Доклад начальника юридического отдела
Обновлено: 30.06.2024
1. Познакомиться со своими коллегами.
2. Ознакомиться с локальными актами.
3. Due diligence юридического положения компании: права на материальные и нематериальные активы.
4. Проверить организацию трудовых отношений в компании.
5. Оптимизировать распределение функций в юридическом департаменте.
Остальное надо еще придумать :)
из экзотических шагов я бы сделал:
1. Сбор историй "Как юр. служба спасла компанию"
2. Согласовал возможность выступать в качестве спикера (давать комментарии, писать статьи с указанием должности) + наладил отношения с пресс-службой (или получил согласие руководство на информационную активность, если пресс-службы нет).
3. Согласовал бы с руководством актуальность для организации определенной общественной работы (участие в объединениях предпринимателей и т.д.)
Во-первых, стОит ли идти в только что созданную контору?:) Шутка.
Во-вторых, я выполню те же самые шаги, только вместо "ознакомления" буду делать "внедрение".
АЛЕКСЕЙ, СОГЛАСНА С ПРЕДЫДУЩИМ ОРАТОРОМ ПО ВСЕМ ПУНКТАМ.
А ЕСЛИ КОМПАНИЮ ТОЛЬКО СОЗДАЛИ, ДЕРЗАЙТЕ, ВСЁ В ВАШИХ ПРАВИЛЬНЫХ РУКАХ, В Т.Ч. И ПОДБОР КОМАНДЫ.
"В ЧИСТОМ ПОЛЕ ЛУЧШЕ (ЛЕГЧЕ) СТРОИТЬ НОВОЕ, ЧЕМ РЕКОНСТРУИРОВАТЬ (УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬ) СТАРОЕ"
Когда нужно договариваться о численном и персональном составе юридической службы?
До назначения на должность?
После назначения на должность?
Если контора создается - заранее, если создана - лучше пока обождать (информация о степени эффективности работы будет черпаться не из личного опыта, а из отчетов действующей службы).
Я бы еще добавил к списку действий ознакомление коллективным договором, типовым трудовым договором, проверку стандартных процедур приема на работу и увольнения, выявление существующих трудовых споров.
В зависимости от вида деятельности компании может потребоваться проверка наличия разрешений и лицензий и соблюдение их условий.
Если компания создается, вспомнил бы всех коллег, с которыми работал или когда-либо встречался. Предложил бы работу!
В ВУЗах нас учили быть хорошими юристами.
Большинство юридических семинаров, книг, периодических изданий посвящено также только актуальным проблемам законодательства.
Очевидно, что сегодня юристам не хватает управленческих навыков и знаний.
Соглашусь с выводом о необходимости получения управленческих навыков. Это жизненная необходимость.
Хотелосьбы высоко оценить перечень, приведенный Сергеем Исановым. Достаточно основательно. И так или иначе все указанные действия прийдется произвести в большей или меньшей степени.
Считаю, что перечень "первых шагов" может быть составлен только в отношении конкретной компании при наличии информации о целях компании и задачах, которые ставятся перед юридическим отделом, а также о среде (финансовые возможности компании, материально-техническое обеспечение, существующие правила, личные качества и стиль управления руководства и др.) в которой прийдется работать.
К общим и самым первым шагам можно отнести только такие действия руководителя (не юриста) как знакомство с персоналом и оценка состояния дел по направлениям работы.
Остальные восемь шагов будут выведены индивидуально по результатам анализа.
Внутри каждого предприятия существуют структуры, которые упрощают работу и увеличивают эффективность каждого звена. Это касается и юридических отделов, результативность которых во многом зависит от существующей структуры. Имеет смысл рассмотреть особенности и разновидности организации юридических отделов на предприятиях.
Какую структуру выбрать для юридического департамента
Не существует единого и монолитного образца для организации такого структурного подразделения, как юридический департамент. Все зависит от множества факторов, ключевыми из которых являются:
- цели структурного подразделения;
- порядок подчинения;
- круг полномочий.
Разумеется, работа юристов в департаменте должна отвечать требованиям прозрачности и эффективности – нет смысла организовывать структуру, которая будет мешать работе и утаивать важную информацию от руководства.
От удачной структуры юридического отдела зависит эффективность предприятия в целом, поэтому важно позаботиться о грамотной организации работы юристов, в том числе – и внедрением полезного софта для работников и руководителей
Структуры юридических служб: виды и различия
От особенностей предприятия зависит структура юридического отдела. Влияет не только сфера деятельности, но и ее масштабы, объем оборота, география распространения и другие факторы. На практике существуют следующие разновидности структур:
- линейные;
- функциональные;
- линейно-функциональные;
- проектные;
- дивизиональные;
- матричные.
Указанные модели можно комбинировать между собой для достижения желаемого результата. В настоящее время наиболее популярной формой организации является линейно-функциональная структура, которую можно назвать наследием советского времени, когда отделы делились на бюро и секторы со своим начальством и функционалом. Сущность данной модели – в разделении отдела на функциональные подразделения. Порядок подчиненности при этом следующий: юристы подчиняются своему функциональному руководителю, а последние подчиняются начальнику отдела в целом.
Данный вид структуры прост и изящен, так как у каждого юриста появляется своя специализация и круг компетенции. Примеры таких линейно-функциональных подразделений внутри департамента:
- договорно-правовая работа;
- претензионно-исковая работа;
- представительство;
- корпоративно-правовая работа;
- консультации.
Менеджмент не стоит на месте – с его развитием появились и другие виды структур, которые удовлетворяют запросам вертикально-интегрированных холдингов, проектных компаниях и территориально-распределенных организациях.
Дивизиональная структура нашла применение в холдингах, которые построены по вертикально-интегрированному принципу. В таких холдингах бизнес-единицы имеют максимальную самостоятельность, поэтому юридический департамент может быть разделен по их характеру деятельности (непосредственное производство, добыча или логистика).
Проектная структура подходит для реализации конкретного проекта. К примеру, у предприятия появилась задача застроить район или открыть новую клинику. В таких случаях часть команды юристов может быть направлена на выполнение связанных с проектом задач (оформление лицензий, получение разрешения на строительство и другие действия).
Организация работы в юротделе
Существует множество аспектов деятельности структуры юридического департамента. Большинство дел можно условно разделить на следующие категории:
- срочные;
- текущие;
- стратегические.
Текущие дела – это непосредственные функции, которые выполняются внутри подразделения. Сюда можно отнести договорную работу, консультирование, представление интересов компании и другие виды деятельности.
Стратегические дела представляют собой масштабные проекты, которые требуют больших усилий и длительных сроков. Пример – выход компании на рынок IPO или качественное изменение состава совета директоров, с которым изменится и характер деятельности юр отдела.
Организация работы в юротделе тесно связана с особенностями самого предприятия. В настоящий момент повсеместно внедряются показатели эффективности отдельно взятого работника (KPI) и виртуальное управление делами. Благодаря специальному программному обеспечению львиная доля старых проблем, связанных с правильной организацией, ушла в прошлое – теперь юрист в структуре всегда вовремя получает задачи и может отследить сроки их исполнения.
Стоит отметить, что организация работы в юридическом подразделении невозможна без утвержденного Регламента, который устанавливает основные правила построения структуры.
Цели и функции правового департамента
Ключевое предназначение юридического отдела – это отнюдь не представление интересов предприятия или обеспечение соблюдений норм права на всех уровнях. Главные цели – это сохранение и приумножение прибыли. Чтобы поддерживать высокую стоимость компании, структура юридической службы должна выполнять следующие функции:
- обеспечивать легитимность действий;
- работать с внутренней документацией;
- разрабатывать договоры;
- следить за изменением законодательства;
- составлять иски и претензии, а также вести учет указанных документов в адрес самого предприятия;
- консультировать сотрудников, партнеров и клиентов;
- тесно взаимодействовать с другими структурами предприятия.
Можно перечислить и другие функции, от налогово-правовой до регистрационной. Каждое предприятие имеет богатый юридический функционал, который должен приносить существенную пользу.
Сотрудники в юридическом отделе
На практике распространены два уровня подчиненности в линейно-функциональной структуре. В соответствии с указанной моделью, можно выделить следующие должности, кто работает в юридическом отделе:
- руководитель отдела;
- старшие юрисконсульты-заместители начальника;
- юрисконсульты, работающие в конкретном направлении.
Виды юристов организации зависят от структуры. Юрисконсульт департамента работает по указаниям начальства своей структуры, за исключением случаев, когда он подчинен непосредственному директору предприятия. При этом в холдингах при необходимости назначить конкретного специалиста ответственным за определенную задачу не реализуется перевод – вместо этого заключается договор об оказании юридических услуг с бизнес-единицей.
Основные задачи и обязанности
Круг обязанностей соответствует функционалу конкретного департамента. Нет смысла обязывать организационно-правовой отдел выполнять задачи, которые изначально невозможно выполнить из-за отсутствия функции. Основными задачами и функциональными обязанностями департамента, таким образом, являются:
Таким образом, задачи – это конкретные виды деятельности, которые приводят к осуществлению поставленных перед отделом и предприятием целей. Задачи и обязанности фактически соответствуют функционалу департамента.
Полномочия юридического отдела
Чтобы эффективно осуществлять возложенные на юротдел функции, необходимы полномочия – конкретные права. На практике круг полномочий включает следующие возможности:
- запрос информации о работе предприятия у любых других структур;
- взаимодействие с контрагентами и органами власти от имени предприятия;
- выдача распоряжений другим отделам;
- мониторинг за исполнением правовых норм;
- привлечение сторонних специалистов для участия в суде или при консультировании.
Теснее прочих юротдел связан с бухгалтерией. Департамент должен иметь право запрашивать сведения о результатах инвентаризации, хищениях и недостачах, а также отчетности о расходовании целевых средств.
Система построена на базе Битрикс24 для ведения судебно-претензионной работы в юридических департаментах
Образец структуры юридического отдела
Ниже можно скачать Положение о юридическом отделе и иные полезные документы для работы департамента:
Программы для подготовки структуры отдела на предприятии
Юридический софт Юрайт: Судебно-претензионная работа успешно поддерживает настройку и визуализацию не только линейно-функциональной схемы (Юрайт СПР), но и проектной модели, когда юридическая команда собирается в проекты и выполняет поставленные задачи. Интерфейс программы прост и изящен – можно без труда строить сложные схемы юридического департамента как в головной организации, так и в филиалах.
Рис.1 Бизнес-юниты
Благодаря софту от Юрайт руководство департамента сможет:
- следить за работой своих юрисконсультов;
- распределять задачи между специалистами;
- устанавливать уровни доступа;
- собирать аналитику по отделам.
Рис.2 Структура юридического подразделения
Рис.3 Подразделение юридического отдела
Читайте также: