Дистанционное обучение на уроках русского языка и литературы доклад

Обновлено: 20.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Борисоглебск- 2019

В условиях постоянно меняющегося мира обучающийся должен выносить из учебного заведения не просто объём знаний, а умение учиться. Сегодня для того, чтобы стать профессионалом в любой деятельности, нужно быть уверенным пользователем персонального компьютера и уметь ориентироваться в бесконечном пространстве ресурсов глобальной сети Интернет. В связи с этим получает развитие такая форма обучения, как дистанционная, сочетающая в себе традиционные основы очного образования, самостоятельность обучающихся в процессе получения знаний и практическое использование информационно-коммуникационных технологий.

Целью введения дистанционного обучения является обеспечение равного доступа к качественному образованию вне зависимости от территориальной удалённости и размеров населённого пункта.

- изучение предметов школьного курса на основе индивидуального подхода и самостоятельной работы обучающихся;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

- снижение финансовых и временных затрат.

Дистанционный учебный процесс представляет собой последовательность разнообразных универсальных действий, осуществляемых обучающимся и сетевым преподавателем.

В их число входит:

освоение теоретического материала интернет-уроков;

выполнение тестовых заданий в онлайн-режиме с автоматическим оцениванием результатов;

выполнение домашних заданий;

выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера;

участие в онлайн-уроках;

участие в онлайн- и оффлайн-консультациях;

работа над индивидуальными и групповыми проектами;

участие в дискуссиях и дебатах;

участие в научно-практических видеоконференциях и др.

Все результаты учебной деятельности заносятся в электронный журнал.

Функциональные особенности средств обучения и коммуникации

Форумы предназначены для открытого обсуждения учебных и иных вопросов группами пользователей. Существуют общие и специализированные форумы: для всех пользователей, преподавателей и предназначенные для групповых дискуссий обучающихся и преподавателей.

Оценивание учебных достижений осуществляется в онлайн- и оффлайн-режимах. Интерактивные тесты, лабораторные работы проверяются системой в онлайн-режиме и оцениваются автоматически. Учащиеся узнают о своих результатах сразу после выполнения тестов. Прочие задания ученики отсылают учителю в отдельных файлах, и их проверяет учитель в оффлайн-режиме. Учителя выставляют отметки в электронный журнал, отправляют учащимся свои комментарии.

По сравнению с традиционным, очным обучением, дистанционное имеет ряд преимуществ для ученика:

- развивает умение работать с новыми технологиями, используя возможности цифровых образовательных ресурсов;

- позволяет выбрать индивидуальный темп обучения;

- предоставляет широкий выбор источников информации;

- нестандартные развивающие домашние задания;

- формирует различные виды чтения: изучающее, поисковое, ознакомительное;

- умение принимать решения, делать осознанный выбор и нести за него ответственность;

- умение самостоятельно планировать деятельность;

- умение работать в информационном пространстве: отбирать информацию в соответствии с темой, структурировать и использовать адекватно поставленной задаче;

- навык презентации результатов деятельности с использованием различных информационных технологий;

Наряду с преимуществами дистанционного обучения, существуют и проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса:

- нет возможности дополнительного объяснения материала слабоуспевающим ученикам;

- отсутствие теоретического учебного материала в курсах, рассчитанных на учащихся среднего звена;

- идёт снижение двигательной активности учащихся, повышается нагрузка на глаза и опорно-двигательный аппарат;

- текстовые материалы в цифровом и мультимедийном формате (художественные, критические, биографические и справочные),

- художественные и учебные видеофильмы,

- цифровые иллюстрации и фотографии,

- видеоинтервью и видеоэкскурсии,

- электронные контрольные работы и тесты,

Обучение русскому языку и литературе – именно та область, где использование дистанционных образовательных технологий может принципиально изменить методы работы, и, что самое главное, её результаты.

В заключение надо сказать, что дистанционное обучение сегодня востребовано, приобретает всё большую значимость и, следовательно, будет быстро развиваться с ростом технических и интеллектуальных возможностей. Такая форма обучения особенно актуальна при организации обучения детей с ограниченными возможностями, и это хороший выход в условиях оптимизации школ, отсутствия благоустроенных дорог.

В статье автор делится опытом преподавания русского языка и литературы в условиях дистанционного обучения.

ВложениеРазмер
prepodavanie_russkogo_yazyka_i_literatury_s_ispolzovaniem_tehnologiy_distantsionnogo_obucheniya.docx 31.56 КБ

Предварительный просмотр:

Преподавание русского языка и литературы с использованием технологий дистанционного обучения.

1.В школьном образовании дистанционное обучение - образовательная система, которая построена с применением компьютерных телекоммуникаций и использованием современных информационных и педагогических технологий. Дистанционное обучение — это форма получения образования, при которой учитель и ученик взаимодействуют на расстоянии. В связи с эпидемией коронавируса школы, колледжи и вузы в России перешли на такую форму обучения. У неё есть и свои плюсы, и свои огромные минусы, но тогда прежде всего решался вопрос безопасности, которую дистанционное обучение обеспечивало.

2.Многие семьи и школы оказались не готовы к такому резкому переходу на удаленный формат обучения. Мы, учителя, изнывали от гигантской нагрузки и неорганизованности школьников, а родители (в основном те, у кого малыши) застонали от тонны домашних заданий, которые им теперь приходилось постоянно выполнять вместе с ребенком, внимательно следя, чтобы он не просто сидел в Интернете, а действительно занимался. Дистанционное обучение, как известно, не было придумано в марте 2020 года. Его история насчитывает уже не один век. Когда не было интернета, люди, как известно, для этих целей использовали почту.

Такое обучение многих привлекало и было часто необходимостью.

3.Мы же с вами с этим столкнулись полгода назад, когда наступила острая необходимость перестроиться в сжатые сроки. В своей статье поделюсь с вами некоторыми своими переживаниями и трудностями, с которыми я столкнулась и пыталась преодолеть.

4.Итак, нам в спешном порядке пришлось осваивать дистант. Чтобы учить, мы стали учиться.

Первую неделю дистанционного обучения я провела, как многие, в стрессовой ситуации и методом проб и ошибок выбирала наиболее приемлемый путь, потому что надо было просто выживать в лавине , которая нас накрыла.

Для себя оптимальным в преподавании русского языка и литературы при дистанционной форме обучения выбрала чередование онлайн уроков и электронных кейсов.

С чего я начала . Было понятно, что в тройку, которая понеслась по просторам образования, впряглись ученики, учителя и родители. Нужно было устанавливать правила , чтобы коренник и пристяжные шли к одной цели согласованно.

Во-первых, я написала инструкцию для детей, в которой прописала основные требования и условия, адреса эл.почты с таким примерным содержанием:

Из инструкции для детей

Из письма родителям

Вопросов возникнет немало. Вместе будем решать, как выйти из положения. Следите за оценками в дневнике. Работать будем, в основном, с учебником.

Тетрадь оформляем как обычно: дата, классная работа, тема урока, упражнение.

Во-вторых, откорректировала календарно-тематическое планирование. Решила отказаться на время от диктантов и заменила их различными видами изложений. Отказалась от подробных изложений, отобрала тексты для сжатых изложений с творческим заданием. Изложения такого вида при дистанционном обучении помогают не потерять навыки работы с текстом и совершенствовать их.

Стало понятно, что подготовка к дистанционному уроку требует намного больше времени и усилий, так как многие задания приходилось сопровождать подробными инструкциями. Литературные произведения для самостоятельного анализа сопровождать множеством комментариев.

Прежде чем рекомендовать какой-то видеоурок, выбирать наиболее доступный для восприятия, ёмкий по содержанию, непродолжительный по времени, думать о физическом и психическом состоянии привязанных к компьютеру целыми днями учеников.

Наиболее приемлемыми платформами и сайтами для меня были РЭШ (Российская эл школа), Интернет урок это настоящий кладезь, здесь есть видеоуроки, тренажеры и тесты по всем школьным предметам с 1 по 11 класс. , Школа им Лобачевского, Знайка Ру. , Сдам ГИА, решу ВПР.

9. uchi.ru — онлайн-платформа, где ученики изучают школьные предметы в интерактивной и веселой форме. Кроме того, здесь проводятся предметные олимпиады и хранятся архивы уже проведенных олимпиад.
10. Интеллект-видео
Несколько десятков лекций по литературе, взятые с телеканала "Бибигон", не оставят равнодушным никого. Очень удобно для школьников, которые изучают творчество писателей XIX и XX века. Здесь все главные герои художественного слова за последние 200 лет, от Пушкина до Пастернака.

12. Литература в формате А4
Виртуальная библиотека с массой полезных материалов. Непременно пригодится при подготовке презентации. В наличии информация о писателях, критика, характеристики героев, отрывки из произведений.

13. Детская онлайн-библиотека
Вся школьная программа по литературе на одном сайте.

В общем, возможностей на просторах Интернета для интеллектуального развития для детей безграничны.

Да и свести изучение русского языка и литературы к выполнению тестовых заданий для литераторов неприемлемо. Во-вторых, очень многие задания слишком лёгкие.

Основные трудности, с которыми может столкнуться учитель-словесник на дистанционном обучении, заключаются в преподавании литературы. Литература — это прежде всего чтение, обсуждение произведения, живой диалог с учителем и одноклассниками, а уже потом теоретические знания. И вот этого живого общения , безусловно, не хватало.

Для того , чтобы обеспечить прочтение произведений по литературе я сама составляла вопросы, На которые невозможно ответить без знания текста, и всегда сопровождала задание небольшой творческой работой. Читая ответы, часто убеждалась в том, насколько важно живое общение учителя и ученика. При самостоятельном прочтении произведения очень многое проходит мимо, ребята не способны уловить замысел писателя. Иногда очевидные , на первый взгляд, вещи воспринимаются искажённо.

А ещё не нужно забывать о том, что задавая домашнее задание, учитель метит в учеников, а попадает в родителей, как сказал известный писатель Ж.Сименон. Нам сложно, а им ещё сложнее, поэтому я выбрала тот минимум ресурсов, чтобы выполнить ещё одну сверхзадачу: сберечь физическое и психическое здоровье детей.

К концу первой недели обучения я пришла к твёрдому пониманию, что мне нужно видеть детей, а им нужно видеть меня. Особенно остро чувствовалась такая необходимость в 5-6 классах. Это было обусловлено и психологическими особенностями детей этого возраста, именно в этом возрасте детям необходимы слова поддержки, совет учителя. У них ещё не сформированы навыки самостоятельной работы. Именно в этих классах развитие письменной и устной речи должно идти параллельно. А один из главных минусов дистанционного обучения это невозможность живого общения. К сожалению, дистанционное обучение может дать много уму , но мало даёт сердцу.

В своей работе я остановилась на платформе ЗУМ. Она , видимо, стала наиболее популярной благодаря тем возможностям , которые у неё имеются. Урок длится бесплатно 40 мин. Из них, как правило, минут десять уходит на организационные моменты. Но здесь есть огромный плюс: возможность видеть и слышать детей, платформа в то же время даёт возможность объяснить материал, используя презентации, вордовский текст. Ребята урок могут записать и ещё раз его при необходимости прослушать. Можно записать заранее какой-то фрагмент урока и использовать его. При необходимости можно оставить включённым только свой микрофон, чтобы посторонние звуки не мешали, дети имеют возможность поднять руку, задавать письменные вопросы, даже работать в группах. И всё это совсем не сложно освоить. Конечно, не без ложки дёгтя. Система тоже даёт сбой: часто выкидывает детей с конференции. Приходится всё время за этим процессом следить, чтобы снова их включать. Иногда даже откуда-то попадают на конференцию посторонние лица. И, конечно, то звук у кого-то барахлит, то видео пропадает. Интернет может пропасть в самый неподходящий момент, как это случилось у меня у самой.

Такие уроки требуют самой тщательной подготовки, подбора заданий

Много трудностей , но много и возможностей даёт дистанционное обучение, мы многое поняли и многому научились..

Но вот только учителя, а также ученики разделились на несколько категорий. Первые признают то, что такая система обучения действительно способна помочь, а вторые опровергают это. Так какие есть плюсы и минусы дистанционного обучения школьника?

  1. Многодетные семьи и учительские семьи, где родители сами являются учителями, оказались в неравных условиях: сразу всем детям организовать дистанционное обучение физически крайне сложно, а иногда и невыполнимо.
  2. В онлайн-уроке трудно включить всех учащихся в общее обсуждение, даже организовать диалог. Обычно в дискуссии участвуют 15–20% присутствующих.
  3. Отсутствие у большинства педагогов реальной практики и умения строить онлайн-обучение
  4. Сложность организации групповой работы, которая необходима для деятельностного образования.
  5. Невозможность использовать все формы и виды работ. Я проверяла чтение наизусть, но , сомневаюсь, что все ученики всегда честно при этом себе вели.
  6. На сегодняшний день объём материала меньше и качество онлайн-урока ниже, чем обычного школьного урока, проведённого в классе.
  1. Односложные ответы учеников. Трудности в формировании связного монологического высказывания ученика.
  2. Нет гарантии самостоятельного выполнения/решения учебных заданий и задач.
  3. Недостаточная обратная связь учителя и ученика. Физически невозможно комментировать каждую орфографическую ошибку, не говоря о грамматических и речевых. Я в обратных письмах отмечала только наиболее грубые и типичные ошибки.
  4. Невозможность использовать упражнения учебника в качестве контрольных. К сожалению, наши дети не гнушаются готовых домашних заданий. Есть ещё один минус: преподаватель должен полностью полагаться на честность и прилежание ученика. Проводя опрос, преподаватель не знает, стоит ли перед учеником открытый учебник, гуглит ли ученик вопросы. Учителю не видно, делает ли ученик в тетради необходимые записи. Эта проблема решается только сочетанием очных и дистанционных уроков русского языка.

Несмотря на возможность работать в группе на платформе ЗУМ , ребёнок всё равно не чувствует локоть друга. Нет того тесного контакта, когда возникает чувство дружбы или соперничества, дух коллективизма.

Традиционное обучение ценно не только набором знаний. Важный элемент оффлайн-обучения — личное общение.

Теперь о плюсах:

  1. Ребенок учится самообразовываться, что важно в современном мире.
  2. Семья может быть мобильной и обеспечить возможность учебы для ребенка везде, где есть интернет.
  3. Учителя имеют возможность выбирать из огромного количества интернет-ресурсов наиболее удобные и комфортные для них.
  4. Возможности интернета в подборе яркого, красочного демонстрационного материала, использование видео- и аудиоконтента.
  5. В нынешних условиях родители могут участвовать вместе с детьми в учебном процессе. Можно сказать, что они стали активными его участниками. Повезло тем детям, родители которых были рядом. Не секрет, что в четвёртой четверти именно благодаря родителям повысились оценки многих детей.
  6. Стеснительные ученики стали более активно проявлять себя в онлайн-уроках.
  7. Дистанционное обучение дает учащемуся конкретный набор знаний и навыков, а также доступность учебных материалов. В электронном виде можно читать любой учебник или конспект. Всю информацию при необходимости вам дадут просторы интернета. Речь идет о дополнительном материале.
  8. Это обучение в комфортной обстановке. Нередко детям просто не хочется ходить в школу. Им там бывает некомфортно, неприятно. В таком случае ни о какой результативности обучения и речи быть не может. А вот если дома материал усваивается лучше, то дистанционное обучение - прекрасный выбор. Он не только позволит заниматься самообразованием и всегда оставаться на связи, но и не причинит никакого дискомфорта. Вы можете создать себе максимально удобные условия для обучения, а затем просто слушать лекции и уроки. Правда, за младшими школьниками родителям все равно придется следить в таком случае. Они еще не умеют концентрироваться и заниматься самообразованием. Пожалуй, дистанционная форма обучения больше подходит для среднего и старшего звена. Детям, которые уже могут осознанно контролировать свою деятельность и делать то, что необходимо.

Конечно, карантин сыграл свою роль. Но все же тренд на дистанционное обучение появился не вчера и он точно не исчезнет в ближайшие годы.

Возможность обучаться дистанционно привлекает многих, и в ближайшие годы доля детей, которые получают образование удаленно, будет только расти, ведь инструментов для организации такой учебы с каждым днем все больше.

У этого подхода есть преимущества и недостатки, и каждый преподаватель должен знать их, чтобы избежать неприятных сюрпризов.

Дистанционное образование имеет как отрицательные стороны, так и положительные. Во-первых, развивает умение работать с новыми технологиям. Во-вторых, позволяют учителю задавать больше нестандартных развивающих заданий. В-третьих, развивает регулятивные компетенции: умение принимать решения, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, умение самостоятельно планировать деятельность. В-четвертых, происходит формирование навыка самообразования. Этот перечень можно продолжить.

Но нельзя не сказать и о проблемах. Это и недостаток общения, и снижение двигательной активности учащихся, повышение нагрузки на глаза и опорно-двигательный аппарат. Если говорить о преподавании русского языка и литератры, то это уменьшение общения, что сказывается на речи учащихся, снижение количества письменных заданий, что ведет к утрате навыков письменной речи, плагиат и т.д.

В заключение хотелось бы отметить, что дистанционное обучение активно входит в нашу жизнь, хотим мы этого или нет, поэтому надо воспринимать эту, уже не новую форму обучения как возможность саморазвития и ученика, и родителей, и учителей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.

Различают разные виды дистанционного обучения, которое может проводиться в следующих формах:

Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нём соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференция — проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

В связи с введением ограничительных мер и режима самоизоляции по России, весной 2020 года школы вынужденно перешли на дистанционное обучение. Учителя и школьники во многих регионах активно использовали вышеперечисленные образовательные платформы.

Целью введения дистанционного обучения является обеспечение равного доступа к качественному образованию вне зависимости от территориальной удалённости и размеров населённого пункта.

- изучение предметов школьного курса на основе индивидуального подхода и самостоятельной работы обучающихся;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

- снижение финансовых и временных затрат.

Дистанционный учебный процесс представляет собой последовательность разнообразных универсальных действий, осуществляемых обучающимся и сетевым преподавателем.

В их число входит:

освоение теоретического материала интернет-уроков;

выполнение тестовых заданий в онлайн-режиме с автоматическим оцениванием результатов;

выполнение домашних заданий;

выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера;

участие в онлайн-уроках;

участие в онлайн- и оффлайн-консультациях;

работа над индивидуальными и групповыми проектами;

участие в дискуссиях и дебатах;

участие в научно-практических видеоконференциях и др.

Форумы предназначены для открытого обсуждения учебных и иных вопросов группами пользователей. Существуют общие и специализированные форумы: для всех пользователей, преподавателей и предназначенные для групповых дискуссий обучающихся и преподавателей.

Оценивание учебных достижений осуществляется в онлайн - и оффлайн-режимах. Интерактивные тесты, лабораторные работы проверяются системой в онлайн-режиме и оцениваются автоматически. Учащиеся узнают о своих результатах сразу после выполнения тестов. Прочие задания ученики отсылают учителю в отдельных файлах, и их проверяет учитель в оффлайн-режиме. Учителя выставляют отметки в электронный журнал, отправляют учащимся свои комментарии.

− текстовые материалы в цифровом и мультимедийном формате (художественные, критические, биографические и справочные;

− аудиотексты; − художественные и учебные видеофильмы;

− цифровые иллюстрации и фотографии;

− видеоинтервью и видеоэкскурсии;

−электронные контрольные работы и тесты.

В процессе преподавания русского языка большинство педагогов используют презентации, видео и аудиофайлы, тесты по различным темам, электронные учебники и тренажеры, звуковые диктанты и изложения, электронные энциклопедии, материалы лингвистических и литературоведческих сайтов и т.д. Вот некоторые примеры:

Все эти материалы можно использовать как в учебной аудитории, так и в процессе дистанционного обучения, направляя ребенка.

Уроки литературы позволяют организовать просмотр видеоматериалов как иллюстративный материал к изучаемым произведениям, помогающим сопоставить авторскую и режиссёрскую интерпретацию, сравнить фрагменты художественного текста и видеофрагмента, выполнить задания на восстановление сюжетной линии произведения, проанализировать поэтический текст, а также организовать беседы по просмотренному эпизоду.

Следует использовать в своей работе видеолекции, рассказывающие о жизни творчестве поэтов и писателей. Результатом просмотра таких лекций становится конспект просмотренного материала.

Самоконтроль знаний, умений, навыков учащиеся могут осуществлять с помощью дистанционных технологий:

Дидактические материалы онлайн

Методы дистанционного обучения обязательно должны включать в себя традиционные виды деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы: работа с учебником, письменные работы в тетрадях, устный опрос, выполнение иллюстраций, чтение, пересказ, анализ текста, чтение наизусть, выполнение различных творческих работ и многое другое.

По сравнению с традиционным, очным обучением, дистанционное имеет ряд преимуществ для ученика:

- развивает умение работать с новыми технологиями, используя возможности цифровых образовательных ресурсов;

- позволяет выбрать индивидуальный темп обучения;

- предоставляет широкий выбор источников информации;

- нестандартные развивающие домашние задания;

- формирует различные виды чтения: изучающее, поисковое, ознакомительное;

- умение принимать решения, делать осознанный выбор и нести за него ответственность;

- умение самостоятельно планировать деятельность;

- умение работать в информационном пространстве: отбирать информацию в соответствии с темой, структурировать и использовать адекватно поставленной задаче;

- навык презентации результатов деятельности с использованием различных информационных технологий;

Наряду с преимуществами дистанционного обучения, существуют и проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса:

- нет возможности дополнительного объяснения материала слабоуспевающим ученикам;

- отсутствие теоретического учебного материала в курсах, рассчитанных на учащихся среднего звена;

- идёт снижение двигательной активности учащихся, повышается нагрузка на глаза и опорно-двигательный аппарат;

- текстовые материалы в цифровом и мультимедийном формате (художественные, критические, биографические и справочные),

- художественные и учебные видеофильмы,

- цифровые иллюстрации и фотографии,

- видеоинтервью и видеоэкскурсии,

- электронные контрольные работы и тесты,

Обучение русскому языку и литературе – именно та область, где использование дистанционных образовательных технологий может принципиально изменить методы работы, и, что самое главное, её результаты.

В заключение надо сказать, что дистанционное обучение сегодня востребовано, приобретает всё большую значимость и, следовательно, будет быстро развиваться с ростом технических и интеллектуальных возможностей. Такая форма обучения особенно актуальна при организации обучения детей с ограниченными возможностями, и это хороший выход в условиях оптимизации школ, отсутствия благоустроенных дорог.

Авдюшева Елена Александровна


Шадринский филиал ГБПОУ "Курганский базовый медицинский колледж"

В современной образовательной системе значительное место стали занимать дистанционные образовательные технологии, под которыми принято понимать образовательные технологии, реализуемые в основе своей с помощью информационно-телекоммуникационных сетей при взаимодействии обучающихся и педагогических работников на расстоянии.

Использование дистанционных образовательных технологий – это качественно новый уровень взаимодействия между преподавателем, учителем и обучающимися. Современное общество требует активную личность, способную ориентироваться в бесконечном информационном потоке, нацеленную на непрерывное саморазвитие и самообразование. В подобной ситуации на педагога ложится новая функция – роль проводника знаний, помощника и консультанта. Знание уже выступает не как цель, а как способ развития личности.

Современная реальность позволяет реализовывать образовательные программы, используя дистанционные образовательные технологии, которые включают в себя разнообразные электронные информационные и образовательные ресурсы, информационные и телекоммуникационные технологии, соответствующие технологические средства, дающие возможность обучающимися освоить образовательные программы в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Целью использования дистанционных образовательных технологий в классическую систему обучения является возможность обеспечить доступность качественного образования для обучающихся, когда место проживания, социальное положение и состояние здоровья могут повлиять на доступность образования.

Дистанционное обучение, как и очное, в своей основе предполагает освоение учебной программы, учебника, использование поурочных методических рекомендаций и подробных инструкций преподавателя.

Планируя подачу материала дистанционно, необходимо учитывать, что учащиеся воспринимают новый материал и закрепляют его индивидуально и неконтролируемо в режиме реального времени и в зависимости от степени своей подготовленности и обученности.

Применяя дистанционные образовательных технологии, педагог решает следующие задачи:

  1. Повышение учебной мотивации.
  2. Развитие у обучающихся познавательной активности посредством развития умения работать с различными дополнительными источниками информации, которые требуют использования технических возможностей компьютера и сети Интернет.
  3. Развитие у обучающихся самостоятельности в учебном процессе.

В процессе преподавания русского языка большинство педагогов используют презентации, видео и аудиофайлы, тесты по различным темам, электронные учебники и тренажеры, звуковые диктанты и изложения, электронные энциклопедии, материалы лингвистических и литературоведческих сайтов и т.д. Вот некоторые примеры:

Все эти материалы можно использовать как в учебной аудитории, так и в процессе дистанционного обучения, направляя ребенка.

Уроки литературы позволяют организовать просмотр видеоматериалов как иллюстративный материал к изучаемым произведениям, помогающим сопоставить авторскую и режиссёрскую интерпретацию, сравнить фрагменты художественного текста и видеофрагмента, выполнить задания на восстановление сюжетной линии произведения, проанализировать поэтический текст, а также организовать беседы по просмотренному эпизоду.

Использую в своей работе видеолекции, рассказывающие о жизни творчестве поэтов и писателей. Результатом просмотра таких лекций становится конспект просмотренного материала.

Самоконтроль знаний, умений, навыков учащиеся могут осуществлять с помощью дистанционных технологий:

Методы дистанционного обучения обязательно должны включать в себя традиционные виды деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы: работа с учебником, письменные работы в тетрадях, устный опрос, выполнение иллюстраций, чтение, пересказ, анализ текста, чтение наизусть, выполнение различных творческих работ и многое другое.

Таким образом, дистанционное образование не может заменить в полном объеме непосредственное сотрудничество ученик – учитель, но при грамотном использовании становится хорошим помощником в реализации образовательных программ.

При рациональном сочетании дистанционных и здоровьесберегающих технологий дает очевидные результаты, главным из которых становится повышение учебной мотивации.

Бесспорным является тот факт, что использование дистанционных образовательных технологий в традиционном обучении помогает создать атмосферу взаимного сотрудничества, позволяет учащемуся чувствовать поддержку со стороны преподавателя, может способствовать установлению более доверительных отношений между участниками образовательного процесса и, таким образом, индивидуализации обучения.

Опыт применения дистанционных технологий дает право говорить о ряде преимуществ такого обучения:

Использование дистанционных технологий стимулирует педагога к постоянному самообразованию и саморазвитию, так как предполагает следующие умения и навыки:

Читайте также: