Технологии развития креативности у детей и подростков доклад

Обновлено: 28.06.2024

Практикующий социальный психолог. Знает, как пробудить в ребёнке желание творить.

Зачем вообще нужно творчество

Психологи утверждают, что творческие хобби положительно влияют на людей вне зависимости от возраста, но особенно важны для детей в познании мира. Вот несколько причин включить творчество в повседневную жизнь и развить креативность у детей.

Творчество полезно для психики. Арт-терапия успокаивает, избавляет от стресса и страха, отвлекает от негативных эмоций, снижает уровень агрессии.

‍Творчество помогает в учёбе. Оно разгружает мозг, помогает найти решение трудной задачи, развивает эмпатию. Всё это пригождается в школьных делах.

‍Творчество — способ самовыражения. Через него можно познавать мир и себя, экспериментировать, создавать что-то новое.

Как приобщить ребёнка к творчеству

Вот несколько рекомендаций, как развить креативность у ребёнка.

Совет 1. Найдите хобби по интересам. Творчество бывает разным: рисование, коллажи, лепка, керамика, рукоделие, бижутерия, кулинария, конструкторы Lego. Не бойтесь перепробовать разные начинания — главное, чтобы ребёнок в итоге нашёл что-то по душе.

‍Совет 2. Вдохновляйте. Внедряйте искусство в жизнь ребёнка — возможно, что-то его заинтересует, и ему захочется это повторить. Посещайте выставки, мастер-классы, лекции, курсы для соответствующего возраста в вашем городе.

Ещё важно помнить, что нетворческих или неспособных к творчеству детей не бывает. В каждом ребёнке есть стремление к познанию, природная любознательность и желание пробовать. Но иногда это в корне убивают взрослые, школа и окружение.

Воздержитесь от лишней критики и предоставьте ребёнку творческую свободу: рисует розовых слонов — здорово, выходит за поля раскраски — ну и пусть, лепит что-то непонятное — на здоровье, делает не по канону — ещё лучше.


‍Совет 4. Включите творчество в расписание. Подойдите к развитию креативности как к формированию привычки — выделите на это конкретное и регулярное время. Например, каждый день с 16:00 до 17:00 — творческий час. Здорово, если у ребёнка будет свой уголок для креатива: в отдельной комнате или в общей. Разложите там все нужные материалы, которые найдутся дома — пластилин, макулатуру для коллажей, краски, конструкторы, бусинки. Показывайте пример — предложите вместе сесть и смастерить что-то по туториалам из интернета.

‍Совет 5. Устраивайте семейный детокс от гаджетов. Планшеты, ноутбуки и смартфоны сильно затягивают — ребёнку хочется бесконечно смотреть видео, которые предлагает YouTube, вместо того, чтобы заняться творчеством. Если у ребёнка нет возможности сидеть в гаджете (например, в определённое время мама их забирает) — сразу просыпается желание полепить из пластилина, построить скворечник, связать крючком.

‍Совет 6. Выполняйте упражнения на развитие креативности. Вот примеры: нарисовать несуществующее животное и придумать ему название, составить связную историю с сюжетом на основе двух случайных слов, сочинить альтернативный конец для любимой сказки.

Совет 7. Рассмотрите альтернативные варианты обучения. В традиционной школе творчеству уделяется совсем мало времени. Даже сочинения и эссе требуется писать по строгому шаблону. А если отойти от принятой линии — получаешь плохую оценку и выговор. Это мало способствует развитию творческого потенциала и креативности ребёнка.

В альтернативных школах, наоборот, творчество играет важную роль в формировании личности ребёнка. В вальдорфских начальных школах можно писать в тетради карандашом вместо ручки и рисовать в конспектах. В школах Монтессори дети всё время развивают мелкую моторику: лепят, строгают, мастерят и рисуют.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Креативное мышление — это умение нестандартно воспринимать мир и находить необычные решения проблемам. Рассказываем, как развить такое мышление.


Креативное мышление — это умение нестандартно воспринимать мир и находить необычные решения проблемам. Рассказываем, как развить такое мышление.

Выполнил: педагог дополнительного образования Жуков С.А.

Поэтому чтобы развить креативность, прежде всего, необходимо научиться видеть вещи в новом ракурсе, то есть, например, искать необычные способы применения обычных вещей. При этом способность к творчеству расцветает и это дает сильный толчок для дальнейшего развития креативности. Не нужно запирать себя за общественные стереотипы. А чтобы креативность развивалась достаточно применять игровой момент: играйте, выдумывайте, фантазируйте, переносите выдумки (конечно позитивные) в реальность.

Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных.

При традиционных формах обучения, подросток, приобретая и усваивая некоторую информацию, становится способен воспроизвести указанные ему способы решения задач, доказательства теорем и т.д. Однако, он не принимает участия в творческом поиске путей решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает и опыта такого поиска. Чем больше отличается от знакомой подлежащая решению проблема, тем труднее для обучающегося сам процесс поиска, если он не имеет специфического опыта. Поэтому нередки случаи, когда подросток не справляется с заданиями (построенными на известном материале), поскольку они требуют нестандартного подхода к их решению.

Креативные способности во многом зависят и формируются в деятельности самих обучающихся. Никакой рассказ о роли гипотезы не сможет заменить в развитии способностей человека путь к исследованию, пусть даже маленькой, но самостоятельно выдвинутой гипотезы. Известно также, что для решения ряда проблем приходится отбрасывать все традиционные пути и рассмотреть их под совершенно новым, неожиданным углом зрения. Однако знание этого не обеспечивает нахождение нового угла зрения в процессе конкретного исследования. Только практический опыт исследования развивает данную способность. Чтобы передать творческий опыт, необходимо конструировать специальные ситуации, требующие творческого решения и создающие для него условия.

Подростки в подавляющем большинстве не создают новых ценностей для общества. Они воспроизводят ценности уже обществу известные и только в отдельных случаях, на определенном уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности старших, могут создавать новые ценности и для общества. Поэтому применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей.

Ещё одной проблемой для развития креативности является то, что само по себе решение задач (как жизненных, так и различных других) для большинства людей не является приоритетным в их жизни.

Так что творческие акты часто следуют за периодами сна или безделья, скорее всего, просто потому, что эти периоды занимают много времени. Творческая личность может почувствовать порыв возбуждения, когда все кусочки и крупицы идеи вдруг встают на место. Все относящиеся к делу идеи согласуются друг с другом, а несущественные мысли игнорируются. Примеров просветления в истории творческих прорывов множество: открытие строения молекулы ДНК, изобретение телефона, завершение симфонии, неожиданный даже для режиссёра конец фильма и многое другое. Все это примеры того, как в момент просветления в разум приходит творческое решение старой назойливой задачи.

Именно оттого, что человек не использует даже четверти своих возможностей, можно говорить о существовании такого явления как творческая закостенелость или о людях без каких-либо способностей.

Развитие креативности имеет свои особенности в каждом возрастном периоде, причем различные факторы, влияющие на ее динамику, в том или ином периоде, могут приобретать первостепенное значение. Основными проблемами развития креативности как личностной способности к творчеству являются: обыденность жизни человека, закостенелость общественных стереотипов, подавление творческой потребности; типичность системы обучения, основанной на рассказах, а не на предоставлении ученикам возможности получать знания через собственный опыт; не приоритетность нахождения решения задач, или назовём это не желанием человека работать в силу своих возможностей.

Анализируя данные опроса, проведенного среди подростков и педагогов, было отмечено:

- школа не предоставляет подросткам возможности для позитивного творческого общения друг с другом;

- педагоги во взаимодействии с подростками руководствуются авторитарным, часто смешенным с либеральным, стилями общения;

- ведущей направленностью школы, по мнению педагогов, является образовательная сторона учебно-воспитательного процесса;

- опыт межличностного взаимодействия подростки получают в “уличном” неформальном взаимодействии.

В подростковом возрасте в развитии личности просматриваются некоторые особенности детей данного возраста, которые влияют на развитие творческих способной.

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Подросток уже умеет оперировать гипотезами при решении творческих задач. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные подходы в её решении.

Подросток находит способы применения абстрактных правил для решения целых классов задач. Это свидетельствует о высоком потенциале развития способности к переносу опыта.

Овладение подростком в процессе обучения такими мыслительными операциями как классификация, аналогия, обобщение способствует эффективному развитию способности к сближению понятий, определяющейся легкостью анализирования и отдаленностью анализируемых понятий, высокое качество этих показателей определяется особенностями теоретического рефлексивного мышления, которые позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи. Для этого возраста характерен интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам.

В связи с повышением интеллектуального развития подростка ускоряется и развитие воображения.

Потребность в творчестве возникает в том случае, когда оно нежелательно или невозможно из-за внешних обстоятельств, т.е. сознание в этой ситуации провоцирует активность бессознательного. Таким образом, сознание в творчестве пассивно и лишь воспринимает творческий продукт, а бессознательное активно порождает творческий продукт.

Психическая жизнь личности – это процесс смены двух форм внутренней и внешней активности: творчества и деятельности. При этом деятельность целесообразна, произвольна, рациональна, сознательно регулируема, побуждается определенной мотивацией и функционирует по типу отрицательной обратной связи: достижение результата завершает этап деятельности. Творчество же спонтанно, непроизвольно, иррационально, не поддается регуляции со стороны сознания, оно мотивируется отчуждением человека от мира и функционирует по принципу положительной обратной связи: получение творческого продукта только подстегивает процесс, делая его бесконечным.

Для проявления творческих способностей необходима своеобразная обстановка – креативная среда, характеризуемая следующими признаками:

- оптимальной мотивацией, предполагающей средний уровень мотивации достижения, а также отсутствие соревновательной мотивации и мотивации социального одобрения;

- непринужденной обстановкой, характеризуемой отсутствием угрозы и принуждения, принятием и стимулированием любых идей, свободой действий и отсутствием критики.

В процессе создания творческого продукта (креативном процессе) выделяется ряд обязательных стадий :

1. появление нестандартной проблемы и возникновение противоречия между необходимостью и невозможностью ее решения;

2. зарождение и оптимизация мотивации к решению задачи;

3. созревание идеи в процессе рационального отбора и накопления суммы знаний о проблеме;

4. логический “тупик”, сопровождаемый обязательной фрустрацией эмоционально-волевой сферы личности;

5. озарение (инсайт) – интуитивное прозрение, как бы выталкивающее нужную идею в сознание;

6. экспериментальная проверка идеи.

Таким образом, при всем многообразии психологических теорий креативности, существует ряд основополагающих признаков творческой деятельности, воздействуя на которые можно, в той или иной степени, повышать продуктивность творческого мышления и развивать творческие способности личности школьника - подростка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Девиантное поведение - один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (.

"Развитие креативности у детей младшего школьного возраста на уроках специального фортепиано"

методическая разработка: из опыта работы.


Развитие креативности у детей младшего школьного возраста на уроках музыки

Презентация по теме самообразования.

Развитие креативных способностей детей средствами декоративно- прикладного творчества
Презентация по теме: "Аспекты формирования креативности у детей дошкольного возраста на занятиях по английскому языку"

Данная презентация может использоваться для педагогов дополнительного образования.

Доклад по теме "Аспекты формирования креативности у детей дошкольного возраста на занятиях по английскому языку"


Развитие креативного мышления детей

Креативность, одарённость. Способы развития ккреативности. Креативность - возможность полной реализации возможностей ребёнка и достижение результатов.

В условиях решения нашим обществом таких стратегических задач как модернизация и инновационное развитие важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Все эти навыки формируются с детства. Именно, система образования является критически важным элементом в этом процессе. Система образования в своем комплексе (дошкольное, начальное, общее и дополнительное образование) способна решить главные задачи – раскрытие способностей ребёнка и подростка, воспитание творческой личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, изменяющемся мире, умело реагирующей на разные жизненные ситуации.

Среда, созданная в образовательном учреждении, может способствовать или препятствовать формированию креативной личности. Развитие креативности обучающихся рассматривается нами в процессе психолого-педагогического сопровождения, поскольку именно в нем может быть создан ресурс для обогащения социальной среды, способствующей проявлению и развитию творческих способностей детей и подростков.

К сожалению, творческое мышление у детей за годы школьного обучения чаще не развивается, а регрессирует. Исследования, проведенные психологами в начальной и средней школе, показывают, что, чем младше ребенок, тем выше его творческий потенциал. По мнению Э. Торренса “спад в развитии креативности можно снять в любом возрасте путем специального обучения”. При целенаправленном развитии творческого мышлении у детей, его показатели с возрастом повышаются.

С помощью каких технологий и методик можно развить в ребенке творческий потенциал? Хорошо зарекомендовали себя развивающие курсы и программы, дополняющие основную программу обучения. Одной из таких программ является методика Ю.Б. Гатанова “Курс развития творческого мышления”. Прототипом курса послужили развивающие программы Дж. Рензулли. Курс развития творческого мышления является результатом адаптации этих программ в российских школах. Концептуальной основой является модель структуры интеллекта американского психолога Дж. Гилфорда.

Данный курс включает в себя специально подобранные упражнения и задания для развития творческих мыслительных способностей и обеспечивает учащихся и педагогов теоретическим и практическим материалом для преодоления стереотипов и шаблонов мышления. Важно отметить, что способности, умения и навыки, приобретенные на этих занятиях, дети успешно переносят на другие учебные предметы и в повседневную жизнь.

Цель курса – способствовать развитию творческого дивергентного мышления у детей и подростков посредством целенаправленного обучения.

  • способствовать развитию творческих мыслительных способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления);
  • повысить мотивацию детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности;
  • помочь в раскрытии и развитии творческого потенциала самих учителей.

Курс развития творческого мышления Ю.Б. Гатанова широко распространился в образовательных учреждениях нашей страны с середины 90-х годов, благодаря высокой проработанности программы, широкому возрастному диапазону (проведение с детьми и подростками от 6 до 14 лет), возможностью приобретения полного комплекта программы с сертификатом пользователя (Госстандарт России, ИМАТОН).

Курс развития творческого мышления Ю.Б. Гатанова реализовывался нами в МОУ гимназии №13 Екатеринбурга в рамках психолого-педагогического сопровождения с 1997 по 2004 год. Обучение по программе прошли более 200 учащихся начальных классов.

Результативность данной программы отслеживалась как в ходе проведения занятий (личностная динамика), так и при помощи теста Е. Торренса. При анализе данных, полученных в результате проведения теста Е. Торренса, мы обнаружили определенные изменения по всем показателям креативности. При анализе показателей креативности (беглость, оригинальность мышления) были сопоставлены результаты экспериментальной и контрольной групп. В соответствии с уровнем статистической значимости (р ? 0,01 по критерию Стьюдента), мы установили, что средний и высокий уровень развития креативности в экспериментальной группе больше, чем контрольной.

Анализ результатов исследования показал, что, в процессе обучения по курсу развития творческого мышления у обучающихся происходит изменение оригинальности. Анализ результатов исследования уровней креативности, позволил выявить достоверные различия в экспериментальной группе, увеличение числа учащихся второго года обучения с высоким уровнем за счет снижения со средним и низким уровнем. По результатам диагностики в начале обучения по курсу в экспериментальной группе обучающиеся, имеющие высокий уровень развития креативности, составляли 18%, средний уровень – 36%, низкий уровень – 46%. В конце второго года обучения в экспериментальной группе количество учащихся с высоким уровнем креативности составил 64% от общего количества, средний уровень составил 30%, низкий уровень 6%. Исходя из данных показателей, видно, что в конце второго года процент развития креативности увеличился на 60% по сравнению с началом обучения. Низкий уровень уменьшился на 40 %.

Результаты проведенного нами исследования подтверждают, что при целенаправленном развитии творческого мышлении у детей, его показатели повышаются, несмотря на то, что младший школьный возраст является латентным с точки зрения развития креативности (В.Н. Дружинин).

Старший подростковый возраст является сензитивным периодом развития креативности, оказывающим влияние на становление личности в целом. Подростки стремятся к самосовершенствованию, независимости, отказу от стереотипов, однако недостаточно адекватные суждения о происходящем заставляют подростка подвергаться случайным влияниям. Психологами указывается необходимость целенаправленного формирования креативности в подростковом возрасте, создание условий для ее развития. Представители гуманистической психологии (Н. Роджерс, А. Маслоу и др.) выделяют внешние (обеспечение психологической безопасности, отсутствие оценивания) и внутренние (открытость личности новому опыту, внутреннее позитивное оценивание творчества) условия. Е. Торренс и Дж. Гилфорд предлагают в качестве условий: обеспечение благоприятной атмосферы, воспитание у ребенка осознания ценности творческих черт своей личности, образец креативного поведения в окружающей среде. В.Н. Дружинин считает, что для формирования креативности необходимы следующие условия: наличие позитивного образца творческого поведения, социальное подкрепление творческого поведения, отсутствие жесткой регламентированности.

В МОУ ДОД Центре “Одаренность и технологии” была создана отвечающая выше названным требованиям творческая развивающая среда (2003-2010 годы), которая способствовала проведению целенаправленной работы по развитию креативности у подростков в рамках проекта “Поддержка интеллектуального и личностного потенциала одаренных старшеклассников Екатеринбурга”. Наибольшее значение в данном проекте отводилось системе психолого-педагогического сопровождения, особенно, социально-психологическим тренингам (креативности, коммуникативной гибкости, уверенного поведения, лидерства, целеполагания и самоопределения).

Важным этапом в формировании творческой составляющей среды был тренинг креативности (автор Е.И. Лебедева), длительностью 36 часов, который ежегодно проводился в августе во время летних каникул с учащимися 10-х классов. С целью закрепления полученных на тренинге навыков и опыта десятиклассники в течение полугодия обучались по программе развития креативности в рамках психологического практикума, принимали участие в проводимых совместно с психологами и кураторами акциях и мероприятиях центра. Итоговым мероприятием программы был Фестиваль креативности, во время которого в течение недели старшеклассники представляли результаты собственных индивидуальных и групповых творческих проектов.

Результаты сравнительного исследования уровня креативности старшеклассников (280 человек) до начала и в конце обучения по программе следующие: у большинства старшеклассников (88%) уровень креативности вырос, только у 4% обучащихся, данный показатель несколько снизился и у 8% – остался без изменений. Стоит отметить, что разница варьируется от – 10 до 30 баллов. То есть, мы наблюдаем как некоторый спад, так и очень значительный рост показателя креативности после прохождения программы: очень значительные изменения (в пределах от 21 до 30 баллов) в положительную сторону наблюдаются у 2% старшеклассников; значительное (в пределах 10-20 баллов) повышение показателей – у 30%; изменения в пределах 1-10 баллов в положительную сторону наблюдаются у 56% старшеклассников.

Необходимо отметить, что количество высоких показателей уровня креативности учащихся 10-х классов до включения в проект и участия в тренинге было небольшим. Таким образом, подтверждается отмечаемый во многих исследованиях факт спада естественной творческой активности детей в школе и более быстрое развитие “культурной” креативности (результата познавательного и личностного развития) в условиях стимуляции творческого развития одаренных в интеллектуальном отношении подростков.

Таким образом, нами на практике в конкретных группах детей и подростков был подтвержден тезис о том, что креативность поддается целенаправленному развитию. По мнению ряда исследователей особенно эффективно воздействие на ее формирование в сензитивные периоды: дошкольный и подростковый возраст (В.Н. Дружинин, Е.Л. Солдатова и др.).

Имея опыт работы по развитию творческих способностей у детей младшего и старшего школьного возраста, и встретившись по роду своей деятельности с дошкольниками, возникла идея использовать возможности сензитивного периода для развития креативности у детей в детском саду.

Блок развитие креативности вошел составным элементом в комплексную программу познавательного развития детей старшего дошкольного возраста “Путешествие в страну Познанию”. В основу программы положены методические рекомендации А.И. Савенкова по развитию исследовательских навыков у дошкольников, основные положения курса междисциплинарного обучения “Одаренный ребёнок” Н.Б. Шумаковой, материалы курса развития творческого мышления для детей 6-8 лет Ю.Б. Гатанова, собственные разработки и материалы.

Апробация данной программе началась в МБДОУ – детском саду №146 города Екатеринбурга в 2011 году. Занятия проводятся со старшими дошкольниками в рамках психолого-педагогического сопровождения детей.

В рамках X Международной научно-практической конференции “Педагогические системы развития творчества” (Екатеринбург) был проведен мастер-класса на тему: “Развитие креативности у дошкольников в процессе психолого-педагогического сопровождения в детском саду” (на примере реализации программы “Путешествие в страну Познанию” с детьми старшего дошкольного возраста). Участники мастер-класса познакомились с особенностями реализации программы познавательного развития детей в ДОУ, опытом работы педагога-психолога по развитию креативности у старших дошкольников, а также с практическими упражнениями и приемами развития креативности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Актуальность исследования темы определяется реалиями времени, тем, что сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Объект исследования: творческие способности подростков.

Предмет исследования: диагностика и развитие творческих способностей подростков.

Цель исследования: выявить основные психологические условия развития творческих способностей подростков.

Гипотеза: Предполагается, что развитие творческого потенциала подростков определяется совокупностью внешних и внутренних условий, где под внешними условиями мы понимаем обогащенную творческую среду, разнообразие и творческой активности, психологическое сопровождение творческой активности. А под внутренними условиями – открытость подростка новому опыту, осознание ценности и позитивная самооценка личности и творчества, оптимизация личностных характеристик.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

- осуществить теоретический анализ проблемы диагностики творческого потенциала подростков в психологической литературе. Проанализировать представления об условиях их развития.

- разработать, обосновать и апробировать в работе со школьниками - подростками программу развития их творческого потенциала.

Методы исследования:

Теоретические: аналитическое исследование психолого-педагогической литературы, теоретическое моделирование структуры творческого потенциала и системы психологических условий его развития.

Эмпирические: наблюдение, беседы с учащимися, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности подростков.

Психология творчества

Существует множество научных подходов к проблеме исследования творческих способностей [3, 4, 5, 8, 9, 13, 18, 21]. Суммируя результаты многочисленных научных изысканий, творческий тип личности можно охарактеризовать следующими критериями [5, 14, 17]:

умением увидеть и распознать творческую проблему (внимательностью);

умением увидеть в проблеме как можно больше сторон и связей (разносторонностью мышления);

умением отказаться от типичной точки зрения и принять другую (гибкостью мышления);

стремлением отказаться от шаблона или группового мнения (оригинальностью мышления);

способностью к множественной перегруппировке идей и связей (вариативностью мышления);

способностью к анализу творческой проблемы как системы (конкретностью мышления);

способностью к синтезу творческой проблемы как системы (абстрактностью мышления);

чувством организационной стройности и идейной целостности (чувством гармонии);

неконформностью оценок и суждений даже под давлением (независимостью мышления);

восприимчивостью ко всему новому и необычному (открытостью восприятия);

конструктивной активностью в неопределенных ситуациях (толерантностью мышления).

Основные концепции исследования креативности

Общая характеристика исследований

Креативность с научной точки зрения рассматривается как сложное, многоплановое, неоднородное явление, что выражается в многообразии теоретических и экспериментальных направлениях ее изучения. За период от первых попыток изучения творческих способностей до настоящего времени исследователями создана обширная детальная картина феноменологии креативности. С изучением креативности связаны такие умнейшие личности как 3игмунд Фрейд, К. Роджерс, Дж. Гилфорд, Э. Торренс, Р. Стернберг, Т. Амабайл, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн, А. Маслоу, Б. М. Теплов, В.Ф. Вишнякова, Р. Мэй, Ф. Баррон, Д. Харрингтон и другие. Понятие креативности в данный момент нельзя назвать четко определенным и устоявшимся как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях.

Все исследования, посвященные изучению креативности, можно разделить на две области:

Наиболее яркими представителями этого (второго) направления являются: Ф. Баррон, А. Маслоу, Д.Б. Богоявленская.

Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности

Творческие компоненты интеллектуальных процессов всегда привлекали внимание многих ученых. Однако в большинстве исследований творчества фактически не учитывались индивидуальные различия в этих же творческих способностях, хотя и признавалось, что разные люди наделены этими способностями не в равной мере. Интерес к индивидуальным различиям в творческих способностях обозначился в связи с очевидными достижениям в области тесто метрических исследований интеллекта, а также с не менее очевидными упущениями в этой области.

Гилфорд внёс незаменимый вклад в исследование креативности, он выделил 16 интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них — беглость (количество идей, возникающих за некоторую единицу времени), гибкость (способность переключаться с одной идеи на другую) и оригинальность (способность продуцировать идеи, отличающиеся от общепринятых) мышления, а также любознательность (повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других), иррелевантность (логическая независимость реакций от стимулов).

Креативность с позиции своеобразия личностных особенностей креативов

низкая обоснованность поведения,

высокая степень неопределенности,

наличие образца креативного поведения,

создание условий для подражания творческому поведению,

социальное подкрепление творческого поведения.

Другое направление, автором которого является Маслоу, способность к творчеству, рассматривает как установку на самореализацию личности. Главную роль в детерминации творческого поведения здесь играют мотивация, ценности, личностные черты. Творческий процесс связан с самоактуализацией, полной и свободной реализацией своих способностей и жизненных возможностей. По Маслоу свобода, спонтанность, самопринятие и другие черты позволяют личности наиболее полно реализовать свой потенциал.

Почти столь же ожесточенной, как и спор о природе творческих способностей, является дискуссия о подходах к диагностике креативности.

В процессе диагностики креативность подразделяют на вербальную (словесное творческое мышление) и невербальную (изобразительное творческое мышление). Такое разделение стало оправданным после выявления связи указанных видов креативности с соответствующими факторами интеллекта: образным и вербальным.

Для повышения качества тестирования креативности необходимо соблюдение таких основных параметров креативной среды, как:

отсутствие ограничения по времени;

минимизация мотивации достижения;

отсутствие соревновательной мотивации и критики действий;

отсутствие в тестовой инструкции жесткой установки на творчество.

Следовательно, условия креативной среды создают возможности проявления креативности, при этом высокие показатели тестирования значимо выявляют креативных личностей.

Проблемы развития креативности как личностной способности к творчеству

Понятие творческой компетенции

Креативность — это творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Многим людям, обладающим творческой потребностью, не хватает творческой компетентности. Можно выделить три аспекта такой компетентности:

Во-первых, насколько человек готов к творчеству в условиях многомерности и альтернативности современной культуры.

Творчество в современном мире все больше и больше начинает рассматриваться уже не как процесс и даже не как деятельность, но как характеристика личности, образ или стиль жизни, способ отношений с миром.

Другими словами, творчество как выражение своей индивидуальности в ограниченных сферах практики не обязательно означает писать картины, оно может выражаться и в бытовых и обыденных, на первый взгляд, делах.

Анализ основных проблем развития креативности

Поэтому чтобы развить креативность, прежде всего, необходимо научиться видеть вещи в новом ракурсе, то есть, например, искать необычные способы применения обычных вещей. При этом способность к творчеству расцветает и это дает сильный толчок для дальнейшего развития креативности. Не нужно запирать себя за общественные стереотипы. А чтобы креативность развивалась достаточно применять игровой момент: играйте, выдумывайте, фантазируйте, переносите позитивные выдумки в реальность.

Задатки творческих способностей присущи любому человеку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница лишь в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости.

Ещё одной проблемой для развития креативности является то, что само по себе решение задач (как жизненных, так и различных других) для большинства людей не является приоритетным в их жизни. Возможно, наиболее прагматическое объяснение этому состоит в том, что значительную часть нашей жизни мы отдыхаем на диване, в ночном клубе и т.д., вместо того, чтобы упорно размышлять о какой-нибудь проблеме, требующей творческого решения.

Именно оттого, что человек не использует даже четверти своих возможностей, можно говорить о существовании такого явления как творческая закостенелость или о людях без каких-либо способностей, хотя в действительности такого быть не может.

Развитие креативности имеет свои особенности в каждом возрастном периоде, причем различные факторы, влияющие на ее динамику, в том или ином периоде, могут приобретать первостепенное значение. Основными проблемами развития креативности как личностной способности к творчеству являются: обыденность жизни человека, закостенелость общественных стереотипов, подавление творческой потребности; типичность системы обучения, основанной на рассказах, а не на предоставлении ученикам возможности получать знания через собственный опыт; не приоритетность нахождения решения задач, или назовём это не желанием человека работать в силу своих возможностей.

Психическая жизнь личности – это процесс смены двух форм внутренней и внешней активности: творчества и деятельности. При этом деятельность целесообразна, произвольна, рациональна, сознательно регулируема, побуждается определенной мотивацией и функционирует по типу отрицательной обратной связи: достижение результата завершает этап деятельности. Творчество же спонтанно, непроизвольно, иррационально, не поддается регуляции со стороны сознания, оно мотивируется отчуждением человека от мира и функционирует по принципу положительной обратной связи: получение творческого продукта только подстегивает процесс, делая его бесконечным. Отсюда деятельность – это жизнь сознания, механизм которого сводится к взаимодействию активного сознания с пассивным бессознательным, тогда как творчество есть жизнь доминирующего бессознательного при взаимодействии с пассивным сознанием [16, 19, 22].

Для проявления творческих способностей необходима своеобразная обстановка – креативная среда, характеризуемая следующими признаками [2, 7, 13]:

оптимальной мотивацией, предполагающей средний уровень мотивации достижения (закон Йоркса – Додсона: максимальная продуктивность деятельности возможна лишь при поддержании мотивации достижения на среднем уровне), а также отсутствие соревновательной мотивации и мотивации социального одобрения;

непринужденной обстановкой, характеризуемой отсутствием угрозы и принуждения, принятием и стимулированием любых идей, свободой действий и отсутствием критики.

Таким образом, при всем многообразии психологических теорий креативности, существует ряд основополагающих признаков творческой деятельности, воздействуя на которые можно, в той или иной степени, повышать продуктивность творческого мышления и развивать творческие способности личности школьника - подростка.

Таким образом: творческие способности выделяются как бы по разным основаниям, но вместе с тем все они проявляются в успешности деятельности. Качество творческих способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. Творческие способности подростка являются результатом развития задатков. Возникая на основе задатков, творческие способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от ребенка определенных способностей. Любой человек, который использует оригинальные способы решения любых жизненных задач, — это тип творческой личности. Основной особенностью творческой личности является креативность. Креативность обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность в исследовательской активности. Творчество как один из видов деятельности и креативность, как устойчивая совокупность черт, способствует поиску нового, оригинального, нетипичного, обеспечивают прогресс общественного развития. Творческие способности, отличают одного человека от другого. Творчество может рассматриваться как форма поведения, не согласующаяся с принятыми нормами, но при этом не нарушающая правовые и моральные предписания группы.

Библиографический список

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., 1980. Т 1.

Ананьев Б.Г Человек как предмет познания. Л., 1968.

Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональной системы // Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1973. С. 10-21.

Беркинблит М.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. М.: Политиздат, 1968.

Библер В.С. Мышление как творчество. М.,1975.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Питер Ком, 1999. – 528 с.

Величковский В. М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002, 336 с.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. М: Просвещение,1991.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 3. — М., 1983. (Овладение вниманием: с. 205—239.)

Галин А.Л. Личность и творчество. Новосибирск, 1989. (психологическое описание творчества: 64—102.)

Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. — М., 1974.

Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание.,1991.

Грановская Р. М. Психологический практикум М., 1998.

Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения // Вопросы психологии. 1980. №2. С. 104-108.

Ермолаев О.К. Марютина Т.М. Мешкова Т.А. Внимание школьника. — М., 1987. (Виды внимания: 30—37, 69—80.).

Занковский А.И. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность // Сб. науч. тр. Свердловск: СИПИ,1990. С. 28.

Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В двух томах. М.: Просвещение, 1986.

Иевлев Б.В.Проблема способностей в советской психологии // Межвузов. сб. науч. тр. Л ЛГПИ, 1984. С. 44-48.

Ю.Н. Развитие представлений у детей. Учебное пособие. — Минск, 1987. (психология представлений и проблемы творчества: 5—13.)

Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. — М., 1979.

Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. — М., 1989. (Психологический подход к воображению. Перспектива и границы: 18—39. Воображение и игровая деятельность: 83—97. Чувственное отображение и воображение: 113—122. Воображение и мышление: 122—138.)

Лейтес Н. Бывают выдающиеся дети // Семья и школа. 1990. №3. С. 33.

Лейтес Н. Возрастная одаренность // Семья и школа. 1990. №9. С. 31.

Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М.: Просвещение,1960.

Лейтес Н.Судьба вундеркиндов // Семья и школа. 1990. №12. С. 27.

Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.

Лурия А.Р. Внимание и память. — М., 1975.(Внимание: 4—41.).

Массен П., Конгер Дж., Каган Дж., Хьюстона. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1987. — 272 с.

Милославова И.А. Роль социальной адаптации в условиях современной НТР // Философия и социальная психология: Науч. докл. — Л., 1979. — С. 132-136.

Мнацаканин Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. М., Просвещение 1991. С. 191.

Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 86-95.

Москаленко О.Л. Развитие познавательных способностей. Л., 1983.

Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий – М.: Наука, 1976.

Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М.: Владос. 1998.

Никифорова О.И. Исследование по психологии художественного творчества. — М., 1972. (Образное мышление. Воображение: 4-50.)

Одаренные дети. Перевод с англ. / Под ред. Л. Бурменской, М. Слуцкого. М.,1991.

Психология. Учебник для экономических вузов / под редакцией В.Н. Дружинина. СПб., 2000.

Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Санкт-Петербург, 2000.

Росина Н.Л. Практикум по исследовательской деятельности: Учебное пособие. – Киров: КФ МГЭИ, 2003, 68 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. — т. 1. — М., 1989. (воображение: 344—360.)

Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АН СССР. 1959. 355 с.

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.

Сазонтьева Н. Б. Познавательные процессы и способности в обучении. — М., 1990. (Представление и воображение: 80—100.)

Словарь практического психолога. Минск: Харвест. 1998. С. 373, с. 755.

Собкин В.С. Динамика познавательных процессов в старшем школьном возрасте. Докт. дисс. в виде на-учн. докл. М., 1997. 88 с.

Такман Б.В. Педагогическая психология. М.: Прогресс, 2004. – 602 с.

Творогова Н.Д. Общая психология. — М., 1996. 465 с.)

Теплов М. Б. Избранные труды. В 2-х т., (т.1.) М.: Просвещение,1971.

Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПНРСФСР, 1961, 535 с.

Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб.: Питер Ком. 2003.

Туник Е.Е. Опростник креативности Джонсона. СПб.: УПМ.1997.

Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: УПМ,1997.

Туник Е.Е. Тест Торренса Диагностика креативности. СПб.: Иматон, 1998.

Уланова Л.Н. Зависимость процессов роста и развития детей школьного возраста от уровня функциональной активности коры надпочечников и гонад. – В кн.: Гормональная регуляция эндокринных функций детского организма в норме и патологии. – М., 1979

Хрестоматия по вниманию. — М., 1976. (Сознание и внимание (В.Вундт): 3—25. Внимание (Э.Б. Титченер): 26—46. Внимание (У. Джемс): 50—65. Психология внимания (Т. Рибо): 66—102. Внимание (Н.Н. Ланге): 107—144. О теории и воспитании внимания (Н.Ф.Добрынин): 243—259. Установка у человека (Д.Н. Узнадзе): 260-270.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Креативность – слово, которое сегодня у всех на устах. Его можно встретить как личную характеристику, в большинстве резюме людей различных профессий (и не только творческих). За креативными людьми охотятся крупные компании, ими восхищаются. Многие уверены, что это качество в современном мире просто необходимость, однако, как и в чем его измерять, точно не знает никто.

Креативность — это способность создавать и находить новые оригинальные идеи, отклоняясь от принятых схем мышления успешно решать стоящие задачи нестандартным образом. Это видение проблем под иным углом и их решение уникальным способом. Креативное мышление это революционное и созидательное мышление, носящее конструктивный характер.

Креативное мышление имеет ценность в бизнесе, науке, культуре, искусстве, политике, — словом, во всех динамичных жизненных областях, где развита конкуренция. В этом и заключается ее ценность для общества.

Быть креативным человеком значит обладать определенными преференциями и преимуществами в этом мире, например, выгодно отличаться от коллег по работе, быть более интересным собеседником (нудность и банальность – качества неприсущие креативным личностям), уметь находить неожиданные решения из трудных жизненных ситуаций. Креативные люди более уравновешены и терпимы к окружающим, ведь они знают, что каждый человек видит мир по-своему.

Использовать свои креативные способности можно не только для создания новых интересных идей (для улучшения жизни или ее отдельных аспектов), но и для самосовершенствования и развития личности в целом. Любое творческое занятие помогает нам обретать личностный смысл и постигать собственные ценности. А это самая важная духовная потребность человека, которая отличает его от других живых существ.

Основные концепции исследования креативности

Общая характеристика исследований

Креативность с научной точки зрения рассматривается как сложное, многоплановое, неоднородное явление, что выражается в многообразии теоретических и экспериментальных направлениях ее изучения. За период от первых попыток изучения творческих способностей до настоящего времени исследователями создана обширная детальная картина феноменологии креативности. С изучением креативности связаны такие умнейшие личности как 3игмунд Фрейд, К. Роджерс, Дж. Гилфорд, Э. Торренс, Р. Стернберг, Т. Амабайл, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн, А. Маслоу, Б. М. Теплов, В.Ф. Вишнякова, Р. Мэй, Ф. Баррон, Д. Харрингтон и другие. Понятие креативности в данный момент нельзя назвать четко определенным и устоявшимся как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях.

Все исследования, посвященные изучению креативности, можно разделить на две области:

Наиболее яркими представителями этого (второго) направления являются: Ф. Баррон, А. Маслоу, Д.Б. Богоявленская.

Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности

Творческие компоненты интеллектуальных процессов всегда привлекали внимание многих ученых. Однако в большинстве исследований творчества фактически не учитывались индивидуальные различия в этих же творческих способностях, хотя и признавалось, что разные люди наделены этими способностями не в равной мере. Интерес к индивидуальным различиям в творческих способностях обозначился в связи с очевидными достижениям в области тесто метрических исследований интеллекта, а также с не менее очевидными упущениями в этой области.

Гилфорд внёс незаменимый вклад в исследование креативности, он выделил 16 интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них — беглость (количество идей, возникающих за некоторую единицу времени), гибкость (способность переключаться с одной идеи на другую) и оригинальность (способность продуцировать идеи, отличающиеся от общепринятых) мышления, а также любознательность (повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других), иррелевантность (логическая независимость реакций от стимулов).

Креативность с позиции своеобразия личностных особенностей креативов

низкая обоснованность поведения,

высокая степень неопределенности,

наличие образца креативного поведения,

создание условий для подражания творческому поведению,

социальное подкрепление творческого поведения.

Другое направление, автором которого является Маслоу, способность к творчеству, рассматривает как установку на самореализацию личности. Главную роль в детерминации творческого поведения здесь играют мотивация, ценности, личностные черты. Творческий процесс связан с самоактуализацией, полной и свободной реализацией своих способностей и жизненных возможностей. По Маслоу свобода, спонтанность, самопринятие и другие черты позволяют личности наиболее полно реализовать свой потенциал.

Почти столь же ожесточенной, как и спор о природе творческих способностей, является дискуссия о подходах к диагностике креативности.

В процессе диагностики креативность подразделяют на вербальную (словесное творческое мышление) и невербальную (изобразительное творческое мышление). Такое разделение стало оправданным после выявления связи указанных видов креативности с соответствующими факторами интеллекта: образным и вербальным.

Для повышения качества тестирования креативности необходимо соблюдение таких основных параметров креативной среды, как:

отсутствие ограничения по времени;

минимизация мотивации достижения;

отсутствие соревновательной мотивации и критики действий;

отсутствие в тестовой инструкции жесткой установки на творчество.

Следовательно, условия креативной среды создают возможности проявления креативности, при этом высокие показатели тестирования значимо выявляют креативных личностей.

Проблемы развития креативности как личностной способности к творчеству

Понятие творческой компетенции

Креативность — это творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Многим людям, обладающим творческой потребностью, не хватает творческой компетентности. Можно выделить три аспекта такой компетентности:

Во-первых, насколько человек готов к творчеству в условиях многомерности и альтернативности современной культуры.

Творчество в современном мире все больше и больше начинает рассматриваться уже не как процесс и даже не как деятельность, но как характеристика личности, образ или стиль жизни, способ отношений с миром.

Другими словами, творчество как выражение своей индивидуальности в ограниченных сферах практики не обязательно означает писать картины, оно может выражаться и в бытовых и обыденных, на первый взгляд, делах.

Анализ основных проблем развития креативности

Поэтому чтобы развить креативность, прежде всего, необходимо научиться видеть вещи в новом ракурсе, то есть, например, искать необычные способы применения обычных вещей. При этом способность к творчеству расцветает и это дает сильный толчок для дальнейшего развития креативности. Не нужно запирать себя за общественные стереотипы. А чтобы креативность развивалась достаточно применять игровой момент: играйте, выдумывайте, фантазируйте, переносите позитивные выдумки в реальность.

Задатки творческих способностей присущи любому человеку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница лишь в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости.

Ещё одной проблемой для развития креативности является то, что само по себе решение задач (как жизненных, так и различных других) для большинства людей не является приоритетным в их жизни. Возможно, наиболее прагматическое объяснение этому состоит в том, что значительную часть нашей жизни мы отдыхаем на диване, в ночном клубе и т.д., вместо того, чтобы упорно размышлять о какой-нибудь проблеме, требующей творческого решения.

Именно оттого, что человек не использует даже четверти своих возможностей, можно говорить о существовании такого явления как творческая закостенелость или о людях без каких-либо способностей, хотя в действительности такого быть не может.

Развитие креативности имеет свои особенности в каждом возрастном периоде, причем различные факторы, влияющие на ее динамику, в том или ином периоде, могут приобретать первостепенное значение. Основными проблемами развития креативности как личностной способности к творчеству являются: обыденность жизни человека, закостенелость общественных стереотипов, подавление творческой потребности; типичность системы обучения, основанной на рассказах, а не на предоставлении ученикам возможности получать знания через собственный опыт; не приоритетность нахождения решения задач, или назовём это не желанием человека работать в силу своих возможностей.

Психическая жизнь личности – это процесс смены двух форм внутренней и внешней активности: творчества и деятельности. При этом деятельность целесообразна, произвольна, рациональна, сознательно регулируема, побуждается определенной мотивацией и функционирует по типу отрицательной обратной связи: достижение результата завершает этап деятельности. Творчество же спонтанно, непроизвольно, иррационально, не поддается регуляции со стороны сознания, оно мотивируется отчуждением человека от мира и функционирует по принципу положительной обратной связи: получение творческого продукта только подстегивает процесс, делая его бесконечным. Отсюда деятельность – это жизнь сознания, механизм которого сводится к взаимодействию активного сознания с пассивным бессознательным, тогда как творчество есть жизнь доминирующего бессознательного при взаимодействии с пассивным сознанием [16, 19, 22].

Для проявления творческих способностей необходима своеобразная обстановка – креативная среда, характеризуемая следующими признаками [2, 7, 13]:

оптимальной мотивацией, предполагающей средний уровень мотивации достижения (закон Йоркса – Додсона: максимальная продуктивность деятельности возможна лишь при поддержании мотивации достижения на среднем уровне), а также отсутствие соревновательной мотивации и мотивации социального одобрения;

непринужденной обстановкой, характеризуемой отсутствием угрозы и принуждения, принятием и стимулированием любых идей, свободой действий и отсутствием критики.

Таким образом, при всем многообразии психологических теорий креативности, существует ряд основополагающих признаков творческой деятельности, воздействуя на которые можно, в той или иной степени, повышать продуктивность творческого мышления и развивать творческие способности личности школьника - подростка.

Таким образом: творческие способности выделяются как бы по разным основаниям, но вместе с тем все они проявляются в успешности деятельности. Качество творческих способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. Творческие способности подростка являются результатом развития задатков. Возникая на основе задатков, творческие способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от ребенка определенных способностей. Любой человек, который использует оригинальные способы решения любых жизненных задач, — это тип творческой личности. Основной особенностью творческой личности является креативность. Креативность обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность в исследовательской активности. Творчество как один из видов деятельности и креативность, как устойчивая совокупность черт, способствует поиску нового, оригинального, нетипичного, обеспечивают прогресс общественного развития. Творческие способности, отличают одного человека от другого. Творчество может рассматриваться как форма поведения, не согласующаяся с принятыми нормами, но при этом не нарушающая правовые и моральные предписания группы.

Библиографический список

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., 1980. Т 1.

Ананьев Б.Г Человек как предмет познания. Л., 1968.

Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональной системы // Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1973. С. 10-21.

Беркинблит М.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. М.: Политиздат, 1968.

Библер В.С. Мышление как творчество. М.,1975.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Питер Ком, 1999. – 528 с.

Величковский В. М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002, 336 с.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. М: Просвещение,1991.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 3. — М., 1983. (Овладение вниманием: с. 205—239.)

Галин А.Л. Личность и творчество. Новосибирск, 1989. (психологическое описание творчества: 64—102.)

Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. — М., 1974.

Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание.,1991.

Грановская Р. М. Психологический практикум М., 1998.

Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения // Вопросы психологии. 1980. №2. С. 104-108.

Ермолаев О.К. Марютина Т.М. Мешкова Т.А. Внимание школьника. — М., 1987. (Виды внимания: 30—37, 69—80.).

Занковский А.И. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность // Сб. науч. тр. Свердловск: СИПИ,1990. С. 28.

Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В двух томах. М.: Просвещение, 1986.

Иевлев Б.В.Проблема способностей в советской психологии // Межвузов. сб. науч. тр. Л ЛГПИ, 1984. С. 44-48.

Ю.Н. Развитие представлений у детей. Учебное пособие. — Минск, 1987. (психология представлений и проблемы творчества: 5—13.)

Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. — М., 1979.

Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. — М., 1989. (Психологический подход к воображению. Перспектива и границы: 18—39. Воображение и игровая деятельность: 83—97. Чувственное отображение и воображение: 113—122. Воображение и мышление: 122—138.)

Лейтес Н. Бывают выдающиеся дети // Семья и школа. 1990. №3. С. 33.

Лейтес Н. Возрастная одаренность // Семья и школа. 1990. №9. С. 31.

Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М.: Просвещение,1960.

Лейтес Н.Судьба вундеркиндов // Семья и школа. 1990. №12. С. 27.

Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.

Лурия А.Р. Внимание и память. — М., 1975.(Внимание: 4—41.).

Массен П., Конгер Дж., Каган Дж., Хьюстона. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1987. — 272 с.

Читайте также: