Технология педагогических мастерских доклад

Обновлено: 06.07.2024

Авторы технологии педагогических мастерских

Цель технологии: создать содержательные и организационные условия для личностного саморазвития учащихся, осознания ими самих себя и своего места в мире, понимания других людей, закономерностей мира.

Педагогические мастерские - это форма организации учеб­но-воспитательного процесса, которая создает творческую ат­мосферу, психологический комфорт, способствует росту лично­сти учителя и ученика, дарит радость сотворчества.

Основные идеи педагогических мастерских выражаются в следующих положениях:

Личность сама способна строить свое знание, активно и творчески пользоваться им в жизни.

Методы активного обучения и развития личности:

а) отношение учителя к ученику как к себе равному;

в) плюрализм мнений, уважительное отношение к позиции каждого.

Структура педагогической мастерской

1. Индукция, (наведение) – создание эмоционального настроя, личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и так далее – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

2. Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

3. Социоконструкция – построение этих элементов группой.
4. Социализация – все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, подано всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

5. Афиширование – вывешивание работ учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними. Все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, мастер, другой ученик).

Типы мастерских:

мастерские творческого письма;

мастерские построения знаний;

мастерские по самопознанию;

мастерские отношений и ценностных ориентации и т.д.

Описание порядка использования технологии педагогических мастерских в практической и профессиональной деятельности

Технологические этапы

Действия учителя

Действия учащихся

1. "Индукция" - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.

- Нарисуйте познавательный объект.
- Запишите вопросы (ассоциации и т.п.)

- Рисуют в тетрадях познавательный объект.
- Составляют вопросы

2. "Самоконструкция" - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Запишите все, что Вы знаете об этом познавательном объекте (либо непосредственно дается задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы и т.п.)

Записывают все, что знают о том или ином познавательном объекте

3. "Социоконструкция" - работа учащихся в группах по построению этих элементов.

- Организует работу в парах: "Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием".

- Работают в парах по заданию учителя.

4."Социализация" - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция )

- Организует работу в группах: "Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами".
- Предлагает учащимся дополнительные задания.

- Работают в группах с ранее рассмотренными в парах познавательными объектами.
- Выполняют дополнительные задания.

5. "Афиширование" - вывешивание "произведений - работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с ними

- Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов.
- Дает необходимы пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

- Представляют результаты работы групп.
- Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий

6. "Разрыв" - внутренне осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому

- Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях.
- Организует работу учащихся в группах с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия

- Осознают возникшие познавательные противоречия.
- Работают с источниками информации.
- Закрепляют и применяют полученные знания

- Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности

Принципы и правила ведения педагогических мастерских

Равенство всех участников, включая мастера. Все способны к творчеству, саморазвитию, к исследованию природы, социума, человека в целом, себя лично.

Ненасильственное привлечение к процессу деятельности через создание личностной мотивации.

Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Замена их самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием.

Чередование индивидуальной и парной, групповой форм работы, что создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышение уровня коммуникативной культуры, дает понятие о диалогическом способе восхождения к истине. Важность не только и не столько результата творческого поиска, сколько самого его процесса.

Работа в мастерских основывается как на природном материале, так и на результатах духовной деятельности человечества, прежде всего на языке. Язык при этом выступает не как средство общения, а как "вместилище красоты и смысла" (Пастернак), данных нам в наследство духовной деятельностью наших предков. Поэтому язык - важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета.

Один из главных принципов работы в мастерских - принцип выбора материала, вида деятельности, способа предъявления материала, партнеров в коллективной работе, места для индивидуальной работы и т.д. Если в традиционной системе учитель дает задание, ученик выполняет. То в мастерских мастер предлагает, а ученик выбирает, то что ему ближе всего, то в чем он сможет полнее реализоваться.

Нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности. Без ответственности рождается своеволие. "Не навреди"-общий ограничительный принцип медика и педагога.

Технология педагогических мастерских

Мастерская, как инновационная технология, является альтернативой традиционным педагогическим технологиям, поскольку предполагает совершенно иной подход к структуре урока, формам подачи учебного материала, оценки деятельности учащихся. Данная технология требует, прежде всего, гуманистической философии учителя, в основе которой – личностно ориентированный подход к ребенку, развитие его индивидуальности. В педагогической мастерской меняются традиционные роли учителя и учащихся – здесь они равноправные соучастники творческого процесса. Учитель является ведущим, мастером, который организовывает, разворачивает творческий процесс, принимает участие в нем, а не передает свои знания незнающему и неумеющему ученику.

Мастер:

Структура традиционного урока

Структура педагогической мастерской ценностной ориентации и творческого письма

-введение в тему, побуждение, создание эмоционального настроя

II. САМОКОНСТРУКЦИЯ И СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ

-индивидуальное создание гипотезы, решения, текста…

-построение этих элементов группой,

-сверка с научным источником.

III. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

-новые понятия и способы действий;

- основные и второстепенные проблемы, самостоятельная работа

открытия, новое видение предмета.

(формирование умений и навыков)

-типы самостоятельных работ;

IV. ПОСТРОЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ЗНАНИЯ В МАСТЕРСКОЙ

  • промежуточная рефлексия;
  • осознание, построение нового знания.

- типы самостоятельных работ

-осознание внутренних перемен, интеллектуального и эмоционального движения

-социализация (обнародование, представление знаний)

Итак, мастерская – это альтернативная уроку форма организации обучения. Она имеет свою особую структуру.

Примеры индукторов:

Методы и приемы, используемые на основном этапе мастерской для организации поисковой и творческой деятельности учащихся:

2. Метод сравнения версий. Ученики сравнивали собственные варианты решения проблемы с культурно-историческими формулировками великих ученых. Сравнение происходило после того, как ученики уже предложили свой способ решения.

4. Метод самостоятельного конструирования определений понятий. Формирование у учеников изучаемых понятий начиналось с актуализации уже имеющихся у них представлений и их словесного оформления. После того, как состоялось сопоставление и обсуждение предложенных учениками версий, предлагался художественный текст, где использовалось данное слово. Учащиеся заново формулировали определения, теперь уже ориентируясь на контекст, в рамках которого функционировало данное слово. Затем мастер предлагал разные варианты определений, которые зафиксированы в словарях, учебниках, справочниках. Разные формулировки оставались в тетрадях учеников как условие их личностного самоопределения в отношении изучаемого понятия.

7. Метод смысловых ассоциаций. Цель метода: актуализировать содержание подсознания, пробудить чувства, ощущения, помочь ученику соотнести предлагаемый для ознакомления материал со своим внутренним "Я". Последовательность действий: ученик получал задание: записать к предложенному слову или словам список слов-ассоциаций. Далее, учитель помогал учащимся дать определение исходному слову-понятию, используя полученный поток ассоциаций. Например: запишите в два столбика 6 – 8 ассоциаций к слову гроза, выберите из них ключевое для вас слово; соедините два любых слова из обоих столбиков и, используя полученное словосочетание в качестве заголовка, напишите текст-миниатюру.

8. Метод образного видения. Предполагает постановку заданий, ориентирующих учащихся на попытку эмоционально-образного видения и изображения объекта. Например: нарисуйте счастье; дорисуйте картину по открывшемуся вам фрагменту и т.д.

9. Прием "чтение с пометками". На уроках чтения учащиеся учились читать изучаемый текст с карандашом в руках, по ходу чтения делая на полях пометки: "+" - согласен; "-" - не согласен; "?" - есть вопросы, непонятно; "!" - это интересно; "?!" - надо подумать и т.д. Этот метод предполагает "живой" диалог с автором текста, возможно, полемику по поводу авторского видения проблемы.

10. Прием "Толстый" и "тонкий" вопрос. Направлен на формирование у учеников умения задаваться вопросами по поводу прочитанного текста. Технология: а) учащимся предлагалось составить и записать вопросы, которые у них возникли по ходу чтения; б) обсудить составленные вопросы в группе и выбрать среди них "толстые" (т.е. такие, которые требуют размышлений, важные, существенные для понимания данного текста) и "тонкие" (вопросы, требующие однозначного ответа "да" - "нет" или простого привлечения фактов); в) каждая группа представляла свой набор "толстых" вопросов всему классу. Таким образом, формировалась мотивационная основа и программа дальнейшей работы над текстом (на основе вопросов, составленных и отобранных самими учениками, а не заданных извне учителем).

Приёмы рефлексии

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

Рефлексия бывает:

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

Рефлексия деятельности

Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

1. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

3. Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

Феномен технологии педагогических мастерских — это под­ход к образованию как к процессу открытия себя, своего отношения к себе и другим, собственных средств взаимодей­ствия с миром, людьми. Мастерская выступает как сово­купность пространств: игрового, учебного, культурного, ху­дожественно- творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает соб­ственные знания, формирует ценности, культуру.

Главным условием мастерской является свободное само­выражение, внутренняя независимость личности, способ­ность по-своему реагировать на то, что происходит в ней и вне ее.

Ценность новой технологии состоит в наличии разных то­чек зрения, в разрыве, в подъеме на вершину открытия, со­здании собственного продукта творчества.

создает атмосферу открытости, доброжелательности, со­

включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к

работает вместе со всеми, мастер равен ученику в поиске знания;

не торопится отвечать на вопросы;

необходимую информацию подает малыми дозами, обна­ружив потребность в ней у ребят;..

исключает официальное оценивание работы ученика (не

продумывает чередование индивидуальной и коллектив­туры, дает реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине.

Важен не столько результат, сколько сам процесс, в кото­ром реализуются законы проблемного обучения.

Один из главных принципов мастерской — принцип выбо­ра вида деятельности, способа предъявления результата. Без выбора нет свободы.

Сравнительная характеристика структур традиционного урока и педагогической мастерской

Вспомните, как вы сегодня шли в школу. Опишите свою дорогу.

Представьте, что вас попросили разработать правила поведения в школе. Объясните, почему другие ученики должны выполнять эти правила?

    – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека. – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим. – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Рефлексия деятельности

Рефлексия содержания учебного материала

Приемы рефлексии эмоционального состояния:

первая строка – название темы (одно существительное);

вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

4. Пометки на полях (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

5. Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.

6. Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.

7. Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).

8. Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии

9. Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями.

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Используя различные приёмы проведения этапа рефлексии на уроках в начальной школе можно увидеть:

- стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане;

- повышение уровня активности и самостоятельности учащихся;

- развитие навыков анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации.

Критерии оценки результативности технологии педагогических мастерских:

овладение учениками общеинтеллектуальными способами деятельности;

развитие способности к рефлексии;

сформированность коммуникативной культуры, когнитивных, креативных и методологических (оргдеятельностных) качеств.

Деятельностный подход – это обучение, реализующее принцип деятельности. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Его основные образовательные технологии это педагогические мастерские, и метод проектов.Главное в технологии мастерских – не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы.Метод проектов – это технология достижения требуемой дидактической цели через подробную проработку конкретного вопроса, которая в результате должна иметь какой-либо оформленный вид.

ВложениеРазмер
doklad.docx 25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Пересмотр знаний в сложившейся системе образования стал причиной того, что в последние годы в обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование личности, готовой к саморазвитию.

Реализация этой цели требует выполнения целого комплекса задач, среди которых основными являются:
-обучение деятельности — умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий;
-формирование личностных качеств — ума, воли, чувств и эмоции, нравственных качеств, познавательных мотивов деятельности;
- формирование картины мира , адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.

Все эти цели и задачи успешно реализуются при деятельностном подходе в обучении, который лежит в основе ФГОС второго поколения, отличительной особенностью нового Стандарта является его направленность на обеспечение перехода от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода.

Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю — не знаю, умею — не умею, владею — не владею, а где есть тезис ищу — и нахожу, думаю — и узнаю, тренируюсь — и делаю. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.
Исходя из этого, иной становятся задачи учителя — не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.
Если раньше ученик шел в школу за знаниями, то сегодня знания перестали быть самоцелью. Знать — еще не значит быть готовым эти знания использовать, а без динамики — знания подобны камню, лежащему на пути ручья; образуется запруда, которая со временем порастает зеленью, и вода умирает. Без усилий воли, без личностного участия камень не сдвинуть, воду, не открыть".
Таким образом, очевидно, что в ХХ веке общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования личности, готовой к действию.
Это и послужило причиной того, что Министерство образование сочло необходимым разработать новые ФГОС, т.к. переакцентировка ценностей в общественном сознании породила потребность в пересмотре основных принципов образования.

- формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

- формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Система дидактических принципов деятельностного подхода
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов. Перечислим основные из них:
1) Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей.

В нашей стране данная технология стала известной благодаря публикациям российских педагогов, которым довелось участвовать в работе учительских семинаров во Франции: книг и статей А.А. Окунева, Н.И. Беловой и других.
Обучение основывается на решении проблемной ситуации, которая стимулирует ребенка к постановке множества вопросов. Затем идет индивидуально-коллективный поиск оптимального количества вариантов решений. Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска, исследования, путешествия, открытия.

Главное в технологии мастерских – не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы.

Ведущие идеи этой целостной и оригинальной педагогической системы можно кратко представить в следующих основных положениях:

1. "Вызов традиционной педагогике".

2. Воспитание гражданина, личности с новым менталитетом.

4. Интенсивные методы обучения и развития.

5. Новый тип педагога.

6. Пафос изложения педагогических идей и точный расчет психологического воздействия.

Принципы построения педагогической мастерской

1. Работа мастерской основывается на духовной деятельности человека и прежде всего на слове.

2. Равенство всех, включая мастера.

3. Не насильственное привлечение к процессу деятельности.

4. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества.

5. Чередование индивидуальной и коллективной работы создают атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.

6. Важен не только и не столько сам результат, сколько сам процесс.

Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет некий общий алгоритм (шаги процесса). Это, прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами, спичками, схемами и моделями. Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому. И обязательно для хода каждого занятия включение учащихся в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания. При изучении содержательных вопросов особое внимание необходимо обратить на их понимание каждым ребенком; на личностный смысл их изучения (включенность знаний в личностный опыт каждого с окрашиванием знаний чувствами и отношениями); на значение полученного знания для дальнейшего самостроительства.

Алгоритм построения педагогической мастерской :

1. Индуктор (психологический настрой на урок)

2. Тема (запись на доске)

3. Самоконструкция (запись слов по ассоциации)

4. Социоконструкция (пополнение списка слов)

5. Разрыв (кульминация, во время которой ребенок начинает понимать или чувствовать то, чего не знал или не чувствовал раньше)

6. Афиширование (демонстрация выполненной работы)

7. Рефлексия (духовное состояние после мастерской)

В данной технологии учитель выполняет роль мастера. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого.

Рекомендации для мастера (учителя):

1. Создавать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества.

2. Непрерывно включать эмоциональную сферу ребенка, обращаться к его чувствам; идти от сердца к уму.

3. Мастер работает вместе со всеми, равен ученику в поиске познаний.

4. Нельзя торопиться отвечать на вопрос, сначала искать ответы у детей.

5. Информацию подавать малыми дозами.

6. Исключить официальное оценивание работы ученика, дать возможность самооценки.

Особенностью нового образовательного стандарта является то, что учитель должен творчески подходить к процессу обучения и воспитания, при этом используя как можно больше на своих уроках существующую информационную базу. Поэтому одной из основных технологий, обеспечивающей системно–деятельностный подход к воспитанию и обучению, считается метод проектов , который практически вбирает в себя и элементы многих других современных технологий, к примеру, обучение в сотрудничестве.

Метод проектов – это технология достижения требуемой дидактической цели через подробную проработку конкретного вопроса, которая в результате должна иметь какой-либо оформленный вид.

Данный метод был разработан для того, чтобы найти различные способы и пути активного самостоятельного развития мышления у ребенка с целью не просто обучить его запоминать и воспроизводить знания, получаемые им в школе, а уметь употреблять их на практике.

Важно и то, что отличительной особенностью от других технологий, используемых на школьных уроках, проектная методика помогает учителю ввести учащихся в иноязычное общение с опорой на исследовательскую деятельность, и получить реальные, а не только увиденные, к примеру, в процессе игры итоги своей деятельности.

Однако следует различать проект в проективном образовании и метод проектов. Так, в методе проектов проект считается средством обучения и усвоения обусловленного учебного материала, а в проективном образовании разрабатывание проекта – это цель обучения, которая достигается при помощи конкретной дидактической цели через изучение проблемы и практическое получение реального результата.

В целом, метод проектов является целенаправленной, полностью самостоятельной деятельностью обучающихся, но руководимой учителем, направленной на решение какой-либо исследовательской или значимой социально проблемы, а также на достижение конкретного результата в виде какого-либо идеального или материального продукта. Другими словами, результатом проекта ученика может стать идеальный продукт (выработанное после изучения информации умозаключение, вывод, какое-либо полученное знание) или материальный продукт (участие в какой-либо деятельности, сопровождаемое ведением записей в дневнике на иностранном языке, страноведческий коллаж или альбом, рекламный проспект, письмо зарубежному сверстнику, выпуск газеты и пр.). Прекрасно, если указанные виды обоих продуктов будут выступать в их диалектической целостности.

Хочется так же отметить, что само по себе обучение с помощью проектов активно воздействует на мотивационную сферу обучаемого ребенка, что на сегодняшний момент достаточно актуально.

Подводя итог, можно прийти к заключению, что работа над проектом позволяет находить решение к таким важным задачам:

• организация проектной деятельности с целью формирования проектного мышления у ребенка;

• мотивация детей на получение знаний;

• включенность всех учащихся в самостоятельную работу;

• развитие умения пользоваться полученными знаниями для разрешения новых познавательно-практических задач.

Основные требования к использованию метода проектов
Наличие значимой в творческом, исследовательском плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, анализ демографической проблемы в разных регионах мира, создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме, исследование влияния кислотных дождей на окружающую среду и т.д.)
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий, проект закона об охране лесов в разных местностях, видеоклип и т.д.)
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)

Деятельностный подход в образовании – это не просто совокупность образовательных технологий или методических приемов.

Это своего рода философия образования , методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения со своими конкретными технологиями, приемами, и теоретическими особенностями.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Доклад Технология педагогических мастерских..docx

Технология педагогических мастерских.

На сегодняшний день состояние реальной педагогической практики характеризуется развитием инновационных процессов, которые заключаются в обновлении содержания и достижения нового качества его результатов.

Таким образом, ф едеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и признан обеспечить выполнение следующих основных целей:

-развитие личности школьника, его творческих способностей, интересов к учению, формирование желания и умения учиться;

-воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

-освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности. (слайд 2)

Такие изменение базовых целей обучения, ориентация, прежде всего, на развитие личности ребёнка, поддержку индивидуальности каждого учащегося определяют и переориентацию педагогической деятельности учителя: он должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей.

Одной из технологий, способных реализовать личностно-ориентированную, развивающую модель обучения является технология педагогических мастерских.

Основные идеи этой технологии: обращение к личности ребёнка, её саморазвитие через осознание своего места в мире и отношение к другим людям, свободный творческий поиск и выбор пути познания, свободное взаимодействие, общение и обмен информацией, а также интегративная организация познавательного процесса через реализацию игровых, исследовательских и проблемных видов деятельности.

Эта технология выражается в таких постулатах:

-Ученик находится в активной позиции, сам строит своё знание.

-Ученик развивается как самостоятельная, творческая, ответственная, конструктивно думающая личность.

-У каждого ребёнка есть способности, важно дать им раскрыться в том или ином виде деятельности, используя весь учительский инструментарий.

-При помощи использования интенсивных методов обучения меняются традиционные взаимоотношения учитель – ученик (учитель относится к ученику как к равному себе; ученик не просто воспринимает знания как неоспоримую истину, а самостоятельно выстраивает их, используя метод критического мышления).

-Учитель – не авторитарный наставник, а мастер.

-Психологические воздействия рассчитаны самым тщательным образом. В результате каждый участник мастерской испытывает радость, удивляется тому, что с ним происходит (смог сам сочинить, нарисовать, выразить собственную мысль…).

Реализация вышеназванных целей определяет особенности образовательного процесса в рамках данной технологии:

- создание атмосферы сотворчества в общении;

- необходимость личной заинтересованности ученика в изучении темы;

- совместный поиск истины учителем-мастером и учащимися;

- подача необходимой информации учителем малыми дозами;

- исключение официального оценивания работы ученика;

- самооценивание работ, самокоррекция, самоизменение на этапе социализации через их афиширование и рефлексию.

Мастерская – это всегда процесс исследования, добычи знаний, маленьких и больших открытий. Эта технология чем-то напоминает урок в форме игры, дискуссионного спектакля. Однако у этой технологии есть свой алгоритм: (слайд 5,6)

Первый этап – индукция: создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Учитель на этом этапе предлагает детям записать ассоциации (вопросы, рисунки) по определённой теме (явлению, понятию, событию, ситуации). Важно предложить такое задание, чтобы включить в работу каждого ребёнка на уровне его знаний и умений.

Второй этап – самоконструкция: индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Учитель расширяет сферу актуализации знаний на индивидуальном уровне и просит записать всё, что дети знают о познавательном объекте (либо непосредственно даётся задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы и пр.).

Третий этап – социоконструкция: работа учащихся в парах по построению определённых ранее элементов. Учитель организует эту работу (просит поменяться тетрадями и обсудить, что получилось, подумать вместе над заданием и др.).

Четвёртый этап – социализация: выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция полученных ранее результатов). Учитель организует работу в группах (просит поделиться и обсудить поученные результаты, прийти к общему мнению, подготовить выступление от группы; при необходимости предлагает дополнительные задания и пр.).

Пятый этап – афиширование: предъявление коллективных работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с результатами групповой работы. Учитель организует обсуждение полученных в ходе групповой работы результатов, даёт необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

Шестой этап – разрыв : внутренне осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. Учитель предлагает детям задание, которое они не могут выполнить в силу неполноты своего знания на данном этапе (это может быть проблемная ситуация или информация, которая вступает в противоречие с имеющимися у детей знаниями). Дальнейшая деятельность педагога заключается в том, что он фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях. Важным на данном этапе является то, что разрешить возникшее противоречие должны сами участники мастерской, а для этого учителю необходимо подобрать нужные источники информации, обращение к которым и поможет решить возникшую проблему (учитель организует групповую работу учащихся с источниками информации, позволяющими разрешить противоречия). Ученики на этом этапе осознают возникшие познавательные противоречия; выдвигают свои гипотезы по их разрешению, затем работают с предложенными источниками информации, которые позволяют найти оптимальный вариант решения проблемы; закрепляют и применяют полученные знания.

Седьмой этап – рефлексия. Здесь учитель инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях.

Педагогическая мастерская основывается на своих принципах и правилах ведения, о которых стоит всегда помнить, чтобы получить эффект.

Принципы и правила ведения педагогических мастерских

1. Равенство всех участников, включая мастера. Все способны к творчеству, саморазвитию, к исследованию природы, социума, человека в целом, себя лично.

2. Ненасильственное привлечение к процессу деятельности через создание личностной мотивации.

3. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Замена их самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием.

4. Чередование индивидуальной и парной, групповой форм работы, что создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышение уровня коммуникативной культуры, дает понятие о диалогическом способе восхождения к истине. Важность не только и не столько результата творческого поиска, сколько самого его процесса.

Индукция:

-образ; -предметная картинка;

-неожиданное, загадочное задание и др.

Самоконструкция:

-самостоятельная работа с предъявленным материалом;

-работа со словарём;

-работа с учебником;

-работа с компьютером;

-работа с информационным материалом;

-музыкальный приём и др.

Социоконструкция:

-создание творческой работы;

Социолизация:

-работа в группе;

-приём анализа, сравнение версий.

Афиширование:

-вывешивание работ на доску;

-представление проекта мастера (учителя);

Разрыв:

-работа с источником информации (учебник, художественный или научный текст);

-слайдовый материал (тексты, выкладки, выводы предъявляются на слайдах);

-предъявление материала, ранее подготовленного (пословицы и др.);

-ресурсный круг (Что я вижу (чувствую), когда слышу слово…..)

Педагогическая мастерская – это одна из немногих технологий, в которой процесс играет несоизмеримо большую роль, чем результат.

Перед учителем – мастером стоят задачи: создать атмосферу открытости, доброжелательности, обратиться к чувствам ребёнка; работать вместе с учениками; не ставить оценки, не ругать и не, но при этом дать почувствовать каждому школьнику его собственное, пусть даже маленький шаг вперёд.

1) Степанова Г.В. Педагогические мастерские. Поиск. Практика. Творчество.-СПб: Петербургская Новая школа,2000.-110с.

2) Степанова Г.В. Педагогические мастерские // Начальная школа.-1998.-№5.-с.-34-39.

3) Харчевникова Е.Л. Овладение учителем школьными технологиями // начальная школа.- 2003.-№2.-с.33-38.

4) Хижнякова О. Н. технология педагогических мастерских в практике начальной школы //Начальная школа.- 2007.-№12.- с.46.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология педагогических мастерских позволяет осуществить саморазвитие ребёнка, способствует активному восприятию обучающихся учебного материала, его творческому осмыслению и постижению, повышает интерес к процессу обучения, способствует улучшению грамотности и развитию креативности, социальной компетенции, навыков аргументированного говорения и письма.

Технология педагогических мастерских

Технология педагогических мастерских позволяет осуществить саморазвитие ребёнка, способствует активному восприятию обучающихся учебного материала, его творческому осмыслению и постижению, повышает интерес к процессу обучения, способствует улучшению грамотности и развитию креативности, социальной компетенции, навыков аргументированного говорения и письма.

Своё название данная технология получила из-за того, что учитель на уроке перестаёт быть учитель – он становится Мастером.

Мастерская – это технология, при помощи которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия в предмете и в себе через личный опыт, а учитель - мастер продумывает действия и материал, который позволит ребёнку проявить себя через творчество.

Данная технология сходна с проблемным обучением.

Благодаря этому формируются коммуникативные качества, так как в данном процессе ученик является субъектом, активным участником деятельности, который самостоятельно определяет цели, планирует, осуществляет деятельность и анализирует.

Мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.

Состав групп меняется от мастерской к мастерской. Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта.

Этапы работы технологии мастерских

Как и любой педагогический процесс, технология мастерских проводится в несколько определенных этапов:

Индуктор - слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок, схема и т. д. - всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

Установка на то, что все способны, позволяет использовать эту технологию при освоении любой предметной области. Приобретение знаний и умений происходит ненавязчиво, человек учится осознавать себя в деятельности. До 96% опрошенных нами воспитанников положительно относятся к проведению занятий в форме мастерской, т.к. происходит раскрытие их индивидуальности, является широким пространством для деятельности и развития творческого потенциала личности.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Технология "Педагогическая мастерская"

Новик Наталья Геннадьевна

Пояснительная записка

Содержание:

1.Введение. Необходимость введения ФГОС ООО.

2. Современные педагогические технологии.

3.4.Принципы и правила ведения Педагогической мастерской.

3.6. Типы Педагогических мастерских

Не дари голодному рыбу, а подари ему удочку.

(немецкая пословица)

Современное общество ставит перед учебными заведениями задачу подготовки выпускников, способных:

- быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

- самостоятельно критически мыслить, искать пути рационального решения возникающих проблем, используя современные технологии; четко осознавать, где и как приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности;

- грамотно работать с информацией;

- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях;

- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Что для этого необходимо? Прежде всего, возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем.

Подготовка успешного выпускника – главная задача преподавателя. И такая подготовка невозможна без внедрения новых форм и методов преподавания.

Современные педагогические технологии

Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий. Например, толковый словарь дает такое:

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, в искусстве.

В других источниках находим:

Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.

Технология – это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности. Любая же деятельность может быть технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства начинается, технологией заканчивается, чтобы затем весь процесс начался снова.

К современным педагогическим технологиям можно отнести следующие:

  • Ø не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;
  • Ø не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;
  • Ø не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;
  • Ø не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащимся право на ошибку и право на сотрудничество.

Сущность этой системы выражается в следующих основных положениях:

т. д. Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования.

3. Интенсивные методы обучения и развития личности.

Построение мастерской технологично, а, следовательно, создается по определенному алгоритму.

Иногда после этого этапа нужна промежуточная рефлексия. Это важно, если, например, нам необходимо заканчивать урок, а мастерская еще не завершена. Здесь же у участников работы часто появляется потребность в новом ли дополнительном знании – информационный запрос.

Этот этап не обязателен в каждой мастерской, но необходим, если после этапа социализации участники мастерской исправляют или дополняют созданный продукт. Здесь происходит обращение к новой информации и ее обработка. Что это может быть? Словарные статьи, работы критиков, фрагменты статей, высказывания известных людей. Участник мастерской может продолжить или улучшить написанное. А может создать новый продукт.

Возможны иные варианты алгоритма работы при соблюдении общих принципов и правил ведения мастерской.

Типы мастерских

В настоящее время существует несколько разновидностей творческих мастерских:

  • Мастерская построения знаний;
  • Мастерская творческого письма (или просто – письма);
  • Мастерская построения отношений;
  • Мастерская самопознания;
  • Проектная мастерская и др.

На уроках русского языка и литературы чаще всего используются мастерские построения новых знаний и мастерские творческого письма.

Основная задача Мастера, ведущего мастерскую творческого письма, - помочь участникам мастерской обрести ощущение внутренней свободы, гармоничного состояния души. Мастерская помогает ученику в какой-то мере понять состояние духовного подъема поэта, писателя, художника, композитора, скульптора в момент творческого озарения. Приобретенный здесь опыт часто становится незабываемым событием жизни, фактом духовной биографии, ведь созданные работы оцениваются Мастером положительно и вдохновляют учеников на дальнейшие поиски и успехи.

Невозможно переоценить значение технологии педагогических мастерских в работе учителя-словесника. Очень редко уроки, проведенные в данной технологии, бывают неудачными. В основном же, учителя отмечают следующие преимущества мастерских:

- работа со словом в мастерской становится первостепенной;

- являясь рефлексивной технологией, мастерская на практике вызывает, тренирует, развивает способность к аналитической деятельности: к анализу произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения; к самоанализу и самоконтролю. Эти умения и навыки необходимы для воспитания грамотного читателя;

- сами старшеклассники не раз фиксировали на стадии рефлексии развивающее воздействие мастерских. Эти занятия поощряют аналитическую и творческую деятельность, развивают доверительные отношения в коллективе, уважительное и радостное отношение к учителю и к учению как к труду и творчеству.

Результаты мастерской

Результаты мастерской не программируются мастером детально. Это может быть или развитие мотивации к дальнейшему познанию, или создание завершенных проектов на основе полученных знаний. Можно сказать, что результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, но и сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество.

  • Ø школа должна сделать детей способными прожить моменты поиска знания, анализа ситуации и момент теоретических знаний, чтобы при выходе из школы они сами могли конструировать знания;
  • Ø человек осознает себя, когда пишет;
  • Ø пора отказаться от того, чтобы другие думали за меня;
  • Ø в задачу учителя входит создание в классе атмосферы открытости;
  • ребенок, конечно, может ( и должен) делать ошибки, но ошибки не должны быть осмеяны;
  • Ø часто наши подсказки вообще грешны, ибо они далеки от того, что происходит в голове ребенка;
  • Ø вместо подсказки мастер изобретает еще одну ситуацию, чтобы дети развили то верное, что нашли, и отказались от ошибочных идей;
  • Ø свобода учителя развивает свободу ученика;
  • Ø познание не равно послушанию;
  • Ø в мастерской должно быть пространство для мыслей;
  • Ø не в школе ли делают детей неспособными?
  • Ø учитель на уроке не хозяин, хозяин – текст. Но обычно на эту роль претендует учитель;
  • Ø постоянный поиск – обычное состояние мастера;
  • Ø ошибка – возможность подняться на новую ступеньку познания;
  • Ø на мастерской мастер – человек-невидимка. Он мало говорит, больше молчит;

Читайте также: