Риски и опасность отмывания денег при управлении государственными проектами и программами доклад

Обновлено: 30.06.2024

1. Настоящие Рекомендации предназначены для оказания помощи аудиторским организациям и аудиторам (далее вместе - аудиторы) в изучении и применении результатов национальной оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - НОР).

2. Результаты НОР содержат ключевые риски, угрозы и уязвимости, характерные для Российской Федерации.

3. Аудиторам рекомендуется использовать результаты НОР не только в целях исполнения обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, но и:

а) непосредственно при оказании аудиторских услуг (МСА 315, др.);

б) при организации и поддержании внутреннего контроля качества своей работы (МСКК 1, др.).

4. Результаты НОР могут быть использованы аудитором на всех этапах оказания аудиторских услуг.

5. До принятия задания от нового клиента, при определении целесообразности продолжения существующего задания, а также при принятии нового задания от существующего клиента результаты НОР могут быть использованы для выявления и оценки рисков, которым подвержен соответственно потенциальный клиент или существующий клиент. При этом данные риски рассматриваются как в отношении основных видов деятельности и операций клиента, так и в отношении руководства клиента, его собственников, бенефициарных владельцев.

6. При проведении аудита и оказании других аудиторских услуг результаты НОР могут быть использованы в процессе получения аудитором понимания аудируемого лица и его окружения, в частности, для выявления и оценки соответствующих рисков и планирования ответных действий на выявленные и оцененные риски.

7. При изучении деятельности аудируемого лица рекомендуется обратить особое внимание на описанные в результатах НОР угрозы в кредитно-финансовой и бюджетной сфере, включая угрозы недобросовестных действий в области налоговых правоотношений, а также возможность совершения руководством аудируемого лица или его собственниками недобросовестных действий коррупционной направленности.

8. Основные уязвимые места и риски легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - риски ОД/ФТ), описанные в результатах НОР, целесообразно использовать в качестве индикаторов для определения областей повышенного аудиторского риска при планировании аудита и идентификации рисков, которые требуют особого внимания.

9. В процессе получения понимания деятельности аудируемого лица и его системы внутреннего контроля рекомендуется оценить, насколько риски, описанные в результатах НОР, присущи деятельности аудируемого лица, и выделить значительные виды операций и области, в которых возможно появления рисков ОД/ФТ.

10. В процессе выявления рисков ОД/ФТ, оценки их значительности и вероятности возникновения рекомендуется учитывать их группировку в результатах НОР и относить риски ОД/ФТ, включенные в группы высокого, повышенного и умеренного риска в результатах НОР, к ключевым областям аудита.

11. При разработке и выполнении аудиторских процедур в ответ на выявленные риски целесообразно принимать во внимание меры по минимизации рисков, описанные в результатах НОР.

12. Продвижение ориентированной на достижение качества внутренней корпоративной культуры в отношении системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) достигается действиями руководства аудиторской организации, направленными на активное вовлечение аудиторов в систему ПОД/ФТ при оказании аудиторских услуг.

13. Аудитор должен разработать и внедрить политику и процедуры, нацеленные на создание благоприятных условий для поддержания у своего персонала соответствующей компетентности и квалификации и для приверженности персонала принципам этики. Указанные политика и процедуры должны обеспечивать разумную уверенность в том, что персонал владеет, среди прочего, необходимыми знаниями и опытом по тематике ПОД/ФТ.

14. Одной из форм развития навыков и профессиональной компетентности аудиторов по тематике ПОД/ФТ является систематическое обучение по соответствующим программам повышения квалификации, а также целенаправленное изучение результатов НОР.


В данной статье автор рассматривает основные риски отмывания (легализации) денежных средств в Российской Федерации. Рассматриваются обстоятельства, приводящие к увеличению объемов совершения данного вида преступления, непосредственно сами риски отмывания доходов, полученных преступным путем, согласно данным Росфинмониторинга, а также учитываются обстоятельства, связанные с распространением COVID-19, влияющие на риски отмывания денег в России.

Ключевые слова: отмывание денег, легализация денежных средств, ПОД/ФТ, риски отмывания денег, фирмы-однодневки, обналичивание денег.

Одним из важнейших аспектов при предупреждении и противодействии преступлениям различной направленности является учет рисков совершения такового, этот параметр необходимо учитывать в работе государственным органам. Не обходит стороной этот факт и преступление по отмыванию денежных средств, причем риски присутствуют на каждой из стадий совершения преступления. Важность рассмотрения рисков при легализации денег состоит в выведении из них методов по предупреждению и противодействию такого рода преступлениям компетентными государственными органами.

Как следует из отчета взаимной оценки в рамках системы ПОД/ФТ, утвержденного ФАТФ при участии Совета Европы и ЕАГ (Евразийской группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма), риски отмывания преступных доходов в Российской Федерации связана с тем, что Россия является страной-источником преступных доходов. Несмотря на то, что РФ не является крупным центром по созданию компаний или оказанию корпоративных услуг, а также международным финансовым центром, риски легализации преступных доходов в России являются довольно высокими. Связано это с исторически высоким показателем уровня коррупции в стране, а также ролью РФ, как транзитной зоны для наркотрафика, а также страной, в пределах которой этот наркотрафик реализуется.

Также в рамках проведенного в 2018 году ФАТФ исследования по оценке рисков, основным источником преступных доходов в России является хищения государственных средств и налоговые преступления, также преступления, связанные с коррупцией и злоупотреблением полномочиями, в это список входит незаконный оборот наркотиков, а также мошенничество в финансовой сфере. Организованная преступность также определена в качестве угрозы в различных государственных документах политического уровня, которые являются актуальными для понимания рисков отмывания денег. По оценкам в 2014–2018 годах ежегодный ущерб, нанесённый преступлениями, расследованными в рамках всех уголовных дел, в среднем составлял примерно 220 миллиардов рублей [1].

Итак, оценка рисков согласно публичному отчету Росфинмониторинга за 2018 год, доступному на официальном сайте МВД РФ [2], риски отмывания преступных доходов сводятся к следующему:

Также, в-третьих, в наши дни все большее распространение получают криптовалюты. Данные валюты используют технологию блокчейн, благодаря которой ни у кого не имеется возможности отследить транзакцию. По моему мнению данный риск является наиболее опасным в перспективе, именно на него стоит обратить пристальное внимание правоохранительным органам. Раскрываемость преступлений по отмыванию денежных средств с использованием криптовалют остается крайне низкой, фиксируются лишь единичные случаи, однако невозможно отрицать факт повсеместного использования преступниками данной возможности. В также законодательство Российской Федерации пока не в полной мере регулирует оборот криптовалют в стране.

Риски в рамках преступления по отмыванию денег, помимо вышеперечисленного, могут быть связаны с использованием безналичной формы денежных средств, как правило в электронном виде, что в данный момент тесно взаимосвязано с повседневной жизнью общества. Связаны они в основном с обеспечением анонимности в системах электронных платежей, обеспечением скорости операций, обеспечением ограничения участия человека, обеспечением безопасности сделок по приобретению имущества и многим другим [3].

Среди рисков также можно выделить еще множество других групп, таких как взаимодействие преступников со страховыми компаниями, риск использования рынка драгметаллов, брокеров, систем денежных переводов, однако именно вышеперечисленные основания рисков в сфере ПОД/ФТ являются наиболее опасными для государственной экономики.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, средство, риск отмывания денег, доход, лицо, отмывание денег, риск использования, Российская Федерация, УК РФ, государственная экономика.

Рассмотрение рисков легализации (отмывания) доходов,

полученных преступным путем, и финансирования терроризма

В соответствии с МСА 315 (пересмотренный) "Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения" аудитор должен выполнить процедуры оценки рисков для того, чтобы создать основу для выявления и оценки рисков существенного искажения на уровне бухгалтерской отчетности и на уровне предпосылок. Цель аудитора состоит в том, чтобы выявить и оценить риски существенного искажения, как по причине недобросовестных действий, так и вследствие ошибки, на уровне бухгалтерской отчетности и на уровне предпосылок, посредством изучения организации и ее окружения, включая систему внутреннего контроля организации, таким образом обеспечивая основу для разработки и осуществления аудиторских процедур в ответ на оцененные риски существенного искажения.

Выполняя процедуры, предусмотренные МСА 315 (пересмотренный), аудитор должен рассмотреть, среди прочего, риски легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма (далее - риски ОД/ФТ) и финансирования распространения оружия массового поражения. Под рисками ОД/ФТ понимается возможность нанесения ущерба аудируемому лицу, финансовой системе и экономике в целом путем совершения сделок и операций в целях ОД/ФТ. При рассмотрении рисков ОД/ФТ аудитор должен исходить, в частности, из отраслевой специфики аудируемого лица, специфики сектора экономики, в котором осуществляет свою деятельность аудируемое лицо, имеющихся типологий ОД/ФТ, имеющихся у аудитора аудиторских доказательств. При этом необходимо использовать:

Методическими рекомендациями определены следующие группы рисков ОД/ФТ:

1) страновые риски - связаны со странами и отдельными географическими территориями регистрации и (или) деятельности аудируемого лица;

2) клиентские риски - связаны с деятельностью аудируемого лица и его контрагентов;

3) операционные риски - связаны с конкретными продуктами, услугами, операциями, каналами поставок аудируемого лица.

Перечень приведенных в Методических рекомендациях рисков ОД/ФТ не является исчерпывающим и может изменяться аудиторами. Критерии и признаки необычных сделок установлены также Рекомендациями по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок, утвержденными приказом Росфинмониторинга от 8 мая 2008 г. N 103.

Результаты НОР могут быть использованы в процессе получения аудитором понимания аудируемого лица и его окружения, в частности, для выявления и оценки соответствующих рисков и планирования ответных действий на выявленные и оцененные риски. При изучении деятельности аудируемого лица целесообразно обратить особое внимание на описанные в результатах НОР угрозы в кредитно-финансовой и бюджетной сфере, включая угрозы недобросовестных действий в области налоговых правоотношений, а также возможность совершения руководством аудируемого лица или его собственниками недобросовестных действий коррупционной направленности.

Основные уязвимые места и риски ОД/ФТ, описанные в результатах НОР, целесообразно использовать в качестве индикаторов для определения областей повышенного аудиторского риска при планировании аудита и идентификации рисков, которые требуют особого внимания.

В процессе получения понимания деятельности аудируемого лица и его системы внутреннего контроля необходимо оценить, насколько риски, описанные в результатах НОР, присущи деятельности аудируемого лица, и выделить значительные виды операций и области, в которых возможно появления рисков ОД/ФТ. В процессе выявления рисков ОД/ФТ, оценки их значительности и вероятности возникновения следует учитывать их группировку в результатах НОР, а риски ОД/ФТ, включенные в группы высокого, повышенного и умеренного риска в результатах НОР, - относить к ключевым областям аудита. При разработке и выполнении аудиторских процедур в ответ на выявленные риски ОД/ФТ целесообразно принимать во внимание меры по минимизации этих рисков, описанные в результатах НОР.


Повсеместная конкуренция, сокращение производственного цикла, увеличение производственной гибкости — все это сеет неопределенность при контроле проектов и повышает необходимость мышления, направленного на оценку рисков. Необходимо предупреждать опасности, тщательнее планировать свои действия и анализировать текущую деятельность, чтобы понять, какие риски могут преследовать и какие возможности можно раскрыть, если от них избавиться. Таким образом, риск-менеджмент становится важной частью принятия управленческих решений.

Конечно, можно рискнуть и жить без лишнего планирования и прогнозирования. Но тогда есть вероятность, что не только проект не будет правильно реализован: вся деятельность компании будет под угрозой. Такой поворот вряд ли устроит адекватного руководителя или владельца бизнеса.

Планирование управления рисками

Управление рисками — это деятельность, сопровождающая все этапы проекта. Работа не должна вестись от случая к случаю, она должна быть хорошо спланирована. Управление рисками требует множества ресурсов.

Планирование управления рисками подразумевает поиск работающих подходов к процессу. Оно помогает:

  • найти время и другие ресурсы для проведения процедуры управления рисками;
  • выделить основания для оценки рисков;
  • увеличить шансы на результативность проекта. Планирование не переходит в процесс управления, он завершается на первой стадии проекта. Оно строится на:
  • отношении к риску со стороны всех участников проекта — оно ложится в основу принципов управления рисками;
  • внутренних стандартах компании — они могут уже включать управление рисками разных категорий, сценарии поведения, распределение ролей внутри коллектива и определение уровней ответственности;
  • описании проекта и ожидаемых от его реализации результатов;
  • плане управления проектом — документе, в котором перечислены все аспекты работы над ним.

План состоит из нескольких элементов:

  1. Определение методик и инструментов для управления рисками.
  2. Распределение ролей для каждой процедуры и разъяснения ответственности.
  3. Определение стоимости работ и времени.
  4. Установление сроков управления рисками и проработка четкого тайминга.
  5. Определение категории рисков, выполнение четкой идентификации.
  6. Общие методы определения рисков и степени вероятности их возникновения во время ведения проекта.

Идентификация рисков

Этот процесс связан с выявлением рисков, которые могут испортить проект или оказать на него необратимое воздействие. Повторять выявление рисков нужно на всех этапах проекта — ведь на протяжении его существования могут возникать разные новые сложности.

Идентификационные данные могут браться из различных источников. Например, это может быть база знаний, которая есть практически в каждой организации. В ней могут содержаться данные об аналогичных проектах, которые были в компании. На основании этой информации можно сделать вывод о вероятных рисках в новых проектах.

Еще один источник информации — научные работы, маркетинговая аналитика и другие данные, находящиеся в свободном доступе. Если проект не уникален, то можно равняться на опыт других аналогичных работ, созданных другими компаниями. Обычно они рассказывают о своем пути в формате кейсов. Там содержатся подробные данные о цели работы, связанных с ней трудностях и способах их преодоления.

Все проекты строятся на гипотезах и предположениях. Обычно все неточные данные указываются с пометкой. Другие же, считающиеся достоверными, принимаются как данность. Риски могут возникнуть из-за неверно обозначенных допущений, поэтому на них нужно обращать внимание и детально анализировать каждую неточность.

Сбор информации выполняется способами, которые требуют разного времени на подготовку:

  • Экспертные опросы — они помогают найти специалистов, для решения задач и минимизации рисков. Каждый такой эксперт высказывает свое мнение о вероятных рисках и оценивают их, основываясь на личном опыте и имеющихся знаниях о проекте. Такой способ поможет избежать типичных ошибок, которые повторяются из проекта в проект. Эксперт должен знать все детали проекта. Опрос проводится в формате вопросов, с помощью которых интервьюер направляет респондента в нужную сторону. Информацию, которую выдает эксперт, необходимо записывать подробно. Если в опросе участвует несколько экспертов, каждый из них должен получить одну и ту же вводную информацию.
  • Мозговой штурм. В нем участвуют сотрудники компании, которым дается задание — поразмышлять на тему вероятных рисков. В ходе штурма не должно быть дискуссий и споров. Специалисты должны высказывать свое мнение в порядке очереди. Все мысли так же записываются и классифицируются по ряду признаков. При этом каждый риск получает свое название. На следующем этапе список риска сокращается и каждый его пункт подвергается анализу.
  • Метод Делфи. Метод очень похож на предыдущий, однако это не одно и то же. Главное отличие в том, что опрос проводится анонимно, поэтому результаты менее предвзяты и каждый участник действительно высказывает личное мнение, а не подвергается влиянию какого-то другого члена группы. Кроме того, опрос проводится в несколько этапов, на каждом из которых участникам предлагается своя анкета. Подведение итогов также проводится по завершении каждого этапа. На завершающем этапе происходит ознакомление экспертной группы с ответами, производится уточнение мнений. Таким образом участники опроса приходят к общему мнению относительно рисков внутри проектов.

Методы оценки рисков и инструменты управления рисками

Теоретические аспекты управления риском говорят, что методов оценки множество и каждый из них работает с использованием своих инструментов. Такими инструментами могут быть организационные, технические и другие действия, позволяющие обеспечить безопасность и безошибочность проекта. Количество инструментов никак не регулируется, их можно быть крайне много.

Классификация ведется по разным признакам: управленческим методам, сферам деятельности, выгодам, производственным фазам и т.д.

В соответствии с другой классификацией воздействие на риски состоит из нескольких этапов:

  1. Снижение уровня риска. На этом этапе прорабатываются варианты сокращения ущерба или масштабов возникновения неблагоприятных событий. Обычно это достигается с помощью различных организационных мероприятий. В области строительства это укрепление зданий, установка систем оповещения, пожарных сигнализаций, обучение сотрудников действиям в чрезвычайных условиях.
  2. Исключение риска. Этот этап подразумевает отказ от проекта, если он связан с опасностью. Или производится сильное изменение деятельности, в результате которого возникновение риска становится невозможным.
  3. Сокращение интенсивности рисков. Благодаря этому каждый участник проекта может контролировать риски и их предотвращать. В силах специалистов организовать свою деятельность так, чтобы проблем на этапе ведения проекта не возникло. У них есть пул действий, которые позволяют либо полностью исключать возможные риски, либо снижать их интенсивность. Если же риски все-таки возникают, сотрудники вправе принимать меры, которые снижают потери и другие последствия их появления.
  4. Сохранение риска. Это не всегда связано с отказом от решительных мер. Иногда при допущении вероятных проблем специалисты специально не принимают мер, так как в компании есть резервные фонды, направленные на самострахования. С их помощью покрывается ущерб от неблагоприятных событий. Одним из видов страхования является взаимное страхование. В таком случае каждый страхователь входит в клуб страховщиков. Обычно участники взаимосвязанные структуры, работающие в рамках одной сферы. Страховка может покрывать как общие, так и частные риски.

Этапы управления рисками

  1. Выявление угроз. Происходит это отделом финансовой аналитики. Он должен быть либо внутри компании, либо должны подключаться сторонние эксперты. Но такой этап обязательно должен выполняться людьми, которые знают, что делают. Работа может вестись как в общем, так и по отделам. Если компания совсем небольшая, то никаких аналитиков не нужно. С задачей вполне справится сам руководитель или приближенные к нему люди, которые знают особенности компании и ее внутренние процессы, а также хорошо осведомлены о проекте. По итогам этой работы должен быть составлен полный перечень возможных угроз и дана их интерпретация в финансовом эквиваленте.
  2. Оценка важности рисков. Производится с помощью ответа на ряд вопросов. В частности, определяется приемлемость угроз (какие из них можно пережить, а какие недопустимы), какие риски нужно устранять прежде всего, а какие могут подождать, ведь их последствия не так страшны, какие методы предотвращения рисков наиболее доступны времени использования. Оценка может выполняться с помощью аналитических и математических методов. При этом анализ должен быть комплексным и подробным.
  3. Планирование устранения последствий и непосредственная нейтрализация. Здесь готовится стратегия борьбы с негативными последствиями и выполняется ее реализация. Чем тщательнее будет выполнена проработка последствий, чем больше способов будет найдено для ее устранения, тем с меньшими проблемами компания столкнется в дальнейшем. Этот позитивный опыт способен сыграть на руку компании: он ляжет в копилку и поможет в дальнейшей работе по управлению рисками. Чем больше шаблонных действий будет отработано, тем лучше компания будет справляться с угрозами. Ведь нового и не типичного, по сути, не так уж много.

Мониторинг и контроль

Этот этап мы решили вынести в отдельный пункт, так как он по важности стоит не на последнем месте. При каждом новом проекте будут возникать свои риски, поэтому контроль должен быть регулярным. Важно быстро корректировать выбранную стратегию и подстраиваться под ситуацию — не всегда выбранный в начале путь оказывается эффективным. Для этого нужен мониторинг.

Каждый этап управления рисками связан с другими ступенями в единую цепь. Поэтому нельзя обращать внимание на один и не замечать другой. Ситуацию нужно анализировать и контролировать со всех сторон, тщательно углубляясь в детали и рассматривая их с точки зрения деятельности компании в целом.

В мире нет проектов, которые бы шли так, как их запланировали создатели на пути прописывания в документах. Возникают моменты, которые не были предусмотрены и под которые нужно подстраиваться здесь и сейчас. И не всегда эти моменты имеют положительный оттенок, чаще всего они связаны с серьезными рисками как в рамках реализации проекта, так и в деятельности всей компании. Это серьезный стресс для тех, кто работает. Поэтому надо быть готовым к таким проблемам и уметь их правильно решать.

Управление рисками проекта помогает подумать и определить угрозы заранее, понять как их избежать и продолжать работать в изменяющихся условиях. Предотвратить последствия проще, чем разбираться с измененной ими реальностью. Поэтому стоит как можно больше ресурсов выделять на управление рисками проекта и не лениться проводить исследования для выявления вероятных проблем.

Читайте также: