Малый бизнес в пермском крае доклад

Обновлено: 02.07.2024

Целью исследования является изучение проблем функционирования малого бизнеса в Пермском крае и формулирования направления его развития.
Задачи исследования:
Теоретическое обоснование темы;
Оценить развитие малого бизнеса в Пермском крае;
Выявить проблемы развития МП;
Изучить меры по развитию поддержки малого предпринимательства.
Наметить пути дальнейшего развития малого бизнеса в Пермском крае.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………. ………………………………. 2
2.Глава I. Основная характеристика состояния малого бизнеса.…………………………………………………. 3
3.Глава II. Малое предпринимательство в Пермском крае: особенности и проблемы……………………………. 6
4. Глава III. Пути решения проблем и направленность дальнейшего развития малого бизнеса…………………..12
5.Заключение…………………………………………………………………………………………………………….14
6.Список литературы…………………………………………………………………………………………. ……….15
7.Ссылки………………………………………………………………………………………………………………. 16

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие малого бизнеса в Пермском крае.docx

Развитие малого бизнеса в Пермском крае.

Руководитель: Чиж Елена Михайловна,

2.Глава I. Основная характеристика состояния малого бизнеса.…………………………………………………. . 3

3.Глава II. Малое предпринимательство в Пермском крае: особенности и проблемы……………………………. 6

4. Глава III. Пути решения проблем и направленность дальнейшего развития малого бизнеса…………………..12

неотъемлемый элемент современной

рыночной системы хозяйствования,

без которого экономика и общество в

целом не могут нормально

существовать и развиваться"

(Из концепции "Государственная

политика и развитие малого

предпринимательства в России")

Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Проблемы МП является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной экономике. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка. Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение. Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку. Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью

реформирования экономики России.

Целью исследования является изучение проблем функционирования малого бизнеса в Пермском крае и формулирования направления его развития.

  1. Теоретическое обоснование темы;
  2. Оценить развитие малого бизнеса в Пермском крае;
  3. Выявить проблемы развития МП;
  4. Изучить меры по развитию поддержки малого предпринимательства.
  5. Наметить пути дальнейшего развития малого бизнеса в Пермском крае.

Предмет исследования: Система управления развития МБ в крае.

Проблема: Изучить особенности поддержки МБ:

Чтобы глубже и подробнее разобраться и понять необходимость малого бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по развитию малого бизнеса. Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса.

Основная характеристика состояния малого бизнеса.

Как следует из самого определения, малое предпринимательство (малый бизнес) — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка т.е. понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.

Для малого бизнеса характерно:

  • управление предприятием собственником капитала или партнерами-собственниками с целью получения предпринимательского дохода;
  • небольшие размеры по основным показателям деятельности субъекта хозяйствования: уставный капитал, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода);

Существует ли господдержка малого бизнеса? Мелкие и средние предприятия не являются уменьшенной моделью или промежуточным этапом в развитии крупной фирмы, а представляют собой особую модель со специфическими чертами и законами развития. Для них характерны особенности в управлении и используемых экономических методах. Их можно свести к следующим:

      • высокая степень централизации и персонализации управления. Руководитель-собственник сосредоточивает в своих руках финансовые, экономические, социальные функции и полномочия, что ставит предприятие в зависимость от его деловых и личных качеств;
          • высокая зависимость от внешней среды: банков, крупных предприятий, государственной администрации, научных лабораторий, консультационных фирм;
              • дефицит финансовых ресурсов — как собственных, так и заемных.

              Вместе с тем малому бизнесу присущи:

                  • быстрая реакция на требования рынка; высокий уровень специализации; возможность мобилизации ресурсов на перспективных направлениях .

                  Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства:

                      • увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса – главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;
                          • рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
                              • селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;
                                  • создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
                                      • подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;
                                          • разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые формы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);
                                              • косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства);
                                                  • ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;[3]
                                                      • мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;

                                                      Кроме того, собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия.

                                                      Однако, как уже было упомянуто во введении, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых можно выделить самые существенные: [7]

                                                      • более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
                                                      • повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
                                                      • трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
                                                      • неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

                                                      В развитых европейских странах малый бизнес производит до 70% ВВП и создает от 50 до 60% рабочих мест, а на тысячу европейцев приходится от 30 до 35 малых предприятий.

                                                      В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Этот малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест. Именно США остается лидером в части развития малого бизнеса [10]

                                                          • доля государства, общественных, религиозных, благотворительных организаций в уставном капитале малого предприятия не должна быть менее 25%;
                                                              • доля финансовых ресурсов посторонних юридических и физических лиц в уставном капитале малого предприятия не должна быть более 25%;
                                                                  • средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

                                                                  * в промышленности – 100 человек;

                                                                  * в строительстве – 100 человек;

                                                                  * на транспорте – 100 человек;

                                                                  * в сельском хозяйстве – 60 человек;

                                                                  * в научно-технической сфере – 60 человек;

                                                                  * в оптовой торговле – 50 человек;

                                                                  * в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

                                                                  * в остальных отраслях – 50 человек.

                                                                  Общая численность малых предприятий в России в 2009 году составила 946 тысяч. Рост, по сравнению с 2008 годом составляет 10%. Вклад малого бизнеса в национальный валовой продукт насчитывает, по разным оценкам, от 10 до 12%. На тысячу жителей в России приходится 7 малых предприятий. Кроме того, в малом бизнесе занято около 19% от всех экономически активных жителей страны. [6]

                                                                  Малое предпринимательство выступает в качестве одной из тех сфер хозяйственной деятельности, где наиболее эффективно реализуются инструменты политики, проводимой органами государственной власти и местного самоуправления, направленной на развитие социально-экономического комплекса Пермской области в интересах всего населения региона. Это достигается за счет того, что:

                                                                  нормативно-правовая база позволяет более гибко и действенно воздействовать на МП по сравнению с крупными предприятиями именно на уровне субъекта Российской Федерации или муниципального образования (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход и другие механизмы воздействия, регулируемые областными и местными нормативными актами);

                                                                  МП быстрее отвечает на воздействия и изменение среды функционирования;

                                                                  МП реагирует на самые незначительные изменения, практически отсутствует порог чувствительности (незначительное стимулирование не заинтересует крупное предприятие, а среди МП найдется кто-нибудь, для кого данная возможность будет существенной);

                                                                  высокие адаптационные возможности МП, которое заполняет более мелкие ниши рынка, позволяет проводить более узкие адресные воздействия;

                                                                  - МП распределены по территориям более равномерно: крупные предприятия на небольшой территории не образуют всего отраслевого спектра, в то время как диапазон видов деятельности МП существенно шире;

                                                                  - МП, не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, помогает экономно и оперативно решать проблемы реструктуризации экономики, гибко реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придаёт экономике дополнительную стабильность, решает социальные вопросы. Предпринимательская инициатива, ориентируясь на потребителя, всегда устремляется туда, где возникает неудовлетворенный спрос, и уходит из тех сфер, которые перестают отвечать запросам рынка. Таким образом, формируются и поддерживаются оптимальные хозяйственные пропорции[1] .

                                                                  На 1 января 2006 года в Пермской области число субъектов малого предпринимательства (далее – СМП) составило 143,4 тыс., в том числе 20,7 тыс. малых предприятий и 122,3 тыс. индивидуальных предпринимателей. Для сравнения: на 01.01.2005 года насчитывалось 141,3 тыс. СМП, из которых 19,4 тыс. малых предприятий и 121,8 тыс. индивидуальных предпринимателей. Среднесписочная численность работников малых предприятий по итогам 2005 года составила 143,4 тыс. человек.

                                                                  Увеличение количества действующих СМП, произошедшее в течение 2005 года, объясняется ростом числа индивидуальных предпринимателей (наиболее удобный формат для ведения бизнеса) и изменением методик расчета, используемых органами статистики.

                                                                  Показатели состояния малого предпринимательства в Пермской области представлено в таблице 2.1

                                                                  Эффект поддержки. В Пермском крае разработана стратегия развития малого и среднего бизнеса

                                                                  ​Агентство по развитию МСП презентовало стратегию развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года. Главная цель – увеличить количество занятых в сфере МСП на 109 тысяч человек.

                                                                  Среди основных направлений развития предпринимательства на ближайшее будущее акцент сделан на создание благоприятных условий ведения бизнеса, развитие конкуренции и перспективных ниш. Также будет сформирована эффективная система поддержки предпринимателей, в частности, по совершенствованию финансирования, развития социального предпринимательства, легализации и развития сферы самозанятых.

                                                                  Что будет создано в ближайший год?

                                                                  В отношении НТО работа будет направлена на совершенствование правил и общих принципов организации торговли на территории региона. Среди перспективных направлений – мобильная торговля: она особенно вызывает интерес у предпринимательского сообщества.

                                                                  К началу 2021 года будет создана единая интерактивная карта инфраструктуры поддержки. По плану ее смогут транслировать все сайты муниципальных образований и порталы исполнительных органов государственной власти Пермского края. Это позволит дать предпринимателям полную картину экосистемы поддержки бизнеса в регионе.

                                                                  Новые способы коммуникации и поддержки

                                                                  Будут определены алгоритмы действий по каждой программе получения финансовой поддержки как регионального, так и федерального уровня для субъектов МСП и самозанятых в том числе. При этом в общую систему будут приведены меры поддержки, которые муниципалитеты реализуют самостоятельно.

                                                                  Как и где малый бизнес сможет взаимодействовать с компаниями-гигантами?

                                                                  Среди перспективных рыночных сегментов в новой стратегии развития МСП отдельное место занимает увеличение доли участия бизнеса в государственных проектах.

                                                                  В Пермском крае начнет активно развиваться биржевая торговля. Для этого на постоянной основе запустятся образовательные программы для субъектов МСП, а также созданы отраслевые рабочие группы по развитию биржевой торговли и ее внедрению в экономику региона.

                                                                  Кроме того, запланировано создание новых мер поддержки для социальных предпринимателей, в том числе в виде предоставления субсидий. С начала года таких предпринимателей начнут включать в реестр с привилегиями при получении господдержки. Также на системной основе разработают и реализуют программы обучения на постоянной основе для субъектов МСП, оказывающих услуги в социальной сфере.

                                                                  Сейчас Пермский край уверенно держится на 5-м месте в рейтинге регионов ПФО по динамике развития и количеству занятых в МСП. Так, в 2019 году, по данным федерального реестра МСП, в регионе появились 18593 малых и средних предприятия, при этом из малого бизнеса в крупный перешли 17 субъектов МСП с численностью занятых 2607 человек. В 2020 году, несмотря на сложную эпидемическую обстановку, в регионе открылись еще 16494 новых бизнеса.

                                                                  По словам создателей стратегии развития предпринимательства в регионе, реализация перечисленных инициатив позволит к 2030 году увеличить оборот средств в МСП до 1,6 млрд руб.

                                                                  Отслеживать результаты реализации стратегии будут системно. По поручению главы региона профильный заместитель председателя правительства будет представлять ежегодный отчет об исполнении программы. Это позволит гибко реагировать на изменения, корректировать стратегию в сторону улучшения, а также оценивать эффективность выбранных инструментов.

                                                                  Фото: пресс-служба администрации губернатора Пермского края.

                                                                  Эффект поддержки. В Пермском крае разработана стратегия развития малого и среднего бизнеса

                                                                  ​Агентство по развитию МСП презентовало стратегию развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года. Главная цель – увеличить количество занятых в сфере МСП на 109 тысяч человек.

                                                                  Среди основных направлений развития предпринимательства на ближайшее будущее акцент сделан на создание благоприятных условий ведения бизнеса, развитие конкуренции и перспективных ниш. Также будет сформирована эффективная система поддержки предпринимателей, в частности, по совершенствованию финансирования, развития социального предпринимательства, легализации и развития сферы самозанятых.

                                                                  Что будет создано в ближайший год?

                                                                  В отношении НТО работа будет направлена на совершенствование правил и общих принципов организации торговли на территории региона. Среди перспективных направлений – мобильная торговля: она особенно вызывает интерес у предпринимательского сообщества.

                                                                  К началу 2021 года будет создана единая интерактивная карта инфраструктуры поддержки. По плану ее смогут транслировать все сайты муниципальных образований и порталы исполнительных органов государственной власти Пермского края. Это позволит дать предпринимателям полную картину экосистемы поддержки бизнеса в регионе.

                                                                  Новые способы коммуникации и поддержки

                                                                  Будут определены алгоритмы действий по каждой программе получения финансовой поддержки как регионального, так и федерального уровня для субъектов МСП и самозанятых в том числе. При этом в общую систему будут приведены меры поддержки, которые муниципалитеты реализуют самостоятельно.

                                                                  Как и где малый бизнес сможет взаимодействовать с компаниями-гигантами?

                                                                  Среди перспективных рыночных сегментов в новой стратегии развития МСП отдельное место занимает увеличение доли участия бизнеса в государственных проектах.

                                                                  В Пермском крае начнет активно развиваться биржевая торговля. Для этого на постоянной основе запустятся образовательные программы для субъектов МСП, а также созданы отраслевые рабочие группы по развитию биржевой торговли и ее внедрению в экономику региона.

                                                                  Кроме того, запланировано создание новых мер поддержки для социальных предпринимателей, в том числе в виде предоставления субсидий. С начала года таких предпринимателей начнут включать в реестр с привилегиями при получении господдержки. Также на системной основе разработают и реализуют программы обучения на постоянной основе для субъектов МСП, оказывающих услуги в социальной сфере.

                                                                  Сейчас Пермский край уверенно держится на 5-м месте в рейтинге регионов ПФО по динамике развития и количеству занятых в МСП. Так, в 2019 году, по данным федерального реестра МСП, в регионе появились 18593 малых и средних предприятия, при этом из малого бизнеса в крупный перешли 17 субъектов МСП с численностью занятых 2607 человек. В 2020 году, несмотря на сложную эпидемическую обстановку, в регионе открылись еще 16494 новых бизнеса.

                                                                  По словам создателей стратегии развития предпринимательства в регионе, реализация перечисленных инициатив позволит к 2030 году увеличить оборот средств в МСП до 1,6 млрд руб.

                                                                  Отслеживать результаты реализации стратегии будут системно. По поручению главы региона профильный заместитель председателя правительства будет представлять ежегодный отчет об исполнении программы. Это позволит гибко реагировать на изменения, корректировать стратегию в сторону улучшения, а также оценивать эффективность выбранных инструментов.

                                                                  Фото: пресс-служба администрации губернатора Пермского края.

                                                                  Перечень отраслей, которые признаны пострадавшими от коронавируса, пока достаточно узок, и меры поддержки направлены только на него.


                                                                  Старший преподаватель кафедры экономики и финансов ПНИПУ Юлия Стародумова оценила эффективность мер по поддержке среднего и малого бизнеса, которые предложили власти страны и края и сравнила их теми, которые есть за границей. Спойлер - сравнение пока не в нашу пользу.

                                                                  Доля маленькая, проблемы большие

                                                                  По словам экономиста, в России не принимают таких развернутых мер поддержки субъектов этих сфер, как в других странах, потому что объём поступления в бюджет от малых и средних предприятий в нашей стране меньше (просто потому, что у нас меньше таких организаций).

                                                                  Сфера туризма вошла в первую волну организаций, которые получили поддержку от федеральных и региональных властей.

                                                                  В России на 1 января 2020 года в малом и среднем бизнесе были заняты 15,3 млн человек при общем количестве трудоспособного населения более 82 млн. То есть в этих сферах работали менее 18 % всех трудоспособных россиян.

                                                                  Юлия Стародумова говорит, что в США, Германии, Канаде, Великобритании и других странах программы поддержки отличает прямая направленность и адресность. Выплаты из бюджета получают как предприниматели, чтобы сохранить бизнес и выплачивать зарплату сотрудникам, так и рядовые жители стран, чтобы формировать спрос, который уменьшился из-за изоляции. Меры поддержки рассчитаны на длительный срок.

                                                                  Многие не выживут

                                                                  Эксперт полагает, что в результате ограничительных мер большая доля малых и средних предприятий погибнет, много людей могут потерять рабочие места или существенно снизят уровень жизни. Поддержку получат те отрасли, которые дают существенный вклад в бюджеты всех уровней и где занято большое количество трудоспособных людей. Тем временем, малый и средний бизнес сохранить очень важно. Среди причин Юлия Стародумова называет не только налоговые поступления в бюджет. Есть и ещё один, неочевидный аспект. Касается это, по большей части, небольших городов.

                                                                  Рейды выявляют нарушителей самоизоляции

                                                                  Читайте также: