Татары пермского края доклад

Обновлено: 30.06.2024

в крае и городе Перми они занимают второе место после русских.

Территория города Перми в свое время принадлежала татарскому Мурзе Култаю Шигиреву, который вместе со своим юртом переселился в верховье Нижней Мулянки. Место его поселения стало называться Култаевым Полем.

Позже его сын Шигалей Култаев получил жалованную царскую грамоту на владение своей вотчиной. Деревни получили название по речкам (Верхние и Нижние Муллы). Позже татарское население было вытеснено на Верхнюю Мулянку и территория будущей Перми вошла в вотчину Строгановых.

Верхние Муллы заселяются русскими, переименовываются в село Никольское и становятся административным центром данной части Строгановской вотчины.

Сегодня здесь расположена часть Индустриального района города Перми.

Пермь основана в 1723 году. В 1916 году основан первый на Урале Пермский государственный университет. С 1940 по 1957 год, по решению правительства, город назывался Молотов в честь Председателя Совета Народных Комиссаров сталинского времени.

В годы Великой Отечественной войны в Пермь были эвакуированы десятки промышленных предприятий, учреждения культуры из Ленинграда — Театр оперы и балета имени Кирова, Русский музей, а также знаменитые писатели и музыканты. В послевоенные годы Пермь похорошела. Сносились ветхие деревянные строения, на их месте возводились кинотеатры, дворцы культуры, магазины, жилые дома. До 1990 года Пермь была закрытым городом из-за большого количества оборонных предприятий, сюда не разрешалось приезжать иностранцам.

Современная жизнь краевого центра отличается политической и экономической стабильностью. Гости запоминают опрятные улицы, обилие зелени, доброжелательность жителей, удивляются музеям и театрам.

Богата духовная культура Перми. Смышляев, Дягилев, Свиязев – наша память бережно хранит имена этих и многих других великих пермяков.

Пермские татары сумели сберечь себя, как этнос, общаясь на родном языке, соблюдая традиции, обычаи, образы своего народа.

Татары и башкиры гордятся своими знаменитыми предками и выдающимися личностями. Это известные не только в Перми, но и в России и за рубежом люди поднявшие авторитет города и проявившиеся себя в сфере управления и бизнеса, в промышленности, науке, образовании, здравоохранении, культуре, искусстве и спорте. Среди них выдающиеся личности дореволюционной Перми, князь Русской Америки Д.П. Максутов, горнопромышленники Тасим Маметов, Исмагил Тасимов – основатель Санкт-Петербургского горного института, известные купцы-меценаты братья Агафуровы, купцы Тимкины, Зинатулла Ибатуллин, а также герои

Гражданской войны, яркие личности довоенного Советского государства:

Хусаин Мавлютов, Кашаф Мухтаров, Герои Советского Союза и командиры Великой Отечественной войны: Анвар Гатауллин, Зинатулла Исхаков, Абдул Бахтияров, депутат Государственной Думы РФ Рафаэль Гималов, депутаты краевого Законодательного Собрания и городской Думы – крупные промышленники Равкат Разутдинов, Альфред Хайбрахманов, Андрей Кузяев, знатные, заслуженные специалисты отраслей экономики, науки и социально-культурной сферы и замечательные спортсмены.

Общие тенденции развития этносоциальных процессов в России характерны и для Пермского края, но вместе с тем региону свойственны и специфические черты, так как Пермский край имеет свою историю, культуру, в том числе и в сфере национальных и межнациональных отношений. На волне роста национального самосознания в 90-е годы прошлого столетия представители более 100 народов и этнических групп, проживающих в Прикамье, начали активно заявлять о своих национальных потребностях.

Поэтому межнациональные отношения рассматриваются как важнейшие составляющие социально-экономической политики региона.

Развитие международного и межнационального сотрудничества направлено на обеспечение оптимальных условий по удовлетворению этносоциальных потребностей населения. В совместной работе администрации края и города, общественных объединений, прежде всего, выработаны принципы координации взаимодействия. Они сводятся к следующему: равноправие во взаимоотношениях друг с другом; уважение независимости, самостоятельности, невмешательство во внутренние дела общественных организаций; взаимопонимание, согласие, стремление к взаимопониманию и компромиссу; участие национально-культурных объединений в разработке и реализации целевых комплексных программ по национально-культурному развитию народов Прикамья; признание права каждого национальнокультурного формирования на получение к информации; внимание ко всем их предложениям и инициативам; предоставление результатов научных исследований, принимаемых документов по национальным и межнациональным проблемам; участие в работе совещаний, заседаний, семинаров, конференций по обсуждению национальных вопросов.

Татарская национально-культурная автономия (ТНКА) Перми – одно из крупнейших национальных объединений в крае. Хотя она была создана еще 20 февраля 1999 года, до начала 2004 года практически не действовала.

10 апреля 2004 года на отчетно-выборном собрании ТНКА был избран новый Совет ТНКА в составе 23 человек из активных деятельных членов, любящих свой народ. Обновление ТНКА начинало с малого. В июне 2004 года, несмотря на негативную реакцию региональной автономии татар и башкир Пермской области, в рамках празднования годовщины основания Перми впервые в центре миллионного города на майдане у Законодательного Собрания края был успешно проведен национальный праздник Сабантуй, ставший демонстрацией дружбы народов. На празднике присутствовало более 20 тысяч человек.

2005 год ознаменовался большими юбилейными событиями российского и международного масштаба – 1000-летием основания Казани, 60-летием Победы над немецко-фашистскими захватчиками.

Состоялся конкурс певцов, танцоров, чтецов, исполнителей на различных музыкальных инструментах. В фойе была развернута выставка картин местных художников, фотографов, изделий народного творчества.

За активную пропаганду татарской культуры наша автономия была награждена почетной грамотой Министерства культуры Татарстана.

В нашем крае проживают представители около ста национальностей, и многие из них выпустили книги о своем народе. Однако книги об истории и достижениях нашего второго по численности коренного народа и его вкладе в промышленность и социально-культурное развитие Прикамья не было.

Поэтому Советом национально-культурной автономии города Перми было принято решение выпустить книгу о нашем народе заселяющем Прикамье, к празднованию 1000-летию Казани и такое издание появилось в июле 2005 г.

Книга написана по результатам последних исследований далекого исторического прошлого и на основе современных данных о жизни и достижениях татарского народа проживающем в Прикамье. Особое внимание уделено наиболее активным, неординарным представителям татарского народа, а также близкого к нему башкирского. Это известные в Прикамье люди, поднявшие авторитет региона и проявившие себя в сфере управления и бизнеса, промышленности, науки, образования, здравоохранения, культуры, искусства и спорта. Среди них есть выдающиеся личности, прославившие наш город не только в российском, но и в мировом масштабе. 4 августа 2005 года книга прошла презентацию в Органном зале Пермской областной филармонии с участием национальной творческой интеллигенции, представителей Исполкома Всемирного Конгресса татар и администрации г.Перми и Пермской области, получила широкое признание читателей и средств массовой информации, как в Прикамье, так и в Татарстане.

Следующим шагом стало привлечение к работе в автономии известных и авторитетных представителей нашего народа. Благодаря их помощи активизировалась работа в районах Перми.

При содействии Всемирного конгресса татар в городе прошли гастроли Государственного фольклорного ансамбля татарской музыки Республики Татарстан и фестиваль татарской песни имени Р.Вагапова, где наряду с известными артистами, например, Ильгамом Шакировым, выступали и молодые таланты Есть достижения в области культуры. С большим успехом выступает наша оперная звезда – ведущая солистка Пермского театра оперы и балета, лауреат премии им. А.П. Немтина, лауреат премии Всероссийского конкурса вокалистов им. В.Барсовой, лауреат премий г. Перми и Пермского края в сфере культуры и искусства Айсулу Хасанова.

В последние годы в нашем городе появились новые творческие коллективы, новые исполнители. Они выросли как количественно, так и качественно. Наша автономия, поддерживая и помогая им, радуется их успехам, огорчается неудачам. Мы постоянные участники и победители фестивалей и конкурсов не только в краевом масштабе, но и в татарском мире в разных регионах России и в Казани. За короткий промежуток времени наши представители добились значительных успехов.

В городе регулярно проводятся творческие вечера татарской интеллигенции, организуются фестивали-конкурсы, ведется активная пропаганда творческих достижений наших соплеменников. Например, ежегодно в Москве Пермское землячество проводит конкурс на получение престижной Строгановской премии, в котором автономия принимает самое активное участие. Строгановская премия года проводится по 6 номинациям.

Городская автономия выдвигали по 3-м номинациям своих представителей.

В конкурсе участвовало более 100 лучших представителей нашего края.

Прославившие наш город и край, молодые спортсмены, Ильдар Хайруллин, став 2-х кратным чемпионом мира по шахматам среди юниоров и международным гроссмейстером, участвовал в 3-х международных соревнованиях, активно участвует в массовых мероприятиях, играл на 20 досках в городском Сабантуе, на 15 досках в Казани и везде выходил победителем. Ильдар сражался за звание чемпиона мира в возрасте до 20 лет в Армении, турнире в Амстердаме.

Юная шахматистка Диана Самигуллина пятикратная чемпионка России по шахматам. Любовь Бакирова мастер спорта России по фигурному катанию, призер многих международных соревнований. Рустам Нугаев – боксер-профессионал, чемпион мира по версии IBA. Артур Масагутов неоднократный чемпион первенств РОСТО.

Наша автономия активно сотрудничает с Татарстаном – исторической родиной всех Татар. Мы являемся членом Всемирного конгресса татар и очень благодарны ему за методическую помощь, содействие в проведении массовых мероприятий. У нас, несмотря на городскую организацию, ни одно мероприятие не проходило без поддержки и участия представителей Всемирного конгресса татар и Министерства культуры Татарстана. Для выявления талантов, мы провели 9 городских фестивалей-конкурсов татар, проживающих в городе Перми, куда председателями жюри для определения победителей конгресс командировал известных специалистов не только в Татарстане, но и в татарском мире заслуженного артиста Татарстана Фердинанда Салахова, Заслуженного Работника культуры России Масгута Имашева, которые не только определили Лауреатов, но выступали перед зрителями, исполняя свои песни.

С помощью конгресса мы провели фестиваль песен Рашида Ваганова, Сары Садыковой, юбилейные вечера Героя Советского Союза поэтов Мусы Джалиля, Габдуллы Тукая. Мы провели городские сабантуи, где участвовали представители конгресса татар и получили приветствие и поддержку конгресса. Мы очень благодарны Ринату Зинуровичу Закирову, за его поддержку и понимание, а также помощь в возрождении наших культурных традиций.

Добрососедские отношения у нас установились с учеными Татарстана, где большую помощь оказывает нашим ученым президент Академии наук Татарстана, академик Мазгаров Ахмет Мазгарович.

Мы сотрудничаем с центром энергосбережения Татарстана в области решения проблем энергосбережения и повышения энергетической эффективности, обмениваясь достигнутыми результатами и участвуя в ежегодно проводимых конференциях.

Начиная с 2004 года у нас ежегодно проводится городской Сабантуй в центре города на эспланаде, напротив Законодательного Собрания. В этом году он проводился 9-ой раз. Сабантуи проводятся почти в каждом районе города в Кировском, Орджоникидзевском, Дзержинском и Свердловском районах. Ринат Сафиуллин провел два праздника сабантуя даже в своем маленьком микрорайоне.

Кроме того, ежегодно, автономия совместно с администрацией города проводит Городской фестиваль-смотр с целью выявления молодых талантов, который стал традицией.

В то же время, несмотря на активную работу, ускоряются процессы ассимиляции. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 года, из 150 с лишним тысяч пермских татар каждый четвертый назвал родным языком русский. По результатам последней переписи населения России, пермских татар, не владеющих родным языком, стало еще больше.

К сожалению, и в миллионном городе Перми нет ни одной Татарской школы, хотя в Перми татарская гимназия (школа) была до войны. Школа является источником и передающим звеном языка, культурного наследия и традиций народа.

Восточная мудрость гласит:

К сожалению, мы дошли до такой ситуации, что не только активисты национального движения не знают своего родного языка, но и руководители некоторых автономий.

Как остановить все более усугубляющиеся процессы ассимиляции?

В годы перестройки в нашем городе был открыт детский сад для татарских и башкирских детей. Инициатором этого начинания и заведующей детским садом была и остается Фавзия Сунгатовна Пак, которая является в этой области пионером. Была задумка на базе этого детского садика открыть татарскую гимназию.

Деятельная и инициативная Фавзия Сунгатовна сама загорелась этой идеей и в 2004 году на отчетно-выборной конференции региональной автономии с трибуны заявила, о начале целенаправленной работы по открытию татарской гимназии освободившись от должности председателя автономии, она целиком посвящает себя этой работе.

Однако открытие гимназии затянулось на десятилетия, несмотря на принимаемые меры и помощь активного члена нашей автономии, почетного работника общего образования РФ Фаила Газизовича Галина. Конечно, здесь имеется ряд объективных и субъективных причин.

Имея полное понимание и поддержку властных структур, мы, к сожалению, не можем пробудить интерес обучать детей своему родному языку у родителей. Город разбросан на большой территории, растянут вдоль берега Камы на 60 км, поэтому существуют транспортные проблемы с перевозкой детей, сложно их собрать в одну гимназию. Но в аналогичных условиях евреи, азербайджанцы, армяне сумели организовать свою гимназию, где успешно обучают детей. Еще одним примером являются достижения и положительный опыт активных членов ВКТ в Удмуртии, Ивановской области и ряде других регионов. Причину надо искать в нас самих в отрицательных чертах человеческого характера, отсутствие единства взглядов взаимопонимания важности проблемы.

Особое внимание уделено освещению вклада татарской нации, в том числе пермских татар, в победу в Отечественных войнах 1812 и 1941-45 гг.

Книга посвящена 65-летию Победы над немецко-фашистскими захватчиками сегодня среди нас живые герои Великой Отечественной войны – легендарный Абдул Ахметович Бахтияров, участник боев за Берлин, трижды отважный, кавалер многочисленных орденов и медалей, которому четыре дня назад исполнилось 90 лет, по аплодируем ему, участник Великой Отечественной войны Хамис Харисович Зарипов старше его на 5 лет.

Автономией установлены тесные связи с духовенством, совместно проводятся культурные мероприятия, Сабантуи, а также совместные курсы по обучению татарскому языку, проекты по сохранению наших традиций и обычаев.

Есть планы о необходимости его реконструкции и сделать его единым информационным центром, создать портал Пермских татар и башкир, где можно было бы выбрать для себя друзей и все необходимое для сохранения языка, культуры, обычаев национальных традиций татарского народа..

У нас есть свое святилище… По археологическим материалам в Верхнем Прикамье (Уральском Прикамье) выявлено более 250 средневековых археологических объектов, где обнаружено множество предметов булгарского производства. Особенно из них значимы находки Рождественского и Анюшкарского Могильников, где выделяются отдельные некрополи, погребения где были совершены по мусульманскому обряду. На Рождественском Могильнике выявлено 23 таких погребения. В другом крупном родонковском городище Анюшкар (Кылосово) в устье реки Иньва, также обнаружили остатки мусульманского монгольского некрополя Иньва.

Рожденственский археологический комплекс – крупнейший средневековый памятник Пермского Предуралья.

Об этом я думаю подробно расскажет известный историк профессор Андрей Михайлович Белавин и об их совместной работе с Пермским муфтиятом во главе с муфтием Муххамедгали Хузиным.

Мы считаем, необходимым восстановить археологический комплекс наших предков. Установить памятник, организовать туристические

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Татары Прикамья образуют одну из многочисленных групп коренного населения. После падения Казанского ханства свободные земли Южного Прикамья быстро заселяются, в том числе и поволжскими татарами. Наибольшая их концентрация наблюдалась по Тулве, Сылве, Ирени и на прилегающих территориях. К поволжским татарам присоединилась часть сибирских татар, мигрировавшая сюда значительно раньше. Однако пермские татары неоднородны, исследователи выделяют среди них несколько этно-территориальных групп: сылвенско-иренских татар, муллинских татар и тулвинских татар и башкир.

Татары Пермской области

Татары проживают почти во всех населённых пунктах Пермского края. Татары в Пермском крае не единая в этнографическом отношении группа. В Прикамье сформировалось несколько этнографических групп татар. Выделяют сылвенско-иренских, муллинских, тулвинских татар, татарское населения Куединского района. На территории Прикамья издавна протекали активные контакты татар и башкир, поэтому в некоторых случаях достаточно сложно провести этнокультурную границу между татарами и башкирами. Прежде всего, это касается тулвинских татар и татар сёл Куединского района.

Татары Прикамья образуют одну из многочисленных групп коренного населения. После падения Казанского ханства свободные земли Южного Прикамья быстро заселяются, в том числе и поволжскими татарами. Наибольшая их концентрация наблюдалась по Тулве, Сылве, Ирени и на прилегающих территориях. К поволжским татарам присоединилась часть сибирских татар, мигрировавшая сюда значительно раньше. Однако пермские татары неоднородны, исследователи выделяют среди них несколько этно-территориальных групп: сылвенско-иренских татар, муллинских татар и тулвинских татар и башкир.

Сылвенско-иренские татары формировались на основе нескольких этнических компонентов тюркско-финно-угорского происхождения. В настоящее время они считают себя татарами и соотносят с другими территориальными группами татар Поволжья и Приуралья. В Тулвинском поречье (Бардымский район Пермской области) наиболее остро встает проблема этнической идентификации татароязычного населения.

В конце XVI века в Тулвинском поречье начинаются новые этнокультурные процессы, во многом определившие этнокультурное своеобразие группы тулвинских татар и башкир. С XVI века в верхнем течении Тулвы появляются припущенники-тептяри, основу которых составили казанские татары, удмурты и марийцы. В этот же период в низовьях реки Тулвы появляется русское население, под давлением которого башкиры вынуждены переселяться в верховья реки, где они смешиваются с тептярским населением. Именно в этот период башкиры переходят от полукочевого скотоводства к земледелию и основывают постоянные поселения. Родственность татарской и башкирской культур, языка, основанная на общности раннего булгарского компонента, соседское, часто в одних поселениях, проживание, единая земледельческая система хозяйствования, иноэтническое окружение были главными факторами интеграционных процессов XVI-XIX веков, способствовали консолидации группы в единую этнокультурную общность. Удмурты и марийцы в большей части были ассимилированы. Именно участие казанских татар в формировании группы, а также значительное культурное влияние Казани стали причинами того, что к настоящему времени этническое самосознание тулвинских татар и башкир двойственно.

К середине XIX века окончательно сложилась единая этнокультурная общность тулвинских татар и башкир.

В начале 1990-х годов в Пермской области татар насчитывалось 150,4 тыс. человек (4,9%). Татарское население компактно проживает на 12 территориях области: в городах Гремячинске (15,3%), Кизеле (13,5%), Лысьве (16,8%), Чусовом (6,7%), в районах Куединском (6,4%), Кунгурском (8,8%), Октябрьском (32,5%), Ординском (16,4%), Пермском (5,1%), Суксунском (7,9%), Уинском (33,5%), Чернушинском (7,1%).

В Прикамье созданы Региональная национально-культурная автономия татар и башкир Пермской области, национально-культурная автономия татар г. Перми, 12 местных национально-культурных обществ и центров.

КРЕПКИЕ КОРНИ


редактор пермской областной

татарской газеты "Халык чишмэсе"

делегат I и II Всемирных конгрессов татар в Казани

Вот уж поистине, татар, как цыган, исторические ветры и житейские обстоятельства раскидали по всему белому свету. Разница только в том, что вечно странствующий цыган привык устраиваться на ночлег где угодно, хоть на придорожном лугу под телегой. А татарин предпочитает жизнь оседлую, размеренную и, даже оказавшись на чужбине, непременно берется строить дом, обзаводиться своим садом-огородом, чтобы пустить, как говорится, корни.

На прошедшем в Казани в последних числах августа 1997 года Втором Всемирном конгрессе татар делегаты и гости какие только страны и континенты не представляли.

Вплоть до Великобритании, США, Японии, Австралии и чуть ли не Папуа-Новой Гвинеи.

Впрочем, не будем долго о татарах дальнего зарубежья, которых там не так уж много - где пара тысяч, где и сотни не наберется. Нам бы со своими отечественными разобраться: их, поданным статистики, набирается семь с лишним миллионов - второй по численности народ в России. И лишь четвертая часть проживает в сегодняшнем Татарстане.

Многие мои сородичи осели "на отшибе", вдали от Казани, ежели заглянуть в историю, еще во времена Золотой Орды, или сбежали куда глаза глядят от насильного крещения после казанского похода Ивана Грозного в 1552 году. Имею в виду татар астраханских, касимовских (нынешняя Рязанская область), сибирских, да и наших пермских, поселившихся здесь, в бассейне реки Тулвы (нынешние Бардымский и Осинский районы), еще в XIII-XIV веках. И не только их, но и тех, кто угодил под "великое переселение" уже в XX веке. Только в период первых сталинских пятилеток в 30-е годы из Татарстана уехали по вербовке на "великие стройки" 300 тысяч человек - почти десятая часть всего тогдашнего населения республики. В одном 1940 году из Татарстана в далекий Донбасс проследовали 33 эшелона "телячьих вагонов" с вербованными рабочими. Только на шахтах Донецкого угольного бассейна число рабочих-татар превысило сто тысяч! Не зря нашим народом сложено столько пронзительных песен о тяжкой горняцкой доле-участи.

А сколько их, вербованных или сосланных как "кулацко-контрреволюционный элемент", понаехало в пермские края - на шахты Кизела, Гремячинска, Углеуральска, Губахи, в северные леспромхозы Коми-Пермяцкого автономного округа, Красновишерска, Горнозаводска, на сплавные рейды, грузчиками на камские пристани. Достаточно назвать хотя бы почетного гражданина "столицы химии" города Березники Мирсаида Ардуанова, тоже уроженца Татарстана, "перековавшегося" из грузчика в первостроителя гиганта отечественной индустрии. "Железный нарком" Серго Орджоникидзе наградил труженика и отдельной квартирой в новом благоустроенном доме, и персональной легковушкой.

Между прочим, сам я тоже из той, самой "отколотой" части нации: в послевоенном 1951 году наша семья, потерявшая на фронте отца, оставшаяся на полном иждивении матери-учительницы, вынуждена была в поисках лучшей доли переехать из Татарстана в Пермскую область, где в ту пору пустовали многие деревни. Потому что и здешние крестьяне, тоже в поисках лучшей доли, подались от "палочек-трудодней" на "великие стройки" - на сооружение Камской ГЭС, на шахты, заводы, лесоповал. Ирония судьбы: работали они бок о бок с вербованным людом из того же Татарстана.

ТАК ВОТ, О ПЕРМСКИХ ТАТАРАХ

По данным Всесоюзной переписи населения 1989 года, из проживавших тогда в области 3 миллионов 91 тысячи 481 человека более чем 100 национальностей 150 тысяч 460 человек составляли татары. Это 6,6 процента от всего населения области. Мы здесь второй, после русских, по численности народ. Нас чуть ли не вдвое больше, чем коренных жителей - коми-пермяков, имеющих с 1925 года в составе Пермского региона свой национальный автономный округ, который ныне входит в число 89 субъектов Российской Федерации.

Так вот, пользуясь представившейся возможностью, со страниц уважаемого журнала "Жизнь национальностей" мне хотелось бы отдать поклон коренным пермским татарам с их многовековой родословной. Они даже в самые лихие времена сумели сберечь себя как этнос, общаясь на родном языке, соблюдая традиции, обычаи, обряды своего народа.

С давних времен татары расселились на Пермской земле не вразброс, а компактно, целыми деревнями, поселками, а то и районами. В этом отношении особенно уникален, конечно, Бардымский район, который вполне можно назвать национальным: из 30 тысяч его населения 92 процента составляют татары и башкиры. Кстати, пермские башкиры почти поголовно считают своим родным языком татарский. Это можно объяснить в первую очередь тем, что в Пермской области нет ни одной башкирской школы. А татарских школ - 92. По числу их Пермская область неизменно занимает одно из ведущих мест в России, уступая лишь Татарстану, а также Башкортостану, среди населения которого татарская диаспора, как известно, тоже занимает значительное место.

Совместными усилиями башкир и татар в 1989 году было создано первое национальное объединение - Пермский областной татаро-башкирский общественный центр. А с конца 1998 года, с переходом в другой статус, центр преобразован в Региональную национально-культурную автономию татар и башкир Пермской области.

Цели у нас общие, неразрывные - сохранение в условиях преимущественно русскоязычной территории самобытности, традиций, культуры, обычаев татар и башкир. И потому далее, когда речь пойдет о сородичах и земляках, позвольте мне не называть, кто из них татарин, а кто башкир. Тем более что многие имена и фамилии у наших народов звучат одинаково.

Эта великая история вобрала в себя всё - и множество государств на бескрайних просторах Сибири и Идель-Урала;
и бессмертные предания-дастаны, воспевшие эти государства; и, безусловно,
богатейшее духовное наследие наших великих предков.
В то же время у пермских татар внутри большой татарской истории есть и своё отдельное место,

своя местная история края, национальные герои, устное народное творчество, даже свой местный диалект. Эта самобытность и уникальность еще больше дополняет и обогащает нашу общую татарскую историю.
Предки современных пермских татар одно время назывались гуннами, а позднее вошли в состав Волжской Булгарии и Казанского ханства.
Об этом свидетельствуют булгарская топонимика, многочисленные археологические памятники и булгарские погребения на территории Пермской области.
Татары в Пермском крае проживают издавна. Появление татар в этих краях уходят в VIII-X века, временам Поволжской Булгарии.
По численности в крае и городе Перми они занимают второе место после русских.
Территория города Перми в свое время принадлежала татарскому Мурзе Култаю Шигиреву,
который вместе со своим юртом переселился в верховье Нижней Мулянки. Место его поселения стало называться Култаевым Полем.
Позже его сын Шигалей Култаев получил жалованную царскую грамоту на
владение своей вотчиной.
Деревни получили название по речкам (Верхние и Нижние Муллы). Позже татарское население было вытеснено на Верхнюю Мулянку и территория будущей Перми вошла в вотчину Строгановых.
Верхние Муллы заселяются русскими, переименовываются в село Никольское и становятся административным центром данной части Строгановской вотчины.
Сегодня здесь расположена часть Индустриального района города Перми.

Татарская национально-культурная автономия (ТНКА) Перми – одно из крупнейших национальных объединений в крае. Хотя она была создана еще 20 февраля 1999 года, до начала 2004 года практически не действовала.
10 апреля 2004 года на отчетно-выборном собрании ТНКА был избран новый Совет ТНКА
в составе 23 человек из активных деятельных членов, любящих свой народ.

С помощью конгресса мы провели фестиваль песен Рашида Ваганова , Сары Садыковой,
юбилейные вечера Героя Советского Союза поэтов Мусы Джалиля, Габдуллы Тукая.
Мы провели городские сабантуи, где участвовали представители конгресса татар и получили приветствие и поддержку конгресса.
Мы очень благодарны Ринату Зинуровичу Закирову, за его поддержку и понимание,
а также помощь в возрождении наших культурных традиций.

Добрососедские отношения у нас установились с учеными Татарстана, где большую помощь оказывает нашим ученым президент Академии наук Татарстана, академик Мазгаров Ахмет Мазгарович.
Мы сотрудничаем с центром энергосбережения Татарстана в области решения проблем энергосбережения и повышения энергетической
эффективности, обмениваясь достигнутыми результатами и участвуя в ежегодно проводимых конференциях.

Д.Г. Закиров, д.т.н., профессор, краевед,
член союза журналистов РФ,
председатель совета Татарской
национально-культурной автономии г. Перми

Татары в Пермском крае — этнографические группы татар, проживающие на территории Пермского края.

Татары проживают почти во всех населённых пунктах Пермского края. Татары в Пермском крае не единая в этнографическом отношении группа. В Прикамье сформировалось несколько этнографических групп татар. Выделяют сылвенско-иренских, муллинских, тулвинских татар, татарское населения Куединского района. На территории Прикамья издавна протекали активные контакты татар и башкир, поэтому в некоторых случаях достаточно сложно провести этнокультурную границу между татарами и башкирами. Прежде всего, это касается тулвинских татар и башкир. Численность татар в Прикамье в 1989 г. составила 150 460 человек. Перепись 2002 г. отметила сокращение их численности до 136 597 татар. [1]

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Татары в Пермском крае" в других словарях:

Кунгурские татары — Татары в Пермском крае этнографические группы татар, проживающие на территории Пермского края. Татары проживают почти во всех населённых пунктах Пермского края. Татары в Пермском крае не единая в этнографическом отношении группа. В Прикамье… … Википедия

Пермские татары — Татары в Пермском крае этнографические группы татар, проживающие на территории Пермского края. Татары проживают почти во всех населённых пунктах Пермского края. Татары в Пермском крае не единая в этнографическом отношении группа. В Прикамье… … Википедия

Население Пермского края — Численность населения Пермского края по данным Госкомстата России на 1 января 2012 года составляет 2 631 073 жителей, в том числе городское население 1 969 985 человек (74,87 %).[1] Содержание 1 Динамика численности населения … Википедия

Пермь (город) — Город Пермь Флаг Герб … Википедия

Перьмь — Город Пермь Флаг Герб … Википедия

Пермь — У этого термина существуют и другие значения, см. Пермь (значения). Город Пермь Флаг Герб … Википедия

Пермский край — Координаты: 59°14′ с. ш. 56°08′ в. д. / 59.233333° с. ш. 56.133333° в. д. … Википедия

Чайковский (город) — Город Чайковский Герб … Википедия

Пермская губерния — I расположена частью в Европейской, частью в Азиатской России, по обоим склонам Уральского хребта. Граничит на севере с Вологодской губернией, на востоке с Тобольской, на юге с Оренбургской и Уфимской, на западе с Вятской губерниями. Пространство … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Расселение татар в России — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. В Татарстане проживает около 37,9 % всех татар, живущих в России, остальные проживают практически … Википедия

Читайте также: