Организация незаконной миграции доклад

Обновлено: 13.05.2024

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ

Абдулов Марк Климович
Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской
Факультет заочного и дистанционного обучения, магистратура


Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы развития современных информационно-телекоммуникационных систем, использующих биометрические данные человека, в целях противодействия незаконной миграции иностранных граждан на территорию Российской Федерации.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что международная незаконная миграция – одна из ключевых проблем современности. За последнее десятилетие она достигла угрожающих масштабов. В первую очередь это обусловлено нестабильной ситуацией в развивающихся странах, активизацией деятельности террористических организаций. Военные конфликты на Украине и на Ближнем Востоке, безработица, демографические проблемы – все это влияет на потоки мигрантов, хлынувшие в Россию и на Запад. Объектом настоящего исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере незаконной миграции. Предметом исследования являются пути противодействия незаконной миграции иностранных граждан на территорию страны, в первую очередь, научно-технические методы противодействия нелегальной миграции, построенные на использовании современных информационно-телекоммуникационных систем. В ходе исследования рассматривается сущность незаконной миграции и мигрантов, определяются федеральные органы власти Российской Федерации, в полномочия которых входит деятельность по противодействую незаконной миграции, рассматриваются вопросы использования современных информационно-телекоммуникационных систем, использующих биометрические данные человека, в целях противодействия незаконной миграции иностранных граждан на территорию Российской Федерации. На основании обозначенных проблем осуществления на территории Российской Федерации противодействия незаконной миграции, достигается цель настоящего исследования, которая заключается в разработке и внедрению современных технических решений, направленных на совершенствование рассматриваемого процесса. Задачи исследования определяются в соответствии с его целью и состоят в рассмотрении теоретических и практических основ данной работы. Методами настоящего исследования являются системный подход и метод анализа и синтеза. Реализация предложенных в настоящей статье мероприятий поспособствует совершенствованию процесса противодействия незаконной миграции иностранных граждан в Российскую Федерацию.

Научный руководитель – канд. полит. наук Е.В. Шевцова

С точки зрения уголовного закона незаконная миграция – это незаконный въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконное пребывание в Российской Федерации или незаконный транзитный проезд через территорию Российской Федерации[1].

Современная наука выделяет множество определений незаконной миграции, и каждый автор и исследователь предоставляет свое, но в общей сложности все определения объединяют следующие признаки:

- въезд на территорию страны без наличия действительных документов для осуществления указанных действий;

- получение документов и разрешений на пребывание в стране или выезд из неё обманным путем, запрещенным на законодательном уровне;

- заключение фиктивного официального брака, который даёт возможность остаться в той или иной стране;

- другие признаки, позволяющие определить тот факт, что гражданин нарушает законодательство действующей страны по пребыванию на её территории и пересечение её границ.

В отличие от Уголовного кодекса Российской Федерации, в науке различают три составляющие нелегальной миграции: незаконный въезд, незаконное пребывание и незаконную занятость[2]. При этом незаконный транзитный проезд через территорию Российской Федерации представляет наименьшую опасность для государства, в связи с чем на его подробном рассмотрении в данной статье мы останавливаться не будем.

В России незаконная миграция входит в число ключевых угроз для экономики. В Стратегии нацбезопасности до 2020 г. прямо говорится о повышении уровня риска, связанного с неконтролируемым перемещением иностранных граждан.

Незаконная миграция способствует возникновению и развитию определенных негативных явлений, таких как:

В разных странах предпринимаются различные меры по противодействию незаконной миграции. Так, к примеру, в России ужесточаются правила въезда в страну и пребывания в ней. Кроме того, устанавливается уголовное наказание за организацию незаконной миграции.

Относительно мер противодействия незаконной миграции, то их может быть множество, но нельзя однозначно сказать помогут они или нет. В страну будут ехать до тех пока, пока в ней можно заработать. И не все захотят официально получать доход и платить еще налоги в бюджет.

Стоит отметить, что, несмотря на множество принимаемых мер, незаконная миграция все еще остается одной из главных проблем современного общества. По разным оценкам, в России ежегодно 3-5 млн иностранцев находятся и работают нелегально.

Ответственность за незаконную миграцию предусмотрена практически в каждой развитой стране. На фоне обострения миграционного кризиса многие государства понимают необходимость тесного взаимодействия. Для его обеспечения создаются оперативные каналы связи, по которым идет активный обмен информацией между правоохранительными структурами стран-партнеров. Такое взаимодействие позволяет осуществлять согласованные действия по регулированию потоков иностранцев, контролю за незаконной миграцией, пресечению трансграничной преступности. Россия, к примеру, является участницей Соглашения о сотрудничестве, подписанного между странами ШОС. Межгосударственное взаимодействие, несомненно, приносит результаты. Так, за последние 10 лет наблюдается существенное изменение структуры преступности иностранцев. Значительно уменьшилось число тяжких, особо тяжких посягательств. Эти изменения обусловлены главным образом совершенствованием государственной миграционной политики, применением мер ответственности к нарушителям законодательства.

Противодействие незаконной миграции иностранных граждан на территорию Российской Федерации осуществляется через взаимодействие Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов пограничного контроля Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службы и Федеральной службы по труду и занятости населения[5]. Данные федеральные органы власти страны осуществляют обмен информацией в сфере незаконной миграции, проводят совместные контрольно-проверочные и оперативно-розыскные мероприятия, выявляя, пресекая, предотвращая противоправные действия иностранных граждан в данной области.

Практика показывает, что для выработки оптимальных механизмов регулирования и прогнозирования миграционных процессов требуется постоянный мониторинг количественного состава мигрантов, пребывающих в Российскую Федерацию, включающий в себя всесторонний анализ большого объема различного рода информации. Не случайно один из разделов утвержденной Концепции государственной миграционной политики на период до 2025 года посвящен именно информационно-аналитическому обеспечению реализации миграционной политике.

Для реализации данных положений органы, осуществляющие противодействие нелегальной миграции, используют соответствующие информационно-телекоммуникационные системы, в первую очередь автоматизированные информационные системы.

Итак, автоматизированная информационная система (АИС) – это совокупность программно-аппаратных средств, предназначенных для автоматизации деятельности, связанной с хранением, передачей и обработкой информации.

Применительно к теме статьи рассмотрим соответствующую АИС. Так, вся информация, касающаяся иностранных граждан, начиная от выдачи приглашений на въезд в Россию, заканчивая тем, кто из иностранных граждан стал жертвой преступления на территории РФ, систематизируется и накапливается в центральном банке данных учёта иностранных граждан (АИС ЦБДУИГ, ЦБДУИГ) на основании Инструкции, утвержденной приказом МВД № 518 от 03.07.2006 г.

Нормативно-правовым основанием существования АИС ЦБДУИГ является 2 приказа МВД – № 148 от 10.03.2006 г. (совместный с ФСБ и другими ведомствами) и № 518 от 03.07.2006 г. Именно эти 2 документа из числа несекретных регламентируют, как должен работать ЦБДУИГ, какая информация должна быть в ЦБДУИГ, кто к нему имеет доступ и т.д.

Указанная автоматизированная информационная система ведётся подразделениями по вопросам миграции территориальных органов внутренних дел. Вместе с тем, другие государственные органы, осуществляющие противодействие незаконной миграции, как правило, имеют доступ к данной системе только по соответствующим письменным запросам. Так, в подразделениях пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России, т.е. непосредственно в пунктах пропуска через государственную границу России, информационная система ЦБДУИГ отсутствует, что зачастую не позволяет выявлять нарушителей-нелегалов при въезде в страну.

Кроме того, в настоящее время в ЦБДУИГ не заносится информация от стран-партнёров, там отсутствуют сведения, позволяющие в автоматическом режиме выявлять нелегалов и пресекать их противоправные действия. Не редки случаи, когда иностранцы – нарушители российского законодательства, используя различные ухищрения (смена установочных данных в стране исхода, использование поддельных, подложных либо чужих документов на право пребывания в России), въезжают в Россию и находятся здесь длительное время.

Полагаем, что результативность предупредительной работы во многом зависит от согласованности уполномоченных органов, своевременного обмена информацией между органами, осуществляющими противодействие незаконной миграции. В связи с чем для повышения эффективности данной деятельности целесообразно внедрять современные технологии и информационно-телекоммуникационные сети, предназначенные для оперативного обмена информацией, позволяющей своевременно выявлять незаконных мигрантов при их въезде в Российскую Федерацию.

Для совершенствования процесса противодействия нелегальной миграции полагаем целесообразным принять следующие изменения.

1. Расширить возможности АИС ЦБДУИГ путём ввода новых подсистем (информационных массивов), содержащих биометрические данные иностранцев (фотоизображение высокого разрешения, дактилоскопическая информация, рисунок радужной оболочки глаза), сведения об иностранцах, въезд которым в Россию не разрешён, находящихся в розыске и пр. Также ввести сведения от стран-партнёров о лицах, находящихся в розыске по линии Интерпола, участвующих в организации незаконной миграции, потенциально-опасных лиц (подозреваемых в причастности к террористической деятельности, совершению иных преступлений).

2. Оснастить пункты пропуска через государственную границу техническими средствами, позволяющими считывать биометрическую информацию и заносить её в цифровом виде в информационные массивы ЦБДУИГ (сканеры отпечатков пальцев, радужной оболочки глаза, системы распознавания лиц и пр.).

3. Оснастить пункты пропуска через границу автоматизированными рабочими местами для доступа к ресурсам ЦБДУИГ, предоставив право доступа к ним сотрудникам пограничной службы.

Указанные нововведения позволят автоматически идентифицировать прибывающих в страну лиц и сравнивать данные с информационными массивами АИС ЦБДУИГ, выявляя, таким образом, нелегальных мигрантов и иных лиц, представляющих потенциальную опасность для Российской Федерации. При своевременном выявлении нарушителей в их отношении в соответствии с законодательством Российской Федерации[6] может быть принято решение о неразрешении въезда в страну, что позволит избежать возможных негативных последствий от пребывания нелегалов в России и воспрепятствовать совершению ими преступлений на территории нашего государства.

Библиографический список

  1. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации – 17 июня 1996 г. – № 25.
  2. Уголовное право России. Особенная часть.: учебник. 2-е изд., дополн. и перераб. / Под ред. В.И.Гладких. – М.: МЮИ, 2013. – С.349.
  3. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: федер. закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 19.02.2018)// Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 34. -Ст. 4029.
  4. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федер. закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ(ред. от 31.12.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. –2002. -№ 30. -Ст. 3032.
  5. Гузиенко В. С. Миграционная политика. – 3 изд. – Москва : Мысль, 2018. – С. 20.
  6. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: федер. закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 19.02.2018)// Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 34. – Ст. 26, 27.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Самойлюк Н.В., адъюнкт Дальневосточного юридического института МВД России (ДВЮИ МВД России).

Организованные формы незаконной миграции являются одним из направлений деятельности организованной преступности. Они занимают третье место по количеству получаемой незаконной прибыли и общественной опасности, уступая только незаконному обороту наркотиков и оружия.

Ежегодный доход от данного направления противоправной деятельности организованной преступности оценивается специалистами в 12 млрд. долл. в год .

См.: Калашников О.Д. Незаконная миграция и организованная преступность: взаимосвязь и взаимозависимость // Следователь. 2006. N 6. С. 58.

Федеральным законом N 187-ФЗ от 28 декабря 2004 г. установлена уголовная ответственность за организацию незаконной миграции, предварительное расследование которой в соответствии со ст. 151 УПК РФ производится дознанием (ч. 1 ст. 322.1 УК РФ) и органами предварительного следствия (ч. 2 ст. 322.1 УК РФ).

Выступление первого заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации А.А. Чекалина: Итоги деятельности ФМС России за 2007 г. М., 2008. С. 24 - 25.

В настоящее время юридическая теория выработала достаточное количество толкований рассматриваемой статьи. Обратившись к данным источникам, можно заметить множество противоречий во мнениях авторов. Отсутствие комментария к рассматриваемой статье со стороны Верховного Суда Российской Федерации значительно затрудняет решение некоторых теоретических вопросов, а также деятельность правоприменительных органов по осуществлению противодействия незаконной миграции.

Объектом рассматриваемого преступления является установленный федеральным законодательством порядок въезда иностранных граждан и лиц без гражданства в Российскую Федерацию, их выезда из Российской Федерации, а также правила пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Объективная сторона данного преступления выражается в трех действиях: организации незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства; организации их незаконного пребывания в Российской Федерации; организации незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

Рассматривая объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 322.1 УК РФ, следует начать с термина "организация". Организация в толковании словаря иностранных слов обозначает "строение, устройство чего-либо; совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры. " .

См.: Современный словарь иностранных слов. М., 2000. С. 427.

Под организацией в Словаре русского языка понимается "организованность, хорошее, планомерное, продуманное устройство, внутренняя дисциплина" .

См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1984. С. 403.

На сегодняшний день в теории нет четкого определения понятий "организация незаконного въезда в Российскую Федерацию" и других указанных в ст. 322.1 УК РФ действий.

Думается, что применительно к рассматриваемой норме нельзя рассматривать понятие организации незаконной миграции без составляющих ее - незаконного въезда, пребывания и транзитного проезда. Тем не менее считаем, что в данном случае в термин "организация" вкладывается совершение различных, заранее обдуманных действий, направленных в большинстве своем на извлечение собственной выгоды путем создания условий для незаконного пересечения границы именно третьими лицами.

См.: Бессонов А. Уголовная ответственность за организацию незаконной миграции // Законность. 2005. N 12. С. 11.
См.: Ведомости РФ. 1993. N 17. Ст. 594.

Не только воздушным, наземным и водным транспортными средствами могут быть пересечены сухопутная, воздушная, водная границы. Верно пишут О. и С. Якимовы, она может быть пересечена и вплавь, и пешеходным образом, и нетрадиционным видом транспорта . По мнению этих исследователей, криминализация "организации незаконной миграции" излишняя, ст. 322.1 УК РФ созвучна со ст. 322 УК РФ "Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации". В связи с чем они считают, что ответственность за организацию незаконного въезда в РФ можно было бы квалифицировать и ранее со ссылкой на ч. 3 ст. 33 УК РФ (за исключением случаев, когда организатор еще является и соисполнителем данного преступления, тогда его действия квалифицируются по ст. 322 УК РФ, без ссылки на ч. 3 ст. 33 УК РФ). В дополнение к своему мнению Якимовы замечают, что санкции ч. 1 ст. 322 УК РФ и ч. 1 ст. 322.1 УК РФ также совпадают, их предел ограничивается двумя годами лишения свободы.

См.: Якимов О., Якимова С. Организация незаконной миграции: проблемы уголовной ответственности // Уголовное право. 2005. N 1. С. 78.

Отчасти мы согласны с мнением Якимовых, но стоит заметить, что ст. 322.1 УК РФ предусматривает ответственность не только за организацию незаконного въезда, но и за совершение таких действий, как организация незаконного пребывания в Российской Федерации, а также незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации, которые ранее не предусматривались статьями УК РФ. Помимо этого устанавливается различный круг субъектов данных преступлений.

Законодатель дал общее широкое значение понятию "въезд", определив его как пересечение Государственной границы Российской Федерации любым способом и средством.

Наша позиция сходна с мнением Н.Г. Кириенко и заключается в том, что организация незаконного въезда - это любые действия, направленные на оказание содействия к перемещению иностранных граждан или лиц без гражданства через Государственную границу РФ на территорию нашей страны в нарушение действующего законодательства Российской Федерации или явившиеся результатом действительного перемещения мигрантов на территорию Российской Федерации .

См.: Кириенко Н.Г. О квалификации организации незаконной миграции в теории и практике // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2006. Вып. 2. С. 51.

В понятие "организация незаконного пребывания в РФ" А. Бессонов включает "совершение действий, направленных на трудоустройство, предоставление жилья, материальных средств на территории России и пр." . По нашему мнению, организация незаконного пребывания в РФ - это совершение действий виновным, направленных на обеспечение местонахождения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ в нарушение миграционного законодательства.

См.: Бессонов А. Уголовная ответственность за организацию незаконной миграции // Законность. 2005. N 12. С. 11.

По конструкции объективной стороны рассматриваемый состав преступления формальный, преступление будет окончено с момента совершения одного из действий, перечисленных в диспозиции.

Так как обязательным признаком объективной стороны данного состава преступления является незаконность пребывания иностранного гражданина на территории РФ, лицу, предоставившему для данного гражданина место пребывания, должно быть известно об отсутствии у него регистрационных документов, и оно должно желать продолжения незаконного пребывания иностранного гражданина в конкретном месте.

Закон называет две категории лиц-мигрантов: иностранные граждане и лица без гражданства. Они являются не субъектами преступления по данной статье, а объектами воздействия (организации, перемещения).

Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности. При этом оно может быть как гражданином Российской Федерации, так и иностранным гражданином либо лицом без гражданства. Для квалификации действий лица по данной статье достаточно, чтобы субъект, осуществляющий организацию незаконной миграции, выполнил хотя бы одно из трех указанных в диспозиции статьи действий, таких, как: организация незаконного въезда в Российскую Федерацию; организация незаконного пребывания на территории Российской Федерации; организация незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

Субъектом рассматриваемого преступления будет являться также лицо, которое организовало пребывание на территории РФ законно пересекшему границу, а также выполнило действия, направленные на обеспечение перемещения нелегальных мигрантов в третью страну, которая и является конечной целью миграции.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыслом. Мотивы совершения данного преступления для квалификации значения не имеют. Они могут быть любыми: корысть, месть, иная выгода и другие.

Общая цель данного преступного деяния заключена в конечном результате действий, образующих его объективную сторону. При незаконном въезде и пребывании в Российскую Федерацию - это нахождение иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации, а при незаконном транзите - выезд этих лиц в зарубежное государство.

При этом п. "б" ч. 2 рассматриваемой статьи предусмотрена специальная цель организации незаконной миграции - совершение преступления на территории Российской Федерации, что является отдельным квалифицирующим признаком данного преступления.

Квалифицирующим признаком данного преступления также является совершение того же деяния организованной группой, под которой понимается устойчивая группа лиц, заранее объединившаяся для совершения одного или нескольких преступлений.

Новая статья помещена в 32 главу УК РФ. Составы преступлений данной главы образуют: преступления, посягающие на авторитет государственной власти; на нормальную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления; на установленный порядок ведения, пользования, обращение официальной документации; на неприкосновенность Государственной границы.

Мы согласны с ранее выдвинутыми предложениями о том, чтобы выделить в единую главу преступления, связанные с незаконной миграцией.

Стоит заметить, что в уголовном праве стран Азиатско-Тихоокеанского региона, кроме КНР, не предусмотрена ответственность за организацию незаконной миграции. Примечательно, что уголовным законодательством Японии и Кореи не криминализирована деятельность, связанная с организацией незаконной миграции . Только в Уголовном кодексе КНР 1997 г. в ст. 318 предусмотрена уголовная ответственность за организацию нелегального пересечения государственной границы (границы приграничного района) третьими лицами . Данная статья содержится в главе преступлений против порядка общественного управления, в чем проявляется определенная аналогия с Уголовным кодексом Российской Федерации. Однако при этом преступления против режима государственной границы выделены в отдельный параграф. Думается, что будет целесообразным перенять зарубежный опыт в данной части и систематизировать нормы в области незаконной миграции в одну главу УК РФ, в которую по смыслу закона должны включаться статьи, предусмотренные ст. 322, 322.1, 323.

См.: Уголовный кодекс Японии / Под ред. А.И. Коробеева. СПб.: Юрид. центр "Пресс", 2002; Уголовный кодекс Республики Корея / Науч. ред. и предисл. А.И. Коробеева; Перевод с корейского В.В. Верхоляка. СПб.: Издательство "Юридический центр "Пресс", 2004.
См.: Уголовный кодекс Китайской Народной Республики. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1999. С. 124.

К сожалению, санкции за совершение таких преступлений порой не соответствуют тяжести наступивших последствий. Законодателем указанные общественно опасные деяния отнесены к преступлениям небольшой (ч. 1) и средней (ч. 2) тяжести, что явно не соответствует тем негативным последствиям, которые наступают вследствие совершения рассматриваемых преступлений. Кроме того, лицо, впервые совершившее данные преступления, может быть освобождено от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием. Также приготовление к рассматриваемым преступлениям не является уголовно наказуемым.

Для эффективности применения ст. 322, 322.1 УК РФ, по нашему мнению, необходимо увеличить санкции рассматриваемых статей. Мы согласны с мнением А.И. Коробеева, который считает, что не санкция должна определять примерную тяжесть криминализируемых деяний, а в самом деянии необходимо искать мерило, критерий его общественной опасности .

Коробеев А.И. Советская уголовно-правовая политика: проблемы криминализации и пенализации. Владивосток, 1987. С. 144.

Исходя из существующих негативных последствий, связанных с незаконной миграцией, мы согласны с рядом авторов, предлагающих повысить санкции ч. 1 и 2 ст. 322.1, а также ч. 1 и 2 ст. 322 УК РФ до пяти и десяти лет лишения свободы соответственно.

Упущением законодателя является то, что привлечь к уголовной ответственности по данной статье можно только лицо, организовавшее незаконный въезд, а привлекут ли к ответственности лиц, способствующих ему, но не вошедших в его организованную группу, остается под вопросом. Например, содействие организатору незаконной миграции могут оказать лица, предоставившие помещения для проживания незаконным мигрантам. Также норма не охватывает своей юрисдикцией лиц, которые непосредственно занимались изготовлением поддельных документов или сбывали их для нелегальных мигрантов. Не стоит забывать и о возможном участии в совершении данного вида преступления должностных лиц, от которых зависит, например, выдача или оформление документов, предоставление рабочих мест и т.д.

Помимо этого в рассматриваемой норме ответственность наступает за организацию незаконного въезда иностранных граждан и лиц без гражданства, но могут возникнуть ситуации, когда незаконный въезд организуют и гражданину Российской Федерации. С другой стороны, если в рассматриваемой статье подразумевается, что действия лица направлены на организацию незаконной миграции именно иностранных граждан и лиц без гражданства, тогда речь идет не о миграции, а об одной из ее форм - иммиграции, и название ст. 322.1 УК РФ требует в таком случае уточнения.

Кроме того, мы считаем целесообразным отнести к квалифицирующим признакам рассматриваемого преступления такой признак, как совершение указанного преступления группой лиц, что предусмотрено, например, и в ст. 322 УК РФ. Присутствующий в действующей ст. 322.1 УК РФ квалифицирующий признак - совершение указанного преступления организованной группой - наиболее сложен в доказывании на практике. Кроме того, из анализа следственной и судебной практики видно, что зачастую деятельность, направленная на организацию незаконной миграции, требует больших подготовительных мероприятий и привлечения большого круга лиц, тогда уместным будет дополнить рассматриваемый квалифицирующий признак такой формой соучастия, как организованная группа.

По нашему мнению, п. "б" ч. 2 ст. 322.1 УК РФ не охватывает всех противоправных деяний, совершаемых лицом, которому организуется незаконные въезд, пребывание или транзитный проезд. Из анализа административной и уголовной практики следует, что преступления, совершаемые ранее указанными лицами, тесно переплетаются с иными правонарушениями. В связи с чем считаем целесообразным п. "б" ч. 2 ст. 322.1 УК РФ изложить в следующей редакции: "В целях совершения преступления либо иных правонарушений на территории Российской Федерации".

Мы согласны с мнением А.Н. Шкилева, которому представляется, что перечень квалифицирующих признаков ст. 322.1 УК РФ недостаточен. А.Н. Шкилев предлагает дополнить ч. 2 ст. 322.1 УК РФ следующими квалифицирующими признаками:

"в) с использованием лицом своего должностного положения", что созвучно с мнением Якимовых;

"г) с наступлением тяжких последствий" .

Также считаем целесообразным дополнить ст. 322.1 УК РФ примечанием, указанным в ст. 322 УК РФ, в которой закреплено, что действие настоящей статьи не распространяется на случаи прибытия в Российскую Федерацию с нарушением правил пересечения Государственной границы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища в соответствии с Конституцией РФ, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления.

Тогда предлагаем данную статью изложить в следующей редакции:

"Организация незаконной миграции

  1. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, а также граждан Российской Федерации, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации
  2. Те же деяния, совершенные:
  3. группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой;
  4. в целях совершения преступления либо иных правонарушений на территории Российской Федерации;
  5. лицом с использованием своего служебного положения".

Примечание. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи организации незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации для использования ими права политического убежища в соответствии с Конституций Российской Федерации, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

По итогам рассмотрения проекта постановления о судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы России и преступлениях, связанных с незаконной миграцией, Пленум ВС отправил его на доработку


По мнению одного из адвокатов, грядущее постановление Пленума призвано обобщить судебную практику по уголовным делам, которая начала формироваться уже более пятнадцати лет назад. Другая отметила, что в проекте разъяснений не отражены очень важные моменты, которые суды должны устанавливать в ходе рассмотрения подобных дел.

В своем докладе судья Верховного Суда Олег Борисов отметил, что актуальность такого документа подтверждается судебной статистикой, согласно которой число осужденных за соответствующие миграционные преступления лиц является существенным.

Что следует считать незаконным въездом в РФ

В п. 1 документа обращается внимание судов на необходимость при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 322 (Незаконное пересечение госграницы РФ), 322.1 (Организация незаконной миграции), 322.2 (Фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания/жительства в жилье, иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в российском жилье), 322.3 (Фиктивная постановка на учет иностранца или апатрида по месту пребывания в РФ) Уголовного кодекса, учитывать требования российского законодательства, регламентирующего правила пересечения Государственной границы РФ, въезда в Россию и проезда через ее территорию, пребывания в РФ и выезда из нее.

В п. 2 проекта разъясняется, что следует понимать под действительными документами на право въезда в РФ или выезда из нее в соответствии с ч. 1 ст. 322 УК РФ. Как следует из п. 3 документа, в качестве пересечения госграницы РФ без действительных документов на право въезда в Россию или выезда из нее надлежит квалифицировать прохождение лицом пограничного контроля с использованием заведомо поддельных (подложных) документов либо с использованием подлинных документов другого лица.

Исходя из п. 4, предусмотренные ст. 322 УК преступления признаются оконченными с момента фактического пересечения лицом линии государственной границы независимо от места и способа ее пересечения (пешком, на любом виде транспорта, тайно или открыто, с прохождением пограничного контроля в пункте пропуска через госграницу или без такового). В следующем пункте документа отмечено, что вышеуказанные преступления могут совершаться только с прямым умыслом, при котором виновный осознает факт пересечения им госграницы с нарушением установленных требований.

В п. 6 проекта разъяснено, какие обстоятельства следует установить суду для квалификации деяния по ч. 2 ст. 322 УК РФ. В частности, суду необходимо установить, что иностранец или апатрид были осведомлены о том, что въезд в РФ не был разрешен им по законным основаниям. Согласно п. 7, если виновный два или более раза незаконно пересек госграницу РФ при обстоятельствах, свидетельствующих о наличии у него единого умысла на осуществление таких действий, содеянное не образует совокупности преступлений и квалифицируется по соответствующей части ст. 322 УК РФ как одно преступление.

В соответствии с п. 8 документа нарушение правил пересечения государственной границы не образует состав преступления по ч. 1 ст. 322 УК РФ, если оно совершено лицом, имеющим при себе действительные документы на право въезда в РФ / выезда из нее и надлежащее разрешение, полученное в установленном российским законодательством порядке. Отмечено, что состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 322 УК РФ, отсутствует в случаях, когда въезд в РФ с нарушением этих правил совершен иностранцем или апатридом, в отношении которых не имеется запрета российских властей о въезде таких лиц в РФ по законным основаниям. Также подчеркнуто, что нарушением правил пересечения государственной границы не является ее вынужденное пересечение в силу чрезвычайных обстоятельств (например, вследствие несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, угрожающего безопасности судна).

Организация незаконной миграции

В п. 9 документа поясняется, что понимать под организацией незаконной миграции в соответствии со ст. 322.1 УК РФ. Такое преступление квалифицируется как оконченное с момента умышленного создания виновным лицом условий для осуществления хотя бы одного из соответствующих незаконных действий независимо от того, совершены ли такие действия или нет. При этом квалификация деяния не зависит от того, были ли привлечены к ответственности иностранцы или апатриды, в интересах которых оно было совершено (в частности, по той причине, что эти лица покинули Россию).

В следующем пункте отмечено, что, если организация незаконной миграции наряду с другими действиями организационного характера включает совершение фиктивной регистрации (постановки на учет) иностранцев или апатридов по месту жительства (месту пребывания) в России, содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующей частью ст. 322.1, 322.2 или 322.3 УК РФ. Олег Борисов отметил, что этот пункт направлен на недопущение двойной ответственности за организацию незаконного пребывания в РФ иностранцев и апатридов, заключающегося исключительно в фиктивной регистрации таких лиц или постановке на учет по месту жительства/пребывания. В таких случаях, он отметил, деяние квалифицируется лишь по одному составу преступления.

Если же преступные действия состояли лишь в осуществлении фиктивной регистрации (постановке на учет) вышеуказанных лиц по месту жительства (месту пребывания) в целях создания условий для незаконного пребывания последних в России, содеянное квалифицируется по ст. 322.2 или 322.3 УК РФ и не требует дополнительной квалификации по ст. 322.1 Кодекса.

В п. 11 проекта разъяснено, что создание с единым умыслом условий для осуществления иностранным лицом или апатридом нескольких указанных в ч. 1 ст. 322.1 УК РФ нарушений миграционного законодательства, а равно для совершения одного или нескольких таких незаконных действий одновременно двумя или более иностранцами или лицами без гражданства следует квалифицировать как одно преступление, предусмотренное соответствующей частью ст. 322.1 УК РФ.

По словам адвоката АП МО Виктории Шевцовой, в настоящее время суды крайне формально подходят к рассмотрению данной категории дел. При этом фабула уголовных дел по ст. 322.1 УК носит объединяющий характер по всем действиям, которые можно отнести к организации незаконной миграции. Это поиск клиентов из числа иностранных граждан, нуждающихся во въезде в РФ и длительном пребывании в ней; организация фиктивных юрлиц в целях легализации пребывания вышеуказанных лиц в РФ; предоставление заведомо подложных документов в уполномоченные органы МВД России; получение материального вознаграждения в виде денежных средств за незаконное оформление приглашений иностранным гражданам на въезд и пребывание на территории РФ, а также их незаконную постановку на миграционный учет на территории РФ; фиктивная постановка на миграционный учет

Фиктивные регистрация или постановка на учет по месту пребывания

Из п. 14 следует, что суды, рассматривая преступления по ст. 322.2 и 322.3 УК РФ, должны учитывать содержание понятий места жительства и места пребывания, фиктивной регистрации (постановки на учет), а также иные положения отечественного законодательства о праве граждан РФ на свободу передвижения, миграционном учете иностранцев и апатридов.

В п. 15 документа подробно описан состав преступлений по ст. 322.2 и 322.3 УК. В п. 16 обращается внимание судов, что за совершение преступления, предусмотренного ст. 322.2 УК РФ, ответственность несет собственник или наниматель соответствующего жилья, представивший в орган регистрационного (миграционного) учета сведения или документы для фиктивной регистрации по определенному адресу. Также отмечено, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 322.3, является собственник или наниматель жилья, руководитель или иной уполномоченный работник организации, в которой иностранец или апатрид не осуществляют трудовую или иную законную деятельность, представивший в орган регистрационного (миграционного) учета сведения или документы для фиктивной постановки такого лица на учет по месту пребывания.

Если же сотрудник органа регистрационного (миграционного) учета, зафиксировавший представленные сведения о месте жительства или месте пребывания гражданина РФ, иностранца или апатрида, был заведомо осведомлен о фиктивности такой регистрации (постановки на учет), он несет ответственность за соисполнительство в преступлении, предусмотренном ст. 322.2 или 322.3 УК РФ. Такие преступления, как отмечено в п. 17 проекта, могут совершаться только с прямым умыслом. Если же единым умыслом виновного лица охватывалось осуществление фиктивной регистрации (постановки на учет) по одному и тому же месту жительства или по месту пребывания одновременно двух или более граждан РФ, иностранцев или апатридов, содеянное им образует одно преступление.

В п. 19 проекта отмечено, что при правовой оценке действий без отягчающих обстоятельств, связанных с организацией незаконной миграции по ч. 2 ст. 322.1 УК РФ либо с осуществлением фиктивной регистрации, судам необходимо учитывать положения ч. 2 ст. 14 Уголовного кодекса о том, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

В п. 20 документа судам рекомендовано при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным пересечением Государственной границы РФ и (или) незаконной миграцией, выявлять обстоятельства, способствовавшие их совершению; нарушения прав и свобод граждан; другие нарушения закона, допущенные при производстве предварительного расследования или при рассмотрении уголовного дела нижестоящей инстанцией, о чем необходимо выносить частные определения (постановления) в адрес соответствующих организаций и должностных лиц.


В юридической литературе содержится большое количество толкований ст. 322 1 УК. Большинство авторов считают, что объективную сторону рассматриваемого преступления альтернативно (либо в любом сочетании) составляют: организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства; организация их незаконного пребывания в Российской Федерации; организация их незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.1

На наш взгляд, данная точка зрения является казуистической и не поддерживается юридической теорией.

Объективная сторона преступления по ч. 1 ст. 322 1 УК состоит в организации:

а) незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства;

б) незаконного пребывания их в Российской Федерации;

в) незаконного транзитного проезда их через территорию РФ.

Будучи отчасти согласны с мнением Якимовых, стоит заметить, что ст. 322 1 УК предусматривает ответственность не только за организацию незаконного въезда, но и за совершение таких действий, как организация незаконного пребывания в Российской Федерации, а также незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации, которые ранее не предусматривались статьями УК РФ.

Мы солидарны с мнением Н.Г. Кириенко, позиция которого заключается в том, что организация незаконного въезда - это любые действия, направленные на оказание содействия к перемещению иностранных граждан или лиц без гражданства через Государственную границу РФ на территорию нашей страны в нарушение действующего законодательства Российской Федерации или явившиеся результатом действительного перемещения мигрантов на территорию Российской Федерации.2

По конструкции объективной стороны рассматриваемый состав преступления формальный, преступление, предусмотренное ст. 322 1 УК, будет окончено с момента совершения одного из действий, перечисленных в диспозиции.

Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются также Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, другими федеральными законами и принятыми на основании данных федеральных законов постановлениями Правительства Российской Федерации. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены указанным выше федеральным законом, действуют правила международного договора.

Уголовный закон устанавливает ответственность именно за организацию незаконной миграции, как за наиболее опасное деяние, способствующее повышению концентрации лиц, незаконно находящихся на территории страны, что впоследствии способно причинить вред и другим объектам уголовно-правовой охраны, например, личности или сфере экономики. Этот тезис подтверждается данными статистики, которые свидетельствуют о том, что пребывание незаконных мигрантов зачастую связано с совершением ими на территории РФ различного рода преступных деяний.

Организация указанных действий в целом представляет собой сложную многообразную организационную деятельность и охватывает:

- подбор мигрантов за границей;

- решение вопросов с работодателями и сотрудниками органов ФМС России о получении необходимых разрешений;

- обеспечение изготовления, приобретения, оформления и передачи мигрантам подложных документов;

- решение транспортных вопросов;

- поддержание прежних и установление новых связей с должностными лицами, осуществляющими пограничный и иммиграционный контроль;

- обеспечение подготовки мест укрытия (проживания) на территории РФ и т.д.

Подобная организационная деятельность предполагает причастность к ней в той или иной форме многих лиц. Так, может быть несколько фактических организаторов (юридически - соисполнителей данного преступления) по предварительному сговору; соучастие (пособничество) должностных лиц контрольных органов; ненадлежащее исполнение ими служебных обязанностей (поблажки по знакомству) и т.д.

Статья 322 1 УК устанавливает уголовную ответственность за организацию незаконной миграции только в трех указанных формах и только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Те же действия в отношении граждан Российской Федерации уголовно наказуемы лишь применительно к организации незаконного пересечения Государственной границы РФ, но квалифицируются они по ст. 322 УК со ссылкой на ч. 3 ст. 33 УК.1

Организация незаконного пребывания мигрантов в Российскую Федерацию может быть продолжением деяния, связанного с их незаконным въездом в Российской Федерации, либо представлять собой самостоятельное деяние, когда организуется уклонение законно въехавших в Российскую Федерацию мигрантов от выезда из Российской Федерации по окончании разрешенного срока их пребывания в России. Среди организаторов незаконной миграции роли могут распределяться так, что одни организуют незаконный въезд мигрантов в Российскую Федерацию, а другие - их незаконное пребывание в России либо транзитный проезд через территорию РФ. На квалификацию преступления это не влияет.

Состав преступления - формальный. Преступление для фактического организатора считается оконченным с момента незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства либо факта их незаконного пребывания в Российской Федерации (в случае законного въезда и уклонения от выезда при окончании срока пребывания).1

Если говорить об общественной опасности каждого из трех видов действий, образующих объективную сторону состава преступления, предусмотренного статьей 322 1 УК, то, как полагает Ю.Ю. Бышевский, наиболее опасным из них представляется именно организация незаконного въезда указанных лиц в Россию, два других являются в определенной степени производными от первого (организации въезда).2

По нашему мнению, организатор преступления может принять непосредственное участие в выполнении объективной стороны состава преступления, то есть организовать въезд, пребывание, а также транзит через территорию Российской Федерации иностранцев и лиц без гражданства, а может остаться в стороне. Для его уголовной ответственности достаточно действий по организации незаконной миграции, то есть въезда, пребывания либо транзита иностранных граждан или лиц без гражданства с нарушением установленного для них на этот счет порядка в соответствии с российским законодательством.

Как представляется, упущением законодателя является то, что привлечь к уголовной ответственности по ст. 322 1 УК можно только лицо, организовавшее незаконный въезд, а привлекут ли к ответственности лиц, способствующих ему, но не вошедших в его организованную группу, остается под вопросом. К примеру, содействие организатору незаконной миграции могут оказать лица, предоставившие помещения для проживания незаконным мигрантам.

Таким образом, в качестве элемента объективной стороны ст. 322 1 УК возможно, на наш взгляд, включение такого деяния, как содействие незаконной миграции, потому как процессы, связанные с незаконной миграцией, зачастую становятся возможными не столько в результате их организации отдельными лицами, сколько в результате содействия (действия либо бездействия) со стороны чиновников, от которых, например, зависит выдача или оформление документов, предоставление рабочих мест и так далее. Очевидно, что таких лиц нельзя отнести к организаторам этого преступления и даже установление их в качестве пособника здесь проблематично. В этом случае конкретно, как, впрочем, и в других, весьма вероятен корыстный интерес, что также, по нашему мнению, требует дополнительного включения его в ст. 322 1 УК в качестве, например, квалифицирующего обстоятельства.

Из вышеизложенного следует, что организация незаконной миграции может быть осуществлена только путем действий, которые могут заключаться в разработке способов незаконного въезда в РФ, поиске лиц, желающих незаконно мигрировать, обеспечении их соответствующими документами, установлении незаконных контактов с лицами, осуществляющими контроль за порядком въезда и пребывания на территории РФ, отвечающих за выдачу виз, и в совершении иных действий, направленных на обеспечение незаконного въезда, пребывания или незаконного транзитного проезда. Деяние будет являться оконченным с момента совершения любого из перечисленных выше действий.

1 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. 9-е изд., перераб. и доп. М., 2010; Уголовное право России. Общая и особенная части / Под ред. Н.Г. Кадникова. М., 2006; Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.В. Лунеева, А.В. Наумова. М., 2006.

1 Современный словарь иностранных слов. М., 2000. С. 427.

2 Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1984. С. 403.

3 Самойлюк Н.В. Уголовно-правовая характеристика организации незаконной миграции // Миграционное право. 2009. № 4. С. 33.

4 Бессонов А. Уголовная ответственность за организацию незаконной миграции // Законность. 2005. № 12. С. 11.

5 Ведомости РФ. 1993. № 17. Ст. 594.

1 Якимов О., Якимова С. Организация незаконной миграции: проблемы уголовной ответственности // Уголовное право. 2005. № 1. С. 78.

2 Кириенко Н.Г. О квалификации организации незаконной миграции в теории и практике // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2006. Вып. 2. С. 51.

3 Бессонов А. Уголовная ответственность за организацию незаконной миграции // Законность. 2005. № 12. С. 11.

1 Российская газета. 1996. 19 августа.

2 СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

3 СЗ РФ. 2002. № 45. Ст. 4520.

1 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.И. Чучаева. М., 2009. С. 713.

2 Бышевский Ю.Ю. К вопросу о юридической природе уголовной ответственности за организацию незаконной миграции // Российский следователь. 2005. № 6. С. 34.

1 Бышевский Ю.Ю. Указ. соч. С. 35.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, незаконная миграция, незаконный въезд, лицо, незаконное пребывание, уголовная ответственность, РФ, территория РФ, объективная сторона, Россия.

Похожие статьи

Правовая регламентация ответственности за организацию.

В соответствии с российским законодательством незаконная миграция представляет собой незаконный въезд на территорию Российской Федерации, незаконное пребывание и незаконный выезд с территории Российской Федерации граждан иностранных государств.

Об организации незаконной миграции несовершеннолетних.

незаконная миграция, УК РФ, Российская Федерация, сопровождение родителей, торговля людьми, повышенная общественная опасность, Россия, Государственная граница, мировое сообщество, незаконное удержание.

Ключевые слова: нелегальная трудовая миграция, Российская.

Часть 1. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

Организация незаконной миграции: проблемы предупреждения.

Российская Федерация, незаконная миграция, Россия, сфера миграции, миграционная сфера, гражданин, лицо, федеральный государственный контроль, миграционное законодательство.

Нелегальная миграция в России и методы борьбы с ней

По статистике экспертов ООН, девять процентов населения РФ — мигранты, причем больше половины из них находится в стране незаконно. Чем опасна нелегальная миграция в России и как с ней бороться?

Незаконная миграция как угроза национальной безопасности РФ.

незаконная миграция, Российская Федерация, нелегальная миграция, уголовная ответственность, уголовное законодательство, незаконная миграция граждан третьих стран, Москва, Россия, территория.

Административная ответственность в сфере миграционной.

Российская Федерация, административная ответственность, РФ, Россия, миграционное законодательство, миграционная политика, гражданин, Югра, лицо, административное выдворение.

Субъективные признаки незаконной выдачи паспорта гражданина.

Незаконная выдача паспорта гражданина РФ, повлекшая незаконное приобретение гражданства РФ как преступление против

Так, Уголовный кодекс РФ в ст. 20 определяет, что уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения.

Незаконная миграция как угроза национальной безопасности

А незаконная миграция возникает при нарушении правовых (юридических) норм по пребыванию в пределах той или иной территории страны (например, одни мигранты противозаконно проникают через границу государства, другие.

Похожие статьи

Правовая регламентация ответственности за организацию.

В соответствии с российским законодательством незаконная миграция представляет собой незаконный въезд на территорию Российской Федерации, незаконное пребывание и незаконный выезд с территории Российской Федерации граждан иностранных государств.

Об организации незаконной миграции несовершеннолетних.

незаконная миграция, УК РФ, Российская Федерация, сопровождение родителей, торговля людьми, повышенная общественная опасность, Россия, Государственная граница, мировое сообщество, незаконное удержание.

Ключевые слова: нелегальная трудовая миграция, Российская.

Часть 1. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

Организация незаконной миграции: проблемы предупреждения.

Российская Федерация, незаконная миграция, Россия, сфера миграции, миграционная сфера, гражданин, лицо, федеральный государственный контроль, миграционное законодательство.

Нелегальная миграция в России и методы борьбы с ней

По статистике экспертов ООН, девять процентов населения РФ — мигранты, причем больше половины из них находится в стране незаконно. Чем опасна нелегальная миграция в России и как с ней бороться?

Незаконная миграция как угроза национальной безопасности РФ.

незаконная миграция, Российская Федерация, нелегальная миграция, уголовная ответственность, уголовное законодательство, незаконная миграция граждан третьих стран, Москва, Россия, территория.

Административная ответственность в сфере миграционной.

Российская Федерация, административная ответственность, РФ, Россия, миграционное законодательство, миграционная политика, гражданин, Югра, лицо, административное выдворение.

Субъективные признаки незаконной выдачи паспорта гражданина.

Незаконная выдача паспорта гражданина РФ, повлекшая незаконное приобретение гражданства РФ как преступление против

Так, Уголовный кодекс РФ в ст. 20 определяет, что уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения.

Незаконная миграция как угроза национальной безопасности

А незаконная миграция возникает при нарушении правовых (юридических) норм по пребыванию в пределах той или иной территории страны (например, одни мигранты противозаконно проникают через границу государства, другие.

Читайте также: