Страхование от ковид 19 доклад

Обновлено: 18.05.2024

Вероятность заболеть коронавирусом или получить положительный ПЦР тест перед вылетом – одни из самых распространенных опасений перед выбором зарубежного тура или поездки по России. Рассказываем, от каких рисков защищают страховки от невыезда.

По данным ERV, если в 2019 году доля страховок от невыезда по всем направлениям составляла около 10% от всех приобретенных туристами страховых полисов, то в 2020 году она выросла вдвое, а в начале 2021-го всего за первые два месяц уже достигла 52%.

Главный мотив, по которым все больше россиян сейчас стремятся застраховать свою турпоездку от риска ее отмены – это, конечно, ковид и все, что с ним связано. Мы разберем конкретные случаи, в которых страховка от невыезда помогает вернуть деньги за несостоявшийся тур, но вначале стоит поговорить о выборе таких страховок.

КОВИД И СТРАХОВКИ ОТ НЕВЫЕЗДА

В любом случае страховка от невыезда, в зависимости от условий, позволяет либо полностью вернуть деньги за несостоявшийся тур, либо очень существенно минимизирует потери. Приобретать их в нынешних условиях для туристов – твердая рекомендация экспертов. Тем более что стоят они недорого.

Но, как обычно, туристу самому следует сначала разобраться, от чего защищает его страховка. Мы собрали несколько самых частых вопросов туристов, поступающих в АТОР.

САМЫЕ ЧАСТЫЕ ВОПРОСЫ ТУРИСТОВ О СТРАХОВКАХ ОТ НЕВЫЕЗДА

Вопрос: Сколько стоит страховка от невыезда? Это дорого?

Ответ: Обычно, от 1 до 5% от стоимости всего тура. То есть если у вас, к примеру, куплен тур в Турцию за 200 000 р., стоимость страховки от риска отмены этой поездки для всех ее участников составит 2-10 тыс. р. По сравнению с возможностью вернуть все 200 тысяч и с учетом нынешних рисков, это – недорого.

Вопрос: За сколько дней до вылета можно купить страховку от невыезда? Можно ли сразу купить ее по программе раннего бронирования? Или, наоборот, за день до поездки (ведь никогда не знаешь, когда может кто-то заболеть)?

Ответ: У большинства (но не у всех) страховых компаний можно купить страховку от невыезда еще на этапе раннего бронирования.

Вопрос: Можно ли застраховаться от невыезда, если мы купили билеты отдельно, а проживание в отеле у туроператора?

Ответ: Можно. Однако в ряде компаний в этом случае страховку от невыезда можно купить только вместо с медицинской страховкой для выезжающих за границу, в каких-то – нет такого условия (например, ERVне ставит покупку медполиса условием – возможно у туриста уже есть своя страховка от банка).

В некоторых компаниях для туристов, приобретающих части поездки отдельно, готовы страховать только возвратные авиабилеты и пр. Все эти детали нужно уточнить при выборе конкретного полиса в общении с представителями страховщика или найти соответствующую информацию на их сайтах.

Вопрос: У меня тур на 100 тысяч долларов на восемь человек. Могу ли я застраховать его от невыезда и получить выплату полностью, если случай признают страховым?

Ответ: Во всех страховых компаниях есть лимиты (ограничения) по выплатам на человека по риску отмены поездки. Например, у ERV такой лимит – 5000 долларов на каждого застрахованного, у других компаний он тоже будет присутствовать, но размер лимита отличается и в зависимости от компании, и в зависимости от выбранной программы страхования.

Если исходить из лимита в 5000 долларов на человека, вы максимально получите 40 тысяч долларов, а не сто. Кроме того, надо иметь ввиду и фактор франшизы. (О нем в конце данной статьи.)

Вопрос: Для поездок во многие страны сейчас необходим ПЦР-тест на COVID-19, сделанный за 2-5 дней до поездки. Что делать, если я или член моей семьи сделаем тест, он окажется положительным, и мы не сможем поехать из-за карантина?

Если у вас есть на руках справка от врача или подтверждение факта госпитализации, первым делом необходимо запросить через турагента минимизацию при аннуляции тура у туроператора. В ряде случаев (в зависимости от обстоятельств), туроператоры могут удержать фактически понесенные расходы, а остальные средства вернуть туристу.

Если у вас куплена страховка от невыезда, то вне зависимости от исхода первого этапа далее следует обратиться за возмещением в страховую компанию, собрав все необходимые документы (их список можно найти на сайте страховщика).

Вопрос: Заболел ковидом перед поездкой, лечение амбулаторное, лежу дома, но ехать мы не можем – я и семья на карантине. Могу ли я рассчитывать на страховку от невыезда?

Ответ: Некоторые страховые компании признают случай амбулаторного лечения COVID-19 страховым (должны быть больничный и/или предписания Роспотребнадзора о самоизоляции). Другие же включают в полис только риск госпитализации. Внимательно смотрите условия.

Ответ: Страховать от невыезда надо всех участников поездки (тура). В противном случае, если едут 4 человека, а застрахованным окажется только один (предположим, ребенок), и он не сможет поехать (болезнь, карантин), то и возмещение страховая выплатит только на него самого – то есть в размере ¼от стоимости тура (поездки).

Ответ: У ряда компаний это означает, например, что если семья из трех человек (и все они застрахованы) купила тур на 100 тысяч р., но у отца семейства внезапно заболела ковидом его мать (не участник тура), то семья может отменить тур и получить свои деньги обратно от страховой.

Однако у разных компаний разные условия – и их туристам следует внимательно читать. Например, есть страховые полисы, где отменить тур и получить деньги может кто-то один (человек, требующийся для ухода за больным), а другие участники тура должны ехать или остаться (но не получить возмещения). Есть и полисы, где в случае амбулаторного лечения от ковида одного из участников поездки выплаты по страховке от невыезда будут положены только ему (заболевшему).

Вопрос: А можно ли застраховаться от невыезда, если я еду с девушкой, с которой у нас юридически не оформлены отношения? Или компанией с друзьями?

Вопрос: Мы купили полис от невыезда. Ковидом заболела сестра, которая едет с нами и тоже, как и все мы, застрахована. Она, к сожалению, госпитализирована. Получим ли мы деньги обратно от страховой?

Ответ: У всех страховых компаний госпитализация с ковидом является страховым случаем. Однако здесь есть нюансы, связанные с разными правилами у разных страховщиков. Одни страховые компании признают случай страховым и произведут выплаты, только если госпитализация попадает на даты тура (хотя бы на день вылета).

Некоторые другие страховые компании (например, ERV) признают страховым случай, если застрахованный турист был госпитализирован, выписан из больницы до даты вылета, но по состоянию здоровья не может лететь (о чем, естественно, должен быть врачебный документ).

Вопрос: Мы купили дорогой тур на нашу большую семью из 5 человек, с проживанием на вилле в Турции в течение месяца. К сожалению, из-за ковида у одного из членов семьи и карантина мы не смогли вылететь в даты тура. Но прошла неделя, карантин снят, больной выздоровел, мы можем лететь – хочется отдохнуть хотя бы три недели. Страховка от невыезда есть на всех. Мы что-то получим за пропущенную неделю отдыха?

Вопрос: С нами летит бабушка 84, ей года. Можем ли мы на нее купить страховку от невыезда?

Ответ: В зависимости от страховой компании. Некоторые страховые компании страхуют от невыезда только лиц до определенного возраста – например, до 80 лет. У некоторых (например, ERV), таких возрастных ограничений нет.

Вопрос: Если ковидом заболеет кто-то из моих ближайших родственников на отдыхе, смогу ли я прервать поездку, оплатят ли мне досрочное возвращение домой?

Ответ: Также зависит от страховой компании. Некоторые компании оплачивают досрочное возвращение домой только по причине смерти и/или госпитализации (например, в ERV) одного из ближайших родственников.

УСЛОВИЯ СТРАХОВОК ОТ НЕВЫЕЗДА НЕСКОЛЬКИХ КРУПНЫХ СТРАХОВЩИКОВ

Компания

ERV

РЕСО-Гарантия

Альфа-Страхование

Стоимость страховки от невыезда

5% от суммы тура на всех застрахованных

от 1% от страховой суммы (суммы тура) и выше

от 2% от суммы тура и выше (несколько тарифов)

Стоимость страховки от невыезда зависит от нескольких факторов: от стоимости тура, от страны выезда, визовая или не визовая, от того, страховка с франшизой или без. Например, безфраншизная страховка в Турцию - 3% от суммы тура на всех застрахованных

За сколько дней до вылета можно купить страховку от невыезда

не менее чем за 5 дней

не менее, чем за 7-12 дней (если страховка в пакете туроператора, то не менее, чем за 3-7 дней)

не менее чем за 15 дней

не менее чем за 1 день

Можно ли купить страховку от невыезда при раннем бронировании

Можно ли застраховать компаньонов по поездке, не являющихся родственниками

Можно ли застраховать пожилых родственников

нет ограничений по возрасту

не старше 85 лет

не старше 84 лет

Лицам от 80 лет необходимо обратиться в офис для оформления полиса

Есть ли франшиза

есть тарифы с франшизой и без франшизы.

есть программы как с франшизой, так и без нее

Покрывается ли бессимптомный ковид (положительный ПЦР-тест перед поездкой)

да, при наличии заключения врача или больничного/справка с поставленным диагнозом

при наличии справки из медучреждения с указанием диагноза или больничного листа с диагнозом

да, при наличии заключения врача или больничного с поставленным диагнозом

Покрывается ли риск нахождения на карантине по предписанию Роспотребнадзора, если тест отрицательный

при наличии предписания, выданного Роспотребнадзором / медучреждением

Покрывается ли амбулаторное лечение ковида (дома), в том числе без симптомов

да, при наличии заключения врача или больничного с поставленным диагнозом. Выплата всем участникам тура (компаньонам или родственникам)

при наличии справки из медучреждения с указанием диагноза или больничного листа с диагнозом.

В зависимости от программы страхования возможны выплаты всем участникам тура (компаньонам по поездке) или участникам тура, которые являются близкими родственниками.

да, при наличии заключения врача или больничного с поставленным диагнозом.

Покрывается ли отмена поездки по причине госпитализации одного из участников тура с COVID-19

при условии, что госпитализация приходится на дату поездки

при условии, что госпитализация приходится на дату поездки

да (если госпитализация произошла не ранее 15 дней до поездки)

Покрывается ли отмена поездки по причине смерти одного из участников тура с COVID-19

да, при условии, если он близкий родственник, а также если программой страхования предусмотрена выплата всем участникам тура (компаньонам по поездке).

Будут ли выплаты за весь тур, если застраховать только одного, а остальные – родственники

Будут ли выплаты за весь тур, если заболеет ковидом ближайший родственник одного из застрахованных

да (нужно смотреть список ближайших родственников)

В случае заболевания близкого родственника, застрахованное лицо будет определено как контактное лицо с необходимостью пребывания на карантине. Выплата будет, если все застрахованы от невыезда.

да (нужно смотреть список близких родственников)

да (нужно смотреть список близких родственников)

Покрывается ли досрочное возвращение домой в случае заболевания ковидом или смерти одного из близких родственников

да (нужно смотреть список ближайших родственников)

да, только в случае смерти близкого родственника

да (нужно смотреть список близких родственников)

да (нужно смотреть список близких родственников)

Покрывается ли пребывание на карантине за рубежом, если турист контактировал с больным ковидом, но тест отрицательный

СТРАХОВКИ ОТ НЕВЫЕЗДА И ПРЕБЫВАНИЕ В КАРАНТИНЕ ЗА РУБЕЖОМ

Еще одна группа вопросов связана с тем, что будет, если турист попадет на карантин (в обсерватор) за рубежом, как контактировавший с тем, у кого выявлено заболевание, но ПЦР-тест у самого туриста будет отрицательным.

Большинство страховых компаний такой случай (с отрицательным тестом туриста, помещенного в обсерватор), не признают.

У ERV страховка действует в случае, если застрахованный турист находится на карантине с положительным ПЦР-тестом, но болеет бессимптомно. В этом случае ему возмещаются расходы на проживание (в пределах лимита 300 у.е.) по причине задержки в поездке и обратные авиабилеты (полностью), если обратный рейс был пропущен.

ФРАНШИЗА В СТРАХОВКАХ ОТ НЕВЫЕЗДА: ЧТО ЭТО ЗА ЗВЕРЬ

Страховка от невыезда предполагает возмещение туристу расходов на приобретение тура (поездки) в случае его отмены (если случай признан страховым). Важно помнить, что страховки от невыезда бывают и с франшизой.

Напомним – франшиза – это часть расходов по какому-либо риску (в данном случае – риску отмены тура), которые турист, подписывая договор страхования, берет на себя. То есть при выплате размер страховой суммы уменьшается на размер франшизы. Если обобщить, то на российском рынке страховые компании продают 4 вида страховок от невыезда:

– без франшизы. Ситуация: турист заплатил 100 тыс. р. за тур и застраховал его от отмены, далее заболел ковидом, случай признан страховым, туристу вернут 100 тыс. р.

– с фиксированной франшизой в виде конкретной суммы. Ситуация: турист заплатил 100 или 500 тыс. р. за тур и застраховал его от отмены. Франшиза – 5000 р. (условно). Турист заболел ковидом, случай признан страховым, туристу вернут 95 тыс. р. в первом или 495 тыс. р. во втором случае.

– с франшизой в виде % от страховой суммы. Ситуация: турист заплатил 100 тыс. р. за тур и застраховал его от отмены. Франшиза – 20%. Турист заболел ковидом, случай признан страховым, туристу вернут 80 тыс. р.

– с франшизой в виде % от реально понесенного убытка. Ситуация: турист заплатил 100 тыс. р. за тур и застраховал его от отмены. Франшиза – 20% от убытка. Турист впоследствии заболел ковидом, обратился к туроператору за минимизацией (стандартная процедура). Штраф (условно) составил 50% от стоимости тура, туроператор вернул туристу 50 тысяч. Страховая же вернет туристу 50 тыс. р. минус 20%, то есть 40 тыс. р.

Отдельно отметим, что одни и те же страховые компании могут продавать страховки от невыезда без франшизы, например, у себя на сайте, а у туроператоров в пакете от этой же компании может идти страховка с франшизой. Уточните это обстоятельство у турагента.

ВНИМАНИЕ:

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

COVID-19 влияет на страховую отрасль по-разному, начиная от проблемы непрерывности ведения бизнеса и работы сотрудников и заканчивая вопросами обслуживания клиентов и финансовых перспектив. Здесь представлены некоторые из основных проблем, с которыми столкнулись страховщики, и их возможное решение.

Страховщики реагируют на растущую вспышку COVID-19 по разным направлениям: как плательщики страховых взносов, работодатели, управляющие капиталом. У каждого есть свои специфические проблемы, касающиеся не только индустрии страхования, но и экономики и общества в целом.

Однако задачей, которая требует незамедлительного решения, для страховщиков является защита здоровья и безопасности сотрудников и партнеров по сбыту (партнеров-дистрибьюторов) в сообществе агентов/брокеров, так как они борются за непрерывность ведения бизнеса. 1 Как и владельцам коммерческих полисов, которых они обслуживают, страховщикам необходимо пересмотреть и обновить свои планы по антикризисному управлению и принимать меры для продолжения работы с минимальными потерями для клиентов. 2

Если они еще не сделали этого, страховщикам следует рассмотреть возможность создания многофункциональных групп по принятию решений в чрезвычайных ситуациях, чтобы координировать превентивные меры организации, утверждать новые протоколы по технике безопасности и организовывать более активную деятельность в условиях прогрессирующей эпидемии. Должна также существовать комплексная система коммуникаций, чтобы сотрудники, дистрибьюторы и клиенты были полностью информированы о состоянии планов обеспечения непрерывности ведения бизнеса и инструкциях по обеспечению личной безопасности.

Самыми большими трудностями может быть создание альтернативных режимов работы для сотрудников страховых компаний, если существует необходимость обезопасить штат, и адаптация работников к возможному ограничению доступа в офис при сохранении непрерывности ведения бизнеса.

Акцент по сдерживанию распространения COVID-19 может означать, что сотрудники страховой компании — актуарии, менеджеры по претензиям, страховщики — могут работать удаленно, скорее всего, из дома. Страховщики должны убедиться в том, что сотрудники имеют доступ к необходимым документам и могут вести работу удаленно. Кроме того, главным сотрудникам по информационной безопасности может потребоваться утвердить новые протоколы кибербезопасности, чтобы обеспечить безопасный обмен конфиденциальной информацией между сотрудниками, подключающимися вне офиса.

Многие организации переходят на режим удаленного доступа для поддержки социального дистанцирования. По мере того, как компании переходят к удаленной работе, руководители информационных служб, технические руководители и главные сотрудники по информационным технологиям и CISO должны обеспечить сотрудников, работающих удаленно, доступом к следующим техническим средствам и ресурсам:

• ноутбук или компьютер, (предпочтительно принадлежащий компании);

• виртуальная частная сеть для безопасного и удаленного подключения к критически важным бизнес-приложениям;

• инструменты для совместной работы, реализующие аудио, видео и совместное использование экрана;

• компетентная команда ИТ-поддержки, способная отвечать на вопросы сотрудников и помогать им продолжать удаленную работу.

Страховщикам, возможно, придется учитывать обстоятельства, связанные с работой оценщиков страховых убытков, чья работа предусматривает выезды и на близлежащие территории, и на более отдаленные. Это может быть проблематично, учитывая вспышку COVID-19. Что, если такой сотрудник должен выехать на место, чтобы оценить ущерб коммерческой или частной собственности, а один из членов семьи владельца полиса или сотрудник, взаимодействующий с оценщиком, заражен коронавирусом?

Для того чтобы избежать подобных ситуаций, страховщикам, возможно, потребуется предпринять дополнительные меры безопасности по утверждению новых актов по технике безопасности, касающихся личных контактов с заявителями, либо потребовать, чтобы жалобы рассматривались из офиса или иного места удаленной работы, даже если такие случаи обычно требуют выезда на место.

О деятельности агентов/брокеров

COVID-19 также может сорвать обслуживание страховщиком клиентов, начиная с его дистрибьютеров. Весьма вероятно, что агенты, брокеры и финансовые консультанты столкнутся со многими из тех же проблем в управлении рисками и логистике, что и их клиенты, особенно с тех пор, как многим из них также приходится работать из дома. Между тем, следует избегать личных встреч с потенциальными и реальными клиентами, пока уровень риска не снизится.

Учитывая данные обстоятельства, страховщики, вложившие средства в развитие своих цифровых возможностей, скорее всего, в краткосрочной перспективе будут иметь больше возможностей для поддержания связи со своими партнерами-дистрибьюторами, которые, в свою очередь, должны иметь возможность оказывать своим клиентам более быстрые и комплексные услуги.

Страховщики могут также усовершенствовать планирование и подготовку при потенциально более длительном периоде социального дистанцирования, который может изменить то, как посредники поддерживают связь со своими клиентами, как они ищут потенциальных клиентов и как они обслуживают клиентов, испытывающих финансовые трудности. При наличии хороших цифровых технологий это может стать периодом продуктивного планирования, обучения и охвата групп компаний, посредников и заинтересованных сторон. Во время неопределенности и финансового стресса для индустрии страхования и индустрии финансовых услуг в целом становится все более и более важным поддержание связей и возможность качественного обслуживания клиентов.

После того, как вспышка пройдет, группа управления рисками каждого страховщика должна будет оценить, насколько быстро и эффективно она действовала в непростых условиях. Также необходимо будет определить, какие дополнительные меры, возможно, следует принять, чтобы адаптировать свои организации и сделать их более устойчивыми при столкновении с ситуацией эпидемии в будущем.

Влияние на финансовые перспективы страховых компаний

Страховые компании также тщательно изучают потенциальное влияние COVID-19 на их краткосрочные и долгосрочные финансовые перспективы. Издержки по страховым случаям, вероятно, будут характерны для тех сфер бизнеса, которым страховые компании оформляют полисы, и их правил страхования. Однако более важной причиной для озабоченности представляется то, как вспышка инфекции может повлиять на экономическую обстановку, в частности, на перспективы роста и рентабельность гарантийных и инвестиционных портфелей страховых компаний.

Ситуация усугубляется сильной волатильностью на фондовых рынках, поскольку вспышка COVID-19 поразила Соединенные Штаты. Страховые компании, специализирующиеся на страховании от несчастных случаев, как правило, особенно уязвимы к колебаниям фондового рынка, поскольку они будут держать большее количество ликвидных активов в случае несения катастрофических убытков. В 2018 году у страховых компаний, специализирующихся на страховании от несчастных случаев в США, 23% активов было вложено в акции, тогда как у страховых компаний, специализирующихся на страховании жизни — только 2%. 7

В финансовом отношении страховым компаниям, вероятно, потребуется скорректировать свои бюджеты и программы осуществления деятельности, а также ожидания касательно движения денежных средств и инвестиционные портфели в свете последних событий.

Следует также оценить потенциальные налоговые последствия на случай непредвиденных обстоятельств, приведенных выше. В связи с недавними изменениями налогового законодательства как в Соединенных Штатах, так и в других государствах по всему миру, ранее проведенное налоговое планирование, возможно, придется оценивать во время текущих экономических волнений. Некоторые из налоговых пунктов, о которых следует знать, включают, в частности, изменения внутреннего и международного режима США, а также другие мероприятия, связанные с налогами в мире.

По мере развития данной ситуации ожидается, что страховые компании продолжат служить амортизаторами для экономики и общества. В финансовом отношении индустрия готовится к крупным страховым случаям, таким как заражение COVID-19, и должна быть в хорошем финансовом положении в случае наплыва страховых исков. Страховым компаниям также в значительной степени поможет перестрахование значительных частей их клиентского убытка, что является одним из способов, которым отрасль может распределять риски.

7. Insurance Information Institute, “Property/casualty industry investments,” accessed March 6, 2020. View in article

Хотя первое место не только в России, но и во всём мире по-прежнему занимает смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, сегодня страхователей чаще интересуют программы защиты с покрытием по COVID-19. Всего пару лет назад основными критериями выбора полиса были наличие стоматологии, широкий перечень клиник, обширная география действия полиса. Теперь одним из важнейших условий покупки пакета добровольного медицинского страхования (ДМС) для потребителей является распространение действия защиты на случай выявления коронавируса.

Страховой рынок оперативно отреагировал на появление новой опасности для жизни и здоровья граждан. Компании предлагают разнообразные варианты страховки от коронавируса, как отдельно, так и в структуре комплексных страховых продуктов. Есть несколько вариантов, как защитить себя и свою семью финансово на случай диагностирования этого вирусного заболевания:

    оформить страхование выезжающих за рубеж с покрытием по COVID-19;

Как и программы защиты жилья или транспорта, страховка жизни и здоровья, в том числе от коронавируса, может формироваться и рассчитываться индивидуально, а также продаваться в виде коробок с уже фиксированными страховыми суммами, премией и набором страховых рисков.

Коробки от COVID-19

Стандартные коробочные продукты, которые предусматривают страхование только от коронавирусной инфекции, имеют следующий набор рисков:

    диагностирование вирусного заболевания (COVID-19);

У разных страховщиков структура продукта может отличаться. В целом наличие трёх вышеперечисленных рисков в покрытии обусловлено вероятностью разных вариантов развития заболевания. Страховые выплаты по диагностированию коронавируса и уходу из жизни, скорее всего, будут фиксированными. По-разному может осуществляться урегулирование при выявлении пневмонии. Одни страховщики предусматривают выплату за каждый день госпитализации, другие — выплачивают фиксированную сумму.

Помимо перечня возможных страховых событий, в коробках стоит обращать внимание на следующие условия:

    размер страховой суммы и лимиты по страховым выплатам;

Важным параметром действия коробочной защиты является срок, с которого она вступает в силу. По антиковидным продуктам страховщики часто устанавливают временную отсрочку. В таких случаях в полисе будет указано, с какого по счёту дня после заключения договора страхования начнёт действовать защита.

Пример. Клиент приобрёл антиковидный страховой коробочный продукт 1 сентября 2021 г. По условиям страхования, защита вступает в силу спустя 15 дней с момента заключения договора страхования. Если COVID-19 у застрахованного диагностируют 10 сентября, клиент не получит страховую выплату.

Страхование жизни и здоровья с покрытием по коронавирусу

Классическое страхование жизни и здоровья обычно включает в себя:

    защиту от несчастных случаев, которые могут привести к травме, инвалидности и уходу из жизни;

Стандартно по временной нетрудоспособности (больничному) из-за какого-либо заболевания страховщики предусматривают фиксированную выплату за каждый день. При этом в условиях страхования может присутствовать временная франшиза, которая определяет, с какого дня больничного предусмотрены выплаты.

Пример. Клиент оформил страхование жизни и здоровья от заболеваний. Продукт предусматривает по временной нетрудоспособности франшизу — 20 дней. Если клиент пробудет на больничном 30 дней, он получит выплату только за 10 дней.

Также в договоре может быть ограничено максимальное количество дней по временной нетрудоспособности, которое готов оплатить страховщик.

По уходу из жизни практически всегда выплата равна 100% от страховой суммы, предусмотренной договором страхования. COVID-19 в этом случае как возможная причина такого страхового события не является исключением. Если он приводит к летальному исходу, страховщики осуществляют максимальную выплату, предусмотренную условиями договора.

Лечение от коронавируса по ДМС

Сегодня многие частные клиники имеют возможность принимать пациентов с симптомами, характерными для новой коронавирусной инфекции. Медиков можно вызывать на дом, в том числе и с целью проведения тестов на COVID-19. Современные лечебные учреждения оборудованы всем необходимым для компьютерной томографии лёгких. Наличие этих и других условий даёт возможность частным клиникам успешно помогать пациентам в борьбе с коронавирусом. В связи с этим страховщики предлагают своим клиентам актуальные программы ДМС, включающие услуги по лечению от COVID-19 и его последствий. Отдельные варианты защиты могут предусматривать даже реабилитацию после перенесённого заболевания.

Так как в настоящее время многие страны, несмотря на эпидемиологическую обстановку, продолжают принимать наших туристов, важным вопросом остаётся наличие страховой защиты выезжающих за рубеж. В следующей статье поговорим о том, какую медицинскую помощь за пределами РФ могут получить российские туристы в случае диагностирования коронавируса и других заболеваний.

В последнее время мне звонили из нескольких компаний и предлагали оформить страховку от коронавируса. Условия толком не объяснили. Сказали только, что если я заболею COVID-19 , то страховая компания выплатит мне компенсацию.

Можно ли застраховаться от коронавируса? Что надо учесть? Уточню, что меня интересует именно обычное страхование жизни и здоровья, а не в путешествии. Думаю, что путешествовать сейчас мало кто собирается.

Василий, за последние несколько месяцев успели появиться специальные коронавирусные страховки. Некоторые из них действительно предусматривают выплату за каждый день болезни. Другие — только в случае госпитализации с определенным диагнозом или даже только при летальном исходе.

Кроме того, имеет смысл рассмотреть и давно существующие на рынке программы долгосрочного страхования жизни. Многие из них также подойдут в качестве страхования от коронавируса. Вариантов довольно много, поэтому давайте разбираться подробнее.

Как понять, нужна ли вам страховка от коронавируса

Все страховки устроены так: вы платите деньги сейчас, чтобы в будущем, если возникнут проблемы, получить еще большую выплату. Поэтому нужно оценить вероятность неприятностей лично в вашем случае.

Чаще всего в качестве жертв коронавируса упоминают людей старшего возраста или с ослабленной иммунной системой и хроническими заболеваниями. Однако заразиться коронавирусом может любой человек.

Вероятность заражения для человека повышена, если он:

  1. работает с больными людьми в медицинских учреждениях;
  2. трудится в супермаркете, аптеке, курьером или на другой работе, где надо много контактировать с людьми;
  3. регулярно ездит в общественном транспорте;
  4. не соблюдает рекомендации по профилактике: не носит маску и перчатки, не моет руки, трогает лицо;
  5. живет с человеком, который делает что-то из названного выше.

Если перечисленные ситуации — это про вас и ваших близких, то действительно можно задуматься о страховке от коронавируса. Если нет, то задуматься тоже можно, но это будет менее актуально.

Далее расскажу о существующих страховках от коронавируса и сравню их.

Как мы будем сравнивать страховки

Страхование от коронавируса — новое явление на рынке. Каждая страховая компания самостоятельно решает, от чего конкретно она будет защищать клиента и сколько станет платить.

Мне удалось найти одиннадцать страховых компаний, которые сейчас продают специальные коронавирусные страховки. Вот их список в алфавитном порядке со ссылками конкретно на эти программы:

Предлагаю использовать несколько критериев, по которым мы сравним их страховки между собой. Это позволит оценить, что предлагают на рынке и что подходит вам.

На мой взгляд, при выборе программы страхования нужно разобраться в следующем:

  1. Какие есть риски. От чего вообще защищает страховка и в каких случаях срабатывает, то есть кто и когда сможет получить выплату.
  2. Кого можно и нельзя страховать.
  3. Как скоро начнет действовать оформленная страховка.
  4. Насколько долго действует полис.
  5. Каковы дополнительные возможности и преимущества полиса.

Какие риски могут покрывать страховки от коронавируса

Это самый важный пункт для сравнения. Если страховка не покрывает актуальные для вас риски, то она вам вообще не нужна.

В тот момент, когда я пишу эту статью, страховые компании предлагают защититься от пяти возможных рисков, связанных с коронавирусом. Называют они эти риски немного по-разному , но суть одна.

Риск 1 — смерть в результате заболевания. Это худший вариант развития болезни, но он, к сожалению, возможен. Для страховых компаний такой риск близок к обычному несчастному случаю: это непредсказуемое событие с фатальными последствиями, вероятность которого очень невелика. А раз невелика, значит, его можно активно предлагать клиентам.

И это самый распространенный риск, который вам предложат защитить по коронавирусным страховкам.

Коронавирус сам по себе — это не болезнь, а возбудитель коронавирусной инфекции, которая может осложниться пневмонией, отказом почек, тромбозом. Поэтому для получения страховой выплаты необходимо, чтобы были выполнены два условия:

Должны совпасть оба условия. Если у застрахованного был выявлен вирус, но в качестве причины смерти указан инфаркт, выплаты не будет. И если не будет подтверждено наличие вируса у скончавшегося от пневмонии, выплаты тоже не будет.

Размер выплат: 60 000—2 500 000 Р .

Риск 2 — госпитализация для лечения заболевания. Если больного с подтвержденным COVID-19 положат в больницу для стационарного лечения, то страховая компания будет платить ему за каждый день, проведенный в клинике. Чем дольше госпитализация, тем больше выплата.

При этом у всех страховых компаний есть ограничение по длительности оплачиваемого периода. Если клиент будет лежать в больнице дольше этого срока, за лишние дни не заплатят.

Размер выплат: 500—7000 Р в день.

Длительность выплат: чаще всего 20—30 дней , но есть вариант до 90 дней.

Риск 3 — временная нетрудоспособность в результате заболевания. Это гораздо более распространенный риск. Он срабатывает, если человек с подтвержденным коронавирусом просто отправится на больничный.

Страховая компания выплачивает возмещение за каждый день, подтвержденный листком нетрудоспособности. Но есть ограничения по максимальному сроку оплаты.

Размер выплат: 100—7000 Р в день.

Длительность выплат: до 50 дней.

Риск 4 — диагностирование заболевания. Теоретически это самый распространенный риск. Если у клиента будет диагностировано заболевание органов дыхания с подтвержденным коронавирусом, то страховая выплатит деньги. Ни больничный, ни госпитализация в этом случае не обязательны. Размер выплаты не зависит от длительности и тяжести заболевания.

У всех страховых компаний в условиях прописано, что заболевание должно быть диагностировано у клиента впервые. Если человек, у которого ранее уже выявляли коронавирус, заболеет и обратится за выплатой, то страховая ему откажет.

Размер выплат: 10 000—100 000 Р .

Риск 5 — инвалидность, полученная в результате заболевания. Не уверен, что в России много случаев установления полной нетрудоспособности именно на основании коронавируса.

Оформление инвалидности — крайне непростая бюрократическая процедура. Об этом в Т—Ж есть отдельная большая статья.

Размер выплат: зависит от установленной группы инвалидности — от 5250 до 450 000 Р .

Ограничения этих страховок

У страховых компаний всегда есть перечень категорий клиентов, которым нельзя оформлять тот или иной вид полисов. Это связано с тем, что у таких клиентов вероятность наступления страхового события заметно выше, чем у прочих.

Все ограничения обязательно прописываются в правилах страхования или в полисе. Перед оформлением страховки обязательно найдите список этих исключений и несколько раз внимательно прочитайте. Лучше сразу отказаться от не подходящей вам программы.

Посмотрим, какие обычно бывают ограничения.

Ограничения по состоянию здоровья. Это традиционное условие при оформлении любых страховок, связанных со здоровьем. Самые распространенные ограничения:

  1. инвалидность;
  2. наличие онкологических заболеваний, диабета, туберкулеза, заболеваний сердечно-сосудистой системы, ВИЧ;
  3. наличие нервно-психических заболеваний;
  4. алкоголизм, наркозависимость.

Чаще всего страховая компания просто знакомит клиента с перечнем ограничений и не просит от него подтверждения состояния здоровья. Если не сообщить о том, что у вас есть какое-то заболевание из перечня, то оформить страховку вы сможете. Но если наступит страховой случай и выяснится, что у вас изначально были такие проблемы со здоровьем, то в выплате откажут, признав договор недействительным. Тут важно помнить, что при коронавирусе смерть или крайне тяжелое течение болезни случается в подавляющем большинстве случаев именно у людей с хроническими заболеваниями.

Если же клиент заранее сообщит о наличии таких заболеваний, то ему откажут в заключении договора или сильно увеличат стоимость полиса.

Страховые компании тоже знают об этом, поэтому вводят ограничения по возрасту для желающих оформить коронавирусную страховку.

Ограничения по возрасту в страховках от коронавируса

Если вы хотите оформить полис для своих близких, то сопоставьте их возраст с условиями конкретного страховщика.

Страховые, которые ввели ограничения по срокам пребывания за границей

Страховой будет просто проверить это условие. Достаточно запросить у вас загранпаспорт и посмотреть отметки о пересечении границы.

Ограничения, связанные с профессией, социальным статусом или спортом. Страховые компании иногда ограничивают оформление полисов для лиц, которые подвергаются повышенному риску. Вот кто часто попадает под такие ограничения:

  1. военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, спасатели;
  2. работники атомной, химической промышленности и т. п. ;
  3. заключенные;
  4. лица, занимающиеся опасными видами спорта.

Что надо запомнить. У всех компаний обязательно есть перечень ограничений, при которых застраховаться нельзя. Проверьте условия по полису, который вас заинтересовал.

Если какие-то из условий вам не подходят, не оформляйте полис, иначе потом откажут в выплате.

Когда начнет действовать оформленная страховка

Заболеть COVID-19 можно в любой момент. Поэтому чем раньше начнет действовать страховка от коронавируса, тем лучше.

У всех страховых компаний есть мораторий в несколько дней, когда полис уже оформлен и оплачен, но еще не действует. Если заражение произойдет в эти несколько дней, то выплаты не будет.

Это делается для того, чтобы снизить риски возможного мошенничества, когда уже больной человек оформляет страховку перед диагностикой.

Когда начнет действовать страховка от коронавируса

Сколько действует полис

Никто не знает, как долго продлится эпидемия. ВОЗ предупреждает, что мир должен быть готов ко второй и даже третьей волне пандемии.

Так что имеет смысл выбирать полис, который действует не пару месяцев, а более длительный период. Например, год. Через год, если будет актуально, вы его продлите. При этом важно помнить, что перенести инфекцию можно и в бессимптомной форме. Так что, прежде чем продлевать договор, имеет смысл сдать анализ на антитела к коронавирусу. Если они у вас уже есть, продлевать страховку не имеет смысла.

Страховые компании вполне готовы предложить вам программу на год.

Сроки страхования в разных компаниях

Дополнительные возможности и преимущества страховок от коронавируса

Некоторые страховые компании включают в свои полисы дополнительные полезные опции. Это нужно, чтобы сделать полисы привлекательнее для вас и замотивировать их оформить.

Как выбрать страховку от коронавируса

Можно выбирать страховку по самому простому принципу: самую дешевую. Не рекомендую так поступать. Слишком велик шанс купить пустышку — полис, покрывающий ненужные вам риски минимальными суммами.

Стоимость полисов, которые я разобрал в этой статье, колеблется от 900 до 10 000 Р . При этом нельзя сказать, что полис за 10 000 Р будет в два раза лучше полиса за 5000 Р — у них могут быть очень разные условия.

Иногда стоимость страховки сопоставляют с размером страхового покрытия. Например, если полис за 3000 Р позволит в будущем получить 500 000 Р , а полис за 2500 Р — только 200 000 Р , то выгоднее брать за 3000 Р .

Но по коронавирусным страховкам это правило работает хуже, так как компании покрывают разные наборы рисков. Кто-то выплатит деньги только в случае смерти или госпитализации, а это редкие страховые случаи. Кто-то будет платить и при временной нетрудоспособности — более частый случай.

Поэтому предлагаю действовать так:

  1. Сначала выберите 2—3 полиса , которые подходят вам по рискам, ограничениям и сроку вступления в силу.
  2. Исключите полисы с неприемлемой для вас ценой. Например, если вы не готовы платить больше 5000 Р , то дальше такие варианты можно не рассматривать.
  3. Сравните предложения между собой по стоимости одного дня страхования. Для этого разделите цену полиса на количество дней действия страховки.

Пример расчета стоимости одного дня полиса

Остальные варианты получаются близкими по стоимости. Предположим, что вы хотели бы получить максимальное страховое покрытие и поэтому выбираете полисы за 5000 и 4200 Р соответственно.

Вы можете добавить и другие этапы отбора, если посчитаете это нужным. Почитайте вот эти наши статьи о том, как выбирать страховку:

Какие есть альтернативы коронавирусным страховкам

Накопительное страхование жизни — НСЖ. Об этом продукте мы подробно писали в отдельной статье. Это страховка на долгий срок, от пяти лет, с периодическими платежами. Ее особенность в том, что взносы вернут, если застрахованный доживет до конца срока действия договора. То есть деньги или выплатят при наступлении страхового случая, или просто вернут в конце срока. Минус НСЖ в том, что суммы взносов обычно довольно крупные.

Также нужно коротко отметить, какие страховки точно не подойдут для защиты от коронавируса.

Страхование от несчастного случая. Это самый распространенный вид полисов. Они защищают, например, от ДТП, укусов животных, падения с лестницы и т. п.

Но COVID-19 — это не несчастный случай, а инфекционное заболевание. Если нет специальной оговорки, что полис покрывает также риск болезней, то выплаты при коронавирусе по такой страховке ждать не стоит.

Добровольное медицинское страхование. По таким полисам нельзя получить выплату деньгами. Основная задача ДМС — сделать лечение более оперативным и комфортным по сравнению с обычным лечением по ОМС.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Загрузка

Справедливости ради, нужно добавить, что подобные пункты есть и у других страховщиков. Вот, что мне удалось обнаружить в правилах страхования перечисленных в статье компаний.

Grigory, "9.2. К чрезвычайным относятся обстоятельства природного (наводнение, пожар, землетрясение,
взрыв, шторм, оседание почвы, иные опасные природные явления и процессы), а также социальнообщественного (эпидемия, война и военные действия, забастовка в отрасли или регионе и т.п.) характера.
Наступление указанных обстоятельств не является основанием для принятия решения о признании или непризнании произошедшего события страховым случаем." тоже их их правил страхования

Grigory, "Страховыми случаями являются в том числе события, наступившие вследствие официально признанных случаев эпидемии, введения на территории страхования карантина и иных ограничительных мероприятий с целью профилактики и контроля распространения заболевания." - это написано на главной странице продукта. А в договоре уже пишется другое.

Grigory, Банк России в текущих эпидемиологических условиях усматривает наличие существенных потребительских рисков при приобретении продуктов страхования рисков, связанных с заражением новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)

Ilya, и правильно делает, что усматривает. А вот у автора статьи, я считаю, серьезная недоработка, что не обратил на это внимание.

Максим Юлин

Я был застрахован от коронавируса в "Манго". Второго июня полис истёк, продлить его не получается, потому что, как объяснили в страховой, разрабатывают новый продукт.
Если бы меня госпитализировали с короной, за каждый день в больнице выплатили бы по 2 тысячи рублей при стоимости полиса 200 рублей в месяц. Но в моем городе почти не осталось коко-мест, новые не тяжелобольные лечатся дома - а это не страховой случай

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 19 июня 2020 г. N ИН-06-59/102

ОБ УСЛОВИЯХ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКТОВ СТРАХОВАНИЯ РИСКОВ, СВЯЗАННЫХ
С ЗАРАЖЕНИЕМ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ (COVID-19)

Банком России выявлены случаи, когда комплексные правила страхования от несчастных случаев и болезней, включающие в себя продукты страхования рисков, связанных с заражением новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) (далее - правила страхования), содержат взаимоисключающие положения, позволяющие, в случае наличия форс-мажорных обстоятельств, к которым в том числе относят эпидемию/пандемию, отказать в выплате страхового возмещения либо увеличить срок выплаты страхового возмещения, либо исключающие из страхового покрытия особо опасные инфекционные болезни, к которым относится новая коронавирусная инфекция (COVID-19). При этом в договоре страхования, содержащем ссылку на правила страхования, и в самих правилах страхования не установлены исключения в части неприменения вышеуказанных положений правил страхования в отношении страхования рисков, связанных с заражением коронавирусной инфекцией (COVID-19).

Банк России в текущих эпидемиологических условиях усматривает наличие существенных потребительских рисков при приобретении продуктов страхования рисков, связанных с заражением новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в части возможности отказа страховыми организациями в выплате страхового возмещения при наступлении страхового случая и увеличения срока выплаты страхового возмещения на основании положений правил страхования, содержащих взаимоисключающие положения.

Учитывая изложенное, с целью недопущения нарушения прав потребителей страховых услуг Банк России сообщает о недопустимости использования в договорах страхования, правилах страхования и иных продуктах страхования рисков, связанных с заражением новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), взаимоисключающих положений при наступлении страхового случая, в том числе для увеличения срока выплаты страхового возмещения.

Настоящее информационное письмо подлежит опубликованию в "Вестнике Банка России" и размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Читайте также: