуют гласные и негласные нормы поведения в разнообразных ситуациях официальных контактов. Служебные формы поведения, которые приняты в той или иной организации называют деловым этикетом. Он способствует взаимопониманию людей и имеет необходимую степень практичности.

Структура делового этикета. Роль речевого этикета в деловом общении. Культура речи

В структуру делового этикета входят:

  • горизонтальные нормы, которые действуют между членами одного коллектива;
  • вертикальные нормы, которые регламентируют взаимоотношения подчиненных и руководителей.

Общим требованием речевого этикета в деловом общении считается положительный эмоциональный фон и приветливое, предупредительное отношение ко всем сотрудникам, партнерам, независимо от симпатий и антипатий. Регламентированность делового взаимодействия отмечается во внимании к собственной речи и речи своего собеседника в дистанционном или очном формате.

Речевой этикет внутри делового общения состоит из разработанных норм языкового поведения, а также типовых готовых формул для организации этикетных ситуаций и просьб. Ими являются благодарности, извинения, приветствия. Устойчивые конструкции выбираются с учетом психологических, социальных, возрастных характеристик.

В деловом общении выделяются следующие этапы:

  • установление контакта с целью понимания другого человека;
  • ориентировка в конкретной ситуации общения, ее осмысление путем применения пауз;
  • обсуждение и решение проблемы;
  • выход из контакта или завершение ситуации общения.

На каждом из выделенных этапов важно придерживаться культуры речи, не использовать слишком много профессиональной терминологии и не давать собеседнику понять, что в разговоре присутствует чувство смущения и стеснения.

Таким образом, речевой этикет является одним из базовых компонентов общения в бизнес – сфере и внутри других важнейших отраслей жизнедеятельности. При этом этикет делового общения представляет собой настоящее искусство, овладение которым сразу становится невозможным, этому учатся и совершенствуют свою деятельность длительное время.

При продвижении человека по карьерной лестнице важно соблюдать нормы, культуры, правила поведения и систему ведения деловых бесед. Все это входит в понятие профессиональной этики.

Профессиональная этика – это комплексный термин, который обозначает систему профессиональных моральных норм.

Речевой этикет при телефонных переговорах

Очень важно соблюдать речевой этикет при телефонных переговорах. При соблюдении норм этики телефонных переговоров очень важно корректировать общение, причем делать это необходимо своевременно. В реальной практике, именно в телефонном разговоре 40 % времени занимают паузы и повторения слов. Этого лучше избегать. Важно использовать правильные речевые обороты и конструкции приветствия, и выражения эмоциональной готовности к продолжению контакта. Нельзя применять нецензурную брань и излишние эмоции. Также часто в разговорах по телефону присутствует колоссальное количество лишней информации, в связи с чем к разговору целесообразно готовиться заранее.

Гост

ГОСТ

Деловой этикет – это специфический раздел этикета, который содержит свод норм и принципов, регламентирующих деятельность людей в ситуациях делового общения.

Общие сведения об этикете делового общения

Знание правил этикета делового общения необходимы любому человеку, поскольку он регламентирует важнейший тип взаимоотношений личности с другими людьми.

Главными регуляторами подобных отношений можно назвать этические нормы.

Этические нормы – это социальные правила поведения человека, выражающие представление общества о добре и зле, справедливости и несправедливости.

Общаясь с начальником, коллегами, подчиненными, человек сознательно опирается на этикет делового общения. В зависимости от понимания моральных норм, а также степени восприятия этикета человеком его деловое общение может быть более либо менее эффективным.

Этикет делового общения может проявляться на различных уровнях социальной системы и в ее разнообразных формах. Все участники делового общения имеют официальные статусы и нацелены на достижение тех или иных задач. Отличительной чертой делового общения является отсутствие давления, так как этикет делового общения нельзя назвать самоцелью, а следует признавать средством в достижении конкретных целей (в условиях рыночных отношений такой целью можно назвать получение максимальной прибыли).

Особенностью делового общения можно назвать то, что оно возникает по поводу определенного типа деятельности, которая основывается на производстве. Спецификой делового общения можно назвать регламент, который выражается в подчинении личности установленным традициям и ограничениям, национальным и культурным традициям.

Речевой этикет внутри делового общения является важнейшим фактором установления коммуникаций между индивидами внутри служебной сферы.

Речевой этикет – это система предписываемых обществом устойчивых формул общения, правил речевого поведения и норм использования средств языка в определённых условиях.

Готовые работы на аналогичную тему

Существуют гласные и негласные нормы поведения в разнообразных ситуациях официальных контактов. Служебные формы поведения, которые приняты в той или иной организации называют деловым этикетом. Он способствует взаимопониманию людей и имеет необходимую степень практичности.

Структура делового этикета. Роль речевого этикета в деловом общении. Культура речи

В структуру делового этикета входят:

  • горизонтальные нормы, которые действуют между членами одного коллектива;
  • вертикальные нормы, которые регламентируют взаимоотношения подчиненных и руководителей.

Общим требованием речевого этикета в деловом общении считается положительный эмоциональный фон и приветливое, предупредительное отношение ко всем сотрудникам, партнерам, независимо от симпатий и антипатий. Регламентированность делового взаимодействия отмечается во внимании к собственной речи и речи своего собеседника в дистанционном или очном формате.

Речевой этикет внутри делового общения состоит из разработанных норм языкового поведения, а также типовых готовых формул для организации этикетных ситуаций и просьб. Ими являются благодарности, извинения, приветствия. Устойчивые конструкции выбираются с учетом психологических, социальных, возрастных характеристик.

В деловом общении выделяются следующие этапы:

  • установление контакта с целью понимания другого человека;
  • ориентировка в конкретной ситуации общения, ее осмысление путем применения пауз;
  • обсуждение и решение проблемы;
  • выход из контакта или завершение ситуации общения.

На каждом из выделенных этапов важно придерживаться культуры речи, не использовать слишком много профессиональной терминологии и не давать собеседнику понять, что в разговоре присутствует чувство смущения и стеснения.

Таким образом, речевой этикет является одним из базовых компонентов общения в бизнес – сфере и внутри других важнейших отраслей жизнедеятельности. При этом этикет делового общения представляет собой настоящее искусство, овладение которым сразу становится невозможным, этому учатся и совершенствуют свою деятельность длительное время.

При продвижении человека по карьерной лестнице важно соблюдать нормы, культуры, правила поведения и систему ведения деловых бесед. Все это входит в понятие профессиональной этики.

Профессиональная этика – это комплексный термин, который обозначает систему профессиональных моральных норм.

Речевой этикет при телефонных переговорах

Очень важно соблюдать речевой этикет при телефонных переговорах. При соблюдении норм этики телефонных переговоров очень важно корректировать общение, причем делать это необходимо своевременно. В реальной практике, именно в телефонном разговоре 40 % времени занимают паузы и повторения слов. Этого лучше избегать. Важно использовать правильные речевые обороты и конструкции приветствия, и выражения эмоциональной готовности к продолжению контакта. Нельзя применять нецензурную брань и излишние эмоции. Также часто в разговорах по телефону присутствует колоссальное количество лишней информации, в связи с чем к разговору целесообразно готовиться заранее.

Читайте также: